← Январь 2014 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
|
13
|
14
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
26
|
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Екатеринбург говорит правильно: склоняется ли фамилия Гаркуша? Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к вопросу о склонении фамилий. К примеру, склоняется ли фамилия Гаркуша? «Словарь собственных имен русского языка» Ф.Л. Агеенко отмечает, что мужские и женские фамилии, оканчивающиеся на -а, как правило, склоняются. Но есть и случаи их несклонения, что связано с местом ударения в слове и традицией их употребления в русском языке. Славянские фамилии и имена, оканчивающиеся на -а, склоняются, отмечает словарь. Например: украинский философ и баснописец Григорий Сковорода (у Григория Сковороды, Григорию Сковороде), российский актер Игорь Кваша (у Игоря Кваши, Игорю Кваше). Японские имена и фамилии, оканчивающиеся на -а, склоняются: Акира Куросава (у Акиры Куросавы), Итиро Хатояма (у Итиро Хатоямы). Грузинские имена и фамилии указанного типа испытывают колебания при склонении, но в соответствии с нормой русского литературного языка их следует склонять, например: Булат Окуджава (у Булата Окуджавы), Акакий Хорава (у Акакия Хоравы). Но имя грузинского поэта, оканчивающееся на -а ударное, Шота Руставели, традиционно не склоняется в русском языке. Французские фамилии и личные имена, оканчивающиеся на -а, не склоняются: Александр Дюма (у Александра Дюма), Эрик Кантона (у Эрика Кантона). Как же обстоит дело с фамилией Гаркуша? Разберемся с этимологией слова. Гаркуша по-украински - ворона. Очевидно, что фамилия имеет славянское происхождение, поэтому по общему правилу она склоняется: у Олега Гаркуши, Олегу Гаркуше, Олегом Гаркушей, об Олеге Гаркуше. Источник: http://www.ekburg.ru/news/18/46643-ekaterinburg-govorit-pravilno-sklonyaetsya-li-familiya-garkusha/ История одного рода, выпуск № 32 История семьи Карагодиных Обычно героев наших передач мы ищем сами. Иногда – и это очень приятно – люди пишут нам или звонят, и мы вместе рассказываем об истории семьи. Но сегодняшняя программа совсем необычная. У нас никогда не было в передаче сразу столько представителей одного рода. Потомки братьев Степана и Фёдора Карагодиных собрались в селе Волково Благовещенского района. Из Томска приехал потомок Степана Денис Карагодин, который много лет занимается историей семьи и восстановлением родственных связей. «Мне удалось найти архивные документы 1779 года, – рассказывает Денис, – это первые регистрационные данные петровских и екатерининских времён, в которых Карагодины упоминаются как государственные крестьяне, не крепостные». Каждое поколение семьи Дениса изучает свою родословную. Историю жизни и гибели своего прадеда Семёна Ивановича Карагодина они расследуют уже много лет. Результаты Денис выкладывает в Интернет на свой сайт. Кстати, о том, что увидит своих дальневосточных родственников, Денис ещё год назад и не мечтал. Он написал письмо в администрацию Благовещенского района с просьбой помочь в поисках. Письмо попало в руки Любови Тамашенкиной – руководителя школьного музея. Так началась история этой встречи. Переписка продлилась год. А потом решили, что надо собраться и увидеться. И поделиться тем, что удалось собрать каждой ветви семьи. Приехали потомки Карагодиных из Зеи, Хабаровска, Благовещенска, Комсомольска-на-Амуре и других городов и селений. В небольшом помещении школы накрыли к чаю столы, поставили экран, подключили компьютеры. Семейные архивы обсуждали вместе. Делились воспоминаниями. «Вот Степан Иванович Карагодин, – рассказывает Денис. – Это фотография 1912 года. Головной убор на нём крестьянский. Пиджак, часы и все, даже дети, в сапогах». Степан Карагодин родился в 1881 году в Орловской губернии. После отмены крепостного права Карагодины переселились на Кубань, а уж оттуда в самом начале 20 века большая семья – Степан с женой Анной ,с отцом, матерью, братьями, сёстрами – идёт на Амур, в поисках земли и лучшей жизни. Крестьяне Карагодины были зачислены в Амурское казачье войско – хутор Волковский, Николаевский станичный округ. Теперь в школьном музее села Волково есть целая экспозиция, посвящённая этому роду. Судьба Карагодиных на Амуре складывалась непросто. В Волково у Степана Ивановича и Анны Дмитриевны родилось11 детей, но остались шестеро – многие умирали. Карагодины много работали. Построили большой дом с надворным хозяйством. Держали лошадей, коров, овец, землю обрабатывали с помощью новейшей техники. Практически всё делали сами, лишь изредка привлекали 2-3 сезонных рабочих. Степан был на селе человеком очень уважаемым. Революцию вначале принял, но потом взгляды его резко изменились. Зажиточных крестьян стали называть кулаками, отбирать имущество, землю. Вот выдержки из письма члена ВКП(б) Михайлова Ивана Михайловича о Карагодине Степане Ивановиче: «Летом 1918 года он избирается на Областной Съезд Трудящихся. Помню его выступление на этом съезде. Он много говорил культуре, школах, больницах и т.д. Но вот к осени собралась как-то группа бедноты Волково и говорит: Корогодина земля хорошо родит, поедемте её пахать. Этого было достаточно, чтобы в его настроении произошёл резкий перелом. При встречах с ним в то время он уже начинает с насмешкой говорить о лозунге “Пролетарии всех стран, соединяйтесь”. Это, мол, голодранцев, контрабандистов, босяков объединяют, а нам хозяевам конец приходит. Босяцкая власть, а не наша крестьянская». Первый арест случился в 1921 году, но тогда Степана отпустили. Второй арест и ссылка в 1928 году. После ссылки Степан с семьей уезжает в Томск, где в ночь на 1 декабря 1937 года он был арестован, а почти через год расстрелян. Расследование обстоятельств его жизни и гибели семья продолжает до сих пор. В феврале 2013 года Денис Карагодин на своём сайте опубликовал фотографии семьи Фёдора Карагодина и написал о том, что восстановлена связь с родственниками. Причём, Тамара Кирсанова, правнучка Фёдора тоже много лет изучает историю семьи. Историю рода собирают и в Комсомольске-на-Амуре. Там тоже живут потомки Фёдора Карагодина. Александр Данилович Пинчук привёз на встречу несколько семейных альбомов с фотографиями. Впечатлениями и воспоминаниями родственники делились несколько часов. Уже на школьном дворе общаемся с Виктором и Анатолием Карагодиными которые живут в Зее. – Вы до этой встречи знали о своих предках? – Немного знали: что деда Фёдора выслали в Хабаровский край, а деда Степана в Томск. Особо отец не рассказывал. Деда Фёдора с младшим сыном выслали. А мы в Амурской области жили. А дальше всей родней собрались прогуляться по родному селу. Но прежде – фотография на память о встрече и дружное «Ура!» всему славному роду. Потомки Степана и Фёдора Карагодиных живут не только в России: Канада, Франция, даже Индия есть теперь в географии этого рода. Источник: http://video.amur.info/rod/29687.html Google создал "дудл" в честь Софьи Ковалевской, которая ради любви к математике вступила в фиктивный брак Михаил Кобленц Дочь генерал-лейтенанта артиллерии В. В. Корвин-Круковского и Елизаветы Фёдоровны (девичья фамилия — Шуберт). Дед Ковалевской, генерал от инфантерии Ф. Ф. Шуберт, был выдающимся математиком, а прадед Ф. И. Шуберт ещё более известным астрономом. Родилась в Москве в январе 1850 года. В 1868 году Ковалевская вышла замуж за Владимира Онуфриевича Ковалевского, и новобрачные отправились за границу.Поступление женщин в высшие учебные заведения России было запрещено. Поэтому Ковалевская могла продолжить изучение любимой с детства математики только за границей, но выдавать заграничный паспорт можно было только с разрешения родителей или мужа. Отец не собирался давать разрешения, так как не хотел дальнейшего обучения дочери.Поэтому Софья организовала фиктивный брак с молодым учёным Ковалевским. Правда, Ковалевский не подозревал, что в итоге влюбится в свою фиктивную жену. Софья сочувствовала революционной борьбе и идеям утопического социализма, поэтому в апреле 1871 года вместе с мужем приехала в осаждённый Париж, ухаживала за ранеными коммунарами. Позднее принимала участие в спасении из тюрьмы деятеля Парижской коммуны Жаклара, мужа своей сестры-революционерки Анны. Эмансипированные подруги Софьи не одобряли её близости с фиктивным супругом. Они были вынуждены жить в разных квартирах и разных городах. Это положение тяготило обоих. В 1874 г. они стали жить вместе, а четыре года спустя у них родилась дочь. После самоубийства мужа (1883) (запутался в своих коммерческих делах), Ковалевская, оставшаяся без средств с пятилетней дочерью, приезжает в Берлин и останавливается у математика Вейерштрасса. Ценой огромных усилий, используя весь свой авторитет и связи, Вейерштрассу удаётся выхлопотать ей место в Стокгольмском университете (1884). Изменив имя на Соня Ковалевски (Sonya Kovalevsky) становится профессором кафедры математики в Стокгольмском университете, с обязательством читать лекции первый год по-немецки, а со второго — по-шведски. В скором времени Ковалевская овладевает шведским языком и печатает на этом языке свои математические работы и литературные произведения. В конце 1880-х гг. близким другом Софьи становится родственник её мужа социолог Максим Ковалевский, покинувший Россию из-за преследований со стороны правительства. Софья пригласила его к себе в Стокгольм и обеспечила ему заработок посредством чтения лекций в местном университете. Максим Ковалевский сделал ей предложение, но Софья его отвергла, так как не желала связывать себя узами нового брака. В 1890 г. после совместной поездки по Ривьере они расстались. В 1891 году на пути из Берлина в Стокгольм Софья узнала, что в Дании началась эпидемия оспы. Испугавшись, она решила изменить маршрут. Но кроме открытого экипажа для продолжения путешествия не оказалось ничего, и ей пришлось пересесть в него. По дороге Софья простудилась. Простуда перешла в воспаление лёгких. 29 января 1891 года Ковалевская в возрасте 41 года скончалась в Стокгольме. Похоронена в Стокгольме на Северном кладбище. Наиболее важные исследования Ковалевской относятся к теории вращения твёрдого тела. Ковалевская открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. Этим продвинула вперёд решение задачи, начатое Леонардом Эйлером и Ж. Л. Лагранжем. Доказала существование аналитического (голоморфного) решения задачи Коши для систем дифференциальных уравнений с частными производными, исследовала задачу Лапласа о равновесии кольца Сатурна, получила второе приближение. Решила задачу о приведении некоторого класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам. Работала также в области теории потенциала, математической физики, небесной механики. В 1889 получила большую премию Парижской академии за исследование о вращении тяжёлого несимметричного волчка. Белые и красные на одной доске В России начался масштабный проект по установке памятников героям Первой мировой войны. В Москве продолжают увековечивать лидеров СССР. Является ли эта «мемориальная» политика осознанной политикой исторического примирения или никакой «мемориальной» политики сдержек и противовесов не существует в принципе, а все идеи по увековечиванию – вырывание удобных сюжетов для удобной истории? Сегодня, 14 января, была открыта мемориальная доска в память о генерале Михаиле Дроздовском на стене больницы в Ростове-на-Дону, где белый офицер скончался от ран. Вскоре ожидается установка памятников в честь Александра Колчака, Николая Денисова и Антона Деникина. А 1 августа, когда впервые будет отмечаться День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914–1918 годов, на Поклонной горе торжественно откроется памятник героям: в центре композиции солдат в полевой форме с Георгиевским крестом на груди, позади главной скульптуры вооруженные штыками военные. Идея с «реабилитацией» Первой мировой в глазах граждан обсуждается не первый год: война, в которой российская императорская армия потеряла около полутора миллионов человек, не может быть не замеченной историей, тем более что в Европе и в США давно стоят памятники и даже есть дни поминовения. «Разве справедливо, что у нас до сих пор нет ни одного достойного общенационального памятника героям Первой мировой войны? Наши предки называли ее великой войной, но она была незаслуженно забыта, фактически по ряду политических, идеологических соображений вычеркнута из нашей исторической памяти и из истории», – заявил в послании Федеральному Собранию 2012 года Владимир Путин, в том самом послании, что было посвящено духовным скрепам и идеям, объединяющим нацию. Почему столько времени идеям памятников и памятных дат не давали ход, в общем, тоже объяснимо. Не совсем духоподъемным считалось вспоминать войну, в которой страна проиграла, а в процессе развалилось само государство. Да и слишком укорененным представлялся большевистский взгляд на историю, в котором война рассматривалась преимущественно в контексте подготовки к революции и представлялась как империалистическая. К тому же нельзя забывать и о вечном возмущении «красных» и их несомненном желании участвовать в отборе персонажей, дабы не допустить раскола в обществе. Есть и историки, которые считают, что очередные памятники – лишь отражение противоборства различных политических сил, и лучший выход — консервация строительства памятников на ближайшие 5–10 лет. Возможно, проект по установке памятников героям Первой мировой является симметричным ответом на восстановление копии мемориальной доски Леониду Брежневу и планам по установке мемориальных досок в честь Никиты Хрущева и Константина Черненко, а также ответом на дискуссию о восстановлении памятника Дзержинскому. Или же развешивание коммунистических вождей – лишь символический жест после обозначения государственной политики на историческое увековечивание белых генералов. Является ли вся эта «мемориальная» история политикой сдержек и противовесов, формой исторического примирения или, напротив, политикой поляризации мнений как способа вызвать интерес к истории? Не исключено, что все эти идеи вовсе не часть единого плана, а хаотическая расстановка разных эпох. Просто в нынешней исторической политике и концепции «историй преодоления» и врагов России Первая мировая оказалась уж очень удобна: понятный враг, понятные цели, защита братьев-славян, справедливая война и несправедливый проигрыш из-за предательства. Это не восстановление исторического баланса, а вырывание удобных сюжетов для удобной истории. Национального примирения не будет. Возможно, будут системные дискуссии в системном парламенте, кто-то сходит посмотреть на скульптурные новинки, кто-то не пойдет. Памятники и доски, по сути, устанавливаются не для современников, большинству из которых на наличие той или иной таблички по большому счету наплевать. Это важнее для воспитания следующих поколений, когда ребенок, проходя по улице мимо мемориала, памятника, статуи, поинтересуется у взрослых, чем знаменит этот человек и почему он стоит в центре города или его именем названа улица. Кто изображен на мемориале, тот в национальной памяти и останется. И в этом контексте куда интереснее не то, кому поставят очередной памятник, а то, кого оставят за скобками. Источник: http://www.gazeta.ru/comments/2014/01/14_e_5848661.shtml Эволюция нашей кошкомании Ребекка Розен Зачем люди держат кошек? Не будучи кошатницей, я уже давно сбита с толку таким положением дел, когда миллионы и миллионы людей во всем мире делят свой дом с этими странными (а также чудесными и вроде бы милыми) созданиями. Как такое могло случиться? Археологи уже долгое время ищут первые доказательства таких взаимоотношений между людьми и кошками. Они нашли дикую кошку, похороненную рядом с человеком на Кипре около 9 500 лет тому назад. Такая близость захоронений может свидетельствовать о том, что какие-то отношения между двумя видами в то время существовали. А от древнего Египта остались картины, которым примерно 4 000 лет. Там нарисованы кошки, часто сидящие под креслами у женщин. Но эти разрозненные фрагменты истории мало что говорят нам о том, как сблизились люди и кошки, преодолев межвидовой разлом. Но в понедельник в Proceedings of the National Academy of Sciences (Труды Национальной академии наук США) были опубликованы новые данные археологических раскопок в Китае, которые впервые показали нам цепочку событий, приведших к близости между человеком и кошкой. История эта началась с сельского хозяйства. Примерно 5280-5560 лет тому назад в регионе Шаньси в центре Китая бурно развивалось сельское хозяйство. «Это было ранее, но не первое сельскохозяйственное производство в Китае, — заявила The Atlantic соавтор доклада Фиона Маршалл (Fiona B. Marshall) из университета Вашингтона. — Это было то время, когда сельское хозяйство возникло по-настоящему, когда оно стало успешным». В то время у китайцев были маленькие деревни, были скопления домов, кладбища и места совместного пользования. Они держали свиней и собак, и выращивали зерновые культуры. В основном это было просо, а также небольшое количество риса, который люди хранили в глиняных сосудах. Но у этих первых крестьян была и крупная проблема: грызуны. Археологи обнаружили в деревне Цюаньхуцунь древнюю мышиную нору, которая вела прямо в яму для хранения зерна. На найденной в деревне керамической посуде есть углы и гладкие поверхности, говорящие о том, что древние земледельцы пытались защитить свои припасы от вороватых хомяков. Кости грызунов, найденные на месте раскопок, свидетельствуют о том, что они питались просом. «Понятно, что эти грызуны поедали крестьянское зерно», — сказала Маршалл. Но в битве с грызунами у китайских крестьян были помощники: кошки. В зерновых ямах на месте раскопок археологи нашли кости восьми кошек. Посмотрев на изотопы этих костей, ученые нашли следы того, чем эти кошки питались. Вы, конечно, уже поняли, что кушали они тех грызунов, которые кушали крестьянское зерно. Маршалл объяснила мне следующее: «У растений в разных местах существуют разные способы фотосинтеза. Если место жаркое, ближе к тропикам, то они чаще применяют так называемый С4-фотосинтез, а если климат там холоднее, то используется С3-фотосинтез. Там, где находится деревня Цюаньхуцунь, растения используют С3-фотосинтез. Тамошние олени явно питались растениями именно с таким типом фотосинтеза. Но люди, свиньи и собаки — все они ели растения с С4-фотосинтезом, а С4 используется в просе, которое было завезено в этот регион. Поэтому у проса был свой собственный способ фотосинтеза, своя характерная черта». У грызунов и кошек тоже были обнаружены следы С4. а это указывает на цепочку просо-грызун-кошка. А потом кошку приручили и сделали домашней любимицей. Крестьяне наверняка быстро сообразили, насколько это полезно — держать кошек поблизости, и из-за этого они старались поддерживать кошачью популяцию. «Во-первых, они не убивали кошек, а во-вторых, всячески им помогали — позволяли оставаться в тепле и кормили, — сказала Маршалл. — Но к сожалению, данных об этом этапе процесса чрезвычайно мало. Есть одна-единственная подсказка: среди костей были найдены зубы, принадлежавшие очень старой кошке, а это говорит о том, что в той среде она как минимум чувствовала себя неплохо». Маршалл заявляет, что это «ужасно интересные находки», потому что раньше ученые никогда не сталкивались со столь древними свидетельствами того, каким путем дикая кошка переступила порог человеческого жилья. «Археологическими средствами очень трудно выяснить, какие именно взаимоотношения привели к одомашниванию, — сказала она. — Обычно мы находим либо время, либо место. Были предположения, что современные привычки у кошек выработались благодаря их привязанности к первым земледельцам, но наверняка этого не знал никто. А это показывает нам, что, да, у древних кошек в древних крестьянских деревнях была еда, и что кошки выручали крестьян, поедая грызунов, в связи с чем отношения стали взаимовыгодными». Как объяснила Маршалл, археологам очень трудно найти кошек, отчасти из-за того, что люди ими обычно не питались. «В древних домах и деревнях главное, что мы находим, это мусор. Но кошек в этом мусоре просто нет», — сказала она. Найти кошачьи кости в Китае было полной неожиданностью, поскольку существующие находки указывают на ранних кошек в Египте и в восточном Средиземноморье. Далее, современная генетика показала, что сегодняшние домашние кошки находятся в самой близкой родственной связи с ближневосточными дикими кошками, а не с какими-то другими. Ученые продолжают изучать ДНК кошачьих костей из Шаньси, пытаясь определить, есть ли какая-нибудь связь, скажем, через ранние трансазиатские торговые пути, между этими древними кошками и нашими привычными домашними любимцами. Есть такая родственная связь или нет, но Маршалл согласна с тем, что вся эта цепочка событий, от сельского хозяйства к грызунам, затем к кошкам, а затем к домашним любимцам является настолько самопроизвольной, настолько спонтанной, что есть смысл предположить наличие таких цепочек во многих местах и в разные временные промежутки, если там присутствуют сельское хозяйство и дикие кошки. «Наверное, так оно происходило везде», — сказала мне Маршалл. Поскольку приручение кошек стало реакцией на развитие сельского хозяйства, домашние кошки являются созданием гораздо более позднего времени, нежели домашние собаки, которые впервые появились у охотников и собирателей, что было намного раньше возникновения сельского хозяйства. Скорее всего, диких волков привлекало мясо животных, на которых охотились люди, а затем «люди обнаружили, что они приносят пользу, подавая сигнал тревоги и помогая во время охоты». Это могло случиться 10 000 или даже 20 000 лет тому назад, говорит Маршалл. Но что касается кошек, то этот процесс одомашнивания ученые называют симбиотическим. В отличие от коров и овец, которые были дикими, и человек на них охотился, прежде чем приручить, собаки и кошки вступили во взаимовыгодные отношения с человеком через еду. В этом процессе не было ничего преднамеренного, никто из людей не пытался приручить кошку или собаку, чтобы сделать из нее домашнего любимца. Нет, это была цепная реакция, начатая человеческой практикой. Одно вело к другому, а результатом стали наши любимые домашние питомцы. Так может, одомашнивание является в определенном смысле делом естественным? По словам Маршалл, в современном представлении об одомашнивании усложняется картина резкой разграничительной линии между прирученными и дикими животными. «Идея одомашнивания происходит из представлений 19-го века, — заявила она. — В то время Дарвин думал о животноводстве викторианской эпохи, и мысли у него могли быть примерно такие: берем самца, берем самку, интенсивно их спариваем, и очень преднамеренно меняем это животное. Но с кошками и собаками все было иначе. Есть реакция животного на человека, и есть реакция человека на животное. Есть взаимоотношения, строящиеся на еде. В этих взаимоотношениях оба вида — человек и кошка — реагируют и со временем приспосабливаются друг к другу. В результате возникает система, в которой «люди все меняют», сказала Маршалл. «Но отчасти такие действия являются преднамеренными, а отчасти нет». Мне, по крайней мере, это очень знакомо. Источник: http://inosmi.ru/world/20131218/215815966.html Основа основ «Когда я выходила замуж, взяла фамилию мужа — Гембицкая. Его предки по отцовской линии — татары. Рассказывали, что фамилию эту когда–то получили за определенные заслуги. Хотелось бы узнать ее происхождение. Елена, по эл. почте». Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА: — Фамилия Гембицкий обнаруживает связь с польским словом «гембал» — «человек с неспокойным характером или крикливый» («Словарь польских говоров» Яна Карловича). В польском языке есть и другие слова с основой гемб–: «гемба» («губы»), «гембаровать» («кричать; выдумывать»), «гембясты» («крикливый»), «гембоване» («ссора»). Несмотря на то что предки вашего мужа были татарами, фамилию они взяли себе польскую. Обычно татары имеют фамилии того народа, среди которого они живут. Так поступали они и в Беларуси, где их фамилии оканчиваются на —ич (Воронович, Александрович, Шабанович, Курманович) или —ск, —цк (Кричинский, Криницкий). Особенно это относится к татарам, которые нанимались на воинскую службу. «Моя фамилия Мильчанин, хочу узнать, как она образовалась и что означает. Предки мои жили в д. Рудня Лепельского р–на. Владимир, Гомель». — Фамилия Мильчанин образована от названия населенного пункта с основой Мильк–, Мильч–. На территории Беларуси их несколько: Мильчанск (Гомельский р–н Гомельской обл.), Мильковичи (Новогрудский р–н Гродненской обл.; Бешенковичский р–н Витебской обл.), Мильковцы (Волковысский р–н Гродненской обл.), Мильковщина (Гродненский р–н Гродненской обл.; Воложинский р–н Минской обл.), Мильки (Ивьевский р–н Гродненской обл.; Браславский р–н Витебской обл.), Мильча (Вилейский р–н Минской обл.). Для всех этих названий основой послужило личное имя Милько — разговорный вариант церковных имен Милий (возможно, в переводе с греческого от «мелеа», «мелис» — «яблоня»), Мильтиад (имя древнего полководца, возможно, в переводе с греческого от «милтоо» — «окрашивать красной краской»). Эта основа нашла отражение в ряде других белорусских фамилий: Милько, Милькевич, Мильченко, Милюк, Мильков. «Каково происхождение фамилии Слука? Анастасия, по эл. почте». — Слука — прозвание человека, по каким–то признакам напоминающего птицу слуку с рыжевато–бурым оперением, длинными ногами и клювом. Слука — это диалектное название лесного кулика, вальдшнепа («Словарь» В.Даля). «Буду признателен, если посвятите меня в тайну происхождения фамилии Шавловский. В Речице, откуда я родом, она довольно распространенная. Правда ли, что у нее польские корни? Виктор, Речица». — В основе фамилии Шавловский слово литовского языка «шаулис» («стрелок») с присоединением славянского суффикса —ск. Этот суффикс действительно часто встречается у поляков, но не является чисто польским и не указывает на польское происхождение фамилии. «Интересуют корни моей фамилии Дивак. Не является ли она синонимом русского слова «чудак»? Также прошу разъяснить значение фамилии Вольберов. Максим, Витебск». — Фамилия Дивак не связана по смыслу со словом «чудак». В христианском именослове имеется имя Див (в переводе с греческого — «божественный»), которое и положено в основу вашей фамилии. Суффикс —ак, как и в других фамилиях, образованных от имен типа Андрейчак, Грицак, Микитчак, Юрчак, Гнатяк, Давидяк, указывает на родственные отношения: Дивак — потомок Дива. От основы этого имени и его разговорных вариантов образованы и другие фамилии: белорусские Диваков, Дивакович, Диваковский, Дивин, Дивинчук, украинские Дивенко, Дивчук, русские Дивов, Диваков, Дивенков. В основе фамилии Вольберов прозвание Вольбер, которое соотносится с немецким глаголом «вольбен» («изгибаться, образовывать свод»). В какой связи это значение находится с человеком, непонятно. Вольберов — потомок Вольбера. «Буду благодарна за информацию о фамилии Мигель, встречающуюся у жителей Бреста. Орыся, по эл. почте». — Мигель, Мигаль — разговорные варианты редкого церковного имени Мигген, значение которого не выяснено. Жду ваших писем! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА Источник: http://www.sb.by/print/post/157714/ О старом Владимире замолвили слово Известный владимирский историк Лидия Дудорова выпустила книгу «Старый Владимир», посвященную исторической застройке древней столицы, а также дореволюционному быту и занятиям горожан Первое издание этой книги вышло более 15 лет назад - еще в 1998 году. С тех пор «Старый Владимир» стал невероятно редкой книгой: ее невозможно найти в магазинах, в библиотеках ее зачитали до дыр - спрашивают каждый день и буквально вырывают из рук друг у друга. Во втором издании, вышедшем в последние дни 2013 года, Лидия Дудорова копнула глубже в прошлое города. Появилась глава, посвященная дате основания Владимира. Цифра «1108» на обложке книги - уже настраивает читателя, что автор не склонна, как это сейчас принято, удлинять историю города на 100 с лишним лет и считать годом основания 990-й год. «Не вызывает сомнения факт основания города-крепости в 1108 году, когда при Владимире Мономахе, получившим в удел Северо-Восточные земли, был укреплен город Владимир на Клязьме... Появление своеобразной исторической легенды основания Владимира не Мономахом, а Владимиром «Святым», связывавшей его возникновение с именем «крестителя» Руси, вызвано было политическими интересами владимирских князей с желанием перенести столицу из неспокойного Киева, который подвергался не только набегам соседних враждебных племен, но и стал центром междоусобной борьбы русских князей за обладание киевским престолом». Дудорова, опираясь на мнение ряда историков, пишет, что Владимир «Святой» скорее всего не участвовал в христианско-миссионерском походе в Северо-Восточную Русь в начале 990-х годов, и следовательно не мог заложить город Владимир. Автор книги говорит, что в промежутке между 990 и 1108 годом Владимир нигде не упоминается, например, при описании набега рязанского князя Олега на Ростово-Суздальскую землю в 1096 году. Дудорова подробно рассказывает, как начиная с XII столетия, постепенно менялся облик города, как возводили городские укрепления, храмы и монастыри, как все это рушилось под напором татарских полчищ и сгорало в многочисленных пожарах, о пригородных слободах, об их обитателях и повинностях. Например, каждый житель Гончарной слободы, которая располагалась в районе современного стадиона «Торпедо», в XVI-XVII веках обязан был поставлять городу 10 тысяч кирпичей ежегодно. Автор описывает, как в XVII веке выглядели владимирские торговые ряды, располагавшиеся примерно на том же месте, что и современные. Там, где сейчас в дорогих бутиках владимирцы покупают коллекционные итальянские сапожки, наши предки затаривались лаптями. Там, где сейчас можно найти элитный бельгийский шоколад и попить темного чешского пива, городские обыватели четыре века назад покупали калачи, солод, мясо и селедку. «Владимирский торг насчитывал 400 лавочек, полков и лотков мясного, москательного, сапожного, красильного и калачного рядов. 53 лавочки составляли москательный ряд, в котором продавали клей, лак, купорос, краски, квасцы и другие товары. Затем шли лавки сапожного ряда, потом 43 лавки рыбного ряда - «у соляных рундуков», 16 лавок красильных, 26 лавок калачных, среди них изба харчевенная, 64 лавки составляли мясной ряд, 9 лавок солодяного ряда, где очевидно продавали солод на квас и пиво. Помимо лавок, упоминались в описи 1694 года полки свечные, мыльные, калачные, чесночные, 11 скамей масляных. Лапотный ряд состоял из 14-шалашей. В серебряном ряду упоминалась 1 лавка Тимофея Дехтярева». В начале XVIII века, пишет Дудорова, Владимир насчитывал всего 439 домов и 1836 жителей. К концу 18 столетия цифры эти удвоились, постепенно стали увеличиваться объемы строительства. Тем не менее, как подмечает автор, во Владимире практически до екатерининских времен застройка оставалась исключительно деревянной - «сказался запрет на каменное строительство, связанный с указом Петра I, когда каменных дел мастера со всей России собраны были для строительства новой столицы - Петербурга». Как указывает Лидия Дудорова, город Владимир уникален тем, что в его дореволюционных постройках можно найти чуть ли не все архитектурные стили, которые использовали в русском зодчестве — от элементов романского стиля в белокаменных соборах до элементов модерна в особняках Большой Московской улицы. В XVIII в городе появилось барокко и классицизм — это здание архиерейского дома в Рождественском монастыре и здание присутственных мест (ныне «Палаты» музея-заповедника). Во второй половине XVIII века Владимир начал застраиваться по регулярному плану. Все, что было построено в историческом ядре города с тех времен и до революции, Лидия Дудорова, можно сказать, знает наизусть. В 1970-е годы, когда возникла угроза сноса всей старой застройки древней части Владимира, она вместе с двумя архитекторами-реставраторами провела исследование застройки и планировки города, которое помогло определить их историческую ценность. Было перерыто огромное количество литературы и документов, расспрошены старожилы. Благодаря этим исследованиям удалось восстановить историю каждой улицы, каждого дома, даты их постройки и ремонта, установить фамилии владельцев и род занятий. 6 томов исследований стали основой для книги «Старый Владимир». В ее разделах, посвященных XIX-XX векам, можно найти информацию практически о каждой постройке в древней части Владимира, в том числе о снесенных. Вот, например, история дома № 13 по Большой Московской, где до недавнего времени располагался кинотеатр «Художественный»: «Сохранились старые фотографии, на которых запечатлен на этом месте каменный двухэтажный дом, построенный по образцовому проекту купцом Андреем Свешниковым, имевшим доход от постоялого двора и торговли разным товаром... В 20-е годы XIX столетия дом приобрел купец 1-й гильдии Петр Ильин, который славился в то время своим богатством, нажитым поставкой провианта в армию. Купец Ильин имел во владении несколько каменных домов. Позднее на первое место по богатству и владению недвижимостью выдвинулось семейство купцов Никитиных, которым и принадлежал этот дом в 1864 году. Каменный дом в два этажа с аркою для въезда во двор и сводчатыми подвалами имел по фасаду восемь окон и три двери. Использовался он следующим образом: пять комнат первого этажа сдавались под хлебное заведение, лавка с растворами на том же этаже — под ренсковый погреб, а восемь комнат второго этажа — под гостиницу. В 1870 году дом куплен представителем еще одной купеческой династии — Александром Петровским. Петровский сдавал левую часть дома под харчевню. Здесь же на первом этаже размещался чаеразвесочный магазин самого Петровского, а верхний - сдавался купцу Шилову под гостиницу. В 1913 году дом перестроен под электротеатр «Ампир». На 150 цветных иллюстрациях книги Лидии Дудоровой, можно найти множество уникальных рисунков самых разных владимирских домов, сделанных в 20-е годы XX века - то есть еще в то время, когда их вид был близок к первоначальному. Автор, много лет жизни отдавшей владимирской реставрации, считает, что современные архитекторы, берущиеся за проектирование зданий в центре Владимира, должны почаще обращаться к этим рисункам и чертежам, чтобы не портить историческое ядро варварскими «скворечниками» и громилами. Заканчивает Лидия Дудорова свою книгу рассказом о плеяде выдающихся дореволюционных владимирских архитекторов и проекте реконструкции исторического ядра города Владимира 1970-х годов. Дополняют второе издание материалы о владимирской семье Трещаловых-Фарсобиных, из которой вышел известный изобретатель Юрий Фарсобин, проектировавший самодельные летательные аппараты, и статья о местонахождении древних оборонительных ворот владимирской крепости Андрея Боголюбского. Книга вышла тиражом в 1000 экземпляров, в основном на деньги родственников Лидии Дудоровой. К сожалению, несмотря на огромную научную ценность книги, автор сейчас испытывает большие сложности с ее реализацией. Книжные магазины по определенным причинам отказываются принимать ее на реализацию. Сейчас «Старый Владимир» можно достать только у автора и в книжном на «Всполье». Источник: http://zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/o-starom-vladimire-zamolvili-slovo/ В Италии ребенок сможет носить фамилию матери В Италии решение давать фамилию матери признано "эпохальным". Ранее детям, рожденным в Италии, давалась фамилия отца. Итальянские власти одобрили законопроект, согласном которому дети, рожденные в Италии, смогут носить фамилию обоих родителей или только матери при согласии сторон. Это касается как детей пар, находящихся в законном или гражданском браках, так и усыновленных. Подобное решение считается ответом на вердикт Европейского суда по правам человека, когда тот, рассмотрев иск итальянской пары, которой не позволили зарегистрировать ребенка под фамилией матери, признал действия дискриминирующими. Оппозиционная партия "Лига Севера" считает, что решать проблемы нужно не с фамилией ребенка, а с более справедливым материальным содержанием в случае развода. Источник: http://vm.ru/news/2014/01/11/v-italii-rebenok-smozhet-nosit-familiyu-materi-230477.html В Пензе продолжается мода на составление семейной родословной В небольшом зале пензенского Госархива - наплыв посетителей. Обложившись толстыми фолиантами с сотнями пожелтевших от времени страниц, люди всех возрастов что-то внимательно ищут, найдя - выписывают. Почти все заняты одним делом - составлением своей родословной. Работа эта долгая и кропотливая. В полном соответствии с пушкинскими строками о любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам, пензенцы пишут свою историю. Мода на это началась у наших земляков четверть века назад - и с тех пор не проходит. «Сначала все искали дворян, известных личностей, связь с такими людьми. Некоторые доказывали свое родство с какими-то князьями, приходили к нам, и когда они обнаруживали по документам, что никакого родства нет, то страшно удивлялись этому. Но сейчас идет большой наплыв, потому что люди просто хотят знать. Они знают, что у них крестьянские корни, что никаких особых знаменитых людей в роду нет, но все равно они пишут, буквально умоляют найти им сведения», - рассказал заместитель директора Государственного архива Пензенской области Павел Кашаев. Как правило, все начинается с вопроса - кем были мои предки? Если поведать об этом никто из родных не может, вся надежда на фонды Госархива. Лидия Казанцева уже не первую неделю ищет сведения о прошлом своего рода. «Я составляю родословную. Мои предки живут в селе Бессоновка Бессоновского района, и самый последний - я дошла до 10-го колена - это Бахметьев Иван Иванович, который родился в 1750 году. И вот оттуда идут все «отростки», - поделилась Лидия Казанцева. Чтобы попасть в читальный зал для работы с документами, люди записываются заранее в очередь. Чтобы хоть отчасти решить эту проблему, специалисты архива разместили на сайте учреждения сведения метрических книг, сельхозпереписи 1917 года, ревизских сказок. «Это, во первых, помогает тем лицам, которые знают, что их предки из Пензенской области, но не знают, из какого конкретно населенного пункта. Это помогает начать поиск своей родословной, потому что туда информация заносится пофамильно, то есть сканируется карточка сельскохозяйственной переписи. Поиск ведется по фамилии. Находится эта карточка, высвечивается этот скан - и там указан состав семьи. То есть примерные даты рождения известны», - пояснила директор Государственного архива Пензенской области Татьяна Евневич. Судя по количеству посещений, сайт Госархива пользуется огромной популярностью. На него заходят как жители России, так и граждане иностранных государств. За полгода было зафиксировано 11 тысяч посещений, причем пензенцев среди посетителей - менее трети. Источник: http://tv-express.ru/sobitiya/v-penze-prodolzhaetsya-moda-na-sostavlenie-semejnoj-rodoslovnoj О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||