← Октябрь 2012 → | ||||||
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
15
|
16
|
18
|
19
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
25
|
26
|
27
|
28
|
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Баллада о Сергее, Иванове сыне В Новом Быту поставили памятник в честь земляков — героев Отечественной войны 1812 года Подошли к этому событию более чем серьезно и ответственно. Создали оргкомитет, который возглавил глава местного сельского поселения Баранцевское Сергей Анашкин. Подключили своих краеведов — Юрия Кобякова, предки которого жили в деревне Пешково, старосту деревни Красные Орлы Галину Гладкову — сообща искали в исторических архивах имена ратников. И далекие события словно заговорили, стали наполняться живыми людьми, конкретными судьбами. Деревня Бавыкино, как выяснилось, проводила на бой шестерых солдат и столько же ополченцев. Драться с французами отправились Сергей Иванов сын, 1775 г.р., Афанасий Васильев сын, 1779 г.р., Козьма Терентьев сын, 1795 г.р... Из села Крюково пошли на Бородинское поле семь солдат. Степан Григорьев сын, 1790 г.р., Павел Ефимов сын, 1779 г.р... Из деревни Курниково — девять. Из села Мелихово — четверо, из деревни Люторецкое — тринадцать солдат и пять ополченцев... Из села Новоселки ушло на войну с Наполеоном больше всего воинов — 36 человек. Никифор и Василий сыновья Степановы, Алексей Федоров сын, Гаврила Иванов сын, Матвей Евдокимов сын... Добровольно шли воевать и совсем юные. Никону Евсееву сыну из деревни Прудки в 1812 году было всего тринадцать, Василию Алексееву сыну из села Зачатьевское — четырнадцать, Осипу Петрову сыну из села Дубна — пятнадцать, Макару Васильеву сыну из деревни Завалипьево — шестнадцать, Трофиму Иванову сыну из села Талеж — семнадцать... И таких в найденных списках не единицы — десятки. Замечу — речь идет о территории только одного современного сельского поселения. Война и в самом деле патриотическая, всенародная, воистину Отечественная. Жаль, что в то время крестьяне были еще бесфамильные, трудно установить родство, генеалогию, найти потомков. Но то, что имена героев — простых мужиков, крепостных крестьян — через двести лет воскресли из небытия, уже событие. Событием по-своему очень праздничным стало и открытие самого памятника. В торжественной церемонии приняли участие жители поселка, школьники. Среди почетных гостей — настоятель монастыря Вознесенская Давидова пустынь игумен Сергий, командир части из соседнего Нерастанного полковник Вячеслав Сидоров, депутат Московской областной думы Вячеслав Крымов... А малышня из местного детского сада, представленная Игорем Дударенко, Сережей Купцовым, Дариной Халдеевой, Кириллом Солдатовым, Денисом Овчинниковым со товарищи, прочитала подборку героических стихотворений «Уж постоим мы головою за Родину свою». Хлопали им все. МЕЖДУ ТЕМ Неделю назад в Тарасовке была восстановлена часовня в память подвига казацкого полка, который осенью 1812 года был направлен в тыл после изматывающих боев для отдыха и переформирования. Но отдохнуть казакам не удалось. Французы двинули по старой Ярославской дороге полк драгун, который должен был разорить Троице-Сергиеву лавру. Но в Тарасовке французы натолкнулись на сотню казаков. Не успевшие отдохнуть казаки ринулись на врагов и наголову разгромили французский полк. В память об этом подвиге была воздвигнута часовня. А в годы большевистского лихолетья часовню снесли «Иваны, родства не помнящие». Сегодня, когда Россия отмечала 200-летие славной победы, часовня восстановлена в прежней красе. В этом году отмечается еще одна славная дата — 400-летие преодоления Смутного времени. В Пушкинском районе, между древним селом Рахманово и городским поселением Ашукино, поставлен памятный крест. Четыреста лет тому назад польско-литовские захватчики двигались к Троице-Сергиевой лавре, которая всегда была средоточием российской духовности. Между деревенькой Своробино и селом Рахманово их встретили русские дружины под предводительством брата царя — Ивана Шуйского. Завязалась кровавая сеча. Много русских воинов полегло на поле. Врага остановить не удалось, но Троице-Сергиева лавра героически выдержала долгую осаду. — Когда-то боярин Григорий Пушка основал небольшое сельцо, которое сегодня стало городом Пушкино, одним из украшений Подмосковья, — рассказал глава Пушкинского района Виктор Лисин. — Памятник ему стоит перед самым въездом в город. Сам город хранит память о режиссере Станиславском, который cтавил свои первые спектакли в летнем театре. Акулова гора известна тем, что здесь отдыхал и создавал свои произведения Владимир Маяковский. В будущем году будет отмечаться 120-летие со дня рождения поэта. Планируем создание библиотеки, которая будет носить его имя, и ряд мероприятий, на которые съедутся поклонники поэта со всего мира. Пушкинский район обладает подлинными жемчужинами, среди которых первая — музей-заповедник Мураново. Он хранит память о поэтах Баратынском и Тютчеве, о славянофиле Иване Аксакове. До сих пор жива тропа, которая связывает два музея Подмосковья — Мураново и Абрамцево. Сегодня в деревне Герасимиха создан конский манеж. Мы планируем воссоздать туристический конный маршрут, который свяжет два музея. Недавно в Муранове проходил воскресник с участием министра культуры Подмосковья. Он твердо заявил, что знаменитые Мурановские холмы не будут отданы под коттеджные застройки. Важно, что в сохранении и восстановлении памятников прошлого принимают активное участие не только взрослые, но и дети. В наших школах возрождается краеведение — предмет, совершенно необходимый в формировании патриотизма, любви к малой родине. Многое не могло бы быть сделано без деятельной помощи со стороны пушкинского духовенства. Молодые активные священники немало делают для облагораживания памятных мест. Особую роль в этом играет благочинный пушкинских приходов протоиерей Иоанн Монаршек. Источник: http://www.mk.ru/moscow/article/2012/09/25/753006-ballada-o-sergee-ivanove-syine.html Правда о трагедии в Хатыни Долгое время считалось, что трагедия Хатыни - дело рук собственно немцев. Однако это не так! Гитлеровцы предпочитали делать грязные дела чужими руками. Васюра Григорий - хатынский палач На протяжении долгих лет советская идеология твердила о том, что трагедия в Хатыни – дело рук гитлеровцев, и лишь в середине восьмидесятых годов стала известна правда о том событии – правда, которую в СССР побоялись обнародовать даже во времена перестройки В 2008 году исполнилось 65 лет со дня хатынской трагедии. В мемориальном комплексе на месте сожжённой деревни прошёл митинг-реквием, в котором приняли участие официальные лица Беларуси и России, дипломаты, ветераны войны и обычные граждане. Были среди них и очевидцы фашистских зверств. 22 марта 1943 года Хатынь была полностью уничтожена карателями. Они же сожгли заживо и 149 жителей деревни. Преступление и наказание Осенью 1986 года в зале суда Белорусского военного округа было как никогда многолюдно. Среди свидетелей – в основном люди преклонного возраста. Практически все они из одного региона – Минской области. Люди были явно напряжены, тихо шушукались и много говорили о войне. Разговоры прекратились, когда сотрудники милиции ввели в зал подсудимого – пожилого человека по фамилии Васюра, заместителя директора успешного совхоза в Киевской области. Он шёл, опустив седую голову, немного шаркая ногами – шёл медленно и всё время держался за сердце. Из гробовой тишины зала вдруг вырвалось пронзительное «Выродок!». Васюра никак не отреагировал, дошёл до своего стула и тихонько сел, оценивая исподлобья обстановку. Именно этому старику, спустя долгие годы, и предъявили обвинение в организации уничтожения Хатыни и её жителей. – Посмотрите на злые, пустые глаза этого человека. Это Васюра Григорий Никитич, украинский каратель, который уничтожил Хатынь, – показывает мне фотографию большого размера председатель того судебного заседания Виктор Глазков. – Уже тогда, в 86-м, «хатынское дело» произвело эффект разорвавшейся бомбы, ведь десятки лет сожжённая деревня была символом зверств фашистов на территории Беларуси. На самого Васюру в восьмидесятых мы вышли случайно. Незадолго до этого громкого дела военный трибунал рассматривал дело изменника Родины Мелешко, который командовал одной из рот 118 карательного полицейского батальона – того самого, который одну за другой жёг белорусские деревни. Именно тогда и всплыла фамилия Васюры. В кротчайшие сроки сотрудники КГБ доставили пенсионера в Минск. Здесь и стали открываться первые подробности. Сразу же после войны за связь с немцами, как гласило обвинение, Васюра получил 25 лет лагерей. Правда, отсидел только 3 года, после чего попал под амнистию – хатынский эпизод в то время так и не всплыл. После того, как Хрущёв озвучил доклад о культе личности Сталина, Васюра и вовсе стал чувствовать себя уверенно – утверждал, что его посадили за то, что был в плену. Ему поверили. Всё послевоенное время Васюра спокойно жил и работал в совхозе под Киевом, получал поздравления с Днём Победы, а на встречах с пионерами даже рассказывал о своём геройском прошлом. Когда же сотрудники органов госбезопасности приехали за «ветераном войны», Васюра твердил, что это некое недоразумение. Правда, когда в Минске началось предварительное следствие по «хатынскому делу», пенсионер притих, ведь начали всплывать всё новые и новые факты его злодеяний. Вспомнить всё Позднее следствие установит: в первые дни войны связист Григорий Васюра попал в плен к гитлеровцам, добровольно перешёл на их сторону, окончил школу пропагандистов и уже спустя год работал в полиции оккупированного Киева, где через некоторое время и возглавил карательный батальон. Бойцов батальона, отличившегося особой жестокостью ещё в Бабьем Яру, немецкое командование отправило в Белорусскую республику для борьбы с партизанами. – Васюра очень искусно защищался, – продолжает Виктор Глазков. – Где надо – ссылался на забывчивость, или всё вспоминал в деталях, но только не Хатынь. Вот, например, он вспоминал, как они жгли другую деревню – Осовы. Васюра рассказывал, как шли к этой деревне, какая была погода, какой мост проходили. Он до деталей помнил, как сгоняли людей в хлев, как пытались его поджечь, но пошёл дождь – и так далее, то есть всё до мельчайших деталей. Что же касалось Хатыни, то говорил, что даже названия такого не помнит. Правда, затем якобы Хатынь вспомнил, но там не был, и это может подтвердить жительница посёлка Плещеницы, где и стоял 118-й батальон, которым он командовал. Мол, именно 22 марта у него был с ней половой контакт. Но и тут он просчитался: мы нашли эту женщину, и она подтвердила, что роман у них действительно был, но в день сожжения Хатыни Васюра к ней не приходил. Затем Васюра говорил, что был в это время в отпуске в Киеве, где зачал с женой дочь. Мы провели экспертизу и вновь выяснили, что он нас обманывает. Так мы постоянно выводили его на чистую воду. Живые свидетели На судебном заседании 86-го года в качестве свидетелей прошли 26 карателей. Их привезли в Минск со всего Советского Союза. Каждый из них к тому времени уже отбыл своё наказание за помощь немцам. Их до сих пор помнит журналист «Известий» Михаил Шиманский – единственный представитель печатного издания на суде. – Каратели, естественно, Васюру узнавали, – говорит Михаил Николаевич. – Они рассказывали, как он отдавал команды, какие это были команды, каким оружием пользовался и как добивал раненых. Опознали Васюру и несколько жителей близлежащих деревень. Говорили, что он всегда ходил такой весь вычищенный, выбритый, подтянутый, в общем, настоящий эсэсовец. Нужно сказать, что зал вообще постоянно реагировал – люди всё время выкрикивали различные реплики и даже порывались учинить самосуд. Уцелевшие свидетели продолжали давать показания – не только хатынцы, но и жители других деревень. Кстати, после трагедии в Хатыни в живых осталось всего шестеро: Иосиф Каминский (именно его скульптура с погибшим сыном на руках сегодня является главным монументом мемориала), Антон Барановский, Александр и Виктор Желобковичи, а также Владимир и Софья Яскевичи. Ещё две девочки из Хатыни – Татьяна Карабан и Софья Климович – спаслись по чистой случайности: они ушли в гости в соседние деревни. – Впоследствии экскурсоводы также никогда не вспоминали, что погиб житель деревни по фамилии Иотко, – говорит Виктор Глазков. – Полуобгоревший, он с тяжелейшими ожогами шёл за карателями и просил его пристрелить, так как мучиться не было сил. Они лишь улыбались ему в ответ и говорили, мол, зачем на тебя патроны тратить, ты и так через пару дней помрёшь, как собака. Так и случилось – он умер через несколько дней. Эмоциональное напряжение было настолько велико, что на процессе постоянно дежурил врач. Даже спустя десятки лет свидетели вспоминали ужасающие детали зверств, как будто пережили их вчера. – Когда каратели вошли в дом, я тихонько сидела в погребе с картофелем, – вспоминает жительница Хатыни Софья Яскевич. – Каратели зашли в дом, увидели, что всё уже разграблено, и не стали никого искать – так я и спаслась. – А я до сих пор как закрою глаза, – дополняет её уцелевший Виктор Желобкович, – так и вижу: догорающий сарай, обгоревшие трупы своих сверстников и семьи. Люди хоронят близких один раз, а я всю жизнь как у раскрытой могилы. Долгожданное признание Несмотря на неопровержимые свидетельские показания, Васюра продолжал отпираться, даже когда все улики были против него. Саму же трагедию в Хатыни следствие восстановило практически по минутам. Утром 22 марта группа партизан специально повредила линию связи фашистов. Кто были эти партизаны и к какому соединению относились, следствие так и не установило. Посему и в деле они шли как «группа партизан». Народные мстители устроили засаду и поджидали тех, кто будет эту связь восстанавливать. Из посёлка Плещеницы на ремонт линии выехал грузовик с немцами, которые, помимо восстановления связи, должны были сопровождать шефа роты полицейского батальона Ханса Вельке. Кстати, Вельке был олимпийским чемпионом 1936 года по метанию ядра, любимчиком Гитлера. Партизаны расстреляли две машины – Вельке и два бойца погибли на месте, остальные фашисты не пострадали. После убийства Вельке тут же по тревоге был поднят немецкий карательный батальон оберфюрера СС Дерливангера, который находился в соседнем посёлке Логойск, и тот самый 118-й карательный батальон, которым командовал Васюра. Когда батальоны приехали на место происшествия, тут же начали искать виновных. Вначале расстреляли случайных дровосеков из деревни Козыри – тень подозрения в нападении на немцев сразу пала на них, но затем по следам на снегу каратели пришли именно в Хатынь. – Васюра до последнего не признавался, что был в Хатыни, – говорит журналист Михаил Шиманский. – Но когда понял, что отпираться уже бессмысленно и что деваться ему некуда, бросил со злостью: «Да, я и Хатынь вашу жёг! Я стоял у сарая и в упор расстреливал тех, кто пытался выжить!» – Вместе с Васюрой хатынцев расстреливали именно каратели, – дополняет Виктор Глазков. – Они стали вокруг сарая, расставили пулемёты. Кто-то строчил из них, кто-то из автоматов. Нам удалось максимально установить всех действующих лиц, которые уничтожили Хатынь и хатынцев – все они украинцы. Понимаете, национальность здесь уже не так важна, так как у предателей нет национальности и им нет оправдания. Это люди, которые приняли нацистскую идеологию и которых сегодня мы называем фашистами. Дело о начальнике штаба 118-го полицейского батальона Григории Васюре разбиралось более полутора месяцев и заняло почти два десятка томов. Васюру признали виновным по всем пунктам обвинения и приговорили к высшей мере наказания. В письмах советскому правительству каратель просил заменить её на тюремное заключение, писал, что будет много работать и своим трудом, даже самым тяжким, искупит свою вину. Но приговор оставили без изменения – расстрел. За годы войны фашисты сожгли более 600 белорусских деревень. 186 из них так и не восстановили. После окончания суда журналист Михаил Шиманский напишет большую статью о трагедии в Хатыни, где изложит все материалы судебного процесса. В «Известиях» её так и не напечатают, даже несмотря на перестройку, – «по политическим и национальным соображениям». Правда о Хатыни станет известна только после распада СССР. Источник: http://journalufa.com/4681-pravda-o-tragedii-v-hatyni. Баронесса из Михайловска Таисия Клодт – потомок старинного дворянского рода В городе Михайловске живет молодой юрист Таисия Клодт. По отцовской линии она дальний потомок знаменитого мастера Петра Клодта, чьи скульптурные группы коней украшают Аничков мост в Санкт-Петербурге. Таисия изучила, насколько это возможно, генеалогическое древо старинного дворянского рода Клодт и выделила, скажем так, русскую ветвь, поскольку существовало еще несколько ветвей. Ее представители жили в Прибалтике, на территории Эстляндии (нынешняя Эстония), которая после 20-летней войны России со Швецией согласно Ништадтскому миру в 1721 г. вместе с Лифляндией и другими землями вошла в состав Российской империи. Архивные документы свидетельствуют, что в 1771 г. в Эстляндии родился Якоб Клодт фон Юргенсбург, родной дядя будущего скульптора Петра Клодта. Именно от Якоба начинается отечественная ветвь немецких дворян рода Клодт, поскольку он уже был подданным России. А дальше – как в Библии: Якоб родил Карла, Карл – Александра, тот – также Александра… - Вот с моего прапрадеда Александра Александровича, – говорит Таисия, – уже можно более детально проследить историю династии Клодт в России. Из архивных источников мне стало известно, что прапрадед родился в 1869 г. на берегах Невы, затем переехал в Одессу, где стал владельцем винно-коньячных заводов. После революции его недвижимое имущество перешло к новой власти, и он лишь управлял производством. Сын Александра Клодта, Владимир, прадед Таисии, окончил горный институт в Санкт-Петербурге, там же познакомился с будущей женой и увез ее к отцу. После отмены сословий бывшим дворянам находиться в рабоче-крестьянском обществе стало небезопасно, особенно тем, кто имел немецкую фамилию. На семейном совете было решено перебраться в Чечню, где действовали нефтепромыслы. Долгое время супруги жили в ауле Итум-Кале, Владимир налаживал горное дело, проектировал дороги. В конце 20-х годов семья переехала в Грозный, и высокообразованного специалиста В. Клодта назначили руководителем строительного треста. Когда страну охватило пламя массовых репрессий, он попал в поле зрения НКВД, его арестовали, и вскоре он умер в тюрьме от пыток и побоев. - Мой прадедушка был интеллигентнейшим человеком, – рассказывает Таисия, – играл на виолончели в оркестре Грозненского драмтеатра. Его жена, окончившая знаменитые Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге, много общалась с местными композиторами, музыкантами, хорошо знала прославленного артиста балета и танцовщика народного артиста СССР Махмуда Эсамбаева, учившегося перед войной в хореографическом училище. После смерти мужа ее, оставшуюся с двумя детьми, не принимали на работу как жену врага народа. - Очевидно, в то страшное время, – говорю Таисии, – ваши прадедушка и прабабушка уничтожили все документы, подтверждавшие дворянство. - Скорее всего, именно так. Во всяком случае, я не раз спрашивала дедушку Леопольда Владимировича об этом, но он тоже ничего не мог ответить. Рассказывал только о родителях, показывал семейные фотографии, фамильные украшения, у прабабушки были даже скульптуры малой пластики, конные группы Петра Клодта, которые подарили им родственники. Она передала эти фигурки в дар музею в Грозном – возможно, до сих пор там хранятся. А Леопольду Владимировичу сейчас уже девятый десяток, он живет в селе Красном Грачевского района, сильно болеет. Дедушка окончил вечернюю школу, ремесленное училище, работал в Грозном на одном из заводов старшим инженером по технике безопасности. Женился на терской казачке Таисии Дремлюга, я названа в ее честь. Бабушка была главным бухгалтером строительного банка. В 1964 г. у них родился сын Сергей, мой отец. После школы и службы в армии он окончил Грозненскую нефтяную академию, но тут началась первая чеченская война и наша семья вынуждена была покинуть город. Мне в то время было четыре года. Мама тоже родом из Грозного, из семьи потомственных казаков, окончила исторический факультет Чечено-Ингушского госуниверситета. У меня есть младший брат, он родился уже на Ставрополье. Если отец по национальности немец, мать – казачка, кем же считает себя Таисия? - Русской. Я думаю по-русски, пишу на русском языке, хотя во мне кровь прибалтийских немцев, терских и запорожских казаков – «гремучая» смесь. В советские годы не принято было афишировать дворянское происхождение, да и не было возможности подтвердить этот факт. И лишь недавно такие документы Таисия получила. Она показывает диплом Российского дворянского собрания, выданный в июне 2007 г. С записью о том, что баронесса Таисия Сергеевна Клодт является потомком дворянского рода баронов Клодт фон Юргенсбург Эстляндской губернии, внесена в Общероссийскую дворянскую родословную книгу и за ней утвержден фамильный герб. - Для меня главное, – рассуждает Таисия, – осознание того, что я документально стала причастной к генеалогическому, сильно разветвленному старинному древу, ношу фамилию Клодт, являюсь продолжателем славной династии, которой сотни лет. А то, что стала баронессой, – приносит, скорее, душевное удовлетворение. Ее всегда интересовала жизнь предков, она могла без конца слушать рассказы дедушки о том, как, например, шла подготовка к очередному балу, во что одевались в то время, когда мать дедушки познакомилась на балу в Санкт-Петербурге с будущим мужем. Всякий раз возникали ассоциации с Наташей Ростовой из «Войны и мира», готовившейся к своему первому выходу в высший свет. И вообще, считает Таисия, дворянство – русское, немецкое, польское – всегда было интеллектуальной основой общества, несло в себе лучшие качества. Это был мир воспитанных, культурных, благородных людей. Отец рассказывал о ее прабабушке, польской дворянке, которую она не застала в живых, – та всегда ходила по Грозному, даже несмотря на жару, в платье с длинными рукавами, ажурных перчатках, шляпке и с тросточкой. Так была воспитана и так воспитывала своих детей… К сожалению, чеченские события середины 90-х годов прошлого века вынудили многочисленную семью Клодт покинуть Грозный, продав за бесценок свое жилье. Сначала уехали бабушка с дедушкой, а затем и родители Таисии. Отец устроился на работу инженером, получил квартиру в Михайловске. Таисия окончила лицей для одаренных детей, затем – Ставропольский технический университет, став дипломированным юристом. Вышла замуж, работает по специальности, учится в аспирантуре, пишет диссертацию. - Каждый человек, который знаком с историей своего рода, своей фамилии, – убеждена Таисия, – может спокойно жить и уверенно шагать в будущее, потому что мысль о своей причастности к славным делам предков придает сил и уверенности. Ведь мы – продолжение их, и надо строить свою судьбу, равняясь на тех, кто жил до нас. Пожалуй, лучше и не скажешь, тем более что русская баронесса с немецкими корнями следует этому мировоззрению. У столицы Республики Саха появился новый герб Идея замены старого, оставшегося еще с советских времен, давно витала в воздухе - по утверждениям специалистов, тот слишком явно противоречил канонам. Однако вплотную вопросом занялись только с 2006 года. Провели несколько конкурсов, на последний выставили более 50 работ местных авторов. Проекты-победители устраивали якутян, но решительно не нравились геральдическому совету в Москве: его строгим официальным требованиям не соответствовал ни один. В результате пригласили "варяга" - автором нового герба столицы республики стал рекомендованный российским геральдическим советом хабаровчанин, профессиональный геральдический художник Максим Черников. Его работа продолжила традиции старейшего "фирменного знака" города: тот вел свою историю от печати якутского острога середины XVII века и изображал черного орла в серебряном поле, держащего соболя. В ходе обсуждения нового проекта среди горожан разгорелась нешуточная дискуссия. Подавляющее большинство высказалось против. Критики сравнивали сэргэ (коновязь) с шестом для стриптиза, обращали внимание на перегруженность герба элементами, иронизировали под поводу высунутых языков зверей. - Такое ощущение, что у нас даже животные умеют трепать языком, - обескуражено заявил председатель студенческого профсоюза Северо-Восточного федерального университета Александр Сусоев. Страсти бушевали вокруг изображения короны, прорисовки орла и соболя, ненационального цвета щита и сэргэ. "В основном не нравятся лошади с сэргэ. Если уж лошадей нельзя убрать, то хотя бы сэргэ. Не надо искажать его сущность", - писал участник форума в сети Интернет. "Допускаю, что с геральдикой все в порядке, но с точки зрения традиций и обычаев якутской земли - это ошибочно", - отзывался другой. "Возможно, этот герб соответствует всем правилам геральдики. Но неужели нельзя было его оценить и с другой, эстетической точки зрения? Он не радует, а режет глаз", - утверждал третий. За новую эмблему Якутска решительно вступился мэр города Айсен Николаев. - Все выдвигаемые к гербам требования здесь выдержаны. Не утвердить его было бы не только неправильно, но и преступно, - заявил он. Приехавший в столицу республики на решающую сессию гордумы, где должны были утвердить новый герб автор проекта Максим Черников высказался однозначно: - Геральдика - специфическая наука, со своими языком и грамматикой, живущая по своим законам, для многих поначалу непривычными и непонятными. Он долго рассказывал депутатам о значении каждого элемента на гербе, особо остановившись на тех самых вызвавших бурю негодования якутян языках. - Отсутствие языка зачастую обозначало либо пониженный статус обладателя герба, либо какую-либо провинность перед сюзереном, либо подчеркнутую подчиненность, отсутствие своего голоса, воли, - терпеливо объяснял Черников. Кстати, его лекция возымела успех - законодатели приняли новый герб Якутска единогласно. Комментарий Георгий Вилинбахов, председатель Геральдического совета при президенте РФ: - Новый герб Якутска отвечает всем требованиям геральдики. Он выведет символику Республики Саха (Якутия) на высочайший международный современный уровень, станет образцом для подражания другим российским городам. Справка "РГ" Официальное описание нового герба Якутска. "В серебряном поле - черный орел, летящий влево, имеющий одно крыло опущенное, а другое воздетое, и поддерживающий лапами обращенно сидящего, с опущенным хвостом, червленого соболя. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, дополненной двумя обручами того же металла: верхний - с самоцветами, нижний - с рельефным якутским орнаментом. Щитодержатели - два серебряных с червлеными языками якутских коня, поддерживающих по сторонам от щита червленые сэргэ, увенчанные чоронами того же цвета. Все - на подножии в виде зеленой травы, ниже которой видна лазоревая вода". Источник: http://www.rg.ru/2012/09/27/reg-dfo/gerb.html «Лубочные» войны Полные решимости военачальники и бравые солдаты с лихо закрученными усами, осада крепостей, сражения и военный быт… - в русских лубочных картинках запечатлены батальные сцены прошлого и их доблестные герои. Такова тематика «потешных» листов, экспозицию которых открыли в Белгородском отделении Российского фонда культуры. В Год российской истории и 200-летнего юбилея Отечественной войны 1812-го эта выставка особенно актуальна. Собственно, член Союза художников России Александр Работнов представил зрителям вторую часть своей удивительной коллекции русского лубка, перешедшей к нему от мамы Таисии Николаевны. Картинки, отличающиеся доходчивостью и ёмкостью образа, женщина бережно собирала и хранила - именно благодаря её усилиям сегодня мы можем познакомиться со столь редкими для нашей области образцами истинно народного искусства. Первая же выставка «Русь песенная» экспонировалась в феврале-марте нынешнего года - о её особенностях и феномене лубка «Белгородские известия» писали. Русско-Кавказская война 1817-1864, русско-турецкие войны XVIII-XIX веков, Крымская война 1853-1856 и Севастопольская оборона… - если на прошлой выставке 35 «потешных» листков обращали нас к быту, праздникам и обрядам наших предков, нашедших отражение в русской и украинской песне, то в этот раз вниманию белгородцев предложили иллюстрации героической летописи России. Вот генералиссимус Александр Суворов и его воины, штурмующие крепость Измаил; вот сдача храброго предводителя всех горцев Шамиля; вот прославленные русские военачальники Алексей Ермолов, Николай Муравьёв, князь Михаил Воронцов… А наряду с ними - цари, императоры, члены царской фамилии - Иоанн Грозный, Пётр I, Александр I, великий князь Николай Михайлович; и покоритель Сибири Ермак Тимофеевич, и простые солдаты. Для русских конца XIX века, именно на этот период приходится создание экспонируемых произведений, да и начала XX столетия эти лубочные картинки были своего рода учебниками истории. Эстетическое сознание наших предков, основывающееся на фольклоре, традиция миниатюр Древней Руси и особая изобразительность, проистекающая из наивно-примитивного творчества - лубок историчен и с точки зрения фиксируемых событий, и с точки зрения развития искусства в нашем государстве. Пережив несколько столетий своего становления, «потешные» листки продолжают существовать: редко, но современные графики прибегают к этой технике, проглядывает их традиция в сегодняшних наивном и примитивном искусстве. Но всё же по-настоящему ими заинтересованы коллекционеры, исследователи фольклора… В своём чистом виде лубок сам стал частью истории. Экспозиция батальных лубочных картинок завершится 30 октября. Источник: http://izvestia.vbelgorode.ru/01.10.12-14896.html Длинные головы были в моде Результаты антропологических исследований изумляют и даже поражают. Сказать хотя бы, что при раскопках древних захоронений много раз ученые находили сильно деформированные черепа людей. Для чего это делалось в то время? Все то, чем люди занимаются, как именно они живут и что едят, отображается со временем на их костях. Исследуя их, ученые способны очень много рассказать как о внешнем облике живших некогда людей, так и об образе жизни. Этим и занимаются в отношении древних жителей наших краев специалисты в сфере антропологии, работающие в ВолГУ. Разное время – разные головы – Антропологические исследования очень важны для проведения реконструкций в отношении людей, живших в глубокой древности, – говорит заведующая кафедрой археологии и зарубежной истории ВолГУ, кандидат исторических наук Мария Балабанова. – Речь ведь идет о народах, вовсе не имевших письменности, либо о таких, которые имеют очень мало письменных источников. Например, тех же сарматах. Эти исследования позволяют понять, кто были предками того или иного народа, кто их потомками являются сейчас. Можно определить, откуда и куда мигрировали в древности те либо иные народы. Узнать, кто были эти люди по культурно-хозяйственному типу, как на их жизнь влияла экология в то время. Некоторые результаты антропологических исследований, проводимых на территории нашей области, изумляют и даже поражают. Сказать хотя бы, что при раскопках древних захоронений много раз ученые находили сильно деформированные черепа людей. – Обычай деформации головы, – поясняет Мария Афанасьевна, – встречается при вскрытии захоронений на территории нашей области и в целом Нижнего Поволжья у представителей как катакомбной (эпоха средней бронзы), так и позднесарматской культуры (первые века нашей эры). – Мария Афанасьевна, известно ли, для чего это делалось в то время? Был ли такой обычай данью моде, или он нес в себе какую-то особенную знаковую нагрузку? – В ходе исследований ученые пришли к выводу: изменение формы черепа древних жителей наших краев было, как правило, преднамеренным. Практиковалось оно в ту эпоху не только в Поволжье – оно встречается практически везде. В том числе в Новом Свете, на Американском континенте. Широко применяли его, например, коренные американские и австралийские, а также переднеазиатские народы. Для этого на голову младенцу накладывалась специальная деформирующая конструкция, в результате череп его рос не нормально, а в определенном направлении. Приобретал, к примеру, башенную форму – был вытянут кверху. У поздних же сарматов – удлиненную, получившую название «макрокефальный» (длинноголовый). Голова при этом у людей приобретала форму усеченного конуса. Известны также случаи кольцевой деформации головы, когда младенцу перевязывали голову тугим бинтом, и ее форма также изменялась странным образом. Как показывают этнографические материалы, деформирующая конструкция держалась на голове у ребенка от нескольких десятков дней и до нескольких лет. Девочки ее носили до взросления, когда наступало время выдавать их замуж. Как изгоняли злых духов – Приходилось также слышать, что при раскопках находили черепа со следами хирургического вмешательства (трепанации). Разве это было возможно в то время? – Действительно, в элитном погребении среднесарматского периода нами были найдены останки женщины с подобного рода отверстием в черепе. Оно было сквозным, а рядом с ним рядом – «пробные» следы сверления, затронувшие только верхний слой костей черепа. Встречались трепанации со следами заживления, производившиеся, видимо, в лечебных целях. Но существует мнение, что делалось это и с целью изгнания злых духов. Встречаются трепанированные черепа и без следов заживления. Обычно такие отверстия делали незадолго до смерти либо уже после нее. Обряд этот был распространен в Центральной Азии, в том числе в Южной Сибири. Из аккуратно вырезанной бляшки плоских костей черепа изготавливались амулеты. У некоторых культур этот обычай был связан с мумификацией тел умерших, а через отверстие в черепе извлекался мозг. Конечно, очень многое о древних жителях наших краев можно узнать не только по форме их черепа, но и по всем другим их сохранившихся костям. Поэтому антропологи изучают их на предмет патологических отклонений, которые нередко возникают при физических нагрузках. Например, в антропологии выделен «комплекс всадничества», свидетельствующий о том, что эти люди проводили очень много времени верхом на лошадях. Этот комплекс хорошо представлен, в частности, у сарматов. Проявляется он на местах прикрепления мышц, которые задействованы в наибольшей степени при езде на лошади, то есть на бедренных и на берцовых костях. У всадников высокая нагрузка приходилась также на шейный и поясничный отделы, где определяются у них чрезмерные костные разрастания либо даже срастания – образовывались как бы блоки, состоящие из нескольких позвонков. Таковы последствия тряски, обычной для езды на лошади. Немало также наблюдается при этом травм (например переломы голеней), характерных для падений с лошади. У воинов, которым часто приходилось орудовать мечом, изменялась рельефность костей рук. О том же говорят и многочисленные травмы на костях. Довольно часто в костях средних сарматов, найденных при раскопках, обнаруживаются стрелы, тогда как для поздних сарматов характерно обилие рубленых ран: у них были большие длинные мечи, которыми они орудовали при сражениях. Кого хоронят вниз лицом? – Мария Афанасьевна, а можно по костям определять, чем древние люди питались? – Да, антропологи могут по ним восстанавливать диету древних народов. Так, например, у тех из них, что занимались земледелием, зубы часто оказываются поражены кариесом, тогда как у кочевников его можно встретить значительно реже. Антропологами используются для реконструкции диеты и специальные биохимические исследования костей – возможности ее очень широкие. Но все же чаще всего применяются измерительные методы – измеряются черепа, размер костей. Эти количественные, как и качественные, признаки тоже передаются по наследству. По длинным костям, например, можно определить рост человека, его комплекцию, а также то, насколько много он физически работал. Следует отметить, что древнее население нашей области было европеоидным вплоть до Средневековья. Но начиная с хазарского времени появляются здесь люди монголоидного облика. А в золотоордынских городах, видимо, жили и немногочисленные негроиды, которые тоже были обнаружены в некрополях. Расовые качества определяются по целому набору признаков черепа – ученым он дает столь же большую информацию, как и лицо человека. – Да, но откуда негры могли взяться в ту пору в Поволжье?! – В сущности, это вполне закономерно. В ту пору в Золотой Орде были распространены невольничьи рынки, а негры в то время были очень ценным товаром. Кроме этого, согласно данным письменных источников, они значились в списке подарков золотоордынским ханам. В позднесарматских могильниках найдены были группы погребений, в которых погребенные лежат лицами вниз. Причем их было много. – Да? И как это можно объяснить? – С одной стороны, можно предположить, что часть людей погребена была насильственно – найдены целые группы погребений, явно свидетельствующие о том, что у них были связаны руки и ноги. Такие погребения можно рассматривать как жертвоприношение людей. Но есть и группа погребений, которые отличаются от основной массы только тем, что умершие лежат в них вниз лицом. Объяснение этому обряду можно найти в славянской этнографии и этнографии сибирских народов. Известно, что колдунов, как и прочих, так называемых «вредоносных покойников», тоже хоронили вниз лицом. А у представителей катакомбной культуры практиковались посмертные маски. Причем накладывались они не на лицо умершего, а на череп, заведомо освобожденный от мягких тканей. При помощи такого рода маски как бы формировали заново лицо умершего… Источник: http://rus.ruvr.ru/2012_09_07/Dlinnie-golovi-bili-v-mode/ О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||