← Январь 2014 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
10
|
11
|
12
|
|
13
|
14
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
22
|
24
|
25
|
26
|
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Главархив Москвы: Москвичи все больше интересуются своей родословной Главное архивное управление Москвы – место, где хранится история российской столицы, начиная с 18 века по настоящее время. В последнее время архивы стали особенно востребованы для обеспечения социальных и имущественных прав граждан, научных исследований, восстановления истории семьи, рода. Сколько стоит работа по составлению генеалогического дерева, как Главархив Москвы справляется с огромным потоком документации, и что делается для перевода архивов в электронный вид, в интервью РИА Новости рассказал начальник главного архивного управления столицы Владимир Маныкин. - Владимир Александрович, насколько быстро растут объемы хранения московских архивов? - В последние годы московские архивы активно комплектуются. Средняя цифра составляет примерно 100 тысяч дел в год. Объемы документов постоянно растут. В прошлом году на государственное хранение поступило 103 582 дел, а по данным на 1 декабря 2013 год за текущий год поступило 116 992 единиц хранения. Это и документы госорганов и учреждений, и ликвидированных предприятий, и необходимые для обеспечения социальных гарантий граждан документы по личному составу. По количеству документов, зданий, территорий, скажу без преувеличений – мы самое крупное архивное учреждение страны. Даже в европейских масштабах мы самые крупные. Ведь у нас совершенно по-другому построено архивное дело, чем в Европе – они берут только документы государственных, правительственных учреждений. Мы же, в соответствии с федеральным законодательством, берем практически все. В том числе, документы всех ликвидированных организаций должны поступать на полки госархивов. В частности, отсюда и масштабы наших архивных учреждений. - Сколько документов на сегодняшний день хранится в Главархиве? - В подведомственных Главархиву Москвы двух городских архивах - Центральном государственном архиве (ЦГА) Москвы и Центральном государственном архиве трудовых отношений (ЦГАТО) хранится около 13 миллионов дел. - Какие редкие документы у вас хранятся? - К числу редких, уникальных документов можно отнести метрические книги с записями о рождении Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Федора Достоевского, о женитьбе Пушкина на Наталье Гончаровой и Антона Чехова на Ольге Книппер, личное дело художника Василия Кандинского, композитора Сергея Рахманинова и других. В том числе, пять дел внесены в Государственный реестр уникальных документов Российской Федерации. - Какой документ в архиве самый древний? - Самый ранний документ, хранящийся в архиве - "Сказание об основании монастыря в Хатунской волости", датированный 1607 годом. Он повествует об основании Вознесенской Давидовой пустыни преподобным Давидом в пустынной местности на берегу реки Лопасни. - Какие документы в Главархиве, на Ваш взгляд, представляют особую ценность? - Особую ценность у нас представляют комплексы документов, связанные с московским управлением и самоуправлением. По ним можно проследить, как развивался и менялся наш город за последние 300 лет. Также ценен фонд Московского университета – история главного вуза страны, проектная документация на московские здания, которая крайне необходима для осуществления реставрационных и ремонтных работ. Важны и документы, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся московских архитекторов Василия Баженова, Матвея Казакова, Осипа Бове, Федора Шехтеля, Константина Мельникова. Ценность представляют документы известных политических деятелей советской эпохи, документы современных политических партий, фотоснимки дореволюционной Москвы знаменитого фотографа Петра Павлова и советской Москвы выдающегося фотографа Бориса Игнатовича. - За какими документами пользователи чаще всего обращаются в Главархив? - Самыми востребованными являются документы по запросам социально-правового характера. Это подтверждение трудового стажа и заработной платы, о награждении медалями "В память 800-летия Москвы" и "В память 850-летия Москвы", "Ветеран труда", об установлении опеки и усыновлении, сведения о рождении, браке и смерти. Большое количество запросов поступает по вопросам подтверждения имущественных прав граждан и организаций, предоставления жилой площади, об отводе земли. Очень часто запрашиваются сведения и документы о создании и переименовании организаций и объектов. - А генеалогические запросы бывают? - Да, конечно. Все чаще в архивы поступают такие запросы. История семьи, своего рода все больше интересует москвичей. В читальные залы ЦГА Москвы чаще всего обращаются по вопросам изучения истории своих семей, составлению родословных. В последние годы количество пользователей, обратившихся в читальные залы для поиска документов о своих предках, для создания своего генеалогического древа достигло более 40%. Чаще всего москвичи разыскивают информацию о дате и месте рождения своих предков. - Это платные услуги? - Доступ к документам архива свободный и бесплатный, за исключением изготовления копий. С начала 2013 года в Главархив поступило 685 обращений о поиске генеалогической информации. Эта услуга с 1 апреля 2013 года платная. В зависимости от объема запрашиваемой информации и количества просмотренных дел стоимость такого запроса колеблется от 1 тысячи до нескольких десятков тысяч рублей. Как правило, граждан интересует, кем были их предки, когда они родились, где учились, чем были награждены, каким имуществом владели и тому подобное. - Какие еще платные услуги оказывают архивы, и насколько они популярны? - Главархив оказывает широкий спектр платных услуг гражданам и юридическим лицам. Например, информационные услуги. С 1 апреля по 31 октября 2013 года исполнено тематических, в том числе биографических и генеалогических запросов 1, 5 тысячи, оплачено 1,6 миллионов рублей, что составляет 38% от общего количества оказанных за этот период услуг на платной основе. Изготовлено 904 копии архивных документов по заявкам пользователей читальных залов, доход - 1, 275 миллиона рублей, что составляет 30% от общего объема платных услуг за вышеуказанный период. Следующей, наиболее востребованной услугой, является упорядочение документов юридических лиц. За рассматриваемый период оплачено девять договоров на общую сумму 1,01 миллиона рублей, что составляет 24,18% от общего количества платных услуг. Общий доход от внебюджетной деятельности за период с 1 апреля по 31 октября 2013 года составил 4,201 миллиона рублей. - Как применяются современные технологии в работе Главархива Москвы? - Для того чтобы историческая картина была более полной, мы пошли на очень интересное мероприятие. Идея не новая, и архивисты всех стран мечтают об этом. Мечта архивиста не только брать текстовые документы, но еще и писать историю сегодняшних дней, писать на видео и архивировать это. Ни в одном архиве России эта идея не осуществлена. А нам удалось ее реализовать, несмотря на то, что эта идея дорогостоящая. У нас введен в эксплуатацию уникальный видеоархивный комплекс. Мы не только сами записываем, мы также берем информацию с телевизионных каналов. Эта информация сохраняется для будущих поколений. Многое из жизни Москвы мы снимаем сами – политические мероприятия, митинги, съезды партий. - А переводятся ли фонды архива в электронный вид? - Конечно, по объемам оцифрованных документов Главархив уверенно занимает одно из лидирующих мест в России. В 2008–2012 годах для архива были проведены работы по созданию электронного фонда пользования документами. Было оцифровано 16, 838 тысячи дел с распорядительными документами Мосгорисполкома и пяти московских райисполкомов. Совокупный объем оцифрованных архивных документов составляет почти 25 терабайт - 4, 188 миллиона образцов листов документов. В декабре 2012 года были проведены закупки сканирующего и компьютерного оборудования для организации собственного участка оцифровки архивных документов. Этот участок уже создан и постепенно увеличивает объемы электронного копирования. Кроме того, с 2004 года проводится оцифровка фото- и видеодокументов. - Сколько потребуется времени, чтобы оцифровать полностью весь ваш фонд? - Если взять только ту часть, которая чаще всего используется – социально-правовые запросы и научные, исследовательские, всего около 10% – мы подсчитывали, что надо порядка 100 лет. Это не потому, что мало делается, а потому, что архив огромный. Большими темпами оцифровки не может похвастаться ни один архив мира, это очень кропотливая работа. - Главархив участвует в каких-нибудь уникальных проектах? - Мы осуществляем Программу мероприятий, направленных на обеспечение сохранности архивов и библиотеки Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Мы уже семь лет участвуем в этой программе. Состояние архива и библиотеки монастыря до начала работы московских архивистов было катастрофическим. Документы за 1000-летнюю историю монастыря были рассредоточены по разным помещениям, даже по монашеским кельям. Многие документы были поражены плесенью, грибком, нуждались в срочной реставрации. А ведь архив и библиотека монастыря являются уникальными, это и грамоты византийских императоров, письма русских царей, рукописные книги, интереснейшая переписка. За 2007 – 2013 годы специалистами Главархива Москвы из разрозненных документов сформирован архив, оборудованы архивохранилище и реставрационно-переплетная мастерская, создан участок электронно-цифрового копирования документов. Было организовано обучение насельников монастыря основам реставрации и переплетного дела. Сейчас ведется работа по научному описанию архива и библиотеки. Работа предстоит еще очень большая, рассчитанная на многие годы. Мы надеемся не только сохранить уникальный комплекс документов монастыря, но и обеспечить возможность введения его в научный оборот. - А засекреченные документы у вас хранятся? - Всего в ЦГА Москвы хранится 343 033 секретных дела. Это документы под грифом «совершенно секретно», секретные документы Московских городских и областных органов КПСС и ВЛКСМ, партийных и комсомольских организаций, учреждений и предприятий Москвы и Московской области по 1991 год включительно. Также это карты, управленческая документация органов исполнительной власти Москвы, учреждений, организаций и предприятий, проектная документация, документы по генеральному планированию территории Москвы. В 2010 году было рассекречено 1062 дела и 242 документа, в 2011 году – еще 867 дел и 83 документа, а в 2012 году - 1106 дел и 52 документа. До конца 2013 года планируется рассекретить 1012 дел. В основном это городские и областные органы КПСС и ВЛКСМ. На 2014 год государственное задание предусматривает рассекречивание 2 тысяч дел. - Сколько обращений для получения справок поступило в Главархив с начала года? - С начала года в Главархив Москвы и подведомственные учреждения ГБУ "ЦГА Москвы" и ГБУ "ЦГАТО Москвы" поступило 48 249 обращений граждан, органов государственной власти и юридических лиц с запросами различной тематики. Как я уже отмечал, большую часть их составляют социально-правовые запросы, связанные с соцзащитой граждан, реализацией их прав по пенсионному обеспечению, получению льгот и компенсаций: о трудовом стаже, зарплате, награждениях. Эти запросы выполняются совершенно бесплатно, их выполнение – на первом месте. - Планируется ли перевод государственных услуг в электронную форму? - Обязательно. Услуга Главного архивному управлению города Москвы «Организация информационного обеспечения граждан, организаций и общественных организаций на основе документов Архивного фонда города Москвы и других архивных документов будет оказываться с января 2014 года через Портал государственных услуг города Москвы. Подведомственные Главархиву Москвы архивные учреждения активно участвуют в оказании данной услуги. Владимир МОКШИН Источник: http://www.inmsk.ru/news_interview/20131225/373629489.html Московские традиции. Как праздновали Новый год 100 лет назад Отмечать Новый год 1 января в России начали по указу Петра I ещё в 1700 году. Вплоть до революции праздник считался исключительно светским и второстепенным по отношению к Рождеству. Но на пышность проводимых мероприятий подобные рамки совсем не влияли. В Москве на Соборной площади появлялась традиционная ёлка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьёвых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. АиФ.ru вспомнил, чем на Новый год занимались москвичи сто лет назад и кто им в этом помогал. В центре столицы Первыми места кончались в ресторане при гостинице «Метрополь» в Театральном проезде, куда торопились крупные мануфактурщики и так называемая «спортивная Москва», обеспеченные владельцы лошадей и завсегдатаи ипподромов. Начиная с открытия в 1905 году здесь ежегодно устраивали тематические вечеринки. Например, 1911 год встречали авиационным карнавалом. «В углах почти в натуральную величину парят эффектные аэропланы. В центре плавно покачивается спускающийся со стеклянной крыши колоссальный нескольких сажен «Цеппелин», в его гондоле — транспоранты „С Новым годом 1911-м“», — описывали событие в издании «Русское слово». В более простом ресторане «Прага», второй дом на Арбате, в ту же ночь накрыли столы на 500 человек. Здесь собирается спокойная семейная публика, в основном — военные. Все дамы при входе получали подарки — цветок и веер, надушенный французскими духами парфюмера Коти. Торговцы и промышленники выбирали Большую московскую гостиницу, располагавшуюся на месте современного отеля «Москва». Московские немцы стремились в ресторан при отеле «Alpenrose» («Альпийская роза»), находившийся в доме 4 по Пушечной улице, тогда ещё прозванной Софийкой. Обстановка резко контрастировала с шумным кутежом в «Метрополе». «Небольшой зал «Альпийской Розы» переполнен. Весело искрятся бокалы. 12 часов. Наступает Новый год. Никто не кричит «ура». Для публики, собравшейся в ресторане, наступил «Neu Iahr». Со спокойным счастьем, добродетельной радостью. Позднее в весёлом разгуле публика кричит могучее „Hoch!“», — писали в газетах. Отличалось и оформление: очевидцы вспоминали огромную залитую огнями ель и столы, оформленные живыми цветами. Остальные заезжие иностранцы стремились попасть в ресторан «Эрмитаж» в доме 29/14 на Неглинной улице, здание теперь занимает театр «Школа современной пьесы». В конце XIX века кабак открыл основоположник одной из главных отечественных новогодних традиций, француз Люсьен Оливье, создатель одноимённого салата. Артисты собирались в ресторане «Бар», который располагался напротив Малого театра на Неглинной улице, до сегодняшнего дня здание не сохранилось. Попасть «без записи» удавалось в ресторан «Славянский базар», располагавшийся в 17 доме на Никольской улице. Никакой новогодней программы здесь не было, публика собиралась случайная: заезжие коммерсанты, командировочные и путешественники. Половина столиков оставались пустыми, за остальными публика откровенно скучала. Совсем неподалёку, в подвалах здания ГУМа в трактире «У Мартьяныча», собирались скуповатые купцы и разгулявшиеся студенты. Зал скудно украшали ёлками, но о местном веселье ходили легенды. Судя по всему, столы здесь не бронировались, просто по мере наполнения в ресторан переставали пускать публику. В версте от города Традицию новогодних фейерверков на Воробьёвых горах ещё в 1891 году завёл московский ресторатор Степан Крынкин. Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» располагался на улице Косыгина, метров на 150 левее смотровой площадки. После реконструкции в 1904 году по всему периметру здания вытянулась длинная терраса со столиками, гости которой могли видеть всю Москву. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу, которые благодаря расположению кабака было видно и из центра города. Местная публика в новогоднюю ночь сплошь состояла из богатых замоскворецких семей. На другом конце Москвы в это же время публика веселилась в ресторане «Яръ», дом 30 на Ленинградском проспекте, ставший знаменитым в качестве отеля «Советский». Стены завешивали цветочными гирляндами, под потолком закрепляли купол из роз. Среди главных посетителей заведения было много представителей творческой интеллигенции — Владимир Немирович-Данченко, Антон Чехов, Фёдор Шаляпин и другие. Утром 1 января Пока обеспеченные люди собиралась в ресторанах, городские низы как могли развлекались в собственных домах. Первую централизованную культурную программу под названием «Сорочинская ярмарка» для простых людей организовали в столичном Манеже в ночь на 1 января 1911 года. Гулянья заканчивались к утру. А днём 1 января москвичей ждало новое испытание — новогодние визиты. Но, в отличие от рождественских, подобные встречи носили куда более официальный характер. С поздравлениями предстояло объехать всё начальство и людей, общение с которыми может пригодиться в работе. Хозяева домов не накрывали больших столов, а подавали только чай. Традиция деловых визитов началась ещё во времена Петра I и уже к 1910-годам находила много противников среди образованной интеллигенции, считавшей ритуал архаичным. Впрочем, светских развлечений тоже хватало сполна — до революции празднование Нового года традиционно выпадало на святки, время самых пышных балов и маскарадов. Источник: http://www.aif.ru/ny2014/tellings/1075486 Новая история. Ученый из Костромы считает, что Николай II не отрекался Материал из еженедельника «АиФ» №21 от 22 мая 2013 г. 18 мая исполнилось 145 лет со дня рождения последнего императора России Николая II. В советской школе учили, что Николай II был слабым, безвольным монархом, добровольно отрёкшимся от престола. Современные историки чаще пишут о «святом, самоотверженном царе», потерявшем власть в результате заговора. Кому же верить? Священная монархия? Суть «добровольного отречения» Александр Блок выразил фразой: «Отрёкся, как будто эскадрон сдал». Такая точка зрения, осуждающая последнего царя и командующего армией за слабоволие, неумение управлять страной, боязнь гнева народных масс, была популярна с самой Февральской революции (на пике которой, 2 (15) марта 1917 г., и произошло отречение). С ней не соглашается Александр Нифонтов, доцент кафедры всемирной истории Костромского госуниверситета им. Некрасова: - Отречься от помазанности Божьей невозможно, российское законодательство вообще не предусматривало отречения императора. Царь мог - в самом худшем случае - передать скипетр и державу родственнику, но никак не низложить монархию. По мнению историка, Николай II, возможно, стремился сделать новым императором сына Алексея (а на время его несовершеннолетия регентом - брата Михаила), самому же стать духовным лидером, власть которого выше императорской. Так произошёл бы переход от бюрократической монархии к священной теократии, в которой он руководил бы и Церковью, и имперской администрацией. Себя же он мыслил в новой роли не «серым кардиналом», а лицом, чья власть выше и императорской, и патриаршей. По свидетельству православного историка Карпеца, ещё до мировой войны Николай II пытался воссоздать патриархат, причём предлагал на роль патриарха себя, что повергло в большое замешательство руководство Русской православной церкви. Одинокий и запуганный Реформе помешала Первая мировая война, которая складывалась неудачно для России. Но, взяв командование на себя, император постепенно выправлял положение. На весну 1917 года планировалось наступление, которое, по всем прогнозам, должно было стать победоносным. «Мы знали, - вполне откровенно писал лидер партии конституционных демократов Павел Милюков, - что весной предстояли победы Русской армии. В таком случае престиж и обаяние Царя в народе снова сделались бы настолько крепкими и живучими, что все наши усилия расшатать и свалить престол Самодержца были бы тщетны. Вот почему и пришлось прибегнуть к скорейшему революционному взрыву, чтобы предотвратить эту опасность». Это понимали все противники монархии, они не могли допустить победоносного завершения войны - ведь тогда при новой священной монархии позиции чиновничества ощутимо ослабли бы. Так вызрел антимонархический заговор, в который оказались вовлечёнными самые разные силы: Русская православная церковь, не готовая делиться с Николаем светской властью, остзейские немцы из ближайшего окружения - прямые потомки Екатерины II, братья царя, Государственная дума и правительство. Всем им царь мешал. И антимонархисты воспользовались моментом, чтобы, запугивая царя народным гневом, добиться его свержения. «Донный манифест» Николай II остался один, загнанный в угол, шантажируемый генералами. Те, пользуясь его отрезанностью от источников информации, преувеличивали меру революционного хаоса, прозрачно намекали на опасности, грозящие семье монарха. Заговорщики, учитывая мнительность Николая Александровича, подгадали даже место, где внешнее давление на его психику достигло максимума, - станция Дно. Само название должно было навлечь безрадостные мысли о персте судьбы, указывающем на неизбежное решение. - Это была измена, - полагает Нифонтов,- в которой добровольное отречение от престола, на чём настаивали все окружавшие царя генералы, фактически становилось насильственным отрешением.Так называемый манифест об отречении (точнее то, что обычно выдаётся за него) - неизвестно кем составленный и непонятно чьей рукой подписанный карандашный текст некой телеграммы, адресованной «начальнику штаба». Хотя, уверяю вас как историк, любой законодательный акт, подписанный карандашом, согласно законам Российской империи считался недействительным. Итак, делает свой главный вывод Александр Нифонтов, ни по форме (почерк, не совпадающий с почерком Николая II), ни по содержанию документ об отречении не может считаться состоятельным. Как полагает историк, юридически грамотный император намеренно пошёл по нелегитимному пути. Желая обезопасить семью, он согласился с заговорщиками и якобы отрёкся от престола. Но фактически царь их переиграл, превратив «исторический момент» в фарс. После чего заговор против императора из хорошо продуманного внутридинастического переворота с внешними признаками законности превратился в революционный мятеж - попросту в преступление. Мог ли Николай вообще ничего не подписывать? Вряд ли, тогда была опасность убийства его горячо любимого сына. И в таком случае император предал бы династию. Подписав же липу, последний русский император отправил в такой форме послание потомкам: низложения династии Романовых не было. Источник: http://www.aif.ru/society/history/1070508 Человек-салат. 175 лет назад родился Люсьен Оливье На Введенском кладбище в Москве среди множества последних прибежищ – полутораметровый памятник из темного мрамора. На нем лаконичная надпись: «Люсьенъ Оливье. Скончался 14 ноября 1883 г. Жилъ 45 летъ. Отъ друзей и знакомыхъ». Здесь покоится человек, придумавший знаменитый салат. Это блюдо знают все. Значит, «друзей и знакомыхъ» у господина Оливье не счесть. У могилы всегда кто-то есть. Одни заглядывают из любопытства, другие, чтобы возложить цветы. Кое-кто спешит в гости к Оливье с салатом оливье. Наверное, знаменитый француз там, на небесах, очень доволен таким вниманием. Хотя он делал свое блюдо не совсем так или даже совсем не так… В 1864 году молодой Оливье, за несколько лет до этого обосновавшийся в Москве, открыл на Трубной площади трактир. Это слово не должно смущать, ибо подобные заведения сильно разнились. Работали дешевые, грязные, как на Хитровке, но были и роскошные, дорогие, как, например, у Тестова, Егорова. И трактир Оливье «Эрмитаж», оформленный на манер французского ресторана, стал одним из самых модных в Белокаменной. За зеркальными дверями – кабинеты, общий зал и парадный, с колоннами. Нравы тут царили французские, и угощение было соответственное. В меню - тонкие деликатесы и лучшие вина из-за границы. Коньяки доставлялись, как утверждала реклама, аж из подвалов дворца Людовика XVI. Русью в «Эрмитаже» и не пахло, разве что официанты – статные, молодцеватые – были наряжены не во фраки, а в белые, полотняные рубахи и подпоясаны шелковыми поясами. Дом, где располагался «Эрмитаж», дожил до наших дней. Это - центр Москвы – Трубная площадь, дом 29/14, переживший нынешней поздней осенью опустошительный пожар. В последние годы здание было вотчиной театра «Школа современной пьесы». Между прочим, в кабинете его художественного руководителя Иосифа Райхельгауза хранилось меню «Эрмитажа». Но сохранилось ли? …Во второй половине ХIХ столетия Москва сверкала. По словам Владимира Гиляровского, сюда «устремились из глухих углов помещики проживать выкупные платежи после «освободительной» реформы. Владельцы магазинов «роскоши и моды» и лучшие трактиры обогащались; но последние все-таки не удовлетворяли изысканных вкусов господ, побывавших уже за границей, — живых стерлядей и парной икры им было мало». Купцы и дворяне в безумном щегольстве закатывали изысканные пиры. Их фантазия не знала границ, а потому все больше требовалось не просто отменных, но и с богатой выдумкой поваров. С новой силой вспыхнула мода на французов, издавна считавшихся в России непререкаемыми авторитетами в кулинарной моде. Тут-то Люсьен и пришелся кстати. Однако неведомо, каков он был у плиты. Да и вообще, к глубокому сожалению, фактов о его личности сохранилось немного… Относительно мастерства француза осталось лишь одно свидетельство того же Гиляровского: «Считалось особым шиком, когда обеды готовил повар-француз Оливье…» Дальше - речь о его «изобретении». Но мы спешить не станем. Между прочим, он ведал отнюдь не кухней, а управлял всем заведением. Другой француз – Мариус - готовил для знатных гостей, третий – Дюге, парижская знаменитость – блистал особо затейливыми кушаньями. Это я к тому, что Оливье ни к чему было каждый день спешить к сковородам и кастрюлям. Скорее всего, он тешил себя, устраивая показательные выступления. С утра до ночи съезжались к «Эрмитажу» пролетки, дорогие экипажи, кареты, долгими часами дремали у входа, ожидая безудержных хозяев-кутил, лакеи в золоченых ливреях и кучера. Публика бывала разная. Само собой, прожигатели жизни – купцы, помещики, офицеры. Бывали любопытные иностранцы, желавшие познакомиться с московскими нравами, подивиться русскому размаху. Заглядывали солидные, степенные господа – университетские преподаватели, юристы, дворяне. Можно было лицезреть в заведении и знаменитостей - Льва Толстого, композиторов Танеева, Римского-Корсакова. Здесь отмечал свою свадьбу Чайковский, гремели здравицы в честь вернувшегося из-за границы Тургенева. После выступления на открытии памятника Пушкину, тут обедал в своем кругу Достоевский. Наверняка Люсьен командовал самими престижными, богатыми банкетами. Может, и знаменитостей он потчевал чем-нибудь диковинным, выражаясь современным языком, эксклюзивным. Заманчиво в это поверить, но достоверных фактов в пользу такой версии, увы, нет. Почему Оливье вдруг стал подолгу пропадать на кухне, что-то беспрестанно нарезая, мешая и снимая пробу? То ли трактирное меню ему стало казаться поскучневшим, то ли кто-то из клиентов упрекнул, что блеск заведения стал меркнуть. Бог весть, однако, француз всерьез принялся за «сочинение» своего блюда. И, наконец, достиг цели – жаль, потомкам не известно точно, когда произошло «открытие»… Кушанье, ставшее легендарным и названное просто – «Майонез из дичи», было на самом деле сложнейшим. Тем, кто возьмется пойти по стопам автора, предстоит запастись множеством продуктов, среди которых – раковые шейки, филе рябчика, черная икра, каперсы, оливки, огурцы, салат латук… Многоточие уверяет, что перечень компонентов этим не исчерпывается. Оливье поделил свое сложное кушанье на три части, соответствующим образом украсил и выложил на тарелку. Затем это кулинарно-художественное творение было предложено одному из гостей «Эрмитажа». Разумеется, Люсьену было любопытно узнать реакцию едока. Он затаился за занавеской и стал наблюдать… Посетитель осмотрел необычный заказ и, недолго думая, перемешал содержимое. Тем самым нарушил и замысел повара, и выстроенную композицию. Однако к самому салату претензий не нашлось – свидетельством тому была быстро опустошенная тарелка. Молва гласит, что на другой день Оливье уже сам перемешал все компоненты и обильно полил аппетитную массу майонезом, облегчив задачу новым посетителям. И снова автора ждал успех. Аплодисментов не было, вместо них кое-кто из гостей повторил заказ. Самое время вспомнить о легенде, согласно которой Оливье держал свой рецепт в строжайшей тайне, и унес в могилу. Красиво? Очень! Но правдиво ли? …Рецепт салата Оливье впервые появился в 1894 году в журнале «Наша пища», который редактировал директор Первой практической школы ветеринарных искусств и домоводства в России Михаил Игнатьев. Спустя пять лет описание блюда поместила в своей книге «Практические основы кулинарного искусства» его жена – Пелагея Александрова-Игнатьева. Рецепт салата она включала и в последующие одиннадцать изданий справочника, последний из которых вышел в 1927 году. Отведать блюдо Оливье могли посетители московского трактира Тестова и петербургского ресторана «Медведь». Да и в самом «Эрмитаже» оливье значился в меню и после ухода его «сочинителя». Жалко расставаться с легендой, не правда ли? А потому предположу, что салат, приготовленный Оливье и блюдо, предложенное читателям и посетителям гастрономических заведений, сильно различались. Может, Люсьен сдабривал блюдо каким-то «секретным» компонентом? Гиляровский же писал: «Как ни старались гурманы, не выходило: то, да не то». Прошло много лет. Хотел написать: «Об Оливье стали уже забывать», но осекся. Рецепт салата появлялся и в изданиях, выпущенных при советской власти. Например, в учебнике М. Зариной «Кулинария», впервые изданном в 1910-м и переизданном в 1927 году. Там предлагается два варианта – мясной и рыбный. Был ли последний у Люсьена? В «Справочнике по кулинарии» 1934 года фамилия нашего героя превращается в безликое подлежащее - салат из дичи (оливье). Но его содержание заметно отличалось от варианта, предложенного Александровой-Игнатьевой. Причина тому – продовольственный дефицит. И в общепите появляются блюда, созданные «по мотивам» Оливье. Скажем, шеф-повар ресторана «Москва» Иван Иванов внедрил салат, который назвал «Столичным». Он был очень похож на оливье, но… «Буржуазного» рябчика Иванов заменил курицей и убрал другие компоненты, которые невозможно было достать. Ходили слухи, что этот самый Иванов в молодости служил у Оливье помощником и однажды подсмотрел, как хозяин готовит свое коронное блюдо. Он запомнил его на всю жизнь и по прошествии многих лет, наконец, использовал… Это, так сказать, довесок к легенде… Шли годы. Салат оливье изменился так, что его уже никто не узнавал. Теперь такое название стали давать любой мешанине из овощей и мяса, политой майонезом. И далеко не все знали, откуда взялось это, очень аппетитное слово – оливье. Разве что глубокие старики, которые озираясь по сторонам и шамкая беззубым ртом, совершали экскурс в свою далекую и сытую молодость. В кулинарных книгах рецепты были разными и в каждом доме это кушанье готовили по-своему – с бабушкиными или мамиными «ремарками» - с мясом, колбасой, птицей, рыбой. Никто не знал, какой из рецептов близок к истине, но разве это важно? Главное, что это блюдо – салат оливье или его подобие - родное и любимое. Наверняка оно украсит праздничный стол многих людей в России и за ее пределами в новогоднюю ночь. Если у вас, уважаемые читатели, выдастся свободная минутка между тостами, помяните добрым словом заезжего кулинара Люсьена Оливье, который, конечно, не предполагал, чем закончится его эксперимент. Источник: http://svpressa.ru/society/article/79857/?rss=1 Утвержден новый вид герба и флага Ульяновской области С момента принятия законов о флаге и гербе установлен трехлетний срок, в течение которого будут действительны и новые и старые варианты, чтобы минимизировать денежные затраты на замену региональных символов. Депутаты законодательного собрания Ульяновской области на внеочередном собрании приняли законы "О гербе Ульяновской области" и "О флаге Ульяновской области", сообщает заксобрание. "Это связано с необходимостью приведения герба Ульяновской области в соответствие с правилами и традициями геральдики и флага — с требованиями вексиллологии (науки, изучающей символику флагов)", — говорится в сообщении. Проект нового герба доработан на основе ныне действующего с учетом мнения специалистов. В частности, его изображение дополнено девизом региона "Опора души и державы", принятым на основании областного конкурса, проведенного в 2012 году. На сегодняшний день проект герба Ульяновской области одобрен Геральдическим советом при президенте РФ. Официальный флаг региона, утвержденный, как и герб, в 2004 году, ранее не был внесен в Государственный геральдический регистр РФ. Одной из причин этого стал тот факт, что флаг Ульяновской области очень похож на флаг Ленинградской области. Новый вариант флага представляет собой двустороннее прямоугольное синее полотнище с воспроизведенной по центру белой колонной с фигурной капителью и базой на постаменте, увенчанной императорской короной, выполненной желтым, белым и пурпурным цветом, с голубыми лентами, отходящими в стороны. Нынешний флаг региона — белого цвета, с прямой красной и волнообразной синей линиями внизу полотна. На флаге также изображена в центре белая колонна. Источник:http://ria.ru/ul/20131227/986894801.html#13883446338154&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration Новые приобретения в музее П.И. Чайковского в Клину Министерство культуры РФ и Министерство культуры Московской области выкупили для Дома-музея Чайковского в Клину автографы двух подлинных писем композитора и редкое антикварное издание музыкальных номеров к французскому водевилю, мелодия из которых была использована П.И. Чайковским в ч. II его знаменитого Первого фортепианного концерта Из областного бюджета на покупку ценных писем выделено 400 тыс. рублей. Одно из писем датировано письмо 23 декабря 1877 года. Композитор написал его во время своего пребывания в Сан-Ремо к генеральному консулу России в Париже Р.Х. фон Талю. Второе письмо адресовано французскому музыкальному издателю, другу пропагандисту творчества композитора Ф. Маккару (31 января 1891 года). Нотное издание было передано в дар членом Научного совета Общества П.И. Чайковского в Германии доктором Люциндой Браун. Факт существования этих писем П.И. Чайковского стал известен в конце 1990-х годов, когда их приобрела на аукционе госпожа Э. Бендер, член Общества П.И. Чайковского в Германии, после чего они были опубликованы в периодических изданиях Общества. В 2013 году архив П.И. Чайковского в клинском музее пополнился и другими ценными документами. В марте 2013 года в Берлине, на ежегодном заседании Общества П.И. Чайковского в Германии, музею были переданы в дар от профессора Жан-Пьера Мабиля (Франция), правнука французского литератора Л. Детруайя, свыше 50-ти документов (писем и биографических материалов) двух французских литераторов Л. Галле и Л.Детруайя. Они были инициаторами написания П.И. Чайковским в последние годы оперы для парижских театров. Письма же Л. Галле и Л. Детруайя к П.И. Чайковскому, а также фрагменты проектов их оперных сценариев сохранились в клинском архиве композитора. В поступивших в 2013 году от профессора Ж.-П. Мабиля письмах и документах содержатся ранее неизвестные факты истории возникновения последних и неосуществленных оперных замыслов П.И. Чайковского. Все поступившие в архив П.И. Чайковского в 2013 году документы из Германии и Франции в самое ближайшее время станут объектами научных исследований и публикаций. Источник: http://culture.ru/press-centre/11010 В Интернете возник ажиотажный спрос на календари 1986 года С наступлением нового 2014 года в Интернете возник бум спроса на календари 1986 года. Странным образом они полностью совпадают по дням недели Многочисленные любители парадоксов пытаются приобрести календари 28-летней давности с тем, чтобы жить по ним в нынешнем году. В результате "многие люди пытаются сейчас найти в чуланах и на чердаках отслужившие, но не выброшенные календари за 1986 год". Цена на них на торговых порталах Всемирной паутины доходит до 100 долларов за штуку. Петербургские ученые нашли на старинных картах Лукоморье Лукоморье, известное всем с детства по поэме Пушкина «Руслан и Людмила», это не выдуманная поэтом сказочная страна, а реальная местность. Петербургский культуролог Маргарита Пустовалова заинтересовалась происхождением этого названия. «Я нашла старинные голландские карты, на которых словом „Лукоморье“ была отмечена Обская губа, место, где великая сибирская река впадает в Карское море», — рассказала Маргарита Пустовалова в интервью корр. ИТАР-ТАСС. Всего удалось найти три карты, где обозначено Лукоморье: карта фламандского картографа Герарда Маркатора 1594 года, атлас голландца Яна Блау 1657 года и карта, составленная также голландским картографом Фредериком де Витом в 1760 году. На всех трех картах названием Лукоморье была обозначена одна и та же местность — дельта реки Обь. Дальнейшие исследования натолкнули Маргариту Пустовалову на мысль о том, почему название исчезло с карты впоследствии. «Термин Лукоморье связан с понятиями „лука“ — изгиб и „море“. В момент составления карт, где оно значится, эта местность была границей известных и обжитых земель. В таком же значении оно использовано и Пушкиным — как грань между „нашим“ миром и „тем“ миром, неизведанным, неизвестным, сказочным. В процессе освоения Сибири неизведанность ушла в прошлое и грань миров переместилась дальше на восток», — говорит исследователь. Источник: http://news.rambler.ru/22963316/ О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||