Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Банк: бухгалтерия, налоги

  Все выпуски  

Банк: бухгалтерия, налоги. Банковское обозрение №3



Банковское обозрение №3
   
Читайте в свежем номере:


Кредиты сформируют в обществе новую философию

Гарегин Тосунян призывает заменить распределительную финансовую систему кредитной

В преддверии очередного съезда Ассоциации российских банков президент АРБ Гарегин Тосунян рассказал корреспонденту «БО» о достижениях и задачах банкизации России.

— Гарегин Ашотович, какие ключевые вопросы вы готовите к обсуждению на предстоящем очередном съезде Ассоциации российских банков?

Гарегин Тосунян призывает заменить распределительную финансовую систему кредитной
Гарегин Тосунян призывает заменить распределительную финансовую систему кредитной
— Ключевые вопросы связаны с нашей программой банкизации, которую Ассоциация российских банков приняла в прошлом году на своем XVII съезде. Необходимо отметить, что заседание Президиума Госсовета в ноябре 2006 года, посвященное развитию банковской системы, во многом тоже строилось с учетом идей банкизации, выдвинутых АРБ. На Президиуме Госсовета выступали три содокладчика — руководитель рабочей группы губернатор Новосибирской области Толоконский, председатель Центрального банка Игнатьев, и ваш покорный слуга.

По результатам Президиума Госсовета Президент Путин дал ряд поручений, адресатом которых являются Центральный банк, правительство и АРБ. Эти поручения развивают и конкретизируют идею банкизации на данном этапе. Поэтому мы, с одной стороны, как и планировали, каждый год на своем съезде должны анализировать ход реализации программы банкизации. А с другой стороны, конкретные темы внутри идеи банкизации теперь актуализированы еще и президентскими поручениями, которые также имеют определенную дату отчетности. И мы, конечно, в первую очередь на съезде рассмотрим те вопросы, которые сформулированы в поручениях президента, куда включены очень многие наши предложения — практически все.

— Что-то не попало?

— Отдельные пункты нам не удалось отстоять. Например, по вопросу о капитализации мы предлагали прямо записать тезис о необходимости наращивать капитализацию банков форсированными темпами, в частности, путем вывода из-под налогообложения прибыли, направляемой на капитализацию. Это очень давняя дискуссия. Мы считаем, что у государства есть механизмы, позволяющие быстро преодолеть тот гигантский пока еще разрыв в уровне капитализации, который существует между нашим банковским рынком и банковским рынком развитых стран. Например, есть идея освобождать от налогообложения часть прибыли банков, направляемой на капитализацию. Мне говорят: да, но тогда же и другие отрасли захотят? Во-первых, и в других отраслях предприятия тоже недокапитализированы. Во-вторых, банковская система сегодня — самая поднадзорная, здесь видна и понятна любая операция. Поэтому опасаться, что механизмы льготного налогообложения будут использованы в каких-то «серых» схемах, — нет оснований. А если, скажем, все-таки есть вопросы к отдельным элементам системы, которые, допустим, могут быть как-то использованы для ухода от налогов, то зачем ради этого тормозить рост всей системы? Это нелогично. Для борьбы с этим явлением есть уголовно-правовые методы...
Продолжение >>>
http://bo.bdc.ru/2007/3/tosunyan.htm

Четыре этапа продажи банка

Сделка глазами финансового консультанта

Акционер не может быть хорошим продавцом своего банка — он слишком пристрастен. Менеджер тоже не может быть хорошим продавцом — у него неизбежно возникнет конфликт интересов с акционером. Хороший продавец — профессиональный консультант, в том числе и инвестиционный банкир. Он кровно заинтересован в хорошей цене и в том, чтобы сделка состоялась.

Перед сделкой. Хочешь сделать хорошо — сделай сам?

Активность на рынке слияний и поглощений российских банков в прошлом году возросла в несколько раз (cм. «Средняя цена российского банка в 2006 году — 2,7 капитала», «БО» № 2, 2007), создав питательную среду для появления нового класса игроков — профессиональных консультантов, которые сопровождают сделки M&A, отстаивая в переговорах интересы сторон. Кто они, новые труженики рынка, и что они способны сделать такого, что не по силам акционеру, который знает свой банк «как облупленный»?

Именно субъективность, утверждают эксперты, и помешает владельцу получить лучшие условия продажи. «Наивно думать, что сотрудники банка сами смогут грамотно провести сделку по продаже банка, потому что в большинстве случаев они даже не знают, как его правильно оценить, — говорит директор управления корпоративных финансов МДМ-Банка Олег Сеньков. — Банк оценивается по мультипликатору к размеру собственного капитала — чистых активов. Продать «один к одному» несложно».

«Оба участника сделки — и продавец, и покупатель нуждаются в добросовестной информации о банке, в его реальной оценке, — считает генеральный директор рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Ричард Хейнсворт. — Необходим профессиональный сторонний взгляд аудиторов и рейтинговых агентств, эти структуры в состоянии оценить такие важные составляющие, как кредитоспособность банка и его надежность».

«Если продавец сам занимается сделкой, то он может чего-то не учесть, — развивает мысль Михаил Гришакин, управляющий директор дирекции корпоративных финансов ИБ «Траст». — Рынок не стоит на месте, меняется конкурентная среда. Сегодня ты лидер своего рынка, а завтра все может измениться — откроется офис федерального банка, придет иностранный игрок. Переговоры с покупателями уже надо будет вести по-другому».

Некоторые владельцы предпочитают нанять специалиста на ставку в штат и поручить ему вести процесс предпродажной подготовки и переговоров, а не платить консультанту процент от сделки. «Но в таком случае появляется конфликт интересов с менеджментом, который вообще не должен знать о сделке — это вопрос лояльности персонала, — говорит М. Гришакин (ИБ «Траст»). — Работая с внешним финансовым консультантом, акционер может жестко контролировать круг лиц посвященных в планы продажи, отсекать все возможные риски утечки конфиденциальной информации о планирующейся сделке, таким образом исключая возможность негативных внешних воздействий, например недружественное поглощение или факторы, влияющие на снижение цены сделки, что неблагоприятно для продавца»...

Продолжение >>>
http://bo.bdc.ru/2007/3/4step.htm

Для большинства банков реклама — просто бесполезная трата денег

Михаил Дымшиц: «Вложения в открытие одного нового отделения окупаются куда больше, чем все рекламные затраты»

2006 год прошел для российских банков под знаком масштабных ребрэндинговых программ и на фоне активных поисков своего ноу-хау при рекламном продвижении своих продуктов и услуг. Однако, как показывают исследования, степень влияния рекламных акций и кампаний по смене имени и имиджа на темпы роста клиентской базы банков оказалась незначительной. О том, почему в большинстве случаев банковская реклама остается неэффективной, в интервью «БО» рассказал генеральный директор консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц.

В 2006 году очень популярным на банковском рынке явлением были всевозможные ребрэндинговые программы. Большинство из них проходило под негласным лозунгом — станем ближе к народу. Можно ли назвать какую-либо из них «историей успеха»?

Михаил Дымшиц
Михаил Дымшиц: эффективность рекламных вложений Сбербанка в 100 раз больше, чем у любого другого банка
— Ответ на этот вопрос зависит от того, какие цели ставили сами банки при проведении ребрэндинговой кампании. Сибакадембанк и Уралвнешторгбанк, например, объединившись, провели такую кампанию, в результате чего возник УРСА Банк. В этом случае цели были понятны, но они не имели ничего общего с привлечением клиентов, скорее, действовал менеджерский фактор — собственники объединенной структуры не захотели сохранить ни одно из прежних названий. Можно спорить о том, насколько успешно был проведен этот ренейминг, но факт остается фактом: на эффективность деятельности банка не влияет ни его название, ни смена этого названия.
— Однако часто можно услышать прямо противоположную точку зрения: многие эксперты отмечают, например, что Внешторгбанку очень мешало его «далекое от народа» название, и это стало одной из причин проведенного им ребрэндинга.

— На мой взгляд, совершенно ему это не мешало. Банк динамично развивался и продолжает развиваться, он вполне успешно привлекает к себе клиентов — физических лиц. Возможно, что на начальной стадии разделения возникла путаница между «большим» ВТБ и «ВТБ 24», однако говорить, что клиентов испугало само название банка, абсолютно неверно. Скажу более того — если человеку нравится качество обслуживания и устраивает «продуктовая линейка», банк может иметь самое далекое от народа название, и все равно он будет популярным. В этом отношении, кстати, очень показателен пример Гута-Банка: через два года после его исчезновения с рынка он по такому показателю, как спонтанное знание респондентов, обгонял уже существующий на тот момент «ВТБ 24»! То есть банка нет, его услугами не пользуются, но его помнят. Можно частично приписать это тому, что удачным было название банка, но главную роль сыграл другой фактор — эффективная филиальная сеть. Поэтому на ваш вопрос, как способствуют повышению этой популярности всевозможные ребрэндинговые кампании, могу дать только один ответ — да никак! Независимо от того, сколько средств было потрачено на их финансирование. Один из самых ярких тому примеров — Альфа-Банк, который потратил солидные суммы на продвижение брэнда «Альфа Банк Экспресс», а потом был вынужден признать провал своей кампании и «похоронить» свой новый брэнд. И опять-таки дело было не в том, удачным или неудачным оказалось название «Альфа Банк Экспресс», а в том, что не была продумана система обслуживания.
— То есть, с вашей точки зрения, проведение успешной ребрэндинговой кампании, призванной увеличить популярность банка среди клиентов, невозможно по определению?

— Да. Потому что ребрэндинговые кампании, как их понимают в современном мире, срабатывают, только когда речь идет о продвижении так называемых «упакованных» товаров — продуктов питания, косметики, сигарет и т.д. Уже при покупке техники на брэнд обращают меньше внимания. А в сфере услуг вообще не обращают, здесь брэндинга как такового, в чистом виде, нет! Как бы ни отрекламировались, человек приходит в ваше отделение и затем сам формирует свое отношение к вашему банку. Так что брэндовые элементы у финансовой структуры могут быть, но только в первые два-три месяца после открытия. А потом клиент выработает устойчивое отношение к нему на основании собственного опыта, и никаким изменением названия, никакой, даже самой широкомасштабной рекламной кампанией, этого отношения не перебьешь.
— Но тогда можно сделать вывод, что реклама в принципе не нужна?

— Нет, почему же. Вопрос эффективности рекламного сообщения весьма актуален. Но необходимо учитывать, что здесь действует «правило каравана», когда самый слабый элемент определяет общий эффект рекламной акции. В данном случае «самый слабый» элемент — это географические ограничения отделения, тогда как реклама имеет значительно больший территориальный охват. С учетом этого фактора странным выглядит искреннее недоумение банков: почему, мол, они дают рекламу в СМИ, прессе, на радио и телевидении, а принципиально в их бизнесе ничего не меняется, на приток клиентов их рекламные акции никак не влияют. Причина же очень проста — реклама должна быть прежде всего географически привязана...
Продолжение >>>
http://bo.bdc.ru/2007/3/mihail_dimshits.htm

А также на сайте bo.bdc.ru открыт в полный доступ 2(февральский) номер журнала:



Узнать как подписаться на журнал можно на сайте "Банковского обозрения" http://bo.bdc.ru/subscr.shtml

Или через интернет-магазин Издательского дома "Регламент" http://reglament.net/items.htm


В избранное