Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


В поисках Вороновского

Несколько лет ушло у наших историков, чтобы выяснить: кем же был на самом деле автор одного из ценнейших трудов о войне 1812 года? В 2012 году работники Государственного архива Смоленской области подготовили сборник документов, посвящённый восстановлению города Смоленска после боёв 1812 года. Сборник завершит юбилейную серию «200-летию Отечественной войны посвящается». А вот первой книгой серии было репринтное издание книги В.М. Вороновского «Отечественная война в пределах Смоленской губернии». Об авторе этого ценнейшего, без преувеличения, труда и пойдёт речь.

Его книги читал император

Дело в том, что в момент выхода репринта, в 2006 году, о Владимире Вороновском было известно только то, что он был земским гласным Краснинского уезда. И всё. А ведь он между тем внёс огромный вклад в краеведение, в сохранение смоленской истории. К столетию войны с Наполеоном увидели свет сразу две книги В.М. Вороновского под одним названием – «Отечественная война в пределах Смоленской губернии»; двухтысячным тиражом вышло юбилейное издание и его сокращённый вариант – двадцатитысячным. Красиво оформленные 1050 экземпляров книг предназначались для бесплатной раздачи. Обладателями этого издания стали император, наследник престола, министры военный, внутренних дел, финансов; воинские части, принимавшие участие в боях под Смоленском в 1812 году; смоленский губернатор, губернский предводитель дворянства и предводители дворянства других губерний России, учебные заведения Смоленской губернии и многие другие. Двадцать экземпляров с изображением золотого образа достались великим княжнам, автору и ещё нескольким счастливчикам. Министерство народного просвещения в 1913 году рекомендовало книгу «Отечественная война 1812 г. в пределах Смоленской губернии» для библиотек учебных заведений.

Современным историкам и краеведам было совершенно очевидно: нельзя предавать забвению имя человека, так много сделавшего для Смоленщины. И тогда же, в 2006 году, одновременно с подготовкой книги к переизданию начался сбор материалов к биографии В.М. Вороновского.

Четыре года поисков

Поиск начинался в смоленских архивах и библиотеках (при активном содействии смоленского краеведа Л.Л. Степченкова), а завершился в архивах Санкт-Петербурга. В общей сложности работа заняла почти четыре года и была вознаграждена установлением основных вех жизни автора труда о войне 1812 года, получившего высокую оценку дореволюционных и советских историков.

Полученные из Санкт-Петербурга сведения о дате рождения В.М. Вороновского были подтверждены документами Смоленской духовной консистории. В метрической книге церкви села Незнаново Рославльского уезда Смоленской губернии сохранилась запись о рождении 15 февраля 1855 года мальчика Владимира – со сведениями о его родителях: «Сельца Отъездного помещик, поручик и кавалер Михайла Иванов Вороновский и законная жена его Елена Петрова, от второго его брака, оба православные».

Так кто он – Вороновский?

В описании церковного прихода села Незнаново Рославльского уезда сельский священник Алексей Барсов в начале ХХ века поимённо называет выделяющихся из общей массы прихожан. Среди них есть упоминание и об отце Владимира Михайловича Вороновского – Михаиле Ивановиче Вороновском, уездном судье и богатом человеке. Елена Петровна Вороновская – вторая жена поручика М.И. Вороновского и мать Владимира Михайловича Вороновского – значилась в 1881 году в списке дворян Краснинского уезда и владела Тростянкой в Юровской волости. Впоследствии владельцами Тростянки были ее сыновья – Владимир и Александр Вороновские.

Владимир Михайлович Вороновский 14 июня 1876 года окончил Александровскую гимназию в г. Вязьме Смоленской губернии, а 31 декабря 1883 года получил диплом об окончании юридического факультета Санкт¬Петербургского университета со степенью кандидата юридических наук.

Из формулярного списка известно, что начинал он с должности младшего делопроизводителя Государственного дворянского земельного банка, со 2 января 1886 года. В Смоленске продолжил работу в качестве командированного в Смоленское отделение Государственного дворянского земельного банка для временного исполнения обязанностей делопроизводителя с 23 декабря 1887 года, а с 7 сентября 1890 года – утверждённым земским начальником 4¬го участка Краснинского уезда. Завершил В.М. Вороновский свою карьеру в Смоленске непременным членом губернского присутствия. Осенью 1902 года он переехал в Санкт-Петербург – в связи с назначением чиновником особых поручений V класса при Министерстве внутренних дел.

Старая школа в Тростянке

В Санкт-Петербурге В.М. Вороновский к 1914 году дослужился до чина действительного статского советника, с 1906 он был членом совета Крестьянского поземельного банка. Будучи столичным жителем, В.М. Вороновский сохранял тесные связи с родной губернией, к этому его побуждала в том числе и работа над книгой о войне 1812 года.

В.М. Вороновский был женат на дочери действительного статского советника Екатерине Александровне Игнатьевой, и у них было двое детей – Елизавета и Арсений.

В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете сохранилось личное дело дочери Владимира Михайловича – Елизаветы Владимировны Вороновской. Из её автобиографии стало известно, что её отец умер 12 ноября 1933 года. Село Тростянка, в котором находилось имение В.М. Вороновского и построенная при его содействии школа, сейчас относится к Починковскому району Смоленской области. В Тростянке по сей день хранят память об основателе школы и авторе знаменитой книги. Здание школы обветшало и не восстановлено, а вот легенды и подлинные истории об авторе знаменитой книги в Тростянке пересказывают до сих пор.

Источник: http://www.smolgazeta.ru/public/9732-v-poiskax-voronovskogo.html

 

История Хабаровска другая трактовка

Первое письменное упоминание Даурских земель относится к середине XVII века.

В 1858 году на месте будущего города заложен военный пост, названный Хабаровской в честь первооткрывателя этих мест. В 1893 году поселок становится городом и получает имя Хабаровск. В это время Хабаровск крупнейший торговый центр на Амуре. В 1897 году открыта железная дорога между Хабаровском и Владивостоком.

Более 350 лет назад русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров с отрядом в 70 человек отправился из Якутска на разведку новых земель. Поднявшись по реке Лене, Е.П. Хабаровым "Чертеж реке Амуру" и отчет в Москву, в котором он писал: "…Даурская земля будет прибыльнее Лены… и против всей Сибири будет место в том украшено и изобильно…" С тех пор интерес российских правителей к Дальнему Востоку не утихал.

В честь замечательного землепроходца военный пост был назван Хабаровкой. Тридцатого мая 1858 года его заложили солдаты 13-го линейного Сибирского батальона под командованием капитана Я.В. Дьяченко.

Хабаровску основали в очень удобном месте, на слиянии рек Амура и Уссури. Благодаря этому Хабаровка начала быстро развиваться. Пушные и рыбные промыслы и неэквивалентный обмен с аборигенами оказались весьма прибыльным делом и привлекали множество людей со всей России. Уже через шесть лет с момента основания Хабаровки военный топограф Михаил Любенский разработал план застройки нового поселения.

Спустя еще четыре года Хабаровку с Владивостоком связала телеграфная линия. Через несколько лет был построен речной порт. Население поселка возросло почти в три раза. Понадобились школы и училища. В 1873 году в Хабаровке открылась первая начальная школа.

К 1880 году Хабаровка выросла до довольно крупного поселка. Он стоял на перекрестке всех путей сообщения от Владивостока и побережья. Очень скоро Хабаровке решили присвоить статус города и в 1884 году перенести сюда из Николаевска-на-Амуре столицу недавно образованного Приамурского генерал-губернаторства. В это время Хабаровка получает свой первый герб, который делается гербом генерал-губернаторства. Вот как он выглядел: "В серебряном щите, лазуревый столб, между двух чёрных сопок, с червлёными пламенами. Щит увенчан древнею, царскою короною и окружён золотыми дубовыми листьями, соединёнными Александровской лентою". Чёрные сопки символизировали камчатские вулканы. Герб Хабаровки относится к разряду гербов почётной геральдики, о чём свидетельствует вертикальный столб в середине.

В 1893 году город переименовывают в Хабаровск. К этому времени он становится крупнейшим торговым центром на Амуре. Здесь организуют свои производства купцы, они же занимаются доставкой и продажей товаров. Развивается строительство, ведь торговым людям требуется множество построек. Это доки, склады, лавки и магазины, личные дома. Часть возведённых в те годы строений сохранилась до наших дней и теперь реконструируется.

В это же время Хабаровск становится научным центром Дальнего Востока. Одиннадцатого февраля 1894 года здесь состоялось первое собрание Приамурского отдела Русского императорского географического общества. В том же году начинает выходить первая хабаровская газета "Khabara.Ru". Осенью в городе открывается свой театр. Развивается система образования: в 1895 году начинает приём учеников техническое железнодорожное училище.

На Дальнем Востоке очень быстрыми темпами идёт строительство железных дорог. В 1897 году началось железнодорожное сообщение между Хабаровском и Владивостоком.

Население города быстро росло. Уже к концу XIX века оно составило более 15 000 человек. В 1900 году вводится в строй телефонная станция. В этом же году открывается Хабаровское реальное училище. На месте старой Иннокентьевской церкви начинают строить новый храм. Он возводился на стромные взносы прихожан и средства, пожертвованные известными городскими купцами. В дальнейшем судьба этого храма сложилась нелегко, но теперь он восстановлен и реставрируется.

В городе быстрыми темпами развивалась промышленность. появлялось огромное количество мелких мастерских, которые со временем перерастали в крупные промышленные предприятия. В 1902 году состоялась торжественная церемония приёма в строй окружных артиллерийских мастерских "Арсенал". К концу столетия в Хабаровске уже существовали маслобойный, 4 пивоваренных, 12 кирпичных, 4 лесопильных и цементный заводы.

В те годы в России усиливается политическое движение всевозможных форм и направлений. Это не могло не затронуть теперь уже очень крупный город Хабаровск. В декабре 1905 года здесь прошла забастовка почтово-телеграфных работников города, бывшая продолжением Всероссийской политической стачки. На несколько дней была прервана связь Хабаровска с центральными частями страны. Она обошлась без тех страшных последствий, что произошли в крупнейших городах России. В 1906 году возникает Хабаровская социал-демократическая группа. В январе она организовала массовую демонстрацию, посвящённую годовшине событий "Кровавого воскресенья".

После переезда в Хабаровск областного центра вместе с генерал-губернатором и его канцелярией в городе обосновалось военное руководство Приамурского военного округа - командующий и штаб. Хабаровск становится ещё и военным центром Дальнего Востока. В 1908 году создаётся база Амурской флотилии.

В 1913 году в Хабаровске проходит грандиозная "Выставка Приамурского края в ознаменовании 300-летия Дома Романовых", приуроченная ещё и к 55-летию города.

К этому времени полным ходом идёт строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, которая должна соединить Дальний Восток и Восточную Сибирь с европейской частью России. Уже были построены Уссурийская (Хабаровск-Владивосток) и Забайкальская железные дороги, началось сооружение Амурской железной дороги. Заключительным звеном на Транссибирской магистрали стал железнодорожный мост через реку Амур в Хабаровске. Спроектировал это грандиозное по тому времени сооружение профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков. Его проект, как и башня Эйфеля, получил золотую медаль Всемирной выставки в Париже в 1908 году. В 1916 завершилось строительство трёхкилометрового моста-гиганта, который стал завершающим звеном Транссибирской магистрали. Великолепный мост через Амур до сих пор является визитной карточкой Хабаровска.

Источник: http://khabara.ru/136-istorija-khabarovska-drugaja-traktovka.html

 

Вспомнить все

Елабуга гордится своими именитыми жителями. На ее живописных улочках творил Шишкин, в ней открывал свою клинику Бехтерев, процветал Стахеев, в ней прожила свои последние дни Цветаева, и именно ее прославила кавалерист-девица Дурова. В эти выходные елабужане стали свидетелями беспрецедентного события – впервые в город съехались более ста потомков самых известных горожан.

Судьба раскидала носителей почетных фамилий по всему миру. Из Америки, Чехии и даже Финляндии приехали они на родину предков, чтобы воочию увидеть место, в котором вершилась история их семей. Прибыли в уездный городок и особы голубых кровей – великая княжна Ксения Сфири-Шереметьева (Юсупова) и предводитель Российского Дворянского Собрания князь Григорий Гагарин.

ПРОГУЛЯЛИСЬ, ОСМОТРЕЛИСЬ

Гостей ждала увлекательная культурная программа. Они объединились по интересам и династиям и отправились на тематические экскурсии. Всем потомкам представилась возможность посетить места, где жили и творили их известные предки. Например, Шишкины осмотрели Дом-музей Ивана Ивановича, восхищаясь убранством и тем, что сохранено все так, будто художник только вчера покинул это место.

Собраться вместе увлеченным осмотром достопримечательностей потомкам удалось только на открытие памятника «Дерево потомков». Памятник этот, расположенный в Александровском саду, представляет собой дерево с листьями, на которых выгравированы имена почетных жителей Елабуги. Впрочем, каждый желающий сможет оставить на нем свой листочек с именем того, кто не должен быть забыт. На торжественном открытии присутствовал и Президент Татарстана Рустам Минниханов.

Ну а под конец дня гости насладились классической музыкой и танцами в духе XIX века на балу потомков.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Во второй день ярмарки именитые семьи провели круглый стол, в ходе которого рассказали о судьбах своих предков.

– Моя Маруся, как мы ласково называли ее, уехала из России сначала в Прагу, а потом в Сан-Франциско. Но она всегда любила и вспоминала родину, очень скучала по подсолнухам, которые там не росли, – вспоминала крестница дочери Владимира Бехтерева Евгения Чкалова.

Каждому было что рассказать, жаль только, сдерживали временные рамки. Двух запланированных часов не хватило, чтобы донести до всех крупицы семейной истории.

Приятным сюрпризом для Гульзады Руденко, директора Елабужского Государственного музея-заповедника, стали подарки, которые преподнесли потомки городу и музеям.

Чековая книжка Стахеевых, тарелки Ушковых, чубук Дуровой – все это теперь находится в ведении елабужских музеев. Особенно важным стал последний подарок, ведь личных вещей Надежды музей не имел.

Источник: http://v-chelny.ru/news/vspomnit-vse/

 

История рода казаков Муравецких

В 1901 году в Амурскую область прибыли эшелоны с переселенцами-казаками с Кубани и Ставропольского края. Ехали они по программе военного министерства по укреплению казачьих войск. Государство было заинтересовано в заселении Дальневосточных территорий и укреплении российской границы. Расселяли казачьи семьи на землях так называемого Зазейского клина – там, где раньше были маньчжуро-китайские деревни. Среди тех, кто приехал, была и семья казака Харитона Денисовича Муравецкого.

«Они в составе первого казачьего полка прибыли, и полк стоял сразу в Гродекове. Потом от Гродекова и Николаевку начинали они строить, наши деды: Муравецкие, Дудинцовы, Головины», – рассказывает Владимир Муравецкий.

О переселении казаков рассказывает и Владимир Абеленцев, сотрудник Амурского областного краеведческого музея: «Переселение осуществлялось бесплатно, на казённый счёт, выдавались подъёмные, ссуды на обзаведение хозяйством, семена, то есть это было организовано на достаточно высоком уровне. Так что если первый год они жили в землянках, потому что пришли в середине лета, то на второй год уже начинали строиться, потому что начинали пахать и сеять».

Благодарные николаевцы установили на селе памятник казакам-основателям. Возле этого памятника потомки Муравецких вспоминали своих предков: «Обживали эти земли приехавшие сюда с Кубани люди, растили детей, здесь складывались их судьбы, отсюда уходили на фронт, вот с этого камня-то всё и начиналось, с основания».

Харитон Денисович Муравецкий, казак Кубанского Казачьего войска, прибыл в Зазейский район Амурской области в 1901 году. Зачислен в Амурское казачье войско. Один из его сыновей, Антон Харитонович, дед героев, жил и работал в Николаевке. О последних днях его жизни внуки узнали несколько лет назад.

Рассказывает Раиса Белова, внучка Антона Муравецкого: «Мы нашли его имя в книге памяти, и уже оттуда начали свои поиски: написали в ФСБ, запрос сделали, и оттуда пришёл нам ответ. Мы с Владимиром Ивановичем пошли знакомиться с делом, которое нам предоставили».

Из материалов дела:

«Муравецкий Антон Харитонович, 1878 года рождения. Проживает в селе Николаевка Тамбовского района Амурской области. Колхозник колхоза "Производственная смычка". Из крестьян-середняков. Образование – 3 группы сельской школы. Арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. Агитировал против коллективизации. Долго не вступал в колхоз».

Из протокола допроса:

– Следователю известно, что вы во время Зейского кулацкого восстания в 1924 году с оружием в руках боролись против Советской власти. Вы признаёте себя в этом виновным?

– Нет, с оружием в руках я не выступал, но помощь повстанцам оказывал: дал осёдланную лошадь повстанцам. В этом я признаю себя виновным.

Из протокола тройки УНКВД от 18 марта 1938 года:

Постановили: Муравецкого Антона Харитоновича расстрелять. Имущество, лично принадлежавшее осуждённому, конфисковать.

Антон Муравецкий был расстрелян 20 мая 1938 года.

В материалах дела был указан только один сын Антона Муравецкого, Иван, 1917 года рождения. Хотя всего детей было четверо. Репрессии их, к счастью, не коснулись, но их жизнь не баловала. Жена Ивана Муравецкого, Антонина, урождённая Космицкая, тоже из семьи казаков. Её отец прибыл в станицу Николаевскую в четырнадцатилетнем возрасте вместе с отцом, Григорием Космицким. Теперь к памятнику жертвам политических репрессий Муравецкие приходят, чтобы почтить память обоих своих дедов.

«У родителей тоже судьба нелёгкая, – рассказывает Раиса Белова. – 7 детей в семье было и родители работали много. Их молодые годы выпали на военные годы. Когда отец ушёл на фронт, мама работала в тылу, трактористкой была. Она из первых женщин-трактористок, всего их было в селе пять человек».

Из письма краеведа Людмилы Топорковой Раисе Беловой:

«Антонина Петровна работала трактористкой в Николаевке с 18 лет. Когда в начале войны мужчин призвали в Красную армию, две тракторные бригады, работавшие в колхозе до войны, были объединены в одну. Во главе бригады поставили вашу мать. Ей был всего 21 год... Вам, дорогая Раиса Ивановна, Вашим братьям и сёстрам, безусловно, есть кем и чем гордиться, и кому до боли сердечной сочувствовать, кого до слёз жалеть».

В родной Николаевке сохранился дом семьи Муравецких.

«Всё было в этом доме, – говорит Раиса Белова, – история семьи. Нашей большой семьи. Нас было много: семь детей и родители. К сожалению, отец рано ушёл из жизни, и вот мы с мамой хозяйствовали».

Два памятных места теперь остались в селе: родной дом и погост, где лежат близкие люди, и куда приходят поклониться потомки.

«На этом кладбище две наших бабушки, жены тех дедов, которые были репрессированы. Космицкая Марфа Макаровна – это жена Космицкого Петра Григорьевича, и Муравецкая Татьяна Абрамовна – жена Антона Харитоновича. Отец наш здесь, его брат здесь. Это сыновья Татьяны Абрамовны», – говорит Раиса Белова.

И именно там, на сельском кладбище, вспомнили наши герои своих односельчан, бравых казаков, до старости сохранявших и бодрость, и казачью удаль.

«Много было стариков тогда в деревне, – рассказывает Владимир Муравецкий. – Они и концерты давали в клубе, даже выезжали. Ну, вот он, Тимофей, и вот он, Григорий – как раз рядом лежат братья».

– А что, на концерте пели, плясали?

– Плясали, пели, фокусы показывали. Вот дядя Коля Симоненко где-то вон там (показывает), тоже вот: поставьте рюмку на лоб и попробуйте выкрутиться колесом!

– Казачью удаль демонстрировали?

– Да!

До наших дней в амурских сёлах сохранилась не только память о первых казаках, которые приехали на Амур развивать и заселять наш край.

Сохранились особенности языка и культуры, обычаи и традиции тех мест, откуда были родом предки наших героев. Об этом обязательно поговорим в наших следующих программах.

Источник: http://video.amur.info/rod/14267.html

 

Образ России - это человек, идущий неведомо откуда и неведомо куда - князь Александр ДОЛГОРУКИЙ

В Москве прошёл Съезд потомков российских героев в Отечественной войне 1812 года. Прямые потомки Ушакова, Багратиона-Мухранели, Кутузова, Милорадовича, Коновницына и многих других прибыли из 30 стран, в том числе из США, Канады, Сербии, Чехии, Украины и Франции. Эксклюзивное интервью «Эхо» дал князь Александр Долгорукий, потомок основателя Москвы, французский режиссёр-документалист. Десять последних лет он снимает кино о России.

— Что вы думаете о войне 1812 года? Что значит для вас победа России над Наполеоном?

— Если на ту войну смотреть глазами современного человека, то, скажем, в сражении при Бородино нет ни победителей, ни побеждённых. Наполеон, привыкший к военным успехам и уверенный в превосходстве своей Великой армии, заявлял, что взятие Москвы означает победу над Россией. А это оказалось заблуждением.

— Многие удивляются, что дети русских эмигрантов во Франции всё ещё не утратили интерес к России. Что движет вами? Память о великих предках или что-то иное?

— Сначала это было, безусловно, связано с моей семьёй и трагедией русской революции. Теперь же просто любопытство: что же это за страна такая — Россия?

— И что это, по-вашему, за страна?

— Я как-то ехал в Омск на поезде... Было ужасно тоскливо: за окном — поля, леса невыразительные... И вдруг какой-то человек вдалеке. Он шёл неведомо откуда и неведомо куда. Эта картинка врезалась мне в память. Для меня это и стало образом России.

— Когда вы заинтересовались историей своего знаменитого рода?

— Мои родители умерли в самом конце прошлого века. Они ушли, оставив меня с множеством вопросов, на которые надо было найти ответы. И тогда я начал снимать кино о Долгоруких, путешествовать по миру, общаться с историками. Мне неинтересно просто приезжать в Россию, родину моих предков. Мне важно понимать, зачем я здесь. Я не люблю бесцельно гулять по улицам, смотреть на фасады — я не турист. Мне интересны кулисы и чёрный ход. А это — огромная разница.

— В вашем фильме «Анкета. Фамилия Долгорукий» вы путешествуете по Крыму, родине вашего отца.

— Мой отец Александр Долгорукий родился в Кореизе, недалеко от Ялты. Вообще поиски Долгоруких — очень непростая история: один дядя умер в Швейцарии, не оставив наследников, другой уехал в Аргентину и пропал. Больше никого нет.

— Сейчас много говорят о возрождении России, её особой роли — что это значит для вас?

— Да, пожалуй, простые вещи: работа, профессионализм, семья, родной дом.

— В России всегда был интерес к культуре Франции: к её кино, шансону, искусству. Русскому человеку, возможно, не хватает французской лёгкости и умения радоваться жизни.

— Согласен. Русское кино — это почти всегда драма. Кроме того, некоторые пристрастия нынешних россиян мне кажутся странными... Скажем, Мирей Матье во Франции не имела такой бешеной популярности, как когда-то в Москве.

— А что для вас значат женщины, любовь?

— Любовь и женщины — это так весело, как можно себя этого лишить! Это всё равно что жизнь без чувства юмора. Вообще женщины мне кажутся гораздо жизнерадостнее мужчин. Для девочки засмеяться — как вдох-выдох, а для мальчика обязательно нужен повод.

— У вас есть наследники?

— Трое — две дочери и сын. Но они уже взрослые люди, у каждого своя жизнь. Вот внуков пока нет, а мне катастрофически не хватает детского смеха.

Источник: http://www.itar-tass.com/c43/488726.html

 

Настоящий мужчина должен «вырастить» дерево... генеалогическое

«Три четверти населения нашей страны не знают предков», – с грустью констатировал Дмитрий Медведев еще в бытность своего президентства. Выступая на совместном заседании президиумов Государственного совета, совета по культуре и совета по науке, технологиям и образованию при президенте РФ во Владимире, он заявил, что интерес к корням у нашего люда «стерся» еще в советский период. Идеология буквально заставила добрую часть населения отказаться от родственных связей, в результате чего мы стали «иванами, не помнящими родства».

Но есть в этом огромном «беспамятном» обществе и редкие энтузиасты, готовые по крупицам собирать сведения об умерших предках. Среди них — житель Абакана, кандидат философских наук Алексей Нилогов, который более десяти лет изучал архивы (и продолжает изучать), штурмовал социальные сети и дошел в итоге до 16 колена предков, проживавших еще в эпоху Ивана Грозного.

О том, как это стало возможным, Алексей поведал читателям «ШАНСА».

У каждого человека более миллиона предков

– Алексей, с чего началось увлечение генеалогией?

– Интерес к истории своего рода у меня возник спонтанно, хотя подозреваю, что все в жизни приходит вовремя. Знание о предках – естественная социальная потребность человека, ведь история страны складывается из историй родов и семей, а история всего человечества – из истории народов и этносов. Испокон веков люди задаются вопросом о своем происхождении. Существует специальная наука антропология, которая занимается изучением наших генетических прародителей. Важно понять, что у каждого человека предки жили на протяжении тысяч тысячелетий. И сведения о них хранятся в архивных документах вплоть до конца XV века! В советское время занятие собственными родословными было под запретом, а до 1917 года родословные не могло себе позволить большинство населения Российской империи. Однажды мне попалась запись об Иване по фамилии Непомнящий! А сколько людей носят фамилию Бесфамильный! Индуистская традиция требует знания предков до седьмого колена, а до скольких колен может поименно назвать своих пращуров среднестатистический россиянин?.. Если в семье не привита родословная традиция, то, поверьте, никто даже не вспомнит о вашем существовании, если вы не оставите заметного следа в истории.

Русский философ Николай Федоров, разрабатывая философию общего дела, призывал людей к совместным усилиям по воскрешению отцов и расселению их в космосе. Он по-христиански мечтал победить смерть, для чего необходимо обессмертить не только будущие поколения, а всех когда-либо живших людей.

Я интерпретировал слова Николая Федорова с точки зрения поименного восстановления своих генетических предшественников, ведь, символически выражаясь, невозможно воскресить безымянную биомассу, насчитывающую более 100 миллиардов индивидов.

Прикладным ответвлением философии общего дела для меня стало родословное подвижничество.

– Как же удалось дойти до 16 колена?

– Благодаря развитию интернета получилось подтвердить гипотезу о месте, которое мои предки Нилоговы покинули, переезжая Сибирь в 1859 году. В социальных сетях существуют многочисленные группы родственников и однофамильцев, где проще всего обмениваться сведениями об общих предках. Мои предки Нилоговы перебрались из Пермской губернии в Енисейскую губернию в канун отмены крепостного права, хотя были не помещичьими, а государственными крестьянами. На сегодня в Пермском крае проживает много Нилоговых и Нелоговых, происходящих из деревни Нижняя Коса (ныне – Косинский район Коми-Пермяцкого округа Пермского края). Благодаря работе в Российском государственном архиве древних актов в Москве мне удалось проследить свою прямую мужскую линию Нилоговых до первой половины XVI века – ко времени Ивана Грозного.

Конечно, такая приблизительная датировка получена со всеми допустимыми в генеалогии натяжками – например, самый ранний документ, с которым я работал, относится к 1579 году. Это писцовая книга Ивана Яхонтова, в которой впервые упоминается деревня Нижняя Коса, где зафиксирован двор двух братьев – Трейки да Васюка Остафьевых. Естественно, подлинник не сохранился, а дошли лишь копии, в частности, XIX века. Васюк Остафьев (имя и отчество) является моим предполагаемым предком в 15-м колене, а его отец Остафий – соответственно, в 16-м. В последующей из дошедших писцовых книг – Михаила Кайсарова – за 1623 год в Нижней Косе отмечены четыре брата Васильевичей – Меркурий, Семен, Никита и Кондратий. От двух из них – Меркурия и Никиты – идут мои две родословные линии. Замечу, что впервые фамилия «Нылогов» употребляется в писцовой книге Федора Бельского за 1678 год, где в деревне Нижняя Коса проживал целый куст Нылоговых. Таким образом, я вышел сначала на данные из писцовой книги Прокопия Елизарова 1647 года, а затем – к 1623 и 1579 годам. В итоге мной установлено 16 колен только по прямой мужской линии, а сколько других линий еще придется реконструировать! Только представьте, что на протяжении 20 поколений с учетом всех мужских и женских линий у каждого человека может насчитываться более 1 миллиона предков (если точнее – 1048576)! Например, Александр Пушкин и Наталия Гончарова приходились друг другу братом и сестрой в 14-м колене. А что говорить о наших крестьянских предках, живших не одно столетие на одном месте.

Все люди на планете являются родственниками в том или ином колене. Для более точного удостоверения своего родства с кем-либо к вашим услугам – ДНК-генеалогия, получившая массовое распространение с начала 2000-х годов – сначала в США, а затем – во всем мире.

Почти детективное расследование

– Что интересного удалось узнать о предках-крестьянах?

– О роде Нилоговых я могу сказать очень многое – хватит на целую книгу. Большая часть информации документально подтверждена, но без метода реконструкции все равно не обойтись. Немногим удается проследить свои корни до середины XVI века. Даже дворянские родословные не такие древние, как некоторые из крестьянских, ведь дворянский титул давали вплоть до развала Российской империи, поэтому его могли получить и в XVII, и в XVIII, и в XIX, и даже в начале XX века. Понятно, что правящие династии России – Рюриковичи и Романовы – уходят корнями в глубь веков и тысячелетий, но, повторюсь, среди крестьянских родословных документальным рубежом является именно XVI век. Более ранние документы – например, конца XV века – сохранились по Новгородской земле, но их информативность крайне мала, а чтобы возвести своих крестьянских предков к XV веку, нужно точно знать, что они жили в конкретном населенном пункте Новгородской земли.

– Много ли человек «записано» в родственники? Удалось ли с кем-то из них познакомиться?

– Поначалу я пытался опросить как можно больше родственников старшего поколения, чтобы суметь выйти к рубежу XIX-XX веков. В начале XX века произошли события, которые сильно осложнили поисковую работу. Например, существовавшие до революции 1917 года метрические книги, в которых при церквях велись записи о рождении, браках и смертях, были заменены на привычные сегодня записи актов гражданского состояния. Сейчас я не преследую цель записать в родственники всех когда-либо живших или живущих. Главное – как можно дальше углубиться в прошлое и раскопать (пока что в переносном смысле слова) родоначальные ветви.

Огромную помощь в этом почти детективном расследовании мне оказал крупнейший генеалог России – Владимир Александрович Могильников, фамилия которого под стать его хобби. Кстати, именно Могильников изучал родословные трех президентов России – Ельцина, Путина и Медведева. Генеалоги, как правило, – это бескорыстные люди, помогающие друг другу обменом информацией. Однако в последнее время родословный поиск стремительно коммерциализируется, и наряду с любительской генеалогией появляется профессиональная платная генеалогия. Генеалогия как бизнес развивается по мере спроса на такие услуги у состоятельных людей, так как затраты на составление родословной обходятся в приличную сумму. Самый ценный ресурс – это свободное время. Неудивительно, что за родословные поиски берутся в основном пенсионеры. Но не всем удается грамотно выстроить алгоритм поиска, отчего многие разочаровываются в самом начале. Все-таки работа с архивными источниками требует определенного опыта, которому нигде не учат (отчасти на архивоведческих и исторических факультетах), но который приходит в процессе кропотливой работы. Все профессиональные родословы вырастают из родословов-самоучек, а совсем недавно к ним на помощь пришли родословы-генетики, среди которых также немало любителей.

ЗАГС вам в помощь

– По каким принципам восстанавливается родословная?

– Пособий по генеалогии достаточно. Методички в помощь начинающим родоведам сейчас разрабатывают сотрудники региональных архивов. Тем не менее, имеется существенный изъян в самом выявлении первоисточников в архивах. Доходит до смешного: сами архивные сотрудники не в курсе того, какие документы хранятся у них. Зачастую генеалоги владеют большей информацией о состоянии архивных фондов, чем штатные сотрудники. На первом этапе изучения рода необходимо максимально полно опросить всех ближайших родственников – преимущественно пожилого поколения, чтобы суметь выйти на дореволюционные документы – исповедные росписи и метрические книги. Если вам этого не удалось, то остается искать загсовые записи и похозяйственные книги (для сельского населения), которые велись с 1920-х годов.

Правда, информацию в загсах получить крайне сложно, так как в соответствии с законом об индивидуальных данных искомая метрическая информация не разглашается в течение 100 лет, но если вы сможете подтвердить ваше родство с разыскиваемым предком, то сотрудники загса обязаны предоставить вам нужные сведения.

Второй этап касается метрических книг – церковных аналогов загсовых записей. Чтобы работать с церковными метриками, нужно точно знать, к какому приходу относился тот населенный пункт, в котором проживали ваши предки. Это позволит проследить поколение до первой половины XIX века, а дальше – на третьем этапе – в дело вступают ревизские сказки (своего рода переписи населения), проводимые с начала XVIII века до 1858 года. Всего было 10 ревизий. Метрические книги и ревизии хранятся в муниципальных и региональных архивах. Четвертый этап предполагает изучение писцовых книг XVI-XVII веков, которые, как и первые три ревизии, хранятся в Москве в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Если вам удалось проследить предков по писцовым книгам, то можете считать, что ваша родословная составлена максимально документально. Заглянуть еще глубже вам поможет только генетическое родословие.

– Какая конечная цель всех этих поисков?

– Итогом исследовательской работы (кажется, величиною в жизнь?) должна стать книга, в которой я хочу систематизировать всю собранную информацию не только о Нилоговых, а вообще обо всех документально восстановленных предках. Кроме того, родословные разыскания обострили во мне мотивацию продолжить свой род, чтобы было кому передать эстафету для будущих изысканий. Думаю, что клише о том, что настоящий мужчина должен вырастить дерево, построить дом и родить ребенка, следует переформулировать в пользу составления родословного древа, которым можно украсить дом и передать наследникам.

Источник: http://shans-online.com/articles/2012-08-05/aleksey_nilogov_nastoyaschiy_muzhchina_dolzhen_vyirastit_derevo_genealogicheskoe/


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное