Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Новый взгляд на старые даты

В 2011 году вышла в свет книга осташковского краеведа Виктора Фёдоровича Иванова под названием «Между кривичами и словенами» . А в феврале 2012 года наше краеведение понесло огромную потерю – Виктор Фёдорович ушёл из жизни, оставив нам строки своих произведений, мысли и исследования по истории Селигерского края. Среди них особое значение имеет его предположение о дате возникновения города Осташкова. Автор связал её с упоминанием в Уставной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславовича от 10 сентября 1150 года города Жабачева, платившего дань князю. При этом В.Ф.Ивановым было высказано предположение, что современная деревня Верхние Рудины образовалась на месте древнерусского города Жабачева. Поскольку в настоящее время эта деревня является частью современного Осташкова, то и дату рождения города следует считать от 1150 года. Эту же версию ранее высказывал осташковский краевед Юрий Иванович Гришин (14).Известно, что за даты рождения городов принимаются первые их упоминания в письменных источниках, к которым можно отнести различные летописи, грамоты и другие древние раритеты. Однако практически все историки считают, что древнерусские города («градарики») появлялись задолго до того, как были упомянуты в письменных источниках. Да и само это упоминание было вызвано тем, когда тот или иной древний русский город стал приобретать торговый, военный или политический вес, либо был связан с каким-то важным событием.

К древним письменным источникам в которых упомянут Селигерский край и его поселения, следует отнести: Новгородскую первую летопись старшего извода, Новгородскую вторую (Архивскую) летопись, Владимирскую летопись, берестяные грамоты, найденные при раскопках культурных новгородских слоёв, а также жалобную грамоту литовского князя Ольгерда (1371 г.) и уставную грамоту Ростислава Мстиславовича от 1150 года. Библиография работ, посвящённых анализу этих произведений, насчитывает сотню наименований и авторов.

В настоящее время официальной датой рождения города Осташкова считается упоминание в грамоте литовского князя Ольгерда городка Кличень, который сейчас является зоной отдыха современного Осташкова и соответственно как бы его частью. Приведём выдержку из грамоты, в которой Ольгерд жалуется патриарху Филофею на девятикратные разбойные нападения митрополита Алексия на его городки. В ней, наряду с Кличенью, перечислены и другие города Селигерского края: «…Против своего крестного целования, взяли у меня города: Ржеву, Сишку, Гудин, Осечен, Горышено, Рясну, Луки, Кличень, Вселук, Волго, Козлово, Липицу, Тесов, Хлепен, Фомин городок, Березуеск, Калугу, Мценеск. А то все города, и все их взяли, и крестного целования не сложили, ни клятвенных грамот не отослали. И мы, не стерпя всего того, напали на них самих, а если не исправятся ко мне, то и теперь не буду терпеть их» .

Где же в это время находился городок Кличень? Все исследователи связывают его нахождение с одноимённым островом на озере Селигер. Но есть и исключения. В работе академика М.Н.Тихомирова «Список русских городов дальних и ближних»  автор связывает, ссылаясь на М.К.Любавского, городок Кличень с Кличеньской волостью Ржевского княжества и располагает его на восточном берегу Селигера. В этом месте и кликали ополчение на отражение неприятеля, нападавшего с запада. И, как в 1941 году, батюшка Селигер служил при этом непреступной преградой для западных любителей поживиться за чужой счёт.

Эта точка зрения заслуживает внимания. Вероятно, топоним Кличень был перенесён нашими предками на название крепостцы-кремля и острова рядом с теперешним Осташковым. Впоследствии и волость стала именоваться Кличеньской (Кличенской).

Конечно, появление островной крепости в XIII –XIV веках было вызвано частыми разорительными нападениями, жаждущих поживиться богатствами торгового, материкового города, контролирующего путь из греков в варяги.

Такая организация обороны, имеющей несколько степеней защиты, включая укреплённый торговый городок на высоком холме материкового полуострова (там, где сейчас высятся Троицкий собор и Воскресенская церковь города Осташкова), болотистые и водные преграды, которые его окружали, выглядит весьма убедительно с военной точки зрения. Она позволяла своевременно спасти детей, женщин, ценности и скот от разорительных набегов Литвы и Польши, отправляя их водой на лодках и плотах на остров за стены второй крепости – городка. К сожалению, зимой это преимущество таяло. Населены же были эти места в VIII-ХI веках, по замечанию В.С.Борзаковского – автора «Истории Тверского княжества», «более или менее людьми промышленными, стоявшими на такой степени гражданственности, какой, по естественному ходу вещей, надлежит ожидать от влияния торговли выгодной… людьми, которые, по крайней мере, не были дикарями, видали кое-что на своём веку, имели некоторые географические и этнографические сведения». И на этих пространствах «были города, не в смысле огороженных укреплённых мест, а в значении торговых поселений, которые пользовались известною безопасностью, и в которых развиты были первые зачала гражданского благоустройства» .

Наличие Кличенской крепости позволяло также лучше подготовиться к обороне, имея визуальный контакт с Никола Рожковским погостом, который предупреждал о появлении противника с наиболее опасной западной стороны.

Обратимся к первому письменному источнику — берестяной грамоте за № 526, найденной в Троицком раскопе (усадьба «А») Великого Новгорода, в которой впервые прозвучал топоним Серегер. Обратимся для того, чтобы внимательно её перечитать и по-новому взглянуть на текст-памятку, написанную на бересте древним костяным или железным стилосом (писалом) новгородского ростовщика или сборщика податей. Датируется эта находка между 1050 и 1075 годами, а с использованием стратиграфической, геохронологической и дендрологической дат 1072 годом.

Приведём некоторые существующие в литературе переводы грамоты на современный русский язык.

Перевод из книги В.Ф.Иванова :

«На Бояне въ Роусе гр(и)вна, на Житоб(о)уде въ Роусе 13 коуне и гр(и)вна истине, на Лоуге на Негораде 3 куне и гр(и)вне съ намы, на Добровите съ людьми 13 коуне и гр(и)вна, на Нежке на Прежневици полъгр(и)вне, на Сироме без дъвоу ногатоу гр(и)вна, на Шелоне на Добромысле 10 коуно, на Животтъке 2 гр(и)вне кроупемь, Серегери на Хъмоуне и на Дрозьде 5 гр(и)внъ бес коуне, на Азъгоуте и на Погощахъ 9 коунъ семее гр(и)вне, Доубровне на Хрипане 19 третъее гр(ивне».

В ставшей уже классической работе академика А.В.Арциховского (4) приводится текст со следующими авторскими указаниями: «При транскрипции юс малый заменяю буквой «я», ять – буквой «е», сочетание «оу» — буквой «у». Слово «гривна» в единственном и множественном числах написано под титлами, с выносным «в». Титла раскрываю. Славянские цифры заменяю арабскими». Текст в этой работе выглядит так:

«На Бояне въ Русе гривна. На Житобуде въ Русе 13 куне и гривна истине. На Луге на Негораде 3 куне и гривна съ намы. На Добровите с людьми 13 куне и гривна. На Нежьке на Пръжневици полъгривне. На Сироме без дву ногату гривна. На Шелоне на Добромысле 10 куно. На Животтьке – 2 гривне крупем. Серегери на Хъмуне и на Дрозде 5 гривнъ бес куне. На Азъгуте на Погощах 9 кунъ семее гривне. Дубровьне на Хрипане 19 третье гривне». Следует отметить, вслед за Арциховским, что прориси всех берестяных грамот изготовил М.Н.Кислов.

И, наконец, приведём ещё один перевод, представленный на сайте «Древнерусские берестяные грамоты» :

«За Бояном в Русе гривна. За Житобудом в Русе иста (т.е. собственно долга без процентов) 13 кун и гривна. На Луге за Негорадом вместе с процентами 3 куны и гривна, за Добровитом с людьми 13 кун и гривна, за Нежком Прожневичем полгривны, за Сиромой без двух ногат гривна. На Шелони за Добромыслом 10 кун, за Животком 2 гривны обломками (серебра). Селигере за Хмуном (или Хмуной) и за Дроздом 5 гривен без куны, за Азгутом и за погощанами 6 гривен и 9 кун. В Дубровне за Хрипаном 2 гривны и 19 (кун)».

Нетрудно заметить, что наиболее близки к оригиналу первые два текста. Третий – максимально приближенный к современному русскому языку, однако, не лишён многих вольностей весьма далёких от текста грамоты.

Очевидно, что в этом древнем долговом списке наряду с именами должников содержатся некоторые названия географических объектов. Проведённый А.В.Арциховским анализ имён с использованием основных именословов Древней Руси – Н.М.Тупикова  и С.Б.Веселовского , привёл автора к следующему выводу. Все имена были неизвестны за исключением имён Бояна (имя знаменитого русского поэта из «Слова о полку Игореве»), Нежьки (это имя встретилось однажды в берестяной грамоте, найденной в Старой Руссе – грамота №7, Х11 в.), Дрозда и Азгоута – имени скандинавского происхождения.

При этом к названиям географических объектов А.В.Арциховским были отнесены следующие: Руса – теперешняя Старая Русса, Шелонь – река в Новгородской области, Серегер – озеро Селигер, Дубровьня – или селение Дубровна или оз. Дубровно и Луга – местность реки Луга. Автором отмечено, что предлог перед топонимами «Серегери» и «Дубровьне» в берестяной грамоте опущен, что также в других «источниках встречается».

Перепишем текст берестяной грамоты таким образом, чтобы перед предполагаемыми именами должников стояли предлоги «на» разделяемые запятыми, а населённые пункты напишем с предлогом «в» (за основу возьмём текст А.В.Арциховского). Получим следующее:

«На Бояне въ Русе гривна, на Житобуде въ Русе 13 куне и гривна истине, на Луге, на Негораде 3 куне и гривна съ намы, на Добровите съ людьми 13 куне и гривна, на Нежьке, на Прежневици полъгривне, на Сироме без дву ногату гривна, на Шелоне, на Добромысле 10 куно, на Животтьке 2 гривне крупемь. В Серегери на Хъмуне и на Дрозде 5 гривнъ бес куне, на Азъгуте и на погощах 9 кунъ семее гривне. В Дубровьне на Хрипане 19 третье гривне».

Таким образом, в тексте оказывается только три населённых пункта (три градарика): Руса, Серегер и Дубровня. Остальные – древнерусские имена, личные, собственные. К уже обсуждённым А.В.Арциховским именам добавились следующие: Луга, Шелоня и Прежневица. Имена Шелоня и Прежневица легко отыскиваются в «Ономастике» Веселовского Б.С. и в работе А.В.Арциховского. Женское имя Шелоня стало известным после опубликования «Сказания о Словене и Русе и городе Словенске» 17 века («Хронограф» 1679 г). «И от того времени новопришельцы скифстии начаху именоватися словяне, и реку некую, во Илмер (оз.Ильмень – Л.Р.) впадшую, прозваша во имя жены Словеновы Шелони». В пользу города Серегера говорит и упоминание этого топонима в сочетании с озером в Новгородской первой летописи старшего извода: «В лето 6707 (1199 г)… Приславъ Всъволод, выведе Ярослава из Новагорода позва владыку и посадника Мирошку и вячънени мужи по сынъ. И яко быша на озере Серегери, преставися рабъ божии архиепископъ новгородьскыи Мартурии…» .

И в городе Серегере, как следует из нашего текста, проживали должники новгородского ростовщика Хомун, Дрозд и Азгут с жителями погоста (погощанами). В Русе же жили остальные должники: Боян, Житобуд, Луга, Негорад, Добровит, Нежька, Прежневиц, Сирома, Шелоня, Добромысл и Животька.

И уж огромным подтверждением тому, что такой город с названием Серегер существовал в древние времена говорит та же летопись: «В лето 6737 (1229)… Тои же зиме придоша Литва, и воеваша Любне и Мореву и Серегеръ (Любне, Морева – города Новгородской республики, сейчас это деревня Любно со старинным городищем на берегу реки Пола и районный центр п.г.т. Марёво Новгородской области – Л.Р.), и гонишася по нихъ новгородци, и угонивше ихъ, и биша, а полон опяшя всъ, месяца генвря…».

Эта летописная запись позволила академику Н.М.Тихомирову поместить в работе на страницах 42 и 469 город Серегер в список древнерусских городов XI – XIII веков.

Так, где же находился этот древнерусский город с именем озера, на берегу которого он возник? Таких мест, имеющих важное торговое и стратегическое значение для Литовского, Смоленского и Новгородского княжеств – два. «Весёлое их местоположение», по образному выражению Н.М.Карамзина , говорит за это. И добавлю – весьма тревожное. Первое и, наиболее вероятное (вспомните, «… тои же зиме придоша Литва, и воеваша Любне и Мореву и Серегер…» — зимой географическое и военное преимущество города Серегер-Осташков исчезало) на месте современного города Осташкова. Второе – на месте современного Берёзового рядка. Ясно одно, что этот город под именем Серегер прекратил своё существование как ойконим, в первом случае превратившись в XIV веке в городок Кличень со слободками, а затем через Осташковские слободки в город Осташков. Во втором же случае, будучи на месте Берёзовца на Городище (на карте XV века  это город Березовец), он постепенно превратился в торговое, погостовское и волоковое место на красивейшем высоком берегу озера.

И в том и в другом случае тайна древнерусского города Селигера и города Жабачева, стоявших на торговом пути из «греков в варяги» откроется только тогда, когда на места их предполагаемого нахождения, придут археологи, географы, палеонтологи, историки, палеографы, языковеды и генетики. Все те, кто своими результатами работ на местах, каждый в своей области знаний, смогут подтвердить или опровергнуть старинные летописи и наши предположения.

И каждому осташу будет приятно сознавать, что если город Жабачев признают находящимся в черте современного города Осташкова, то город по дате рождения станет всего на три года моложе Москвы. Ну, а если город Селигер (Серегер — 1072 год) был в те далёкие времена на месте Осташкова, то Осташков окажется старше Москвы на целых 75 лет. А это мне более чем приятно!

Осталось только поговорить о деньгах. Нет, не о тех, которые необходимо потратить на изыскательские работы учёным, а о тех кунах, гривнах, ногатах и лисицах, что звучат в берестяных и исторических грамотах. Для справки, чтобы читатель знал, какие деньги были в те далёкие времена и, что можно было купить на них.

1 гривна равнялась 20 ногатам и 50 кунам.

1 лисица равнялась 5 ногатам.

Куна – денежная единица в виде отрезка шкурки куницы («резана») или её мордочки.

Ногата (бела) – денежная единица в виде отрезка шкурки белки или лапки.

Гривна получила своё имя от серебряных обручей, которые носили на волосах

(гривах). Одна гривна серебра равнялась одному фунту, т.е. приблизительно

400 гр.

Средняя цена холопа в XII веке равнялась пяти, а рабыни шести гривен. Дань, которую платили города Жабачев и Хотшин (современный Хотошин Селижаровского района — Л.Р.) смоленскому князю Ростиславу Мстиславовичу, равнялась 200 гривнам .

 Источник: http://www.seliger-gazeta.ru/article/22827/

 

Нити судьбы

Семейно-родовая память во многом определяет нашу жизнь. До буквальных совпадений!

К примеру: деда раскулачили, а его правнук все никак не наладит собственный бизнес —

то рейдеры навалятся, то от коррумпированных чиновников житья нет… Или: бабка всю жизнь терпела мужние побои, сколько выкидышей из-за них перенесла, а у ее внучки — стойкое бесплодие.

Доцент кафедры социологических наук Кемеровского госуниверситета Лариса Логунова уверена: эти «совпадения» не случайны!

В защищенной недавно докторской диссертации она убедительно доказала: семейно-родовая память работает как программа социального наследования. Иначе говоря: прожитый предками

сценарий жизни раз за разом повторяется в следующих поколениях.

Серьезный ученый, исследовавший около 650 семейно-родовых историй жителей Кузбасса, она на обширном фактическом материале убедилась: такая вещь, как «судьба», действительно существует.

Можно ли ее изменить, подправить?

Об этом и разговор.

— Лариса Юрьевна, а как вы вообще пришли к этой теме?

 — Окончила Кемеровский институт культуры, преподавала в колледже мировую художественную культуру. Защитила кандидатскую по теме «Персонал-технологии адаптации студентов в социокультурной среде». И вскоре после этого стала преподавать в родном вузе. Читала курс по социологии семьи. Все шло неплохо несколько первых лет, а потом вдруг началась жуткая скукотища. Я поняла: все, что могу, я студентам уже сказала. Они ждут от меня каких-то важных вещей, а мне им дать нечего.

 И тогда я в рамках учебной программы стала предлагать студентам собирать истории семей. Они записывали рассказы своих бабушек-дедушек, старших родственников, мы стали выстраивать генеалогические цепочки, фиксируя все главные события их жизни.

 Меня очень поддержала в этих изысканиях мой научный руководитель, профессор Лидия Леонидовна Шпак.

 И вот постепенно из обилия частных историй стали прорисовываться какие-то закономерности. Мы стали выстраивать геносоциограммы…

— А это что?

 — Таблицы, на которых, кроме родства, фиксируются основные события жизни (рождения, смерти и причины смерти, свадьбы, болезни, браки-разводы, карьерные шаги и пр.). И эти геносоциограммы стали вдруг открывать нам просто какие-то мистические совпадения!

— Например?

 — Например, приходит ко мне одна студентка-заочница и говорит: «Посмотрите — во всех браках (и по боковым линиям, и в прямом родстве на три колена назад) вторая беременность в нашем роду сопровождается несчастьем. Или мать гибнет, или ребенок. А я беременна. Вторым».

 Понятно, что тут возможны два варианта развития событий. Или человек говорит себе: «Ну что? Видать, судьба такая!» Или берется переписать сценарий своей судьбы.

— А как?

 — Это уже консалтинг, это моя, как говорится, кухня. Но в общих чертах: надо осознать проблему, сказать: «стоп, я себе такого не хочу!», и попытаться написать свой собственный сценарий. Важная деталь: поведение типа «отстрадаю, перетерплю» не работает. Будет все повторяться по кругу. Человек должен понимать: он пришел в этот мир с определенной миссией. Она — в том, чтобы пополнить свой род новой энергией, повести его по дороге любви, славы, благоденствия.

— Удивительные вещи вы говорите! Я помню, как в отрочестве отчетливо ощущала свою ответственность перед людьми, умершими до меня. Я думала: сколько же всем им пришлось перестрадать, чтобы на свет в результате всех комбинаций явилась я, такая прекрасная. Я же должна приукрасить жизнь самим фактом своего присутствия на земле!

 — Именно. Правильное чувство. У древних греков было понятие «энтелехия» — это некая внутренняя сила, сгусток энергии родоначальника, который в потенциале оборачивается результатом. Наша задача эту энергию приумножить.

 Когда я собирала материал, мне приносили много всяких семейных анекдотов, легенд, заговоров, молитв. Как правило — апокрифических, не церковных. Обратила внимание: почему-то во всех этих молитвах поминаются родственники «до пятого колена». Задумалась — почему именно до пятого? Стала искать разгадку — и выяснила: оказывается, по данным генетиков, именно в пятом колене происходит всплеск генетических характеристик. То есть психологические характеристики, наследственные болезни, особенности внешности и т.п. явственнее всего оказывают себя именно тогда — через четыре поколения.

— То есть моя внучка, скорее всего, будет больше похожа на мою бабушку, чем на меня или свою мать?

 — Да. Или какая-то важная родовая информация будет передана именно ей.

— Лариса Юрьевна, ваши исследования, действительно обширные по обилию материала, строятся, как правило, на интервью, которые внуки или правнуки брали у своих бабушек. А где гарантия, что те ничего не приврали? Или добросовестно забыли, как оно там все было?

 — Есть такая теорема Уильяма Томаса: «Если люди определяют ситуацию как реальную — она реальна по своим последствиям». То есть, не важно — так или не совсем так происходило событие в действительности. Важно, как оно переживалось респондентом, как запомнилось. Не бывает «объективной» картины мира. Картина всегда интер-субъективна, то есть состоит из множества индивидуальных «пикселей», частных мнений о произошедшем.

 Есть такое понятие «социокоды», его ввел в науку социолог Михаил Петров. Социокод — это некое мифическое первособытие, которое подтвердить или опровергнуть трудно, но родовая память хранит его как нечто значимое.

 Социокод нельзя игнорировать — иначе он может обернуться бомбой замедленного действия. Вот легенда о «Белой Хорватии», которая так сильна в народной памяти. Серьезные историки тысячу раз доказали, что не было никакой «Белой Хорватии». Однако простые люди во время военных событий 1990-х годов упорно рассказывали мне эту легенду происхождения хорватов. Была достаточно воинственная семья прародителей этой национальности, которая пришла на Южные Балканы и заставила местные племена жить по своим правилам. Но в дальнейшем историческая судьба хорватов не радовала их первыми ролями. Этот социокод, загнанный вглубь, не осознанный политиками в должной мере, обернулся войной на Балканах, распадом Югославии.

 Я к тому, что семейно-родовой памятью нельзя пренебрегать: ее надо знать и уметь с нею договариваться. Ведь все мы в одной связке с предками и потомками. Мы ответственны перед теми и другими.

— А чем вы объясните такие таинственные вещи, как предчувствие дат? Я, например, пару раз в своей жизни точно ощущала: такое-то событие произойдет тогда-то. И точно — сбывалось!

 — Эффект самореализующихся пророчеств — это тоже термин, принятый в социологии. И дело тут даже не в самонастройке, дело — в той самой информационной связи с родовой памятью.

 Не раз, наверное, вам доводилось слышать про вещие сны. А вот случай из моей коллекции. Девушке очень хотелось знать, как погиб ее отец. В семье было известно, что на фронте, но при каких обстоятельствах? Она молилась о том, чтобы узнать о гибели отца. И однажды ей приснился сон: она в лодке, вокруг темная вода, взрывы снарядов. Рядом с ней плывет отец. Потом лодка врезается в берег — и все. Темнота.

 А потом ей пришел ответ на запрос, сделанный в военные архивы: оказывается, отец погиб во время форсирования Днепра.

 Иными словами, мы все знаем о своем прошлом и будущем, но не всегда можем подключиться к этому информационному багажу: это поле умеет себя защищать, чтобы не сделаться предметом манипуляций.

— Вопрос практический: а зачем мне, среднестатистическому человеку, изучать факты своей родовой памяти? Зачем знать события вековой, полуторавековой давности?

 — Чтобы не жениться случайно на своей родственнице, к примеру. Чтобы закончить негативный сценарий (если они были в роду) и начать другой. Чтобы подпитываться энергией предков. Семейно-родовую память, как я уже говорила, можно внедрить в свое осознание, с ней можно договориться.

 Вот пример. Нередко женщины жалуются: в нашем роду бабам с мужьями вообще не везло. Психологи начинают разбираться, и выясняется — там застарелые проблемы по линии отцы и дочери. И воспроизводится стереотип: женщина перекладывает свои проблемы в отношениях с отцом на отношения с любимым мужчиной. Тогда как есть методики мирного разруливания этого конфликта. Даже если отец и дед давно умерли.

— А еще какие сценарии из прошлого кузбассовцы к себе тянут?

 — Сценарии отношения с деньгами. Много поколений подряд жизнь складывалась так, что быть зажиточным, состоятельным было… невыгодно. Точнее — небезопасно. Все равно ведь раскулачат. И человек выбирал из дилеммы «жизнь или кошелек», понятно, жизнь. Так формировался сценарий бедности.

 Наследные болезни — следствие того же механизма. Скажем, чахотка (классическое сибирское заболевание!) — следствие чрезмерной духовности, следствие стремления переделать мир в соответствии с собственными нравственными представлениями о нем. Вот мир и защищается, как может, укладывая слишком рьяных борцов на больничную койку.

— Знаю, что вы писали в своей диссертации про «родовые проклятия»…

 — А, это — гейс. В средневековье существовали запреты, кажущиеся порой совершенно немотивированными, смехотворными даже. Скажем: членам этого рода нельзя «стоять под березой». И человек, даже случайно, не по своей воле нарушивший гейс, нес наказание, закрепляя это наказание как проклятие в жизни потомков.

— А как узнать свой гейс?

 — Не знаю! Но уверена: наблюдая событийность, особенно повторяющуюся событийность в истории своего рода, можно угадать, что тебя ждет. Можно вычислить гейс своего рода. И вообще — оздоровить свое будущее.

 На стене в прихожей у Ларисы Логуновой висят средневековые шпаги. «Вот эта, — показывает хозяйка, — копия французской шпаги XVI века». Когда-то она увлекла фехтованием сына («должно же у мальчика быть настоящее мужское занятие!»). Сейчас иногда берет ее в руки сама.

 Но чаще релаксирует за вполне мирным и очень женским занятием — пряжей.

— Неужели умеете?!

 — А как же? Бабушку упросила, она меня и научила, еще в детстве. Очень, знаете, помогает сосредоточиться, отвлечься от суеты. Я всем своим знакомым шерсть пряду на варежки, на носочки…

 И недолго думая, показала нам, как она это делает.

 Парка, прядущая нити судьбы и размышляющая о причудах узора… Согласитесь, очень убедительный образ для ученого-исследователя нашей родовой памяти!

 Источник: http://www.kuzbass85.ru/2012/08/11/niti-sudbyi/

 

Далеко ли Кирей ушел от Кирилла

«По папиной линии мы Бизунковы, девичья фамилия бабушки — Дубровская. Очень хотелось бы узнать корни фамилии мужа — Белохвостик и девичьей фамилии моей мамы — Додрикова–Сытова. Инна Бизункова, Минск».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор :

— В основе фамилии Бизунков прозвание Бизунок — потомок Бизуна. В народе Бизуном называют высокого, худого человека.

Основой для фамилии Додриков послужило прозвание Додрик, которое является уменьшительной формой к прозванию Додар. Суффикс —ик здесь обозначает родственные отношения: Додрик — сын или иной потомок Додора. В русских народных говорах слово «додор» означает «малорослый человек; горбунок» (Словарь В.Даля).

Фамилия Дубровский произошла от названия населенного пункта Дуброва или Дубровка, Дубровна. Обычно так назывались деревни и хутора, которые устраивались на месте и вблизи дубровы — «дубовой рощи или леска, состоящего полностью или частично из дубовых деревьев».

Белохвостик — потомок человека, прозванного Белохвост по какому–то сходству с орланом–белохвостом семейства ястребиных. В наше время — это редкая птица, она занесена в Красную книгу.

«Каково происхождение моей девичьей фамилии Шинкевич и фамилии по супругу Таболина? Алла Таболина, Барановичи».

— В основе фамилии Шинкевич прозвание Шинка по действию глагола «шинковать» — «торговать хмельными напитками». Человек получил такое прозвание за то, что имел отношение к шинковой, барышовой деятельности или содержал шинк — «шинок, где продается водка, пиво».

Относительно происхождения фамилии Таболин возможны две версии. В старобелорусском языке «табола» — «сумка, калита» (И.И.Носович). В русском — «таболка» — «торба, кайстра» (В.Даль), в украинском — «тобiлка» — «кожаная сумка» (Словарь Б.Д.Гринченко). Основанием для прозвания Табола могло послужить то, что человек изготовлял такие сумки, имел склонность к накопительству. Но наиболее вероятно, что предлогом для прозвания Табола послужило литовское слово «табалас» — «вертлявый, непоседливый». Прозвание Табола легло в основу еще нескольких белорусских фамилий: Табола, Таболич, Табольчик, Табольчук.

«Хочу узнать о происхождении своей девичьей фамилии Мискель. Т.С.Шестюк, Солигорск».

— Мискель — производная форма от личного имени Миско, которое является разговорным вариантом крестильного имени Михаил (греческое имя древнееврейского происхождения, в переводе означает «равный Богу»).

«Я хотела бы узнать, откуда взялась фамилия моего отца Стринадко (Стринатка). Родственники пишут ее по–разному. Т. Горбачевская, Бобруйск».

— В основе фамилии Стринадко название птички «стринадка» — «плиска». В части белорусских говоров произносится с оглушением «д» — «стринатка».

«Объясните, пожалуйста, откуда пошла фамилия Ашомка? Анна Литвинчук, Минск».

Ашомка, Аша, Ашка (о), а также Ашаня — разговорные варианты личного имени Александр (А.В.Суперанская. Народные формы русских личных имен). В переводе с греческого Александр — «мужчина–защитник». Варианты восходят к имени Александр не непосредственно, а через уменьшительные формы Саша, Шаша. Приведенные варианты положены в основу фамилий Ашка, Ашаня, Ашанин.

«Что значит моя девичья фамилия Кириенко? Мирослава Дрозд, Витебская обл.».

— В основе фамилии Кириенко личное имя Кирей, которое является разговорным вариантом церковного имени Кирилл (в переводе с греческого — «владыка», «повелитель», «хозяин»). Суффикс —енк (о) указывает на родственные отношения: Кириенко — сын или иной потомок Кирея.

«Помогите разобраться с происхождением нашей фамилии. Знаем, что было такое белорусское кушанье — жур. Может, тут лежит отгадка? И.Журиба, Гомельская область».

— В основе фамилии Журиба — прозвание по действию белорусского глагола «журыцца» — «грустить, печалиться, быть не в настроении». Журиба — человек, всегда чем–то озабоченный, озадаченный. Суффикс —иб (а) привносит оттенок уничижительности.

Источник: http://www.sb.by/post/134964/

 

20 способов сохранить семейные воспоминания

В определенный период жизни каждый из нас начинает интересоваться историей собственных предков и своего рода. В этот момент как никогда понимаешь, что семейную историю нужно хранить, как бесценное сокровище, потому что родственные связи, которые дает нам семья, уникальны. Итак, двадцать способов сохранить свою семейную историю для потомков.

Технический прогресс на службе семейных ценностей

1. Оцифруйте видеокассеты с записями семейных торжеств и детских праздников. Отреставрируйте и переснимите старые семейные фотографии. Так вы подарите им долгую жизнь. Подумайте, если для вас фото бабушек и прабабушек — редкая ценность, то ваши внуки смогут взглянуть уже на своих пра-пра.

2. Запишите голос детей в разные периоды детства. Пусть они читают, а лучше — рассказывают на диктофон сказки или произошедшие с ними истории.

3. Запишите на видео рассказы старших родственников об их жизни.

4. Распечатывайте цифровые фотографии, собирайте их в альбомы или фотокниги. Сделайте отдельный альбом с фотографиями членов семьи — сможете показать детям их прабабушку, двоюродную тетю и кузена, который уехал в Америку.

5. Записывайте видео семейных торжеств, где собираются родственники.

Память вещей

6. Старая добрая традиция передавать по наследству семейные реликвии появилась неспроста. Вещи хранят свою память о людях, которые ими пользовались, и временах, в которые они были сделаны. Сохраните историю о том, как эти вещи появились в семье, и приучите детей к бережному отношению к ним.

 7. Сохраняйте детские рисунки, поделки, подарки и сюрпризы. Если они слишком хрупкие или подросшее чадо требует "выкинуть этот позор", хотя бы сфотографируйте их на память и заведите для таких фотографий отдельный альбом.8. Разложите по коробкам значимые вещи: школьные дневники, спортивные награды, сочинения, похвальные листы. Можно также сохранить первые вещи малышей: бирку из роддома, погремушку, локон, одежду.

9. Создайте домашнюю библиотеку. Сохраните любимые детские книги и книги вашей юности. Спустя пару поколений старые книги, передающиеся по наследству, тоже становятся реликвиями.

10. Заведите папку или коробку, в которой будете хранить поздравительные открытки от родственников, полученные в разные годы на различные праздники.

Памятные записи

11. Записывайте высказывания детей и смешные истории в специальную тетрадочку. Спустя 10-20 лет она подарит вам множество приятных минут.

12. Заведите книгу кулинарных рецептов "от бабушек и прабабушек" и передавайте ее по наследству.

13. Подписывайте на обороте детские рисунки и фотографии: в каком году они были сделаны, по какому случаю, сколько лет в этот момент было ребенку.

14. Нарисуйте семейное древо и повесьте его на видном месте. Над подписями можно приклеить фотографии членов семьи.

Ничто не заменит живого общения

15. Пусть бабушки и дедушки научат внуков тому, что умеют сами, — печь пироги, строгать и пилить вручную, мастерски варить кофе, заготавливать варенье на зиму, собирать грибы.

16. Устройте путешествие по памятным местам. Покажите детям роддом, где они появились на свет, место знакомства родителей, парк, где вы гуляли с коляской. Посетите города, где жили и живут ваши родственники (предки).

17. Установите традицию семейных обедов. Приглашайте в гости близких и дальних родственников, общайтесь, пересказывайте семейные истории.

18. Вместе посетите могилы ваших родителей и предков. Расскажите детям о том, каким человеком был прадедушка, чем он занимался, что любил.

19. Соотносите исторические события, которые проходит ребенок в школе, с реальными историями из жизни членов семьи.

20. Передавайте семейные традиции из поколения в поколение. Это могут быть милые маленькие обычаи вроде запекания на Новый год пирога с монеткой, традиция семейного отдыха на общей даче и любые другие обычаи, которые вы любите и помните со времен детства.

Источник: http://www.missus.ru/articles/family/kids/12-08-2012/memory/7377

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное