Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Супруга Обамы - потомок ирландского рабовладельца

Журналистка из США сумела раскопать генеалогическое дерево самой первой леди страны. Оказалось, что ее прадед был сыном белого хозяина и рабыни. Жена американского президента Мишель Обама является потомком рабовладельца Эндрю Шилдса, который в Америку прибыл в XVIII веке с территории Ирландии.

СМИ пишут, что о происхождении Шилдс ничего неизвестно. Есть предположения, что, возможно, он был уроженцем провинции Ольстер, она на данный момент поделена между Северной Ирландией и Республикой Ирландия. Также журналистка узнала, что в 1852 году потомки Шилдс приобрели за 475 долл. чернокожую девушку Мелвинию, привезенную в имение штата Джорджия. Именно ее родной сын Долфус Шилдс - прапрадед Мишель Обамы.

Как известно, тема происхождения Барака Обамы, его семьи в Америке ранее была скандальной. Ведь критики главы страны говорили, что родился он не в США, поэтому он нелегитимно избранный президент. Обама вынужден был представить свидетельство о рождении на Гавайях.

Источник: http://www.profi-forex.org/news/entry1008126920.html

 

Родители отпугивали злых духов

«Моя фамилия Кропачев. Заинтересовался ее происхождением. Хотелось бы еще узнать о значении фамилий Шкуда, Ганус, Шанчук. Кропачев (по эл. почте)».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Основой для фамилии Кропачев послужило прозвание Крапач по действию белорусского глагола «крапацца» («заговариваться»).

Фамилия Шкуда, по всей вероятности, представляет собой переозвученную на почве белорусской разговорной речи литовскую фамилию Скудутис («дудка, свирель»). В переносе на человека Шкуда — тот, кто играет на этих инструментах или их изготовляет.

Ганус (ь) — уменьшительная форма разговорного стиля к официальному имени Гавриил (в переводе с древнееврейского — «моя сила — Бог»).

В основе фамилии Шанчук одна из уменьшительных форм имени Александр — Шаня (через Саня). Александр в переводе с греческого — «защитник», «мужчина». Суффикс —чук обозначает родственные связи: Шанчук — потомок Шани.

«Откуда пошла моя фамилия? Иван Лихорай, Щучинский р–н».

— Фамилия Лихорай — сложное образование из двух белорусских слов — лiха («зло») и раiць («желать, сулить»). Прозвание Лихорай характеризует человека как злорадного, злобного, мстительного. В древности нередко отрицательный смысл вкладывался в имена преднамеренно, чтобы отпугнуть злых духов от младенца. Многие из таких имен со временем воплотились в фамилии. У белорусов есть и другие фамилии, которые начинаются со слова «лiха»: Лихорад (лiха + радзiць — «желать, сулить»), Лiхадзей (лiха + дзеяць — «творить»), Лихолай (тот, кто неприлично ругается, по–белорусски — лаецца). Их происхождение не следует смешивать с фамилиями, в составе которых прилагательное «лiхi» употреблено в иных значениях. Например, Лиховид (удалой, молодецкий вид), Лихошапка (ухарский способ ношения шапки), Лихолаб (крутой лоб).

«Наша фамилия — Жебин, очень редкая, но мы верим, что для вас это не помеха. А у мамы девичья фамилия Цыганкова. Правда ли, что она как–то связана с цыганами? Ольга Жебина (по эл. почте)».

— В основе фамилии Жебин прозвание Жеб (а) по действию украинского глагола «жебонiти» («лепетать, говорить невнятно»).

Фамилия Цыганков образована от прозвания Цыганок. Носители этой фамилии — необязательно цыгане по рождению. Цыганом называют человека смуглолицего, с черными волосами или назойливого попрошайку.

«Хотя я и живу в России, с удовольствием читаю вашу рубрику. Хочу узнать о происхождении фамилий моих предков: Кунчевский (белорусская), Мекшенков (русская) и Гуржий (украинская). Юлия Реброва, Москва».

— Фамилия Кунчевский образована от названия населенного пункта с основой Кунц–: Кунцы (в Белыничском и Круглянском р–нах Могилевской обл., Кунцевичи в Полоцком р–не Витебской обл., Кунцевщина в Клецком и Минском р–нах Минской обл.). В основе этих названий личное имя Кунец — разговорный вариант имени Яков (церковное Иаков, в переводе с древнееврейского — «он идет следом (по пятам)»). Существует легенда, что во время своего появления на свет Яков ухватился за пятку своего брата–близнеца Исавы, чтобы не отстать.

Основой для фамилии Гуржий послужило прозвание, которое соотносится с белорусским диалектным словом «гурджолы» («желваки на теле человека»).

Основой для фамилии Мекшенков послужило имя Мякоша. Согласно А.В.Суперанской, оно является разговорным вариантом официального имени Ермолай. Мекшенок — потомок Мякоши, а Мекшенков — потомок Мекшенка.

Жду ваших писем!

Источник: http://www.sb.by/post/132316/

 

И красавица, и чудовище

Лариса Рейснер - один из самых ярких символов Октябрьской революции. Отчаянная красавица с пистолетом в руках исколесила едва ли не всю страну, убивая людей и подписывая расстрельные приговоры. А двигала ею поистине страшная сила - безответная, безоглядная любовь к великому поэту…

Горе от ума

Рассматриваю старые фотографии. 1907 год, Ларисе двенадцать. Хрупкая гимназистка с милым лицом и не по-детски серьезным взглядом. Прическа самая вольная, тонкие локоны вьются змейками в разные стороны.

А вот через три года: восхитительная красавица, гордая посадка головы, надменный взгляд, приводящий в робость ретивых поклонников. А она до сих пор никого не любит и всерьез увлечена литературой, о которой может говорить часами, страстно и убедительно. И пока не подозревает, что вскоре встретит человека, который не просто изменит - он изломает, вывернет наизнанку ее судьбу. Благодаря нелюбви этого человека Лариса Рейснер проживет жизнь очень короткую, полную приключений, за которые ее будущим поклонникам будет мучительно больно.

Темные волосы, закрученные раковинами на ушах, серо-зеленые огромные глаза, которые внезапно могут стать серо-голубыми, белые руки, тонкая талия - ни один мужчина не в состоянии равнодушно пройти мимо. По словам одного из многочисленных поздних вспоминателей, "от ее красоты дух захватывало". Другой восхищен "ее необычной красотой, в которой отсутствовала какая бы то ни было анемичность, изнеженность; это была не то античная богиня, не то валькирия древних саг".

И фамилия ее - Рейснер тоже красива: словно псевдоним, и очень звучна. Но странное дело, за внешней напевностью и сладкозвучностью искусно скрывается целый полк рычаще-свистящих согласных - "лрсрснр"…

Гимназию она закончила с золотой медалью. Училась в Психоневрологическом институте и одновременно была вольнослушательницей в университете - единственная женщина среди мужчин. В огромной аудитории она смотрелась, как пятно красной краски на сером листе бумаги.

Однажды известнейший юрист, профессор Петражицкий, который был ярым противником эмансипации, начал прямо по ходу лекции подробно, сочно, со всевозможными деталями описывать, что происходит во время полового акта. Он надеялся, что Лариса покраснеет и убежит с лекции, - как бы не так. Она лишь поглядела на профессора удивленно своими огромными глазами и продолжала усердно конспектировать.

Любовь втроем - не вздохи на скамейке

В годы серебряного века, которые очень скоро сменятся каменным веком революции, среди молодых интеллигентных мальчиков и девочек не писать стихи считалось дурным тоном. В "Бродячей собаке" и "Приюте комедиантов" появлялись и настоящие поэты, и великое множество бездарных юнцов, которые ничуть не стеснялись выносить на суд жадно внимавшей публики свои жалкие вирши.

Доподлинно неизвестен тот день и час (поистине роковой!), когда юная Лариса решила стать Поэтом. Именно так, с большой буквы, потому что она привыкла быть первой и единственной во всем, за что только не бралась. Однажды приказала себе: пиши! В результате появилось огромное количество вымученных, рассудочных, откровенно слабых стихов.

"Была барышня Лариса Рейснер. За барышней ухаживали, над стихами смеялись", - вспоминал Георгий Иванов. Анна Ахматова: "Нет, я о ней ничего не знаю, но знаю, что она писала стихи совершенно безвкусные".

Тем не менее Ларисе удается публиковать свои стихи в петербургских журналах. А в 1915-16 годах, когда ее семья начала издавать журнал "Рудин", печатает там под разными псевдонимами стихи, критические статьи, рецензии. Успеха по-прежнему нет, на ее стихи не появляется ни одного положительного отклика. При всем самолюбовании Лариса была умна и понимала, что стихи - это не ее, и надо бросить, пока не поздно. Но было уже поздно, потому что как-то раз в "Приюте комедиантов" она встретила Гумилева.

В тот день Рейснер читала в "Приюте" свои стихи. Гумилев сидел молча, слушал, потом подошел и попросил разрешения проводить. "Ионический завиток", как называли Ларису, - она произвела определенное впечатление на поэта, обожавшего женскую красоту. Прелесть легкой, ни к чему не обязывающей интрижки, вкус победы, которую он уже предвкушал, соблазнили его. Вердикт был вынесен и обжалованию не подлежал: "Красивая девушка, но совершенно бездарная".

А Лариса полюбила его глубоко и сильно, как любят в первый и последний раз, восторгаясь его талантом, неукротимо желая стать с ним если не наравне, то хотя бы приблизиться. Очень скоро между ними возникает близость. Она называет его Гафизом, он ее - Лери.

"Я не очень верю в переселение душ, - писал Гумилев Рейснер, - но мне кажется, что в прежних своих переживаниях Вы всегда были похищаемой Еленой Спартанской, Анжеликой из Неистового Роланда, и т.д. Так мне хочется Вас увезти. Я написал Вам сумасшедшее письмо, это оттого, что я Вас люблю".

Впрочем, чувство с его стороны исчезло так же быстро, как и появилось. Вскоре Гумилева призывают в армию, он служит в гусарском полку. Они обмениваются письмами. Лариса пишет ему страстные, нежные, сумасшедшие послания, полные любви, а он ей - надменные, холодные и выспренние.

Она воспринимает время, когда он в армии, как передышку для себя, чтобы стать настоящим поэтом. Умоляет его помочь хоть каким-нибудь советом. В ответ Гумилев посылает список литературы, которую рекомендует прочесть, и абсолютно не щадит ее самолюбие.

Рейснер переносит и это унижение. Ее "каменное сердце" (как ошибся Георгий Иванов!) готово прощать любимому человеку почти все. И когда Гумилев однажды назначает встречу в доме свиданий на Гороховой - предложение, немыслимое для девушки ее культуры и воспитания, - она приходит туда. А позже скажет: "Я так его любила, что пошла бы куда угодно".

Она ждет поэта из армии, считает себя его невестой. А у Гумилева параллельным курсом развиваются несколько интрижек, увлечений и серьезных романов, причем он даже не стремится это особо скрывать.

По воспоминаниям юной красавицы Тумновской, на многих литературных вечерах он ухаживает за ней и за Ларисой одновременно, "уходя под руку то со мной, то с ней". А Анне Ахматовой Гумилев бросает циничную фразу: "У меня есть, кто бы с удовольствием пошел за меня замуж - вот Лариса Рейснер, например… Она с удовольствием бы…"

И наступает момент, когда Рейснер не может больше терпеть унижения. Красавица, у которой сотни поклонников, готовых по первому знаку броситься к ней, человек откровенный, умный и твердый, она начинает ненавидеть так же яростно, как еще вчера любила. Хочет мстить, но еще не знает как. И вот удача: на дворе семнадцатый, и к власти пришли люди, которые хотят разломать до основанья старый мир.

Интеллигенция и деградация

Лариса Рейснер надевает кожаную куртку и берет в руки пистолет. Она участвует в сражениях, поражая мужчин своей неутомимостью, выдержкой и бесстрашием. Вместе с Волжско-Камской флотилией проходит с боями от Казани до персидской границы, попадает в плен и выбирается из него.

На пути следования флотилии - множество "ничьих" помещичьих имений. Лариса облачается в роскошные наряды, ее гардероб огромен, на руке огромный алмаз - память о работе в комиссии по учету и охране сокровищ Эрмитажа и других музеев. Матросы смотрят на нее, как на чудо, а она выступает перед ними с пламенными речами: "Товарищи моряки! Братва! Вы хорошие и боевые молодцы. Все как на подбор собрались. Я счастлива встретиться с вами, почувствовать ваш боевой дух, вашу готовность бить и гнать врагов с нашей родной матушки-Волги. Мы вместе должны мстить нашим заклятым врагам".

Враги эти - в основном ее бывшие друзья, выросшие с ней в одной среде, на одной и той же интеллигентской закваске. А ее новые товарищи - неграмотные, фанатичные люди, о жизни которых она никогда не имела ни малейшего представления.

Вот парадокс: теперь она гораздо больше прежнего любит роскошь. Вместе со своим мужем Федором Раскольниковым плавает на бывшей царской яхте, по-хозяйски располагаясь в покоях императрицы.

Узнав из рассказов команды, что императрица однажды начертала алмазом свое имя на оконном стекле кают-компании, тотчас же чертит алмазом, тем же самым, свое имя. И везде одно и то же: женщина-комиссар впереди всех: зовет в атаку, стреляет, потом подписывает пленным смертные приговоры. Да, это была месть той среде, в которой она жила и в которой не смогла стать первой.

И тем не менее полностью отказаться от людей из своего прошлого она не может. После окончания волжской кaмпании многие бывшие знакомые Рейснер по "Бродячей собаке" и "Приюту" часто встречают ее на Невском - двадцатидвухлетнюю разряженную красавицу, от которой пахнет дорогими духами. Она вместе с Раскольниковым, который стал командующим морскими силами Республики, живет в Адмиралтействе, где оборудовала себе удивительный будуар в восточном стиле (пригодились трофеи волжского похода).

Стены будуара плотно обтянуты экзотическими тканями, во всех углах поблескивают бронзовые медные Будды, восточные тарелки, изысканные статуэтки, на полу вместо ковра - белый войлок каспийской кочевой кибитки. Низкий восточный столик украшен бесконечными хрустальными флакончиками, сверкающими всеми цветами радуги. В этом будуаре Лариса принимает гостей в роскошном халате, прошитом золотыми нитями.

Зимой страшного 1920 года, когда на улицах от голода умирают люди, она устраивает в Адмиралтействе приемы, куда приглашает своих старых знакомых. Давно отвыкшие от подобной роскоши и блеска гости неловко топчутся на сверкающем паркете и боятся протянуть руку за неслыханным угощением - душистым чаем и бутербродами с икрой.

Особо избранные приглашаются в гостиную, где радушная хозяйка угощает их ликерами. В присутствии Георгия Иванова Лариса небрежно роняет: "Какое безобразие эта лепка, позолота - вкус нашего предшественника адмирала Григоровича. Все надо отделывать заново".

А на балу-маскараде в Доме искусств она появляется в уникальном платье работы художника Бакста, которое было подлинной театральной драгоценностью. Появление неизвестной в бакстовском платье произвело настоящий фурор. Протанцевав какое-то время, "Золушка" вовремя ретировалась. Как ей удалось получить это раритетное платье - и по сей день загадка. Может, под дулом пистолета?

Вокруг - разруха, голод, расстрелы. Она сама принимает в них участие. Ее бывшие друзья перешептываются, говорят, как она мило развлекала болтовней и кормила завтраком некоего капитана Щаста, пока шли последние приготовления к его расстрелу без суда и следствия. Осип Мандельштам рассказывал жене, что Лариса однажды устроила у себя вечеринку, исключительно для того чтобы облегчить чекистам арест своих гостей.

А в кругах петербургской интеллигенции новый слух, который подтверждается наблюдениями очевидцев. По вечерам жители островов видят элегантную всадницу, которая скачет в сопровождении какого-то человека и ведет с ним долгие беседы. Ее спутник - Александр Блок, которого она должна завербовать в члены коммунистической партии.

Когда жизнь - это цирк, люди звереют

Однако настоящей карьеры Лариса Рейснер не сделала. Пролетарские вожди смотрели на отчаянную красавицу с опаской, поскольку видели в ней представителя той самой культуры, с которой она так неистово боролась.

В апреле 1921 года Рейснер уехала с Раскольниковым в Афганистан, где он стал главой советской дипломатической миссии. Она писала очерки, корреспонденции в "Известия". Читать их интересно - среди тонн пустых красивых фраз вдруг пробивается настоящее, живое чувство, тоска по дому, меткое описание экзотического быта.

В 1923 году она бросает мужа и возвращается в Петроград. Потом дважды едет в Германию - и как корреспондент "Известий", и как тайный агент ВЧК, призванный выполнить секретную миссию, если в Германии разразится революция. Потом будет встреча с Карлом Радеком - очень некрасивым мужчиной, видным большевистским деятелем и блестящим литератором. (Позже - "заговорщиком, шпионом всех иностранных разведок, наймитом всех империалистов".)

В тридцать один год Рейснер внезапно умирает от брюшного тифа. А потом начинают создаваться мифы о женщине - символе революции, которая, добровольно порвав со своим окружением, стала беззаветно служить ей.

На самом деле Лариса Рейснер всегда была беззаветно предана только Николаю Гумилеву. И в 1920 году, когда по ее настоянию Гумилев был лишен пайка, выдававшегося ему в Балтфлоте, и в 1923-м, когда она бросила Раскольникова. А тот посылал ей слезные письма, до беспамятства ревновал Ларису к уже убиенному Гумилеву и писал о "рецидиве гумилевщины, который, как мне теперь ясно, и создал весь наш мучительный и острый кризис".

И в 1926-м, умирая, Лариса Рейснер так же любила Гумилева. И ненавидела так же. Анна Ахматова с некоторым удивлением вспоминает, как Лариса несколько раз приходила к ней в гости. В голодном Петрограде Ахматовой кто-то подарил несколько картофелин, она сварила суп, и тут появилась Рейснер - "откормленная, в шелковых чулках и пышной шляпе". И тоже принесла какую-то еду. Цель ее визитов была одна - поговорить о Гумилеве. "О Николае Степановиче говорила с яростным ожесточением, непримиримо враждебно, была как раненый зверь".

Свою первую любовь, которая сломала ее жизнь, Рейснер не забывала никогда.

Источник: http://rus.ruvr.ru/2012_06_18/78537254/

 

В Англии найден первый рецепт виски Jack Daniel's

Английский бизнесмен Марк Эванс нашел самый ранний из известных на сегодня рецептов легендарного американского виски Jack Daniel's. Способ приготовления был зафиксирован в рукописной книге уэльских травников, датированной 1853 годом.

Англичанин наткнулся на описание рецепта, изучая историю своей семьи. Одной из авторов книги являлась его пра-пра-бабушка: она жила в Южном Уэльсе, носила фамилию Дэниэл (Daniel) и была известна как травница. Согласно семейным архивам, ее сводный брат Джек Дэниэл через несколько лет после записи рецепта уехал в США, в штат Теннеси, чтобы начать там свое дело.

Эти данные в определенной мере согласуются с официальной историей марки Jack Daniel's. Так, несмотря на то, что документы раннего периода легендарного завода были утрачены во время пожара, остались данные, что основатель компании действительно происходил из Уэльса.

Источник: http://www.utro.ru/news/2012/06/18/1053680.shtml

 

Родные корни в контексте формирования идентичности российской молодежи

В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) состоялась конференция, посвященная проекту РГГУ «Родные корни», направленному на изучение студентами истории свой страны через призму истории своей семьи.

Валерий Минаев, и.о. ректора РГГУ, д.э.н., профессор

Этот проект, «Родные корни», абсолютно является для нашего университета органичным. Это попытка найти новые методики воспитания молодежи. Они не совсем новые. Это история. Историей воспитывали всегда, и не всегда удачно, и не всегда той историей, которая была, а той историей, которую представляли власть предержащие. В данном случае эта история истинная, история каждого молодого человека, который занимается этим проектом, это история его семьи. Мне кажется, вполне удачной стала первая попытка проведения такой работы в нашем университете.

Александр Безбородов, директор Историко-архивного института (ИАИ) РГГУ, профессор, д.э.н.

Все мы понимаем важность и необходимость того, что делаем в этом направлении. Но, тем не менее, мы назвали «Родные корни», историю и генеалогию семьи, проектом. А проект – это всегда замысел. Может быть, имеет смысл немножко приоткрыть, что мы под этим замыслом имеем в нашем университете в смысле стратегии. Хотелось бы в первую очередь увидеть в субъектах политики, формирования российской идентичности не только высокую политику, не только наших государственных лидеров, но и еще что-то очень важное. Ведь сегодня национальная идентичность если политизируется, то с точки зрения управления. Политизируется политикой, управляется самыми разными структурами, и мы это прекрасно знаем, государственного и негосударственного профиля, и средствами массовой информации, и сообществами, корпорациями экспертов, и исполнительной и законодательной властью. Мы в этих субъектах политики, управляющих сегодня национальной идентичностью, российской идентичностью у нас в стране, должны увидеть и обозначить с особой силой такие ее субъекты как гуманитарное знание, на мой взгляд, гуманитарное образование, в конце концов, а может, и в первую очередь РГГУ, увидеть его в этом ряду, увидеть через совершенно конкретные проекты. Чрезвычайно важно при этом помнить и наше историческое прошлое, и наше историческое настоящее.

История XX века была очень тяжелой, была очень поучительной и назидательной. Она прошлась очень часто тяжелейшим катком по человеку, по личности, по семье, разбросав, казалось бы, людей очень тяжело, серьезно. А в годы гражданской войны и через семью все это проходило и делало бойцами по разные линии баррикад отца и сына, мать и дочь. Все это нам достаточно хорошо известно. Но в то же время известно и то, что, как и все на свете, человеческая личность уникальна. И ХХ веку с его очень тяжелыми событиями, колоссальным наследием для нашей страны эту личность все-таки не удалось нивелировать, не удалось выровнять, не удалось ее сделать зеркально плоской, отражающее какое-то, может быть, иное бытие, чем история нашей страны. И это очень хорошо показывают рассказы, сочинения, те работы, которые сдают наши студенты первокурсники, вчерашние школьники.

Сегодня социологи, и Жан Терентьевич здесь, как говорится, держит руку на пульсе, политологи, историки, экономисты констатируют тот простой факт, что по сравнению, допустим, с началом 1990-х гг. семейные ценности в русской и российской культуре демонстрируют очевидный рост. И между прочим, не только российской, и не только русской. Хотя мы должны сегодня подчеркнуть, и российская, и русская культура, это аксиоматично, является очень серьезной, принципиально важной, содержательной частью мировой культуры. Вот почему проект подобный нашему, «Родные корни: история и генеалогия семьи», не может быть только внутрироссийским делом, он, конечно же, мировой, он, конечно же, международный. Если у нас найдутся партнеры за границей, может быть, в рамках магистерских программ, а может быть, что-то и более нетривиальное, мы, конечно, будем только приветствовать. Представляете, как интересно – первокурсник немец и первокурсник российский, студент РГГУ, поляк и наш через эту призму формирования национальной польской или национальной российской идентичности.

Евгений Пчелов, заведующий кафедры Вспомогательных и специальных исторических дисциплин ИАИ РГГУ

Мое сообщение будет посвящено некоторым конкретным, предварительным пока результатам осуществления этого проекта РГГУ и тем перспективам, которые может иметь как в общеинститутском, так и в общеуниверситетском пространстве всего нашего Российского Государственного Гуманитарного Университета. Нет необходимости говорить, о том, что генеалогия, изучение истории семьи, изучение истории рода – это один из самых действенных, самых эффективных способов приобщения человека к истории своей культуры, к истории своей страны, своего общества, своей цивилизации. Генеалогия является древнейшей формой исторической памяти. Она связывает прошлое с настоящим и перекидывает определенный мостик в будущее. Путем изучения собственной генеалогии, путем изучения семейной истории, обращения к истории своих предков человек начинает воспринимать историю своей страны, прежде всего, как историю свою, как историю своего рода, своей личности через призму этих конкретных исторических данных. Это чрезвычайно важно сейчас, когда у нас проходит в этом году Год российской истории, когда стоит задача повышения общественного интереса к историческому прошлому нашей страны, популяризации исторического знания и повышения, в целом, исторической культуры нашего общества. Генеалогическая культура, безусловно, является одной из важных частей этой исторической культуры.

Наверное, не будет большим откровением сказать о том, что в ХХ веке по этой культуре, осознанию принадлежности к определенной генеалогической и исторической системе был нанесен в нашей стране довольно существенный удар. Потому что те политические силы, которые пришли к власти в 1917 году поставили задачу создания нового общества, нового человека, во многом лишенного своих исторических корней. Все это способствовало не только разрыву исторической памяти, но и в целом негативному отношению к историческому прошлому нашей страны, к отчуждению человека от истории своей страны, к восприятию этой истории как чего-то внешнего, зачастую совершенно враждебного и не имеющего как бы непосредственного отношения к данной конкретной личности. Сейчас, к счастью, ситуация существенно изменилась, и она меняется и в настоящее время довольно активно. Сейчас изучение генеалогии, изучение семейной истории, изучение истории своих предков, становится важным и зачастую даже чрезвычайно популярным занятием. Но, к сожалению, на этом пути существует очень большая опасность поверхностного, дилетантского отношения к этим вопросам. Если мы возьмем интернет и простейший поиск осуществим, мы увидим огромное количество разного рода интернет-сайтов, где огромное количество рекламных объявлений «Узнайте историю своей фамилии, своей семьи, биографию своих предков» чуть ли не за пять минут. Это, конечно, коммерческий интерес, это, конечно, очень поверхностное отношение. Такие объявления, такие предложения, конечно, отвечают только тем людям, которые действительно лишены этой элементарной исторической, генеалогической культуры. Потому что, безусловно, серьезное исследование родословной, серьезное обращение к семейной истории – это процесс чрезвычайно долгий, это процесс очень тщательный, это процесс, который должен строиться на научных, источниковедческих основаниях. Далеко не всегда, когда мы начинаем заниматься генеалогией какого-то человека, мы можем быть уверены в успехе, потому что сохранность источниковой базы в нашей стране тоже оставляет желать лучшего. Здесь очень важно взаимодействие с архивными учреждениями, с рукописными отделами музеев, библиотек и так далее. Поэтому наша задача состоит не только в том, чтобы пробудить интерес к изучению генеалогической истории, генеалогического прошлого, но и поставить этот интерес в рамки определенной научности, показать серьезность отношения к этому и серьезность таких исследований.

Надо сказать, что в нашем университете накоплен довольно большой опыт в области преподавания и исследовательской работы по генеалогии. Я напомню, что еще с 1930-х гг. в Историко-архивном институте началось преподавание генеалогии в курсе вспомогательных исторических дисциплин, и одним из пионеров этого дела был Николай Петрович Чулков, выдающийся генеалог, историк еще с дореволюционным стажем. В последствии в Историко-архивном институте работали такие выдающиеся исследователи как Степан Борисович Веселовский, Владислав Крескентьевич Лукомский, Александр Александрович Зимин, Владимир Борисович Кобрин, Александр Лазаревич Станиславский, которых нужно здесь, конечно, упомянуть, которые были не просто блестящими исследователями, но которые были также специалистами в области генеалогии, и благодаря которым во многом генеалогия получила импульс для возрождения в конце 80-х гг. В 1989 году мы провели первую в нашей стране научную конференцию по генеалогии в Историко-архивном институте. И теперь изучение и преподавание генеалогии в нашем университете выходит на качественно новый этап. Этот качественно новый этап соответствует научно-образовательной программе «Родные корни: генеалогия устной семейной истории», разработка которой началась благодаря приказу нашего ректора Ефима Иосифовича Пивовара. В реализации этого проекта задействован целый ряд структур РГГУ, в том числе и кафедра Вспомогательных и специальных исторических дисциплин. Наша кафедра разработала несколько учебных курсов по генеалогии. Причем эти курсы носят как общий характер, генеалогия и семейная история в целом, так и более специальный, предназначенный для определенных специальностей. Безусловно, необходимо активизировать работу по реализации этой программы, как углубление ее, так и расширение на различные факультеты РГГУ, охват полностью университета этой программой. Для этого необходимо вести и соответствующие курсы, и соответствующие разделы в общеисторических курсах, для этого важно продолжать разработку учебно-методических пособий. Представляется, что расширение и развитие этой общеуниверситетской программы может стать действенным методом повышения общегуманитарной культуры студентов и приобщения их к истории родины, к истории своей культуры через историю своей семьи, через биографию конкретной личности в очень сложных, очень непростых исторических процессах ХХ века и современности.

Василий Христофоров, начальник Управления регистрации и архивных фондов ФСБ России

По просьбе организаторов круглого стола я буду больше говорить о формировании национальной идентичности, о документальной истории России, и о том, как это влияет на национальную безопасность нашей страны. Реализация такого проекта, ориентированная на формирование национальной идентичности, невозможна без глубокого изучения документальной истории нашей России, а также без изучения вопросов, которые, так или иначе, соприкасаются или влияют на национальную безопасность страны. При этом мы понимаем, что основными составляющими, структурными элементами национальной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общества и государства. Всегда на первое место при этом, во главу угла ставим обеспечение безопасности личности. При этом рассматриваем обеспечение безопасности личности в контексте национальной безопасности. Эта идея не нова. Если мы обратимся к трудам Карамзина, то, выражаясь современным языком, мы увидим там его комплексный подход к обеспечению безопасности личности. В одном из трудов он пишет: «Оградите святынею закона неприкосновенность церкви, государя, чиновников и личную безопасность всех россиян. Утвердите связи гражданские между ними, потом займитесь целостностью собственности, наследствами, куплей, завещаниями, залогами и прочее. Наконец, дайте устав для производства дела». Несколько далее он пишет, что «государству для его безопасности нужно не только физическое, но и нравственное могущество. Жертвуя честью, справедливостью, вредим последнему».

В большинстве исторических событий, запечатленных в национальной памяти, мы можем увидеть попытки акцентировать внимание на положительных моментах и игнорировать отрицательные. Полюса оценок одного события могут меняться, если обратиться к памяти другого народа, принимавшего в нем участие. Наличие разных оценок у субъектов исторического пространства – это данность, которую нужно нам всесторонне изучать и понимать. Противоречия в интерпретации прошлого отражаются в целом на межгосударственных отношениях и, следовательно, угрожают национальной безопасности. Многие пытаются возложить историческую ответственность на нашу страну, называя Советский Союз виновником всех национальных трагедий. Так, широко известно, что в начале 20го века вначале украинские, а теперь уже и казахстанские политики, политологи, некоторые историки выдвинули обвинения в адрес России за якобы организованные Советским Союзом в 30-х гг. голодомор украинского, а теперь уже казахстанского народа.

Зачастую к России предъявляются территориальные, экономические притязания, которые фактически становятся одним из инструментов политической борьбы. Противостоять этому возможно только посредством перевода политических притязаний в полноценные научные дискуссии с максимальным использованием исторических источников. Примером может служить тема политических репрессий, которая до сих пор болезненна, как и для нашего общества, так и для населения государств бывших союзных республик. Работа архивистов, связанная с реабилитацией жертв политических репрессий способствует снятию социально-политического напряжения в обществе, а также достижению согласия и консолидации различных общественно-политических течений и в конечном счете является важным фактором обеспечения личной и общественной безопасности. Архивисты ФСБ совместно с научными учреждениями, Академией наук, ведущими вузами страны, крупнейшими федеральными архивами, общественными организациями осуществили публикацию рассекреченных архивных документов по истории политических репрессий. Крупнейшими из таких проектов стали история сталинского ГУЛАГа в семи томах, трагедия советской деревни в пяти томах, высылка вместо расстрела, Шахтинский процесс и другие.

Знаковой работой архивистов ФСБ по изучению истории отечества стала многотомная серия под названием «Совершенно секретно Лубянка Сталину о положении в стране за период 1922-1934 гг.» Эта фондовая публикация архивных документов охватывает почти полтора десятка лет в период, когда фактически формировалась административная командная система управления. В этой работе представлена широкая панорама социальной, политической, экономической жизни страны. Большое внимание уделено, прежде всего, состоянию и настроению общества, отношению рабочих, крестьян, интеллигенции, духовенства к существующей власти. Документально показана история насильственного проведения коллективизации, деятельность различных политических партий, национальные движения в регионах, состояние армии, положение церкви, сопротивление трудящихся мероприятиям правительства и их борьба за улучшение условий жизни. Сборник подробно раскрывает разработанную ОГПУ систему информирования высших органов государственной политической власти. Богатый многоплановый массив документов позволяет исследователям по-новому осмыслить проблемы обеспечения безопасности общества и государства в 20-30-е гг. ХХ века.

К настоящему времени выпущено уже восемь томов за период с 1922 по 1930 год, это в 12 книгах. Работа над следующими томами продолжается. В процессе изучения источников необходимо учитывать, что зачастую память одного народа вступает в противоречие с памятью другого. На таких конфликтах, к сожалению, стараются нажиться недобросовестные ученые, журналисты, политики. В свою очередь, одной из важнейших наших задач должно стать налаживание конструктивного научного диалога с зарубежными коллегами для достижения единого понимания нашего общего прошлого. Это сложная и кропотливая работа, поскольку необходимо услышать и понять позицию другой стороны. Ведь идея национальной идентичности находится в непосредственной зависимости от диалога России с окружающими ее странами. Чем интенсивнее этот диалог, тем теснее научные и культурные связи, тем более объемно формируется российская национальная идентичность. Диалог должен базироваться на корпусе достоверных, репрезентативных источников, объективно освещающих нашу позицию. Именно такие документы являются бесценным ресурсом национальной безопасности нашей страны. Их выявление, оценка, введение в научный оборот и дальнейшая популяризация, это не только научная, но и, в общем, государственная задача.

Ни для кого не секрет, что некоторые события советско-польской истории трактуются в России и Польше совершенно по-разному. Например, советско-польская война 1920 года, поход Красной армии на территорию Западной Украины, Западной Белоруссии в 1939 году, депортация польского населения с территории Западной Украины, Западной Белорусии 1940 года, Варшавское восстание 1944 года. Тем не менее, при конструктивном сотрудничестве российских и польских историков и архивистов даже самые острые сюжеты истории вполне возможно совместно изучать и готовить публикации. Так, в течение 2001-2007 гг. вышли в свет на русском и польском языках три сборника документов. Это «Польское подпольное на территории Западной Украины и Западной Белоруссии», «Депортация польских граждан с территории Западной Украины и Западной Белоруссии» и «Варшавское восстание 1944 года» в документах, архивах спецслужб. Нам удалось достичь компромисса по определенным сложным моментам, и такие сборники документов с хорошим комментированием, предисловием увидели свет. В советско-финских отношениях тоже есть трудные страницы, которые необходимо изучать совместно. Это, конечно же, в первую очередь советско-финляндская война 1939 года. В результате научного сотрудничества российских и финских исследователей-архивистов был подготовлен сборник документов «Зимняя война 1939-1940 гг. Исследования, документы, комментарии». Кроме того, была проведена конференция и по более раннему периоду. Издан сборник научных статей, посвященных 200-летию Фридрихсгамского мирного договора и завершению русско-шведской войны 1808-1809 гг., вхождению Финляндии в состав России в виде великого княжества.

Большинство наших работ мы стараемся передавать в библиотеку РГГУ, чтобы они были доступны для использования в научной и учебной работе. Считаю, что со своих позиций РГГУ в эту работу также может внести весомый вклад. Молодые ученые должны получать уроки конструктивного диалога и взаимного уважения. Университет имеет для этого широкие возможности. Это, во-первых, многонациональный состав учащихся и преподавателей, широкие международные связи, большой опыт в проведении форумов, конференций, круглых столов. В свою очередь мы тоже вносим посильный вклад в деятельность университета. Вот уже три года в Историко-архивном институте читается спецкурс «История советских органов госбезопасности», которая, конечно же, рассматривается в общем контексте истории России. Спецкурс подготовлен на основе рассекреченных архивных документов, в нем мы стараемся объективно показать место ВЧК, ОГПО, НКВД, КГБ в системе государственного аппарата, государственных учреждений; причины образования, реорганизаций, структуры, задачи, функции, компетенция и направление деятельности.

Источник: http://vestikavkaza.ru/articles/obshestvo/molod/61082.html


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное