Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Банк: бухгалтерия, налоги

  Все выпуски  

Банк: бухгалтерия, налоги. Налогообложение, учет и отчетность в КБ 3/2007


Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке

Вышел в свет №3/2007

Уважаемые читатели!

Минфин России подготовил и внес на рассмотрение Правительства РФ проект «Основные направления налоговой политики на 2008–2010 годы». В нем, в частности, предлагается ввести систему регистрации налогоплательщиков НДС (см. «Новости»).

Подготовленный Минфином России законопроект о бухгалтерском учете вызвал множество предложений о его изменении. Корреспондент Издательского дома «Регламент» Е.Е. Смирнов сообщил об этом в статье «Законопроект о бухгалтерском учете: неопределенность сохраняется».

О новой форме налоговой отчетности и отсутствии разъяснений по ее заполнению рассказал корреспондент Издательского дома «Регламент» О.В. Данильчук в статье «Новая форма налоговой отчетности банков».

А.В. Сапожков в статье «Реформа налога на добавленную стоимость» рассмотрел предложения представителей бизнеса и власти по вопросам изменения главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Заместитель директора Департамента бухгалтерского учета и налогообложения ОАО АКБ «ЮГРА» М.В. Романова обратила внимание на изменения механизма начисления пособий по временной нетрудоспособности и пособий лицам, имеющим детей (см. «О выплате банками пособий по временной нетрудоспособности и пособий лицам, имеющим детей»).

Заместитель начальника отдела банковского аудита ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Л.М. Сухогузова подробно проанализировала новую редакцию Приложения 10 «Порядок учета основных средств, нематериальных активов, материальных запасов» к Положению Банка России от 05.12.2002 № 205-П «О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», которая была введена с 1 января 2007 года Указанием Банка России от 11.12.2006 № 1757-У (см. «Новая редакция Приложения 10 “Порядок учета основных средств, нематериальных активов, материальных запасов” к Положению Банка России от 05.12.2002 № 205-П»).

В налоговом контроле произошли большие изменения, которые осветили в своей статье «Налоговый контроль в 2007 году» специалисты Департамента налогов и права Deloitte & Touche CIS Р.а. Алексахина и А.Л. Садунишвили.

Заместитель постоянного представителя Российского отделения в Генеральном совете Международной налоговой ассоциации (IFA) А.В. Толкушкин в статье «Применение имущественных налоговых вычетов» подробно про- анализировал условия применения таких вычетов, нормы законодательства, распространяющиеся на них, и налоговую практику.

М.А. Булатов,
главный редактор журнала,
кандидат экономических наук

Законопроект о бухгалтерском учете: неопределенность сохраняется

Е.Е. Смирнов
Издательский дом «Регламент»
Бухгалтеры, налоговики и аудиторы России продолжают ожидать от Правительства РФ внесения в Госдуму законопроекта «Об официальном бухгалтерском учете». Первый вариант данного правового документа был опубликован на сайте Минфина России 28 июля 2006 года. Как показали выступления в прессе и обсуждения на бухгалтерских форумах в Кремле, специалисты высказали по нему множество замечаний.

Член Комитета Госдумы по бюджету и налогам А.В. Буренин в беседе с корреспондентом Издательского дома «Регламент» Е.Е. Смирновым обратил внимание на восемь принципиальных положений законопроекта, по которым у него и возглавляемого им Фонда «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности» (далее — НСФО) есть серьезные расхождения с Минфином России как разработчиком этого документа.

1. Эксперты Фонда не согласны с тем, как в проекте прописаны основные цели будущего закона. По их мнению, целью закона должно быть удовлетворение информационных потребностей пользователей финансовой отчетности в интересах принятия ими экономических решений. Пользователями финансовой отчетности являются инвесторы, акционеры, кредиторы, контрагенты, работники, организации, государственные органы и общественность.

2. В НСФО считают, что принимать отдельный закон о консолидированной финансовой отчетности нет необходимости.

Консолидированная финансовая отчетность является частью официального бухгалтерского учета, упомянутого в Конституции РФ. Множественность законов может привести к теоретически неоправданному законодательному разделению понятий консолидированной и индивидуальной отчетности. Правила признания и оценки статей индивидуальной и консолидированной отчетности должны быть едиными. Это необходимо для снижения расходов на составление отчетности и повышения прозрачности отчетности для пользователей.

3. Экспертов НСФО не удовлетворяет предложенное Минфином России регулирование техники учета.

В целом техника учета должна регулироваться на уровне подзаконных актов. В частности, целесообразно исключить из законопроекта, подготовленного Минфином России, статьи: 8 «Первичные учетные документы», 9 «Регистры бухгалтерского учета», 10 «Инвентаризация активов и обязательств», 11 «Денежное измерение объектов бухгалтерского учета», а также перечень возможных видов активов в ст. 5 «Объекты бухгалтерского учета». Это позволит вносить оперативные изменения в правила, регулирующие технику учета, по мере развития информационных технологий и Международных стандартов финансовой отчетности (далее — МСФО).

4. НСФО не поддерживает предложенную Минфином России систему регулирования.

Законопроект не предоставляет никаких новых прав негосударственным органам регулирования в сравнении с действующим законодательством, за исключением установления сроков реакции государственного органа на получаемые проекты стандартов. Предлагаемая система, по сути, не предполагает передачи избыточных функций по разработке проектов стандартов на уровень негосударственного регулирования, что было признано целесообразным решением рабочей группы по вопросам государственного регулирования в сфере финансовых рынков при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 19 сентября 2003 года.

Право принятия нормативных документов, в том числе отраслевых стандартов, предоставлено разным государственным органам. Предлагаемая множественность органов негосударственного и государственного регулирования ведет к возможным коллизиям между разрабатываемыми и/или утверждаемыми ими нормативными правовыми актами и к отсутствию ответственных за разработку полного пакета стандартов. В настоящее время государственный орган принимает программу подготовки стандартов и сам отвечает за ее исполнение. В предлагаемой системе утверждает программу государственный орган, а ее исполнение зависит от представления проектов стандартов негосударственными органами, причем ни один из них не отвечает за исполнение программы, так же как и государственный орган. Таким образом, вероятность неисполнения программы разработки стандартов увеличивается в сравнении с существующими правилами.

В системе должен быть один негосударственный орган, который будет готовить полный пакет стандартов. Государственный орган не должен сам формулировать текст стандартов, имея полномочия принять или мотивированно отклонить предлагаемый негосударственным органом текст.

5. НСФО не считает оптимальной предложенную Минфином России систему стандартов финансовой отчетности.

Законопроект предполагает сложную систему документов, принимаемых по разной процедуре: МСФО (принимаемые в соответствии с законом «О консолидированной финансовой отчетности», который предполагается принять в недалеком будущем), национальные стандарты, отраслевые стандарты, разъяснения национальных и отраслевых стандартов. Предполагается также принятие рекомендаций саморегулируемых организаций (далее — СРО) и стандартов экономического субъекта ненормативного характера. Стандарты будут приниматься разными органами регулирования, что создает высокий риск правовых коллизий между ними. Сложность предлагаемой системы стандартов приведет к неоправданному росту затрат федерального бюджета по координации действий множества органов негосударственного и государственного регулирования.

Необходима единая система стандартов финансовой отчетности, принимаемых по единой процедуре единым органом, как это предложено в подготовленном НСФО законопроекте «О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности».

6. НСФО не поддерживает позиции Минфина России в отношении минимальных квалификационных требований к главным бухгалтерам.

В конечном итоге ответственность за достоверность отчетности несет руководитель организации. Упоминание о минимальных квалификационных требованиях в законопроекте является избыточным, поскольку это является внутренним делом организации. Введение минимальных квалификационных требований может привести к монополизации рынка образовательных услуг. Правила разрешения разногласий между руководителем и главным бухгалтером, содержащиеся в законопроекте, практически нереализуемы (п. 8 ст. 6 законопроекта). Целесообразно исключить из законопроекта п. 7 и 8 ст. 6.

7. В законопроекте можно обратить внимание на проблему финансовой отчетности индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса.

В сферу действия законопроекта включены физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и адвокаты. Малый бизнес не освобожден от ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Отчетность этих лиц не имеет широкого круга внешних пользователей. Главным внешним пользователем их отчетности являются налоговые органы, интересы которых удовлетворяются требованиями налогового законодательства. эти лица должны иметь возможность составлять финансовую отчетность в добровольном порядке. В законопроекте необходимо преду-смотреть механизм освобождения индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса от обязательного составления финансовой отчетности.

8. Подготовленный Минфином России законопроект не предлагает решения проблемы правоприменения стандартов отчетности. Сегодня организации исполняют не все действующие положения по бухгалтерскому учету (далее — ПБУ), утвержденные Минфином России. Несложно спрогнозировать, что повышение требований к отчетности не изменит эту ситуацию. В этой связи можно предположить, что в России со временем появятся такие же кризисы предприятий, которые уже проявились на западе, например в печально известной компании Энрон. Очень странно, что Минфин России не озабочен этой темой, не желает учиться ни на собственных, ни на чужих ошибках. Новый закон должен, вне всяких сомнений, содержать основы системы обеспечения исполнения стандартов, которые бы гарантировали права пользователей отчетности. Причем эта система должна основываться на принципах гражданско-правовой ответственности, а не уголовной и административной. Каждый инвестор должен быть уверен, что в случае если искажения в отчетности привели к убыткам, то организация, их допустившая, обязана эти убытки возместить.

В НСФО пришли к выводу о том, что законопроект не устраивает профессиональное сообщество концептуально и ухудшает существующую в настоящее время ситуацию. О своем концептуальном несогласии с основными положениями законопроекта «Об официальном бухгалтерском учете» Фонд известил Минфин России...

Продолжение статьи>>>
http://reglament.net/bank/nalog/2007/3/statya.htm





Подписаться на журнал можно:


В избранное