Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 31


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

   Сайт Алексея Кулакова

 Адреса интернет-сайтов, часто используемые Алексеем Кулаковым

профессионала в строительном производстве

 

Стройка - как много в этом звуке

Выпуск №31

1

Содержание:

Несколько слов подписчикам нашей рассылки.

события

  1. Новое поколение труб для наружной канализации

статьи

  1. ОТ КУТЮР или ДОМ ПО ПОСЛЕДНЕЙ МОДЕ

  2. Световой дизайн интерьера.

Сделай сам

  1. Переплет и реставрация книг. Часть 3: Первая помощь книге

А это на общетрепещущие темы:

  1. Современное состояние стандартов на материалы и изделия из древесины для строительства

Анонс тридцать второго выпуска рассылки "Стройка - как много в этом звуке"(31.05.04)

 

Несколько слов подписчикам нашей рассылки.

 

       Уважаемые подписчики рассылки "Стройка - как много в этом звуке" !

        Нам (интернет-проект "Новый дом") очень приятно, что Вы до сих пор читаете нашу рассылку. Но для того чтобы сделать нашу рассылку более интересной для интересующихся строительством и улучшить подбор статей и тем, интересных Вам, мы просим Вас

отправить на наш E-mail ( office@noviy-dom.com  ) ответы на следующие вопросы:

  1. Ваши ФИО.

  2. Название организации.

  3. Адрес организации.

  4. Должность.

  5. Сфера деятельности.

  6. Ваше образование.

  7. Город.

  8. Интересующие Вас темы и события.

  9. Ваш E-mail.

  вверх страницы

 

Новое поколение труб для наружной канализации

 

          Труба Pragma специально разработана австрийской компанией Pipe Life для сточной и ливневой канализации. Она отлично подходит как для промышленной канализации, так и для дренажа в дорожном строительстве.
         В чем преимущество этих труб? Основное требование, предъявляемое к трубам в системах безнапорной канализации,—достаточная окружная жесткость Под ней понимают способность трубы противодействовать давлению грунта и прочим внешним нагрузкам. Стремясь повысить показатели жесткости, большинство производителей увеличивают толщину стенок труб, что в итоге ведет к удорожанию изделия. Трубы Pragma принципиально иные: особенная конструкция наружной стенки гарантирует необходимые показатели жесткости; при этом внутренняя стенка имеет минимальную толщину, обеспечивающую требуемые гидравлические показатели для безнапорных систем. Такая технология двухслойного изготовления позволила получить продукт, имеющий все необходимые технические характеристики и за счет экономии сырья существенно более низкую себестоимость. Благодаря материалу РР-Ь (полипропилен блок — сополимер), применяемому для производства труб, они обладают особыми преимуществами по сравнению с аналогичными изделиями из ПВХ. Канализационные трубы Pragma легко соединяются между собой с помощью раструбов. В предлагаемом ассортименте присутствуют все необходимые виды фитингов — отводы, тройники, муфты, переходы; а также элементы для соединения с обычными гладкостенными трубами из ПВХ и бетонными трубами.

      вверх страницы

  

ОТ КУТЮР или ДОМ ПО ПОСЛЕДНЕЙ МОДЕ
 

       Человек должен посадить дерево, вырастить ребенка и построить дом. Первые два мероприятия остаются его личным делом, а вот в том, что касается строительства, без совета специалиста не обойтись. Любой, кто взялся за плетение гнездышка, знает: дом должен быть современным. Но немногие могут более точно обозначить свои запросы к архитектурному проекту. Вариантов же множество, и далеко не все из них будут соответствовать веяниям времени. Разобраться в моде на архитектуру нам помог Александр Асадов, руководитель архитектурного бюро «Мастерская Асадова».

 

      — Александр Рафаилович, расскажите о модных тенденциях в архитектуре и строительстве элитного жилья.

       Об этом можно долго рассуждать, — в переломные моменты о моде беспокоятся все Не случайно появление новых тенденций в архитектуре оказывается привязанным к смене эпох, к временным границам. Человек начинает мыслить иначе Поколение «Next» сделало своим девизом «взрыв» конструкций. Архитектурная мысль использует новые компьютерные технологии и создает криволинейные формы которые уже бурно взрывались у Фрэнка Гэри. Появились светопрозрачные пленочные конструкции, даже полноценные стены из пленки. Самая знаменитая постройка такого типа — компекс «Эдем» в Южной Англии, похожий на огромные ячеистые стрекозиные глаза. Здесь перестает быть актуальным прямоугольное сечение, на смену спешат треугольники, многоугольники. Пленочные конструкции в свое время начинались как тентовые, но они становятся все прочнее теплее и теперь уже переходят к иному состоянию, — что-то растягиваемое, живое, сгибаемое, криволинейное
         — Сейчас в Москве уже появляются эти новые конструкции?

       Да Пока, правда, только в малом строительстве но уже есть здания которые могут послужить иллюстрациями. У нас существует два направления. Или эксклюзивные вещи связанные с новыми технологиями, которые невозможно сделать в традиционном контексте, — это, прежде всего, сложные, необычные криволинейные формы. Или, наоборот, свежий взгляд и необычное решение в традиционных материалах — взрыв острых резко сопоставимых друг с другом форм. Корень кроется в противопоставлении традиционных и нетрадиционных материалов. Ведь даже у традиционных материалов сейчас появляются новые возможности — в герметизации, в стыках, в надежности соединения они обеспечивают большую свободу формотворчества

       — А какие материалы используются?

        Сейчас в материалах — как и вообще в формальном искусстве — полный плюрализм, мозаика и многообразие, поэтому абсолютно равноправно используется дерево и стекло, то есть естественные и «не-естественные» материалы. Традиционные материалы — все, из чего строили тысячу лет Но новые технологии придают им новое качество. Например, появились деревоклееные и деревостальные конструкции с принципиально иными возможностями. Можно перекрывать деревом огромные залы до 100 м или делать арочные мосты такой же длины. Само по себе дерево традиционно работает на сжатие, выступая в виде каркаса. Технологический прогресс позволяет ему работать и на изгиб.
            Есть, впрочем, закон, гласящий «Хорошо работает материал, который красиво стареет» «Не естественные» материалы со временем жухнут, коробятся. А дерево и камень от времени только облагораживаются. Думаю, все полезные свойства уже близки к исчерпанию, и на первый план выступает «красивое старение». Люди начинают думать о том каким будет дом через 100 лет 

       — А что просят те, кто заказывает элитные проекты?

       Как всегда, уникальную вещь. Дело в том, что эксклюзивность бывает разная начиная с исключи тельной дороговизны проекта — по количеству затраченного труда и материалов. Но интересней-то другое создать из недорогих материалов интеллектуальное и, тем самым, необычное решение. Его потребители — или очень богатые элитарные люди, или, наоборот, духовные отшельники, те, кто любит причуды. Так появляются невероятные архитектурные проекты Все больше я понимаю, что они представляют будущее. Сейчас ценность профессионального архитектурного проекта сильно занижена. Время такое, что жилье скупают на корню 90 процентов зависит от места и если оно хорошее, все остальное значит немного.      Поэтому лишь единицы домов ценны по архитектуре. На риэлторских смотрах оценивается, скорее, успешность продаж, а не эстетика. Этакий парадокс профессиональная жизнь и коммерческое строительство идет параллельными путями, пока почти не пересекаясь.
        Но когда пройдет первый запал, начнут ценить и архитектуру. Об этом говорит мировой опыт. Дом, сделанный известным архитектором, стоит других денег. Вот и коммерческое строительство тогда сориентируется на профессионализм

      — Каким направлениям Вы прочите будущее?

         Две основные тенденции — взгляд в прошлое, взгляд в будущее. Первый — модная торговая марка исторический стиль превратился в очень востребованный бренд. Но не знаю, надолго ли. Второй взгляд ориентирован на будущее. К нему я отношу архитекторов ведущих «поиск завтрашнего дня», то жилье, которое оказывается между прошлым и будущим. Думаю что в итоге мы придем к своеобразному сплавлению прошлого и будущего и наденем на дома с корнями из прошлого века новую «шляпу». Если соединять то, что не противоречит друг другу а только подчеркивает достоинства, жить становится интересней

Мария Молина
 

        вверх страницы

 

Световой дизайн интерьера.


        Световой дизайн интерьера - это многоуровневая система из различных осветительных приборов, которая одновременно решает функциональные, эстетические и эмоциональные задачи в соответствии с назначением того или иного помещения.

        В кухне, к примеру, нас в первую очередь интересует функциональный аспект освещения "рабочего места". Точно так же нам небезразлична и степень освещённости письменного стола в кабинете.
         В спальне или гостиной на первый план выступают вопросы эстетики и создания благоприятной для отдыха эмоциональной атмосферы. Тут нам хочется или уютного свечения "огневой кожуры абажура" с таинственной игрой теней на стене, или, наоборот, праздничного сверкания хрустальной люстры в гостиной с плавающими в фужерах бесчисленными отражениями...
          Вообще, в световом дизайне, при всей его рациональности содержится некий элемент магии. Свет - настолько сильный и пластичный "материал", что с его помощью можно "вылепить" любой образ предмета. Театр, кино, фотография - все эти виды искусства "колдуют" со светом, добиваясь поразительных эффектов.
           Применительно к интерьеру, значащему для современного человека гораздо больше, чем просто "машина для жилья", роль света возросла необычайно. Проектирование системы освещения - это один из важнейших моментов работы дизайнера при создании палитры различных образов интерьера. И если предметы и их пространственные взаимоотношения в квартире достаточно статичны, то световая "оркестровка" помещений по сравнению с ними гибка до бесконечности. А теперь рассмотрим составляющие светового дизайна.

 

Каким бывает свет

 

        У света имеется множество характеристик световой поток, яркость, сила света. И с ними "играют" различные конструкции осветительных приборов.
         Искусственный свет имеет и цвет. Всевозможные оттенки зависят от характера источника света Так, например, в лампах накаливания преобладают желтые и отсутствуют дополнительные синие и фиолетовые лучи. Поэтому цветопередача синего и зеленого в интерьерах при лампах накаливания хуже, чем при естественном освещении.
         С точки зрения цвета свет делится на "теплый" и "холодный". Эти свойства определяются выбором цветофильтра, установленного в осветительный прибор, а также видом отражающих поверхностей Фактурные виды отделки стен, тканевые обои делают направленный свет диффузным, то есть мягким В некоторых типах осветительных приборов предусмотрены системы отражателей, цвет и поверхность которых тоже сильно влияют на получаемый в итоге свет. Мягкий эффект уютного оранжевого абажура, например, достигается использованием медной или анодированной желтой поверхности.


Источники искусственного света


       Чем ближе освещение комнаты к природному, тем безвредней оно для зрения человека.
        В современных помещениях используют три "семейства" ламп накаливания, галогенные и дневного света. Как ни крути, они лишь подобие Солнца, и внутри его спектра каждое "семейство" живет на определенной территории, излучая свет в собственном диапазоне.
         В интерьерах применяют в основном лампы накаливания и галогенные светильники. Главным достоинством галогенных источников света является высокая мощность при сниженном примерно в три раза уровне потребления электроэнергии. Можно повесить в любом уголке квартиры по бра, устроить в комнатах рощу из торшеров, а платить по счетчику Вы будете не больше, чем сосед. Однако стоимость эксплуатации этого светового изобилия конфликтует со стоимостью его покупки. Галогенным лампам необходим трансформатор, что, конечно же, повышает цену. Лампы накаливания, напротив, дешевле, но потребляют больше электроэнергии. Правда, в последнее время разработаны модели с различными видами напылений, что дает лампам накаливания некоторые плюсы галогенок, в частности экономичность.
          Существует две традиционные системы освещения, которые мы устанавливаем в квартирах и которые может спроектировать дизайнер: локальная и парадная. Раньше для первой однозначно служили бра, настольные лампы и торшеры, а для второй - люстры. Но тенденции развития индустрии света таковы, что сейчас с этими двумя функциями справляется любой осветительный прибор - за счет реостатного выключателя. Он позволяет регулировать уровень освещенности помещения, и мощности одного торшера вполне хватает на комнату. С другой стороны, все 12 лампочек хрустальной люстры могут слабо теплиться, наполняя полумрак спальни таинственным мерцанием...
         Последний случай относится уже к интимному освещению. Среди новейших разработок в этой области - системы с эффектом "звездного неба". Они состоят из световодов, проектора и светофильтра. Все стеклянные волокна имеют разную толщину и разные насадки. Диск светофильтра за счет нагревания прибора медленно вращается, и проецируемое на потолок "звездное небо" волнообразно меняет свой цвет. Атмосфера создается загадочная и обволакивающая.

 

Виды потоков света

 

      В дизайне интерьеров используют все виды потоков света в пространстве.
      Во-первых, это точечный свет. Световой поток исходит из локализированной точки, находящейся либо на потолке, либо в среднем или нижнем уровне (настольная лампа, бра, торшер и т.д.). Точечный свет бывает направленным и ненаправленным, в зависимости от назначения светильника. Например, при разработке настольных ламп основные усилия дизайнеров сосредоточены на организации регулируемого точечного света.
       Во-вторых, это рассеянный прямой свет ламп с большой светящейся поверхностью, как, скажем, у люминесцентных или шарообразных светильников.
         В-третьих, это отраженный свет. Если оглядываться на природу, то он самый безвредный. Всем известно, что лучше читать лежа в гамаке в саду, чем на раскаленном пляже. В лесу солнечные лучи, "спрыгивая" с листка на листок под разным углом, становятся мягкими, рассеянными и не утомляют глаз. И наоборот, на открытом пространстве от ярко освещенной страницы просто темнеет в глазах. Именно поэтому в большинстве современных светильников ставят системы отражателей. Поток света от лампы сначала бьет в них, потом огбрасывается на потолок и лишь затем рассеивается в пространстве.

 

Свет+цвет=пространство

 

        Освещение сильно изменяет цвет. Поэтому перед покупкой любого "цветного" элемента для будущего интерьера (тканей, красок, обоев, ковровых покрытий, мебели и пр) грамотный дизайнер "испытывает" его образец не только при естественном свете в магазине, но и при освещении, которое будет установлено в квартире. Иначе может легко случиться так, что, скажем, красивый голубой ковер вместе с тщательно подобранным к нему ансамблем голубоватой мебели и аксессуаров в комнате с "теплым" освещением превратятся в невыразительное скопище мышиносерых предметов, которые будто оцепенели в сомнамбулическом трансе, полностью забыв о первоначальной цветовой идее.
        Существуют специальные колористические таблицы, показывающие, как "теплый" и "холодный" искусственный свет влияет на мутации цветовой гаммы. Например, пастельный оттенок желтого (при дневном свете) становится ярче при "теплом" освещении и очень слабым и сероватым при "холодном". Общеизвестно, что окраска стен, пола и потолка способна менять наше восприятие размеров помещения.
          Темные краски делают комнаты меньше, потолки - ниже. Светлые цвета дают оптическое расширение комната кажется просторнее, потолки "поднимаются".
        Холод голубых тонов создает впечатление простора. Стены и потолки оптически отодвигаются.
          Теплые цвета с отчетливым присутствием красного имеют противоположный эффект. Они как бы придвигаются к зрителю.
           Теплые желтоватые тона менее агрессивны, чем оттенки красного. Темные оттенки сужают комнату светлые - расширяют.
            Говоря о световом дизайне интерьера, следует учитывать эти эффекты причем отдельно для каждого режима освещения.
           Свет наделяет предметы обстановки какой-то собственной жизнью и особенным "выражением лица". Они вступают в новые пространственные взаимоотношения. Их контуры могут растворяться в воздухе или, напротив становиться четкими, контрастными и "мускулистыми". Что-то подойдет из тьмы поближе, что-то отодвинется в тень... Наступает пора блаженства для всего находящегося в комнате и особо - для того, что "в возрасте". Старая мебель приобретает молодую свежесть и грацию, выцветшие шторы - опять из муслина и бархата, изуродованная планировочными выступами стена становится стройной и таинственной... и т.д. и т.п. - свет каждый вечер творит свою сказку.
         Однако у всякой сказки есть свои законы, свой сюжет и композиция. Изучив их, каждый способен стачь волшебником, или, если посовременному, - фотографом, творящим световые образы собственного интерьера. Итак...

 

Режиссура света

 

      Световой дизайн очень "дружен" с зеркалами.
       Зеркала зрительно "раскрывают" стены. Это своего рода "внутрение окна" в интерьер. В сочетании с боковой подсветкой, которая накидывает "световую вуаль" на отражение, зеркло удваивает пространство комнаты заставляя вспомнить "приключения" жилплощади "нехорошей квартиры" на балу у Воланда.
        Для зрительного "приподнятия" или "наклона" потолка необходимо использовать холодные светлые тона и тонкие блестящие текстуры. На них, как тонкий слой грима, "накладывается" свет - и иллюзия готова! Причем в зависимоти от формы светового пятна, потолок "съедет" в ту или иную сторону. Равномерная подсветка потолка напольными светильниками или со стороны карнизов фальшпотолка гарантирует плавность его зрительного "парения". Единственное, не стоит освещать плохо отделанную поверхность с неровностями, трещинами и пр. дефектами - свет их моментально подчеркнет.
         Если перед Вами стоит задача визуально "повысить" комнату, следует избегать тяжелых и громоздких потолочных осветительных приборов типа развесистых люстр - ведь современный световой дизайн располагает множеством приемлемых альтернатив, не перегружающих пространство.
          Целям визуального облегчения и расширения жилища может служить монотонная подсветка плоскостей стен. Тут важно соответствие отражающих свойств поверхности и ее цвета характеристикам света, который тонкой пленкой, подобно воде, покрывает стену.
           Если комната слишком длинная, то гармонизировать ее размеры помогает световое акцентирование удаленной стены. При этом другие стены должны быть освещены равномерно.
          Однако помимо участия света в архитектурных по своей сути трансформациях пространства, он может стать и "волшебным фонарем", без которого немыслим "театр теней". Это касается и дневного света, и искусственного. Экран здесь - стена. Действующие лица чаще всего - растения, статуэтки, фигурные вырезы в глиняных светильниках. Свет как правило, точечный и направленный. Он как бы исходит из центра в сторону "экрана". Эстетический эффект, которого добиваются таким способом, потрясающ. Стена населяется тенями, и у комнаты появляются новые смыслы. Например, подступающий к огню темный лес...
        Кроме оформления границ помещения существуюет определенная режиссура световых масс внутри комнаты. Мы не будем касаться ни технических вопросов "созерцательной" подсветки картин, ни функциональных аспектов организации полезного для глаз освещения рабочего места. Заметим только, что, при несомненном учете этих факторов, можно выстроить некую световую драматуртю между элементами интерьера, создавая каждый раз их новую пространственную конфигурацию. Можно также задавать световыми акцентами направление движения взгляда и т.д. Поэтому не стоит планировать равномерное освещение всей комнаты. В этом случае помещение теряет свои контуры, кажется скучным и быстро утомляет, поскольку в нем недостает напряжения и контраста. Правильней всего устраивать ocтровки света за счет разных его источников. Соседство света и темноты будит ассоциации с природой, создает уютное настроение и сообщает помещению световой ритм.
            В современной световой режиссуре различают, условно, американский и европейский стиль. Американцы - индивидуалисты, и у них все освещение дома построено на бра. Люстр они не применяют. Как ни парадоксально, насыщенность квартиры настенными светильниками позволяет экономить деньги - ведь человек всегда находится только в одном месте, скажем, на диване или за столом. Полный свет включается только к приходу гостей, что бывает нечасто. Ощущение от квартиры с "американской" режиссурой света двойственное локальные освещенные участки психологически разобщают членов семьи, но ведь у каждого есть свой микромир, и он достоин уважения!
        "Европейский" стиль предполагает использование люстры. Она дает яркий парадный свет, который словно бы объединяет семью за одним столом.

 

В качестве эпилога

 

        Приступая к обустройству своей квартиры, необходимо учесть как можно больше моментов, все "за" и "против". Интерьер подобен снятому фильму, режиссеры которого Вы и дизайнер а сценарий - Ваш образ жизни. Световой дизайн жилища должен гармонично переплестись с дизайном мебели штор, растений Вместе с Вами в квартире живут картины на стенах, родственники, домашние животные - они тоже должны войти в сценарий. И если "фильм" интерьера снят хорошо, то Вы, садясь в кресло и включая торшер, будете всегда ощущать полное блаженство!

 

вверх страницы

 

             Сделай сам: (позднее в этой рубрике мы будет размещать статьи из серии "Азбука домашнего мастера" - работа с металлом, техника безопасности, малярные работы, ремонт мебели и др.)

Переплет и реставрация книг.

Часть 3: Первая помощь книге
 

 

     Книга — обычный спутник читателя и в командировке, и в походе, и при поездке на работу, поэтому она может оказаться в самой непредвиденной ситуации, например под дождем.
         Если книга случайно промокла, ее необходимо сразу просушить, проложив между её страницами фильтровальную бумагу или пересыпав их тальком, мелом или крахмалом, и поместить в таком виде под груз. Если при предварительном просмотре намокшей книги были обнаружены склеившиеся листы, то, осторожно перегибая их то в одну, то в другую сторону, надо постараться их расклеить. Когда разъединить слипшиеся листы таким образом не удается, следует подержать их над паром, иногда делу может помочь пластмассовая или костяная тонкая пластинка.

    Когда фильтровальная бумага пли гигроскопичный порошок впитают часть влаги, книгу раскрывают веерообразно и, поставив ее па нижний обрез, досушивают при комнатной температуре. Брошюры или отдельные тетради книг, выпавшие из блока, целесообразно досушивать, развесив их на веревке. Следует позаботиться о том, чтобы прямые солнечные лучи не попали па листы книги. Нельзя сушить книгу у отопительных приборов. Однако ускорить процесс сушки можно, обдувая книгу воздухом при помощи фена пли пылесоса. Не пересушивая листов книги, их вновь прокладывают фильтрованной бумагой, проглаживают ее листы через двойной лист чистой гидроскопичпой бумаги не очень горячим утюгом (в режиме «синтетика») до полного высыхания или поместив книгу под груз, чтобы избежать ее деформации. На подобных книгах впоследствии может появиться плесень, поэтому за ними нужно некоторое время понаблюдать.
      Если листы книги деформировались и помялись, их прокладывают чистыми листами не очень плотной белой бумаги и проглаживают по очереди не очень горячим утюгом. Когда эта процедура не помогает, поступают следующим образом. Два листа плотной белой бумаги с одной стороны увлажняют смоченным водой тампоном, а излишки воды снимают сухой ватой.    Несмочепными сторонами прикладывают эту бумагу к деформированному листу книги и добавляют к этому «сэндвичу» с каждой стороны еще по два листа такой же, ко не влажной бумаги, после чет проглаживают горячим утюгом до полного высыхания бумаги. При этом следует соблюдать осторожность: пересушенные листы книги часто становятся хрупкими.
       Если же потребуется работать с листами мелованной бумаги, следует помнить, что она от нагрева может расслоиться, поэтому выпрямлять деформированные листы таких книг следует только под прессом, предварительно увлажняя их над паром и следя за тем, чтобы капли воды не попадали на поверхность бумаги. Перед запрессовкой блока по обо стороны выпрямляемого листа следует проложить по одному листу чистой плотной бумаги.


А теперь несколько слов о химчистке книги.


     В заметке вековой давности, опубликованной в газете «Неделя», приводился интересный факт: «По свидетельству древних историков, монахи должны были каяться, как в тяжком грехе, если они роняли книгу или оставляли па ней даже самое маленькое пятно».
      Грязь разнообразна, причем мы часто сами толком не знаем, где ее подцепили. А при выведении пятен важно в первую очередь определить природу и состав пятен. Конечно, лучше пятен не сажать, но если уж такое случилось, помните, что застарелые пятна и те, природа которых не установлена, полностью вывести очень трудно, а иногда и невозможно.
      Если загрязнилась обложка книги, ее можно помыть. Естественно, что в этом случае она должна быть покрыта водостойким переплетным материалом. Делают это при помощи влажного тампона, смоченного раствором мыла или стирального порошка. После промывки с поверхности удаляют остатки мыльного раствора влажной тряпочкой. Всю влажную обработку переплета постарайтесь делать аккуратно, следя за тем, чтобы вода не попала па книжный блок.
      Когда обложка книги или ее переплет выполнены из коленкора, ее можно освежить резинкой для стирания чернил (резинка с абразивным наполнителем), по лучше ее совсем не пачкать, точно так же, как и бумажную обложку. Освежение последней возможно, если позволяют типографские краски, которыми она выполнена. Однако для этого обложку придется отделить от книжного блока или отклеить от переплета, после чего ее можно будет помыть в теплой мыльной воде мягким флейцем. После сушки бумажной обложки ее можно поставить на место..
      Следы от пальцев и карандашные пометки, а также грязь на обрезах книг удаляют, слегка протирая бумагу в этих местах мякишем свежею белого хлеба, как поступают при чистке чертежей. Пятно исчезнет тем быстрее, чем чаще менять кусочки хлеба. Для этой же цели можно применить мягкую резинку для стирания карандаша с бумаги.
       Если такая обработка не дала ощутимых результатов, смойте следы от пальцев "при помощи тампопа, смоченного раствором мыла или стирального порошка, а потом удалите раствор влажной тряпочкой. Не боитесь многократной влажной обработки — бумага терпит! Но под обрабатываемый лист подложите водостойкую прокладку. После мытья просушите вымытые листы между прокладками из фильтровальной бумаги, как это было рекомендовано выше.
      У сильно загрязненных обрезов можно восстановить первозданную чистоту, обработав их мелкозернистой наждачной бумагой, предварительно зажав книжный блок между двумя досками при помощи струбцин. Очистку обрезов в этом случае следует вести вдоль кромок листов с легким нажимом, а бумажную пыль регулярно удалять флейцем или пылесосом.
      Жировые пятна выводят очищенным бензином, четыреххлористым углеродом (широко используется наряду с трихлорэтиленом при химчистке одежды) или различными растворителями для масел и жиров. Следует только убедиться, что применяемые препараты не растворяют типографскую краску.
       Если жировое пятно свежее, можно прогладить несколько раз пятно теплым утюгом через папиросную или фильтровальную бумагу, пока она не впитает в себя весь жир. Не поможет — пятно присыпают мелом (зубным порошком) или жженой магнезией, покрывают белой бумагой и продевают утюгом.
        Жировые пятна на полях страниц можно удалять при помощи вышеназванных растворителей, смешанных с мелом или магнезией в соотношении 1:1 до кашицеобразного состояния. После полного высыхания состав, впитавший жир, осторожно счищают. Иногда операцию нанесения кашицы и ее удаления приходится применять многократно. Остатки мела или магнезии снимают флейцем или влажным тампоном. В последнем случае необходима сушка.
       Неплохие результаты при удалении жировых пятен дает применение очищенного скипидара, подогретого на водяной бане до 80° С. Капля скипидара наносится кисточкой на жирное пятно, после чего это место накрывается фильтровальной бумагой и проглаживается нагретым утюгом. Естественно, что под обрабатываемым листом книги должна быть проложена фильтровальная бумага в 2—3 слоя.
      Пятна от стеарина легко удалить спиртом (одеколоном) с последующим разглаживанием листов книги утюгом через фильтровальную бумагу.
      Из современных средств бытовой химии для удаления жиро-масляных загрязнений пригодны «Пятновыводитель-2» (смесь равных объемов ацетона, этанола и трихлорэтилена) или составы, содержащие поверхностно-активные вещества («Ойлин», ЗЖМ-1, «Эдамол», «Эвапол»), являющиеся препаратами группового действия, то есть удаляющие пятна от масляных красок, вара, дегтя, воска, всевозможных масел, смазок и т. д.
        Однако пользуйтесь ими осмотрительно, так как возможно их взаимодействие с полиграфическими красителями.
        При работе с бензином и органическими растворителями необходимы хорошая вентиляция и соблюдение правил противопожарной безопасности!
       Цветные пятна неизвестного происхождения следует сначала идентифицировать.
       Бурый цвет имеют пятна ржавчины, крови, кофе, чая, фруктов, вина.
       Если пятно от крови, то раствор 3%-нои перекиси водорода, нанесенный (1—2 капли) па поверхность пятна, будет пузыриться.
      Пятна ржавчины при воздействии на них 5%-ным раствором соляной кислоты и обсушивании фильтровальной бумагой, предварительно обработанной 50%-ным раствором роданистого калия или аммония (продается в фотомагазинах), дают розовую окраску. Чай, кофе, фруктовые соки, красное вино при обработке 2%-иим раствором хлорного железа (не хлористого!) дают сине-черную окраску.
       Установив природу пятен, можно смело приступить к их удалению.
       Свежее пятно крови удаляют тампоном, смоченным теплой водой. Засохшие пятна увлажняют 3%-ным раствором перекиси водорода, а затем 3%-ным раствором аммиака, после чего их нужно обработать мыльным раствором и теплой водой. Для удаления свежих пятен от крови можно воспользоваться также любым моющим средством для стирки в холодной воде (например, «Рида»), а для удаления застарелых пятен — жидкой пастой «Ока». Достаточно выдержать в теплом месте в течение нескольких часов листы книги, смазанные этим препаратом, чтобы пятна исчезли, но необходимо, чтобы все это время паста была влажной, так как ферменты, содержащиеся в пасте, действуют лишь в присутствии воды.
         Наиболее часто встречаются на страницах книг пятна ржавчины. Это результат попадания в книгу булавок, скрепок, заколок и других предметов из железа.
          Такие пятна удаляют растворами щавелевой или лимонной кислоты, а также 15%-ным водным раствором оксалата калия. При отсутствии последнего можно приготовить раствор кислого щавелевокислого калия. Для этого в 1 л воды растворяют 126 г щавелевой кислоты и 69 г поташа (углекислого калия). Лучше каждый компонент растворять отдельно в 0,5 л воды, а затем смешать полученные растворы. Перед употреблением рабочий раствор следует подогреть до 70° С. После удаления пятен обработанные места нужно тщательно промыть водой.
        В избавлении от ржавых пятен поможет и 2%-ный раствор соляной кислоты или подогретый до 80—90° С раствор уксусной кислоты такой же концентрации. Только в этом случай не забудьте в конце обработанную кислотой поверхность протереть 3%-ным раствором нашатырного спирта.
         Хорошие результаты дает использование смеси из 10%-ного раствора щавелевой , кислоты, 10%-ного раствора лимонной кислоты, поваренной -соли и воды, взятых в соотношении 1:1:1:8 (по массе). Этой смесью смачивают ржавое пятно, после чего подвергают его в течение нескольких минут воздействию горячего пара. Обработанную смесью поверхность обязательно промывают сначала мыльным раствором, а затем чистой водой.
        Неплохо зарекомендовал себя и такой способ удаления застарелых ржавых пятен, при котором пятно сначала обрабатывают 2%-пой соляной кислотой, а затем 10%-иым раствором гидросульфита натрия. (Гидросульфит натрия применяется в фотографии — не спутайте его с гипосульфитом!) После удаления ржавчины промойте это место чистой водой и протрите влажным тампоном (раствор готовят непосредственно перед употреблением).
         В магазинах бытовой химии для удаления пятен ржавчины можно встретить «Антиржавин» или «Пятновыводитель ржавых пятен», действие которых основано на переводе пигментных нерастворимых в воде соединений железа в растворимые слабоокрашенные соединения. Кстати, в составе «Антпржавина» содержатся плавиковая и щавелевая кислоты, что позволяет успешно применять препарат также для удаления силикатного клея, убирать который в литературе по реставрации книг предлагалось лишь путем механического удаления поверхностных слоев бумаги, пропитанных этим клеем. Если цвет бумаги после обработки «Антиржавином» изменится, протрите это место раствором нашатырного спирта.
         Чернильные пятна — это результат либо неаккуратного обращения читателя с книгой, либо умышленной, но при этом и «профессионально необходимой» порчи книг работниками букинистической торговли. Именно рабочие пометки последних, осуществляемые на цветных художественных переплетах, форзацах и суперобложках, уродуют лицо книги. И уж совсем не место им па книгах антикварных. Гораздо лучше было, если букинисты применяли бы ярлыки-наклейки на манер почтовых марок, но пока этот вопрос не решен...
        Удаление следов чернил с бумаги, как правило, дело непростое.
        Следы шариковой авторучки могут быть в отдельных случаях удалены ватным тампоном, смоченным в смеси равных количеств глицерина и этилового спирта (иногда с добавкой небольшого количества раствора щелочи). Тампон в процессе очистки следует менять несколько раз, а после удаления загрязнения обязательно протрите это место влажным тампоном.
       Во многих пособиях по реставрации книг для удаления чернильных пятен рекомендуют обрабатывать их растворами лимонной или щавелевой кислоты (иногда лимонным соком). Увы!  Такая обработка дает ощутимые результаты лишь в отдельных случаях, когда приходятся иметь дело с синими пли бледно-голубыми чернилами. Но попробовать стоит...
         Приготовьте крепкий раствор щавелевой кислоты (1 часть кислоты (по массе) и 4 части спирта, который можно заменить тройным одеколоном или вод-коп), смочите в нем толстую фильтровальную бумагу и наложите ее на чернильное пятно. Операцию следует повторять до полного удаления следов чернил. Если имеются какие-либо затруднения в приобретении щавелевой кислоты, замените этот раствор другим, включающим 1 часть лимонной кислоты (по массе), 1 часть алюмокалиевых квасцов и 4 части воды.
         Иногда удается обесцветить чернильное пятно 20%-ным раствором перекиси водорода.
Однако самый эффективный способ удаления следов от чернил на страницах книг дает такая технология. Сначала пятно обрабатывается концентрированным раствором марганцовокислого калия (перманганат калия), приготовленным непосредственно перед употреблением. Затем, как только обработанная им бумага побуреет, нанесите па это место 5—10%-ный водный раствор щавелевой кислоты, который может быть заменен растворами лимонной или уксусной кислот такой же концентрации или 10%-ным раствором гидросульфита натрия. Для получения хороших результатов операцию приходится повторять многократно.
         При использовании для очистки таких сильных окислителей, как, например, марганцовокислый калий, может случиться, что обработанные реактивами фрагменты книжных листов окажутся более светлыми, чем остальные их части. Для выравнивания цвета рекомендуется полная обработка всего листа книги этими реактивами (отбеливание) или ретушь излишне высветленных мест. Безупречная ретушь возможна лишь при наличии достаточного набора жирных цветных карандашей и пастельных грифелей, которые приходится применять не в чистом виде, а составлять из смеси их порошков подходящие по цвету композиции. Нанеся подобранную в виде порошка смесь на конец растушевки (деревянная палочка с ватным тампоном на конце), легкими движениями вотрите краситель в места, подлежащие ретуши. Если теперь прогладить эти места через влажную фильтровальную бумагу утюгом, нагретым до 80—100° С, краситель закрепится.
        Удаление пятен возможно и с применением препаратов бытовой химии. Если требуется уничтожить пятна от кофе, чая, чернил, туши, фломастера, фруктов, соков, вина, цветов, зелени, воспользуйтесь препаратом «Karaнол», однако, учитывая сложность приобретения столь универсального средства, постарайтесь либо но оставлять подобных пятен, либо следить за конъюнктурой па прилавках бытовой химии и пользоваться теми пятновыводителями, которые предлагает торговля. Несомненно одно: вы всегда добьетесь успеха, если в точности будете придерживаться инструкции по применению того или иного средства.
       Пятна от пищевых продуктов (смеси белков и углеводов) полностью исчезнут после обработки их препаратами «Ферментол» или «Субтинол», причем последний более эффективен.
        Неприятно видеть на книгах следы жизнедеятельности бытовых насекомых-паразитов: пятна, оставленные мухами, тараканами, клопами и др. Попробуйте сначала удалить острым скальпелем (но не повредите бумагу!) засохшие экскременты этих насекомых, после чего протрите эти места уксусом. Поможет и протирка загрязненных участков ватным тампоном, смоченным в смеси нашатырного спирта и глицерина, взятых в соотношении 1:4 (по массе).
        

вверх страницы

 

А это на общетрепещущие темы:

 

Современное состояние стандартов на материалы и изделия из древесины для строительства

 

 

 

        Специалисты Технических комитетов ТКС "Строительные материалы" Госстроя Украины и ТК-18 "Лесные ресурсы" Госстандарта Украины сделали анализ современного состояния стандартизации материалов и изделий из древесины для строительства и пришли к заключению, что в этой области существуют очень серьезные проблемы.

         Практически все субъекты, которые используют древесину в строительстве, уверены, что проблемы стандартизации деревянных изделий строительного назначения существуют потому, что нет денег на их решение. Однако, как показывают результаты анализа, это не совсем так.
           Безусловно, практически полное отсутствие на протяжении долгого периода финансирования стандартизации изделий древесины для строительства со стороны заинтересованных министерств, ведомств предприятий и, в особенности, строительных организаций не позволяют решать эти проблемы.
      Но это является следствием, а не причиной, так как здесь первичным является непонимание со стороны руководителей указанных субъектов тех огромнейших негативных последствий, которые возникают из-за отсутствия хороших стандартов.
        В частности, недооценка, а иногда и полное игнорирование руководителями роли стандартов и строительных норм, является причиной того, что эти весьма эффективные регуляторы экономических отношений не применяются ответственными работниками государственных управленческих структур. В условиях, когда административные рычаги управления не работают или их влияние сводится к минимуму, это снижает роль этих структур и нейтрализует влияние принимаемых решений на субъекты управления.
         Непонимание этого приводит также к необоснованным решениям при реорганизации управленческих структур.
         Кроме того, игнорирование стандартов, как мощнейшего средства конкурентной борьбы на внешних и внутренних рынках, является причиной того, что материальные потери конкретных
предприятий и государства в целому на несколько порядков превышают необходимые затраты на усовершенствование системы стандартизации. К сожалению, для руководителей предприятий эти материальные потери не очевидны, так как часто это является упущенной во времени выгодой, а не единовременным убытком. Поэтому руководители предпочитают не иметь
прибыли, например, на протяжении года в несколько десятков тысяч гривен, чем единовременно выплатить разработчикам стандартов одну тысячу.
         В международных экономических отношениях заграничные фирмы хотели бы видеть страны бывшего СССР источником сверхприбылей, сырьевым придатком Европы и его мусорником. И уже имеются примеры такой дискриминации Украины, как торгового партнера.
        Противопоставить этому можно только активную работу в международных организациях по стандартизации, где есть возможность не допустить включения в стандарты ІSO параметров дискриминационного характера во время их разработки. Но предприятия, которые могли бы принимать участие в такой работе и пользоваться стандартами ІSO, не понимают своей пользы от этого и игнорируют возможность установить справедливость в торговых отношениях с заграничными фирмами через стандарты ІSO.
      Только по этой причине не осуществляется тщательный анализ изменившихся за последние годы условий использования древесины в строительстве, по результатам которого было бы возможно внести соответствующие коррективы в систему управления строительством.
         Сейчас никто не может с полной уверенностью сказать каких, с какими требованиями и сколько стандартов необходимо идостаточно, например, в строительстве деревянных домов (коттеджей). Действующие нормативные документы на жилые сооружения в общем случае регламентируют экономические отношения на рынке недвижимости, где сложились более или менее четкие правила. Но в случае деревянных домов (коттеджей) такие правила не учитывают специфику изготовления комплекта деревянного дома. Он имеет статус обычного товара, которым практически невозможно на законных основаниях торговать по правилам рынка недвижимости.
         На этот товар нужны стандарты, взаимосвязанные с действующими  Строительными Нормами (СНиПами), и содержащие специфические требования к проектам деревянных домов.
Таких стандартов в Украине нет. Коттеджи продаются и покупаются без нормативного документа по проектам, которые разрабатывают производители сами. Качество таких проектов не нуждается в комментариях, поэтому покупатели деревянных домов приобретают "кота в
мешке" и оказываются в незавидном положении, когда в стенах образуются огромные дыры-трещины, а импортные двери и другие дорогостоящие изделия изценных пород древесины приходится выбрасывать из-за ошибок в проекте дома.
      Серьезные проблемы, связанные со стандартизацией, имеют место в производстве окон и дверей.
      В частности:
1. Потребитель пользуется не оконным блоком, а окном в конкретном помещении, поэтому нормативный документ должен охватывать весь макротехнологический жизненный цикл
окон от их заказа до гарантийного обслуживания. Он должен содержать особенности заказа окон, их изготовления, требования к их монтажу, правила эксплуатации, ухода и т.д.
2. Возможность использования нормативных документов для окон, которые отвечают стандартам ІSO 9000 и ІSO 9001, заставляет название и последовательность разделов нормативного документа согласовывать с требованиями Директив ІSO/ІEC.  Вместе с тем, в НД должна быть учтена более обоснованная последовательность структурных элементов, которая имеет место в
международных и европейских стандартах. Поэтому нужна оптимизация структуры необязательных элементов НД с использованием системных методов.
3. Порядок постановки окон на производство необходимо уточнить с учетом требований законодательных актов о защите прав потребителей и интеллектуальной собственности. Производитель окон обязан документально подтвердить потребителю свои полномочия на
изготовление этого изделия соответствующей конструкции или дизайна и, обязательно, предъявить лицензию на проведение монтажных работ.
      Производитель должен также предоставлять потребителю полную и достоверную информацию об изделии, в особенности, ту, которая касается гарантийных обязательств изготовителя и производителя монтажных работ.
        Сейчас потребитель является практически бесправным, даже если спустя некоторое время он будет видеть улицу через монтажный шов. Гарантийный срок только декларируется в нормативных документах, но производителя он ни к чему не обязывает. Эти особенности, а также специфические требования к технической и технологической документации на всех этапах
жизненного цикла окон должны найти отображения в соответствующих стандартах.
4. Согласно закону о защите прав потребителей производитель не имеет права без согласия покупателя продавать ему полуфабрикат, которым является оконный блок. Но потребитель, который все-таки покупает оконный блок, покупает его как полуфабрикат, а потому не имеет права предъявлять производителю требования к этой продукции, как к предмету потребления.     Отношения в этих сферах необходимо четко регламентировать в соответствующих нормативных
документах.
5. В последнее время изменилось отношение к деревянным, пластиковым и металлическим окнам. Для потребителя существенная разница между деревянными и пластиковыми окнами проявляется во время их эксплуатации в помещениях разного назначения. Например, в детской
комнате должны быть вставлены деревянные окна, на кухне лучше функционируют пластиковые окна, а балкон может быть оборудован металлическими. Такие важные особенности не регламентируются ни одним нормативным документом.
6. Упраздненный ГОСТ 23166-78 "Окна и балконные двери деревянные. Общие технические условия" заменен двумя стандартами: ГОСТ  23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия" и ГОСТ 24700-99 "Блоки оконные деревянные со склопакетами. Технические условия".
          Однако в этих стандартах имеется много недостатков, в том числе имеют место дискриминационные требования по отношению к малым фирмам.  На это обращал внимание ТКУ-18 в экспертных заключениях на эти стандарты. Например, что касается норм ограничения пороков древесины по группам качества, то они, как оказалось, относятся только к оконным
брускам из сплошной древесины и не могут быть использованы для трехслойного євробруса. Это означает, что евроокна могут изготавливаться только одного (высшего) сорта, следовательно, их
стоимость неоправданно завышается. Отсутствие разных групп качества делает евроокна недоступными для покупателей средней покупательной способности. Этот недостаток стандарта ТКУ-18 пока что исправляет с помощью ТУ, но для устранения других проблем нужны более кардинальные мероприятия на уровне международных стандартов. Это нужно сделать еще и
потому, что евростандарти, которые в Украине введены в действие в качественациональных, имеют принципиальные расхождения требований относительноиспытаний при производстве и приемке деревянных оконных блоков посравнению с ГОСТами и ДСТУ.
7. Особого внимания стандартизаторов требует монтаж окон, так как больше 90% претензий к их качеству приходятся на монтажные работы. Ни одного нормативного документа на них в Украине, практически, не существует. Требования к монтажу содержит действующий межгосударственный стандарт ГОСТ 30971-2002 "Швы монтажные узлов примыканий оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия".
        Однако, Украина не присоединилась к этому стандарту и делать этого видимо, не будет, так как этот стандарт служит примером того, как не надо делать стандарты. Разработчикам должно быть  известно, что любой нормативный документ разрабатывается только на то,  что может служить самостоятельным предметом торговли. Но монтажный шов, как таковой, нельзя ни продать, ни купить.
        Не стыкуется этот стандарт с упомянутыми выше стандартами на оконные блоки.
Однако, многие требования  этого стандарта относительно монтажа окон целесообразно учесть в нормативных документах на окна, которые будут разрабатываться.
        Аналогичная ситуация сложилась относительно дверей.
          Вместе с тем, возможности улучшения ситуации в области стандартизации древесины в строительстве реально существуют и их можно использовать с минимальными затратами. Об этом свидетельствует опыт Технических комитетов Украины в части разработки на льготных условиях для своих членов Групповых Технических Условий с общими требованиями для однородных групп продукции (домики деревянные, окна, двери и т.д.) с учетом сбалансированности условий производителя и требований потребителя.
          Однако, разработка ТУ проблемы не решает, т.к. такие нормативные документы, разработанные предприятиями самостоятельно, во-первых, непрофессиональны, а, во-вторых, субъективны, что лишь усугубляет ситуацию и дает повод органам Госнадзора штрафовать  предприятия еще и за некачественно разработанные ТУ. Поэтому здесь нужны более эффективные меры.
         По мнению специалистов, для того чтобы стандартизация древесины в строительстве в полном объеме осуществляла свои функции и обеспечивала выполнения международных обязательств страны в этот области, необходимо, в первую очередь, активизировать участие заинтересованных ведомств, организаций и предприятий в работах по совершенствованию системы стандартизации древесины и защиты собственных экономических интересов, в особенности, во время экспорта и импорта продукции из древесины.
          Для этого нужно систематически проводить конференции, семинары или совещания с участием Госстандарта, Госстроя, таможенников, научных учреждений, региональных организации и предприятий со специалистами, которые отвечают за использование древесины в строительстве. Задачами этих мероприятий могут быть:
          - разъяснение роли и места стандартизации древесины в системе управления строительной отраслью и ее влияние на экономическую безопасность государства,
           - демонстрация положительных и отрицательных аспектов прямого применения евростандартов и интеграции в международную систему стандартизации,
            - обсуждение методических вопросов организации работ по совершенствованию стандартизации изделий из древесины и защиты экономических интересов страны,
              - уточнение форм участия заинтересованных государственных органов и общественных организаций в работе технических комитетов с учетом сотрудничества с международными техническими комитетами по стандартизации всех видов товарной продукции на основе древесины.
         Очень важной мерой по нормальному функционированию системы стандартизации древесины является  привлечение руководителей и ведущих специалистов предприятий к участию в работе международных технических комитетах. Это дает возможность влиять на содержание стандартов ІSO, которые разрабатываются этими ТК.
       Положительный пример участия украинских специалистов в работе ІSO/TC 218 "Лесоматериалы" уже имеет место.
         Частичное участие предприятий в финансировании разработки международных стандартов также может быть им очень полезной. Во-первых, это эффективная реклама предприятия,
во-вторых - это гарантия обеспечения равноправных торговых отношений, так как несколько членов международных ТК могут заблокировать любое решение, которое не отвечает интересам их стран, в-третьих - это контакты с зарубежными коллегами и расширение кругозора руководителя предприятия, участвующего на правах члена официальной делегации страны в заседаниях технического комитета, которые проводятся ежегодно в разных странах на базе ведущих организаций и предприятий принимающей страны, а, в-четвертых, это престиж и моральное удовлетворение участников (фамилия руководителя и исполнителя, а также название фирмы указывается в стандарте).
         Осознание руководителями отрасли и больших предприятий значения стандартизации как эффективного средства управления и готовность принять непосредственное участие в усовершенствовании этой системы является необходимыми условиями определения источников финансирования первоочередных работ в этот сфере.
        К таким работам относятся:
           - научное обоснование непротиворечивой системы стандартизации древесины с разработкой схемы взаимозависимых требований стандартов, определением их необходимого и достаточного количества,

          - обновление перечня всех  видов действующих стандартов и определение приоритетности их просмотра,
           - разработка многоязычной системы компьютерного перевода с использованием узко профессиональных электронных словарей, приведение
            - материально-технической национальной базы системы стандартизации древесины в соответствие с требованиями ІSO.
         Как видно из изложенного, для совершенствования действующей системы стандартизации древесины не нужно больших объемов финансирование. Нет необходимости проводить
структурную реорганизацию этой системы. Нужно лишь понимание того, что стандартизация древесины является равноправным элементом системы управление отраслью и предприятием. Разумное использование функциональных возможностей стандартов позволит не только улучшить состояние дел в отрасли или на предприятии, но и обеспечить защиту своих же экономических интересов на зарубежных рынках древесины.

 

Председатель ТКУ-18
"Лесные ресурсы" Госстандарта Украины
И.Г. Деревянко

 

вверх страницы

Анонс тридцать второго выпуска рассылки "Стройка - как много в этом звуке"(31.05.04)

Содержание:

       статьи

             О проекте «ЭКОДОМ» в поселке Борок Ярославской области

            Дизайн квартир. От ванной комнаты - к храму омовения

 сделай сам

           Переплет и реставрация книг. Часть 4: Реставрация книг в домашних условиях  

вверх страницы

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Май 27, 2004

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное