Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Банк: бухгалтерия, налоги

  Все выпуски  

Банк: бухгалтерия, налоги. МСФО и МСА в кредитной организации 1/2007


МСФО и МСА в кредитной организации

Вышел в свет №1/2007

Уважаемые читатели!

Представляем вам первый в 2007 году номер нашего журнала, который теперь будет выходить под названием «МСФО и МСА в кредитной организации».

Новостная рубрика нашего журнала расскажет читателям о проблемах практического применения МСФО в русле действующей нормативно-правовой базы. Также будут рассмотрены многочисленные вопросы, обусловленные Базельскими рекомендациями, которые продолжают оставаться в поле зрения представителей финансового сектора России.

Читатели смогут ознакомиться с мнением специалиста об основных категориях качественного аудиторского заключения, которое могло бы дать уверенность пользователям в достоверности предоставленной информации, а аудиторам — об адекватном восприятии данной информации пользователями.

В статье «Объединение предприятий» будут проанализированы понятия объединения бизнеса с точки зрения международных стандартов и правила отражения сделок по приобретению бизнеса в сводной отчетности, установленные IFRS 3 «Объединение бизнеса». Авторы статьи постарались ответить на вопросы, что есть объединение с точки зрения международных стандартов, что понимается под объединением предприятий и отдельных организаций или предприятий в единую отчитывающуюся организацию, когда получает организация контроль над одной или несколькими другими организациями, не являющимися предприятиями.

Объединение бизнеса может привести к появлению непрофильных активов у кредитных организаций, поэтому нами продолжена публикация исследования на тему трансформации отчетности в соответствии с МСФО как основы ее транспарентности.

Также читатели смогут ознакомиться с комментариями к восьми новым стандартам аудиторской деятельности и изменениями в Международных стандартах аудита (МСА): МСА 315, МСА 330 и МСА 402, определившим новую идеологию аудиторской проверки, во главе которой стало понятие аудиторского риска.

Интерес читателей вызовет публикация, посвященная обновленной редакции восьмой Директивы Совета ЕС о порядке утверждения лиц для проведения обязательного аудита финансовой отчетности в странах — членах ЕС. Эта директива была принята Советом Евросоюза 25 апреля 2006 года и направлена на повышение прозрачности информации, представляемой в финансовой отчетности, путем повышения качества аудита и его значимости.

Также вниманию читателей предлагается статья о продолжении и активизации процесса сближения бухгалтерского российского законодательства с МСА и МСФО, что, по мнению автора, способствует более эффективной работе российских аудиторов, а также укреплению позиций российских предприятий на внутреннем и на внешних рынках.

Редакция журнала приглашает специалистов бухгалтерской профессии к обсуждению проблем финансовой отчетности, управленческого учета, внутреннего и внешнего аудита по Международным стандартам аудита.

Индикаторы качества восприятия аудиторских отчетов инвесторами и иными пользователями

Е.П. Зубарева Компания PRADO Банкир и Консультант, руководитель отдела международного аудита
Требованием времени является представление информации в аудиторских заключениях таким образом, чтобы это представление давало уверенность пользователям в достоверности представленной финансовой информации, а аудиторам — в адекватном восприятии данной информации пользователями.

Развитие рыночной экономики требует активного привлечения рыночного капитала в промышленный и банковский секторы. Инвесторы рынка капитала заинтересованы в правдивой, достоверной, сопоставимой информации, предоставляемой компаниями, привлекающими инвесторов. Получить такую информацию инвесторы могут в основном из аудируемой финансовой отчетности. Поэтому с развитием рынка капитала возрастает ответственность аудиторов и саморегулируемых аудиторских объединений перед инвесторами и другими внешними пользователями финансовой отчетности организации за выражение независимого мнения о достоверности финансовой отчетности.

При ознакомлении с аудиторским заключением пользователь должен поинтересоваться стажем работы данной организации на рынке аудиторских услуг, а также членом какого саморегулируемого аудиторского объединения она является.

В соответствии с проектом федерального закона «Об аудиторской деятельности» все аудиторские организации обязаны быть членами саморегулируемого аудиторского объединения, членство в котором также гарантирует осуществление внешнего контроля качества работы аудиторской организации. Проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон “Об аудиторской деятельности”» не только отводит контролирующую функцию саморегулируемым аудиторским объединениям, но и предусматривает их ответственность перед Советом по аудиторской деятельности. В состав Совета входят представители пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности соответствующих государственных органов, федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка Российской Федерации и представители аудиторской профессии.

Согласно обсуждаемому проекту закона в состав Совета по аудиторской деятельности в обязательном порядке включаются не более двух представителей уполномоченного федерального органа, по одному представителю от ЦБ РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере предпринимательства, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за финансовыми рынками, не более двух представителей аудиторской профессии. Последние включаются в состав Совета по аудиторской деятельности по представлению саморегулируемых аудиторских объединений.

Членами Совета по аудиторской деятельности не могут быть члены рабочего органа совета (кроме представителей уполномоченного федерального органа).

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ АУДИТОРСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Инвесторам прежде всего надо обратить внимание на вид аудиторского заключения. В нем должны быть четко указаны основные принципы финансовой отчетности и выражено мнение независимого аудитора о достоверности и справедливости финансовой информации, представленной в финансовой отчетности, во всех существенных аспектах.

Категория «существенность» является определяющей в аудите, так как именно с ее помощью аудиторы устанавливают допустимую величину искажения бухгалтерской отчетности, что соответственно влияет на аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской отчетности. Согласно п. 3 Правила (стандарта) № 4 «Существенность в аудите», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696, информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения. Российский стандарт «Существенность в аудите» по своему содержанию близок к международным стандартам МСА 320 «Существенность в аудите» и МСА 400 «Оценки риска и внутренний контроль», однако на практике есть расхождения в понимании существенности, вытекающие из современных условий развития аудита и бухгалтерского учета в условиях российской действительности. Очень часто национальные стандарты аудита, несмотря на тот факт, что они базируются на международных стандартах аудита, предлагают различные методы определения существенности.

Например, американские стандарты аудита (GAAS) допускают уровень существенности до 10% от валюты баланса. Для определения существенности отчета о прибылях и убытках во многих странах, использующих МСА, берут 5% от выручки.

Известно, что Всемирный банк требует от утвержденных банком аудиторов применять существенность, равную, например, 1–2% от суммы предоставленных займов. Действующий российский национальный стандарт аудита № 4 «Существенность в аудите» предлагает аудиторским компаниям самостоятельно определять уровень существенности, тогда как действовавший до октября 2002 года в России стандарт аудита «Существенность и аудиторский риск», одобренный Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, предлагал определять существенность как процентные доли, применяемые к базовым показателям.

Например, балансовая прибыль предприятия — 5%; валовой объем реализации (без НДС) — 2%; валюта баланса — 2%; собственный капитал — 10%; общие затраты предприятия — 2%.

Подобный способ определения существенности рекомендуют также некоторые внутрифирменные стандарты международных аудиторских компаний.

Существенность важна для планирования аудита, определения фактора существенности, то есть количества проверяемых единиц учета, а также для определения суммы допустимой ошибки, которая может повлиять на вид аудиторского заключения. В том случае, если обнаруженная ошибка больше уровня существенности, аудитор полагает, что эта ошибка может повлиять на восприятие пользователями финансовой отчетности. Поэтому выявленные аудиторами ошибки больше определенной ими существенности приводят к модифицированному аудиторскому заключению. К модифицированному аудиторскому заключению может также привести тот факт, когда исправление обнаруженной ошибки приводит к изменению знака финансового результата, например, в случае обнаружения существенной суммы просроченной дебиторской задолженности, отраженной компанией в активе баланса, или в случае изменения финансового результата при ее списании.

Подобным образом проводится аудит статьи «Финансовые вложения». Основным условием финансовых вложений является факт их доходности. В противном случае элементы данной статьи будут учитываться как дебиторская задолженность или понесенные расходы.

Аналогичным образом к модифицированному аудиторскому заключению может привести отражение в финансовой отчетности бракованных товаров или бракованной продукции по статье баланса «Запасы» в том случае, если в бухгалтерском учете не была проведена уценка данной статьи и величина необходимой уценки превышает допустимый уровень существенности или отражение уценки в финансовой отчетности приведет к изменению знака финансового результата.

Важной частью аудиторского заключения является также оценка системы внутреннего контроля в организации. Международный стандарт аудита МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» и российский стандарт аудита № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» определяют систему внутреннего контроля как политику и процедуры, принятые руководством аудируемой организации, для содействия и реализации целей руководства, предусматривающих, насколько это выполнимо, упорядоченное и эффективное ведение бизнеса, включая строгое следование политике руководства, обеспечение сохранности активов, предотвращение и обнаружение фактов мошенничества и ошибок, аккуратность и полноту бухгалтерских записей, а также своевременную подготовку достоверной финансовой информации.

ТИПЫ АУДИТОРСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

Система внутреннего контроля включает:

1) систему бухгалтерского учета;

2) контрольную среду.

Изучая описание системы внутреннего контроля...

Продолжение статьи>>>
http://reglament.net/bank/msfo/2007/1/statya.htm



Также в журнале читайте:

С.Б. Тинкельман, ЗАО «Аудиторско-консультационная группа “Развитие бизнес-систем”»
Н.Р. Адитярова, ЗАО «Аудиторско-консультационная группа “Развитие бизнес-систем”»
Объединение предприятий
В рамках настоящей статьи рассматриваются понятие объединения бизнеса с точки зрения международных стандартов и правила отражения сделок по приобретению бизнеса в сводной отчетности, установленные МСФО (IFRS) 3 «Объединение бизнеса».
В.Т. Чая, МГУ им. М.В. Ломоносова
Трансформация отчетности в соответствии с МСФО — основа ее транспарентности
Заключительный этап трансформации отчетности российских предприятий в отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО в результате осуществления корректирующих проводок, реклассификации счетов и составления пробных балансов, окончательно формирует финансовые отчеты.
А.В. Суворов, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Феникс»
Функциональные принципы составления и элементы финансовой отчетности по МСФО
Учетная система любой кредитной организации — это нечто большее, чем просто набор бухгалтерских книг, журналов и документов. Учет в банках тесно связан с учетом в других отраслях экономики. Эта связь определяется деятельностью банков по расчетно-кассовому и кредитному обслуживанию предприятий, организаций и учреждений.
Е.П. Зубарева, компания Prado Банкир и Консультант
Индикаторы качества восприятия аудиторских отчетов инвесторами и иными пользователями
Требованием времени является представление информации в аудиторских заключениях таким образом, чтобы это представление давало уверенность пользователям в достоверности представленной финансовой информации, а аудиторам — в адекватном восприятии данной информации пользователями.
А.Н. Акимова, ЗАО АФ «АОРА»
В.О. Вяткин, ООО «АОРА-К»
Комментарии к восьми новым стандартам аудиторской деятельности
В 2006 г. Правительство РФ приняло очередные восемь правил (стандартов) аудиторской деятельности, касающихся в том числе порядка оказания сопутствующих аудиту услуг. Как и ранее принятые, новые стандарты разработаны на основе международных стандартов аудиторской деятельности и подробно описывают аудиторские процедуры. Настоящая статья содержит комментарии, призванные облегчить применение новых стандартов на практике.
П.А. Волков, Делойт СНГ
Подход к аудиту, основанный на оценке рисков: новый взгляд на знакомые вещи
Данная статья посвящается изменениям в Международных стандартах аудита (ISA), а именно: ISA 315, ISA 330 и ISA 402, определившим новую идеологию аудиторской проверки, центральной идеей которой стало понятие «аудиторский риск» (risk-based approach).
М.Е. Грачёва, Финансовая академия при Правительстве РФ
МСА 100 и МСА 120 — интерпретация и раскрытие
Процесс сближения российского бухгалтерского законодательства с МСА и МСФО продолжается и активизируется, что способствует более эффективной работе российских аудиторов, а также укреплению позиций российских предприятий на внутреннем и на внешних рынках.
Р.Н. Ракшаев, ЗАО «Аудиторско-консультационная группа “Развитие бизнес-систем”»
Новый этап совершенствования регулирования аудиторской деятельности в Европейском союзе
Обновленная редакция восьмой Директивы Совета ЕС о порядке утверждения лиц для проведения обязательного аудита финансовой отчетности в странах — членах ЕС, принятая Советом Евросоюза 25 апреля 2006 года, направлена на повышение уровня прозрачности информации, предоставляемой в финансовой отчетности, путем совершенствования качества аудита и его значимости.



Подписаться на журнал можно:


В избранное