В 1953-м году на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова было
принято решение о разработке полностью новой модели легкового автомобиля,
который заменил бы на конвейере устаревшую по меркам мировой автомобильной
моды, легендарнуюМ-20«Победа». Созданная конструкторская группа под
руководством А. Невзорова в конце 53-го года приступила к разработке машины.
Сильное влияние на разработку кузова новой модели оказали дизайнерские разработки
«Форда» - «прародителя»ГАЗа. Дизайн
машины разрабатывал Лев Еремеев.
Уже в 1954-м году, когда дизайн проект был утвержден, начали
строительство опытных образцов. Они оснащались экспериментальным
верхнеклапанным двигателем с полусферической камерой сгорания и цепным приводом
распредвала. Для нового автомобиля были разработаны две коробки передач -
автоматическая и механическая. Обе были трехступенчатыми. Главная передача
сначала была не гипоидной, как на моделях, выпущенных после 1957-го года, а конусной.
У автомобиля была независимая передняя подвеска с рычажными гидравлическими
амортизаторами. Задняя подвеска - независимая - на продольных полуэллиптических
рессорах. Шины 6,70-15. С капота автомобиля взмывал хромированный олень. От
него по центру капота к лобовому стеклу шел широкий молдинг. Облицовка
радиатора с 10 вертикальными отверстиями. Задние фонари включали в себя
габаритные огни, тормозные и указатели поворота -- три в одном красном
рассеивателе и фонарь заднего хода в стальном хромированном окладе. "Волги" стали оснащать трехдиапазонным
радиоприемником в качестве стандартного оборудования. Исключение составляли
модификации такси - "21А" (позже "21Т"). На такси вместо
цельного переднего дивана ставили два раздельных кресла. Не было в этих модификациях
и прикуривателя. Большие круглые часы с надписью в пол-окружности "Сделано
в СССР" устанавливались на все версии автомобиля.
1955 года 3 мая начались государственные испытания трех образцов "Волги" - двух с автоматической трансмиссией и
одного с механической. Частью испытаний был пробег Москва - Крым и обратно.
"Волга" должна пройти там, где проходила
"Победа", и испытания показали, что она даже
превосходит свою предшественницу по проходимости.
Первые производственные образцы, на которых отрабатывалась технология
конвейерной сборки, были собраны 10 октября 1956-го года. А началась
полномасштабная конвейерная сборка уже в декабре 1956-го – официальная дата
начала выпуска автомобиля моделиМ-21«Волга».
Первые
автомобили были оснащены централизованной системой смазки (ЦСС). При нажатии на
специальную педаль жидкое масло поступало из бачка по маслопроводам к 19-ти
точкам смазки передней подвески и в шарниры рулевых тяг. От использования
системы отказались в 1959 году в пользу традиционных резиновых втулок и
пресс-масленок.
На "Волге" первого выпуска
облицовка передка была в том же стиле, что и на "Победе" последней серии (1955-1958) - три
горизонтальных хромированных бруса. Верхний брус был проложен по капоту, а
нижний замыкался по краям указателями поворотов. Композицию венчала
пятиконечная звезда. Собственный двигатель автомобиль получил только в 1957
году. Это был верхнеклапанный мотор. Привод распредвала осуществлялся
косозубыми текстолитовыми шестернями. Блок цилиндров и головку отливали из
алюминиевого сплава. Рубашка охлаждения была с "мокрыми" гильзами. У
двигателей современных "Волг" рабочий объем остался таким же, как и у
первого, - 2,445 л. На "ГАЗ-21" и "ГАЗ-21А" он выдавал 70
л. с. при 4000 об./мин. и максимальный крутящий момент 17 кгс при 2200 об./мин.
На "Волге" впервые в отечественном автомобилестроении была серийно
применена автоматическая трансмиссия. Она представляла собой "спарку"
гидротрансформатора и планетарной 3-ступенчатой коробки.
Долговечность
кузова "Волги" определялась его антикоррозионной защитой, а не
количеством железа, как это часто приходится слышать. Толщина листа днища и
крыши составляла всего 1,1 мм, а деталей оперения и того меньше - 0,9 мм. Но
"черный" кузов помимо промывки и травления подвергался фосфатизации,
а затем грунтовался методом погружения. После сушки кузов "окунали"
во второй раз и повторно сушили. Загрунтованные поверхности вручную
выравнивали. На днище с обеих сторон напыляли противошумную мастику, которая,
по сути, является дополнительным слоем защиты. Особо тщательно промазывали ею
швы и колесные ниши. Только после этого кузов окрашивали синтетической эмалью.
Иностранные заслуги
В 1958 году советская автомобильная экспозиция на международной
Брюссельской выставке была удостоена "Гран-при". Учитывая, что
подобные выставки собирали весь цвет мировой индустрии, а конкурса
"Автомобиль года" еще не выдумали, то лучшими автомобилями 1958-го
года, по крайней мере, в Европе, можно считать "ГАЗ-21" и "ГАЗ-13". В Бельгии "Волгу"
окрестили "танком на колесах". В Финляндии и Норвегии - "танком
во фраке". В Англии, где было продано 15 автомобилей (модификация с правым
рулем "21П"), о "Волге" говорили как о "рабочей
лошади". (Для экспорта в страны с левосторонним движением было выпущено
около 100 машин, значительная часть которых ушла в Индонезию). Везде, где она
продавалась, машина зарекомендовала себя как исключительно надежная и
неприхотливая. Модельный ряд ГАЗ-21 Волга 1964 года практически без изменений
выпускали до конца производства. Последний автомобиль ГАЗ-21 Волга сошел с
конвейера Горьковского автомобильного в 18 часов 40 минут 15 июля 1970-го года.
Это была модификация 21УС цвета «антрацит».
Всего за 14 лет серийного производства «21-й» было выпущено 638 875 (по
некоторым источникам – 639 448) автомобилей «Волга»
различных модификаций.