Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Банк: бухгалтерия, налоги

  Все выпуски  

Банк: бухгалтерия, налоги. Банковское обозрение №11/2006



Банковское обозрение №11
   
Читайте в свежем номере:


Банкротство банка — жизнь после смерти
В. Мирошников: «Наши коллеги в США продают бизнес проблемного банка за одни выходные. В понедельник клиенты приходят в свой банк под новой вывеской»
Термин «ликвидация банка» не зря наводит на мысли о сленге киллеров: сначала банк доводят до комы его же акционеры, а потом ликвидаторы планомерно уничтожают его останки, стараясь раздать долги кредиторам. Новая идеология банкротства банков, выразителем которой в России является Агентство по страхованию вкладов (АСВ), состоит в том, что ликвидировать надо юрлицо — шелуху, оболочку банковского бизнеса. А сам бизнес банка — ради его клиентов, вкладчиков и заемщиков, и ради всего банковского рынка — следует сохранить, продав в хорошие руки. Не такой уж большой у нас банковский рынок, чтобы ликвидировать направо и налево. На вопросы «Банковского обозрения» о сути и перспективах внедрения новых механизмов отвечает первый заместитель генерального директора АСВ Валерий Мирошников.
Наследники АРКО
— Валерий Александрович, на своем последнем заседании совет директоров Агентства по страхованию вкладов обсудил предложения о совершенствовании процедур банкротства банков и поручил детально проработать изменения в действующее законодательство. Речь шла, в частности, о возможности продажи бизнеса ликвидируемого банка другому банку, а также передачи длинных активов банка пулу кредиторов. В чем новаторство этих механизмов и в чем их суть?

— Суть наших предложений будет легче понять, если обратиться к опыту работы Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Около шести лет назад АРКО в экспериментальном порядке реализовало один из своих лучших проектов — схему продажи банковского бизнеса, позволившую спасти два банка: банк «Воронеж», который и сегодня работает под своим названием, и банк «Петр Первый», переименованный позднее новыми владельцами в Воронежпромбанк.

Напомню, что в Воронеже на тот момент было всего четыре самостоятельных банка, в том числе два вышеупомянутых, которые после 1998 года испытывали серьезные затруднения. При этом «Воронеж» был безусловным лидером среди самостоятельных банков региона.

Случилось так, что первым банком, который приняло под свое управление АРКО, стал относительно небольшой банк «Петр Первый». После этого дела в нем пошли на лад, в то время как в «Воронеже», отказавшемся перейти под контроль АРКО, обстановка становилась все тяжелее, в результате чего агентство было вынуждено принудительно заняться его рес- труктуризацией. При этом в активах «Воронежа» было много просроченных кредитов предприятиям ВПК и отличное здание в центре города, которое, однако, не приносило прибыли, поскольку в нем находился сам банковский офис.

Суть разработанной агентством операции заключалась в следующем. С вкладчиками банка «Воронеж» было заключено мировое соглашение, которое подразумевало передачу их вкладов банку «Петр Первый» на определенных условиях: вкладчики могли забрать только 10% своих средств, а оставшиеся долги делились на три части и выплачивались в течение полутора лет. Если учесть, что единственной альтернативой такому соглашению была потеря кредиторами значительной части своих вложений, то выход вкладчикам был предложен великолепный.

Вместе с вкладами банк «Воронеж» передавал «Петру Первому» длинные активы — здание и кредиты промышленных предприятий.

Результат оправдал все усилия. «Петр Первый» перепрофилировал полученное здание в офисный центр, от сдачи помещений в аренду стали поступать денежные средства, которые направлялись на выплаты вкладчикам. Однако вкладчики не спешили забирать свои средства. Они вполне доверяли своему новому банку. Казалось, после этих действий банк «Воронеж» остается лишь закрыть.

— А что же случилось на самом деле?

— В «Воронеже» остались кредиторы — юрлица, которые согласились на отсрочку погашения своих требований на десять лет. Терять им было уже нечего: оставалось очень мало шансов, что эта категория кредиторов вообще хоть что-то получит. У этого банка остались сложные, но реальные активы и реструктурированные обязательства, и в таком виде его приобрела, а затем возродила Национальная резервная корпорация.

В итоге на сегодняшний день у Воронежпромбанка (бывший банк «Петр Первый») новые владельцы; он является одним из лидеров местного рынка; его филиальная сеть в Воронежской области уступает только Сбербанку. Но что самое удивительное — и банк «Воронеж» тоже жив и динамично развивается. Работай АРКО в сегодняшней правовой среде, альтернативой такому результату стала бы ликвидация двух социально значимых банков, у которых было огромное количество вкладчиков.

А в то время реализовать описанную схему позволило принятие закона о реструктуризации кредитных организаций. Закон дал возможность заключить мировое соглашение с кредиторами и в нормальном режиме перевести часть активов и обязательств в другой банк, освободив реструктурируемое кредитное учреждение от долговой нагрузки. Изначально в планах АРКО значилось спасение вкладчиков «Воронежа» на первом этапе и ликвидация остатков банка на втором. Но с ростом экономики оставшиеся у «Воронежа» длинные кредиты стали приносить деньги. Пассивы, реструктурированные на 10 лет, дали банку ощутимую фору. Вот вам конкретный механизм, испытанный в российских условиях.

— Агентство предполагает воспроизвести этот механизм полностью, взять его за основу?

— Рынок развивается, и технологии управления совершенствуются. Сегодня этот механизм не очень удобен. В описанном мною случае передача активов и пассивов производилась дискретным образом в течение более чем полугода: приходили вкладчики, писали заявления, на сумму переданных вкладов передавались активы, было очень много бумажной работы.

Интересно посмотреть, как такие ситуации технологически решаются в США. Процессом банкротства и оздоровления банков там занимается Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC). В банк, испытывающий трудности, в пятницу вечером приходят специалисты FDIC, за выходные они продают проблемный банк как имущественный комплекс другому владельцу, а в понедельник вкладчики приходят в свой банк, на дверях которого уже другая вывеска. Конечно, в реальности все происходит немного иначе. Специалисты FDIC, действительно, входят в банк в пятницу вечером, но этому акту предшествует значительная работа: проверки, выбор банка-приобретателя и т. д. Но для клиентов реструктуризация банка выглядит молниеносной — и это главное!

Для сравнения могу рассказать, как бы это происходило в России на существующем уровне технологии. Если бы Банк России отозвал лицензию у банка — участника системы страхования вкладов, вкладчики (физические лица) в кратчайший срок получили бы компенсацию только суммы вкладов, покрытой страховкой, затем агентство в рамках ликвидационных процедур долго разыскивало бы и продавало активы обанкротившегося банка, формировало конкурсную массу, делило средства между кредиторами всех очередей. Как правило, такой процесс длится не менее полутора лет.

— Как же выглядит проблемная ситуация в американском банке?

— Расскажу об истории одного вашингтонского банка, специализировавшегося на кредитовании строительных компаний. В определенный момент его стали проверять довольно часто, поскольку цена на недвижимость в Вашингтоне начала резко падать. В банке не было ни задержек платежей, ни каких-либо иных болезненных симптомов, но стоимость портфеля банка неуклонно снижалась именно за счет падения цены на недвижимость, находившуюся в обеспечении по кредитам. Инспекторы регулярно указывали банку на эту проблему и рекомендовали либо диверсифицировать портфель, либо нарастить капитал. Менеджмент и собственники банка не прислушались к этим рекомендациям, и когда стоимость активов упала настолько, что коэффициент Кука (американский аналог норматива Н1) стал меньше 2%, в этот банк в пятницу вечером пришел представитель FDIC…

В этом случае активы и пассивы передали новому владельцу (банку), а бывшие акционеры оказались не у дел. Бывший владелец до сих пор считает, что с ним поступили несправедливо и незаконно, лишили бизнеса. Он пытался судиться, но безуспешно.

— Так, может быть, это действительно несправедливо?

— На самом деле акционеры теряют свой капитал еще до прихода в банк FDIC, потому что при падении стоимости активов их доля бизнеса просто исчезает. Коэффициент Кука — это порог, ниже которого стоимости активов еще достаточно, чтобы погасить обязательства банка, но капитал банка уже «съеден» плохими активами: акционеру, говоря по справедливости, уже ничего не принадлежит.
Спасти не банк, а бизнес
— В чем суть механизма передачи активов и обязательств ликвидируемого банка?

— При ликвидации банка его пассивы состоят из обязательств первой (требования вкладчиков), второй (зарплата сотрудникам банка) и третьей (требования юридических лиц) очередей. В случае, если у банка достаточно средств для погашения, например, обязательств первой очереди, можно объявить тендер среди крупных банков, предложить им эту клиентскую базу и соответствующие активы. Есть технология оценки всего бизнеса банка и его частей. Победителем в тендере станет банк, который больше заплатит.
— Заплаченные им средства пойдут в погашение обязательств следующих очередей?

— Они направляются либо на погашение недостачи средств для передаваемых кредиторов соответствующей очереди, либо для оставшихся в банке кредиторов. Одновременно оставшиеся в ликвидируемом банке активы войдут в конкурсную массу для расчетов с корпоративными кредиторами. Главное, чтобы активы были реальными, а не «схемными».

Важная деталь: механизм должен работать очень быстро. Если процедуру растянуть во времени, то эффективность его начнет резко падать.

— При каких условиях и каким образом работает этот механизм продажи бизнеса ликвидируемого банка?

— Стоит признать, что предлагаемая нами схема работает только тогда, когда в банке есть активы — пусть и проблемные, но настоящие, не дутые. А если в активах — фирмы-однодневки, которым прежнее руководство выдало кредиты или у которых оно купило необеспеченные векселя, то можно сколько угодно ломать голову над схемами реструктуризации, — они уже бесполезны.

Важным элементом этого механизма является поиск банка-покупателя на имущественный комплекс (активы и обязательства). Капитал этого банка должен быть достаточно солидным, чтобы при вливании «чужих» активов его капитализация не упала до опасного уровня.

Следует иметь в виду, что, приобретая имущественный комплекс, новый владелец получает клиентскую базу. В США он, как правило, «доплачивает» за эту базу, потому что на конкурентном рынке привлечение обязательств, развитие клиентской базы, захват соответствующей доли рынка занимают значительное время и требуют масштабных инвестиций.

Явным преимуществом предлагаемой нами схемы перед существующей процедурой банкротства является сохранение бизнеса. При банкротстве клиентская база как часть имущественного комплекса кредитной организации, как фактор, увеличивающий стоимость ее имущества, просто перестает существовать.

— То есть задача агентства не столько в том, чтобы оптимизировать механизмы ликвидации, сколько в том, чтобы найти механизмы сохранения бизнеса ликвидируемого банка и его стоимости?

— Да. В таком случае термин «ликвидация» даже уместно заменить термином «урегулирование проблем».

В этой схеме спасается не банк, а его бизнес, его кредиторы. Юридическое лицо — это не более чем упаковка бизнеса. Кстати, при банкротстве банка страдают не только кредиторы, но и дебиторы. Когда в нормальной ситуации по взятым ими кредитам наступают сроки погашения, заемщики, возможно, предпочли бы не выводить деньги из бизнеса, а перекредитоваться. А при банкротстве им придется в любом случае возвращать кредит, а потом искать заемные средства в другом банке, где у них нет кредитной истории. Все это влияет на качество бизнеса клиентов проблемного банка, они вынуждены снижать свою деловую активность.

Наша задача-максимум — разработать такой механизм, чтобы из банковского рынка не уходили ни пассивы, ни активы. Про дебиторов банка мы уже сказали, но и кредиторам деньги нужны не в виде наличных, а в виде вложений, достаточно надежных и доходных. Таким образом, сохранение имущественного комплекса банка выгодно всем: и кредиторам, и дебиторам, и банковскому бизнесу в целом.

Продолжение >>>
http://bo.bdc.ru/2006/11/bankrotstvo.shtml

А также на сайте bo.bdc.ru открыт в полный доступ 10(октябрьский) номер журнала:


Трижды банкир Российской Федерации
 
Количество премий, вручаемых банкирам, достигает десятка. Отношение рынка к премиям ироничное и в то же время стыдливое — их же все-таки получают. Но каждая премия — это PR или бизнес для ее организатора. Таким образом удобнее всего пиариться общественным или консалтинговым организациям, а также средствам массовой информации. Конечно, им хочется наградить статусных людей, чтобы присутствие випов подняло статус мероприятия или стоимость участия. На огонек подтянутся и коммерческие участники. А статусные деятели каждый раз гадают: по чину ли им соглашаться на вручение какой-то там награды. Часто и не приходят — вот конфуз. Так и происходит постоянная игра в кошки-мышки: одни ломают голову, кому дать, с кого взять, как завлечь. Другие решают, брать ли, претендовать ли… Очевидно, что однозначно престижной и признаваемой всем рынком премии, этакого банковского «Оскара» — нет. Более того, к существующему десятку премий в ближайшие месяцы грозят присоединиться еще штук пять. С одной стороны, такое обилие премий девальвирует их. С другой стороны, значит, есть спрос. И, наконец, нельзя не признать цивилизующую роль премий. Отрасль ищет механизмы признания заслуг. Пока эти механизмы чаще коммерческие, но рядятся в тогу общественных. Но, так или иначе, это признак становления цеха. Лет через десять все кристаллизуется и оформится.
«Придите к нам и володейте нами». Российские страховщики уверены: именно такой призыв к иностранным страховщикам озвучило правительство устами министра финансов Алексея Кудрина. После вступления России в ВТО иностранным страховщикам будет разрешено работать на территории нашей страны через филиалы, а банкам — только через собственные дочерние структуры. Тягаться с «варягами» национальным страховым компаниям будет очень трудно, если вообще возможно: на стороне первых — колоссальный опыт, миллионы застрахованных и огромные резервы, на стороне вторых — разве что привычка россиян к знакомым названиям. Почему же правительство решило открыть «зеленую улицу» для филиалов? Потому ли, что устало дожидаться, когда российские компании вырастут из коротких штанишек? Или потому, что пока просто хотят испугать их нашествием «варягов» и почти 100-процентным «выдавливанием» с рынка?



Узнать как подписаться на журнал можно на сайте "Банковского обозрения" http://bo.bdc.ru/subscr.shtml

Или через интернет-магазин Издательского дома "Регламент" http://reglament.net/items.htm


В избранное