Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 190


 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.
 

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

Электронный журнал "Обозреватель Строительства" номер 8

Тема номера: Ландшафтный дизайн.

Подробнее: >>>

 

Стройка - как много в этом звуке

 

Выпуск №190

 

 

 

Содержание:

    события

             1.    Началась подготовка к празднованию Дня строителя

         статьи

             2 Сравнение ограждающих конструкций

           3. Необходимые условия для управления проектами в строительстве

        А это на общетрепещущие темы:

             4"Два этажа, три спальни, массажный кабинет"

        

      

 

 

 Началась подготовка к празднованию Дня строителя    
 

Торжественный вечер, посвященный празднованию Дня строителя, будет проведен 8 августа 2007 года в Центральном выставочном зале "Манеж" совместно с Московским горкомом профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов. Об этом сказано в распоряжении Правительства Москвы от 21 июня 2007 года.

Этим же документом утвержден состав оргкомитета по организации и проведению праздника. Его возглавил первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы Владимир Ресин. Заместителями председателя оргкомитета назначены первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы Александр Левченко и советник первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы Леонид Краснянский.

Планом мероприятий по подготовке и празднованию Дня строителя предусмотрено подведение итогов конкурсов "Московские мастера" по строительным профессиям и традиционного конкурса столичных градостроителей на лучший бытовой городок на строительных объектах, а также проведение в Лужниках весьма популярного в трудовых коллективах московских строителей городского спортивного праздника в честь Дня строителя, выставки детского творчества в оздоровительных лагерях строительной отрасли и, несомненно, вручение ведомственных и московских наград работникам отрасли.

Руководителям строительных организаций и предприятий промышленности строительных материалов различных форм собственности рекомендовано организовать проведение корпоративных праздничных мероприятий в трудовых коллективах.

 

вверх страницы

 

Сравнение ограждающих конструкций
 

Не всем в своей жизни приходится встречаться с этим словом, скорее аббревиатурой нескольких слов, даже тем, кто задумал и осуществил строительство своего дома.

Что же это такое? И зачем нужен этот СНиП? Прежде всего СНиП - это документ - Строительные нормы и правила. Документ этот носит регламентирующий характер и охватывает все стороны строительства от проектирования до возведения дома, оснащения его всеми необходимыми системами:отопления, электроснабжения, водоснабжения и канализации. Существуют СНиПы для расчета конструкций. СНиП разработан не только на строительство домов, но и дорог, мостов, аэропортов и вообще всего, что строится. Есть СНиПы на геологические, гидрологические работы, т.е. на те работы, которые связаны с грунтами, СНиПы климатологические, теплотехнические, на защиту от шума, на расчет освещенности и еще много-много других.

Ну и что же? Заказчик вправе сказать: "Я заказываю проектирование и строительство профессионалу. Он знает, как использовать СНиП, вот, пусть и разбирается!". И это правильно! Специалисту и карты в руки. Однако практика работы с заказчиком показывает, что частенько возникает недопонимание со стороны заказчика, а убедить подчас неспециалиста трудно или даже невозможно. Как правило, в результате заказчик может получить здание, которое со временем просядет, появятся трещины, в некоторых комнатах некомфортно будет жить или работать, потекут системы и т.д. И как следствие- дополнительные расходы на исправления. Хорошо, если это можно исправить, и не произошло ничего чрезвычайного. А если обрушение? Да еще и с трагическими последствиями?! Случаи-то бывали.

Необходимо заметить, что, к сожалению, многие специалисты в последнее время по разным причинам (невысокой квалификации, желанию заполучить заказчика, не возражая ему, и, наконец, надежнее и быстрее получить оплату своего труда) не уделяют Строительным нормам и правилам должного внимания.

Ярким тому примером может служить СНиП на строительную теплотехнику II-3-79*, выпущенный в 1995 году. Этот СНиП регламентирует степень тепловой защиты ограждающих конструкций здания (наружных стен, чердачных перекрытий, перекрытий над подвалами и др.) Что это означает? Попробуем разобраться.

Строительство одно из самых древних направлений деятельности человечества. В России оно было всегда сопряжено с суровыми климатическими условиями. В среднем климатическом поясе нашей страны отопительный сезон составляет 8 месяцев из 12-ти. И поэтому в затратах на эксплуатацию зданий отопление всегда занимало самую весомую часть. И это очень хорошо знают сельские жители. Так однажды крестьянину предложили построить большой кирпичный особняк. Рядом с таким особняком он пас свою корову. И знаете, что ответил этот мудрый человек? Нет, сколько денег надо, чтобы его отопить.

Городское строительство в эпоху социализма для наружных стен в основном применяло либо кирпичную кладку толщиной 51 см или позже, с приходом индустриализации, керамзитобетонные однослойные панели толщиной 30-40 см. И теплозащитных свойств этих конструкций на первый взгляд хватало. Работали системы отопления. У кого-то было в здании теплее, где-то прохладнее, но в целом жили более или менее нормально. Однако населению и в голову не приходило, а каковы же настоящие затраты на отопление, ведь все платили 4 копейки за киловатт/час. Вся основная нагрузка по оплате энергоснабжения, и отопления, и электричества, лежала на государстве. В западных странах такой ситуации изначально быть не могло. В капиталистической стране все оплачивает владелец. И вот, когда грянул арабо-израильский кризис в 70-х годах, и цена на нефть сильно подскочила, в Европе сразу отказались от так называемых затратных конструкций, т.е. тех, которые обеспечивают недостаточную теплоизоляцию дома. Тогда на его отопление, т.е. поддержание комфортной температуры в помещениях, требуются большие энергозатраты, а это значит и большие материальные вложения. Лучше построить подороже, зато в течение многих лет эксплуатации платить поменьше. Для яркого примера можно привести следующее. Затраты на отопление в средней полосе России 2-х этажного кирпичного дома, имеющего в плане размер 10*10м, со стеной 51 см толщиной при использовании автономной системы отопления с котлом, работающем на солярке, за весь отопительный период составляет приблизительно 3000$. Накладно! И европейские страны быстро перешли на новые материалы и конструкции.

Нас эта проблема тоже не миновала. Иная экономическая ситуация в стране, иные экономические отношения в последнее десятилетие. Вот и потребовались новые нормы на теплоизоляцию ограждающих конструкций, чтобы владелец существенно снизил свои затраты на оплату отопления. Новые нормы предусматривают увеличение теплозащитных свойств ограждающих конструкций в 3 раза. А это значит, что внутренняя поверхность наружных стен будет значительно теплее, и разница в температуре этой поверхности и воздуха в комнате не будет превышать 4 град по С. В Европе норма 3 град. по С. А это в свою очередь означает, что мы сможем ставить кровати около наружных стен. Проектировщики смогут размещать санитарные приборы на наружных стенах, что было категорически запрещено старыми нормами, по которым перепад составлял 6 град. по С. Это благотворно скажется на разнообразии планировочных решений. И градусы-то вроде невелики на первый взгляд. Но для достижения этого эффекта необходимо существенно увеличить теплоизоляционные качества наружных стен, как указывалось выше.

В многоэтажном строительстве городов и поселков эта норма пока не достигается, т.к. вся индустриальная база панельного домостроения, очень развитая в стране, не может, к сожалению, быстро перейти на новые конструктивные решения. В малоэтажном строительстве появилось много конструкций с использованием новейших эффективных материалов. Однако мнение, бытующее среди заказчиков, чаще склоняется к тем, которые включают в себя хотя бы внешний кирпичный слой. Северная и средняя Европа давно отказались от использования кирпича как неэффективного с рассматриваемых позиций материала. Да и внешний облик дома совсем необязательно должен быть кирпичным "замком". Архитекторами наработано огромное количество проектов с использованием других материалов. Некоторые примеры можно увидеть на приведенных фотографиях. Да и конструктивные решения с использованием кирпича или блоков не отвечают в полной мере требованиям СНиП и стоимость их достаточно высока.

Конечно, речь идет только о капитальном строительстве любых зданий, которые предполагается использовать круглый год. Если у вас дача и вы приезжаете туда только летом, то подходы к строительству могут быть совершенно иными. Дом может быть очень легким, например, щитовым, в лучшем случае с засыпкой, брусовым или бревенчатым, а если каменным, то со стеной в 1-1,5 кирпича или 1 блок.

Тем не менее, зимним может быть и деревянный дом. Однако при соблюдении всех современных требований, его придется очень серьезно утеплять. Вот скандинавы, у которых деревянное строительство широко развито, и перешли на использование так называемого "двойного" сруба. Это значит, что один сруб находится внутри другого, а между ними эффективный утеплитель, тот же пенополистирол или пенопласт, как его называют в народе.

Для того, чтобы разобраться в достоинствах и недостатках наиболее распространенных конструктивных решений наружных стен с точки зрения их теплоизолирующей способности и связанной напрямую с этим стоимостью, проведем сравнительный анализ этих конструкций.
 

 
Соотв.СНиП

Материалы и толщины стен

Стоим. 1 кв.м наружн. стены, $

Стоим. наружн. стен 2-х эт. дома 10*10 м, $

1

Нет

Кирпичная кладка, 51 см

50

15000

2

Да

Кирпичная кладка, 207 см

190

57000

3

Да

Керамзитобетонные блоки, 120 см

93

28000

4

Да

Пенобетонные блоки с кирпичной облицовкой, 92 см

67

20000

5

Да

Кирпич 25 см + ППС 12 см + кирпич 12 см

50

15000

6

Да

Железобетон 10 см + ППС 15 см + кирпич 12 см

45

13500

7

Да

Брус 15 см + мин. вата 12 см + кирпич 12 см

40

12000

8

Да

Железобетон 5 см по металлическому каркасу + ППС 15 см + железобетон 5cм

40

12000

9

Да

Вагонка, сайдинг или др. реечные или плитные материалы по дер. каркасу + ППС или мин. вата 15 см

18-37

5500-11000

10

Да

Сплошное дерево, 54 см

57

17000

11

Да

Дер. брус 10 см + мин. вата 10 см + дер. брус 10 см

40

12000

 

 


В приведенной таблице представлены одиннадцать конструкций наружных стен. из наиболее распространенных материалов Причем первой приведена традиционная стена из полнотелого кирпича толщиной 51 см. Эта конструкция сегодня абсолютно не удовлетворяет теплотехническим требованиям. Она дает теплоизоляцию в 3 раза меньше нормативной. Однако это самое широко применяемое решение и оно послужит нам эталоном для сравнения.

Десять других конструкций, представленных в таблице, соответствуют нормативной теплоизоляции. Что же мы видим? Чтобы достичь нормативных показателей, толщины однослойных конструкций возрастают до огромных размеров и соответственно очень дороги. Например, толщина кирпичной стены увеличивается до 2-х с лишним метра, блочных до 1-1,2 м. Даже стены из сплошного дерева требуют толщины в 54 см, что само по себе трудно достижимо. Вряд ли кто соберется использовать эти конструкции в таком виде. Зато многослойные стены с прослойкой эффективного утеплителя: и кирпичные, и деревянные, и бетонные, и даже легкие из сайдинга или вагонки по деревянному каркасу - сразу многократно выигрывают. Все толщины этих конструкций имеют небольшую величину и поэтому стоимостные показатели, приведенные в таблице на 1 м.кв. площади стены, говорят сами за себя. Они существенно ниже.

В многослойных конструкциях сегодня лучше всего применять современные эффективные утеплители, например, пенополистирол и различные виды минеральной ваты. В каменных конструкциях предпочтителен ППС. Он экологичен, за что любим в европейских странах и применяется там уже 50 лет. При его производстве шарики, из которых он состоит, заполняются инертными газами и поэтому он не горит пламенем, а только плавится. Однако его очень любят мыши, в связи с чем он должен быть хорошо изолирован раствором от этих маленьких врагов наших домов. В деревянных конструкциях лучше подойдет минеральная вата. Не забудьте проложить между внутренней обвязкой и слоем минеральной ваты полиэтиленовую пленку. Она предохранит утеплитель от проникновения паров и образования в утеплителе конденсата и тем самым исключит промерзание. На квадратный метр стены стоимость утеплителя составит 3-5$.

Какова же будет экономия на оплате отопления, если конструкции наружных стен дома выполнены строго в соответствии со СНиП II-3-79*, выпущенного в 1995 году, "Строительная теплотехника". Если мы сравним затраты в таком же доме, о котором уже шла речь вначале статьи, то вместо 3000$ оплата сократиться до 2000$. Некоторые могут сказать, что это не радикальная разница. Возможно. Сегодня в нашей стране это для кого-то действительно так. Однако у европейца, живущего в северной Европе, или у канадца экономия составила бы 3000-4000$ т.к. энергия в Европе дороже в 4 раза. Ну. а поскольку мы движемся в сторону повышения цен на энергоносители, то не за горами то время, когда подобная экономия будет весомой и для российского гражданина.

Необходимо заметить, что нормы рассчитаны на муниципальное строительство, т.е. температура внутреннего воздуха, которая закладывается в них, составляет всего 18 градусов, во всех помещениях, и только в угловых комнатах - 20 градусов. В индивидуальном строительстве каждый может закладывать свою расчетную температуру . Температура 18 градусов - то что называется "на любителя". В основном владельцам хочется иметь 22-23 градуса. Это легко достигается с применением эффективных многослойных конструкций. Также нужно помнить, что самые большие теплопотери происходят через оконные проемы. И если мы увеличиваем их площадь выше одной восьмой от площади пола, как требует светотехнический СНиП, и пытаемся создать стеклянные стены, как в южных районах, то никакие эффективные конструкции наружных стен не помогут. Такое решение противоестественно для нашего климата. Или же придется платить немереные деньги за отопление. Такое решение может присутствовать в планировочном решении дома, но такое помещение должно быть летним и отделяться от собственно теплой части дома эффективными теплоизолирующими конструкциями.

Любому непрофессионалу при всем вышесказанном необходимо помнить, что многослойные стены, более сложные в конструктивном отношении, требуют грамотного соединения слоев, чтобы не возникали "мостики холода" и конструкция оставалась прочной, не дающей осадки и трещин. Для обеспечения этих качеств конструкции лучше обратиться к специалисту и уж ни в коем случае не доверять строителям-"шабашникам".

В заключении можно сказать следующее. Мы рассмотрели необходимость соответствовать требованиям только одного СНиПа. И с уверенностью можем сказать СНиП - это необходимый документ. Если мы следуем ему, то ограждаем себя от многих неприятностей, да еще и деньги экономим. Так что следуйте требованиям СНиП и требуйте этого от проектировщиков и подрядчиков. СНиП - ваш верный друг, он верный помощник в любом строительстве!

 

вверх страницы

Необходимые условия для управления проектами в строительстве

 

Концепция проекта

Современная инвестиционная политика направлена на финансирование проектов, реализуемых в минимальные сроки и способных принести максимальную прибыль. В современной трактовке понятие «проект» объединяет разнообразные виды деятельности, характеризуемые следующими признаками:

∙ направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;
∙ координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;
∙ ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом.
Проект является однократной, нециклической деятельностью. Он существует столько времени, сколько требуется для получения конечного результата. В общем случае управление проектами представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, направленную на эффективное достижение его целей.

Схемы управления проектами

Особая роль в реализации проекта принадлежит его руководителю. Состав полномочий руководителя проекта определяется договором (контрактом) с заказчиком (инвестором). Различают несколько систем управления проектами.

«Основная» система. Руководитель проекта – представитель заказчика, финансовой ответственности за принимаемые решения не несет. В этом случае менеджер проекта обеспечивает координацию и управление ходом разработки и реализации проекта, в контрактных отношениях с другими участниками проекта (кроме заказчика) не состоит. Преимущество данной системы состоит в объективности проект-менеджера, недостаток – риск за результаты проекта целиком возлагается на заказчика.

Система «расширенного управления». Руководитель проекта несет ответственность за проект в пределах фиксированной цены. Он обеспечивает управление и координацию процессов проекта по соглашениям между ним, заказчиком и участниками проекта.

Система «под ключ». Руководитель проекта – проектно-строительная фирма, с которой заказчик заключает контракт «под ключ» с объявленной стоимостью проекта.

Этапы осуществления проекта

Проект всегда нацелен на результат, на достижение конкретных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководством проекта, менеджером проекта и командой, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту.

Степень и условия контроля со стороны заказчика (инвестора) за деятельностью управляющего во всех случаях определяются договором.

Методы и техника управления проектами определяются в зависимости от видов проектов (в том числе строительство предприятий, зданий и сооружений различного назначения), масштаба и сложности проекта, сроков реализации проекта, ограниченности ресурсов, требований заказчика по качеству проекта и пр.

В отечественной практике реализация проектов строительства предприятий, зданий и сооружений осуществляется поэтапно:

∙ формируется инвестиционный замысел проекта;
∙ разрабатывается ходатайство о намерениях инвестирования в строительство объекта, подготавливается обоснование инвестиций;
∙ разрабатывается проектная и рабочая документация;
производится непосредственное строительство объекта и приемка его в эксплуатацию;
∙ заключительный и пролонгированный во времени этап – эксплуатация объекта (текущие и капитальные ремонты, его техническое перевооружение, реконструкция и ликвидация).

Разработка проектной документации

Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений оговорены в СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений».

Процесс разработки проектной документации инженерных систем в организации может реализовываться по следующей схеме.

Начальный этап – получение Технического задания на проектирование (ТЗ; другого ТЗ не существует, хотя есть разные названия одного и того же документа, нормированного ГОСТом). По правилам ТЗ исходит от Заказчика и обращено к Проектировщику. Заказчик имеет право передать подряд на изготовление ТЗ Подрядчику или любому другому уполномоченному лицу (имеющему на это необходимые разрешения), но это не является этапом проектирования – скорее этап подготовки исходных материалов на проектирование. Если ТЗ делает предприятие, то желательно закрепить этот момент в договоре. По положению ТЗ можно согласовать в инстанциях (УГПС, УВО и т. п.), и согласования могут перейти в проект, останется согласовать технические решения.

Все исходные материалы по объекту проектирования (генплан, ситуационный план, этажные планировки, пояснительная записка, схемы существующих сетей и коммуникаций, технические условия, нормативные документы и проч.) являются необходимыми приложениями к ТЗ.

Подготовка проектирования – составление договора на проектирование. Неотъемлемой частью договора является смета на проектирование, которая составляется на основании исходных материалов и нормативных документов, действующих в отрасли на данный момент времени. В договоре обязательно оговариваются исходные материалы; стадии проектирования, состав проекта, сроки проектирования, состав передаваемой Заказчику документации, условия авторского контроля, шеф-монтаж (не обязательно).

Определение стадий проектирования. Для сложных объектов целесообразно проводить проектирование в две стадии:

∙ стадия «Проект» (П; другие названия – ТЭО и «технический проект» устарели);
∙ стадия «Рабочая документация» (РД).

Стадия П необходима, когда:

∙ не определены все исходные материалы для проектирования;
∙ некоторые исходные материалы (например, перечень объектов охраны) требуют согласования с заказчиком на этапе проектирования. Эти материалы, как правило, разрабатываются проектировщиком в ходе проектирования и без стадии П могут задержать оговоренные договором окончательные сроки проектирования, на сроки, необходимые для согласования;
∙ когда требуется предварительно оценить стоимость всего Проекта заранее или в краткие сроки, не дожидаясь окончания проектирования;
∙ когда не требуется полный проект (инженерная документация), например для тендера, сразу.

По окончании стадии П обязательно представляются: общая пояснительная записка, структурные или функциональные схемы, спецификации применяемого оборудования, сметная документация, основные инженерные решения.

Стадия РД является обязательной и включает в себя всю документацию, необходимую для внедрения системы: общая пояснительная записка; структурные или функциональные схемы, спецификации применяемого оборудования, сметная документация, генплан; планы расположения кабельных трасс и каналов по территории, планы расположения кабельных трасс и каналов по сооружениям; схемы расположения сетей и оборудования по сооружениям; поэтажные планы расположения сетей и оборудования, схемы включения оборудования, конструкторская документация на нестандартные изделия, ведомость программного обеспечения; программы и методики испытаний, все лицензии и сертификаты, примененные в ходе проектирования.

Для несложных проектов, как правило, объединяются две стадии в одну – «Рабочий проект».

В договоре разделяются сроки исполнения стадий – ТЗ, стадии П, РД. Это дает возможность соблюсти окончательные сроки исполнения проекта и разделить оплату этапов. Официальное окончание предыдущего этапа послужит началом последующего. При этом последующие этапы договора принципиально не зависят по срокам от всевозможных согласований и изменений в ходе проектирования предыдущих.

При такой схеме процесса проектирования достигается предсказуемый результат по срокам и качеству исполнения объекта.

Участники проекта

Участники проекта – основной элемент его структуры. Именно они обеспечивают реализацию всего замысла. В зависимости от типа проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его реализацию.

Главный участник проекта – заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать физическое, юридическое лицо, одно или несколько, объединивших свои усилия, интересы и капиталы для реализации проекта.

Важная роль принадлежит инвестору – стороне, вкладывающей средства в проект. В некоторых случаях это одно лицо с заказчиком. Если инвестор и заказчик разные лица, инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов, осуществляет расчеты с другими участниками проекта.

Среди инвесторов необходимо отметить роль одного из основных – банка. В его обязанности входит непрерывное обеспечение проекта денежными средствами, а также кредитование генподрядчика для расчетов с субподрядчиками, если у заказчика нет необходимых средств. Материально-техническое обеспечение проекта обеспечивают организации-поставщики.

Подрядчик – юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ в соответствии с контрактом.

В последнее время состав участников проекта дополнился новыми лицами. В первую очередь это консультанты, то есть фирмы и специалисты, привлекаемые для оказания консультационных услуг другим участникам проекта по реализации проекта. Участником проекта может быть лицензиар, то есть юридическое или физическое лицо, обладатель лицензии и ноу-хау, используемых в проекте. Его роль – предоставлять право использовать в проекте необходимые научно-технические достижения. Предоставление права обычно происходит на коммерческих условиях.

Особое место в проекте занимает руководитель проекта (проект-менеджер). О его деятельности уже было упомянуто.

Экспертиза проекта

Французский деятель Жорж Помпиду говорил: «Три вещи ведут к разорению: женщины, скачки и доверие к экспертам». И действительно, в случае работы неграмотных экспертов возможны крупные материальные потери.

Под экспертизой в широком смысле понимается:

∙ анализ, исследование, проводимое привлеченными специалистами (экспертами), экспертной комиссией, завершаемые выпуском акта, заключения, в отдельных случаях – сертификата качества, соответствия;
∙ проверка качества товаров, работ, услуг.
Экспертиза (проверка, оценка) является обязательным этапом практически любой деятельности, поскольку призвана оценить соответствие результата деятельности запланированным показателям. Экспертиза, как правило, осуществляется на основе определенных правил, зафиксированных документально в виде недейственных, нормативных, законодательных актов.

Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.

В документах, регламентирующих экспертизу проектно-сметной и проектной документации, установлено, что технико-экономическое обоснование и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Главгосэкспертиза России), организациях государственной вневедомственной экспертизы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других, специально уполномоченных на то государственных органах.

Основные вопросы уточняются в зависимости от отраслевой специфики, особых условий и видов строительства. При экспертизе проектов строительства подлежат обязательной проверке:

∙ соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;
∙ наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора; хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства исходя из социальной потребности в результатах функционирования запроектированного объекта;
∙ конкурентоспособность его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличие природных и иных ресурсов;
∙ выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и других факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения объекта;
∙ обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта исходя из принятых проектных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или предоставляемых услугах;
∙ достаточность и эффективность технических решений по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
∙ обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрывопожарной и пожарной безопасности;
∙ соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям;
∙ достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
∙ наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения;
∙ оценка технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) объекта (предприятия, производства, сооружения иного назначения), его материало- и энергоемкости;
∙ обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем;
∙ выбор основного технологического оборудования;
∙ достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;
∙ оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению;
∙ возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергоресурсов;
∙ наличие безотходного (малоотходного) производства на базе полного и комплексного использования сырья и отходов;
∙ обоснованность и надежность строительных решений;
∙ оптимальность решений по генеральному плану, увязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;
∙ обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим. Эффективность использования площадей и объемов зданий; обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;
∙ оценка проектных решений по организации строительства;
∙ достоверность определения стоимости строительства;
∙ оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации.

Для каждой исследуемой стороны проекта характерны свои нюансы. Приведем пример принятия технического решения и оценки его экономической целесообразности. Например, прокладка электрических кабельных линий в стальных водогазопроводных трубах или стальных сплошных коробах с открываемыми сплошными крышками оказывается выгоднее, чем в облегченных перфорированных лотках.

При использовании перфорированных лотков в большинстве случаев необходима установка пожарных извещателей за подвесным потолком (прим. 1 к табл. 2 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»). Применив же сплошные короба, можно существенно сэкономить на установке пожарных извещателей и на их последующем техническом обслуживании


БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ
Владимир ОЛЕЙНИК, управляющий партнер группы «ТрэДис»



Что можно назвать наибольшим риском для проекта? На каком этапе этот риск может возникнуть?

На мой взгляд, успех строительного процесса зависит в первую очередь от его правильной организации и эффективности управления. Специалисты всегда должны руководствоваться алгоритмом действий, позволяющим в обозримые сроки прийти к прогнозируемому результату с заранее просчитанным бюджетом.

Когда начинается освоение нового проекта, самый большой риск – не добиться конечной цели. Маленькие или большие риски возникают на каждом этапе проекта, накладываются друг на друга, иногда взаимоуничтожаются. Особенно опасна ошибка на раннем этапе – когда вырабатывается концепция объекта.

Такие ошибки неминуемо приведут к неправильному течению всего процесса возведения объекта. Если привлечь грамотных специалистов на ранней стадии реализации проекта, удастся существенно уменьшить риск совершения крупных ошибок. Это способно заметно снизить себестоимость проекта.

Очень важна последовательность действий в строительном процессе. Алгоритм таков, что результат предыдущего этапа формирует задание для следующего. Исключить что-то невозможно, так как при этом возрастает риск появления неконтролируемых ошибок.

Что является главным при возведении объектов, например, коммерческой недвижимости: концепция, команда или финансы?

Думаю, без понимания схемы финансирования входить в проект бессмысленно. Не менее важна работоспособная концепция, но самое главное – правильно сформированное управленческое ядро и подбор нужных специалистов. Специалистов надо заинтересовать, ведь они должны вложить в проект весь свой опыт, компетенцию и силы. Второй главный момент – организация взаимодействия между инициатором проекта, управленческим ядром и его лидером, который возьмет на себя ответственность за действия специалистов, а значит – за конечный результат.

По какому принципу организуется структура управления проектом?

Единственный вариант управления – иерархический, когда во главе стоит лидер управленческого ядра, принимающий решения, он окружен специалистами, которые закрывают те или иные направления, формируют его решения. Лидер взаимодействует с инициатором проекта, и если они оба адекватны, успех гарантирован.

Отмечу, управляющий обязательно должен иметь широкий опыт в рамках практически всех вопросов, которые могут встретиться при реализации проекта строительства коммерческой недвижимости и уметь принимать обоснованные решения без апелляции к инициатору проекта. В России правила игры в строительной отрасли меняются ежегодно, а иногда и чаще. Поэтому управляющему проектом нужно многое уметь предусмотреть, опираясь на личный опыт.

Девелоперский процесс длится от полутора до трех лет. Год-полтора уходит на подготовительные предпроектные, проектные и согласовательные работы. Для объектов площадью 10 тыс. м2 и более этот этап растягивается еще больше, не менее года идет строительство. И, как часто бывает, с течением времени первичная концепция проекта устаревает, формируются новые риски, связанные с изменениями в законодательстве или на рынке недвижимости, возникают проблемы со строительной площадкой. Еще раз отмечу, что от выбора управляющего зависит, сможет ли он как грамотный шахматист просчитать ситуацию на пару шагов вперед.

Существуют алгоритмы, связанные с управлением изменениями в процессе реализации проекта. Однако самым главным критерием в принятии решений является логика и здравый смысл


Александр ЮХОВ
Роман МУРАШОВ

 

вверх страницы

 

              А это на общетрепещущие темы:                         

           

"Два этажа, три спальни, массажный кабинет"

 

       Аэрокосмический салон в Ле-Бурже всегда считался Меккой авиастроения. Именно здесь можно не только увидеть то, что уже придумано человечеством в области авиации и космоса, но и заглянуть в будущее. Закончивший свою работу аэрокосмический салон-2007 не стал исключением. Когда обходишь стенды и открытые площадки Ле-Бурже, то как будто читаешь научно-фантастический роман, каждая новая страница которого открывает перед тобой очередное чудо техники. В Ле-Бурже можно увидеть все: от самого большого пассажирского авиалайнера А-380 до миниатюрных беспилотных летательных аппаратов - летающих роботов. "Известия" решили рассказать о некоторых из этих самолетов.

Гигант неба с массажным кабинетом

Он весит почти 500 тонн, способен за один раз перевезти до полутысячи пассажиров. У него 4 мощных двигателя, но мы его полет совсем не слышим. Новый гигант европейского авиапрома A-380 кружит в небе с легкостью истребителя: резкий подъем, крутой разворот, посадка на середину взлетно-посадочной полосы. Интерес к машине огромный — ничего подобного А-380 не предвидится. При этом европейский "Эйрбас" может гордиться — он не только создал самый большой в мире самолет, но и сделал его элегантным. Авиалайнер настолько революционен в своей конструкции и в подходах к комфорту на борту, что будет эксплуатироваться не менее 30–50 лет. Предполагается, что за столь продолжительное время требования пассажиров к уровню комфорта и сервиса на борту могут значительно возрасти, особенно в случае многочасовых межконтинентальных полетов.

Внутри две палубы. Их оформление — дело авиакомпаний. Но уже сейчас они просят учесть возможность размещения на них спальных мест, комнат для детей, массажных кабинетов, тренажерных залов и... магазинов duty-free. В салонах авиалайнера есть спаренные проходы и два уровня, что обеспечивает намного больше свободного места, чем в любом сегодняшнем самолете. Лестницы, стилизованные под трапы пассажирских судов, соединяют уровни между собой. В общем, шикарный летающий корабль. Возможно, именно поэтому невольно возникают ассоциации с другим роскошным гигантом — "Титаником". Авиаторы — люди суеверные.

— И думать об этом не смейте! — сказали корреспонденту "Известий" представители "Эйрбаса".

"Титаник" плыл через Атлантику, а А-380 уже совершил свой тестовый перелет в другом направлении — из Франции в Австралию.

"Хищник" набирает высоту

Обучение пилота истребителя стоит миллионы, а эффективность его работы зависит от такого числа факторов, что иногда легче оставить его на земле. Тем не менее кто-то воевать все-таки должен. Видимо, в недалеком будущем это будут роботы, в том числе и летающие — беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Сейчас их разновидностей стало так много, что экспозицию любой аэрокосмической выставки можно наполнить только ими. Именно так и поступили американские, французские и израильские компании, выставившие десятки моделей этой техники. Одни из них — размером с нормальный истребитель. Другие — совсем миниатюрные, всего в несколько сот граммов, самолетики.

В Ле-Бурже американцы рекламировали свой беспилотник "Predator" ("Хищник"). С виду — обычный планер, какие десятками делали наши пионеры. Но вот его возможности совсем не детские. Машина может находиться в воздухе 24 часа. И с высоты от 3 до 4,5 километра вести радиоэлектронную разведку, подсказывать пехоте и бронетехнике, куда идти, корректировать применение высокоточного оружия. В Ле-Бурже американцы впервые показали, что робот может быть не только "глазами и ушами", но и серьезной ударной силой. "Predator" обзавелся управляемым ракетным вооружением, которого почти тонна.

Теперь, барражируя над территорией противника, по приказу оператора он сможет уничтожать как отдельные объекты — здания, укрепления, так и автомобили и даже группы людей. "Хищник" эффективно воюет в Афганистане и Ираке. Поэтому к уже имеющимся трем эскадрильям Пентагон собирается прикупить еще 144 таких аппарата, потратив на это "скромные" $5,7 млрд. В результате у США будет 12 эскадрилий "роботов".

Кроме этой армады американцы имеют и совсем миниатюрный самолетик "Wasp" ("Оса"). Он весит всего 200 граммов, и его можно запускать "с руки", совсем как игрушечный планер. Аппарат оснащен двумя миниатюрными видеокамерами, которые собирают информацию и передают ее оператору в режиме реального времени. БПЛА управляет бортовой компьютер, который ориентируется при помощи спутниковой системы GPS. "Оса" оснащена электромотором, получающим энергию от аккумулятора, который еще и может подзаряжаться во время полета от солнечных батарей. Планируется, что этой "игрушкой" будут вооружать даже отдельных пехотинцев — солдат должен знать, что творится вокруг него.

"Летающая парта" — тоже робот

В российской экспозиции на Ле-Бурже беспилотников не было. Наши КБ только планируют их создавать. Тем не менее руководитель корпорации "Иркут" и ОКБ "Яковлев" Олег Демченко сообщил "Известиям", что один из первых российских беспилотников может быть создан на базе учебно-тренировочного Як-130. "Летающая парта", как зовут в ВВС новый самолет, и так сам по себе "робот". Машина прямо в полете может быть перепрограммирована для выполнения учебно-тренировочного полета в различных погодных или пилотажных условиях в зависимости от того, на какой самолет готовят летчика. Будет это современный Су-30, Як-130 будет летать по одному сценарию; введут программу полета новейшего американского легкого истребителя F-35, полетит по-другому. При необходимости "парту" легко переоборудовать в легкий истребитель. Самолет за раз поднимет в воздух до трех тонн высокоточных ракет и корректируемых бомб. Как отмечают специалисты ВВС, использование Як-130 для выполнения локальных задач, например уничтожения лагерей террористов, охраны границ, в том числе морских, для борьбы с наркодельцами, по затратам на порядок дешевле, чем если бы на боевое задание послали "МиГ" или "Су". Теперь этот полет может проходить и в автоматическом режиме.

Не отстают от американцев и европейцы. Объединенная Европа представила в Ле-Бурже совсем уж футуристический проект беспилотника — "Neuron". По виду это вообще не самолет, а какая-то летучая мышь для Бэтмена. Первый полет "Нейрона" запланирован на 2009 год. Этот самолет будет обладать всеми характеристиками, свойственными беспилотным аппаратам последнего поколения (включая технологии "Стэлс", новейшие системы авионики, а также возможность интеграции в общевойсковую электронную систему управления боем). А внутри фюзеляжа машины разместится не только разведывательное, но и ударное вооружение.

Истребитель на веревочке

Звезда Ле-Бурже — это модернизированный МиГ-29 ОВТ, оборудованный двигателями с изменяемым вектором тяги. Во время полетов все внимание зрителей — на нем. Воздушный цирк в его исполнении сегодня недоступен ни одному другому истребителю в мире. Например, зависнув в воздухе, машина вдруг переворачивается через хвост. Потом еще раз, и еще, и еще... Про боковые развороты на месте или пролет перед трибуной "на хвосте", рассекая воздух всей плоскостью фюзеляжа, и говорить не приходится. Самолеты так не летают...

— Летаю по проводам, — признался "Известиям" летчик-испытатель корпорации "МиГ" Михаил Беляев.

— Это как?

— А так, пилот теперь может не задумываться о том, как выполнить маневр, — говорит Михаил. — Он просто будет его выполнять. Машина сама додумает, как это лучше сделать. Причем этот полет будет абсолютно безопасен там, где раньше это приводило к катастрофам. Например, плоский штопор, мы спокойно в него входим и без проблем выходим. В общем, никаких ограничений по критическим режимам полета.

По словам летчика, секрет в системе дистанционного управления "Fly-by-wire" (или "полет по проводам"). Все тяги в машине заменены на электронные приводы. Все это связано с бортовым компьютером, который и просчитывает маневр, подсказывая самолету, как правильно в той или иной ситуации лететь. Летчик-испытатель Беляев уверен, что новый МиГ-29 ОВТ открывает ранее недоступные другим машинам режимы полета. То, что вчера считалось в принципе невыполнимым, с новой машиной становится не просто реальностью, а само собой разумеющимся элементом воздушного боя.

Излишне говорить, какие тактические возможности это открывает перед Военно-воздушными силами тех стран, на вооружении которых стоят такие машины.

На что способны звезды Ле-Бурже

МиГ-29 ОВТ

От обычного МиГ-29 новый истребитель с индексом "ОВТ" отличается новейшим двигателем питерского КБ имени Климова РД-33 ОВТ. Его сопло может поворачиваться в любом направлении. Причем не только в режиме "нормального" полета, но и на форсаже. Это свойство радикально отличает МиГ-29 ОВТ от того же Су-30 МКИ или американского F-22. Попросту говоря, "МиГ" маневреннее и более управляем во всех режимах — что на скорости, что при ее полном отсутствии.

Машина способна одинаково успешно вести борьбу как с воздушными, так и с наземными и морскими целями (берет 6 тонн боевой нагрузки, это вплотную приближает ее к тяжелым истребителям), что придает ей качества по-настоящему многофункционального боевого самолета и объединяет в одной машине истребитель и фронтовой бомбардировщик.

А-380

Экипаж — 2 человека

Размах крыла — 79,8 м

Длина фюзеляжа — 77 м

Высота — 24,5

Планируется создать целое семейство самолетов этого типа. Базовая модель А3ХХ-100 рассчитана на 555 пассажиров, но путем удлинения фюзеляжа вместимость может возрасти до 656 мест (вариант А3ХХ-200). Дальность полета самолета должна составить в зависимости от нагрузки 14168—16205 километров.

Як-130

Дальность полета — 2130 км

Практический потолок — 12 500 м

Длина разбега — 380 м

Скорость — от 200 до 1050 км/ч

Экипаж — 2 человека

Боевая нагрузка — 3 тонны. Могут крепиться подвесные топливные баки, контейнеры с подвесной пушечной установкой (под фюзеляжем), системами наведения оружия, разведывательной аппаратурой, средствами радио-электронного противодействия и т.п.

верх страницы  

 

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Июнь26, 2007

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова


В избранное