Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Константин Моченов «Многие субъекты РФ не привели свою символику в соответствие»

В интервью «Клубу Регионов» исполнительный директор правления Союза геральдистов России Константин Моченов рассказал о геральдических традициях в регионах и опыте работы с губернаторами, часть из которых активно участвовали в создании гербов своих субъектов.

«Клуб Регионов»: Константин Федорович, в Омской области разрабатывают новый проект герба региона. Это связано с тем, что местный геральдический совет признал нелегитимным герб Омской области. Почему так важно, чтобы герб соответствовал всем геральдическим канонам?

Константин Моченов: А почему важно писать без ошибок? Можно ведь написать «жи-ши» с буквой «ы», и смысл не поменяется, все равно мы поймем друг друга. В разговоре мы ведь не слышим «ы» или «и». Но когда глянешь на письмо, то любого образованного человека покоробит. Так и здесь в геральдике: та же определенная грамота, которая должна быть выполнена. Это определенная геральдическая культура. Так же, как в музыке есть ноты, по которым играют, которые были установлены. Люди смотрят на ноты и воспроизводят те звуки, которые там показаны своими знаками. Это определенная грамота. То же самое и в геральдике. Есть определенные правила, которые нужно выполнять. Это – составляющая, изобразительная часть герба. Кроме того, герб - это ведь правовой знак. Он отвечает статусу того субъекта, которому принадлежит, - или это личный герб, или муниципального поселения, городского округа, субъекта Федерации, государства. Это уже вторая, а может быть даже первая, часть герба, политико-правового толка.

«Клуб Регионов»: Как специалист, как Вы считаете, насколько нужна собственная геральдика регионам?

Константин Моченов: Геральдика – это мировая традиция. По крайней мере, вся Европа испокон веков живет со своими гербами. Я был в Австрии: там каждая деревушка в 30 домов имеет свою символику. Да и у нас в России различные печати, знаки были давным-давно, а геральдика в современном ее значении вообще имеет почти 300-летнюю историю. Городской геральдике примерно 230-240 лет. До этого были так называемые земельные эмблемы, в создании которых не очень придерживались геральдических правил.

Московское отделение Союза геральдистов России принимало участие в разработке 1447 гербов, которые внесены в государственный регистр Российской Федерации. 12 декабря исполнилось 25 лет, как я занимаюсь этим делом. Когда я решил заняться геральдикой, принес начальнику цеха заявление, а в то время говорили – «клади партбилет на стол, если хочешь уйти». В общем, написал я заявление: «В связи с деполитизацией жизненной позиции прошу исключить меня из членов КПСС». А потом геральдика стала востребованной - появились гербы муниципальных образований, субъектов Федерации - и оказалось, что я ошибся с «деполитизацией» жизненной позиции. Оказалось, что геральдика – это очень политическая наука. Борис Ельцин, когда на танке стоял, первым делом флаг с триколором поднял.

«Клуб Регионов»: На Ваш взгляд, всем субъектам Федерации нужна геральдика или только национальным и тем, что имели ее исторически? Вот, например, новые территориальные образования появились, когда уже не было практики региональной геральдики - Югра, Новосибирская область, НАО, ЯНАО.

Константин Моченов: Я лично со своим творческим коллективом занимался разработкой или доработкой гербов около десяти регионов: Воронежской, Липецкой, Костромской, Московской, Орловской, Пензенской, Тамбовской, Челябинской областей, Ненецкого автономного округа. Так, в Челябинской области мы вновь разработали герб на основе исторического герба города Челябинска. В Московской области доработали имеющийся герб с учетом современных реалий и геральдико-правовых норм. В Орловской области летом этого года доработали герб. Во всех регионах вели работу с местными историками, краеведами, законодательными органами, согласовывая каждый эскиз с Геральдическим советом при президенте РФ. Сейчас ведем доработку герба Ханты-Мансийского автономного округа: я в прошлом году летал туда к губернатору Наталье Владимировне Комаровой. Нашли взаимопонимание, потому что герб, в свое время, нарисовали, не следуя гербоведческим традициям, а теперь, почти через 20 лет, приходится дорабатывать, чтобы привести в соответствие с геральдическими нормами.

Многие субъекты, например Курская область, Самарская, имея красивые исторические гербы, утвержденные в середине 19-го века для губерний Российской империи, сейчас как субъекты совершенно другого государства, Российской Федерации, с другим административным делением должны изменить их. Раньше были, например, Приморская область, Уральская область; не говоря уже о тех областях, которые отошли сейчас в состав других государств, например Семипалатинская, Ферганская. Украшения, которые идут вокруг щита на старинных гербах, показывают статус той губернии, которой она была. Сейчас мы живем в другом государстве, и Геральдическим советом при президенте РФ разработаны новые рекомендации.

Геральдическая жизнь в современной России идет широким шагом. Обилие гербов создается на муниципальном уровне – не только городские округа и муниципальные районы, но городские и сельские поселения имеют право на создание своей символики. Но, к большому сожалению, есть еще много субъектов РФ, которые до сих пор не привели свою символику в соответствие и не зарегистрировали ее в геральдическом регистре России.

«Клуб Регионов»: Как специалист, оцените, пожалуйста, так сказать, геральдическое творчество в регионах.

Константин Моченов: Если говорить о гербах субъектов Федерации, то в целом очень приличная геральдика.

«Клуб Регионов»: Как гражданину, Вам не кажется, что собственная региональная геральдика - одна из составляющих сепаратизма?

Константин Моченов: Разве населенные пункты в Европе – сепаратисты? Нет, это просто выражение самосознания, за свою малую родину. Люди ведь гордятся своими футболистами, ткачами, предприятиями – так же и своим гербом они могут гордиться. Я помню, что начинал заниматься геральдикой еще в Советском Союзе, когда никому не была нужна геральдика, кроме сувенирных значков, и никакого правового использования она не имела. А сейчас – посмотрите – на всех бланках, печатях должна быть символика субъекта или муниципального образования. Теперь это прописано законодательно, по крайней мере, на уровне муниципальных образований. Почитайте внимательно 131-й федеральный закон, статью номер девять.

«Клуб Регионов»: Встречали ли вы среди губернаторов людей, которые интересуются геральдикой или сами становились соавторами местных гербов?

Константин Моченов: При моей работе приходится встречаться со многими главами субъектов, хотя и редко, к сожалению. Памятны общения по геральдике регионов с Натальей Комаровой, Минтимером Шаймиевым, Олегом Королевым, Сергеем Морозовым, Андреем Шевелевым, Петром Суминым, Егором Строевым. С Михаилом Менем и Василием Голубевым познакомился еще до того, как они стали губернаторами. С Борисом Всеволодовичем Громовым тоже сотрудничали: когда его избрали губернатором Московской области - надо было геральдически оформить ему кабинет, его помощники пригласили меня для консультации. Громов же сам предложил – «давайте я тоже поучаствую». Памятная встреча получилась.

Совсем недавно я вернулся из Казани, где на презентации очередной книги из серии «Территориальная геральдика современной России» - «Геральдическое наследие Республики Татарстан» - президент республики Рустам Минниханов вручил благодарность «За плодотворное сотрудничество и личный вклад в становление и развитие геральдики в Республике Татарстан».

Василий Кузьмич Бочкарев лично наградил меня знаком «Во благо земли Пензенской». Есть поощрения и от других руководителей регионов.

Что касается соавторства, то была довольна интересная история с губернатором Липецкой области Олегом Петровичем Королевым, когда создавался герб Липецкой области - довольно молодого субъекта Федерации, с 1954г. Мы придерживались той российской традиции, которая была при создании гербов в губерниях: за основу брался герб губернского центра. На всех гербах практически так и есть. Если в Орле был герб с орлом, то и в Орловской области тоже – орел на той же крепости, только немножко другого вида, конечно, но очень похожие гербы. Если во Владимире был лев с крестом, то и в основе герба области – та же идея, только у льва другая поза и другая корона. И в Липецкой области создавали герб по тому же принципу. Работа шла очень долго - я сам ездил в Липецк семь раз, к нам в Москву, в нашу мастерскую, раза три – четыре приезжала замгубернатора Людмила Куракова. То есть очень активно велась работа - неоднократно новая символика обсуждалась на различных комиссиях и на общественных слушаниях. В итоге вынесли проект на утверждение, и Олег Петрович (Королев) уже буквально на последнем обсуждении внес предложение поменять цветовое поле герба в отличие от герба города Липецка. Считаю, что тогда губернатор оказался прав. Сейчас герб Липецкой области - один из самых заметных современных гербов. Конечно, губернатор не входил в авторские группы, но его мнение было услышано.

«Клуб Регионов»: Есть у нас в стране президентский штандарт – может, стоит что-то подобное и для губернаторов сделать?

Константин Моченов: Про штандарт президента РФ я хотел бы сказать другое. Сейчас, как ни посмотришь по телевизору интервью какого-нибудь губернатора, да и не только губернатора, но и главы муниципалитета – за его спиной стоит флаг Российской Федерации с расшитым на нем двуглавым орлом – а это штандарт президента РФ.

А такой флаг с орлом в стране может быть только один – только у президента РФ. Опять же, наше геральдическое бескультурье породило массу вот таких штандартов, некорректного использования символа президента РФ, а зачастую это касается и герба и флага России.

А штандарты губернаторов – не знаю. В принципе, это необязательно. Я полагаю, что они должны своими делами, а не штандартами показывать, что они губернаторы.

Источник: http://club-rf.ru/interview/konstantin_mochenov/mnogie-subekty-rf-ne-priveli-svoyu-simvoliku-v-sootvetstvie/

 

В Феодосии перезахоронили останки советских воинов

В рамках Республиканской программы "Найти солдата" в Феодосии при активной поддержке общественности на центральном городском кладбище прошла торжественная церемония захоронения останков воинов Великой Отечественной войны. Об этом УНН сообщили в симферопольском региональном медиа-центре Министерства обороны Украины.

Захоронение найденных останков состоялось в уже существующую братскую могилу "Неизвестного солдата", которая была открыта в 1995 году. Тогда впервые были похоронены 23 безымянных героя-десантника. За эти годы церемонию захоронения здесь проводили 4 раза, последний раз - в 2008 году. В настоящее время в братской могиле захоронены останки 91 воина, из которых известны имена 36.

Кстати, только в Феодосийском регионе - 24 братские могилы, в которых захоронено более 12 тысяч человек, а фамилии известны лишь 1109 человек.

Напомним, что в Керчи в начале декабря Нижнегорский военно-поисковый клуб "Патриот" вместе с представителями всеукраинской общественной организации "Закончим войну" и группы "Поиск" при Украинском союзе ветеранов Афганистана провел заключительный этап поисковых работ в рамках поисковой экспедиции "Керчь-2012". Всего выявлены и подняты останки 26 бойцов и командиров, погибших в мае 1942 года. Были найдены 8 медальонов-"смертников", три удалось прочитать, установить личность бойцов и разыскать родных.

По найденным фрагментам шашки и ножен можно предположить, что среди погибших - бойцы сложившейся на Кубани 72-й кавалерийской дивизии. Была найдена ложка с надписью "Шир" и изъеденный ржавчиной личный опознавательный знак - известный еще в царские времена медальон-ладанка для ношения на груди - бляха в виде плоской коробочки с "ушками" для шнурка.

С останками другого бойца был найден медальон-"пинал". Вкладыш "смертника" удалось прочитать: Александр Спиридонович Баша 1907 г., кубанский казак, призван из станицы Динской Краснодарского края. Нашлись и его родные - внучка в Краснодаре и правнук в Новосибирске. Жена погибшего Анна Борисовна умерла в 2003 году, так и не дождавшись долгожданной весточки о судьбе любимого мужа. Перезахоронение останков погибших воинов в Керчи состоится в 2013 году.

Источник: http://www.unn.com.ua/ru/news/1173736-u-feodosiyi-proyshlo-pokhovannya-zagiblikh-u-chasi-vvv-radyanskikh-voyiniv

 

Все о народном судостроении Карелии можно узнать в музее «Кижи»

Партнерская выставка «Народное судостроение Карелии. Традиции и современность» (автор Юрий Наумов), открывшаяся сегодня в выставочном зале музея «Кижи» на пл.Кирова, 1 в Петрозаводске, ставит целью рассказать о разнообразии существовавших в нашем крае «народных лодок» и показать современное состояние народного судостроения и судоходства.

На выставке представлены экспонаты и фотографии из фондовых коллекций Национального музея РК, музея-заповедника «Кижи», Национального архива. Особый интерес представляют модели крестьянских лодок, инструменты плотников-судостроителей, орудия промыслов. В центре экспозиции — долбленый набойный челн, шитый корнем по древней технологии из Шелтозерского музея, реконструированный мастером Михаилом Наймарком.

Кроме того, в соседнем зале инфоцентра музея «Кижи» развернута особая экспозиция «О флоте народном замолвите слово» Морского музея «Полярный Одиссей», рассказывающая о деятельности Карельского морского центра по возрождению традиционного деревянного судостроения.

Результаты 15-летней научной и экспедиционной работы, которой руководит автор выставки, старший научный сотрудник музея «Кижи» и ветеран клуба «Полярный Одиссей» Юрий Наумов, свидетельствуют о том, что в наших краях народное судостроение сохранилось лучше, чем где-либо. Во многих местах наблюдается возврат к традициям — мастера строят лодки по старым образцам и учат молодежь.

Более 20 экспедиций музея позволили зафиксировать процессы строительства лодок и рассказы старых мастеров-лодочников, записать 500 фамилий судостроителей, около 100 из которых работают до сих пор, сфотографировать около 2 000 традиционных лодок.

Важным стимулом сохранения традиционного судостроения и привлечения внимания к исчезающему наследию Русского Севера стала проводимая в Кижах с 1999 года «Кижская регата» традиционных лодок.

Источник: http://rk.karelia.ru/news/vse-o-narodnom-sudostroenii-karelii-mozhno-uznat-v-muzee-kizhi/

 

Какие следы оставили войска Наполеона на территории современной Беларуси?

Ровно 200 лет назад окончилась Отечественная война 1812 года. Остатки французской армии покинули Российскую империю, русские войска переправились через Неман. Началась война за освобождение Европы от Наполеона.

О том, чем была эта война для населения современной Беларуси, мы писали уже не раз. Рассказывали мы и о том, как встречали войска Наполеона в Минске. Сегодня наш рассказ о том, какие следы оставила французская армия на территории нашей страны.

Белорусские французы

Точное число погибших и пленных наполеоновских вояк неизвестно. На 1 января 1813 года, по данным Министерства юстиции Российской империи, в стране только пленных насчитывалось более 200 тысяч: около 150 тысяч в лагерях и 50-60 тысяч, разбредшихся по просторам империи и нашедшими приют у населения. К середине 1814 года примерно 60 тысяч из них приняли русское подданство. Многие стали ремесленниками, рабочими, мастеровыми на казенных мануфактурах, фабриках и заводах; другие - гувернерами, учителями, слугами; третьи нашли доходные дела в торговле, сельском хозяйстве, стали управляющими чьих-то имений.

"Известный русский экономист Юрий Арнольд (1811-1898) вспоминал, что редким был дом, где бы не было пленного француза. В довоенное время хороший француз-гувернер стоил тысячу рублей в год. А тут вдруг толпы "гувернеров", готовых за ночлег и еду учить кого угодно и чему угодно". Каждая (даже малообеспеченная) семья считала своим моральным долгом иметь у себя в усадьбе пленного "мусью", готового "за стол и кров" обучать детей приличным манерам, танцам, французской речи.

"С хорошими манерами большинство таких гувернеров было знакомо весьма поверхностно, как, впрочем, и с французским литературным языком. Это было своего рода арго: смесь французского разговорного с итальянскими, испанскими, польскими словами вперемежку с солдатскими сальными шутками и прибаутками. Нетрудно догадаться, чему могли научить эти "гувернеры". Таких доморощенных гувернеров было в российской провинции после войны с Наполеоном видимо-невидимо. Об их "учебной программе" и методике преподавания можно судить по образу Вральмана, обучавшего Митрофана европейским манерам в комедии Фонвизина "Недоросль".

2 апреля 1814 года Александр I пообещал вернуть Франции военнопленных. В газетах появились объявления, призывающие всех желающих вернуться прибыть на сборный пункт в Риге. В 1814 году первые две тысячи репатриантов были отправлены на родину.

Агитация через прессу не имела ожидаемого успеха. Многие пленные, осевшие в "медвежьих углах", даже не знали об окончании войны - никаких газет они не читали. А некоторые, обзаведясь семьями, обжились и возвращаться на историческую родину не пожелали. Позже было принято решение предоставить право пленным самим распоряжаться своей судьбой.

На территории нынешней Беларуси также находились тысячи бывших солдат французской армии, нашедшие приют в местечках, деревнях, хуторах и фольварках. Постепенно они натурализовались: женились на местных красавицах, создавали семьи. Возникали целые "французские" деревни на Витебщине, Минщине, Смоленщине.

Белорусский Париж

Возможно, не все знают, что в Беларуси тоже есть Париж. Да, именно так называется небольшая деревня (чуть более 400 жителей), находящаяся в 200 километрах от Минска - в Поставском районе Витебской области. По легенде, "…свое необычное название селение получило от французских солдат или даже от самого Наполеона, армия которого проходила здесь во время войны 1812 года.

Проезжая через эти места, французский император, взобравшись на возвышенность, огляделся вокруг и произнес: "Здесь красиво, как в Париже!" Но был ли там Наполеон на самом деле - неизвестно и по сей день". По другой версии, такое оригинальное название деревне дал склонный к романтизму местный помещик.

Явно французское происхождение имеет еще один топоним - Сеножаны.

Сеножаны

По одной из версий, название предместья произошло от французского Сен-Жан (Saint-Jean - святой Иоанн "Креститель").

В XIX веке помещики Неморшанские построили неподалеку от Минска фольварок. Назвали его Сен-Жан. Не знающие французского языка крестьяне, воспринимая название на слух, переиначили его в более понятную им форму - Сеножаны. Находились Сеножаны там, где теперь пролегают улицы Жуковского, Воронянского, Пензенская, Быховская, Могилевская, Красивая.

После Великой Отечественной войны территория Сеножан застраивается частными домами. В 1986-2001 годах они были снесены, и на их месте выросли многоэтажки. Второе рождение название "Сеножаны" получило совсем недавно. Теперь так будет именоваться сквер на пересечении улиц Воронянского и Левкова. Правда, есть и другая версия, по которой название "Сеножаны" произошло от "сеножати" - полей, лугов с травой для покоса на сено. 

Французы под Минском

Под Минском в Боровлянском сельсовете есть деревни Лесковка и Курганы. Примечательны они тем, что здесь уже на протяжении 200 лет живут потомки французских солдат наполеоновской эпохи. Вот как это описывается в книге "Память. Минский район". "Из рассказов, преданий, передающихся из поколения в поколение, дошли до нас нехитрые картинки жизни французских поселенцев из деревни Лесковка. Потомки французов часто вечерами после рабочего дня пели душевные протяжные песни о раненом военнопленном французе и его тоске по родным местам. Поселенцы - потомки французов - заводили хозяйство, женились на деревенских девушках, занимались земледелием. Со временем забывался французский язык, и родным становился белорусский, тот диалект, на котором разговаривали соседи".

В 1917 г. французы были признаны равноправными гражданами страны проживания. Всего в Лесковке и на прилежащих хуторах проживало 17 семей с фамилиями Мета, Безансонов, Шарпио общей численностью около 50 человек. В 1929 г. в Лесковке был создан один из первых в округе колхоз "Пролетарий", значительное количество членов которого составляли трудолюбивые потомки французов. Несколько позже деревня попала в зону военного стрельбища и ее жителей переселили в деревню Курганы. В дальнейшем переселенцы основали свой поселок, дав ему прежнее название Лесковка. Сейчас это центральная усадьба совхоза "Боровляны".

В годы Великой Отечественной войны потомки французских переселенцев были в рядах защитников своей новой родины: сражались на фронтах, в партизанских отрядах, в подполье. Участником Могилевского подполья в "Комитете содействия Красной Армии" был Казимир Юльянович Меттэ.

В марте 1943 г. он пошел в 6-ю партизанскую бригаду К.М. Белоусова, где до июня 1944 г. работал в редакции газеты "Партизанская правда". После войны вернулся в деревню Боровляны Минского района и на протяжении 30 лет работал в местной школе директором, завучем, преподавателем. 

Петр Миронович Машеров - француз?

Еще одну связь французов с историей Беларуси можно найти в происхождении фамилии Машеров. В одном из номеров газеты "Комсомольская правда в Белоруссии" за 2008 г. приводилась любопытная информация о родословной Петра Мироновича Машерова, первого секретаря ЦК КП Белоруссии с 1965 по 1980 гг.

Вот что написано: "Прапрадед Петра Мироновича Машерова был французским солдатом по фамилии Машеро, отставшим в 1812 году из-за ранения от своей части и оставшимся после отступления наполеоновской армии на территории Сенненского уезда Могилевской губернии… Он остался жить под Витебском и даже принял православие. Затем женился на местной крестьянке…" Так что корни у П.М. Машерова - французские.

Французский след в русском…

Бежавшие от русской армии французы разбрелись по городам и весям необъятной Российской империи. Естественно, им приходилось общаться с местным населением, прося еды, ночлега, приюта. Вежливое французское обращение "cher ami" ("шер ами") - милый друг, любезный - было созвучно со словами "шарить", "мыкать". Отсюда и появились - "шерамыга" (или "шаромыга"), "шаромыжник". Тогда эти слова обозначали всего лишь француза-попрошайку, замерзшего и оборванного, который чего-то у тебя просит, начиная фразу словами "cher ami" ("шер ами").

Относилось это слово и к тем, кто попал в плен, разъезжая по селениям в поисках провианта. Французские фуражирные команды поначалу "покупали" скот и провизию за фальшивые рубли. А потом просто стали грабить население. Такая практика, понятно, вызывала сопротивление, часто вооруженное. Помещики вооружали своих крестьян, нападали на такие отряды и истребляли их. Тех же, кого брали в плен - или отправляли в тыл, или распределяли по дворам в качестве бесплатной рабочей силы. Немало вышло впоследствии лубочных картин, изображающих командование крестьянок над взятыми в плен "шаромыжниками".

Позже слово "шаромыжник" распространилось на всех попрошаек, а также стало обозначать нечистых на руку людей - мошенников.

Отогревшись и отоспавшись, бывшие воины Великой армии представлялись: "Шевалье такой-то". В буквальном переводе слово "chevalier" означает "едущий на лошади", конник; мушкетер, кавалер (младший дворянский титул во Франции). В монархической Франции кавалеры - дворяне, шли на военную службу со своими конями. Происходит оно от французского "le cheval" - конь. "Однако тогда - двести лет назад - это слово звучало как синоним гнили и падали. Во-первых, бежавшие наполеоновцы питались павшими лошадьми. Во-вторых, крестьяне слышали это слово от пленников и французских солдат, которые, по их мнению, и сами себя называли "швалью", в смысле "шушера", "сброд". В-третьих, от этих шевалье дурно пахло.

Так появились в русском языке новые слова - шваль и шаромыжник.

Клад Наполеона

Наполеон, покидая Москву, вез с собой целую карету с ценностями из разграбленной столицы России: золото, серебро, драгоценные камни, самоцветы, сокровища из Кремля, соборов и многое другое. "Московская добыча" Наполеона по официальной справке русского министерства внутренних дел, составила около 18 пудов золота, переплавленного из различных вещей, 325 пудов серебра и неопределенное количество церковной утвари, икон в золотых окладах, старинного оружия, мехов... Часть изделий из драгоценных металлов перелили в слитки с литерой "N" в честь императора. Для этого в Успенском соборе Кремля оборудовали плавильные печи. "…Я скорее предпочту есть руками, чем оставлю русским хоть одну вилку с моей монограммой..." - сказал Наполеон, когда ночевал в белорусском городке Толочин во время бегства в 1812 году.

Собственные обозы с добычей имели маршалы Богарне, Даву, Ней, Мортье, Мюрат. Вот свидетельство британского военного агента при русской армии Роберта Вильсона: "На протяжении целых переходов тянулись в три-четыре ряда артиллерийские орудия, госпитальные и провиантские повозки и даже дрожки, нагруженные награбленным добром; пехотинцы изнемогали под тяжестью ранцев". В конце октября маршал Бертье писал из ставки императора итальянскому вице-королю Евгению Богарне: "Единственное, что может нас затруднить, - это обозы".

Однако когда отступление французской армии превратилось в самое настоящее бегство, император приказал избавиться от "лишнего груза" и закопать награбленное где-то на пути. Причем "сократил" не только обозы господ маршалов, но и свой личный до необходимого минимума. И вот в нескольких десятках верст от переправы через Березину, как раз в том месте, где старая Смоленская дорога переходит в Борисовский тракт, кареты и фургоны, буквально набитые драгоценностями, внезапно и таинственно исчезли.

Так возникла легенда, которая почти две сотни лет будоражит умы искателей приключений. Вскоре после войны в Россию стали приезжать бывшие французские солдаты и офицеры. Это поддерживало слухи и легенды о том, что клады действительно существуют.

Сокровища императора Франции, спрятанные на пути отступления, привлекали кладоискателей в район Березинской переправы, в местечко Селище, к озерам Семлевское, Бобровское, Святое, Лесное, Ореховское и в некоторые другие места. Одна из наиболее правдоподобных версий о запрятанных сокровищах связана с озером Стоячее, которое находится недалеко от Крупок…

Но все старания многочисленных кладоискателей оставались тщетны. Тайна, рожденная холодными ноябрьскими днями 1812 года, продолжает до сих пор оставаться тайной…

Артур Конан Дойл и Минск

К личности Наполеона и его эпохе особую страсть питал английский писатель и публицист Артур Конан Дойл. Своими лучшими произведениями он считал историко-приключенческие романы, среди которых "Приключения бригадира Жерара". Кавалер Этьен Жерар стал героем многих произведений Дойла - романов, рассказов и пьесы "Ватерлоо". Хвастун и фантазер, он очень напоминает барона Мюнхгаузена. По популярности бригадир Жерар соперничал с самим Шерлоком Холмсом - самым известным персонажем Артура Конана Дойла. "Побывал" знаменитый Этьен Жерар и в Минске во время отступления Великой армии, о чем повествует шестая глава книги "Как бригадир побывал в Минске".

Источник: http://news.tut.by/society/322931.html

 

Тотемократия. Russia и медведи

Мой тотем нагадил на татами Я ему за это атата

Нина Искренко

Полузабытый исторический факт... 32 года назад, к Олимпиаде-80, власти СССР неожиданно вспомнили о древнем ритуале, связанном с магической силой дикого медведя.

Речь не о выборе «талисмана», остановившемся на маленьком Мише. И даже не об олимпийской клятве, произнесённой от имени Судей суперчемпионом по вольной борьбе Александром Медведем, учредителем Гран-при имени А. Медведя и, как гласит предание, внуком бабушки Медведихи... Речь о ритуале угощения чужеземных гостей медвежим мясом. Чтобы попотчевать пришельцев раритетным национальным (якобы) блюдом, в лесах по всей стране заранее прошёл внеплановый отстрел топтыгиных.  Держава, свыкшаяся со своей персонификацией в образе медведя, внезапно решила принести эту самую персонификацию в жертву. Поешьте тела моего, – как бы уговаривала заезжих силачей и борзобежцев Святая Русь.

НЕ ПО ФРЕЙДУ

Читатель не дождётся здесь пассажей из суровой книги «Тотем и табу» про коллективное пожирание первопредка и наследственный комплекс вины. Имело место нечто скорее противоположное: военная хитрость! Магическая уловка, скорее уже по Юнгу... Так герой фольклора, покидая бездонную пропасть верхом на опасной птице, скармливает по пути крылатому хищнику фрагменты собственного организма. Отдать кусок себя для продолжения полёта, и в итоге спастись. То есть победить.

Натуральная медвежья плоть, облечённая в колбасную оболочку [1], здесь репрезентирует наше коллективное тело как его отчуждённая, одичавшая производная. «Дикое мясо». Плоть верна своей жертвенной участи. Нивхи, с их ежегодным «медвежьим праздником» (торжественное умерщвление животного – образец бесконечного многообразия медвежьих культов на просторах России), утверждают: покорный зверь сам подставляет лучшее место для смертельного удара...

…Я как раз окончил тогда школу, сдал экзамены в университет, на биофак. И в гостях у однокашника – отпрыска чиновничьей династии – попробовал деликатес под названием медвежья колбаса, привезённый из столицы каким-то удачливым болельщиком. Не вся медвежатина досталась тогда супостатам.

Чудо больше не повторялось. Я колесил по горам и лесам, бывал затерян на месяц-два в западносибирской тайге, и порою даже слышал медвежий рык из малинника или кедрача. И я по-прежнему иногда гощу в родовых гнёздах новой аристократии. Но медвежья колбаса всякий раз пролетает мимо – как национальная легенда, как астральное тело, как жестокая и аппетитная сказка.

НАЗАД В МИФОГЕНЕЗ

Предположим, всё вышесказанное не случайно. И новая эпоха, в которую мы настороженно вступаем, отличается в первую очередь не нагнетанием катастроф и наслоением всё новых виртуальных пространств. Главное в другом. Мы возвращаемся в сказочную вселенную, в мир мифов.

Мы – это как минимум европейское и североамериканское историческое пространство. Этот культурный континуум, веками прираставший к граниту науки, в последнем столетии был взорван эзотерической революцией, – точнее даже было бы применять более широкое понятие: мифологическая, или ещё точнее – мифопоэтическая революция. Расцвет неоязыческих культов и тайных орденов. Бум ролевых и компьютерных игр с оккультно-готическим наполнением... Примат брендинга и ребрендинга над маркетингом. Триумф подделок и плацебо в фармакологии. Подмена политики политтехнологиями... Тотальная, глобальная сказка.

Азиатские же, а тем более африканские и латиноамериканские страны, очевидно, вообще никогда не выкарабкивались из магического реализма. А самая «европейская» страна Азии, Япония – образцово-показательно инфицирована сказочными образами и сюжетами аниме и манги, а также (в подтверждение наших догадок о возвращении тотемизма) неистовой любовью к корпоративным талисманам – маскотам.

Между тем, философ Владимир Ешкилев ещё лет пятнадцать назад заявлял, что на смену большому стилю постмодерна приходит вовсе не какой-нибудь афтер-постмодернизм, а стиль фэнтези – как демиургический дискурс, порождающий множество персональных миров. Позднее культуролог Екатерина Дайс обнаружила, что и постмодернизма-то как такового не было. А были – древние мистериальные практики, замаскированные хитроумными творцами новых мифов под интеллектуальную игру.

И вот, в этом обновлённом жизненном пространстве, зиждущимся на мистификациях, мифологемах и мемах, особое место и мощь может приобретать тот самый тотем. Насколько сильно влияют тотемы других народов на их жизнь – вопрос. Наблюдения показывают, что очень и очень по-разному. Но в нашей стране всё, что связано с национальным тотемом, неизбежно приобретает элемент сакральности и мимовольно хотя бы отчасти табуизируется.

Вряд ли, конечно, дело в политической партии, взявшей этого зверя к себе на логотип. Или в государственном деятеле – заложнике своей распространённой фамилии. Или в персонаже Рунета по имени Медвед, предвосхитившем на пару лет его восхождение на политический Олимп. Но так или иначе: сегодня мы становимся свидетелями явной реактуализации проблемы русского тотемизма.

МЕДВЕЖИЙ МНОГОУГОЛЬНИК

Передо мной лежат три исследовательских сборника, вышедшие отчего-то именно в последние годы.

Публицистический труд о наших мифологических корнях Александра и Марины Леонтьевых «Истоки медвежьей Руси»[2] издан в том самом 2007 году, в начале которого в Институте проблем экологии и эволюции Российской академии наук состоялся первый Кастинг новых тотемов для России[3]. (На каковом кастинге выдвижение заново кандидатуры медведя, заметим, было запрещено: осознанное табу...) Популистская книжка, важная своей симптоматичностью. «Русские, вероятно, выбраны Богом для самых трудных испытаний… для того, чтобы остальные, переняв наш жизненный "опыт", не получили столько мучений». Так-то.

Обстоятельная монография Евгения Пчелова «Бестиарий Московского царства: животные в эмблематике Московской Руси конца XV – XVII вв.» [4] – продолжение многоплановой работы известного историка и геральдиста. Ровно четверть объёма занимает «Приложение»: «Медведи в средневековой русской геральдике: семантика образов». Простые до гениальности, фундаментальные догадки: «В представлении о том, что по улицам русских городов ходят медведи, подчёркивающие "дикость" и дремучесть далёкой страны, могло отразиться реальное хождение с медведями ряженых...».

...Тут вспоминается Academia Smorgonica – «Сморгонская Академия» на территории нынешней Белоруссии, – где обучали для всей Европы ярмарочных медведей – а также, заметим, закупавшихся на юге обезьян. (Думается, к интереснейшим зоософическим выводам могло бы привести междисциплинарное исследование на тему – «Медведь как русская обезьяна»!)

Но главная книга на медвежью тему, конечно – вышедший в этом году в «НЛО» коллективный сборник «Русский медведь. История, семиотика, политика» под редакцией Олега Рябова и Анджея де Лазари.[5] Двадцать три автора из нескольких стран рассматривают семиотику медведя как такового, образ «русского медведя» в зарубежных культурах, с акцентом на политической карикатуре, и функционирование этого образа в качестве национального символа современной России. Лишь в одном с авторами трудно согласиться, – а именно, с подходом к своему предмету как к инвариантной данности. Для всех этих исследователей медведь по умолчанию является естественным и безальтернативным животным символом России и всего русского. Безо всяких обоснований, просто такой вот догмат.

«ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ»

Будь я адептом подобного взгляда на Россию, вообще выводил бы русскую ментальность из корнесловия всего «арктического». (Что, кстати, заодно косвенно подтверждало бы наше первородное право на полезные ископаемые шельфа Ледовитого океана.) О мистическом тяготении нашего сознания к Северу писать уже приходилось [6]. А где Север, там и Арктика, «Медвежья» по-гречески... Почему нет? Россия – Большая Медведица! Звучит неплохо, как слоган социальной рекламы, установка на позитив. Почти «Мать Народов»; и уж точно приятнее, чем какая-нибудь гадость из де Кюстина.

…Странное дело, но ни в одной из вышеперечисленных книг я не встретил того элементарного предположения, что одной из причин распространения в Европе несимпатичного «медвежьего» образа России – именно в последние два-три столетия – является окончательное уточнение планетарных карт. Не то чтобы геопоэтика, но поэтика географии [7]… Достаточно ведь мельком взглянуть на нашу часть глобуса, чтобы осознать: на фоне остальной Евразии мы и есть та самая, страшная косолапая зверюга! Головой, понятно, на Восток. Задницей, само собой, к Европе.

Карикатурно вытянутое «рыло» Камчатки.

Чуткое «ухо» Чукотки.

Приморский край как передняя лапа – и Северный Кавказ как задняя.

Куцый хвостик Кольского полуострова и знаменитое «подбрюшье», – ставшее впалым и худосочным после распада Союза. Кстати, это словечко чуть ли не из охотничьего лексикона, выскочившее у Александра Исаевича в полемическом задоре, лишь подкрепляет образ нашей территории как некоего неантропоморфного тела.

Как специалист по зоософии, я авторитетно утверждаю: россияне – в определённой степени жертвы [непреднамеренно сложившегося] очертания своих государственных границ.

ПОСТЫЛЫЙ

Но что самое поразительное. Ни в одной из этих книг не попалось мне то элементарное соображение, что для нас медвежий образ отнюдь не органичен, а просто принимается нами на веру, как якобы неизбежное зло. Известно ведь, скажи человеку сто раз «русише швайне» – и он захрюкает... На самом же деле с «русским медведем» отождествляться мы вовсе не хотим. И незаметно, втайне даже от самих себя, сопротивляемся навязываемому стереотипу.

В этом легко убедиться.

Кажется, единственное устоявшееся словосочетание с эпитетом «медвежий», упоминаемое в названных работах – «медвежий угол» (глухая провинция, сонная периферия, депрессивная глубинка, «дыра»). Уже одно оно могло бы насторожить исследователей. Но есть ведь ещё как минимум две популярных идиомы с этим прилагательным!

«Медвежья услуга»: нанесение вреда из лучших побуждений. «Услужливый дурак опаснее врага»... Заметим, что у индийцев в их сказке – предполагаемом источнике басни Лафонтена и, опосредованно, Крылова – эту ужасную роль выполняет обезьяна. Хотя, как известно (по меньшей мере из «Книги джунглей» Киплинга), медведи в Индии тоже есть... Это, опять же, к проблеме «медведя как русской обезьяны».

Но самое пикантное и самое красноречивое, это «медвежья болезнь». Спонтанная дефекация при опасности случается со многими млекопитающими. Зоологи объясняют нам: кишечник опорожняется на случай проникающей раны брюшины, во избежание перитонита; однако в массовом сознании этот безусловный рефлекс традиционно связывается с проявлением трусости. В русской культуре, например, это подчёркивается двусмысленностью некоторых «физиологических» глаголов. Но самое странное, что у нас сей непроизвольный акт ассоциируется, из всего возможного бестиария, почему-то именно с самым могучим тотемическим зверем…

Но и это не всё. Если поискать, где ещё слово «медвежий» используется в переносном значении, выплывает медицинский термин «медвежья лапа»: научное название уродливой деформации человеческой ступни. Ну и напоследок, ещё немного фразеологии: как там у нас называется по-простому отсутствие музыкального слуха?..

Sapienti sat: все известные проявления «медвежести» в нашей лексике – крайне непривлекательны... Не говоря уже о термине «медвежатник». Когда-то он означал тех самых ряженых, – но уже давно ассоциируется с грабителем-взломщиком. А теперь, похоже, и с популярной карикатурой: медведь, уносящий в зубах (почему-то именно налево) некий таинственный мешок.

Да, всё-таки не очень близок народу этот зверь.

Сомнений нет: нам нужен какой-то другой тотем.

Примечания:

[1] Я применил бы здесь понятие «тело без органов» – в трактовке не столько Жиля Делёза, сколько Антонена Арто с его «театром жестокости».

[2] Александр Леонтьев, Марина Леонтьева. Истоки медвежьей Руси. М.: Алгоритм, 2007.

[3] См.: Игорь Сид. Новый тотем для России. Русский Журнал, 21.05.2007. http://russ.ru/pole/Novyj-totem-dlya-Rossii

[4] Евгений Пчелов. Бестиарий Московского царства: животные в эмблематике Московской Руси конца XV – XVII вв. – М.: Старая Басманная, 2011.

[5] «Русский медведь». История, семиотика, политика / под ред. О.В. Рябова и А. де Лазари. М.: Новое Литературное Обозрение, 2012.

[6] См. двухчастное эссе «Северный синдром» в «Русском Журнале», публикации от 07.11.2006 («Милитаристский аспект») и 16.11.2006 («Аспект эстетический»).

[7] Здесь скорее уместен термин «географика», предложенный писателем и художником Андреем Балдиным.

Источник: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Totemokratiya.-Russia-i-medvedi


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное