Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Родословное дерево - 1


Информационный Канал Subscribe.Ru


 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики - всё -то, чтобы не разбежались глаза от изобилия и разнообразия их.

Услуги:

  • для обычных посетителей сайта - доступ к частям всех статей, демонстрационным страницам телефонного справочника и словаря строительных терминов.

  • для зарегистрированных посетителей - доступ к полному содержанию всех статей, полному телефонному справочнику и словарю строительных терминов.

  • VIP посетители  - имеют доступ к полному содержанию сайта, а также профессиональную консультацию  в кратчайшее время.

 

Стройка - как много в этом звуке

Выпуск №1

Родословное древо

ЧЕМ   ОБЯЗАНЫ   ДРУГ   ДРУГУ   ЗОДЧЕСТВО   ВОСТОКА   И АРХИТЕКТУРА   ЗАПАДА

1
 

Дьявол стоит на крыше одного из самых красивых московских зданий 1, осматривая столицу сверху, спрашивает у своего подручного. «Как вам нравится город?» На что ученик сатаны отвечает: «Хорошо. Но Рим нравится мне больше». — «Что ж, — добродушно отвечает дьявол, — это дело вкуса». Читатель, конечно, помнит этот эпизод из «Мастера и Маргариты».

Сравнение Москвы и Рима действительно занятие дьявольское Ибо русское зодчество связано с мировой архитектурной классикой таким множеством прочных и разветвленных нитей, что в них немудрено и запутаться. Если бы мы просто взялись перечислять русские заимствования 1 русские реплики с памятников европейского зодчества, то в журнале, конечно, не хватило бы страниц. Но дьявольщина, может быть, в том и состоит, что простая цепь однообразных примеров еще ничего не объясняет в сложностях отношений русского и мирового зодчества.

Маленький пример из недавнего прошлого. Один из авторов этой статьи показывал зарубежным коллегам-архитекторам московские памятники. Экскурсия остановилась у объекта, который гид считал рядовым: Дом совета профсоюзов на Ленинском проспекте. И вдруг гости расчехлили свои фотоаппараты и тщательно отсняли тонкие «помпеянские» колонны и сильно вынесенный вперед легкий и изящный карниз Пришлось давать дополнительные пояснения, рассказывать об авторе этого здания — Александре Власове и о том, что оно было начато строительством до войны, а закончено в 1958 году.

— Опять русские всех обогнали, — сказал кто-то из гостей, явный поклонник постмодернизма.

Лидерство бывает разное. Когда стайка бегунов одолевает длинную дистанцию по окружности стадиона, то самый отставший бегун в какой-то момент чувствует сзади дыхание лидера, а зритель на трибуне видит, что самый медленный бежит первым. Примерно так и можно объяснить лидерство Власова. Он, как и другие советские архитекторы тридцатых-пятидесятых годов, вдохновился такой старой традицией, которой уже пришло время входить в моду.

Движение культуры — круговое движение. Вот почему в многовековой истории связей русского и западного зодчества порою очень трудно определить, где первичное, а где производное.

В прекрасном дворце, на крыше которого стоял булгаковский дьявол, теперь находится национальная библиотека. В ее рукописном отделе сохранилась Библия одного из русских царей XVII века. Москва изображена в ней в формах идеального города, божественного небесного Иерусалима. Уже одно это доказывает всеобщность, единство европейской христианской традиции архитектуры. Мнение о том, будто первый русский император Петр Великий, правивший в первой четверти XVIII века, совершенно порвал с традицией древнерусского зодчества, вряд ли верно. Просто нужно лучше искать истоки. Это только верхогляды полагают, что человек произошел от обезьяны. Ученые выражаются точнее: человек и обезьяна имеют общего предка. Точно так же древнее русское зодчество и тяготеющая к Западу архитектура XVIII века несомненно имеют общего предка. И то, и другое — явления культурной Европы, генетически восходящее к Греции, Риму, Византии.

Когда Петр Великий закладывал свою новую столицу на Балтийском море, ему мерещился отечественный Амстердам, поскольку незадолго перед тем государь побывал в Голландии. Подлинный же Амстердам своими каналами состоял в родстве с Венецией. А оттуда уже недалеко до императорского Рима, в зодчестве которого были переосмыслены традиции древней Эллады. Эти же традиции питали Византию, которая мощно влияла на древнерусское, допетровское зодчество. Тем самым круг европейской культуры крепко замыкался.

Петр пытался воспроизвести Амстердам точно, буквально. Когда оказалось, что каналы, прорытые от Невы, уступают по ширине амстердамским, то царь плакал от досады. Он еще не подозревал, как далеко в России от замысла до исполнения и как глубоко впоследствии укоренится пренебрежение к качеству строительства, сохраняющееся и поныне.

К середине XIX века русское национальное сознание стало заметно уставать под напором западных влияний. Именно тогда один из лидеров славянофилов Константин Аксаков назвал Петербург незаконным сыном России, прижитым с Западом. Но от общефилософских соображений до реального строительства в русском стиле было еще далеко. В самой Москве, средоточии национальных традиций, господствовал ампир — стиль, заимствованный у побежденного Наполеона. Подобно тому, как русский язык вот уже триста лет широко открыт для иностранных вторжений, русское зодчество легко втягивает в себя идеи и формы, рожденные под чужим солнцем. Хорошо ли это?

 

окончание следует...

 

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Февраль 5, 2004

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное