Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Служба Рассылок Городского Кота
Спецвыпуск от 09.07.00
Азиатский бизнес идет по западному пути
Ослабление позиций Японии в технологической сфере
Азиатский бизнес идет по западному
пути
(БИКИ, 12.06.00)
Крупным переменам в сторону отказа от привычного патриархально-семейного
уклада, характерного для экономики многих азиатских стран, посвятил недавно статью
английский еженедельник "Экономист". По утверждению журнала, век могущественных
магнатов, господствующих в бизнесе в Азии, уходит в прошлое. Они испытывают все более
сильное давление, заставляющее их осваивать "более западный" стиль ведения
дел. Изменения идут постепенно, но азиатские компании уже переходят от своей старой
патриархальной культуры к той, которая превалирует в Америке или Великобритании.
Это происходит под воздействием четырех основных факторов.
Во-первых, поколение заграничных китайских бизнесменов, создавших огромные империи,
сейчас готовится передать эти империи своим сыновьям, а иногда и дочерям, большинство
которых получило образование в западных университетах, где научилось западным методам
бизнеса. Во-вторых, финансовый кризис последних трех лет заставил крупный азиатский
бизнес гораздо в большей степени полагаться на западный, и особенно англо-американский,
акционерный капитал - и поэтому на современные представления о ценностях держателя
акций. В-третьих, хотя старые магнаты пришли к власти, широко внедряясь в новые отрасли
промышленности, для них Интернет может представлять больше угрозу, чем благоприятную
возможность. Поэтому они должны быстро меняться. И, в-четвертых, дальнейшее совершенствование
правовых регулирующих и финансовых систем в Азии подрывает позиции китайской сети
за рубежом, которая служила основой успеха магнатов в бизнесе.
Принадлежность к категории азиатских магнатов означает
не только успех в бизнесе, но и нечто большее. Многие полагают, что магнаты разделяют
определенные ценности, зачастую приписываемые Конфуцию. В этом есть некоторая правда;
в частности, магнаты происходят из среды, где большое значение придается семье. Обычно
патриарх правит корпоративной империей с неоспоримым правом на власть и ставит сыновей,
племянников и прочих родственников руководить отдельными звеньями своей компании.
В делах, связанных с бизнесом, азиатский магнат предпочитает
посторонним представителей своей этнической группы. Кроме Японии и южноазиатского
субконтинента - Индии и Пакистана, - бизнес в большинстве азиатских стран контролируется
диаспорой китайских эмигрантов. Поэтому кредиторы, снабженцы и подрядчики зачастую
говорят на том же родном диалекте, что и магнаты, даже если они находятся в Малайзии,
Индонезии, Таиланде или Гонконге. Сделки в рамках этой сети традиционно скреплялись
скорее рукопожатиями и доверием, чем подписями. Точно так же магнаты предпочитали
получать капитал в пределах этой сети, например, от связанных с ними банков. Они
неохотно прибегали к посторонним источникам капитала, хотя пользовались и ими. Традиционно
магнаты считали регистрацию на фондовой бирже средством к конечной цели - получить
наличные деньги. Чтобы добиться этой регистрации, они хотя и с неохотой, соглашались
на большую открытость или предоставление больших прав в делах более мелким акционерам.
Аудиторы вообще считаются досадной помехой.
Фактически такой подход является не столько продуктом
"азиатских ценностей", сколько порождением определенной стадии развития
капитализма. Предпринимательская деятельность в викторианской Англии или кайзеровской
Германии также в значительной степени находилась в руках семейств. Некоторые из них
процветали, а иные приходили в упадок. Имена некоторых семейств, таких, как Сименсы
или Тиссены, до наших дней сохранили вес среди корпораций. Точно так же американский
капитализм создавался при нефтяных, стальных и железнодорожных магнатах и их потомках.
Некоторые из сегодняшних промышленных воротил, такие, как Форд, начинали с семейного
бизнеса и со временем стали современными транспарентными компаниями, благожелательно
настроенными к своим акционерам.
Определить момент, когда основатель какого-либо преуспевающего
семейного бизнеса передает власть новому поколению, часто трудно. В Азии этот переход
порой оборачивается катастрофическими последствиями.
Многие из самых известных в Азии магнатов сейчас близки
к моменту передачи. Ясно, что это изменение будет глубоким. В крупнейшей южнокорейской
монополии Hyandai трудная борьба за наследство между двумя сыновьями 84-летнего основателя
Чон Чу Ена недавно завершилась, когда патриарх предпринял весьма неконфуцианский
шаг, назначив своим наследником младшего сына Чон Мун Хона. В ходе первой же пресс-конференции
в начале апреля новый президент корпорации объявил, что введет в совет директоров
Hyandai половину людей извне и что отныне этот совет, а не высокопоставленные менеджеры
будет решать вопросы, связанные с управлением.
Другие азиатские компании точно так же, вероятно, предвидят
радикальные перемены. Поскольку они переходят к новому поколению управляющих, многие
из которых пропитаны западными идеями. Ли Кашин, глава могущественной корпорации
"Цзюн Кун" в Гонконге, начинал как бедный иммигрант из Китая, торгуя вразнос
пластиковыми гребешками и цветами; но оба его сына - Виктор и Ричард обучались в
Станфордском университете и хорошо знакомы с западными представлениями о корпоративных
финансах и новой экономике. Точно так же, когда в 1990 году умер Куок Так Сен, основатель
одной из крупнейших в мире гонконгских компаний недвижимости - "Сун Хун Кай",
его наследниками стали сыновья Уолтер, Томас и Раймонд, учившиеся в Имперском колледже
в Лондоне и Гарвардском университете в Америке. Они западники не только по именам.
Младший сын Раймонд большую часть прошлого года провел в Силиконовой долине в США,
чтобы пополнить свои знания по стратегии Интернета. На Тайване Джефри Ку-младший,
наследник компании Ку (конгломерата, в состав которого входят и банки, и цементные
заводы), совершенствовал свое образование в Уортоновской школе бизнеса.
Знание Запада, конечно, не обязательно означает быть
западником. "Технические приемы - современные, - констатирует Виктор Фун, представитель
элиты гонконских деловых кругов, который управляет также кантонской торговой корпорацией
"Ли энд Фун", - но культура все же - конфуцианская". Впрочем, и тут
происходят изменения. Когда Фун впервые приехал в Азию после работы профессором экономики
в Гарвардской школе бизнеса, он понял, что должен "забыть все, что знал"
относительно ценности акционера и управления бизнесом. Но положение изменилось. Сейчас,
говорит он, "я применяю все, чему научился в школе бизнеса".
Недавний финансовый кризис оказал воздействие столь
же драматическое, как и смена поколений. Он заставил лидеров крупного бизнеса в Азии
искать помощь извне в том, что касается менеджмента и финансов. В годы бума в Азии,
говорит Фун, "вы могли управлять обширной империей с весьма малым числом людей,
принимающих немногие решения. Сейчас вам требуется большое количество мелких решений".
Как результат магнаты не могут больше полагаться просто на собственные разросшиеся
семейства для управления своим бизнесом, а должны привлекать профессионалов со стороны.
Финансовый кризис опустошил балансовые счета не только
большинства азиатских компаний, но и их банков. Это означает, что фирмы должны были
в большей мере полагаться на "впрыскивания" акционерного капитала от западных
учреждений - вкладчиков. Примером может служить "империя Липпо" в Индонезии.
Она была основана заграничным китайским бизнесменом Ли Мо Тье, позднее принявшим
индонезийское имя Мохатар Риади.
Он начинал с продажи батика и часов и со временем расширил
свою деятельность, охватив многие отрасли - от кабельного телевидения до финансовых
услуг, универсальных магазинов и т.д. Подобно другим индонезийским конгломератам
"Липпо" сильно пострадал от финансового кризиса конца 1990-х годов. Сыновья
патриарха - Джеймс и Стивен Риади прониклись желанием опровергнуть старую китайскую
пословицу о том, что первое поколение наживает деньги, второе - тратит их, а третье
- теряет. Поэтому они пригласили широко разветвленную и строго управляемую американскую
страховую компанию "АИГ" (Америкэн иншуренс груп") и голландскую финансовую
группу "ИНГ" стать партнерами "Липпо". Это привело к тому, что
в управлении оказался посторонний человек: австралиец Ян Клайн из ИНГ возглавил "Липпо
банк". Это был первый иностранец, занявший такой пост в Индонезии.
Присутствие иностранных акционеров с небольшим количеством
акций заставляет меняться корпорации. Взять, к примеру, Роберта Куока - малайзийского
китайца, нажившего свое первое богатство на продаже масла, муки и сахара (когда-то
он контролировал 10 проц. мировой торговли сахаром). Будучи во многом прототипом
азиатского магната, Куок контролирует сеть роскошных гостиниц, основную гонконгскую
газету на английском языке и многое другое. Недавно ему пришлось пойти на слияние
своей частной, но прибыльной дочерней фирмы, управлявшей его отелями, с другой, не
столь прибыльной компанией, акции которой свободно обращаются на фондовом рынке.
Как заявляют аналитики, на этот шаг его подвигли акционеры, которым не нравится,
что их стригут как овец. Давление такого рода служит одной из причин, почему Куок
в частном порядке говорит о намерении снова уйти с фондового рынка. Получившие образование
в Англии его сыновья (и наследники) никогда бы не стали противоречить ему публично
- это во многом еще конфуцианская традиция, - но они, как говорят, придерживаются
иных взглядов.
Хотя Азия только теперь осваивает "новую экономику",
влияние этой последней на торгово-промышленные империи в Азии может быть еще большим.
В настоящее время Азия на несколько лет отстает от Америки и Европы в своем переходе
к электронной торговле. Но когда Интернет получит широкое признание, то он может
стать величайшей силой, влияющей на "конфуцианскую" практику управления
в силу трех причин. Во-первых, он подрывает старые модели бизнеса магнатов, основанные
на связях между китайцами по всему миру и преимущественном информировании. Во-вторых,
он позволяет быстро подняться новым конкурентам. В-третьих, Интернет-бизнес полагается
в гораздо большей степени, чем прежние экономические операции, на капиталовложения
во взаимные фонды с повышенным уровнем риска, равно как на сделки с ценными бумагами
в качестве компенсации служащим, и эти группы требуют большей открытости.
Рассмотрим прежде угрозу старым моделям бизнеса. Многие
магнаты начинали свою карьеру, скажем, с торговли предметами первой необходимости;
затем переходили в производственную сферу, а позднее - в сферу недвижимости, розничную
торговлю и телекоммуникации. В настоящее время их стратегии в Интернете обычно состоят
в том, чтобы развивать эти существующие виды бизнеса - задача, которую все они поручают
своим сыновьям.
Но прошлый успех магнатов в этих видах бизнеса в значительной
мере объяснился неэффективностью рынков, на которых они действовали. С этим была
связана и система вознаграждения за частную информацию о покупателях и продавцах,
которую магнаты получили от своей сети зарубежных китайцев. Та сеть была основана
на отсутствии надежной информации и средств связи, что делало необходимым наличие
личных связей и выплат информаторам. Делая информацию обильной, немедленной и всем
доступной, Интернет уменьшает потребность в хорошо осведомленных посредниках и тем
самым снижает ценность этой сети. Сыновья Роберта Куока, к примеру, вполне могут
с успехом преобразовать свою торговлю сахаром в операции с компьютерной торговлей.
Но информация о покупателях и продавцах будет доступна каждому, кто подключается
к сайту в Интернете. Более того, ничто не мешает вновь вступившим создавать соперничающие
сайты.
Интернет разрушает и другие барьеры для желающих включиться
в бизнес магнатов. Супермаркеты в Гонконге вполне устраивало то, что ими владели
две компании Ли Кашина и Жарден Метисон, но затем некто по имени Джимми Лай вторгся
на этот рынок и развязал войну цен. Возможно, что такие фигуры, как Джимми Лай, становятся
обычным явлением в Азии.
Учась пользованию Интернетом, большинство азиатских
компаний полагается либо на союзы с западными (главным образом - американскими) компаниями
или на западных "рисковых капиталистов". Так что "больше Интернета
означает больше акционерного капитала и больше новых ценных бумаг на фондовой бирже,
что обязательно приведет к большей прозрачности", говорит Сумил Гунта, аналитик
компании "Морган Стэнли" в Гонконге. Хорошим примером азиатской компании
нового столетия, которая представляет такую модель, служит китайская компания с адресом
China.com. Она возникла как совместное предприятие, созданное китайским государственным
информационным агентством Синьхуа, но в прошлом году стала первой азиатской компанией
в сети Интернет, включенной в список НАСДАК. Половина членов ее совета директоров
сейчас - американцы или англичане, и самый крупный пакет акций находится в руках
служащих.
Быть может, самый мощный удар по власти азиатских магнатов
был нанесен кризисом конца 1990-х годов. Это заставило правительства стран Азии предпринять
большие усилия, чтобы привести в порядок свои финансовые и регулирующие режимы. Когда
внутренние законы становятся строже, законы, регулирующие контракты, более жесткими,
правила конкуренции более суровыми, а рынки капитала более эффектными, тогда пригодность
старой "банановой сети" китайской диаспоры за рубежом, основанной на доверии
и этнической принадлежности, стала падать.
По мере того как рынки в Азии становятся более регулируемыми,
азиатские бизнесмены все в большей степени готовы вступать в контакты, выходящие
за пределы старой сети. В прошлом, вспоминает г-н Фун из Гонконга, люди делали бизнес
только с людьми, предки которых были выходцами из той же деревни в провинции Фуцзянь
или Гуандун. "Во времена моего отца все скреплялось рукопожатием, - говорит
он. - Но сейчас мы все больше используем контрактные соглашения". Контракты
менее совершенны, чем на Западе, оставляя большую возможность для их толкования.
И на таких менее развитых рынках, как Индонезия, Фун обратился бы к старым методам,
чтобы проконтролировать потенциальных партнеров в бизнесе. Однако "бамбуковая
сеть" постепенно открывается.
Для нового поколения Интернет может создать новые сети,
говорит глава китайской компании в Гонконге Чьен, сам участник старой сети, связывавшей
гонконгскую элиту деловых кругов с китайцами в Силиконовой долине в США.
С уходом в прошлое старой сети будет уходить и мир,
породивший азиатских патриархов - управляют ли они огромными империями или более
мелкими поместьями. Это может заставить некоторых сегодняшних магнатов испытать на
себе справедливость китайской поговорки о том, что богатство наживают и растрачивают
на протяжении трех поколений. Более вероятная эволюция такова, что наследники азиатских
магнатов постепенно станут современными менеджерами, т.е. управляющими компаниями
по западным образцам. Сегодня Ричард, сын Ли Кашина, наиболее яркий тому пример.
Мало кто сомневается, что он воспользовался теми связями, которые его отец имел в
прошлом. Первым реальным активом его компании в Интернете "Пасифик Сенчури Груп"
был правительственный контракт на строительство административного комплекса на острове
Гонконг, который был предоставлен ему без проведения обычного тендера. Тем не менее,
Ричард - вполне современный босс и разговаривает с западными партнерами на их языке.
"Нет никаких причин, почему азиатскими компаниями
нельзя будет в ближайшие десять лет управлять так, как управляется компания "Дженерал
электрик", - говорит глава китайской компании в Гонконге Чьен. - Аудиторы будут
подписывать ежегодные и, возможно, даже ежеквартальные отчеты. Инвесторы и аналитики
будут иметь доступ к менеджерам, и этими менеджерами будут, вероятно, как международные
профессионалы, так и члены семейств, нанимаемые и снимаемые с постов независимыми
советами директоров. Владельцы малых пакетов акций будут меньше бояться быть обманутыми.
Ослабление
позиций Японии в технологической сфере
(БИКИ, 17.06.00)
В 1999 - 2000 гг. репутация Японии как одного из мировых
лидеров в области использования достижений науки и техники явно ухудшилась. Выявились
серьезные просчеты в реализации крупных проектов общенационального значения. Например,
функционирование системы скоростного железнодорожного сообщения "синкансэн"
оказалось далеко не идеальным. Произвольная цепная реакция на ураноперерабатывающем
предприятии в Токаймуре, которая привела к гибели одного рабочего, травмированию
двоих и облучению сверх допустимой нормы еще нескольких десятков занятых на этом
заводе, рассматривается как наиболее серьезный инцидент в ядерно-энергетическом секторе
со времени чернобыльской аварии. Две подряд неудачные попытки выведения на орбиту
спутников с помощью ракеты новейшего типа "H-II" поставили под вопрос конкурентоспособность
Японии в области коммерческих запусков ИСЗ. Сравнительно недавно японская ракета
"M-5" (используется в научных целях), считающаяся надежным средством доставки
космических грузов, отклонилась от заданного курса, что привело к потере спутника,
предназначенного для проведения исследований в рентгеновском диапазоне.
Эти программы, призванные в какой-то степени обеспечить
региональное и даже глобальное первенство Японии, стали объектом скрупулезного анализа
специалистов. Развернулась дискуссия об эффективности государственного вмешательства
в управление научной сферой. Представители делового мира считают, что неудачи стали
следствием резкого сокращения финансирования промышленных НИОКР, которое было предпринято
в условиях значительного обострения конкуренции на японском рынке. Причина может
заключаться и в отсутствии фундаментальных изменений в системе работы корпорационных,
государственных и университетских лабораторий и других научных учреждений. Сложившаяся
ситуация напоминает возникшую в США после запуска первого советского спутника, когда
американцам в срочном порядке пришлось форсировать НИОКР для преодоления стратегического
отставания.
Несомненно, что недавние провалы в технической области
в Японии частично связаны с экономией материальных средств. К работе на ураноперерабатывающем
предприятии "JCO" в Токаймуре были привлечены неквалифицированные рабочие,
которые под влиянием распоряжений, отданных с целью экономии времени и средств, существенно
превысили норму загрузки оксида урана в смесительный резервуар. Устаревшее производственное
оборудование и обострившаяся конкуренция со стороны иностранных поставщиков усиливали
финансовые проблемы ураноперерабатывающей фирмы.
Дефицит средств испытывали и компании, занимавшиеся
выведением на орбиту коммерческих ИСЗ. Национальное агентство космических исследований
в ответ на критику по поводу дороговизны разработанных средств доставки (по стоимости
они в два раза превосходят американские или западноевропейские аналоги) приняло меры,
направленные на их удешевление. Однако следствием экономии стала серия технических
ошибок и неоднократная отсрочка запусков. В ноябре прошлого года первая ступень ракеты
"H-II" отделилась преждевременно, что заставило командный пункт уничтожить
ее в целях безопасности.
В феврале 2000г. неудача с ракетой "M-5"
была связана с дефектами графитового сопла в двигателе первой ступени. Изготовитель
- фирма "Nissan Motor" - не провела должного контроля готового изделия.
Свои финансовые трудности она пыталась решить путем продажи предприятия, занимающегося
производством космической техники. Здесь уместно отметить, что в настоящее время
практически вся обрабатывающая индустрия Японии находится в стадии реструктуризации,
что в ряде случаев негативно отражается на промышленных НИОКР. Японские фирмы испытывают
проблемы не только из-за вынужденного отказа от старых затратных методов хозяйствования,
но также в связи с продолжающейся общеэкономической рецессией. Прошли времена, когда
правительство регулярно предоставляло лицензии, технологии и выгодные контракты,
смягчая действие рыночных механизмов, которые в противном случае не оставляли шансов
для компаний, являющихся слабейшими в конкурентной борьбе. Компания "JCO"
сумела выжить только благодаря лобби, защищающему ядерно-энергетический комплекс
страны.
Усиление финансовых ограничителей является не единственной
проблемой для предпринимательства в современной Японии. В частности, японские промышленники
обнаружили, что некоторые апробированные подходы к инновационной деятельности больше
не действуют. Например, не дает нужных результатов система "кайзен" (совершенствование
продукции "шаг за шагом"), которая впервые была внедрена фирмой "Toyota"
в 70-х годах и с тех пор использовалась многими компаниями по всей стране. На "Toyota"
рабочие сами вносили изменения в производство, если были уверены в лучших результатах.
Менеджеры устанавливали более жесткие целевые ориентиры и сводили к минимуму распоряжения
персоналу. Дисциплинированность и квалификация рядовых работников позволяли прибегать
к системе "кайзен" для постоянного повышения производительности, даже в
условиях освоения качественно новой продукции и снижения предпринимательских расходов.
Такой подход лучше всего действовал на сборочных линиях,
на которых миллионными сериями производилось ограниченное число изделий (автомобили,
телевизоры, видеомагнитофоны и др.). Однако сборка плохо согласуется с изготовлением
наукоемкой продукции, каждый образец которой должен соответствовать особым требованиям
заказчика (к таковой относятся, например, системы управления воздушным движением),
или изделий, в которых решающее значение имеет согласованная работа тысяч взаимозависимых
компонентов (например, в средствах доставки космических объектов).
В настоящее время в большинстве наукоемких областей
"ноу-хау", необходимые для изготовления компонентов, узлов или готовых
изделий, настолько изменились, что для обычного рабочего стало крайне сложным внести
какое-либо ценное инновационное предложение. Управлять такими попытками возможно
лишь сверху через подготовку объемных инструкций, составленных высококвалифицированными
специалистами и детализирующих все этапы производства наряду с подробным описанием
нестандартных ситуаций в производственном процессе. Такой системный технологический
подход к наукоемким производствам получил большее развитие в США (особенно в ВПК),
чем в Японии.
Однако традиции даже в таких странах, как Япония, подвержены
изменениям, тем более при давней широкой ориентации японских компаний на использование
иностранных идей и достижений с последующей организацией на этой основе "экспортного
наступления" по всему миру. В 50-е годы качество японских изделий улучшалось
на основе приобретения "ноу-хау" в США. До этого времени товары из Японии
славились своим оригинальным дизайном, но отличались слабым промышленным исполнением.
Актуальной, как и в современный период, была задача по ограничению вмешательства
правительства в управление на уровне предприятий и по передаче инициативы исследователям
и специалистам.
Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В
результате реализации трех новых общенациональных инициатив нанесен удар по "структурированному
патернализму", который характеризовался тем, что министерства и ведомства Японии
(в частности, министерства телекоммуникаций, здравоохранения, внешней торговли и
промышленности) традиционно опекали компании в подведомственной им сфере.
Первая инициатива касается формы ассигнований государственных
средств на НИОКР. В настоящее время в Японии действует Совет по науке и технике,
который призван устанавливать приоритеты в области НИОКР и координировать их. Практически
же это ведомство в основном дает рекомендации правительству и автоматически утверждает
предложения отдельных министерств. Неудивительно, что такая система ведет к дублированию,
становится невозможной концентрация на общенациональных приоритетах. Ситуация должна
измениться в 2001г., когда совет будет упразднен. Его заменит независимый орган в
составе ученых и экспертов, которые будут отобраны прежде всего исходя из высокого
уровня их специальных знаний. Он будет разрабатывать национальный план НИОКР и обладать
полномочиями по его выполнению.
Вторая инициатива состоит в принятии закона (его проект
представлен в парламент в феврале текущего года), в соответствии с которым ученые
и специалисты из японских университетов впредь не будут рассматриваться в качестве
государственных служащих. Они смогут выступать в качестве независимых подрядчиков.
После принятия закона у них появится возможность оказывать консультационные услуги
промышленным фирмам и входить в советы директоров компаний. Японские университеты
и колледжи превратятся в независимые учреждения, что позволит им получать контракты
из частного сектора на проведение исследований и использовать полученные средства
по своему усмотрению. До сих пор юридические и бюрократические препятствия определенным
образом сдерживали эффективное сотрудничество между представителями академических
кругов и промышленности.
Третья инициатива сводится к принятию нормативно-правового
акта по образцу закона Бэйха - Доула, вступившего в силу в США в 1980г. и способствовавшего
укреплению позиций Соединенных Штатов в технологической сфере. В соответствии с ним
патентные права на изобретения, сделанные в ходе работ с использованием средств налогоплательщиков,
закрепляются за участниками этих работ, например университетами или частными компаниями.
В результате в США и ряде других стран (аналогичные реформы проведены, в частности,
в Западной Европе) наблюдался рост наукоемкого бизнеса, созданного учеными и специалистами.
Как отмечает еженедельник "Ecоnomist", пока
еще рано судить о том, сумеет ли Япония извлечь уроки из технологических неудач и
мобилизовать ресурсы на их преодоление подобно Соединенным Штатам, которые после
запуска первого советского спутника сумели преодолеть отставание. Перед Японией стоит
более сложная задача, поскольку генезис провалов в технологической сфере имеет чисто
внутренний характер и не определяется внешними факторами. От того, насколько быстро
Япония реформирует систему управления НИОКР, зависит ее возврат в группу стран, являющихся
безусловными мировыми лидерами в технологической сфере.
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые
Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу globalec@mail.ru.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||