Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Сердце на гербе

Когда на международном слете геральдистов, проходившем недавно в Костроме, объявили имя докладчика, аудитория оживилась. Алексей Анатольевич Позин хорошо известен в мире коллекционеров гербов и значков, он председатель Костромского отделения Союза геральдистов России. А еще он доктор медицинских наук, признанный авторитет в области ультразвуковой и функциональной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы. Серьезный человек, одним словом...

Частицы истории 

- Алексей Анатольевич, вы — медик, и вдруг такое необычное увлечение. Как вы к этому пришли?

- А чем должен увлекаться медик по-вашему, собирать коллекцию стетоскопов? К геральдике я пришел более 40 лет назад. Началось все с коллекционирования значков, тогда я даже не знал, что это увлечение называется фалеристика. Заинтересовали значки с изображениями городов, их гербов. А потом появилось желание подвести под это теоретическую базу. И процесс создания новых гербов, их разработка стали значительной частью моей жизни. Это же история, ее застывшие частицы. Кто мы и откуда? Отчасти ответ на этот вопрос даёт интересная наука геральдика.

- В своем докладе вы сказали, что Кострома стала первым русским городом, получившим герб.

- Герботворчество в России, как и многое другое, началось при Петре Первом. Но эта деятельность была эпизодической, неупорядоченной. Прецедент пожалования герба был сделан в 1767 году. Екатерина Вторая, путешествуя по Волге, посетила Кострому. И в знак особого внимания к городу, устроившему ей необыкновенно торжественный прием, императрица пожаловала Костроме герб. Соответствующий приказ был отправлен в Герольдию, и та избрала в качестве эмблемы костромского герба плывущую по реке галеру. Это был первый в России официально утвержденный герб, соответствующий документ Екатерина Вторая подписала 24 октября 1767 года. И значит, на днях мы сможем отметить 245-летие этого события.

Это не вилки, а остроги

- Сейчас уже все города и районы области имеют свои гербы. Как они создавались?

- Советский период не отличался большой герботворческой активностью. Попытки создания гербов появились только в 60-х годах прошлого века. Так, в 1967 году был разработан и утвержден современный герб Галича, в 1973 году — герб Шарьи. В 1986 году по эскизу значка было сделано геральдическое описание герба Судиславля. С созданием в 1992 году Государственной геральдической службы начался этап упорядочения и регистрации территориальных гербов современной России. В 2006 году был создан геральдический совет при губернаторе области, и за короткое время все муниципальные образования области получили утвержденные гербы.

- Расскажите про них. Почему, например, на гербе Павинского района изображен глухарь?

- В чем богатство нашей области? Это природа. И в большинстве гербов поэтому отражена тема природы - лось, медведь, белка, глухарь и так далее. История создания этих гербов, работа геральдического совета — все это очень интересно. Мы прислушивались к мнению местных жителей, руководителей, краеведов, которые имеют свое видение символики. В некоторых случаях брали за основу исторические гербы. Привлекали художников. Очень большой вклад внес Владимир Александрович Неймарк, который разрабатывал символику ряда гербов, эскизы сам делал. Знаменитый герб Островского района со Снегурочкой, которая затем стала брендом нашей области, - его работа. Очень говорящий герб.

- Герб Чухломы, почему на нем две вилки?

- Это не вилки, это остроги. Ведь Чухломское озеро славилось рыбой, знаменитых чухломских карасей поставляли к царскому двору. Поэтому Чухлома и была пожалована этим гербом. В нескольких гербах на заднем фоне мы видим кресты. Этот элемент взят с герба рода Романовых, поскольку нынешние Парфеньевский, Мантуровский районы были их вотчинами. В гербе города Мантурова вообще взят за основу грифон — родовой символ Романовых. Это тоже отражает историю.

- А Кадыйский район?

- Здесь снопы, точнее, если говорить геральдическим языком — пуки осоки. Вокруг Кадыя много болот. Тоже исторический герб, мы здесь практически ничего не меняли. Возьмем еще Межевской район. На гербе изображен какой-то человек? А это Георгий Победоносец, потому что центр Межевского района — село Георгиевское, в честь русского святого. Но чтобы его можно было как-то отличить от московского Георгия, он у нас сделан не на коне, а пешим.

- Цвета в гербах всегда заключают в себе какую-то символику?

- В геральдике нет цветов, есть меха, металлы и финифти. И каждый из них имеет графическое и цветовое отображение, свое геральдическое обоснование. Золото изображается желтым цветом. Мех — синим цветом и так далее. Геральдика — довольно строгая наука, она оперирует точными терминами. И цвету придается свое геральдическое значение. Червленый - означает верность долгу, верность Отечеству. Черный цвет — мужество. Об этом написаны целые тома.

Кто лучший кукурузовод?

- Алексей Анатольевич, участникам слета геральдистов была представлена ваша выставка «Знаки костромского края». Это удивительное преломление истории. Я увидел среди экспонатов значок «Передовой пастух». Какой-то другой жизнью повеяло, другими временами. Это, видимо, первые послевоенные годы. А значок «Передовой свекловод»!

- Еще есть значок «Заслуженный кукурузовод Костромской области». Это один из раритетов, их, знатных кукурузоводов, очень мало в нашей области было. Но — были. У меня также представлена полная подборка наград Костромской епархии, изображения святителей костромской земли, выполненные как в нагрудном, так и в настольном вариантах. Наиболее старый экземпляр коллекции — знак волостного старшины Костромской губернии, датируемый 1862 годом. Интерес представляют подборки областных наград, в том числе все варианты ордена «Труд. Доблесть. Честь», знаки инаугурации губернатора Костромской области и мэра Костромы, старый и новые варианты знаков «Почетный гражданин области».

- У меня некоторые экспонаты вызвали ностальгическое умиление. Например, значок «За честь Вохомского детдома».

- Он был выпущен в 50-х годах прошлого века. Тоже раритет.

- И вы собрали все значки по костромской тематике? Или есть еще белые пятна?

- Ну, что вы, до полноты далеко. В каталоге есть примерно 50 знаков, которых я пока не имею. Но стремлюсь.

- О гербах и значках мы поговорили. О медицине и научной деятельности скажете что-нибудь?

- Пожалуйста, готов ответить на любой вопрос.

- Вы автор 25 печатных работ, а чему была посвящена ваша докторская диссертация?

- Полное название? Пожалуйста: «Роль нарушений периферического кровообращения в формировании клинической картины деформирующего остеоартроза и ревматоидного артрита».

- Поня-я-ятно... Слышал, что ваша фамилия имеет собственный герб?

- Да, я как-то подумал: почему бы человеку, увлекающемуся геральдикой, не обзавестись символикой? У нас в семье несколько медиков, и на гербе Позиных изображено пылающее сердце (кардиология) и дельфины (ультразвуковая диагностика).

Источник: http://севернаяправда.рф/900-2012-10-17-7.html

 

Лихой да удалой

«Расскажите, пожалуйста, о фамилиях Бублис и Лихогруд. Ольга, Минск».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— В основе фамилии Бублис прозвание Бубла («толстяк»). Есть белорусское диалектное слово «бублы» — бублики–«кругляшки» («Слоўнiк паўночна–заходняй Беларусi i яе пагранiчча», «Тураўскi слоўнiк»). Белорусские диалектологи связывают происхождение этих слов с литовским словом «бубулис» («круглый предмет»). Конечное —ис в этой фамилии, вероятнее всего, обусловлено литовским влиянием.

Фамилия Лихогруд — сложное образование из двух белорусских слов — «лiхi» и «грудзi». Прилагательное «лiхi» в составе данной фамилии означает «удалой, молодецкий», а при обозначении какой–либо части тела — «крутой, выдающийся».

Такого же происхождения фамилии Лиховид (человек удалой, молодецкого вида), Лихошапка (тот, кто ухарским способом носит шапку), Лихолоб (человек с крутым лбом). Происхождение таких фамилий не следует смешивать с фамилиями, в составе которых прилагательное «лiхi» означает «злой, плохой». Например, фамилии Лихорай, Лихорад характеризуют человека как злорадного, злобного, мстительного (образованы от сочетания лiха + раiць, радзiць, т.е. «желать, сулить, советовать»), Лиходзей — лiха + дзеяць («творить»), Лихолай — «тот, кто неприлично ругается», по–белорусски — «лаецца». В древности нередко отрицательный смысл вкладывался в имена преднамеренно, чтобы отпугнуть злых духов от младенца. Многие из таких имен со временем воплотились в фамилии.

«Как возникла моя фамилия? Мои родственники в России писались как Иолобы, ругали отца, что он изменил фамилию на польский лад. Леонид Иолоб, Кореличский р–н».

— Фамилия Иолоб происходит от личного имени Ёлоп, которое является разговорным вариантом древнего редкого имени Алоп (А.В.Суперанская «Словарь народных форм русских имен») и в переводе с греческого означает «житель города Алоп». В период письменной фиксации имени отсутствовали четкие графические нормы, чем обусловлено изменение его написания. Не исключено, что «ио» появилось на месте «Ё» при русскоязычной передаче фамилии из документов, оформленных на польском языке (по–польски звук «Ё» передается двумя буквами — «ио»). Написание «б» вместо «п» — следствие оформления фамилии по правилам письменного языка.

«Генеалогическая таблица дворянского рода Щербович–Вечер прослеживается до 1877 г., потом остается придомок, т.е. род Вечеров. Прошу вас объяснить значение этого придомка. А.А.Вечер, Гродно».

— При условии, что фамилия Вечер была бы основной, а не придомком, ее происхождение следовало бы связывать с древним дохристианским именем Вечер — «тот, кто родился вечером». Но в вашем случае, скорее всего, прозвание Вечер искусственно придуманное, а такую субъективную мотивацию в большинстве случаев восстановить уже невозможно.

До новых встреч! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/138191/

 

Историк: кому нужны эти предки?

Находить своих предков, живших 300 лет назад, - огромное удовольствие

Известный уральский историк Алексей Мосин не согласен с казенным патриотизмом, проводимым нашими чиновниками. Уже много лет он занимается родовой историей и уверен: нет ничего более патриотичного, чем знание и любовь к своей родине и своим предкам.

Каждый из нас - итог жизни предков

- Алексей Геннадьевич, для многих из нас родовая история понятие если не новое, то не очень ясное. Насколько важно знание истории своей семьи?

- В первую очередь изучение родовой истории важно само по себе, потому что родовая история - это наша память о предках. Узнавая, кем они были, где и когда жили, мы что-то новое узнаем о самих себе. Наш с вами земляк Мамин-Сибиряк говорил, что в каком-то смысле каждый из нас является итогом жизни всех наших предков. Мы, как правило, о них сегодня либо ничего не знаем, либо знаем до обидного мало. Знание истории предков помогает нам иначе относиться к истории вообще, большой истории. И это второй важный аспект изучения родовой истории.

- От частного к общему?

- Да, история перестает быть чем-то абстрагированным, она очеловечивается. Кто-то из наших предков участвовал в больших стройках первых пятилеток, был участником войны или же участвовал в строительстве первых уральских заводов. Архивы хранят множество зафиксированных страниц из жизни нашей семьи.

- То есть с архивов и стоит начинать изучение истории своей родословной?

- Нет. Начинать надо с семьи - опросить своих близких: чем больше удастся собрать информации внутри семьи, тем легче будет поиск в архивах. Возможно, сохранились какие-то записи, документы, наградные листы, письма членов семьи друг к другу, письма с фронта, старые фотографии. Все это надо упорядочить и зафиксировать. Построить примитивную родословную схему, а потом уже идти в архив.

- И к каким же из документов стоит обратиться?

- В дореволюционную эпоху было две основных группы документов учета населения - церковный и гражданский учеты. Церковь вела метрические записи. Рождался человек, умирал - в метрических книгах обязательно делались записи.

- Неужели они сохранились?

- Сохранились. Другое дело, что степень сохранности различная. Были войны, революции. Конец 20-х годов XX века запомнился знаменитой макулатурной кампанией, когда все что надо и не надо несли в макулатуру.

В нашем древе 500 имен

- Чтобы находить информацию о предках, надо быть в какой-то степени следопытом…

- Надо быть человеком неравнодушным, проявлять интерес к тому, что нас окружает, что было до нас. Пушкин говорил, что мы, к сожалению, ленивы и равнодушны. Так вот, надо эту леность и нелюбопытство знать в себе и преодолевать.

У меня мечта такая: чтобы когда-нибудь в каждом доме, в каждой семье на стене висел родословный лист. Своему сыну я начертил такое генеалогическое древо. Там около 500 имен его предков!

- И сколько же времени требуется, чтобы составить такое ветвистое древо?

- По-разному, иногда на это уходит много лет, в другом случае информация дается довольно легко.

- А как у вас?

- По папиной линии наши предки уральцы, но жили они в разных деревнях и селах. А по маминой - волжская родня, причем одна веточка отделяется и уходит в Смоленскую губернию. Еще одна - во Владимирскую.

- Приходилось путешествовать по всей России, занимаясь сбором информации?

- Это очень интересно - поехать туда, где жили твои предки. Когда моему сыну исполнилось 10 лет, мы вместе поехали в деревню Мосино - на родину наших предков. Ее основал в конце XVII века наш далекий родственник Моисей Сергеевич, фамилий тогда еще не было. И уже от имени Моисей образовалось название деревни Мосино и фамилия Мосин. Мне было важно самому увидеть и чтобы сын увидел: здесь жили наши предки, здесь стояли их дома. Мне показали одно поле, которое до сих пор устиновским зовется. Распахивал его мой прадед Устин Михайлович Мосин.

- Зная историю своей семьи, начинаешь иначе относиться к тому месту, где живешь?

- Становится не все равно. Не надо быть человеком безродным. Двадцатый век все перемешал, сорвал людей с насиженных мест. А человек часто становится беспомощным, когда он теряет связь, - ему не на что опереться. Когда же за тобой стоит 300-400 лет твоей родовой истории, ты понимаешь, что продолжаешь жизнь своих предков. Появляется чувство ответственности - столько людей жило до тебя для того, чтобы появился ты.

Мы все из породы собирателей

- Алексей Геннадьевич, вы автор нескольких книг. Какие из них наиболее важны для вас?

- Наверное, это «Уральские фамилии», «Исторические корни уральских фамилий», словарь «Уральский исторический ономастикон». Очень важно для меня учебное пособие для школьников «Мой род в истории». Надо заниматься с ребятишками, пока у них глаза горят, потом до них уже трудно будет достучаться.

- А какова позиция властей?

- Я боюсь, что программа развития патриотизма, которую стараются реализовать сегодня власти, опять не в ту сторону пойдет - в сторону развития казенного патриотизма. А что может быть более патриотичным, чем знание и любовь к своей родине, своим предкам!

- Друзья называют вас уральским Далем…

- (Улыбается.) Может быть, что-то есть общее… Владимир Даль - один из самых моих любимых русских людей XIX века наряду с Александром Пушкиным и Павлом Третьяковым. Они все из породы собирателей. Это очень важно - собирать то, что нами растрачено, растеряно, что может забыться. Собирать свою историю. Вот Даль собирал слова, Третьяков - картины, и потом они делали свои коллекции общедоступными. Если я что-то сделал такое, что с благодарностью воспринимается земляками, - ну, слава богу!

 Нет ничего интереснее, чем добывать информацию в архивах! Какое там прыгнуть с парашютом с высоты 10 км… Приходишь в архив, тебе приносят дела, ты открываешь и находишь своих предков, которые жили 200-300 лет назад. Вот где адреналин!

Досье:

Алексей Геннадьевич Мосин закончил исторический факультет УрГУ в 1981 году. Преподаватель УрФУ. Доктор исторических наук. Автор книг и программы «Родовая память».

Источник: http://www.ural.aif.ru/society/article/29382

 

Запись в метрической книге о рождении Чайковского перенесут на электронный носитель

Метрическая книга с отметкой о рождении Чайковского, документы о легендарных ижевских наградах, зеленых кафтанах — эти и другие бумаги исторической и государственной важности архивариусы сегодня показали журналистам. Случай — исключительный.

Метрическая книга Воткинского благовещенского собора 1840 года. В такие вписывали имена брачующихся, умерших и родившихся. 178-ая запись в этой — отметка о рождении Чайковского. Документ уникальный и исторически ценный.

Для пущей сохранности документов исторической и государственной важности в архивохранилище — круглый год +17 и влажность 50-55%. Здесь под запретом паровое отопление. Комфортный режим для вековых бумаг обеспечивает система кондиционеров.

Документы страхуют от «старости» или «несчастных случаев». 100 тысяч листов — в том числе и метрическая книга с записью о рождении Чайковского — теперь будут храниться еще и в электронном виде. В сентябре центральных архив Удмуртии получил дорогостоящее оборудование для сканирования.

В соседней лаборатории — сведения с бумаги переносят на пленку. Сегодня — документы Камско-Вотского завода аж за 1800 год. Специалисты говорят — в таком виде особо ценные записи могут храниться вечно.

Здание центрального архива на Камбарской обживают уже два года. До этого архивные фонды ютились в малоприспособленном здании на Удмуртской. Но и здесь с ремонтом до конца еще не управились. На очереди — реконструкция первого этажа. А это 80 миллионов рублей. Архивариусы говорят — окончание ремонта было бы лучшим подарком к 90-летию архивной службы Удмуртии. Круглую дату работники архивной отрасли отметят в следующем году.

Источник: http://www.myudm.ru/node/33664

 

Русские люди казаками быть хотят

Кажется, далек костромской край от кубанских и донских просторов, где традиционно жили казаки. Но и у нас живут казаки. Мы встретились с Алексеем Митровым, начальником отдела науки и образования Восточного окружного казачьего общества и доцентом кафедры истории и культурологии КГСХА.

- Алексей Геннадьевич, откуда же все-таки в Костроме казаки?

- Действительно, Кострома — край не традиционно казачий. Но казачество прошло через расказачивание в двадцатые годы прошлого века, и соответственно, многие оказались не в родных местах. Ну и второй момент, который нужно отметить, заключается в том, что казачество непосредственно связано с воинской обязанностью. В советское время тех, кто не служил, практически не было. И кто-то, в основном это офицеры, прибывали по месту службы в Кострому. Так и создалась основа для нашей организации. Сейчас нашей организации около 15 лет.

А если смотреть в историческом плане, то хоть Кострома — регион и не казачий, но определенная связь есть.

- Какая это связь? Ведь традиционно казаки жили на Кубани, на Дону.

- Например, есть сведения, что в XIV-XV веках в войске галичского князя служили казаки. Если брать XVII-XVIII века, то это время связано с восстаниями Степана Разина и Емельяна Пугачева. И хоть центры этих восстаний были далеко от Костромы, отдельные отряды казаков сюда заходили, и некоторые из этих казаков осели в костромских местах. Еще есть момент, хотя довольно спорный, как и все, что связано со Смутным временем и так называемыми мещерскими казаками. Мещерские казаки Михаила Романова не поддерживали, и их в принудительном порядке отправили на юго-запад нынешней Костромской области. Конечно, уже мало что сохранилось с той поры, но, по крайней мере, есть еще люди, которые помнят, что они потомки тех казаков.

- Какова основная цель казачьего общества в Костроме?

- Я лучше скажу, каких целей у нас точно нет. Нет у нас экстремистских целей, никаких политических или революционных. Традиционно мы осторожно относимся к людям, состоящим в какой-либо политической организации. Казачество старается быть вне политики. Соответственно, у нас остаются такие цели, как воспроизводство казачества. Традиционно мы приветствуем многодетные семьи. Кроме того, казачество пополняется новыми членами и через верстание (т.е. прием. — Прим. автора), в первую очередь молодежи. И уж если речь идет о молодежи, то еще одна наша цель — военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

- Казаки раньше считались отдельным сословием. Кто же приходит в казачьи общества теперь?

- У нас в законодательстве Российской Федерации четко прописано, кто имеет право вступать в казаки. К счастью или сожалению, принцип родового наследования не выдерживается. В казачьи общества разрешено вступать гражданам Российской Федерации, которые разделяют цели, взгляды, традиции казачества.

- То есть, допустим, я могу прийти и сказать, что примите меня, я разделяю ваши ценности?

- Да. И если у нас нет очевидных причин отказать, то мы, скорее всего, примем человека, который изъявил такое желание. Очевидных причин чаще всего нет, поскольку люди, которые к нам идут, имеют определенное представление о казачестве.

- Детей казаки воспитывают по-особому? Как готовят к вступлению в казачество?

- Если говорить откровенно, то единой системы подготовки детей у нас сейчас нет - каждый воспитывает детей в семье, кто как умеет, соблюдая казачьи традиции воспитания православного воина. Хотя подвижки есть. К примеру, у нас есть конюшня в Минском. Дети к лошадям, конечно, тянутся, учатся верховой езде.

- Как проходит процесс верстания в казаки?

- Гражданин, который изъявил такое желание, пишет заявление о своей готовности нести государственную или иную службу и подает сведения о составе семьи. После этого ему назначаются два поручителя из числа опытных казаков. Затем правление казачьего общества принимает решение — рекомендовать человека казачьему кругу или нет. Его обязательно спросят о семейном положении, о том православный ли он, где служил, чем занимается, что хочет от казачества и что может принести. Если соискатель не потомственный казак, то его обязательно спросят, зачем ему вообще нужна община. И если все ответы устроят правление, то оно рекомендует его кругу. Будет назначен испытательный срок, который может быть и сокращен при условии, что будущий казак проявил себя с положительной стороны. В итоге он приходит на круг, где уже все казаки данного общества голосуют, принять или не принимать. И когда будет принято положительное решение, то человека прикрепляют к определенной работе, ему начинает идти стаж, присваиваются казачьи чины. А саму процедуру принятия в казаки производят традиционно: ударом нагайкой по мягкой части тела.

- Что с этого момента меняется в жизни человека?

- У него появляются новые права и обязанности. Казак принимает присягу, целует крест и Евангелие. Скажем, в Забайкалье, где традиционно были казачьи полки из бурят, сейчас это может быть и не обязательно – для потомков тех казаков. Но у нас состав общества практически стопроцентно православный. И после этого казак может участвовать в работе общества, избирать и быть избранным на различные должности. И конечно, он должен выполнять приказы атамана.

- Вы лично как пришли к казачеству?

- С корнями все очень сложно. На мой субъективный взгляд, после расказачивания 20-х годов у нас настоящих, потомственных казаков практически не осталось. Ведь тогда сложилась такая ситуация: стариков истребляли, так как они носители традиций, молодежь истребляли, чтобы казачество не возродилось. Из казаков среднего возраста тоже многие погибли: часть на Первой мировой войне, часть на гражданской. Многие оставшиеся казаки оказались за пределами своих родных областей. А вот на их место вселяли так называемых иногородних. Они там прижились, возник такой феномен, как советское казачество. Так что говорить о корнях нужно с осторожностью, в том числе и о своих. Фамилия наша по происхождению болгарская, и вроде есть такие сведения, что мои предки служили в Бугском казачьем войске. Эта фамилия хотя и редко, но встречалась среди казаков Кубанского и Донского войск. Свой род я могу продолжить до прапрадеда, но он уже был не казак. Поэтому для меня самой важной причиной были убеждения. У меня все мужчины в семье служили. Прадед в русско-японской войне участвовал, дед - в Великой Отечественной, отец - в «холодной войне». Я считал, что эту традицию нужно продолжить. Быть профессиональным военным у меня по ряду причин не получалось, соответственно я стал казаком.

- Что изменилось в вашей жизни после вступления в казачество?

- До этого я не был православным человеком. Но теперь могу сказать: пути Господни неисповедимы. Ты можешь об этом не думать, но если Господь захочет привести тебя к вере, он сделает это.

- Какой должна быть жена казака?

- В идеале, конечно, такой, что «коня на скаку остановит». Так исторически было, что пока казак был в походе, все хозяйство было на женщине. Кстати, часто спрашивают: били ли казаки своих жен? Ну, наверное, в каждой семье бывало по-разному. Нравы в целом были более суровыми, чем сейчас, но и обвинять казаков в какой-то жестокости в семейных отношениях нет оснований. Например, в курене на дверном косяке традиционно висела нагайка, но это вовсе не значит, что казак постоянно бил жену или детей – она скорее напоминала им, что казак – глава рода, хозяин в доме.

- Какие традиции казачества хорошо бы внедрить в современное общество?

- Знаете, Лев Николаевич Толстой сказал, что русские люди казаками быть хотят. Что тогда видел Толстой? Это привычка к труду, это уважительное отношение к женщине, положение мужа в качестве главы семьи и ее защитника, и, конечно, все это хорошо было бы возродить не только в казачьих семьях. Как верующий человек, не могу не сказать, что нам больше нужно быть православными – не только по названию. И конечно, нужно учить молодежь защищать Родину.

Источник: http://севернаяправда.рф/906-2012-10-17-23.html

 

Символы в истории государства

Геральдика позволяет людям ориентироваться в обществе

В Рязани проходит четвертая Всероссийская научно-практическая конференция «Символы России; история и современность».

Участники форума – специалисты в области геральдики, преподаватели вузов, колледжей, общеобразовательных школ, педагоги-воспитатели, библиотечные и музейные специалисты из нескольких регионов России.

Организаторы конференции – Геральдический совет при Президенте Российской Федерации, Правительство Рязанской области, областной комитет по культуре и туризму, Рязанский государственный университет имени С. Есенина, Российская библиотечная ассоциация, областная юношеская библиотека им. К.Г. Паустовского. Пленарное заседание открыла ректор РГУ им. Есенина Ирина Шеина. От имени главы региона Олега Ковалева с приветствием к участникам конференции обратился председатель Геральдического совета при Губернаторе области Вице-губернатор Сергей Филимонов. Сергей Владимирович вручил награды Рязанской области государственному герольдмейстеру, председателю Геральдического совета при Президенте РФ Георгию Вилинбахову, члену Геральдического Совета при Президенте РФ Глебу Калашникову (оба – Санкт-Петербург), а также нескольким рязанцам.

Георгий Вилинбахов поприветствовал собравшихся и сделал доклад об актуальных вопросах государственной геральдической политики. На конференции обсуждались две основных темы. Первая – «Государство и символ»: речь шла о месте государственной символики в современном мире, новых достижениях исследователей истории геральдики, проблемах создания и использования государственных, ведомственных, региональных и муниципальных символов. Вторая тема – «Популяризация геральдических знаний»: проблемы изучения государственных символов, геральдика в детских дошкольных учреждениях, геральдические проблемы в исследовании и преподавании краеведения, проблемы библиографии и поиска геральдической информации, формы и методы популяризации государственной символики в библиотечной работе.

Сегодня участники конференции дадут открытые уроки в Александро-Невской школе и посетят музей-усадьбу «Мемориальный комплекс М.Д. Скобелева».

Сергей Филимонов,

Вице-губернатор:

– Проведение выездных заседаний федерального Геральдического совета в Рязани большая честь для нас, это высокая оценка наших усилий по проведению единой геральдической политики в регионе. В этом году исполняется 15 лет геральдическому совету при Губернаторе Рязанской области. На протяжении всей работы совета его костяк составляют люди высокопрофессиональные и неравнодушные. Это Почетные граждане города Рязани Михаил Шелковенко, Вячеслав Коростылев и другие. Большая заслуга в поведении выездных заседаний в Рязани принадлежит директору областной юношеской библиотеки Вере Сурововой и ее коллективу.

Георгий Вилинбахов,

Государственный герольдмейстер:

– В этом году исполнилось 20 лет с момента восстановления геральдической службы в России. За эти годы произошло много событий. Особое значение имело возрождение российского геральдического языка. Это понимание того, что геральдика – осознанная система знаков, которая выполняет важную социальную функцию. Она помогает идентифицировать те или иные социальные группы, устанавливать контакт между ними. Хочется поблагодарить рязанских друзей за долгие годы совместной работы, не случайно, что в год двадцатилетия мы проводим выездные заседания в тех регионах, работа с которыми для нас особенно важна.

Источник: http://rv.ryazan.ru/news/2012/10/19/16397.html

 

Под Калининградом перезахоронили останки солдат Красной Армии

В Калининградской области перезахоронили останки бойцов, которые погибли во время Великой Отечественной. В районе поселка Романово поисковики нашли братскую могилу, а рядом табличку с именами. В 45-ом в этом районе шли ожесточенные бои.

Солдаты роты почетного караула и курсанты военных училищ Калининграда выстроились у военно-мемориального комплекса в Романово. Сюда доставили 106 цинковых гробов с прахом бойцов, погибших в феврале 45-го во время сражения у немецкого поселка Побетен. На мемориальной доске высечены имена красноармейцев — официально считалось, что здесь покоятся и их останки. Только в 70-х годах, когда воинские мемориалы укрупняли и повсеместно проводили эксгумацию захоронений, неожиданно выяснилось, что кроме имен здесь ничего больше нет. Погибшие солдаты так и остались лежать на поле боя.

"Сейчас возможно будет не только камню поклониться, но и праху героев", — говорит один из поисковиков.

Поисковые отряды уже давно пытались отыскать в здешних лесах братские могилы бойцов из батальона героя Советского Союза Петра Романова. Установить места захоронений удалось после того, как полностью рассекретили документы Красной Армии. Два месяца назад поисковики приступили к эксгумации останков солдат, которых, судя по всему, боевые товарищи хоронили второпях в промежутках между боями. "Грунт мерзлый — это были воронки от снарядов, и туда ребят просто скидывали. По-другому не скажешь. Хаотично они лежали — не было времени, бойцы наши наступали", — рассказывает участник поискового отряда Игорь Барткевич.

Здесь же нашли личные вещи погибших, среди которых — одна алюминиевая ложка с высеченным на ней именем "Саша", портсигары с махоркой, фрагменты погон, фуфайки, в которых благодаря песчаному грунту сохранилась даже подкладка из ваты, ботинки фабрики "Скороход". Самыми ценными находками оказались две боевые награды — орден Красной Звезды и медаль "За отвагу". Предполагают, что орден мог принадлежать офицеру Романову, в честь которого после войны и был назван поселок.

Батальон капитана Петра Романова почти неделю не сдавал опорную высоту превосходящему по силам противнику. Фашисты выиграли бой, только когда бросили против нескольких десятков оставшихся в живых советских солдат целый батальон и артиллерию. Сам капитан сражался до последнего патрона и вызвал огонь на себя.

Чтобы идентифицировать останки героя, предстоит провести большую работу и прежде всего отыскать его родственников. Сейчас поисковики пытаются найти родных еще двух бойцов, призывавшихся из Красноярского края. Имена солдат удалось установить благодаря надгробной табличке.

"Боевым товарищам, сражавшимся против фашистов" — и были нанесены фамилии и воинские звания. Старший лейтенант Соколов и ефрейтор Бадагов погибли в один день 7 февраля 45-го", — говорит руководитель поискового отряда Валдас Рыжков.

Ветераны Великой Отечественной во время торжественной церемонии не скрывали слез. Многие из них так и не смогли отыскать могилы своих товарищей.

"Я не знаю, какие им памятники надо ставить за то, что они сделали — не только для бывшего Советского Союза, но и для всего человечества", — говорит ветеран Великой Отечественной войны Константин Близнецов.

Поисковая работа в этих местах не окончена — здесь обнаружено еще много безымянных братских могил.

Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=938537

 

В Люксембурге состоялась свадьба наследника престола

В Люксембурге в субботу прошли торжества по случаю бракосочетания наследника престола герцога Гийома и молодой бельгийской аристократки Стефани де Лануа.

Как сообщает местная пресса, свадьба обошлась люксембургским налогоплательщикам в полмиллиона евро, ровно по одному евро на каждую душу населения этого минигосударства. Власти использовали ее для создания благоприятного имиджа страны, которую в мире привыкли считать малопрозрачным "налоговым раем".

"Заграница сегодня смотрит на нас. Мы не должны задирать нос, но и не нужно казаться меньше, чем мы есть на самом деле", - заявил на бракосочетании премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер, который также является председателем Еврогруппы (группы стран, входящих в зону евро).

Гражданская церемония, во время которой молодожены без помпы, в присутствии ближайших друзей расписались в люксембургской мэрии, состоялась в пятницу. В тот же день прошел высокосветский ужин с участием коронованных особ и представителей аристократических фамилий Европы и не только.

В субботу те же гости были приглашены на церемонию венчания в главном люксембургском соборе Богоматери вместе с 270 избранными подданными великого герцога Анри.

Герцогу Гийому, который после Анри станет седьмым великим герцогом Люксембурга, скоро исполнится 31 год. Его избранница, 28-летняя С. де Лануа, происходит из одной из старейших аристократических семей Бельгии.

По случаю замужества ей в исключительном порядке по ускоренной процедуре было оформлено люксембургское гражданство, что вызвало ехидные замечания в прессе.

Гийом получил типичное для монарших детей воспитание и образование - гражданское и военное. С. де Лануа училась лингвистике в Лувенском католическом университете под Брюсселем, знает несколько языков, в том числе русский.

Свадьба привлекла большое внимание еще и потому, что Гийом был последним "свободным" женихом среди наследников престолов в Европе.

Бракосочетание было поистине королевским с современными нюансами, вроде зеленого микроавтобуса для приглашенных принцев и принцесс. В соборе С. де Лануа была в роскошном свадебном платье от Эли Сааб цвета слоновой кости с кружевами с серебряной нитью и четырехметровым тюлевым шлейфом. Жених - в парадном офицерском мундире, как и короли-гости. Королевы - в платьях и шляпках "от кутюр".

Церемония закончилась поцелуем молодоженов на балконе, выходящем на маленькую площадь, заполненную народом, и праздничным фейерверком в вечернем небе.

Источник: http://www.interfax.by/mosaic/1118812


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное