Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 3


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.

Услуги:

  • для обычных посетителей сайта - доступ к частям всех статей, демонстрационным страницам телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • для зарегистрированных посетителей - доступ к полному содержанию всех статей, 1/3 телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • VIP посетители  - имеют доступ к полному содержанию сайта (контактная информация по статьям, авторы статей, фирмы производители описываемых строительных материалов и фирмы, использующие описанные технологии, реальная телефонная база специалистов строительной индустрии, словарь строительных терминов с подробными объяснениями), а также профессиональную консультацию  в кратчайшее время.

Стройка - как много в этом звуке

Выпуск №3

1

 

Содержание:

  1. "Из-за выбитого стержня рушится вся система. Так и должно быть"  Нодар КАНЧЕЛИ, архитектор купола «Трансвааля»

  2. Прокуратура готова предъявить обвинение архитектору крыши аквапарка

  3. "Вооружившись биноклем и временем" Автор: В. Некрасов

А это на общетрепещущие темы:

  1. Баллистические ракеты Путина не поразили
     

 

 

Из-за выбитого стержня рушится вся система. Так и должно быть

 

Вчера архитектор Нодар КАНЧЕЛИ, под руководством которого разрабатывался купол «Трансвааля», ответил на вопросы корреспондента «Известий» Владимира ДЕМЧЕНКО.


Вы видели пленку, на которой запечатлен момент падения крыши?

- Да, я видел эту пленку. Просмотрел ее раза четыре. Колонна, о которой разговор, - одна из самых низких колонн, стоящих вдоль криволинейной части аквапарка. Эти колонны хорошо видны через стекло торцевой стороны. По всей видимости, все произошло в районе 7-8-й колонны от угла. Примерно в метре от земли в сторону улицы произошел направленный выброс то ли пыли, то ли газа. Я категорически утверждаю, что не знаю, что это. Но это было резкое, неожиданное пылевое движение, скажем так. Это довольно странно - ни низ колонны, ни верх. Это произошло молниеносно, и тут же произошло обрушение - сразу свет погас и изображение пропало. Я просил, чтобы эту запись оцифровали, - на компьютере можно очистить изображение и понять, что произошло.

То есть пока непонятно, почему рухнула эта колонна?

- Я не могу утверждать, что рухнула именно эта колонна. Они все рухнули. Но стало ли это следствием того, что видно на пленке, я утверждать не могу. В этом должны разбираться специалисты.

В прокуратуре утверждают, что крыша не имела достаточного запаса прочности, что она должна была устоять и при падении одной колонны.

- Это абсолютно неправильное утверждение. Сейчас в любом доме, даже там, где сидите вы, если выбить одну колонну, то все этажи обвалятся. Кроме того, есть такое понятие статической определимости, то есть когда лишних связей нет, а есть только необходимые. Это применяется всюду - любая ферма, любой цех статически определимы. В такой системе один стержень, будучи выбитым, приводит к обрушению всей системы.

Что вы думаете по поводу версии о сместившейся почве под аквапарком?

- В штабе упоминалась эта версия. Говорили, что внизу действительно были плохие грунты.
Но наша фирма проектировала только оболочку купола и колонны. Мы опирались на нижележащие конструкции, которые представляли собой систему перекрытий и достаточно мощные пилоны (столбы. - «Известия»), которые в свою очередь опираются на фундамент. После трагедии мы ходили там, смотрели. Но такого места, где был бы виден какой-то провал, мы не заметили. Дело в том, что если бы фундамент пошел вниз, то и полы имели бы ломкообразные образования, а их мы не видели. Сейчас геодезистам поручено обследовать точки опоры наших колонн и проверить, есть ли там трещины или какие-то следы деформации.

 

газета "Известия" от 18 февраля 2004 г.


вверх страницы

 

 

Прокуратура готова предъявить обвинение архитектору крыши аквапарка

 

«Известия» выяснили новые подробности расследования причин трагедии в «Трансвааль-парке». В ближайшее время глава компании ЗАО «К» Нодар Канчели, который проектировал купол в аквапарке, из свидетелей может перейти в разряд обвиняемых, «Что это за проект, когда из-за падения одного небольшого несущего столба рушится вся крыша, — заявили «Известиям» в Моспрокуратуре. — Запас прочности таких сооружений, где ежедневно отдыхают сотни людей, должен быть значительно выше». Кроме того, следователи назначили взрывотехническую экспертизу, чтобы выяснить, не был ли причиной крушения колонны теракт. На видеозаписи, сделанной камерой наружного наблюдения, видно, как сначала на высоте полутора метров произошел резкий выброс строительной крошки и пыли от колонны наружу, после чего она сломалась и рухнула.

 

Источник «Известий» в Моспрокуратуре довольно подробно рассказал, что произошло в «Трансвааль-парке». По его словам, одна из камер наружного наблюдения зафиксировала через стеклянную стену аквапарка момент трагедии.

- Запись приличного качества, - пояснил он. - На улице было темно, а внутри аквапарка горел яркий свет. Поэтому момент обрушения виден как на ладони. Итак, сначала в левой части сооружения неожиданно стала заваливаться колонна, буквально потянув за собой участок крыши. Причем этот столб был не самым высоким. Ближе к середине крыши есть более высокие колонны. Затем пошла цепная реакция по принципу домино. Столбы падали один за другим, так что огромный бетонный купол рухнул буквально в считанные секунды. Почему упала первая колонна, точно сейчас никто не ответит. Некоторые предполагают, что это был теракт, поскольку у злополучного столба на высоте примерно полутора метров был виден выброс пыли, направленный наружу. Я десятки раз просматривал пленку и могу сказать, что на взрыв это не похоже. Просто столб во время падения деформировался, и от него полетела штукатурка. Однако на всякий случай мы назначили дополнительную взрывотехническую экспертизу для того, чтобы полностью исключить версию террористического акта. В чаше аквапарка побывали эксперты-взрывотехники, которые взяли смывы с опор и несущих конструкций комплекса.

Тем не менее, говоря о причинах падения колонны, наш источник подчеркнул, что здесь возможны различные варианты: от неправильной установки столба, отклонение которого даже на один градус может повлечь катастрофические последствия, до некачественного металла, из которого сделана колонна.

- Несколько лет назад мы расследовали дело, когда из-за разрыва межвагонной сцепки произошла крупная железнодорожная авария. По документам, сцепка была сделана из закаленной стали, на поверку же вышло, что качество металла не соответствовало ГОСТу. Тогда наказание понесли и производитель, и сотрудники депо, не проверившие сцепки.

Впрочем, не исключено, что к трагедии могла привести подвижка фундамента. Хотя это менее вероятно. Первый осмотр дна бассейна и фундамента здания показал, что там нет никаких трещин. Если бы была подвижка грунта, трещины обязательно бы появились. В любом случае точно ответить на все вопросы можно будет только после завершения всех экспертиз.

- Однако, по моему мнению, уже сейчас прослеживается вина проектировщиков купола компании ЗАО «К», - сказал источник. -Что это за проект, когда из-за падения одного небольшого несущего столба рушится вся крыша. Запас прочности таких сооружений, где ежедневно отдыхают сотни человек, должен быть значительно выше.

Между тем, точное количество жертв пока не установлено. Заместитель прокурора Москвы Владимир Юдин говорит о 25 погибших. Но это только те, кого удалось найти. По его словам, разбор завалов в чаше аквапарка завершится в ночь на среду или уже утром, после этого можно будет говорить о точном количестве жертв. На вечер вторника в «Трансвааль-парке» осталось разобрать два завала, под которыми еще могут находиться тела. По оценкам МЧС, их число не превысит 6-7 человек.

В поисково-спасательной операции задействовано 640 человек и 65 единиц техники. Крупные железобетонные конструкции, нависавшие над чашей, которые были обрушены накануне, разбивают с помощью гидромолотов, газовой резки и отбойных молотков на мелкие фрагменты и выносят в контейнерах за пределы комплекса. Во время разбора бетонных плит во вторник произошло небольшое возгорание. Спасатели используют газовые горелки, и от искр загорелся строительный мусор.

Вчера спасателям удалось освободить от обломков помещение бара аквапарка. Там сохранились столы, на которых стоят пластиковые бутылки и стаканчики, оставленные посетителями.

Первые похороны жертв обрушения пройдут в среду. В Москве в общей сложности похоронят 14 погибших - на Бабушкинском, Востряковском, Домодедовском, Миусском, Николо-Архангельском, Митинском, Преображенском, Щербинском кладбищах.
 

Леонид БЕРРЕС

газета "Известия" от 18 февраля 2004 г.

 

вверх страницы

 

"Вооружившись биноклем и временем"

 

В Киеве есть дом, который знают все, даже некиевляне. «Слыхали, что у вас в Киеве есть такой дом, — говорят они, — на котором много...» Да, есть, — отвечаем мы, — дом Городецкого, дом с русалками.

Городецкий, в свое время известный в Киеве архитектор, отнюдь не был новатором. Он подражал Древней Греции (в Музее украинского искусства, «со львами», как его называют киевляне), готике (в новом костеле), чему-то восточному — в караимской кенасе на Большой Подвальной, сейчас там кино «Заря». Сделано все умело, добротно, со знанием дела, но в общем-то копии чего-то. Но вот в жилом доме на Банковой (ныне Орджоникидзе) Городецкий нашел самого себя. В этом доме он приближается не на очень, правда, близкое расстояние к вдохновенному певцу архитектуры «модерна» — Антонио Гауди, автору знаменитого собора Саграда Фамилия (Святое Семейство) в Барселоне. Неудержимая фантазия, стремление и умение из камня и цемента . вить веревки, лианы, сети, уничтожать камень как таковой, превращать его в цветы, растения, животных — одним словом, создавать архитектуру, уничтожая ее устоявшиеся принципы, — вот что сближает этих двух архитекторов, русского и испанского. «Дом Городецкого» — это, конечно же, не просто дом, это сказка, приключенческий рассказ, детская иллюстрированная книжка... Там вырастают из стен слоны, носороги, антилопы и громадные жабы на крыше, и наяды верхом на усатых дельфинах, и в каннелюрах колонн извиваются маленькие ящерицы и змеи, а на решетке дома дикий барс (или что-то ему сродни) сражается с могучим орлом...

И вот стоят перед этим домом туристы, приезжие со всех концов страны, и рассматривают, удивляются, поражаются, хвалят, осуждают, иронизируют и, конечно, фотографируют со всех сторон. Одним словом, при всей своей антиархитектурности дом этот...

Но стоп! Я сказал «антиархитектурность» — и тут же беру свои слова обратно. Нет, дом Городецкого вовсе не антиархитектурен, в нем просто ярче, доходя до какой-то крайности, развито то, что заложено в архитектуре многих жилых домов первых лет двадцатого века...

Пусть в нем, в этом доме, слишком много носорогов и наяд, но он сделан рукой художника. И художника, не побоявшегося выбрать сложнейший рельеф— крутой обрыв. Это дало ему возможность вырваться из строчечной застройки, а значит, и избавиться от фасада — дом одинаково интересен со всех сторон. И, пожалуй, именно это дает нам право отнести его к примерам скорее положительным, чем отрицательным, того стиля, которому трудно дать название, — модерн, неоклассицизм, декаданс, стиля, который не принято считать стилем, а принято осуждать, увы, не всегда с основанием.

...7 июня 1926 года на одной из центральных улиц Барселоны из-под трамвая было вытянуто тело неизвестного бродяги. Через несколько дней бродяге этому были устроены торжественные похороны, на которые стеклась чуть ли не половина города. Безвестным бродягой оказался 74-летний Антонио Гауди, архитектор, которому Барселона, а вместе с ней и все человечество обязаны одной из интереснейших страниц истории архитектуры. Строил он только в Барселоне, больше нигде, у нас почти неизвестен, если не считать знатоков, так же как неизвестен «почтальон Шеваль» (во Франции знаменитый примитивист Руссо именуется не иначе, как «таможенник Руссо»), тем не менее имена обоих упоминаются во всех энциклопедиях, о них пишут монографии.

Оба они считаются представителями модерна. Но считают это главным образом специалисты, которым нужно втиснуть творчество того или иного художника в рамки определенного течения, стиля. Нет, ни тот, ни другой не втискиваются в эти рамки. Они не модернисты, они «кошки, которые гуляют сами по себе». Подобно Гоголю, который считал, что современную ему унылую архитектуру надо убить городом, в котором сочетались бы стили всего мира и всех веков, «почтальон Шеваль» построил свою собственную усыпальницу (!), использовав все лучшее, что дали миру безвестные архитекторы Индии, Бирмы, Тибета, Японии, Китая, Рима. Гауди, напротив, избегал стилей и модерна, оперировавшего своими штампами в том числе.

Венец его творчества — собор Саграда Фамилия. Строить его он начал еще тридцатилетним молодым человеком и так и не закончил, дожив до семидесяти четырех лет. За сорок три года строительства (1883—1926) ему удалось осуществить только грандиозный по размерам фасад
— портал и четыре башни. Человеку, не видевшему его в натуре, трудно, конечно, судить о впечатлении, которое производит собор (вернее, его лицо), но даже рассматривая фотографии, видишь, что перед тобою нечто незаурядное. Взмывающие ввысь веретенообразные стометровые башни, вырастающие из портала, поражают не только своим силуэтом, они сотканы из бесконечного количества деталей, которые уловить и оценить можно, очевидно, только вооружившись биноклем и временем. Фантазия автора не знает предела. Он оперирует любыми формами — готики, романских донжонов, дворца Снежной королевы, песочных замков, вылепленных детьми на пляжах, затейливостью растений и придуманных самим автором форм. Он использует цвет, майолику, скульптуру, даже надписи, игнорируя только одно — прямую линию, прямой угол и плоскость. Эти последние Гауди считал началом человеческим, кривую же — божественным, что, правда, не мешало ему и в жилых домах избегать «человеческих» прямых.

В Гауди мирно уживались (а может, и не мирно) самые противоположные начала. Художник и инженер, мистик и калькулятор. Его любили и чему-то учились у него Корбюзье и Сальвадор Дали. А он своим учителем считал природу. «Дерево — наш учитель» — говорил он. «Парабола не придуманная, вычисленная кривая, это растопыренные пальцы». Его эмблемой были роза и дракон — эмблема святого Георгия, покровителя Каталонии, — прекраснейший из цветов и чудовищное порождение фантазии.

Любимое изречение Гауди: «Архитектура не должна придерживаться своего времени». И еще одно: «Трамваи должны останавливаться, а не пешеходы»... Увы, этого изречения не знал водитель трамвая, который переехал его.

В наш век стандартов и рационализма ни Гауди, ни почтальон Шеваль (он действительно был почтальоном, как и Руссо — таможенным чиновником) не вписываются. Их архитектура не дружит с современной. Что ж, тем хуже для современной архитектуры, добавим мы, в чем-то разделяя точку зрения Гоголя.

Талант даже в сложные времена выходит победителем.

Ну, а Городецкий?

К стыду своему, должен признаться, что только сейчас и совершенно случайно я узнал, что он был автором не только музея, костела и дома на Банковой, а еще и других, хорошо мне известных зданий, в том числе и «Замка Ричарда Львиное Сердце» на Андреевском спуске...

Как раз напротив Строительного института, на улице Чкалова, стоял и теперь стоит весьма
любопытный дом. Он хорошо был виден из окна нашей аудитории. Большой, шестиэтажный, он стоит в глубине участка, и к нему ведет лестница со всевозможными порталами, арками и пристройками а-ля готика. И вот совсем недавно, подымаясь по этой лестнице, я повстречал древнюю старушку, тащившую тяжеленную корзинку. Я помог ей дотащить корзину до дома, а заодно спросил, не знает ли она, кто построил этот дом. Выяснилось — Городецкий... И не только этот — старушка оказалась словоохотливой и все помнящей. И глазную больницу на той же Столыпинской (ныне Чкалова, а до этого Ладо Кецховели, а до этого Гершуни, а совсем давно Мало-Владимирской), в которой умер раненый Столыпин, и здание психиатрической больницы, примыкающей к дому, в котором она живет со стороны Бульварно-Кудрявской (ныне Воровского), и дом с башней и шпилем на углу Большой Подвальной (а до этого Ярославов Вал, Ворошилова), и Театральной, и нашего любимца «Ричарда Львиное Сердце».

Городецкий, судя по всему, любил замки, и во всех этих домах есть что-то «замковое» — амбразуры, аркады, мосты, башни, шпили. И все они запоминаются. И всегда стоят на интересном месте, отовсюду видны...

И ничего этого я не знал. Вот что значит подносить старушкам корзинки...

Имя Городецкого не упоминается ни в одной энциклопедии, о нем не пишутся монографии и над «домом с русалками» кое-кто посмеивается, а другие просто от него отворачиваются: стоит ли о нем говорить, но не зря все-таки приходят к этому дому люди и разглядывают его, фотографируют... А новые наши «башни», на Русановке ли, или в Химки-Ховрино при всей их разумности и рациональности что-то совсем не хочется фотографировать.

Киевляне рассказывают легенду о дочери Городецкого, которая утонула где-то в озере Чад или Виктория-Ниянца, и в память о ней, мол, построен дом с русалками и носорогами. А где-то я читал, что, напротив, никакая там не фантазия, просто архитектору заказала этот дом какая-то фирма по производству цемента — проверить в самых сложных лепных формах качество этого цемента. Бог его знает, что было на самом деле, важно другое — перед нами произведение художника, у которого было свое лицо, не банальное, не стереотипное, а свое собственное. Без этого не может существовать искусство, будь это храм Василия Блаженного, капелла Роншан или хотя бы «Замок Ричарда Львиное Сердце».

 

 

Виктор НЕКРАСОВ

 

вверх страницы

 

А это на общетрепешущие темы:

 

Баллистические ракеты Путина не поразили

 

Неудачей закончился один из главных этапов стратегической командно-штабной тренировки (СКШТ), за ходом которой с борта тяжелого атомного ракетного крейсера «Архангельск» наблюдал Владимир Путин. В ходе боевой учебы кораблей Северного флота стратегический ракетный крейсер «Новомосковск» должен был провести пуск морской баллистической ракеты РОИ-54. Но в назначенное время машина из ракетной шахты не вышла.

 

Минус 15, ветер, штормовое Баренцево море, обледенелые поручни кораблей. На Северном флоте идут стратегические маневры, которые некоторые иностранцы уже окрестили самыми масштабными со времен Советского Союза. И не преминули отметить: они проходят меньше чем за месяц до президентских выборов. Сам президент — на командном мостике атомной подводной лодки...

В маневрах одновременно участвовали 10 надводных кораблей, в том числе авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», шесть подводных лодок, противолодочные самолеты, вертолеты корабельного базирования и истребительная авиация ВВС, около 5 тыс. военнослужащих.

Апофеозом должен был стать пуск двух морских баллистических ракет с борта стратегического атомного подводного крейсера «Новомосковск», которым командует капитан 1 ранга Сергей Рачук, по полигону Кура на полуострове Камчатка. Однако в назначенное время пуск не состоялся.

По первоначальной информации, поступившей с Северного флота, было неясно: то ли ракета взорвалась внутри корабля, то ли просто не вышла из пусковой установки. Телефоны пресс-службы Военно-морского флота молчали. Найти ее начальника Игоря Дыгало также оказалось невозможно. Ближе к вечеру Северный флот официально заявил: «В связи с появившимися в западных СМИ сообщениями о якобы имевших место нештатных ситуациях в ходе учений - никаких непредвиденных ситуаций в ходе учений не возникало». Позже главком ВМФ Владимир Куроедов разъяснил: баллистические стрельбы изначально были спланированы «на условный пуск». То есть, вопреки предыдущей информации, получалось, что никаких поражений камчатской цели и не ожидалось.

Как удалось выяснить «Известиям», во время проведения предстартовой подготовки командир «Новомосковска» обнаружил неисправность в системе управления оружием и принял решение не производить пуск. Такая возможность предусмотрена штабными документами и вполне оправданна в подобных ситуациях.

В Конструкторском бюро имени академика В.П. Макеева, где создавалась ракета, которую должны были вчера запустить, «Известиям» сообщили, что ничего страшного не произошло.

- Между 3-й и 4-й минутами предстартовой подготовки произошел отказ навигационного комплекса корабля, - сообщил один из специалистов фирмы. - И автоматика тут же заблокировала выполнение дальнейших команд.

Срыв боевой задачи, да еще на глазах Верховного главнокомандующего, - вещь серьезная. Присутствие первого лица государства на военных маневрах всегда воспринимается с трепетом, но и с надеждами - новые звания, повышения по службе... Например, как полагают эксперты, для главкома ВМФ Куроедова, презентовавшего Путину накануне выхода в море программу развития флота аж до 2050 года, успех учений означал бы шанс остаться у руля военно-морского ведомства после президентских выборов и воплотить хотя бы часть этой программы в жизнь. Ставил главкома недавно в пример и министр обороны Сергей Иванов. Теперь же все зависит от того, как истолкуют высшие начальники инцидент: действия командира крейсера выглядят как единственно правильные в подобной ситуации. С другой стороны, явная неудача в присутствии всего начальства может повлечь за собой поиск крайних. Иными словами, моряки оказались в самой кошмарной для военных ситуации: невзирая ни на что, продемонстрировать начальству боевую готовность или соблюсти все инструкции по ядерной безопасности, отказавшись от запуска.

К моменту подписания номера «Новомосковск» уже вернулся на базу. Путин, как и планировалось, вылетел на космодром Плесецк в Архангельской области, где по дальнейшей программе должен быть произведен пуск уже сухопутных баллистических ракет.

А специалисты Северного флота вспоминали частушку: «Летела ракета, упала в болото, какая зарплата, такая работа». Ее сарказм не столько в размере оплаты труда подводников (за последние полтора года денежное довольствие военнослужащих выросло почти в 2 раза), сколько в том, что такая сложная техника, как стратегическое ракетно-ядерное вооружение, требует постоянного контроля и соответствующего финансирования. Но подобное вооружение, как неоднократно признавал министр обороны Иванов, финансируется «на минимально достаточном уровне».

 

Дмитрий ЛИТОВКИН

 

«СПРАВКА «ИЗВЕСТИИ»

Ракета РСМ-54, которая должна была использоваться в учениях на Северном флоте, имеет дальность полета около 10 тыс. км. Стартовая масса - 40 тонн. Длина — 13 метров. Диаметр -1,8 м. Забрасываемый вес -2,8 тонны. Головная часть - четырех- и десятиблочная («Синева») с индивидуальным наведением блоков. Возможно оснащение ракет осколочно-фугасной боевой частью с массой взрывчатого вещества около 2000 кг, предназначенной для сверхточного поражения целей в неядерном конфликте. Также рассматривается возможность вооружения ракет ядерной боевой частью сверхмалого калибра (трртиловый эквивалент до 50 т), предназначенной для «точечных ударов».

 

газета "Известия" от 18 февраля 2004 г.

 

вверх страницы

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Февраль 19, 2004

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное