Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Банк: бухгалтерия, налоги

  Все выпуски  

Банк: бухгалтерия, налоги. Расчеты и операционная работа в коммерческом банке 5/2005


Расчеты и операционная работа в коммерческом банке

Вышел в свет №5/2006

Уважаемые коллеги!

Нельзя не замечать стремительного развития российского банковского рынка и отдельных его сегментов. Примером может служить расширение сферы потребительского кредитования, наметившееся в последнее время. Причем интенсивно развиваются не только продуктовые линейки банков, но и технологии банковского обслуживания. Подтверждением сказанного во многом являются материалы, вошедшие в настоящий номер журнала.

Отмечая развитие банковского сектора, мы не можем оставить в стороне актуальные проблемы, возникающие в последнее время в банковской деятельности, и в первую очередь проблему рисков. Данной тематике полностью посвящен раздел журнала «Расчеты в кредитных организациях».

Интересной, прежде всего благодаря своей практической направленности, представляется статья «Анализ факторов риска, связанных с интернет-банкингом». В ней начальник отдела интернет-банкинга управления методологии рисков внутрибанковских систем Департамента банковского регулирования и надзора Банка России Л.В. Лямин описывает процедуры выявления, анализа, оценки и мониторинга банковских рисков, связанных с применением кредитными организациями технологии интернет-банкинга.

В разделе «Платежные системы» размещена статья «О состоянии и перспективах развития региональной платежной системы». В ней главный экономист Е.А. Распутько и начальник отдела платежных систем и расчетов Л.Н. Аксенова ГУ Банка России по Владимирской области рассказывают о региональном развитии рынка банковских карт и в целом платежной системы региона, а также о банковских программах, стимулирующих спрос на банковские услуги.

В разделе «Региональный и зарубежный опыт» вашему вниманию предлагается статья «CHIPS: что необходимо знать для эффективной работы». Это вторая публикация из цикла, посвященного зарубежным расчетным системам, которые часто используются при осуществлении международных расчетов. Начальник отдела расчетов одного из банков В.С. Копалов приводит в своей работе большое количество наглядных примеров, что придает материалу предметную, практическую направленность.

Именно этого принципа — связь с конкретной практикой работы кредитных организаций — мы придерживаемся при формировании журнала, поэтому надеемся, что и другие статьи, вошедшие в этот номер, будут вам интересны и полезны.

Свои отклики, предложения и вопросы вы можете присылать в электронном виде на адрес raschet@bdc.ru

С пожеланиями профессиональных успехов
Роман Давыдов,
главный редактор
Ошибки при осуществлении денежных переводов физических лиц и возможные пути их устранения
О.А. Глазкова
Издательская группа «БДЦ-пресс»
Перевод денежных средств — услуга, оказываемая многими российскими банками. Объем таких операций постоянно увеличивается, однако количество ошибок, возникающих при осуществлении операций перевода, не снижается. Но избежать ошибок — значит снизить затратность процесса. В статье предпринята попытка проанализировать наиболее часто встречающиеся ошибки, возникающие при переводе денежных средств физическими лицами. Автор говорит и о том, на что важно обращать внимание, чтобы их избежать.

Объем денежных переводов, осуществляемых физическими лицами через кредитные организации, заметно вырос за последние годы. Увеличилась и частота обращения физических лиц в банки для проведения подобных операций.

Такая ситуация на рынке банковских услуг связана прежде всего с большим интересом банков к привлечению к обслуживанию физических лиц, расширением предлагаемых ритейл-продуктов, а также с возрастающим доверием населения к банковской сфере.

Однако ни для кого не секрет, что рост объема таких операций влечет за собой увеличение количества ошибок при их осуществлении. В этой связи возникает необходимость анализа наиболее часто встречающихся ошибок при перечислении денежных средств физическими лицами через кредитные организации.

Можно выделить следующие группы ошибок, сопровождающих операции перевода денежных средств:

  • сбои в компьютерной системе;
  • операционные ошибки;
  • ошибки перевододателя при заполнении формы платежного поручения.

Сбои в компьютерной системе

Доля данного типа ошибок при осуществлении безналичных расчетов физическими лицами через кредитные организации незначительна и обычно, как показывает практика, не превышает 3%.

Технологический сбой, вызванный нагрузкой на сервер и сеть, служит причиной задержки отправки платежей и получения денежных средств.

Сбои в работе сети банкоматов могут служить причиной задержки поступления средств на счета физических лиц для дальнейшего погашения задолженности по кредитам.

Операционные ошибки

Примерно четвертая часть всех ошибок при переводе денежных средств допускается операционистом при обработке платежных поручений. Такой процент обусловлен возросшим объемом операций и, как следствие, увеличением нагрузки на операциониста. Недостаточная квалификация операциониста (которая может быть вызвана текучкой кадров) также является причиной возникновения такого рода ошибок. Это так называемый человеческий фактор, который чаще всего срабатывает при обработке поручений, заполненных от руки.

Кроме этого, увеличению количества ошибок способствует однотипность платежей (пополнение собственных счетов, перевод средств для погашения задолженности по кредиту).

Ошибки перевододателя

Наибольшую долю составляет именно эта категория ошибок. По свидетельствам сотрудников банков, время, затрачиваемое на обслуживание одного клиента, в последнее время вынужденно сократилось в связи с увеличением количества операций и возросшим количеством субъектов, заполняющих документы по переводу денежных средств.

Так, заполнение платежного поручения при оформлении кредита на приобретение автомобиля и осуществлении платежа в пользу автосалона часто производится сотрудником салона. А заемщик, не вдаваясь в правильность заполнения, только проставляет свою подпись на платежном пору- чении.

Сокращение подобного рода ошибок возможно при детальном разъяснении сотрудником банка перевододателю схемы заполнения платежных поручений. Необходимо оказывать консультационные услуги сотрудникам автосалонов, а физических лиц обеспечить инструкцией заполнения формы платежного поручения. Кроме того, при погашении задолженности перед банком по кредиту заемщик может использовать способ внесения средств через банкомат.

Существенное снижение доли ошибок происходит, если освободить клиента от заполнения им формы платежного поручения. Это возможно при заключении генерального соглашения с банком на перевод собственных средств клиента. Допустим, клиент предоставляет обслуживающему банку от своего имени право распоряжаться своим карточным счетом для дальнейшего погашения задолженности по кредиту. Такое поручение вступает в силу в случае отсутствия средств на счете для погашения кредита и дает возможность банку осуществлять операцию перевода средств с одного счета клиента на другой. Проведение данной операции не требует присутствия клиента и заполнения им формы платежного поручения. При этом заемщик может быть уверен в том, что задолженность будет ...

Продолжение статьи>>>
http://reglament.net/bank/raschet/2006/5/statya.htm



Также в журнале читайте:

Новости кредитно-финансового рынка
Новости банков и компаний
Мониторинг законодательства

CRM-форум «Клиент банка — больше, чем клиент»
Е.Е. Смирнов, Издательская группа «БДЦ-пресс»
Регулирование и надзор в сфере микрокредитования
Л.Н. Аксенова, Е.А. Распутько, ГУ Банка России по Владимирской области
О состоянии и перспективах развития региональной платежной системы
Помимо информации о региональном развитии рынка банковских карт и в целом платежной системы во Владимирской области авторы рассказывают о существующих в регионе банковских программах, стимулирующих спрос на банковские услуги.
Д.В. Высоковский, независимый эксперт
Управление рисками в коммерческом банке
Неспособность банка адекватно проанализировать риски неизбежно приводит к убыткам, которые, в свою очередь, являются наиболее существенным фактором, снижающим прибыль банка. Таким образом, понимание рисков, сопровождающих банковскую деятельность, в совокупности с задачей их минимизации имеет особое значение для банков.
Л.В. Лямин, Банк России
Анализ факторов риска, связанных с интернет-банкингом
Данная публикация — первая из цикла статей, в которых предполагается описать процедуры выявления, анализа, оценки и мониторинга банковских рисков, связанных с применением кредитными организациями технологии интернет-банкинга.
О.А. Глазкова, Издательская группа «БДЦ-пресс»
Ошибки при осуществлении денежных переводов физическими лицами и возможные пути их устранения
Автором статьи предпринята попытка проанализировать наиболее часто встречающиеся ошибки, возникающие при переводе денежных средств физическими лицами. В статье говорится о том, на что важно обращать внимание для устранения этих ошибок и как предупредить их появление.
В.С. Копалов, ОАО «Межтопэнергобанк»
CHIPS: что необходимо знать для эффективной работы
Автор знакомит читателей с особенностями американской межбанковской платежной клиринговой системы CHIPS. Большое количество наглядных примеров поможет банковским работникам в решении некоторых вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности.
В.И. Харченко, Национальный банк Украины
Нормативно-правовые аспекты эмиссии предоплаченных платежных карт в Украине
В современных условиях большое значение приобретают вопросы совершенствования структуры платежных систем, обеспечения правовых, технологических и финансовых условий их функционирования и минимизации рисков, присущих современным системам денежных расчетов. В данной статье рассказывается о том, как в Украине происходило упорядочение правовых норм, определяющих порядок эмиссии и осуществления операций с использованием предоплаченных платежных карт.



Подписаться на журнал можно:


В избранное