← Январь 2013 → | ||||||
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
9
|
11
|
12
|
13
|
||
14
|
15
|
16
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
На такой Козе не подъедешь! Как щедруют на старый Новый год в селах Брестчины За две недели после Нового года живая елочка в доме порядком поистрепалась, да и на нашей внешности череда праздников отразилась не самым благоприятным образом. Однако еще один праздник мы с вами просто обязаны отметить. Речь о старом Новом годе – празднике, одно название которого вводит иностранцев в ступор. Празднуют его, говорят, еще с досхристианских времен. Хозяйки с самого утра 13 января (по старому стилю – 31 декабря) начинали готовить обрядовую кутью. В отличие от постной (на Коляду, перед Рождеством), эту можно было заправлять салом и мясом. Потому и называли ее щедрой. После захода солнца, когда, как известно, в мире воцаряется всякая нечисть, молодежь отправлялась по соседям щедровать. А это помимо веселья и самых невероятных приключений обещало еще и богатые подношения от соседей в виде колбас, пирогов и прочих вкусностей. Чтобы соседи не поскупились на такие подарки, требовалось одно: щедровать не лишь бы как, а «по правилам». Тогда эти правила знали все, нынче – единицы. Как это делается, мы с вами и попытаемся вспомнить. Благо есть еще села, где эти традиции помнят, лелеют и активно несут их в массы. Еще в этом разделе Одно из таких сел – Новицковичи – расположилось в Каменецком районе, недалеко от Беловежской пущи. Здесь живет Ольга Владимировна Шевчук, создатель, организатор и главный идейный вдохновитель фольклорного коллектива «Орлица» при сельском Доме культуры. Интересоваться местными народными обрядами она начала около 40 лет назад, собрала и сохранила все, что помнили и знали тогдашние старики, и теперь аутентичные местные танцы, песни и обряды («Шчодрык», «Колядки», «Каравай», «Веночки», «Зажинки», «Дожинки» и пр.) составляют основу репертуара «Орлицы». Особой популярностью выступления коллектива пользуются у иностранцев. Вот и на днях «Орлица» выступала в пущанском поместье Деда Мороза перед приехавшими отдохнуть россиянами. А вечером 13 января участники коллектива, перевоплотившись в ряженых, отправятся по деревне щедровать – точно так же, как делалось это в Новицковичах и 70, и 90 лет назад… Щедрующая в деревне компания весьма разношерстна, но в ней всегда есть Цыганка, Медведь, Коза и бородатый горбун в качестве Поводыря. Остальные участники обряда одеты в народные костюмы, которые в некоторых семьях бережно передавались из поколения в поколение. «Некоторым из этих костюмов уже лет 100 будет», – смеется Ольга Владимировна. Ряженые идут по деревне, стучатся в дома и поздравляют их хозяев со Щедриком. «Кто такие? Откуда идете?» – спрашивают хозяева. «Мы люды не простые, - отвечают щедрующие. – Идем из далекого края. Радость несем, счастье в ваш дом, козу с собой ведем… Можно зайти в хату?» Радушные хозяева пускают компанию в хату, и вот тут и начинается представление, где главное действующее лицо – Коза. Потому что всем известно: Где коза ходит, там жито родит. Где коза не бывает, там жито вылягает. Где коза рожком, там жито – стожком. Пока поются обрядовые песни, Коза бегает по хате, прыгает, бодается, словом, веселится вовсю. И вдруг в изнеможении падает. «Ой, ой, – причитают щедрующие. – Что ж вы сделали с козой… Ой, сглазили!» Снять сглаз можно лишь одним способом: щедро одарить Козу. То есть на рога повесить домашнюю колбасу, сало положить на спину («чтоб водились свиньи»), ну и про пироги, конечно, не забыть. Тогда Коза выздоровеет, поднимется, а в гостеприимном доме на весь год поселится благополучие. Правда, в современной деревне народ не тот, что прежде, и с Козой уже не к каждому пойдешь, так что щедрующие ходят по дворам избирательно, что по большому счету всех устраивает. А вот в деревне Лобча Лунинецкого района щедрующих 13 января ждут почти в каждом доме. Анастасия Ивановна Яковец, главный человек в фольклорном коллективе «Лобчанка», рассказывает: несколько лет назад было такое, что в одну хату щедровщики стучали-стучали, да никто им так и не открыл. Так на следующий день, когда щедровавшие накануне собрались, чтобы «по уму» распорядиться надаренным, хозяйка той хаты прибежала с корзиной и целым ворохом извинений. Мол, простите, люди добрые, не слышали мы стука. В Лобче твердо знают: не пустишь на Щедрик в дом Козу, беды потом не оберешься, и очень обижаются, если их ненароком пропустишь… В здешних краях щедруют с пятиконечной звездой. Не в память о Советах, конечно. Считается, что начало деревне положили пять фамилий, или родов, вот в их честь и звезда такая. Свиту здешней Козе составляют Цыган с Цыганкой, Дед с Бабкой и… Доктор. Причем этот персонаж появился уже относительно недавно («Когда я была маленькой, никакого Доктора точно не было», - говорит Анастасия Ивановна), но пришелся настолько «ко двору», что без него действо уже и не представляют. Доктор этот «был в Германии, Париже, а может, и ближе», знает магию и так всех лечит, что к нему «приходят на ногах, а назад везут в санях». Коза тоже ряженая. Давным-давно, в пору детства нашей собеседницы, щедровашие ходили с настоящей козлиной головой, чем однажды страшно напугали маленькую Настю. Козу здесь водит Цыган – личность довольно деспотичная. Если, например, его жене с ребенком на руках мало подадут «на пропитание», может супружницу и кнутом отстегать. Щедрующие стучат в окна, хозяева кто выходит на крыльцо послушать, а кто и в дом приглашает – значит, угощение будет щедрее, и отработать его надо авансом по полной программе. Веяния времени сказались и здесь: над внезапно захворавшей Козой щедрующие причитают, что она «дорога, 300 долларов за нее отдали!» Народ сочувствует и не скупится на «лекарства». Расстаются все чрезвычайно друг другом довольные – чтобы ровно через год встретиться опять. А иначе кто его знает, вдруг и правда счастья не будет? Источник: http://vb.by/article.php?topic=24&article=18373 В Н.Новгороде 20 января пройдет мастер-класс по восстановлению родословных Мастер-класс "Восстановление родословных, на примере Нижегородской губернии" пройдет в Нижегородской государственной областной детской библиотеке (НГОДБ) 20 января. Об этом сообщают организаторы мероприятия. Согласно пресс-релизу, мастер-класс пройдет при участии Нижегородского отделения Союза возрождения родословных традиций (СВРТ). В программе консультации представителей СВРТ и опытных нижегородских пользователей архивов по восстановлению родословных, выставка генеалогической литературы из фондов отдела литературы по краеведению и истории России, а также демонстрация роликов по теме "Семья, страна, история" за 2012 год. В рамках консультаций будут рассмотрены такие темы, как история беженцев и военнопленных периода I мировой войны, нижегородские некрополи и мемориальные доски, также генеалогия и интернет. Участники мастер-класса смогут приобрести книгу Н.и В.Успенских "Семейная традиция", посвященную 17 родам нижегородских священнослужителей и диск "Нижегородское краеведение". Кроме того, в рамках мероприятия состоится областной конкурс детских работ по теме "Моя родословная", а также демонстрация интерактивного проекта фонда "Дать понять". Источник: http://www.nta-nn.ru/news/item/?ID=216256 Герой моего времени Мы не откроем Америку, если cкажем, что Юлий Романович Берковский родился в 1922 году и прожил полную испытаний, потерь, горестей жизнь, как и большинство людей его поколения. Но сколько событий стоит за набором, на первый взгляд банальных слов. Пережить тридцатые, пройти солдатом войну, во многом вопреки обстоятельствам стать художником, не пресмыкаться и не подстраиваться под моду и заработки, заниматься непопулярной торцовой гравюрой... Юлий Романович всегда и не без скрытой гордости говорит о своей фамилии, роде, а Берковские из польской знати, дворян. В одной из своих книг, я надеюсь, он еще сам подробно об этом расскажет. Но пройти мимо важной для человека вещи – имени – не могу. Очень часто имя - это путеводная звезда судьбы, определяющая линию человеческой жизни. О происхождении фамилии “Берковский” высказано несколько интересных версий: первая из которых гласит, что это прозвище – Берко, появившееся из прилагательного “беркий” - усердный в работе, трудолюбивый или прилипчивый, приставучий; вторая – еврейское слово ber – медведь. Не берусь судить, но и первый и второй вариант удивительно совпадают с обликом и характером Юлия Романовича (если отбросить вон прилипчивость). При первой встрече меня поразил его рост. В этом почтенном человеке все еще чувствовалась мощь, какой обладал он в прежние годы. И хотя движения его были острожны и медлительны, очень напоминал он старого медведя: вроде и сделали дело годы, но страшно зайти к нему в клетку. А что касается его трудолюбия – об это я позже узнал: он собиратель, художник, писатель – фанатично преданный всем этим делам (и, видимо, не только этим), а всему, что ему попадается в жизни – во что он влюбился, за что «уцепился». Познакомились мы весной 2006 года. Этому предшествовала моя работа над книгой о гравере Николае Синицыне, я ездил по мастерским собирал материалы, и однажды Николай Иванович Калита посоветовал мне позвонить Берковскому, что я незамедлительно и сделал. А спустя несколько дней уже выходил со станции «Щелковская» и искал во дворах его пятиэтажку. Меня встретил большой человек с несколько удлиненным лицом и аккуратно постриженными белыми волосам, локонами... Иными словами было в нем что-то ликообразное. Елинственное, что немного смущало – застывшие глаза, очень спокойные, обездвиженные, смотрящие в себя. Еще в телефонном разговоре Юлий Романович предупредил, что он давно уже ослеп. Пожалуй до него я только у Николая Васильевича Синицына встречал такую старорежимную предупредительность, заинтересованность в собеседнике и открытость. Совершенно свободно перемещаясь по квартире, Юлий Романович, усадив меня на диван, то отлучался за папками, то их уносил в другую комнату. Для меня он самы щепетильным образом подготовил много папок с материалами о Синицыне. Мы проговорили до вечера, договорившись встретиться снова. Удивляться, впрочем, воспитанностью и интеллигентностью Берковского было нечего. Ведь его отец – известный советский архитектор, а мама – преподаватель немецкого языка в знаменитой пушкинской гимназии в Сокольниках (к слову, там же работали – сестра художника Вадима Фалилеева и юный учитель рисования Николай Синицын). И хотя Юлий Романович прошел войну (и видел, по его же выражению, всякое), демобилизовавшемуся моряку краснофлотцу судьбой было предначертано стать художником. Неслучайно мама помогла ему оформиться на работу в школу, там же произошла судьбоносная встреча с Синицыным, который бывшего своего ученика всячески пропагандировал заняться творчеством, предлагая всевозможную помощь. И закрутилось, учеба, работа, встречи с Иглиным, Остроумовой-Лебедевой, Усачевым, Фаворским, Павловыми, Аферовым, гравюра, живопись, заказы. Как и положено художнику. Особый разговор встреча начинающего художника Юлия и Елены Сетницкой (Берковской), дочери известного советского экономиста Николая Александровича Сетницкого – к тому же поэта и философа, последователя учения Н. Ф. Федорова. Елена стала его женой и музой, вместе они путешествовали, вместе трудились: он в полиграфическом комбинате и фотохронике ТАСС, она – во Всесоюзной библиотеке иностранной литературы, обычным библиотекарем. «Зачем-то я пришла однажды к Б. Л. на Лаврушинский. Он был, как мне показалось, чем-то расстроен. На мой вопрос, не случилось ли что-нибудь, он сказал, что после очень долгого перерыва, получил наконец письмо от Аси Цветаевой, сестры Марины. Из лагеря. Тут же он дал его мне прочесть. До сих пор я отчетливо помню даже внешний вид этого лагерного письма на листке в клетку из школьной тетради, исписанном вдоль и поперек торопящимся, корявым почерком, напомнившим мне почерк моей мамы. Ужасное, отчаянное письмо, где Ася пишет, что она только теперь узнала о смерти сестры и что она не знает, как, и когда, и где умерла Марина, и ничего не знает про Мура (а он уже погиб к этому времени). И пишет на авось, не зная, дойдет ли ее письмо до Бориса Леонидовича. Не письмо, а страшный, отчаянный вопль из таких преисподних глубин, что чудом казалось, что оно все же дошло до адресата. Не знаю, почему она совсем ничего не знала о Марине. Прошло ведь уже больше двух лет. То ли от нее это скрывали, то ли письма не доходили?» - спустя несколько десятилетий напишет «библиотекарь». Не будем долго крутить – им повезло, встреча была судьбоносной, а брак счастливым. А особый разговор или роман напишется еще (или написан уже) я в этом почему-то убежден. Я уже не застал хозяйки, но ее присуствие ощущалось по тому, как были расставлены вещи, как висела одежда, как была заправлена кровать. Чувствовалось, что хозяин жил по раз и навсегда установленным правилам. Но вернемся к творчеству? А о нем собственно ничего и не написано за 90 лет его жизни. Наиболее подробную и неформальную биографическую справку о Берковском написал А. Н. Горяинов: "Юлий Романович родился в Москве 29 июля 1922 года в семье архитектора и художника Романа Александровича и учительницы немецкого языка Софьи Антоновны Берковских. В 1940 году, сразу после окончания средней школы, юноша был призван на военную службу и попал на Балтийский флот. Он служил в морской пехоте, всю войну прошел рядовым, был ранен, сражался на Ленинградском и других фронтах, закончил службу на Дальнем Востоке. Демобилизовавшись в ноябре 1946 г., выбрал, после некоторых колебаний и раздумий, профессию художника и получил высшее художественное образование в Московском полиграфическом институте. С 1950 г. в течение тридцати семи лет Юлий Романович трудился в Фотохронике ТАСС. Эта работа отнимала много сил и времени, но художник умел совмещать ее с активной творческой деятельностью. Ю. Р. Берковский участвовал более чем в 50 художественных выставках, в 1969 г. в Москве и в 1987 г. в Казани состоялись персональные выставки его работ, в 1975 г. он был принят в Союз художников. Картины Юлия Романовича имеются в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, других музеях страны. Его работы посвящены, главным образом, исторической тематике, портрету и пейзажу. Человек большого мужества, Юлий Романович Берковский сумел сохранить себя как творческую личность, когда на него сначала надвинулась тяжкая болезнь, сделавшая художника незрячим. Он выучился печатать на машинке вслепую и, как пишет в автобиографии, «стал писать о своей жизни, об искусстве и вообще о передуманном». Уже вышли из печати отрывки из воспоминаний Ю.Р. Берковского о пережитом на войне, статья о европейской гравюре, книга о древнейшей системе символов"… Спасибо, как говорится и за это (говорю безо всякой иронии). Из того, что мне удалось откопать о творчестве Берковского – «Кромвель» из серии ЖЗЛ, коллективный буклет московских граверов и подаренный художником буклетик с персональной выставки. Признаюсь, что при первом рассмотрении его работы вызывают чувство разочарования что ли – так они аскетичны и лаконичны. Но чем чаще возвращаешься к просмотру, тем больше эмоций появляется, возникает понимание скрытой кипящей энергии, страсти, а если вы еще смотрели средневековую европейскую гравюру, то и объяснять ненужно откуда, что взялось. К сожалению, в печати представлены далеко не лучшие, не вершинные его гравюры, а живопись вообще не попала на бумагу. Мне посчастливилось перебирать с Юлием Романовичем папки с гравюрами и рисунками. В памяти отпечатались портреты Цветаевой (считаю лучший из существующих) и Карамзина, а еще его северный цикл акварелей. До чего же живо и глубокомысленно кисть отобразила исконную Россиию! Помню мою шальную тогда идею: вот бы издать «Северный дневник» Юрия Казакова с этими иллюстрациями! Работы к былинам про Илью Муромца не видел, но по рассказам чувствовал насколько они были оригинальны. А особое место в его творчестве занимают карты Таро. Первой своей самостоятельно и профессиональной работой в искусстве Юлий Романович считает нарезанные им гравюры карт Таро. По иронии судьбы, слепнущий, быстро теряющий зрение он все же закончил свои последние Таро. Круг замкнулся. Что такое для художника потерять зрения я вам объяснять не буду. Но с великим мужеством и простотой он принял свой жребий. Как сам записал: "... Я стал художником, оформлял книги, занимался гравюрой, акварелью. Я ослеп и больше не мог быть художником. Я стал писать о том, над чем думал в своей жизни". Другой бы на его месте спился или озлобился, или еще какое-нибудь коленце выкинул, но бывший моряк-фронтовик, не отчаялся, а с завидным упорством начал учиться печатать вслепую и выучился! Когда мы с ним познакомились, напечатана была уже книга «Таро: древнейшая система символов», в альманах опубликованы воспоминания о военных годах и работе в ТАССе, подготовленная ждала своего часа книга мемуаров жены. Сейчас он трудится над книгой о детской иллюстрации и так хочется ее дождаться! Вы даже не представляете как хочется, держа в руках книгу, приехать к нему на «Щелковскую» за автографом и снова услышать его приглушенный голос. Источник: http://www.agroxxi.ru/agroart/geroi-moego-vremeni.html …И паспортизация всей страны Когда-то в главный личный документ вписывали не только детей, но и жену Появление в стране паспортной системы 80 лет назад связано с постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932 года. Оно обязывало всех граждан, проживающих в городах, рабочих поселках, новостройках и достигших 16 лет, иметь в следующем, 1933 году паспорт, то есть единый государственный документ, удостоверяющий личность человека. А что же было до 1933 года и как затем развивалась история паспортной системы в нашей стране? Что такое паспорт до революции? В Большой энциклопедии, издания 1896 года, это французское слово определяется как «носимый документ». А в Большой советской энциклопедии дается более развернутое толкование первоначального значения — «разрешение на проезд через порт». Наконец, в знаменитом Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля слово «паспорт» трактуется как «вид, свидетельство, лист или письмо для проходу, проезду или проживания». Далее отмечается, что в России это слово бытует и в форме «пашпорт» и «пачпорт». Видимо, где-то в начале XX века родилась поговорка — всякий порядочный русский человек состоит из трех частей: духа, тела и паспорта. Во времена Владимира Даля в странах Западной Европы паспорт уже выходил из употребления, в США он вообще никогда не вводился, а в Российской империи с конца XIX века паспортизация медленно пробивала себе дорогу. Дореволюционная паспортная система носила выборочный характер, отражая слабость торгово-экономических связей между территориями, сословный и национальный состав населения. Жителям в пределах уезда своего проживания вообще не требовалось иметь на руках каких-либо документов, удостоверяющих личность. Поездка за пределы уезда влекла за собой необходимость иметь «вид на жительство», который до 1906 года надлежало продлевать каждые полгода. В семейном архиве сохранилась паспортная книжка моего отца, датированная июлем 1908 года, когда он работал таксировщиком в правлении Забайкальской железной дороги в Иркутске. Поехал он за этим документом на родину, а до этого 7 лет пользовался «видом на жительство». Указанная книжка имеет желто-коричневую обложку из тонко выделанной кожи. На обратной стороне выдержка из указа Николая II, даровавшего крестьянам и другим деревенским жителям свободу «избрания места постоянного жительства», а также «в качестве видов на жительство выдавать безсрочные паспортные книжки». В книжке 30 страниц, каждая с крупным водяным текстом «паспорт». На первой вверху — герб, далее от руки надпись «безсрочная», ниже — название «паспортная книжка». Место, где ранее должен отмечаться срок действия, покрыто какой-то черной мастикой. Текст первой страницы гласит: «Выдана» (и далее от руки) Солоницким волостным правлением Кременчугского уезда Полтавской губернии тысяча девятьсот восьмого года июля месяца 17 дня Петру Константиновичу Чемерису». На этой же странице указаны стоимость книжки — 25 копеек и ее номер — № 566. На 2-й и 3-й страницах приведены сведения о владельце книжки: Ф.И.О., звание — из казаков, время рождения или возраст, вероисповедание, род занятий, состоит или состоял в браке, в ополчении I разряда. Далее следует, на основании каких документов выдана книжка. Посемейные списки жителей велись во всех волостных правлениях страны, причем в нашем случае № 204 означал, что в этом списке семейство шло под таким номером. Девятый пункт третьей страницы — личная подпись владельца книжки и пояснения, если он неграмотен, то приметы: рост, цвет волос, особые приметы. В паспортную книжку можно было вписать жену, сыновей до 18 лет, незамужних дочерей до 21 года, немощных родителей. Книжка скреплена печатью волостного правления и подписями волостного старосты и писаря. На остальных страницах, если речь вести о дореволюционных годах, около 10 штампов различных полицейских частей Иркутска о местах проживания за подписями приставов. Теперь перейдем очень кратко к собственно паспортам. Они отличались от книжек объемом за счет отсутствия листов-квитанций об уплате налогов. В стране не было единого образца документа, как и общегосударственной нумерации. Не было единообразия при заполнении графы «звание», когда последнее подменялось фиксацией происхождения. Паспорта можно было получить только в городах, беспрепятственно дворянам, купечеству, чиновникам, представителям интеллигенции. В зависимости от статуса владельца они были бессрочные или временные. Абсолютная же масса населения никакого отношения к паспортизации не имела и пользовалась в случае необходимости любыми документами — от метрических выписок до справок из полицейской части по месту проживания. Таким образом, к 1917 году страна находилась в двойственном положении: с одной стороны, шла паспортизация, с другой — функционировала легитимационная система, которая отвергала какой-либо единый государственный документ, удостоверяющий личность гражданина. Паспортная система в первые годы советской власти С момента Октябрьской революции легитимационная система в стране победила. Ее победа вытекала, с одной стороны, из самой идеологии большевизма, с другой стороны, советская власть не могла сразу определиться в данном вопросе. Владимир Ленин еще в начале века писал, что паспорт — это признак полицейского государства, средство подавления свободы, и в 20-е годы такое понимание паспорта в верхах партии было незыблемым. Вплоть до 1933 года господствовала множественность документов, которые могли удостоверять личность человека. Это могли быть трудовые книжки, трудовые договора, служебные удостоверения, метрические выписки, справки домоуправлений и сельсоветов, профсоюзные и студенческие билеты, старые паспорта и многое другое. Имея их на руках, любой советский гражданин мог беспрепятственно передвигаться по стране. Начавшиеся коллективизация и индустриализация привели к массовому движению населения, города буквально пухли от притока людей, в том числе из деревень — бежали нежелавшие вступать в колхозы, укрывались в городской среде и бежавшие раскулаченные. Новостройки вызвали рост внутренней миграции. Все это надо было контролировать, пресекать, и лучше, чем с введением паспортной системы, сделать это оказалось невозможно. В начале 30-х годов легитимационной системе пришел конец. Еще в 1930 году в Малой советской энциклопедии провозглашалось, что паспортная система является важнейшим орудием «в так называемом полицейском государстве» и «советское право не знает паспортной системы». Но уже в 1932 году на фабрике Гознака были отпечатаны первые советские внутренние паспорта. Как вводились паспорта в СССР В паспортах выпуска 1932 года получали отражение следующие данные об их владельцах: имя, отчество, фамилия, время и место рождения, национальность, социальное положение, место постоянного жительства и место работы, прохождение военной службы. Текст был на одном (русском) или на двух языках — в Башкирии на русском и башкирском (на латинице). Возраст владельцев начинался с 16 лет, т. е. родившихся раньше 1917 года и имевших возможность подтвердить точно последнее по метрическим книгам, которые велись во всех православных храмах, мечетях, синагогах, костелах. В отличие от дореволюционных, в советских паспортах указывалась национальность, что сыграло огромную роль в укреплении национального самосознания больших и малых этносов, фиксировалось точно место рождения. Лица, которые работали, были обязаны иметь в паспорте отметку соответствующего учреждения. В паспортах образца 1932 года ничего не говорилось о вероисповедании, семейном положении (отметки загса введены в 1936 году). Как и до революции, они не содержали фотографии владельца (введены в 1937 году, и только при наличии технических возможностей). Отсутствовали какие-либо упоминания о безграмотных лицах. Сам паспорт стоил его владельцу три рубля. Важное значение придавалось графе «социальное положение» (ранее — графа «звание»). Был установлен новый социальный статус граждан: рабочий, колхозник, крестьянин-единоличник, служащий, учащийся, писатель, художник, артист, скульптор, кустарь, пенсионер, иждивенец, без определенных занятий. Допускалось, если гражданин служащий, при наличии подтверждающих документов дополнять эту графу словами «профессор», «доктор», «инженер», «агроном», «ветеринар» и т. д. Вся территория страны была разделена на местности и города — режимные и обычные. В январе — июне 1933 года паспортизация была проведена в первых режимных городах — Москве, Ленинграде и Харькове, с зонами вокруг них в радиусе 50 — 100 километров. Затем к режимным городам было отнесено еще 25 городов, в том числе Челябинск и Магнитогорск. Уфа в их число не входила. Результаты выдачи паспортов были строго засекречены. По публикациям 1990-х годов известно, что в первых трех режимных городах к 20 апреля паспорта получили около 6,5 млн человек, а отказано 265 тысячам. Эти люди по разным причинам, прежде всего политическим, подлежали выселению в другие нережимные города и местности. Паспортизация в Башкирии в 30-е годы прошлого века Грандиозная чистка в центре страны наложила определенный отпечаток и на Уфу. Известно, что в начале 1930-х годов столица Башкирии стала новым местожительством для некоторых изгнанников, которые только здесь получали паспорта и возможность работать. Среди них один из лидеров левых эсеров в 1918 году М. А. Спиридонова и академик АН СССР М. К. Любавский, бывший в 1911 — 1917 годах ректором МГУ. Паспортизация в Башкирии проходила в 1933 году: в Уфе — с июля по начало сентября, в Стерлитамаке — в июле-августе, в Белорецке — в июле. Столица республики была поделена на 20 участков, которые объединяли пункты по выдаче паспортов по территориям и некоторым предприятиям. В Стерлитамаке паспорта получали постоянно проживающие жители, включая выселки, а также население Левашовки, поселка винзавода, совхоза имени Мичурина, колонии исправдома, участка нефтеразведки, села Зирган с охватом МТС, поселка Марининского винзавода, отделения Стерлитамакского зерносовхоза. Каждый житель для получения паспорта должен был представить в паспортный пункт справку из домоуправления, любой документ, удостоверяющий место и время рождения, справку с места работы. Такие документы сразу принимали или назначали дополнительную проверку их достоверности. Назначалось время получения паспорта. Посмотрим, как оформлялась выдача паспорта на примере опять же моего отца. Он приехал в Уфу 5 октября 1933 года, еще не имея паспорта. Им было представлены три документа, первые два сохранились: выписка из церковной метрической книги (1899 года) о месте и дате его рождения, служебное удостоверение НКПС с указанием его должности, снабженное очень качественной фотографией владельца и печатями, а также, видимо, какой-то справкой о его проживании в общежитии отдыха паровозных бригад. О получении паспорта на выписке из метрической книги проставлен штамп: на русском и башкирском (латиница) языках — «паспорт выдан в 1933». Моя мать получила паспорт вне Башкирии, и на ее выписке из метрической церковной книги (1906 год) стоит штамп только на русском языке, что паспорт выдан в 1933 году. Следует отметить и еще одну деталь — во избежание подделок заполнение паспортов от руки в паспортных пунктах и личные подписи их владельцев выполнялись только специальными черными чернилами, равно для печати и штампов использовалась специальная мастика. Известно, что они были разработаны в какой-то лаборатории МВД СССР для всей страны. Нам неизвестно, сколько всего было выдано в БАССР в 1933 году паспортов и скольким лицам в этом было отказано. Но отказы, и, видимо, немалые, имели место. В газете «Красная Башкирия» приводился пример «политически грамотной» работы паспортного пункта на швейной фабрике имени 8 Марта. Там было «разоблачено» несколько работников, один оказался беглым раскулаченным, другой бежал из колхоза с поддельными справками. Такие люди обычно пополняли ряды подневольных строителей в спецлагерях на стройках ЦЭСа, моторного завода, завода «Дубитель». С получением паспорта заботы не кончались. В сжатые сроки необходимо было зафиксировать в паспорте место работы или учебы и адрес проживания (последнее в органах милиции). Все прежние домовые книги и так называемые прописные листы (для индивидуальных домовладельцев) были ликвидированы и заведены новые. Если лица, которые и раньше были прописаны в указанном месте, сохраняли свои права, то для новых жильцов вводилась разрешительная система прописки, то есть только за органами милиции оставалось последнее слово. Паспортная система СССР в эпоху его заката и паспорта современной России В последующие годы вместе с изменениями в стране эта система совершенствовалась, одни нормы отменялись, другие вводились. Отпала необходимость фиксировать социальное положение, ибо оно отражало лишь статус во время получения паспорта, а владелец мог далее менять свой социальный статус неоднократно. Но самое главное изменение произошло в 1976 году — вводится паспорт гражданина СССР нового образца, который «обязаны иметь все советские граждане, достигшие 16 лет». Так, наконец, через 40 лет с начала паспортной реформы колхозное крестьянство, сельских жителей, то есть большинство населения того времени, уравняли в элементарных правах человека где угодно жить, работать, без всякого разрешения передвигаться по стране. В 1976 году исполнилось и 70 лет указу Николая II о предоставлении свободы избрания сельскими жителями места постоянного жительства. Встает естественный вопрос: почему потребовалось столько лет? Ответы, по крайней мере, главные, лежат на поверхности. Указ 1906 года облегчал проведение Столыпинской реформы, смягчал напряжение в деревнях, толкал крестьян на освоение новых земель в Сибири. Оставление же крестьян в 1933 году без паспортов лишало их права передвигаться без особых разрешений и тем самым прямым образом препятствовало повальному бегству жителей колхозных деревень в города или иные места за лучшей жизнью. Ну, а последние изменения в паспортной системе произошли уже в Российской Федерации. Появился паспорт нового образца, фиксация национальности стала правом, но не обязанностью, вместо разрешительного принципа введен при прописке другой — заявительный (если жилье приватизировано). Источник: http://rus.ruvr.ru/2013_01_16/I-pasportizacija-vsej-strani/ Ползучих гадов в России изображали на деньгах, гербах и царских печатях Новый год обещает принести с собой мудрость, здоровье и жизненные силы – ведь именно эти качества многие народы по традиции приписывают ее символу. По восточному календарю 2013-й опекает Водяная Змея - мифологический персонаж, куда более благоприятный, чем Черный Дракон, осенявший своими крыльями 2012-й. На Руси безногих рептилий почитали как символ плодородия. Не случайно слова «змей» и «земля» происходят от одного корня. Серпент всегда отождествлял мудрость, власть и мужскую силу. На Востоке, откуда пришло к нам почитание змеи, она к тому же считалась мистическим существом, несущим любовь, нежность и возрождение. В России эта мудрая тварь успела побывать государственным символом, причем даже сейчас нашла приют на гербах некоторых федеральных ведомств. – Змея в России украшала царские печати и даже деньги, – рассказывает кандидат исторических наук Александр Баранов, специалист по бонистике. – Изображение орла, поймавшего змею, было размещено на денежных знаках генерала Юденича, командовавшего белой армией на северо-западе России. В 1919 году он распорядился напечатать бумажные боны достоинством 25 и 50 копеек, 1, 3, 5, 10, 25, 100, 500 и 1000 рублей. На оборотной стороне этих купюр имелась надпись, гласившая, что они подлежат обмену на общегосударственные российские деньги в сроки, определяемые Петроградской конторой Государственного банка. Земноводное на деньгах Юденича означало большевизм. Но, как известно, змея тогда победила орла: поход белых на Петроград провалился. Ну как не воздать хвалу ее живучести, хитрости и мудрости! Любопытно, что змей – не дракон, а безногий и бескрылый серпент – первоначально красовался в России на царской печати. Ею скреплял свои грамоты Василий II, а потом четверть века пользовался его сын Иван III. На восьмиграннике был изображен лев, терзающий змею. И только после него в конце XV века царской стала другая печать – с всадником, поражающим копьем змея, и двуглавым орлом. Памятники Во времена расцвета Российской империи змея снова ухитрилась попасть поближе к великодержавным персонам. На знаменитом памятнике Петру Великому на Сенатской площади в Санкт-Петербурге – «Медном всаднике» работы Этьена Фальконе – рептилия пристроилась под копытом коня. Ее отлили по модели скульптора Федора Гордеева. На самой вершине Александровской колонны, поставленной в честь Александра I в память победы над Наполеоном перед Зимним дворцом, тоже есть змея - ее попирает крестом бронзовый ангел. Аллегорически этот почти невидимый снизу серпент по замыслу скульптора Бориса Орловского и архитектора Огюста Монферрана означал поверженного Наполеона. Заметьте, на обоих этих памятниках рептилии изображены не дохлыми, а живыми: все-таки сильно уважали российские цари змеиное племя! Еще одно подтверждение тому почету – герб Царского Села, официальной загородной резиденции императоров. На нем по велению Екатерины Великой нарисовали змею, заглатывающую свой хвост. Этот символ мудрости и вечности недавно вернули на городской герб города Пушкин, как ныне называется Царское Село. Кстати, на утвержденном недавно официальном гербе Российской федеральной таможенной службы и на гербе ведомства налоговиков рептилии обвивают кадуцей – геральдический жезл. И на эмблемах наших военных медиков тоже есть змея, склонившаяся над чашей. Кстати, учредили этот врачебный символ вскоре после Гражданской войны, так что и при коммунистах мудрый серпент в геральдике пригодился. А крылатая рептилия с герба Российской империи официально в царские времена именовалась «змеем». Ведь поражающий ее всадник взят из древней рукописи, которая называется «Чудо Георгия о змие». Только при Ельцине, составляя новый герб, геральдисты на западный манер переименовали змея в дракона и узаконили это в Конституции. Но на старинных иконах святой Георгий поражает копьем бескрылого гада. Может, уже потом людская молва приписала побежденному способность летать? В христианстве змеи тоже занимают почетное место. На самых торжественных богослужениях мы можем видеть резных рептилий на посохах патриарха и епископов. Режиссеры при телевизионных трансляциях специально показывают их получше, озадачивая неискушенных зрителей. Ведь на первый взгляд это кажется странным – украшать церковные атрибуты какими-то ползучими гадами. Ан нет, оказывается, в этом скрыт глубокий мистический смысл! – В Евангелии приведены слова Христа, в котором он призывает: «Будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (От Матфея, 10:16), – поясняет диакон Петр Пахомов, сотрудник синодального отдела Московского патриархата. – В православии змей одновременно считается символом мудрости и символом искушения, ведь враг рода человеческого обольстил Еву, приняв образ змея. В житиях святых описано несколько случаев победы над гигантскими рептилиями. Святой Сильвестр, папа римский, изгнал из пещеры змея, пожиравшего людей. Есть предание о том, как в Антиохии мощами Иоанна Крестителя – его пальцем – был убит водяной змей, терроризировавший народ. А на иконах змею часто рисуют на чаше Иоанна Крестителя как символ мудрости. Ну и на посохах христианских иерархов издревле изображаются рептилии в качестве знака учености и знания. Они есть и у католиков, есть в армянской апостольской церкви, есть и у православных епископов. На посохе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла тоже вырезаны змеи. Есть чудо со змеями, которое происходит каждый год на греческом острове Кефалония: в праздник Успения Богородицы в местный храм сползаются гады со всей округи, но не кусают никого. Так что у змей заслуг немало: и на деньгах, и на памятниках, и на царских печатях, и на патриаршем посохе побывали. ...Примем к сведению: Змея – знак 2013 года – символ вполне благоприятный. Источник: http://tden.ru/articles/show/27735 О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||