Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Служба Рассылок Городского Кота
 
В этом спецвыпуске - статья вице-президента Торгово-промышленной
палаты РФ Александра Чеснокова, посвященная развитию Интернет-экономики.
Электронная торговля - новая сфера внутренних и внешних инвестиций
(Торгово-промышленные ведомости, 16.06.00, автор - А.Чесноков)
Через несколько лет наши искушенные в электронных технологиях дети и внуки будут недоумевать, каким же собственно образом рынок функционировал без современных коммуникаций. Как Россия, формируя макроэкономические программы развития экономики, забывала об одном - развитии инфраструктуры обеспечения деятельности этой экономики, а собственно, и развития рынка товаров и услуг.
Да, сегодня прекрасные экономические программы основаны на доходах от сырьевой составляющей России, займов Всемирных инвестиционных и банковских институтов, налогах, удушающих любой бизнес и подавляющих экономическую свободу предприятий. Все это стагнационные атрибуты традиционного развития экономики.
Применение современных информационных технологий в бизнесе формирует новые направления в глобальной системе координат мировой экономики. Это направление сегодня принято называть Интернет-экономикой.
Движущей силой инвестиционных процессов сегодня в мировом сообществе являются поразительные результаты, достигнутые в информационно-технологическом секторе. Его рыночная капитализация превысила 2,7 триллионов долларов. На этот сектор сегодня приходится около четверти общей капитализации фондового рынка США по сравнению с 10% в 1990г. Меняющаяся структура инвестиционного рынка отражает тот факт, что на сектор современных информационных технологий в настоящее время приходится около 25% акционерного капитала компаний в США, 18% - в Великобритании, 14% - Швеции, 11% - Германии и 8% - Японии. Одновременно с этим инвестиционная составляющая в таких отраслях как горнодобывающая и тяжелая промышленность резко падает. В 1999г. рыночная капитализация всей металлургической отрасли США составила немногим более $320 млрд., или 60% рыночной капитализации Microsoft. Прошлый год также ознаменовался бурным ростом венчурного капитала, направляемого в высокотехнологичные компании. Так, например, в Интернет-экономику в 1995г. было инвестировано более $1 млрд., а уже в 1999г. - более $27 млрд. (в США).
Сегодня для зарубежных компаний нет ничего более постыдного, чем не иметь доступа в Интернет. Ларри Эллисон (Oracle) или Энди Гроув (Intel) предупреждают, что через пять лет "все компании станут интернетовскими или не будут компаниями вообще". Конечно, эти высказывания явно преувеличены, но факты упрямая вещь и говорят сами за себя. Так это или нет, покажет время, но то, что XXI век будет веком новых мягких технологий, не требует сегодня каких-либо серьезных доказательств, всеочевидно.
"Интернет-экономика" начинает переворачивать бизнес, ставить его с ног на голову. Те, кто используют современные информационные технологии бизнеса сегодня, у них дела идут лучше, кто игнорирует - остается за бортом. "Интернет" коренным образом меняет методы работы многих компаний - заметнее всего в области высоких технологий, но сегодня они проникают и в другие сферы - машиностроение, химию, биотехнологию, медицину, финансовые и фондовые рынки, нефтяные газодобывающие отрасли и т.д. И "купля-продажа" через Интернет - это только верхушка массивного и все разрастающегося айсберга. В то время как одни компании действительно впервые прибегают к Интернету для прямого выхода на своих заказчиков, другие используют его возможности и разветвленность коммуникаций для интенсификации своих отношений с торговыми партнерами, например, для запроса цен или реализации излишков товарно-материальных запасов на торгах.
Интернет дает возможность компаниям выйти со своим товаром на огромный мировой рынок, значительно снижать расходы в построенных ими цепочках спроса и предложения, обслуживать заказчиков на таком уровне, о котором нельзя было и мечтать, внедриться на ранее недоступные по географическим причинам рынки, создавать новые рынки труда и капитала, новые потоки доходов и, наконец, пересматривать сам характер своей деятельности.
Во всех отраслях - от рекламного бизнеса до транспортировки грузов или производства биопрепаратов - появляются совершенно новые Интернет-компании. Используя возможности Интернета, эти информационные посредники создают суперэффективные электронные рынки товаров и услуг, сводя вместе продавцов и покупателей, которые бы прежде не могли найти друг друга, и осуществляют сделки "купли или продажи" с использованием средств электронного документооборота.
Это принято называть "электронной коммерцией", которая является основной составляющей, частью Интернет-экономики в целом. Межфирменная Интернет-торговля развивается наиболее бурными темпами. По некоторым оценкам электронная торговля "бизнес-потребитель" вырастет с $8 млрд. до $108 млрд. в 2003 году. В то же время электронная торговля в отношениях "бизнес-бизнес" вырастет за тот же период с $43 млрд. до $1,3 триллионов. Этот оборот сравним с ВВП таких стран как Франция, Германия, Италия, Великобритания. А ВВП России составляет лишь 1/6 часть. Германия войдет в стадию "гиперроста" электронной торговли через 2-3 года, а Япония, Италия и Франция - через 4-5 лет.
Неудивительно, что первыми признали Интернет и стали его ярыми приверженцами высокотехнологичные компании, компьютерная индустрия и электроника, в результате чего они уже далеко продвинулись по пути достижения критической массы. Но и аэрокосмическая отрасль, коммуникационная, автомобильная промышленность претерпевают глубокие изменения, порожденные Интернетом, и их достижения очень высоки. То же можно сказать и о сфере финансовых услуг, которые хорошо интегрируются в Интернет и приводят к большим инвестициям в соответствующую инфраструктуру.
Гибкие Интернет-компании, стремясь разбудить гигантов, предлагают новые хозяйственные модели - ведь именно крупные компании, обладая реальным влиянием в области финансов и на рынке, остаются основным источником развития электронного бизнеса. Среди них GE, Ford, Wal-Mart и другие. Ведь когда такие компании начинают "электронный бизнес", это событие отдается многократным экономическим эхом.
Всегда традиционно фирма направляет инвестиции вовнутрь, концентрируя внимание на повышении эффективности каждого своего предприятия в отдельности. В противоположность этому, "Интернет-экономика" направлена на установление связей и заключение сделок со всем внешним миром.
Благодаря "электронному бизнесу" эффективность повышается не только от ускорения и автоматизации собственных процессов, но и от повышения эффективности контактов с новыми поставщиками и заказчиками, и гигантским снижением трансакционных издержек. Резко снижаются расходы на рекламу, на маркетинговые исследования, на получение и анализ информации о рынках. Уменьшается потребность в торговых посредниках. Экономия достигается также за счет повышения унификации торговых операций, проводимых через Интернет.
Когда крупная компания посредством значительных инвестиций в денежном выражении или путем преобразований, частично или полностью переносит операции в Интернет, она оказывает давление на своих партнеров, вынуждая их делать то же самое. Поставщики и даже некоторые заказчики, настаивающие на продолжении торговли старым способом, вымрут как мамонты, в то время как те, которые перестраиваются, выиграют от этого бизнеса. Но очень важно то, что эта перестройка несет с собой и культурные последствия. Ни один хозяйствующий субъект не может теперь рассматриваться как более или менее независимое лицо. Она должна стать частью экономической геосистемы, в которой фирмы, торгующие друг с другом, используют Интернет, чтобы позволить своим партнерам и заказчикам проникнуть в свои внутренние системы и процессы.
Это во многом приведет к открытости и гибкости большинства компаний и, как показывает практика, они этого не боятся. В феврале 2000 года компания "Ford Motor Company" начала совместный проект с HP. Отныне сотрудники всех отделений "Ford Motor" будут обеспечиваться доступом в Интернет. По замыслу авторов программы, подобная практика приведет к тому, что персонал компаний станет активнее осваивать новые сетевые технологии и будет лучше разбираться в тонкостях "электронной коммерции". Как заявил президент Джек Насир: "электронный бизнес - неотъемлемая часть нашей стратегии". В свою очередь, стратегия компании направлена на обеспечение лидерства в автомобильной промышленности. И начало этого проекта лишь первый шаг на пути к этой цели. Другие известные компании Amazon.com. и Sotheby's заключили договор о проведении совместных онлайновых аукционов, на которых будут выставляться произведения искусства. Для реализации проекта Amazon.com. инвестирует более $45 млн. Настоящую сенсацию вызвало сообщение о крупнейшей инвестиционной сделке на интернет-рынке: слиянии компаний Америка онлайн и Time Warner ценой в $160 млрд. То же самое происходит с крупнейшей компанией Рупера Мердока News Corp. и Интернет-порталом Yahoo!
Заманчивость инвестиций в Интернет-экономику сегодня настолько ажиотажна, что порой напоминает детскую игру, когда по сигналу ведущих нужно занимать стулья, число которых всегда на единицу меньше числа играющих. На самом деле инвестиции в Интернет-экономику являются не только высокоприбыльными, но и обеспечивающими движение общества вперед к устойчивому развитию мирового сообщества. По сути дела, изменяется геоэкономическая ситуация на рынках труда, капитала, производства товаров и услуг, социальной сферы, создания равных возможностей торговли во многих странах мира. Все это записано в многостраничных резолюциях ООН, других международных организациях, которые, кстати, ведут огромную работу в сфере развития Интернет-торговли и, что самое главное, разрабатывают интегральные законы в этой сфере применения во многих странах мира. Свои рекомендации и резолюции разработали Комиссии по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию в рамках Международной торговой организации, Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ) и Центр по упрощению процедур международной торговли (СЕФАКТ) в рамках Европейской экономической комиссии, Международная торговая палата, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, Комиссии Европейских сообществ и многих других.
Главное сегодня для России не отставать от тех процессов, которые проходят в области Интернет-экономики при формировании соответствующего международного законодательства и интеграции в мировое экономическое пространство. Пока еще очень осторожно инвесторы ступают на российскую землю, наученные финансовыми кризисами, налоговым законодательством, мафией и преступностью, но инвестиций в развитие Интернет-экономики в Россию не избежать - слишком велик потенциальный рынок товаров и услуг, а самое главное - потребителей.
Конечно, для того чтобы произошел резкий скачок в сфере электронной торговли, инвестиции необходимы, прежде всего, в телекоммуникационную сферу, потому что качественный доступ в Интернет, особенно в регионах, является одним из обязательных условий увеличения числа пользователей Интернет. Если учесть, что сегодня в США более 120 млн. пользователей, в Западной Европе - более 50 млн., в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 70 млн., Восточной Европе - 12 млн., а в России всего 2 млн., то становится ясным, что серьезные инвестиции требуются, прежде всего, в регионы России с тем, чтобы обеспечить необходимые возможности для работы в сети Интернет. И если сегодня в России Интернет используют всего 1,5% населения, а, к примеру, в Скандинавских странах - 40%, в США - около 30%, в Великобритании - 15%, то инвестиционная емкость рынка практически безгранична. Сегодня мы наблюдаем положительную тенденцию притока инвестиций в сферу телекоммуникаций и Интернет-экономику. Более 30 различных зарубежных и российских компаний сегодня готовы инвестировать сюда более $500 млн.
Недавние примеры показали, что практически любая уважающая себя компания или крупные российские предприятия открывают собственные инвестиционные Интернет-проекты. По оценкам ТПП РФ эта сумма может составлять до $1,5 млрд. О таких инициативах по развитию "электронной торговли" и "Интернет-проектов" заявили группа "Мост", НК "Юкос", "Интеррос", НК "Лукойл", "Газпром" и ряд других, готовых инвестировать по 10-15 млн. долларов в новую сферу электронного бизнеса. Активно участвуют в развитии Интернет-проектов такие компании, как Intel, Microsoft, Lucent Tec., Cisco, Делойт Энд Туш, Sun capital, Arthur Andersen, Эрнст энд Янг, Бэймер и Маккинзи и многие другие. Некоторые венчурные фонды и организации пока присматриваются к российскому Интернет-рынку. Так, например, Фонд "Евразия" еще в начале 1999 года объявил конкурс по созданию Центров электронной коммерции (гранты на сумму до $200 тыс.), что является как бы первыми шагом в инвестиционном процессе венчурного капитала. Но в конце 1999 года многие инвесторы стали проявлять интерес к Интернет-проектам, уже действующим в течение 2-3 лет на российском рынке. К таким инвестиционным проектам относятся покупка акций "электронного магазина" ОЗОН.RU за $3 млн., подготовка к продаже за $2 млн. пакета акций портала Rambler, электронных изданий Lenta.ru, Polit.ru, интернет-магазина XXL, поискового портала "Апорт" и ряд других. Значительную активность в соответствующих инвестиционных проектах проявляют Инвестиционный консорциум "Русские фонды", United Financial Group, Barving Vostoc Capital Partners, Intel Capi-tal и другие. Однако инвестиции в десятки и даже сотни тысяч долларов не могут сегодня создать интегрированную систему электронной торговли в России.
Пока мы находимся на уровне в последнее время очень популярного анекдота: "Трое попрошаек в Нью-Йорке расположились на одной улице. Один написал на картонке "нищий", к концу дня собрал $5, купил дешевого вина и счастливо заснул на скамейке. Второй написал "нищий.com", заработал $15 тыс. и уехал на хорошей машине. Третий написал "е-нищий", и представители одной крупной компании тут же предложили ему организовать совместный проект по электронной коммерции". Увы, многие наши российские проекты равняются на первый пример. Если говорить серьезно, в марте этого года Американской торговой палатой и Торгово-промышленной палатой РФ подготовлен доклад и проведена конференция на тему: "Электронная торговля России: перспективы развития и роста", где принимали участие руководители государственных, общественных и коммерческих структур, которые выработали ряд предложений по принципам формирования рынка электронной торговли в России в сфере законодательства, налогообложения, таможенной политики, защиты информации, электронных платежей, доставки и страхования купленных товаров, логистики и сетевого маркетинга, одним словом всего того, что входит в понимание электронной торговли и Интернет-экономики.
Учитывая важность для бизнеса развития этой сферы услуг, в том числе по инициативе предпринимательских кругов, с участием Торгово-промышленной палаты в настоящее время ведется подготовка "Федеральной целевой программы развития электронной торговли в России на 2001 - 2006 гг.", которая будет рассмотрена на заседании Правительства РФ. И сегодня заслуживает одобрение то, что проблемы развития электронной торговли в России - это проблемы не только предпринимателей, но и органов исполнительной и законодательной власти, и в этом есть серьезное понимание с их стороны. Учитывая это понимание, развитие электронного бизнеса в России встает на прочный путь интеграции в международные проекты в этой сфере, и совсем неважно, чей инвестиционный капитал придет в Россию в эту сферу, важно то, что Россия сегодня готова принять эти инвестиции и обеспечить развитие инфраструктуры рынка товаров и услуг с учетом международных правил и обычаев. Поэтому российский бизнес ждет сегодня серьезных партнеров и инвесторов, тех, кто приходит на российский рынок всерьез и надолго развивать "электронную торговлю".
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу globalec@mail.ru.
Электронная торговля - новая сфера внутренних и внешних инвестиций
(Торгово-промышленные ведомости, 16.06.00, автор - А.Чесноков)
Через несколько лет наши искушенные в электронных технологиях дети и внуки будут недоумевать, каким же собственно образом рынок функционировал без современных коммуникаций. Как Россия, формируя макроэкономические программы развития экономики, забывала об одном - развитии инфраструктуры обеспечения деятельности этой экономики, а собственно, и развития рынка товаров и услуг.
Да, сегодня прекрасные экономические программы основаны на доходах от сырьевой составляющей России, займов Всемирных инвестиционных и банковских институтов, налогах, удушающих любой бизнес и подавляющих экономическую свободу предприятий. Все это стагнационные атрибуты традиционного развития экономики.
Применение современных информационных технологий в бизнесе формирует новые направления в глобальной системе координат мировой экономики. Это направление сегодня принято называть Интернет-экономикой.
Движущей силой инвестиционных процессов сегодня в мировом сообществе являются поразительные результаты, достигнутые в информационно-технологическом секторе. Его рыночная капитализация превысила 2,7 триллионов долларов. На этот сектор сегодня приходится около четверти общей капитализации фондового рынка США по сравнению с 10% в 1990г. Меняющаяся структура инвестиционного рынка отражает тот факт, что на сектор современных информационных технологий в настоящее время приходится около 25% акционерного капитала компаний в США, 18% - в Великобритании, 14% - Швеции, 11% - Германии и 8% - Японии. Одновременно с этим инвестиционная составляющая в таких отраслях как горнодобывающая и тяжелая промышленность резко падает. В 1999г. рыночная капитализация всей металлургической отрасли США составила немногим более $320 млрд., или 60% рыночной капитализации Microsoft. Прошлый год также ознаменовался бурным ростом венчурного капитала, направляемого в высокотехнологичные компании. Так, например, в Интернет-экономику в 1995г. было инвестировано более $1 млрд., а уже в 1999г. - более $27 млрд. (в США).
Сегодня для зарубежных компаний нет ничего более постыдного, чем не иметь доступа в Интернет. Ларри Эллисон (Oracle) или Энди Гроув (Intel) предупреждают, что через пять лет "все компании станут интернетовскими или не будут компаниями вообще". Конечно, эти высказывания явно преувеличены, но факты упрямая вещь и говорят сами за себя. Так это или нет, покажет время, но то, что XXI век будет веком новых мягких технологий, не требует сегодня каких-либо серьезных доказательств, всеочевидно.
"Интернет-экономика" начинает переворачивать бизнес, ставить его с ног на голову. Те, кто используют современные информационные технологии бизнеса сегодня, у них дела идут лучше, кто игнорирует - остается за бортом. "Интернет" коренным образом меняет методы работы многих компаний - заметнее всего в области высоких технологий, но сегодня они проникают и в другие сферы - машиностроение, химию, биотехнологию, медицину, финансовые и фондовые рынки, нефтяные газодобывающие отрасли и т.д. И "купля-продажа" через Интернет - это только верхушка массивного и все разрастающегося айсберга. В то время как одни компании действительно впервые прибегают к Интернету для прямого выхода на своих заказчиков, другие используют его возможности и разветвленность коммуникаций для интенсификации своих отношений с торговыми партнерами, например, для запроса цен или реализации излишков товарно-материальных запасов на торгах.
Интернет дает возможность компаниям выйти со своим товаром на огромный мировой рынок, значительно снижать расходы в построенных ими цепочках спроса и предложения, обслуживать заказчиков на таком уровне, о котором нельзя было и мечтать, внедриться на ранее недоступные по географическим причинам рынки, создавать новые рынки труда и капитала, новые потоки доходов и, наконец, пересматривать сам характер своей деятельности.
Во всех отраслях - от рекламного бизнеса до транспортировки грузов или производства биопрепаратов - появляются совершенно новые Интернет-компании. Используя возможности Интернета, эти информационные посредники создают суперэффективные электронные рынки товаров и услуг, сводя вместе продавцов и покупателей, которые бы прежде не могли найти друг друга, и осуществляют сделки "купли или продажи" с использованием средств электронного документооборота.
Это принято называть "электронной коммерцией", которая является основной составляющей, частью Интернет-экономики в целом. Межфирменная Интернет-торговля развивается наиболее бурными темпами. По некоторым оценкам электронная торговля "бизнес-потребитель" вырастет с $8 млрд. до $108 млрд. в 2003 году. В то же время электронная торговля в отношениях "бизнес-бизнес" вырастет за тот же период с $43 млрд. до $1,3 триллионов. Этот оборот сравним с ВВП таких стран как Франция, Германия, Италия, Великобритания. А ВВП России составляет лишь 1/6 часть. Германия войдет в стадию "гиперроста" электронной торговли через 2-3 года, а Япония, Италия и Франция - через 4-5 лет.
Неудивительно, что первыми признали Интернет и стали его ярыми приверженцами высокотехнологичные компании, компьютерная индустрия и электроника, в результате чего они уже далеко продвинулись по пути достижения критической массы. Но и аэрокосмическая отрасль, коммуникационная, автомобильная промышленность претерпевают глубокие изменения, порожденные Интернетом, и их достижения очень высоки. То же можно сказать и о сфере финансовых услуг, которые хорошо интегрируются в Интернет и приводят к большим инвестициям в соответствующую инфраструктуру.
Гибкие Интернет-компании, стремясь разбудить гигантов, предлагают новые хозяйственные модели - ведь именно крупные компании, обладая реальным влиянием в области финансов и на рынке, остаются основным источником развития электронного бизнеса. Среди них GE, Ford, Wal-Mart и другие. Ведь когда такие компании начинают "электронный бизнес", это событие отдается многократным экономическим эхом.
Всегда традиционно фирма направляет инвестиции вовнутрь, концентрируя внимание на повышении эффективности каждого своего предприятия в отдельности. В противоположность этому, "Интернет-экономика" направлена на установление связей и заключение сделок со всем внешним миром.
Благодаря "электронному бизнесу" эффективность повышается не только от ускорения и автоматизации собственных процессов, но и от повышения эффективности контактов с новыми поставщиками и заказчиками, и гигантским снижением трансакционных издержек. Резко снижаются расходы на рекламу, на маркетинговые исследования, на получение и анализ информации о рынках. Уменьшается потребность в торговых посредниках. Экономия достигается также за счет повышения унификации торговых операций, проводимых через Интернет.
Когда крупная компания посредством значительных инвестиций в денежном выражении или путем преобразований, частично или полностью переносит операции в Интернет, она оказывает давление на своих партнеров, вынуждая их делать то же самое. Поставщики и даже некоторые заказчики, настаивающие на продолжении торговли старым способом, вымрут как мамонты, в то время как те, которые перестраиваются, выиграют от этого бизнеса. Но очень важно то, что эта перестройка несет с собой и культурные последствия. Ни один хозяйствующий субъект не может теперь рассматриваться как более или менее независимое лицо. Она должна стать частью экономической геосистемы, в которой фирмы, торгующие друг с другом, используют Интернет, чтобы позволить своим партнерам и заказчикам проникнуть в свои внутренние системы и процессы.
Это во многом приведет к открытости и гибкости большинства компаний и, как показывает практика, они этого не боятся. В феврале 2000 года компания "Ford Motor Company" начала совместный проект с HP. Отныне сотрудники всех отделений "Ford Motor" будут обеспечиваться доступом в Интернет. По замыслу авторов программы, подобная практика приведет к тому, что персонал компаний станет активнее осваивать новые сетевые технологии и будет лучше разбираться в тонкостях "электронной коммерции". Как заявил президент Джек Насир: "электронный бизнес - неотъемлемая часть нашей стратегии". В свою очередь, стратегия компании направлена на обеспечение лидерства в автомобильной промышленности. И начало этого проекта лишь первый шаг на пути к этой цели. Другие известные компании Amazon.com. и Sotheby's заключили договор о проведении совместных онлайновых аукционов, на которых будут выставляться произведения искусства. Для реализации проекта Amazon.com. инвестирует более $45 млн. Настоящую сенсацию вызвало сообщение о крупнейшей инвестиционной сделке на интернет-рынке: слиянии компаний Америка онлайн и Time Warner ценой в $160 млрд. То же самое происходит с крупнейшей компанией Рупера Мердока News Corp. и Интернет-порталом Yahoo!
Заманчивость инвестиций в Интернет-экономику сегодня настолько ажиотажна, что порой напоминает детскую игру, когда по сигналу ведущих нужно занимать стулья, число которых всегда на единицу меньше числа играющих. На самом деле инвестиции в Интернет-экономику являются не только высокоприбыльными, но и обеспечивающими движение общества вперед к устойчивому развитию мирового сообщества. По сути дела, изменяется геоэкономическая ситуация на рынках труда, капитала, производства товаров и услуг, социальной сферы, создания равных возможностей торговли во многих странах мира. Все это записано в многостраничных резолюциях ООН, других международных организациях, которые, кстати, ведут огромную работу в сфере развития Интернет-торговли и, что самое главное, разрабатывают интегральные законы в этой сфере применения во многих странах мира. Свои рекомендации и резолюции разработали Комиссии по предпринимательству, упрощению деловой практики и развитию в рамках Международной торговой организации, Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ) и Центр по упрощению процедур международной торговли (СЕФАКТ) в рамках Европейской экономической комиссии, Международная торговая палата, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирная торговая организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, Комиссии Европейских сообществ и многих других.
Главное сегодня для России не отставать от тех процессов, которые проходят в области Интернет-экономики при формировании соответствующего международного законодательства и интеграции в мировое экономическое пространство. Пока еще очень осторожно инвесторы ступают на российскую землю, наученные финансовыми кризисами, налоговым законодательством, мафией и преступностью, но инвестиций в развитие Интернет-экономики в Россию не избежать - слишком велик потенциальный рынок товаров и услуг, а самое главное - потребителей.
Конечно, для того чтобы произошел резкий скачок в сфере электронной торговли, инвестиции необходимы, прежде всего, в телекоммуникационную сферу, потому что качественный доступ в Интернет, особенно в регионах, является одним из обязательных условий увеличения числа пользователей Интернет. Если учесть, что сегодня в США более 120 млн. пользователей, в Западной Европе - более 50 млн., в Азиатско-Тихоокеанском регионе - 70 млн., Восточной Европе - 12 млн., а в России всего 2 млн., то становится ясным, что серьезные инвестиции требуются, прежде всего, в регионы России с тем, чтобы обеспечить необходимые возможности для работы в сети Интернет. И если сегодня в России Интернет используют всего 1,5% населения, а, к примеру, в Скандинавских странах - 40%, в США - около 30%, в Великобритании - 15%, то инвестиционная емкость рынка практически безгранична. Сегодня мы наблюдаем положительную тенденцию притока инвестиций в сферу телекоммуникаций и Интернет-экономику. Более 30 различных зарубежных и российских компаний сегодня готовы инвестировать сюда более $500 млн.
Недавние примеры показали, что практически любая уважающая себя компания или крупные российские предприятия открывают собственные инвестиционные Интернет-проекты. По оценкам ТПП РФ эта сумма может составлять до $1,5 млрд. О таких инициативах по развитию "электронной торговли" и "Интернет-проектов" заявили группа "Мост", НК "Юкос", "Интеррос", НК "Лукойл", "Газпром" и ряд других, готовых инвестировать по 10-15 млн. долларов в новую сферу электронного бизнеса. Активно участвуют в развитии Интернет-проектов такие компании, как Intel, Microsoft, Lucent Tec., Cisco, Делойт Энд Туш, Sun capital, Arthur Andersen, Эрнст энд Янг, Бэймер и Маккинзи и многие другие. Некоторые венчурные фонды и организации пока присматриваются к российскому Интернет-рынку. Так, например, Фонд "Евразия" еще в начале 1999 года объявил конкурс по созданию Центров электронной коммерции (гранты на сумму до $200 тыс.), что является как бы первыми шагом в инвестиционном процессе венчурного капитала. Но в конце 1999 года многие инвесторы стали проявлять интерес к Интернет-проектам, уже действующим в течение 2-3 лет на российском рынке. К таким инвестиционным проектам относятся покупка акций "электронного магазина" ОЗОН.RU за $3 млн., подготовка к продаже за $2 млн. пакета акций портала Rambler, электронных изданий Lenta.ru, Polit.ru, интернет-магазина XXL, поискового портала "Апорт" и ряд других. Значительную активность в соответствующих инвестиционных проектах проявляют Инвестиционный консорциум "Русские фонды", United Financial Group, Barving Vostoc Capital Partners, Intel Capi-tal и другие. Однако инвестиции в десятки и даже сотни тысяч долларов не могут сегодня создать интегрированную систему электронной торговли в России.
Пока мы находимся на уровне в последнее время очень популярного анекдота: "Трое попрошаек в Нью-Йорке расположились на одной улице. Один написал на картонке "нищий", к концу дня собрал $5, купил дешевого вина и счастливо заснул на скамейке. Второй написал "нищий.com", заработал $15 тыс. и уехал на хорошей машине. Третий написал "е-нищий", и представители одной крупной компании тут же предложили ему организовать совместный проект по электронной коммерции". Увы, многие наши российские проекты равняются на первый пример. Если говорить серьезно, в марте этого года Американской торговой палатой и Торгово-промышленной палатой РФ подготовлен доклад и проведена конференция на тему: "Электронная торговля России: перспективы развития и роста", где принимали участие руководители государственных, общественных и коммерческих структур, которые выработали ряд предложений по принципам формирования рынка электронной торговли в России в сфере законодательства, налогообложения, таможенной политики, защиты информации, электронных платежей, доставки и страхования купленных товаров, логистики и сетевого маркетинга, одним словом всего того, что входит в понимание электронной торговли и Интернет-экономики.
Учитывая важность для бизнеса развития этой сферы услуг, в том числе по инициативе предпринимательских кругов, с участием Торгово-промышленной палаты в настоящее время ведется подготовка "Федеральной целевой программы развития электронной торговли в России на 2001 - 2006 гг.", которая будет рассмотрена на заседании Правительства РФ. И сегодня заслуживает одобрение то, что проблемы развития электронной торговли в России - это проблемы не только предпринимателей, но и органов исполнительной и законодательной власти, и в этом есть серьезное понимание с их стороны. Учитывая это понимание, развитие электронного бизнеса в России встает на прочный путь интеграции в международные проекты в этой сфере, и совсем неважно, чей инвестиционный капитал придет в Россию в эту сферу, важно то, что Россия сегодня готова принять эти инвестиции и обеспечить развитие инфраструктуры рынка товаров и услуг с учетом международных правил и обычаев. Поэтому российский бизнес ждет сегодня серьезных партнеров и инвесторов, тех, кто приходит на российский рынок всерьез и надолго развивать "электронную торговлю".
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу globalec@mail.ru.
БИОТУАЛЕТЫ
( http://scd.centro.ru/thetford.htm).
Переносные голландские биотуалеты незаменимы на даче, в бытовках, в жилых фургонах, при уходе за больными и везде, где нет стационарных туалетов. Тел. в Москве 482-22-26, 482-22-28. |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||