Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Корни и крона генеалогического древа

Недавно знакомые купили квартиру. Прежняя владелица, старушка, отошла в мир иной. Наследники перед продажей «двушки» самое ценное из имущества увезли, но кое-чего по углам и на полках оставили. Среди брошенных вещей обнаружилось несколько толстых фотоальбомов со снимками начала века на первых страницах. Когда мои друзья, знающие цену таким раритетам, позвонили внукам старушки, те сказали: «А оно нам надо? Смело выбрасывайте в мусоропровод!»

И совсем другое отношение к документам прошлого довелось увидеть в «Пружанском палацыке». Здесь демонстрируется необычная экспозиция, подготовленная семьей Аркадьевых из Минска. Ее глава – уроженец деревни Слобудка Пружанского района. Не историк, не архивист – работает станочником на «Минскводоканале». Но от общения с ним остается ощущение, что беседуешь с серьезным знатоком в сфере генеалогии, что с ним можно консультироваться, спрашивать совета.

А все началось с того, что младшие дети Аркадьевых (а всего их в семье четверо) получили в школе задание составить свою родословную, вот и подступили с расспросами к родителям. Владимир Игоревич и Татьяна Антоновна, что помнили, рассказали. Но обращение к семейной истории так увлекло взрослых и юных Аркадьевых, что они на этом не остановились.

Обратились в Национальный архив Беларуси и на базе полученных данных начали скрупулезный поиск. Посещали свояков, записывали их воспоминания, отыскивали новые родственные связи. Немало нужной информации дало им изучение кладбищенских надгробий с начертанными на них фамилиями своего рода.

Тут надо заметить, что интерес исследователей не ограничивается Беларусью. Владимир Игоревич – выходец из белорусско-русской среды. Его отец родился в Казани. После прохождения срочной службы в наших краях женился на местной девушке и осел на Пружанщине. Поэтому, кроме белорусских «прозвішчаў» (Чернуха, Омельянович, Гумен, Буховецкий, Дец, Селистровский, Павлюц), генеалогическое древо включает фамилии русские (Аркадьев, Буренин, Баринов). Еще в этом разделе

Много открытий ожидало при изучении российского купеческого рода Бурениных, откуда происходит бабушка Владимира Игоревича – Антонина. Этот род знаменит еще и тем, что дал целую плеяду иконописцев, произведения которых до сих пор можно увидеть в православных храмах древнего Углича. А первое упоминание об иконописцах этой фамилии восходит к XVII веку.

– У всех моих детей – способности к изобразительному искусству, и это при том, что сам я этим даром обделен, – замечает Аркадьев. – Значит, гены угличских Бурениных дают о себе знать!

С одной стороны – русские купцы, с другой – белорусская шляхта. Целая область неизведанного. Сегодня о шляхетских родах Владимир Игоревич может порассказать многое. Он деятельный участник Минского собрания наследников шляхты и дворянства. Может проконсультировать на тему, как выяснить свою принадлежность к носителям древних гербов, где найти подтверждающие грамоты. Кстати, у самих Аркадьевых по женской линии нашлись носители трех гербов.

Теперь о многом он знает доподлинно. И понимает патриархов рода, которые не очень распространялись о своих корнях. С их происхождением уцелеть в жерновах революции и двух мировых войн можно было, только «забыв», что в их жилах течет голубая кровь.

– Предки своим молчанием спасали нас, – считает Аркадьев. – А наша задача – узнать, что скрывалось за их немотой.

Результат его усилий не может не впечатлять. Владимир Аркадьев и его дети знают свой род до 11 колена. Но работа продолжается. И организаторы экспозиции очень рассчитывают, что после выставки в «Палацыке» откликнутся утерянные отростки генеалогического древа.

После знакомства с родоводом Чернухов из Добучина (120 имен) Владимир Аркадьев показывает женский фотопортрет:

– А это Ольга Чернуха – родная сестра моего дедушки. Она вышла замуж, уехала в Польшу. О ней сейчас нет никаких известий. Но мы будем продолжать поиски и обязательно кого-то из этого рода найдем. Эту ветвь надо прирастить к остальным.

После поездок по родне у Аркадьевых накопился богатый фактический материал, целая коллекция документов, вещиц. Понадобилось тридцать стендов, чтобы показать только самое главное. На одном планшете мы можем видеть переписку родных (есть даже открытки на французском языке), на другом – листочки отрывного календаря с указанием дат рождения детей. На третьем – различные справки, мобилизационные листки, «wezwaniа» (вызовы), на четвертом – фотоизображения семейных реликвий.

Трогает за душу история гитары-семиструнки, изготовленной в 1870 году. Сначала она принадлежала одному из известных на Поволжье исполнителей цыганских романсов Шишкину. Затем, когда певец был приглашен учить музыке мальчика из дворянской семьи, инструмент перекочевал к ученику Дмитрию Филимонову. Впоследствии он женился на Антонине Аркадьевой (будущей бабушке нашего исследователя). Но их семейному счастью помешала революция.

Филимонов скрылся от преследований в Канаде, просил жену, оставшуюся в России, поменять ради спасения фамилию и благословил ее на новый брак. Антонина Аркадьева сохранила гитару в память о первой любви, и она, как реликвия, переходит из поколения в поколение.

По выставке мы ходили с родственниками Аркадьевых. Найденные во время его экспедиций, некоторые из членов фамилии впервые увидели друг друга. Выставка-родовод стала для них трогательным поводом собраться вместе. Пока это небольшой круг, составленный из тех, кто живет на Брестчине. Владимир Игоревич мечтает когда-нибудь собрать вместе всю большую белоруско-русскую семью.

– Почему я занялся подготовкой такой экспозиции? – говорит он. – Просто хотел пробудить в своих родственниках чувство причастности к могучему родовому древу, связанности друг с другом, объединить их, сплотить. Я не хочу, чтобы мои дети и их потомки были Иванами, не помнящими родства. Почему мы должны знать историю жизни Пушкина, Лермонтова, Достоевского лучше, чем свою собственную?

Источник: http://vb.by/article.php?topic=36&article=15358

 

Смертная буква алфавита

Слова и буквы рождаются, терпят болезни, узнают славу, слабеют и однажды умирают – как сейчас, при нашем участии, умирает седьмая буква русского алфавита; та самая, которую все произносят, но почти никто не пишет.

История русской буквы "ё" началась 29 ноября 1783 года в доме Екатерины Дашковой, на заседании недавно открытой Академии словесности. Княгиня предложила академикам заменить диграф "io" французским символом "ё" и тем самым исправить написание таких слов, как "ioлка", "ioж", "матioрый". Неизвестно, почему диакритический знак в виде двух точек был поставлен над "е" – было бы логичнее поставить его над "о"; тем не менее, при поддержке Гавриила Державина и Дениса Фонвизина, буква "ё" была утверждена.

Николай Карамзин и несколько других писателей одобрили это нововведение. Однако в XIX веке "ё" осталась факультативной буквой; в печати она встречалась нечасто. Её использовали, прежде всего, для передачи соответствующего звука в иностранных фамилиях и названиях, а также для предотвращения путаницы в прочтении некоторых русских слов.

В 1917 году комиссия по реформе русской орфографии предложила отменить "фиту" (ѳ), "ять" (ѣ), "ижицу" (ѵ), "и" (і), кроме того – ограничить использование твердого знака и "признать желательным употребление буквы "ё"". В 1918 году все эти пункты были внесены в "Декрет о введении новой орфографии" – все, кроме последнего… Буква "ё" погрузилась в летаргию. О ней забыли.

Так толком и не прижившись в русской письменности, она бы и вовсе умерла, если бы о ней не позаботился тов. Сталин. 5 декабря 1942 года управделами Совнаркома Чадаев принес Иосифу Виссарионовичу постановление, в котором фамилии награждаемых генералов были напечатаны без буквы "ё". Неграмотное написание возмутило верховного главнокомандующего, и он потребовал исправить оплошность. Достоверность этой сцены можно оспорить, но 7 декабря газета "Правда" неожиданно возродила в своих колонках букву "ё", а 24 декабря народный комиссар просвещения Владимир Потёмкин издал приказ об обязательном употреблении "ё" в школьных учебниках. Позже были опубликованы обновлённые справочники русского правописания.

При жизни Иосифа Сталина букву "ё" ставили во всех печатных изданиях. Позже, к началу 60-х, она встречалась уже реже, а к 80-м её вновь заменили буквой "е". Сегодня "ё" употребляется только в энциклопедиях, словарях и в некоторых, щеголяющих этим, изданиях (журнал "Наука и жизнь", "Литературная газета").

Отказ от буквы "ё" можно объяснить желанием уменьшить затраты на типографские наборы и тем, что буквы с диакритическими знаками затрудняют скоропись и непрерывность письма. Упразднить по этим же причинам "й" было бы сложнее, ведь "и" обычная — это гласный звук, "и" краткая – согласный; их нужно различать для верного прочтения таких слов, как "свой – свои", "зайка – заика", "пойло – поило".

Выкорчевав из текстов букву "ё", мы усложнили и в то же время обеднили наш язык. Чтобы доказать это, придется говорить о не всегда очевидных проблемах и противоречиях.

Во-первых, мы исказили звучание многих слов (буква "ё" указывала на правильную расстановку ударений). Теперь вместо исконных "гравёр", "побасёнка", "свёкла", "взбешённый", "новорождённый" появились уродливые "гра’вер", "поба’сенка", "свекла’", "взбе’шенный", "новоро’жденный". Более того, "ё" сейчас звучит там, где этой буквы никогда не было – в словах "острие", "афера", "бытие", "маневр", "гренадер"! Откуда это мещанское "бытиё" и "афёра"?..

Во-вторых, мы затруднили восприятие русского языка. Тексты стали шероховатыми. Чтобы разобраться в семантической путанице, читатель должен заново прочитать предложение, весь абзац, порой даже искать дополнительные сведения. В сентябре 2008 года в российских СМИ появилось сообщение о том, что президент Никарагуа Даниэль Ортега на очередном выступлении заявил: "правительство Никарагуа признает независимость Южной Осетии и Абхазии". Так "призна’ет" или "признаёт"? О подобном противоречии рассказывает Лев Успенский в книге "По закону буквы": "Собственному внуку я решил дать прочесть мою книгу для детей "Подвиги Геракла", вышедшую во времена, когда Детгиз обходился без "ё". Бойкий мальчуган мгновенно нарвался на ловушку: "Мы видим, как жили греки… Мы узнаем, о чем они мечтали..." Он не смог решить, как надо читать, "узнаем" или "узнаём"".

Часто путаница возникает из-за объединения слов "все" и "всё": "Мальчики все еще играли", "Все же отказались платить", "Это все мои дети"?

Контекст помогает понять смысл слов, однако, не всегда освобождает их от непреднамеренного и неуместного комизма: "солитер" – "солитёр", "осел" – "осёл", "небо" – "нёбо". Как вы поймете предложение "Ее шлепки были слышны во всем доме"? Что уж тут говорить о "соверше’нном" и "совершённом"…

Умертвив в угоду своей лени букву "ё", мы упростили произношение многих иностранных фамилий. Кто сейчас вспомнит, что правильно говорить Монтескьё, Рёнтген, Фрёйд, Чёрчилль, Гёббельс, Гёринг, Пастёр? Хорошо, что Гёте ещё не стал Гете, да и фамилию Бёрнса коверкают не так часто. Между прочим, домомучительницу в повести "Малыш и Карлсон…" следует называть фрёкен Бок.

И фамилии русских знаменитостей звучат сегодня не так, как раньше. Советский шахматист всегда был именно Алехиным, а Фет и Рерих были, все-таки, Фётом и Рёрихом. Подобных примеров много. Их больше, чем вам кажется. Тут и город Берёзовский в Свердловской области, и Королёвские (а не королевские) номера, в которых жил арестованный Михаил Романов, и Константин Лёвин Толстого, которого теперь произносят не то Ле’вин, не то Лев’ин (на еврейский лад)… Не удивлюсь, если однажды услышу Соло’вьев или Кисе’лев.

Из-за факультативного использования буквы "ё" в России страдают многие Солдатёнковы, Хрущёвы, Найдёновы и т.п. В одних документах эти фамилии написаны через "ё", в других – чрез "е". Такие лингвистические изгои вынуждены не только защищать свои наследственные и собственнические права, но порой доказывать своё право на гражданство РФ…

В правилах русской орфографии ("Полный академический справочник под ред. Лопатина", 2006 год) указано, что буква "ё" является обязательной только "в книгах, адресованных детям младшего возраста", и в "учебных текстах для школьников младших классов и иностранцев, изучающих русский язык". В остальном буква "ё" может быть использована "по желанию автора или редактора".

Удивительна история этой буквы. Все признают её существование, но почти никто не хочет её употреблять. Филологи – защитники ёфикации – пугают нас "шопотом", "жолудем" и "тренажором", но никому не страшно. Александр Авдеев (министр культуры) и Андрей Фурсенко (министр образования) призывают издателей возродить "ё", но их никто не слушает. Мэр Орла вернул городу прежнее написание: "Орёл", но его просто сочли чудаком.

Лингвисты рекомендуют использовать "ё" там, где отсутствие этой буквы исказит произношение слова или же приведёт к его "неправильному опознанию" ("Полный академический справочник"). Но какое издательство будет разбираться в этих тонкостях?! Быть может, "ЭКСМО", которое уже много лет штампует книги, испорченные опечатками и неточностями? В наше время литература и пресса – это конвейер. Бессмысленно что-либо рекомендовать им. Исполнен будет только императив.

Мне непонятна позиция академиков-филологов, не желающих ввести в обязательный оборот букву "ё". Едва ли можно понять и равнодушие в этом деле современных российских авторов. Опасение чиновников, что буква "ё" поначалу запутает их документооборот, и вовсе кажется вялым оправданием их лени. "Есть дела и поважнее", – говорят они. Тем временем в "Большом академическом словаре русского языка" (первый том вышел в 2004 году) "ё" используется только в определяемых словах, а в словарной статье уже пишут: "береза", "елка", "еж". Кроме того, для слов, начинающихся на "ё" в словаре не нашлось отдельного места – они перемешаны со словами, начинающимися на "е".

Буква "ё" умирает. В Ульяновске ей уже поставили надгробие. Надежда только на то, что однажды она приглянётся кому-нибудь из наших президентов. Или на исключительную популярность "ё-мобиля"… Слабая надежда.

 Источник: http://www.rosbalt.ru/blogs/2012/01/06/931066.html

 

Как 100 лет назад в Казани прошел первый в России автопробег

В нем участвовало всего 7 автомобилей.

Машина - это роскошь

Машины на бензиновом ходу в Казани впервые появились в начале 90-х годов ХIХ века. Были они в единичных экземплярах из-за очень высокой стоимости. Появление автомобиля на улицах города вызывал повышенный интерес не только не только у вездесущей детворы, но и у многих взрослых. А уж если случались происшествия, связанные с участием машин, то местные газеты не упускали случая оповестить об этом своих читателей. Езда по городу, несмотря на некоторую необустроенность дорог, всё же была допустима. Однако проехаться за городом по трактовым или просёлочным дорогам решался не каждый автовладелец. Укоренившаяся в те времена поговорка о двух бедах в России соответствовала полностью почти всем загородным дорогам Казанской губернии. Особенно затруднялось движение по ним автомобилей в зимнее время.

Одна беда - плохие дороги

В начале ХХ века технический отдел и дорожный комитет Казанской губернской земской управы решились на дерзкий эксперимент по улучшению состояния трактовых дорог в зимнее время. Суть эксперимента состояла в том, что определённые участки этих дорог огораживались деревянными защитными щитами. Впервые такое стало практиковаться на железных дорогах для защиты путей от снежных заносов. Зимние же трактовые дороги в то время от регулярных снежных заносов превращались в скопище снежных ухабов, что делало проезд по ним сплошным мучением.

Мысль о защите трактовых дорог щитами возникла у заведующего техническим отделом Казанской губернской земской управы коллежского асессора Дмитрия Петровича Арцибашева, человека технически грамотного, смелого и инициативного, влюблённого в автомобили. Нужно отметить, что был он сыном первого казанского Председателя губернской земской управы Петра Николаевича Арцибашева, генерал-майора в отставке. В то время он служил в Нижнем Новгороде, куда переехал из Казани.

Стараниями Арцибашева земская управа стала обладать прекрасным автомобилем фирмы Бенц. Сам же заведующий не только заботился о будущем автомобильного транспорта, но и задумывался о путях улучшения для его передвижения. Следующим шагом было доказать земскому собранию, что защита от заносов дорог щитами  значительно улучшит их состояние.

Деньги - в дорожный фонд

На очередном земском собрании Арцибашев выступил с предложением ввести «дорожный взнос» с владельцев гужевого транспорта при въезде их на тракт, огороженный защитными щитами. Величину дорожного взноса установили в 5 копеек. На том же собрании обсуждался вопрос о первоначальном субсидировании средств земским собранием для закупки первой партии щитов.

Протяжённость трактовых дорог в Казанской губернии в 1914 году составляла 160 вёрст (верста-1,067 км – Прим.авт.). Выделенных средств хватило защитить щитами 80 вёрст на тракте Казань-Лаишев-Шуран.

Лучше пропью, чем заплачу

Дорожный взнос, как и нынешний дорожный налог, вызвал тогда много споров. Как и сегодня многие, особенно крестьяне, не верили, что средства будут использованы по своему прямому назначению. Такие скептики- извозчики заявляли :

- Пропью лучше пятак, а не внесу за дорогу, - пускаясь в путь не по тракту, а по объездной дороге.

Сама будущность передвижения автотранспортом, наверное, из-за дороговизны многими не воспринималась всерьёз. В своём выступлении на одном из земских собраний князь Пётр Леонидович Ухтомский, доказывая неоспоримость будущего за автомобилями, заявил, что в весеннюю распутицу по утопающей в грязи дороге земский автомобиль промчался со скоростью 20 вёрст в час, тогда как по этой же дороге лошадь отказывалась тащить даже пустую телегу.

В конечном итоге автотранспорт и дорогу, защищённую щитами, было решено испытать очень необычным способом - устроить зимний автопробег. И опять инициатором и организатором столь необычного мероприятия стал Д. Арцибашев. Скептиков в успешность проведения зимнего автопробега оказалось предостаточно. Те, кто не раз ездил зимой по дороге в Лаишев, считали, что посылать зимой для езды по ней можно только «за непочтение к родителям».

Автомобилей в тот год в Казани было уже гораздо больше, чем в начале ХХ века, но нужно было суметь убедить их владельцев, что автомобили их надёжны, а зимняя дорога вполне проходима. Настойчивость и авторитет Арцибашева сделали своё дело и участвовать в этом необычном пробеге согласились семь человек.

Член Казанской городской думы, директор-распорядитель Товарищества Окского парового сенопрессовочного завода Николай Яковлевия Молотков изъявил желание принять участие в зимнем автопробеге на своём автомобиле фирмы «Кейс».

Другим участником стал купец Михаил Дмитриевич Гуськов на «Форде». Еще один «Кейс» был во владении Михаила Рама. Не остался в стороне и известный в Казани купец Евгений Наполеонович Остерман со своим автомобилем «Форд», изъявивший полную поддержку зимнему автопробегу. Сразу два автомобиля представил для участия в зимней гонке купец Николай Никифорович Бойченко - Студе-Беккер и Лорель.

Был он страстным автолюбителем и горячо желал испытать свои машины в столь тяжёлых условиях зимних дорог. Ещё один участник, предоставивший автомобиль марки Грунэ-Мохель, просил не называть его фамилию.

Итак, для участия в зимнем автопробеге набралось семь машин. Восьмым стал Бенц технического отдела земской управы, участвовавший вне конкурса. На нём отправился в пробег сам Д.П.Арцибашев как организатор и командор этого зимнего мероприятия.

К старту готовы!

Каждый участник автопробега вносил в кассу 10 рублей. Для четырёх участников учреждены были призы. Устанавливались и условия, связанные с мощностью моторов машин, лишь при выполнении которых зачитывалось время преодоления всей намеченной трассы автопробега. Так автомобиль с мотором в 30 лошадиных сил должен был преодолеть всю дистанцию пробега не дольше, чем за три с половиной часа; 40 лошадиных сил -за 3 с четвертью часа; для более мощных- 2 ¾ часа. Забегая вперёд скажем, что все автомобили преодолели установленное расстояние гораздо быстрее установленных норм.

За один день до старта пробега машины всех участников были осмотрены на Театральной плошади (сегодня это площадь Свободы) на предмет проверки технического состояния. Некоторые машины не имели ветровых стёкол, поэтому все участники автопробега облачились в костюмы наподобие эскимосных, намазали лица вазелином и одели ветрозащитные очки.

Дело - за прессой

Командор Арцибашев предложил проехаться в его машине корреспонденту одной из местных газет. Скептически настроенный журналист, зная ухабистость дороги до Лаишева по прошлым годам, неохотно, но дал своё согласие. Такой поступок Арцибашева был вполне объясним - удачный автопробег, широко освещённый в прессе - залог будущих успешных дел в развитии как дорожного, так и автомобильного дела в Казанской губернии.

2 января 1914 года в 10 часов 15 минут в прекрасный солнечный день с легким морозцем был дан старт первому зимнему автопробегу в России. Трасса начиналась недалеко от газового завода (около бывшего ипподрома). Автомобили начинали свой путь, можно сказать, ещё по городской дороге, но за Архиерейской дачей начался сам тракт, огороженный щитами. К удивлению участников дорога была в лучшем состоянии, чем могли предполагать участники. Хотя её никто не чистил, снег ровным толстым слоем покрывал всё полотно дороги, а защитные щиты не позволяли ветру наметать сугробы. Там же, где стихии всё же удалось замести на небольших участках тракт снегом, стояли солдаты с флажками, предупреждая взмахами участников об опасных местах и резких поворотах. Несмотря на всё это автомобили развивали очень даже приличную скорость, достигавшую порой 70-80 км/час.

Победители

Со старта первым ушёл автомобиль командора. За ним с интервалом в 5 минут последовали другие участники пробега. Гонка была поистине спортивной. Машина Арцибашева пришла в Шуран в 11 часов 56 минут, затратив на преодоление всей трассы 1 час 41 минуту, ни разу не остановившись в пути. Однако другие участники оказались ещё проворнее.

Автомобиль Кейс владельца Молоткова оказался самым скоростным. Он преодолел весь путь за 1 час и 30 с половиной минут. При этом в пути у него была одна задержка на 10 минут по причине съезда в канаву. Именно Николаю Яковлевичу и был вручён первый приз.

Второй приз получил Михаил Дмитриевич Гуськов, отставший от победителя на 11 с половиной минут. В пути он потерял всего три минуты.

Автомобиль Кейс Торгового дома Рама стал третьим призёром. Его время в пути составило 1 час 49 минут при задержке на трассе в 5 минут.

Замкнул четвёрку призёров “Форд” Остермана с временем 1 час 58 минут.

Машинам Николая Бойченко повезло менее других.

Одна из машин «Студде-Беккер» затратила на весь путь 2 часа 34 минут, потеряв по дороге 25 минут, а другая – «Лорель» не дошла до конца пути из-за поломки автомобиля, к которой состояние дороги не имело никакого отношения.

 Больше всего потеряла в пути машина марки Грунэ- Мохель- 47 минут, но дошла до финиша со временем 3 часа 28 2/3 минут, а в пути задержалась на 47 минут.

Жители Шуран и прибывшие из Казани автолюбители тепло встречали каждый прибывший автомобиль. Организаторы позаботились и о том, чтобы участникам, гостям и шофёрам был приготовлен прекрасный завтрак. Нужно отметить, что каждой машиной управлял профессиональный шофёр.

Зимой ездить можно!

Часть обратного пути в Казань автомобили совершили уже в наступившей темноте. Двигаясь в свете фар, конечно, с более низкой скоростью, чем при пробеге, все они благополучно прибыли в город. Здесь смельчаков первого зимнего автопробега встречала большая толпа болельщиков и просто любопытных. Никто не ожидал, что первый в России зимний автопробег пройдёт столь успешно. Инициатору и главному организатору этого мероприятия устроили овацию. Результат пробега подтвердил полезность защиты дорог в зимнее время, что давало возможность успешность передвигаться по ним не только автомобилям, но и конным экипажам. Автопробег снимался для показа в синематографах Казани и имел большой успех при показе в различных залах города.

С того первого зимнего автопробега прошло почти сто лет. Люди поняли необходимость защиты дорожных трасс в зимнее время и начали вдоль них сажать лес. Появилась мощная снегоочистительная техника. Однако не надо забывать с чего всё начиналось. Казанская губерния была одной из первых во многих вопросах в те далёкие годы. Не сдаёт она этих позиций и сегодня, включая автомобильное дело. На протяжении многих лет наши КАМАЗы - победители гонок Париж-Дакар, совершаемых в летний период.

Думается, что и в зимних гонках, по длинным трассам, если они будут, казанские спортсмены займут достойное место, как это они делают зимой в кольцевых гонках автомобилей.

Источник: http://www.kazan.aif.ru/culture/article/23301

 

США: за 1 млн долларов куплена по-ошибке обыкновенная медная монета достоинством 1 цент

Покупка года на аукционе в США. Медная монета 1793 года достоинством в 1 цент была продана на аукционе в Орландо, штат Флорида, за 1 млн. долл., сообщил в интервью специальному корреспонденту Информационного Агентства Экспрессинформ источник в Мировой Ассоциации Нумизматов. Рекордная покупка состоялась во время ежегодного съезда общества нумизматов Флориды. Счастливый владелец шутит, что купил монету по-ошибке.

А мы взглянем на рейтинг самых дорогих монет мира:

Раритетная монета в пять центов продана на аукционе за 4,15 миллиона долларов!

Житель города Мерримак, штат Нью-Хэмпшир, значительно улучшил свое благосостояние, продав всего лишь пятицентовую монету. Дело в том, что эта монета – один из пяти пятицентовиков Liberty Head «V» 1913 года выпуска, за который на аукционе предложили 4,15 миллиона долларов.

Как сообщается на сайте телеканала CNN, покупателем редкого пятицентовика стала компания-дилер раритетных монет Legend Numismatics, базирующаяся в Нью-Джерси. Выплаченные ею четыре с лишним миллиона стали второй по величине суммой, предложенной когда-либо за нумизматический раритет, и рекордной для Liberty Head «V».

Пятицентовые монеты с изображением головы статуи свободы выпускались в США с 1883 по 1912 год. В 1913 году их заменили монеты с изображением головы индейца, однако пять монет Liberty Head были отчеканены незаконно и стали большой нумизматической редкостью.

«Пятицентовик Liberty Head 1913 года по ценности несравним ни с одной другой монетой в мире», – подчеркнула один из руководителей Legend Numismatics Лора Спербер (Laura Sperber). По ее словам, Liberty Head «V» – самые известные из раритетных монет Америки.

Дестятицентовик, выпущенный в 1894 году на монетном дворе в Сан-Франциско, был продан на аукционе за 1 миллион 322 тысячи 500 долларов. Как сообщает Associated Press, это наибольшая цена, за которую когда либо была продана монета аналогичного достоинства.

Редкая золотая монета, отчеканенная в 1854 году в Сан-Франциско, была продана на аукционе в Беверли Хиллс за рекордную сумму в 253 тысячи долларов. Часть золота в монете добыта на калифорнийских приисках во время «Золотой лихорадки», сообщило агентство AP.

Номинал золотой монеты – два с половиной доллара. Она весит 4.16 грамма, ее диаметр составляет 18 миллиметров; содержание золота в ней колеблется, но составляет около 90 процентов. В середине XIX века такие монеты называли «четверть орла» (quarter eagle).

На монетном дворе Сан-Франциско в 1854 году было отчеканено всего 246 «четверть орлов», а сохранилось до сего дня всего двенадцать таких монет.

Монета, проданная на аукционе в Беверли Хиллс, принадлежала семье потомков китайских иммигрантов. Прадед владельца золотого «четверть орла» купил эту нумизматическую редкость, когда работал на калифорнийских приисках в 1856-1858 годах.

С этого дня жители Нью-Йорка будут уделять особое внимания карманной мелочи. В городе ходит редкая монета — она стоит тысячу долларов. Американский коллекционер отдал ее за бутылку воды продавцу на Тайм-сквер, а затем сообщил об этом журналистам.

Внешне монета 1909 года почти не отличается от привычных центов, отмечает телекомпания НТВ. Исключение составляет лишь маленькая буква «Си» (С) на обратной стороне. Это указывает на место чеканки — Сан-Франциско. Скотт Траверс, нумизмат: «Я считаю, что монеты — это история, которую мы держим в руках. И надеюсь, что теперь каждый будет внимательнее смотреть на мелочь в своих карманах. Таким образом у них может пробудиться интерес к коллекционированию».

Самые тяжелые монеты – каменные с острова Яп архипелага Каролинских островов в Западной части Тихого океана в виде дисков диаметр которых достигает трех метров. В 1644 году в Швеции отчеканили монеты из меди в 10 талеров весом в 19.7 кг. В России в 1725 году чеканились пробные монеты достоинством в 1 рубль из меди размером 19х19 сантиметров и весом 1.6 кг.

Нумизматика знает все о деньгах. Например, известно, что золотая монета «Тэнсио обан» размером с блюдце, 17 на 10 сантиметров, отчеканенная более 400 лет назад в Японии, считается специалистами самой крупной из золотых монет, когда-либо выпускавшихся в мире. Другой крупной монетой считается индийская золотая монета в 200 мохуров, отчеканенная в 1654 году. Масса её составляла 2,177 кг. Известный последний ее экземпляр исчез еще в 1810 году. В нумизматике существуют не только монеты рекордисты, но и монеты с сюрпризами! Так Наполеон I Бонапарт, провозгласив себя императором, в 1804 году ввел в обращение, наряду с другими деньгами, крупные серебряные монеты достоинством в 5 франков. Желая поднять престиж новых монет и вызвать к ним интерес, император приказал в одну из них запечатать банковский чек на предъявителя на сумму в один миллион франков из тонкой шелковистой бумаги. Но чека до сих пор никто не предъявил.

Самая дорогая монета Царской России Константиновский рубль представленна в экспозиции Государственного Эрмитажа

Одна из экспозиций Государственного Эрмитажа – «Музей геральдики», охватывает историю происхождения герба как особого знака, символизирующего и представляющего личность, общность, город, государство. Язык символов берет свое начало с давних времен, и на протяжении всей истории является универсальным средством человеческого общения и государственной политики. Большая часть выставки посвящена российской геральдике – государственной, родовой, территориальной. В состав «Музея геральдики» вошли также экспонаты уже существующей выставки «Государственная символика России». История государственного герба России отражена в различных изображениях, медалях, византийских и русских монетах, знаменах, жезлах герольдов и мундирах. На выставке представлены гербы известнейших российских родов – Шереметьевых, Юсуповых, Строгановых, Бобринских, Паскевичей, Нарышкиных. Обширный материал – жетоны и подносные блюда, изделия из серебра и фарфора, посвящен геральдике России.

Источник: http://www.ei.com.ua/news/391893-ssha-za-1-mln-dollarov-kuplena-po-oshibke-obyknovennaya-mednaya-moneta-dostoinstvom-1-cent.html

 

Такие разные драконы...

2012 год пройдёт под знаком Дракона… И, наверное, многим хотелось бы побольше узнать об этих таинственных существах. Наше первое знакомство с Драконами происходит в детстве. В мультфильмах эти существа чаще всего смешные и абсолютно не страшные. Наш русский дракон Змей Горыныч и в сказках нередко выглядит недотёпой…

Позднее из былин мы узнаём, что у Змея Горыныча чаще всего три головы, но бывает так же шесть, девять и даже двенадцать. Горынычем его называют, считая, что он сын горы. Действительно, в глубине горы спрятаны все его сокровища, нередко в гору он утаскивает похищенных красавиц.

В некоторых былинах русского дракона называют - Змей Тугарин или огненный змей.

Чудо-юдо - змей из русской народной сказки - является аналогом греческой Гидры.

Русские витязи и богатыри никогда не сражаются с Драконом в надежде поживиться его богатством, они всегда либо защищают народ, либо освобождают похищенных Змеем девушек.

Некоторые учёные предполагают, что образ русского Дракона может быть связан с Велесом – одним из языческих богов, который мог принимать любые обличья.

Велес у наших предков олицетворял богатство, достаток, следил за соблюдением договоров, его почитали как мудреца.

Слово «змий» в славянских текстах встречается с XI века. Есть оно и в Библии 1663 года.

«Дракон» - греческое слово, впервые появившееся в текстах, переведённых Максимом Греком в XVI веке. Позднее в Библии дракон стал синонимом дьявола.

Георгий Победоносец побеждает силы зла, прокалывая Дракона, эта легенда символизирует победу христианства над язычеством.

Дракон этот жил в одном из озёр Ливии возле города, который обещал уничтожить, если каждый день к берегу озера не будут приводить красивую девушку.

И вот, когда пришла очередь быть съеденной королевской дочери, появился Георгий Победоносец и победил дракона.

Благодарные жители города восславили святого и приняли христианство.

Источником возникновения подобного мифа могли быть более древние мифы разных народов мира.

Например, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, одетую в свадебные одежды, чтобы он разлился и обеспечил хороший урожай.

Подобный ритуал был и у индейцев майя, которые бросали девушек в священный водоём Чичен-Ицы.

Кроме Георгия Победоносца, с драконом сражались ещё более сорока святых.

Например, в церквях нередко можно увидеть изображения святого Михаила, сражающегося с драконом. Эта война небесных сил описана в Апокалипсисе.

Иногда даже графа Влада Дракулу называли сыном дракона (или Дьявола).

Но история драконов уходит своими корнями гораздо глубже.

Существует даже наука о драконах - драконология, возникшая ещё в античные времена.

С драконами сражались боги шумеров и вавилонян. Драконы изображались на штандартах римских легионов. Драконьи головы вырезали на носах своих кораблей викинги и их корабли назывались «драккары» – «плавающие драконы».

Д.Дж. Конвэй в своей книге «Танцы с драконами» перечисляет шесть семейств драконов, содержащих родственные виды. Первое семейство относится к Северной Германии, Скандинавии и островам Северной Атлантики. Второе - к Франции, Италии и Испании. Третье - к Британским островам, включая Ирландию. Четвёртое - в Греции, Малой Азии, Южной России и Северной Африке. Пятое, самое многочисленное - к Китаю, Азии и Индонезии.

Шестое, весьма немногочисленное - к Северной и Южной Америке и Австралии.

Описания драконов в разных источниках немного отличатся друг от друга, но в основном это существа, имеющие похожее на змеиное тело, покрытое чешуёй зелёного или чёрного цвета. Размеры тела были самые разные – от семи до семидесяти метров. Драконы имели лапы и крылья, несколько голов. У драконов имелись копьевидный хвост, острые когти, клыки, огненное дыхание и острое зрение. Испепелить драконы могли не только огнём из пасти, но и взглядом.

В легендах Западной Европы драконы предстают более свирепыми, чем русский Змей Горыныч. Они не только похищают царевен, но и опустошают селения, насылают голод и болезни.

В то же время драконы нередко использовались в средневековой геральдике Западной Европы.

Их изображения очень похожи на динозавров. Позднее драконы обосновались на вывесках постоялых дворов в Англии.

А в Азии Драконы хоть и представлялись могущественными, были умными, благородными и справедливыми. С этими Драконами связывали дожди и плодородие. Многие царские династии были уверены, что они ведут свой род от драконов.

Азиатские драконы не опустошают города, не дышат огнём.

Они являются символом доброго начала. И, несмотря на то, что сейчас они, помимо олицетворения всей китайской нации, олицетворяют мужское начало, существует легенда, согласно которой именно женщина-дракон была прародительницей всех людей.

У восточных драконов волнистые змееподобные тела, покрытые рыбьей чешуёй, четыре ноги, напоминающие лапы тигра с когтями орла, голова верблюда, есть рога, но нет крыльев.

Крылья есть только у взрослых Императорских драконов. По краям головы у драконов есть усы.

Азиатские драконы различаются количеством пальцев на лапах.

Китайские императорские драконы - пятипалые. Индонезийские драконы - четырёхпалые. Японские драконы - трёхпалые.

Китайские драконы чаще всего окрашены в несколько цветов - голубой, белый, жёлтый, красный, чёрный. Во рту или в когтях они нередко держат жемчужину. Жемчуг на Востоке - источник энергии, помогающий драконам летать.

В Китае есть Небесный дракон, защищающий чертоги богов, драконы-духи, управляющие ветром и дождём, земные драконы, управляющие водой земных источников – рек, озёр, драконы Подземного Мира, стерегущие драгоценные камни и металлы.

Интересно, что во Вьетнаме дракон был символом нравственности. Поэтому дружить с восточным Драконом и тем более принимать его покровительство приятно.

Будем надеяться, что для всех нас год под его крылом будет счастливым.

Источник: http://www.myjane.ru/articles/text/?id=10736


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное