Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Умный" дом: необходимость полной проектной документации


Выпуск 18
"Умный" дом: необходимость полной проектной документации


   Сегодняшний рассказ будет о качестве и составе проектной документации АСУЗ (автоматизированной системы управления зданием) применительно для дома или квартиры. О её необходимости для правильного решения вопросов эксплуатации уже после сдачи объекта и некоторых причинах её отсутствия. К сожалению, на многих объектах нет полной документации, данных о конфигурации и всех реализованных возможностях системы АСУЗ.

   Многие заказчики могут оценить качество проекта в печатном виде. Но, даже если само качество исполнения документации будет достаточно высоким, то его подчас не достаточно. Так как не всегда только по чертежам можно выполнить все работы. Если состав проекта ограничен только схемой расположения элементов системы по помещениям, силовым щитам и однолинейной схемой электропроекта, то организовать в дальнейшем техническое обслуживание объекта будет не просто, а зачастую и не возможно. Будет трудно осуществить поиск возникающих неисправностей и ремонт (замену) отдельных компонентов или внесение изменений в программу работы системы, к примеру, частичное обновление программ контроллеров. Ведь работа элементов и взаимодействие подсистем АСУЗ происходит по определённому алгоритму. Возможности в оборудование заложены производителем большие, а реализуется, чаще всего лишь их малая часть. Причем, чем сложнее проект (объект), тем более значительно влияние состава документации на качество и полноту технического обслуживания. Опыт работы в этой области показал удручающий результат: у частных заказчиков нет качественной, а главное - полной, документации на АСУ, позволяющей организовать полноценный и удобный сервис объекта. Функционал реализованной АСУЗ остаётся без обновления практически весь период жизни объекта, тем самым не адаптируясь к необходимым изменениям. От этого возникает дискомфорт у всех пользователей дома, и в первую очередь у заказчика. Рассмотрим несколько причин столь печальной ситуации.

    Первая причина: Системный интегратор сам ограничивает состав и качество выпускаемой проектной документации, предоставляемой заказчику. Это объясняется тем, что невозможно получить от заказчика требуемые исходные данные, например, количество светильников, их тип и мощность; расположение мебели; кому инсталлятор будет сдавать систему для эксплуатации; кто производитель системы вентиляции, какие контроллеры управления предусмотрены и т.п.

   Вторая причина: Заказчик, приступая к постройке/реконструкции дома, не готов выделить достаточное время на детальную проработку концепции нового объекта. Отсутствует желание "работать" над тем, чтобы понять, как он будет жить, и отдыхать в новом доме. Пользователи должны детально продумать, что они хотят получить и как это управление домом должно выглядеть. В противном случае системы инженерного обеспечения и системы управления реализуются по принципу: "Ну, вы же профессионалы, предложите, а я подумаю нужно это мне или нет".
   Что в результате получаем? Если объект ведёт опытный руководитель проекта (инженер), то он может ориентироваться на опыт предыдущих объектов ("Что обычно просили"). Если не опытный, то он реализует только то, о чём услышал и умеет (Соответственно, как правило, не много).
   Но даже опытным компаниям в такой ситуации не просто. Например, компания "Реал Интеллект", предлагает в основном только четыре системы управления инженерным оборудованием. А в большом коттедже инженерных систем может быть намного больше. Без озвучивания бюджета, без выяснения менталитета пользователей, их привычек, образа жизни, того, что хотят изменить они в своей жизни, все предложения, по сути, следуют принципу "Пальцем в небо". Можно "не угадать" по бюджету, можно по функциям, можно по дизайну и т.д. Результат - неудовлетворенность жильцов и отрицательная реклама "умного" дома знакомым. Должна происходить работа на уровне выяснений человеческих ценностей и без серьёзной работы непосредственно с заказчиком (пользователями) обойтись не возможно. Общение с представителем заказчика в главном этого заменить не может, с ним возможно лишь согласование отдельных второстепенных моментов.

   Третья причина: Заказчик не понимает: "А зачем полная документация нужна? А кому она нужна?". Могу сказать, что за десять лет работы контракт на обслуживания мы не смогли заключить ни с одним заказчиком. Только разовые выезды. Тогда для кого стараться? А главное - кто оплатит всю эту работу? Думаю, что единицы из системных интеграторов берут за свою проектную работу те деньги, которые могут окупить весь необходимый объем по разработке полноценной документации. С учётом многократных изменений и кропотливой подготовительной работы с заказчиком. Тем более что ведь не секрет, что до сих пор основные заработки у компаний-инсталляторов от продажи оборудования.

    Четвертая причина: Для технологий KNX, LonWorks, BACnet и т.п. для внесения изменений в логику управления системой требуется файл, написанный программистом для этой системы и именно этого объекта с большим количеством комментариев. Разве заказчики знают заранее об этом? А попробуйте разобраться в чужой программе, да ещё через 3-4 года после её написания! А если в проекте использовано оборудование различных систем и протоколов, интегрированное в единое целое! Конечно, это возможно. Но кто это сможет сделать, специалист какой квалификации? И за какие деньги по оплате своего труда?

   Пятая причина: Если компания-интегратор реализовала для заказчика управление 4-5 системами. Например, энергоснабжение с ДГУ и ИБП, система кондиционирования, система управления инженерными системами, мультирум. То сколько человек должны выезжать на объект, если в доме пропала возможность управлять кондиционерами с информационных табло? Один? Два? Давайте считать - электрик, специалист по системе управления инженерным оборудованием, специалист по системе визуализации (программист), специалист по системе управления кондиционерами. Какова будет средняя стоимость вызова? Пусть зарплата универсального специалиста 30 000 руб/месяц (дайте мне таких СПЕЦИАЛИСТОВ! И по больше, по больше! ). Стоимость одного рабочего дня 1 000 руб+накладные и налоги организации = 2000 руб. Плюс оплачиваемые отпуск и праздники 500 руб. Плюс "доставка" на объект. Получается не меньше 2500 руб. В целом, на одного специалиста, не много. Но мы посчитали, что нужно ехать на объект вчетвером! Либо должен быть специалист очень высокого уровня. Но, зачем организации держать специалиста такого уровня на сервисе, когда он может работать на новых объектах и приносить организации куда много большие деньги! И специалист будет больше доволен - и премии, и опыт, и новые знания! И организации хорошо! Возможным решением может быть постоянный спрос на сервис, с оказанием услуг не по разовым выездам, а по годовым контрактам. Только тогда можно привлекать менее квалифицированных специалистов для ремонтных и профилактических работ на объекте. И вот только тогда они будут требовать полноценной документации. И тогда проектировщики будут её выпускать и передавать заказчикам, чтобы сервисники не дёргали их по мелочам: "Как там то, как там это? Объясни и распечатай то, или распечатай это!".

   Мы рассмотрели несколько причин, которые препятствуют выпуску проектной документации для организаци и нормального эксплуатационного сервиса на объектах АСУЗ. И это может помочь нам в дальнейшем. В некоторых случаях виноват сам заказчик, а за другие должен нести ответственность интегратор. Тем не менее, решать такую сложную проблему автоматизации зданий как последующая качественная эксплуатация системы и объекта необходимо комплексно. Начинать следует с передачи заказчику полного комплекта документации на АСУЗ. Это в очередной раз и попытались объяснить.



    Павел Добровольский,
    независимый эксперт




   Приложение 1 Пример состава документации для проекта с преобладающим использованием технологической платформы KNX:
1. Пояснительная Записка с рисунками и таблицами
2. Структурная схема АСУЗ
3. Функциональная схема и схемы взаимодействия отдельных подсистем друг с другом
4. Схемы отдельных установок и подсистем АСУЗ (например, вентиляции или кондиционирования)
5. Поэтажные планы с разводкой сети KNX, местами установки оборудования и щитами (шкафами) автоматики
6. Поэтажные планы с разводкой сетей и местами установки оборудования для каждой подсистемы АСУЗ
7. Схемы расположения оборудования в щитах (шкафах) автоматики
8. Схемы электрические принципиальные щитов (шкафов) автоматики
9. Полная спецификация
10. Кабельный журнал
11. Описание алгоритмов функционирования АСУЗ
12. Файл проекта с подробными пояснениями и замечаниями
13. Файл полной базы оборудования
14. Файлы графической оболочки интерфейса (при наличии системы визуализации или диспетчеризации)
15. Руководство пользователя и Инструкции по эксплуатации оборудования на русском языке
16. Акты проведения испытаний отдельных подсистем и всей АСУЗ
17. Рекомендации по организации технического обслуживания и регламентных проверок АСУЗ
18. Инструкции по поиску и устранению возможных неисправностей АСУЗ
19. Сертификаты соответствия и диск с инструкциями на оборудование и ПО

Составил : Владимир Пасеков


У нас новый автор, которого, надеюсь, многие хорошо знают. Дискуссия открыта и надеюсь, что на эту тему специалисты еще напишут.
Вот маленький презент для заинтересованных - ссылка на долгожданное опубликование материалов по обороту всего нашего рынка автоматизации зданий http://www.cnews.ru/reviews/.

Редактор заранее благодарен всем, кто перешлет эту рассылку тем, кого интересует тематика автоматизации зданий на уровне "начинающих".

Увеличение количества получателей рассылки будет способствовать улучшению обратной связи и привлечению именно той информации, которая нужна аудитории, не имеющей специальной подготовки по данной тематике.

Куратор Клуба "АСУЗ"
Пасеков Владимир
eiba@inbox.ru
+7-916-155-90-05

Рассылка 'Автоматизация зданий для Дилетантов'
Подписка на Интернет-газету "Вести автоматизации зданий"
Подписка на рассылку "Автоматизация зданий для всех"

В избранное