Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Мировая экономика: тенденции развития (выпуск от 13.04.00)

Рубрики рассылки:
      Общемировая cитуация
      США и Канада
      Европейский регион
      Юго-Восточная Азия
     

     
     ОБЩЕМИРОВАЯ СИТУАЦИЯ
     

     О возможности нового мирового финансового кризиса
     
(Росбизнесконсалтинг, 05.04.00)
     Всемирный банк предупреждает о возможности в ближайшие десять лет нового мирового финансового кризиса, аналогичного кризису 1997-1998 годов. В новом докладе ВБ говорится: "Возможен новый бум инвестиций в развивающиеся рынки, который вновь будет сопровождаться их высокой нестабильностью, чему сопутствует потенциальная угроза кризисов". В докладе, озаглавленном "Глобальное финансовое развитие", ВБ заявляет, что экономический рост в развивающихся странах, по всей вероятности, будет в этом году более высоким (хотя и неровным), чем отмечался на протяжении последних трех лет.
     Это будет способствовать замедлению получения отдачи от оффшорных капиталов. Однако, возврат к уверенному росту в экономиках "азиатских драконов" также может возродить и условия, приведшие к последнему азиатскому кризису: рост объема краткосрочных долгов при чрезмерной надежде на приток внешних капиталов.
     Предупреждая о возможности подобного сценария, ВБ смягчает свою позицию в отношении использования механизмов контроля за капиталом, отмечая, что временная комбинация подобных краткосрочных мер может служить борьбе с кризисом. Банк предполагает, что расходы по контролю за капиталами должны нести те, кто способен их нести, т.е. состоятельные частные лица или корпоративный сектор, в противовес ситуации экономического кризиса, когда негативные последствия ложатся и на беднейшие слои.
     Защита от кризисов, о которой идет речь в докладе ВБ, представляет собой ряд мер в "чилийском стиле". Однако такая мера не может заменить улучшения фундаментальных макроэкономических основ, отмечается в докладе. Так, они не могут защитить страны от крупного дефицита бюджета или переоценки национальной валюты. При этом, в докладе Всемирного банка подчеркивается, что защита развивающихся экономик от финансовых кризисов остается одной из важнейших задач в развитии глобальной экономики. По прогнозам банка, экономический рост в развивающихся странах в 2000 году составит 4,6%, а в 2001 году - 4,8%.
     
     Запад охвачен эпидемией экономического оптимизма
     
(Известия, 08.04.00, автор - С.Новопрудский)
     Президент США Билл Клинтон провел необычную экономическую конференцию в Белом доме. В присутствии таких знаковых для мировой экономики фигур, как Алан Гринспен и Билл Гейтс, обсуждалось будущее мировой экономики. Участники совещания видели будущее в розовых тонах.
     Заканчивающий свое президентство Билл Клинтон полагает, что глобализация экономики и бурное развитие современных компьютерных технологий изменят мир не менее радикально, чем это сделала промышленная революция в XIX веке и научно-техническая в ХХ. "Я считаю, что компьютер и Интернет дают нам шанс вызволить из тисков нищеты большее число людей и в более короткие сроки, чем в любое другое время за всю историю человечества", - заявил президент США в ходе совещания. Приглашенный на совещание Билл Гейтс тоже рассуждал на тему преодоления глобального разрыва между богатыми и бедными с помощью суперсовременных медицинских и образовательных программ, а также высоких технологий.
     Несколько сбавить градус оптимизма попытался глава Федеральной резервной системы США осторожный Алан Гринспен. Он заговорил об опасностях, угрожающих растущей в последние годы как на дрожжах американской экономике: по мнению Гринспена, особую опасность представляет огромный дефицит торгового баланса США (по итогам 1999 года он составил рекордную сумму в $267,6 млрд. - десять годовых бюджетов России). Сдержанный пессимизм Гринспена не был поддержан другими участниками дискуссии, хотя конференция проходила на фоне невиданного в истории падения главных индексов деловой активности на американском фондовом рынке - Dow-Jones и NASDAQ. Между тем сами американские экономисты неоднократно предупреждали, что котировки акций местных компаний чрезмерно завышены. Акции продолжали расти в цене, хотя сами компании не наращивали реальные прибыли.
     Весьма оптимистически настроен и Международный валютный фонд. По мнению первого заместителя директора-распорядителя МВФ, рост мировой экономики в 2000 году составит 4%.
     Волны экономического оптимизма и экономического пессимизма захлестывают Запад, не знающий по-настоящему серьезных экономических проблем по крайней мере лет 20, вне зависимости от реальности. В этом смысле многие западные экономисты сильно напоминают советских лидеров, всегда веривших в лучшее будущее и делившихся этой верой с народом. На совещании в Белом доме расчувствовавшийся профессор экономики из Университета штата Техас Джеймс Гэлбрейт заявил: "Полная занятость и сильный рост экономики - великие достижения. Давайте радоваться им и защищать их".
     
     Дисбаланс экономического развития G-7
     
(Прайм-ТАСС, 11.04.00)
     Европа и Япония должны ускорить экономический рост, чтобы сгладить глобальный экономический дисбаланс, заявил министр финансов США Лоуренс Саммерс. Пока США развиваются все быстрее и дисбаланс растет, что ведет к дефициту платежного баланса США.
     При том, что на США приходится треть ВВП стран G-7, они обеспечивают две трети совокупного роста, отметил Л.Саммерс, и это положение сохранится в 2000г. В дальнейшем подобное чревато протекционизмом и нарушением сложившегося экономического порядка в мире.
     
     Создание энергетической биржи в Интернете
     
(Прайм-ТАСС, 12.04.00)
     Ведущие мировые энергетические и нефтехимические компании намерены создать электронную биржу с тем, чтобы обслуживать поставки объемом 125 млрд. долл. в год, сообщила The Financial Times. Инициаторами проекта выступают 14 компаний во главе BP Amoco и Royal Dutch/Shell, которые в течение первого года намерены провести через биржу поставки на 100 млрд. долл. Создание биржи призвано сократить издержки обращения на 5-30%. В проекте также участвуют Conoco, Dow Chemical, Equilon Enterprises, Mitsubishi Corporation, Motiva Enterprises, Occidental Petroleum, Phillips Petroleum, Repsol YPF, Statoil, Tosco, TotalFinaElf and Unocal.
     Для управления биржей будет создана независимая компания, которая станет владельцем торговой площадки. Биржа должна начать работать в 3-м квартале 2000г.
     
     
США И КАНАДА
     

     Бюджет США
     
(Известия, 11.04.00)
     Американский Сенат проголосовал за бюджет на 2001 год в размере 1,8 триллиона долларов. Как и ожидалось, республиканскому большинству удалось настоять на значительном сокращении налогов, которое в течение пяти ближайших лет должно составить 150 миллиардов долларов.
     При общих потерях в стратегических ориентирах вокруг налогов демократы выиграли несколько локальных сражений. Например, они добились принятия предложения сенатора Э.Кеннеди о выделении 2,7 миллиарда долларов в течение пяти лет на материальную помощь студентам университетов и колледжей с малыми доходами.
     
     Безработица в США
     
(Прайм-ТАСС, 07.04.00)
     Безработица в США в марте 2000г., по предварительным данным, снизилась до минимального за последние 30 лет уровня в 4%. В марте было создано 387 тыс. новых рабочих мест против 43 тыс. в феврале. Средняя почасовая оплата труда выросла в марте на 0,3%, что соответствует показателю февраля.
     
     Падение акций высокотехнологических компаний
     
(ИТАР-ТАСС, Сегодня, 13.04.00)
     В Нью-Йорке вновь резко упали котировки акций технологических компаний, связанных в первую очередь с Интернетом, производством компьютерного обеспечения и биотехнологиями. По итогам торгов 12 апреля композитный индекс электронной биржи НАСДАК рухнул на 286 пунктов или на 7,1% до уровня 3770 пунктов. Это - второе крупнейшее падение индекса в течение дня за всю его историю. Продолжающееся вторую неделю стремительное падение котировок акций высокотехнологичных компаний привело к тому, что он потерял уже 25% с момента достижения своей высшей отметки в 5048 пунктов, зафиксированной 6 января нынешнего года.
     Игроки рынка объясняют падение по-разному. Одни аналитики полагают, что нынешнее падение может стать началом краха Интернет-экономики. В то же время большинство считает, что сложившаяся на фондовом рынке ситуация вполне закономерна и не приведет к разрушительным последствиям.
     
     Американская экономика ставит новые рекорды и новые проблемы
     (Финансовая неделя, 03.04.00, автор - А.Дейкин)
     Американский президент представил конгрессу экономический доклад, подготовленный экономическим советом при президенте США - это приложение к экономическому посланию, направляемому руководителем страны конгрессу. В нем подробно излагается экономическая стратегия, детально объясняются экономические мероприятия правительства и их результаты, а также аргументированно прогнозируется развитие национальной экономики на ближайшие годы. Президентское послание, занимающее не больше десяти страниц, и экономический доклад объемом в 450 - 500 страниц составляются ежегодно, на протяжении более 50 лет. Анализ изменений в функционировании американской экономики после Второй мировой войны, его сравнение с предшествующим периодом показывают, что создание ЭС при президенте и всей процедуры системной разработки хозяйственной политики с опорой на экономическую науку не прошло бесследно.
     Прошедший 1999г. стал особо выигрышным за много десятилетий. В связи с тем, что он совпал с надвигающимися президентскими выборами, и экономические советники, и президент постарались извлечь из этого документа максимум пропагандистской пользы для демократов, показать лицом экономический товар, который администрация произвела за семь последних лет. Но даже если не обращать внимания на парадность, проходящую по многим разделам президентского экономического доклада, впечатляющие успехи клинтоновского периода хозяйствования видны вполне отчетливо. Эти достижения, с одной стороны, не достались даром, хотя в объяснении их корневых причин ведущие американские экономисты (включая и правительственных) вот уже два года не могут достичь согласия и уверенности. С другой стороны, появились и новые заботы.
     Подчеркивая турбулентный характер нового этапа развития, в который вступила американская экономика в конце XX в., эксперты не устают напоминать, что успех будет доставаться ценой постоянной готовности экономики США к быстрым изменениям ситуации и потребностей, к новым технологиям и способам ведения бизнеса. К тому же улучшение жизни произошло далеко не у всех американцев и не на всей территории страны, осталось достаточно много групп населения и районов, охваченных бедностью. Для многих американцев нормальное здравоохранение не по карману, а научно-технический прогресс увеличивает безработицу. Больной проблемой остается развивающийся кризис систем медицинского и социального страхования - результат демографических изменений последних десятилетий.
     Активность в сфере международных связей была важнейшим из факторов экономического успеха. Однако для сохранения действия этого фактора необходимо продолжать содействовать открытию зарубежных рынков, распространять преимущества торгово-экономических связей среди других стран мира. Экономический рост создает массу проблем для экологии. Наконец, Америку заботит вопрос: каким образом возможно и дальше сохранять позитивное воздействие на экономику, источники роста производительности и биржевого бума последних лет в США.
     Все это требует практически непрерывной адаптации и корректировки экономической политики администрации США.
     Итоги года и столетия
     
Основой для экономической стратегии, давшей неожиданно высокие результаты, советники президента считают сочетание финансовой дисциплины в правительстве, расширение капиталовложений "в людей" и в новые технологии, а также переход к либерализации международной торговли.
     В итоге за период после января 1993г. количество занятых в американской экономике возросло на 20 млн. человек, уровень безработицы опустился до самого низкого показателя за последние 30 лет, темпы базовой (очищенной от влияния конъюнктурных факторов, подобных изменениям цен на нефть в 1998-1999гг.) инфляции были в 1999г. самыми медленными после 1965 г., к тому же уменьшились масштабы бедности, стала заметно расти производительность, федеральный бюджет сводится второй год с растущим профицитом после почти трех десятилетий непрерывных дефицитов. Предмет особой гордости - продолжительность непрерывного экономического роста, составившая к марту 2000г. 108 месяцев и, таким образом, побившая предыдущий рекорд в 106 непрерывных месяцев роста, зафиксированный в 60-е годы.
     Как отмечают экономические советники президента, в нынешнем американском обществе явно превалируют оптимистические настроения в отношении хозяйственного будущего страны и населения. Многие эксперты отмечают, что похожие настроения были на заре истекающего столетия. Правда, при сравнении основных экономических показателей начала и конца ХХ века выявляется разительный контраст. Этот век показал экономико-математическое воплощение "американской мечты": если жизненный уровень возрастает ежегодно в среднем на два процента, он удваивается в течение 35 лет. Иначе говоря, 35-летние родители могут обеспечить своим детям вдвое лучшие условия жизни по сравнению с теми, в которых жили они сами, будучи детьми.
     Средний темп роста ВВП на душу населения в реальном исчислении за последние 100 лет составил 2,1 проц. в год, и точно такими же темпами возрастала средняя производительность в час времени. В результате в течение жизни одного поколения жизненный уровень американца повышается в четыре раза. Статистики подсчитали, что, хотя и возможна некоторая неточность в цифрах, объем товаров и услуг, произведенных американской экономикой в 1999г., был примерно в 30 раз больше объема 1899 года. При этом количество занятых на производстве увеличилось всего в пять раз, и это показывает масштабы роста производительности труда с начала века. Среднедушевой доход американца в 1899г. в ценах 1999г. составлял менее 4200 долл. В прошлом году он был превышен более чем в восемь рази достиг 33740 долл. Причем здесь не учитывается совершенно новый состав и качество сегодняшних товаров и услуг, огромное увеличение свободного времени и продолжительности жизни среднего американца (47,3 года в 1900г. и 77 лет в настоящее время).
     Все это позволило Соединенным Штатам прочно укрепиться в роли мирового экономического лидера. Расчеты Всемирного банка с использованием в качестве базы паритета покупательной способности показывают, что среднедушевой доход в США на 27 проц. превышает этот показатель по Японии и на 47 проц. - по Германии.
     Главные стимуляторы роста в 90-е годы
     
Развитие американской экономики даже за последние полвека было крайне неровным. Относительно благополучные 1948 - 1973 гг. сменились заметным ухудшением по нескольким экономическим параметрам. Инфляция из-за резкого роста цен на нефть поднялась в 1974г. до 2 проц., а в 1980г. - до 13,5 проц. Ответом на попытку обуздать инфляцию был кризис 1982г. с уровнем безработицы, поднявшимся до 10,8 проц. А весь период между 1973 и 1983 гг. получил название "периода стагфляции": средние темпы инфляции в эти годы составляли 8,4 проц., средний уровень безработицы - 7,2 проц. Все это американские эксперты относят к результатам потери финансовой дисциплины в государственных расходах и прекратившегося роста производительности.
     Доходы малоимущих американцев в этот период уменьшались в среднем на 0,6 проц. в год, в то время как доходы богатейших 10 процентов населения возрастали на 0,3 проц. в год в реальном исчислении. Тенденция изменилась только после 1993 г., когда доходы бедных стали расти быстрее доходов богатых - на 2,7 и на 2,4 проц. в год соответственно. Помогло и то, что 81 проц. вновь образованных рабочих мест обеспечивал зарплату выше среднего уровня. К 1998 г. доля американцев, живущих в бедности, снизилась до 12,7 проц. по сравнению с 15,1 проц. в 1993 году.
     Главными локомотивами роста экономики 90-х гг. в США считают изменения в технологии, торговлю и конкуренцию, повышение образовательного и квалификационного уровня трудящихся, политику, нацеленную на расширение инвестиций. В инициировании и исполнении всех мероприятий по этим направлениям прямое участие принимала президентская администрация - прежде всего через бюджетно-налоговую политику или законодательные акты.
     Технологические изменения стимулировались в 90-е гг. крупными вложениями в машины и оборудование, особенно в компьютеры и в информационные технологии, что стало возможным благодаря низким налогам. Инвестиции в информационные технологии возрастали после 1993г. в среднем на 19проц. в год. Быстро росла доля инвестиций в высокие технологии. Реальные расходы на НИОКР в этот же период увеличивались на пять проц. ежегодно. К тому же отмечается, что информационные технологии начинают сказываться и на общем повышении производительности. Развиваются новые материалы, биоинженерия, медицинские технологии.
     Важнейшим элементом считается государственная программа поддержки систем образования и НИОКР, которые постоянно находились в центре внимания президента Клинтона. Либерализация внешнеэкономических связей и развитие конкуренции считаются главными причинами того, что в 90-е годы торговый товарооборот возрастал на 4,8 проц. в год. Очень помогали антитрестовские и регулирующие мероприятия, региональные и многосторонние торгово-экономические соглашения, достигнутые в эти годы.
     Новые рабочие места стали многим доступны потому, что администрация Клинтона постоянно обращала внимание на расширение доступности образования и системы повышения квалификации или переобучения лиц, потерявших работу. Это направление считается одним из главных в экономической политике нынешней администрации.
     Сочетание финансовой и кредитно-денежной политики в 90-е годы позволило уменьшить долю ВВП, перераспределяемую через федеральные расходы, на 3,6 проц. пункта (1999г. к 1991г.). Вместо дефицитного финансирования госрасходов появились бюджетные профициты. Это способствовало появлению средств для расширения инвестиций. Такая политика, как предполагается, должна продолжиться.
     Положение на финансовых рынках в 1999г. по сравнению с бурными событиями предшествующего года было относительно спокойным. На биржевом рынке сложившееся сочетание таких факторов, как ожидание будущих прибылей от определенных бумаг и вознаграждение за неопределенность ожиданий в этой сфере, вело к значительному, хотя и прерывистому, росту биржевых котировок. В качестве важного фактора необычно быстрого повышения курсов акций экономические советники президента высказывают предположение о резком увеличении роли невидимого капитала при оценке предприятий, то есть интеллектуальной собственности (включая патенты на результаты инвестиций в НИОКР), организационной структуры, управленческого мастерства, вложений в переобучение рабочей силы и т.п. Такие активы не учитываются статистикой в системе национальных счетов, однако фактически весьма способствуют расширению производственных возможностей фирм и предприятий. В этом смысле биржевая оценка может оказаться лучшим мерилом реальной стоимости предприятия по сравнению с привычными измерениями на базе прошлых расходов на машины и оборудование.
     В то же время эксперты высказывают большую осторожность при оценке перспектив рынка акций в США. Признается и неточность рыночной оценки предприятий, в некоторых случаях очень значительная. В этой связи в экономическом докладе президента приводятся слова одного из основателей современной финансовой теории Ирвинга Фишера, сказанные им за две недели до биржевого краха 1929 года: "Кажется, теперь биржевые котировки постоянно останутся на высоком уровне, которого они достигли".
     Прекратится ли циклическое развитие экономики
     
Более 40 лет назад один из первых председателей ЭС при президенте США Роберт Солнье предсказал, что деловой цикл будет постепенно сглаживаться. Действительно, если масштабы колебаний цикла измерять производственными потерями за время спада, цена каждого из 14 спадов между 1900 и 1953гг. была в среднем в три раза более тяжелой по сравнению с 7 спадами после 1953г. Даже если из расчетов исключить кризис и депрессию 30-х гг., средняя тяжесть кризисов до 1953г. была бы в 1,5 раза больше, чем у последующих кризисов.
     В свою очередь, колебания в размерах ВВП и уровне безработицы после 1982 г. были в среднем примерно на 20 проц. мягче, чем в 1954 - 1981 гг. В то же время за последние полвека общая продолжительность периодов подъема увеличилась почти вдвое по сравнению с первой половиной века.
     Эти явления относят к последствиям меняющегося характера американской экономики - например, таких, как уменьшение роли товарных запасов, увеличение производства услуг (менее подверженных циклическим колебаниям).
     Не рискуя предсказывать завершение циклического развития, эксперты ожидают замедление роста ВВП до 2,9 проц. в 2000 г. по сравнению с 4,3 проц. в среднем в течение четырех последних лет. Прежними опережающими темпами будут расти инвестиции в основной капитал. Ожидается значительный рост экспорта, однако при еще большем возможном увеличении импорта в США. Состояние платежного баланса скорее всего улучшится после 2001 г. Безработица к 2003 г. может медленно повыситься до уровня 5,2 проц. Процентные ставки, как предполагается, останутся в ближайшие годы неизменными - на уровне 5,2 проц. на 91-дневные бумаги министерства финансов США. После 2003г. ожидается прирост ВВП от 2,6 до 3 проц. в год, при этом учитываются предстоящие демографические и другие изменения.
     Оценивая ситуацию в американской экономике в целом, президентские советники отмечают, что прямых угроз будущему ее развитию в настоящее время не наблюдается. Исходя из этого они предсказывают на ближайшее время продолжение безинфляционного роста ВВП.
     
     Состав иммиграции в США
     
(ИТАР-ТАСС, 13.04.00)
     Вопреки утверждениям о массовой "утечке мозгов" из России на Запад, среди ученых и инженеров, приезжающих в Соединенные Штаты из других стран, россиян не так уж много. По данным американской Службы иммиграции и натурализации, представители России составляют лишь 2% от общего числа въехавших в США по специальным визам для иностранных специалистов, обладающих уникальными знаниями.
     Точно такой же показатель имеют Великобритания, Япония, Южная Корея, Тайвань и Пакистан. Если уж и говорить о настоящей "утечке мозгов", то в наибольшей степени ее, должно быть, испытывает Индия, на представителей которой приходится 46% виз для иностранных специалистов, въезжающих в США. На втором месте находится Китай - 10%, на третьем - Канада (4%), и на четвертом - Филиппины (3%).
     Американская экономика, испытывающая небывалый подъем, крайне нуждается в квалифицированных кадрах. Столь высокого спроса на рынке труда США не было за последние три десятилетия. Но Вашингтон не заинтересован в расширении иммиграционного потока, который и без того велик. В качестве компромиссного варианта конгресс США учредил программу виз Н-1В. Их выдают иностранцам, которые способны реально содействовать развитию экономики и науки в США. Получивший такую визу, имеет право прибыть в Соединенные Штаты на срок до шести лет. Нынешний лимит подобных виз составляет 115 тыс. в год. Но в настоящее время в конгрессе рассматривается законопроект, предусматривающий повышение ежегодной нормы до 195 тыс. на период с 2000 по 2002 год.
     Таким образом, отток научных и инженерно-технических кадров из России не в последнюю очередь тормозится американским законодательством. Кроме того, далеко не каждого, пусть и высококлассного специалиста, в Новом Свете готовы встретить с распростертыми объятиями. Спрос прежде всего существует на различные компьютерные специальности.
     
     
ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕГИОН
     

     Прогноз экономического роста в ЕС
     
(Прайм-ТАСС, 12.04.00)
     Еврокомиссия повысила прогноз экономического роста в ЕС в 2000г. с 3% до 3,4%. В 2001г. экономический рост должен составить 3,1%. Рост связывают с увеличением спроса на европейские товары, растущей занятостью, улучшением инвестиционного климата, благоприятной денежной политикой и слабостью евро. Экономический рост в ЕС ожидается на самом высоком с 1989г. уровне. В 2000-2001гг. в ЕС должно быть создано 4 млн. новых рабочих мест. Как отметил представитель Еврокомисии, Европа переходит от стабильности к динамичному развитию. Однако прогнозные показатели Европы в 2000г. уступают США, где ожидается экономический рост в размере 3,6%. Комиссия признает, что темпы развития европейской экономики в 90-х годах были "разочаровывающими", как по сравнению с предыдущими показателями, так и с экономическими достижениями США.
     Число безработных в 2001г. в Европе может составить 14,4 млн. против 16,3 млн. в 1999г. Европейский товарный экспорт в 2000г. может вырасти на 8,6% - самый высокий показатель с 1997г. Инфляция в ЕС в 2000г. должна составить 1,8%.
     Однако Еврокомиссия предупреждает о возможном перегреве экономики Ирландии, Нидерландов, Испании, Португалии и Финляндии. Экономический бум в Европе также может серьезно пострадать в случае неожиданного спада в США или скачка цен на нефть.
     
     Рост экономики ЕС в 1999г.
     
(Синьхуа, 11.04.00)
     Статистическое управление ЕС объявило, что в прошлом году экономика ЕС развивалась со стабильным приростом, который составил 2,3 процента и оказался выше прогнозировавшегося (2,1 процента).
     
     Положительное сальдо внешней торговли Германии
     
(Прайм-ТАСС, 12.04.00)
     Положительное сальдо внешней торговли Германии в феврале 2000г. выросло по сравнению с январем 2000г. в 2,5 раза до 6,4 млрд. долл. (13,1 млрд. марок ФРГ). Увеличение произошло впервые за последние 3 месяца и связывается с ускорением экономического роста и падением курса евро, что способствует экспорту. Экспорт из Германии в феврале 2000г. по сравнению с январем вырос на 10,8%, по сравнению с февралем 1999г. - на 19,1%.
     
     Германия дает старт "налоговым войнам" в Европе
     (Эксперт, 10.04.00, автор - О.Никифоров)
     В конце прошлого года правительство ФРГ объявило о самом большом за всю историю существования ФРГ снижении налогов, уже прозванном "реформой века". В ближайшие пять лет государство обойдется немецким налогоплательщикам на 70 млрд. марок (36 млрд. долларов) дешевле. Этот шаг поддержали практически все политические силы Германии, а это значит, что соответствующие законы бундестаг примет уже в 2000 году.
     Необходимость налоговой реформы в Германии была очевидна еще в середине 90-х годов. Однако правительство Коля, а затем и Шредера по политическим причинам откладывало назревшие перемены. В результате сегодняшние далеко не блестящие макроэкономические показатели во многом обусловлены неблагоприятным инвестиционным климатом, который в первую очередь и определяет высокие налоги. В текущем году ожидаемое увеличение ВВП впервые будет меньше, чем у Великобритании, Франции и Италии. А немецкая безработица (около 10%) уже перерастает из экономической в самую главную политическую проблему. То же касается дефицита госбюджета и практически нулевого платежного баланса. Не приносит пока ощутимого результата и борьба с бегством капитала в такие "налоговые оазисы", как Лихтенштейн и Люксембург. Деньги за рубежом, как показал недавний скандал с христианскими демократами, укрывают не только отдельные граждане, но и целые партии.
     Как отмечает американский экономист Артур Лэффер, автор известной "кривой Лэффера", демонстрирующей зависимость между размером налогового бремени и налоговыми поступлениями, Германия стоит на своего рода перекрестке, как и США в 80-е годы, когда Рональд Рейган предпринял смелую реформу налогового законодательства. По мнению Лэффера, руководство Германии начинает понимать, что плохая экономическая конъюнктура и высокая задолженность государства являются следствием самых высоких в Европе налоговых ставок.
     Не слабо!
     
Министерство финансов предлагает снизить налог на прибыль компаний до 25% и упростить его расчет, введя единую ставку. Это существенное преимущество для компаний, работающих не только в Германии, но и участвующих в международном разделении труда, в первую очередь на едином европейском рынке.
     Кроме того, немецкий бизнес долгое время испытывал неудобства от введенного в послевоенной Германии налога на продажу крупных пакетов акций (свыше 10%). Холдинги, желавшие избавиться от пакетов акций ненужных им компаний, должны были отдать государству половину выручки от продажи ценных бумаг. Естественно, оптимизировать на таких условиях свои портфели акций владельцам было невыгодно, а государство не получало ни пфеннига в бюджет. Фондовый рынок оставался низколиквидным, немецкие корпорации не могли использовать собственные акции как средство платежа в сделках поглощений на внешних рынках. После отмены налога международные инвестбанки, приняв участие в распродаже активов, смогут привлечь солидные потоки капитала в страну.
     Увеличит ликвидность немецких акций и изменение налогообложения вкладов в инвестиционных фондах. Теперь вложение денег через институты коллективных инвестиций будет облагаться налогами так же, как и покупка акций напрямую через брокеров. Раньше же четверть прибыли при поступлении в инвестиционный фонд шла в бюджет в виде корпоративного налога. Далее, при выплате фондом дивидендов вкладчику, эта же прибыль облагалась подоходным налогом. Теперь двойное налогообложение будет устранено.
     Конечно, правительство предусматривает ряд компенсационных мер, которые уменьшат эффект от снижения налогового бремени. К ним можно отнести экологический налог, которым с нового года облагаются электроэнергия, полученная с помощью "неэкологичных" энергоустановок (экологически чистыми по сути являются лишь ветряные электростанции), а также автомобильное топливо.
     Кроме того, снижается предельная норма амортизации для движимого имущества. Если раньше максимальная ставка составляла 30%, то теперь она снижена до 20%. По оценкам специалистов, в результате дополнительная финансовая нагрузка на все германские фирмы составит 14 млрд. марок в год (при уменьшении амортизации увеличивается балансовая прибыль компании и, соответственно, выплаты по налогу на прибыль). К тому же эта мера будет косвенным образом влиять на конкурентоспособность немецкого бизнеса: увеличение сроков амортизации приводит к тому, что компании продолжают использовать старое оборудование, в то время как конкуренты покупают новые технологии. Недовольство экспертов вызывает и запрет целевых отчислений из доходов фирм на создание специальных фондов для приобретения товаров производственного назначения и прочих целевых расходов. В конечном счете более 40 млрд. марок налоговых послаблений для компаний противостоит порядка 21 млрд. марок дополнительных выплат вследствие ухудшения ряда позиций в системе налогообложения.
     Выбор для среднего бизнеса
     
Реформа также коснется среднего бизнеса, на который приходится более 80% всех германских фирм. Средние компании организованы в виде различных товариществ, где часто работают их владельцы. Доход таких собственников облагается дважды: прибыль компании (корпоративный налог) и прибыль владельца компании в виде дивиденда (подоходный налог). Корпоративный налог и подоходный налог не заменяют друг друга. Теперь же, по проекту нового законодательства, владельцам подобных предприятий предоставляется выбор.
     Граждане могут уплачивать вместо подоходного налога корпоративный налог, который платят, например, акционерные общества. При этом после уплаты корпоративного налога с части дохода, поступающей в распоряжение собственника как физического лица, он может уплатить подоходный налог в половинном размере - по более низкой ставке корпоративного налога. Таким образом, владельцам товариществ предлагается самим определять, по какой схеме им выгоднее платить налоги. Как отмечает германский экономический еженедельник Wirtschafts Woche, расчеты минфина показывают, что из 2,3 млн. товариществ на корпоративный налог перейдет примерно треть - прежде всего достаточно крупные товарищества со стабильным доходом.
     Изменения в подоходном налоге затронут не только владельцев товариществ, но и всех жителей Германии. Самую высокую ставку собираются снизить с 53 до 45%. Нижняя граница будет изменена с 23,9 до 22,9%. Годовой доход в размере до 13499 марок освобождается от налогообложения. Выплаты на государственное пенсионное страхование также снижаются, правда незначительно. Конечно, и здесь налоговые послабления государство намерено частично компенсировать. Одной из предлагаемых мер является снижение вдвое - до 3000 марок - необлагаемого налогами дохода от вклада в сберкассы.
     Налоговые послабления позволят, по мнению министерства финансов, уже в текущем году стимулировать рост потребления на 2,5% и даже добавить в течение двух лет 1,25% к годовому показателю роста ВВП.
     Налоговая конкуренция
     
Снижение налоговых ставок в столь крупной и мощной экономике практически неизбежно должно привести к аналогичным действиям в соседних странах. Примеру Берлина готовятся последовать и другие государства ЕС, прежде всего Франция и Италия. Так, французское правительство планирует к 2003 году снижение выплат в бюджет на 18 млрд. евро. Итальянские власти интенсивно изучают проект немецкой налоговой реформы, чтобы понять, насколько радикально необходимо снижать собственные налоговые ставки. Правящая в Испании Народная партия уже осуществила сокращение как корпоративных, так и подоходного налогов, а также сделала дальнейшую реформу основным мотивом своей предвыборной кампании, которая прошла в марте этого года.
     Теоретически в результате поэтапного снижения налогов "крупными игроками" Европы в экономику Евросоюза в ближайшие годы могут прийти сотни миллиардов долларов инвестиций, способных не только удержать евро от дальнейшего падения, но и привести к укреплению единой валюты.
     Однако германская реформа способна придать импульс и далеко не идиллическим процессам. Речь идет об активизации конкуренции стран Евросоюза за более льготный налоговый климат. Небольшие страны, такие как Нидерланды, которые провели налоговую реформу с целью стимулирования экономического роста много лет назад, планируют дальнейшее снижение налогов. В Ирландии, которая привлекла зарубежных производителей, инвесторов и финансовые компании налоговой ставкой всего в 10%, напряженно следят за разворачивающимся у соседей по ЕС снижением налогов, грозящим переманить ряд наукоемких производств.
     Первый шаг к реструктуризации экономики
     
О возможных следствиях налоговой реформы в Германии рассказывает эксперт по налогам германского банка BHF Филип Немаман.
     - Первым, наиболее ощутимым следствием снижения налогов в Германии должен стать рост внутреннего спроса на товары и услуги. Причем следует иметь в виду именно рост покупательной способности населения, хотя не стоит сбрасывать со счетов компании и предприятия. Возросшая покупательская активность уже в две тысячи первом году вызовет увеличение темпов роста ВВП на дополнительные полпроцента в год. С другой стороны, снижение налогов очень важно для корпораций, совокупная налоговая нагрузка (с учетом льгот) на которые снизится на четверть. Налог на прибыль уменьшится на тридцать девять - сорок процентов. Кроме того, налоговая реформа будет стимулировать продажу ненужных акций предприятий. Сделки по ценным бумагам не будут облагаться налогами с будущего года, что поможет провести необходимую реструктуризацию немецкой экономики.
     Сегодня в Германии структура собственности очень запутанная. Банки, финансовые структуры и страховые компании владеют большим количеством промышленных активов, которые им уже не нужны. Теперь они продадут все свои доли в производстве и на вырученные деньги смогут приобрести перспективные предприятия. По моему мнению, в ближайшие несколько лет мы станем свидетелями концентрации и усиления рыночных позиций немецких банков, страховых и финансовых компаний - как в Германии, так и в Европе в целом.
     Германия экономически обгоняет остальные страны ЕС, поэтому в будущем многие последуют ее примеру. Сначала Франция, затем Испания, потом, возможно, Италия и так далее. Мне кажется, мы можем ожидать общего снижения налогов в ЕС, особенно это касается подоходного налога.
     Нельзя сбрасывать со счетов и тот положительный эффект, который окажет налоговая реформа на единую европейскую валюту - евро. Налоговая реформа повысит прибыльность ведения бизнеса в Европе и инвестиционную привлекательность западноевропейских активов.
     
     
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
     

     В южнокорейской экономике снова все в порядке.
     
(Коммерсантъ, 11.04.00, автор - С.Минаев)
     Темпы роста производства превышают 7%, положительное сальдо внешнеторгового баланса составляет около $40 млрд., золотовалютные резервы - более $60 млрд. В общем, в Южной Корее снова много долларов. Неудивительно - только МВФ выделил ей почти $60 млрд. Когда в Южной Корее много долларов, ее экономика начинает быстро развиваться: успокоенные западные инвесторы с готовностью дают взаймы местным финансово-промышленным группам, которые тратят деньги на наращивание экспортного производства.
     В северокорейской экономике по-прежнему все не в порядке. Темпы падения производства, по западным оценкам, составляют 5%. Внешнеторговый баланс отрицателен (если можно назвать внешней торговлей экспорт в $1 млрд. и импорт в $2 млрд.). Золотовалютные резервы неизвестны - может быть, долларов в стране вообще нет. Зато есть внешний долг, который составляет, по оценкам, $12 млрд. Ясно, что в случае объединения экономика Северной Кореи радикально изменится. Конечно, по западным меркам уровень жизни даже в нынешней Южной Корее невысок. Но для северокорейцев и это будет потрясением (особенно учитывая, что в Северной Корее свирепствует голод - прим. вед. рассылки).
     
     Рост китайского экспорта
     
(ИТАР-ТАСС, 13.04.00)
     За первый квартал текущего года экспорт Китая, по предварительным подсчетам, вырос на 39,1% и составил 52 млрд. долларов. Об этом сообщил официальный представитель министерства внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества КНР. По его данным, импорт за первые три месяца года также увеличился до 46,5 млрд. долларов, то есть на 41 процент. Положительное торговое сальдо за квартал выразилось в сумме превышающей 5 млрд. долларов.
     Рост экспорта на треть стал рекордным за последние пять лет. Это, по словам заместителя министра внешней торговли Чжоу Кэжэня, может считаться "явным признаком оздоровления торговой сферы". Вместе с тем, он предостерег от "излишнего оптимизма" по поводу ситуации в торговле. Сальдо в пользу Китая является причиной трений в торговых отношениях КНР с США и ЕС.
     Пекин объявил приоритетной задачей этого года присоединение ко Всемирной торговой организации. Однако его партнеры по торговым переговорам настаивают на большей открытости китайского рынка для импорта товаров и услуг.
     
     Борьба с бедностью в Китае
     
(Синьхуа, 07.04.00)
     В ходе осуществления экономических реформ Китай добился впечатляющих успехов в борьбе с бедностью, резко сократив за последние двадцать лет число неимущих. Об этом заявила представитель Программы развития ООН (ПРООН) в Китае Керстин Лейтнер на представлении доклада о ситуации с бедностью в мире. По ее мнению, опыт КНР может служить примером для многих других стран, где успехи не столь очевидны. Преодоление бедности наиболее успешно там, где основные усилия направляются на стимулирование экономического роста и предпринимательской деятельности, что дает возможность гражданами самостоятельно решать проблемы своего благосостояния.
     
     ***
     Об экономической политике федеральных органов власти России во внешнеэкономической сфере можно прочитать
здесь.
     Архив новостных выпусков рассылки расположен по адресу www.globalec.da.ru , а полный архив - на сайте Citycat.
     Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу globalec@mail.ru.
      Следующий выпуск рассылки выйдет через 2 недели.


http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное