Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Банк: бухгалтерия, налоги

  Все выпуски  

Банк: бухгалтерия, налоги. Налогообложение, учет и отчетность в КБ 2/2007


Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке

Вышел в свет №2/2007

Уважаемые читатели!

В 2007 году Налоговый кодекс РФ действует с изменениями, внесенными в него новыми законами, принятыми в конце декабря. Инфляция за 2006 год получила оценку на уровне 9%, то есть ниже уровня прошлого года, и Банк России снизил ставку рефинансирования до 10,5% (см. «Новости»).

Корреспондент Издательского дома «Регламент» Е.Е. Смирнов рассказал о готовящихся к рассмотрению законопроектах в статье «Налоговые законопроекты в планах весенней сессии Госдумы».

Заместитель директора Департамента бухгалтерского учета и налогообложения ОАО АКБ «ЮГРА» М.В. Романова выделила наиболее важные для банков изменения НК РФ (см. «Изменения в части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Начальник юридического отдела ООО «ПРАДО» Е.М. Макарова в статье «Признаки недобросовестности налогоплательщика» рассказала о происхождении термина «недобросовестный налогоплательщик» и его применении налоговыми органами.

А.В. Сапожков в статье «Реформа единого социального налога: “за” и “против”» рассмотрел предложения представителей бизнеса и власти по вопросам изменения главы 24 «Единый социальный налог» НК РФ.

Главный бухгалтер ОАО АКБ «ЮГРА» О.С. Григораш в статье «О внесении изменений в Положение Банка России от 05.12.2002 № 205-П “О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации”» рассмотрела изменения, внесенные Указанием Банка России от 11.12.2006 № 1757-У в Положение Банка России от 05.12.2002 № 205-П.

Специалист аудиторской фирмы «Внешаудит Консалтинг» А.Ю. Береговой проанализировал новации в формах и правилах представления банковской отчетности в соответствии с Указанием Банка России от 24.11.2006 № 1747-У.

Партнер налогового отдела PricewaterhouseCoopers Е.В. Лазорина и менеджер налогового отдела PricewaterhouseCoopers А.Ю. Талачева в статье «Вопросы налогового учета при совершении операций с деривативами» рассмотрели вопросы, возникающие при налогообложении срочных сделок.

Заместитель постоянного представителя Российского отделения в Генеральном совете Международной налоговой ассоциации (IFA) А.В. Толкушкин в статье «Обложение налогом на добавленную стоимость операций банков по реализации слитков драгоценных металлов» подробно проанализировал распространяющиеся на такие операции нормы НК РФ. Ведь порядок налогообложения банковских операций с драгоценными металлами до сих пор вызывает вопросы кредитных организаций.

М.А. Булатов,
главный редактор журнала,
кандидат экономических наук

Реформа единого социального налога: «за» и «против»

А.В. Сапожков
независимый эксперт
Начиная с лета 2005 года сотрудники Экспертного управления президента, объединения предпринимателей и независимые эксперты рассматривают дальнейшие варианты реформирования единого социального налога. Существенного снижения ставок регрессивной шкалы этого налога, которое по некоторым вариантам предполагалось уже с 1 января 2007 года, не произошло. Но это не означает отказа от идеи существенного изменения главы 24 НК РФ. Есть несколько предложений по реформированию этого налога.

История вопроса

Как известно, единый социальный налог (далее — ЕСН) взимается с 2001 года. Однако предложение о его введении обсуждалось на протяжении нескольких лет. Суть налога при его включении в НК РФ виделась в том, чтобы заменить взносы организаций в различные внебюджетные социальные фонды единым налогом, ликвидировав таким образом неразбериху в существовавшей до введения налога системе. До вступления в силу НК РФ существовали несколько фондов: пенсионный, медицинского страхования, социального страхования, а также фонд занятости.

Аргументы в пользу введения ЕСН были более чем существенные: дело в том, что у всех социальных фондов была одна и та же облагаемая база — фонд оплаты труда и выплаты в пользу работников. Но взносы были разными по величине. В Пенсионный фонд России (далее — ПФР) — 29%, в Фонд обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС) — 3,6%, в Фонд занятости — 1,5%, в Фонд социального страхования (далее — ФСС) — 5,4%. В совокупности взносы составляли 39,5%. «Почему бы не заменить все взносы одним платежом?» — удивлялись налогоплательщики. Ведь каждый фонд требовал перечисления взноса в него отдельным платежным поручением, устанавливал собственные сроки уплаты и представления отчетности, правила представления отсрочек и т.д.

Но это было еще полбеды. Ведь каждый фонд проводил проверки предприятий, запрашивая при этом у налогоплательщиков одни и те же документы по выплате заработной платы. Существовало свыше 1,5 тысяч различных писем, указаний, разъяснений фондов, которые регламентировали порядок начисления и уплаты взносов. В итоге ошибка бухгалтера, неправильно прочитавшего (или вообще не читавшего) одно из указаний, могла обернуться большими финансовыми санкциями какого-либо фонда.

Несмотря на очевидную необходимость введения ЕСН, некоторое время это решение откладывалось. Сказалась ведомственная заинтересованность самих фондов, не желающих ничего менять из опасений в ухудшении социальной защиты граждан. Нельзя исключать, что на задержке принятия решения о вводе нового налога сказались и опасения отдельных чиновников, которые, видимо, предполагали, что после введения единого платежа исчезнет необходимость в существовании самих фондов…

Как бы то ни было, но 1 января 2001 года налоговая система Российской Федерации все же пополнилась еще одним налогом. Ставка налога была регрессивной, базовый платеж составлял 35,6%.

Снижение ставок ЕСН: «за» и «против»

Вместе с необходимостью упростить сбор ЕСН предприниматели постоянно говорили о своем желании понизить его ставку. По мнению представителей бизнес-сообщества, именно высокая ставка ЕСН препятствует выплате «белых» зарплат. Тем не менее государство, пойдя навстречу предпринимателям и снизив с 1 января 2005 года базовую ставку ЕСН с 35,6 до 26%, уже два года отвергает всякую возможность дальнейшего ее уменьшения одновременно для всех категорий работающих. Уже немало публично сказано о том, какими проблемами это оборачивается для государства и самих налогоплательщиков. Какие же аргументы используют стороны, отстаивая свои позиции?

Для начала кратко обозначим доводы государства в пользу сохранения существующей ставки ЕСН. С 1 января 2005 года и до сегодняшнего дня, если годовой доход сотрудника не превышает 280 тыс. руб., работодатель рассчитывает налоговую базу согласно ст. 237 НК РФ и платит ЕСН в размере 26% от нее. Снижая ставку ЕСН, государство надеялось, что предприниматели сделают ответный шаг, то есть выведут зарплаты «из тени». Ведь ни для кого не секрет, что многие организации минимизируют выплаты ЕСН с помощью различных незаконных схем. Одна из наиболее распространенных схем уклонения от уплаты ЕСН состоит в выплате сотрудникам зарплаты в конвертах из получившего неофициальное название «фонда руководителя».

Схема состоит в том, что руководителю начисляется высокая зарплата. Это приводит к тому, что благодаря регрессивной шкале налоговых ставок (ст. 241 НК РФ) организация платит ЕСН с налоговой базы руководителя по самой низкой ставке. Однако часть полученных им средств он раздает в конвертах своим сотрудникам. Как отмечают налоговики, раскрыть такую схему особого труда не представляет. Однако крайне сложно доказать, что она использовалась.

Подробности использования этой схемы изложены в материалах семинара ФНС России «Схемы ухода от налогообложения единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование», состоявшегося в конце 2006 года (см.: В. Романов. Налоговики обменялись схемами ухода от ЕСН // Учет. Налоги. Право. 2007. № 1. 9–15 января. С. 1–2). Эти материалы ФНС России разослала региональным налоговым управлениям.

Снижая ЕСН, государство рассчитывало, что большинство предпринимателей откажется от использования подобных схем. Эти надежды не оправдались. Кроме того, снижение ЕСН преследовало еще одну цель —уменьшить суммарную налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Особенно хорошо это должно было сказаться на так называемых «зарплатоемких» предприятиях, например занятых научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельностью (далее — НИОКР). Как известно, основные налоговые поступления от таких организаций сильно зависят от размера фонда оплаты труда.

Тем не менее снижение ставок ЕСН не дало положительных результатов. Как неоднократно признавали чиновники Минфина России и ФНС России — массовой легализации зарплат не произошло. Первыми открыто заявить об этом решили аудиторы Счетной палаты (далее — СП). В середине 2006 года СП обнародовала доклад, в котором анализируются последствия реформы ЕСН на примере Волгоградской области. В нем сказано: «Поставленные при снижении указанного налога цели не были достигнуты: снижение ставки ЕСН не привело к увеличению объема его поступлений вследствие вывода из «тени» значительной части оплаты труда». По подсчетам СП в 2005 году сборы ЕСН в Волгоградской области сократились на 31,9%, а налоговая база за тот же период увеличилась на 8,6%.

Нет точных данных о доле «серых» зарплат в общем объеме трудовых выплат, а результаты различных исследований сильно различаются. Например, согласно исследованию ВЦИОМ, 27% работающих граждан России в настоящее время вовлечены в «серые» и «черные» зарплатные схемы. При этом 9% из них зарплата выплачивается «вчерную», а 18% — по «серым» схемам. Данные ВЦИОМа слишком оптимистичны, считают многие эксперты. Ведь даже государственные чиновники, не говоря уж о независимых экспертах, нередко приводят большие цифры.

Несколько лет назад Пенсионный фонд оценивал долю зарплат в конвертах в размере одной трети от фонда оплаты труда. Примерно на те же цифры ориентируются и в Минфине России. Ведь заместитель министра финансов в середине прошлого года сообщил, что доля «серых» зарплат, которые выдаются в конвертах, составляет в России около 30% от фонда оплаты труда.

Еще более высокие цифры приводят независимые источники. Так, по данным Всемирного банка, около 46% ВВП в России производит «серая» экономика. Исходя из этой оценки, совершенно очевидно, что данные ВЦИОМа занижены.

Обобщим доводы противников дальнейшего снижения ЕСН, к которым относится большая часть чиновников Минфина России и ФНС России, то есть тех, кто несет ответственность за наполнение государственного бюджета. После снижения ставок ЕНС в 2005 году зарплаты по-прежнему платят в конвертах, а бюджет потерял значительные суммы, считают многие налоговики. Отсюда следует вывод, что дальнейшее снижение ставок ЕСН нецелесообразно. Ведь тогда поступления денежных средств в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды еще больше уменьшатся. А это уже будет препятствовать реализации прав граждан на пенсионное и социальное обеспечение, медицинскую помощь. Ведь при последнем снижении ставки ЕСН в бюджете ПФР образовался дефицит около 300 млрд руб.

Мнение о нецелесоообразности дальнейшего снижения ЕСН нашло отражение, например, в докладе Минфина России «О состоянии и дальнейших мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации», представленном для рассмотрения на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ во исполнение поручений Правительства РФ от 16.02.2005 № АЖ-П13-645 и от 17.02.2005 № МФ-Ш 3-675 (см. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2005, № 12, с. 11). В главе «Меры, подлежащие реализации на завершающем этапе налоговой реформы» этого доклада уделяется много внимания проблемам реформирования налога на добавленную стоимость, реформе системы имущественного налогообложения и изменениям налога на прибыль организаций. Но о ЕСН упомянуто лишь в связи с созданием особых экономических зон: «Для резидентов технико-внедренческих зон предусмотрены пониженные ставки ЕСН (максимальная ставка 14%)».

Никаких изменений ЕСН не предполагает параграф «Налоговая реформа» из главы 6 «Повышение эффективности государственного управления и регулирования» раздела II «Создание институтов, способствующих повышению темпов экономического развития» Программы социально-экономического развития Российской Федерации на средне- срочную перспективу (2006–2008 гг.), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р (см. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2006, № 3, с. 11).

В марте 2006 года Министерство экономического развития и торговли РФ представило в Правительство РФ свои предложения к основным направлениям налоговой политики. С 2008 года предлагается увеличить ставку страховых взносов в ПФР с 14 до 17% за счет уменьшения на 3% ставки ЕСН, зачисляемой в федеральный бюджет. Установленную в ст. 241 НК РФ регрессивную шкалу ЕСН предложено периодически индексировать (см. «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», 2006, № 4, с. 7).

На заседании Правительства РФ 23 марта 2006 года был рассмотрен Проект сценарных условий социально-экономического развития России на 2007 год и на период до 2009 года. Согласно этому документу ставки регрессивной шкалы ЕСН до 2009 года не изменятся.

Для того чтобы Госдума смогла рассмотреть и принять в 2008 году (для ввода в действие с 2009 года) сложные изменения в

НК РФ, связанные с реформированием условий начисления и уплаты ЕСН и, возможно, с необходимостью компенсации выпадающих доходов бюджета, все детали этих нововведений должны быть согласованы в 2007 году.

Рассмотрим аргументы сторонников дальнейшего снижения ставок ЕСН. Нет ничего удивительного в том, что надежды чиновников не сбылись, ведь Правительство РФ снизило ставку ЕСН недостаточно для того, чтобы бизнесмены «обелили» зарплаты, — считают предприниматели. В этой связи любопытно посмотреть на исследование общественной организации, представляющей интересы мелкого и среднего бизнеса, то есть «Деловой России». По ее данным бизнесмены согласятся платить легальную зарплату лишь в случае уменьшения ЕСН до 12–15%. Иначе большинство предпринимателей все равно будут скрывать от обложения ЕСН существенную часть трудовых выплат своим работникам.

Участники II Всероссийского налогового форума «Бизнес и налоговая политика государства», состоявшегося в Москве при активной поддержке Торгово-промышленной палаты России 9 ноября 2005 года, выработали Рекомендации, в которых обратились к Правительству РФ с предложением: «Провести комплекс мероприятий по снижению с 1 января 2007 года ставки единого социального налога до 18% с одновременной корректировкой системы социального страхования. Ввести порядок, предусматривающий использование при уплате единого социального налога одного платежного поручения, при условии выработки соответствующей казначейской технологии».

Снижение ЕСН: предложение Экспертного управления президента

О планах Экспертного управления президента по дальнейшему реформированию ЕСН стало известно еще в 2005 году, то есть уже через полгода после начала действия новой ставки налога. В 2006 году Экспертное управление президента обнародовало предварительную концепцию реформы ЕСН, которую начальник Экспертного управления А. Дворкович озвучил...

Продолжение статьи>>>
http://reglament.net/bank/nalog/2007/2/statya.htm



Также в журнале читайте:

М.В. Романова, ОАО АКБ «ЮГРА»
Изменения в части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Часть вторая Налогового кодекса РФ с 1 января 2007 года действует в новой редакции. Рассмотрим наиболее значимые для банков изменения Налогового кодекса РФ.
Е.М. Макарова, ООО «ПРАДО»
Признаки недобросовестности налогоплательщика
Термин «недобросовестный налогоплательщик» был впервые применен в Определении Конституционного суда РФ от 25.07.2001 № 138-О. Однако исчерпывающего определения этого термина нет до сих пор. На практике налоговые органы руководствуются так называемыми признаками недобросовестности, которые нужно знать каждому налогоплательщику для минимизации налоговых рисков.
А.В. Сапожков, независимый эксперт
Реформа единого социального налога: «за» и «против»
Начиная с лета 2005 года сотрудники Экспертного управления президента, объединения предпринимателей и независимые эксперты рассматривают дальнейшие варианты реформирования единого социального налога. Существенного снижения ставок регрессивной шкалы этого налога, которое по некоторым вариантам предполагалось уже с 1 января 2007 года, не произошло. Но это не означает отказа от идеи существенного изменения главы 24 НК РФ. Есть несколько предложений по реформированию этого налога.
О.С. Григораш, ОАО АКБ «ЮГРА»
О внесении изменений в Положение Банка России от 05.12.2002 № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»
Указанием Банка России от 11.12.2006 № 1757-У в Положение Банка России от 05.12.2002 № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» внесено много изменений, большинство из которых имели в основном уточняющий и редакционный характер. Рассмотрим основные изменения и мероприятия, которые в связи с этим необходимо провести бухгалтерским службам кредитных организаций.
А.Ю. Береговой, аудиторская фирма «Внешаудит Консалтинг»
Банковская отчетность в 2007 году
Указанием Банка России от 24.11.2006 № 1747-У «О внесении изменений в Указание Банка России № 1376-У от 16 января 2004 года “О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации”», опубликованным в «Вестнике Банка России» № 71 от 21 декабря 2006 года, внесены изменения в состав и порядок представления отчетности кредитными организациями в Банк России.
Е.В. Лазорина, PricewaterhouseCoopers
А.Ю. Талачева, PricewaterhouseCoopers
Вопросы налогового учета при совершении операций с деривативами
В настоящее время налогообложение срочных сделок регулируется ст. 301–305 и 326 Налогового кодекса РФ. Несмотря на достаточно подробное описание особенностей налогообложения данных сделок, приведенное в данных статьях, тем не менее остается еще немало вопросов и «белых пятен».
А.В. Толкушкин, Международная налоговая ассоциация (IFA)
Обложение налогом на добавленную стоимость операций банков по реализации слитков драгоценных металлов
Порядок налогообложения банковских операций с драгоценными металлами до сих пор вызывает вопросы кредитных организаций. Недавно он был разъяснен Минфином России, причем старое резъяснение (Письмо Минфина России от 07.12.2005 № 03-04-15/108) было заменено на новое.
 
Особенности признания в налоговом учете безнадежных долгов
Издательская группа «БДЦ-пресс» предлагает вашему вниманию фрагмент части 1 «Налогообложение» «Большой книги бухгалтера банка» (в 4 частях), посвященной основным вопросам налогообложения и налогового учета в банках. Автор книги — М.В. Романова, заместитель директора Департамента бухгалтерского учета и налогообложения ОАО АКБ «ЮГРА».



Подписаться на журнал можно:


В избранное