Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Время собирать. По волнам нашей памяти: Аркадий Львов.

Писатель Аркадий Львов родился 9 марта 1927 года в Одессе. Историк по образованию, работал школьным учителем. Свою первую книгу «Крах патента» издал в Одессе.

Но известность приобрел в Москве, публикуя рассказы в советских журналах и газетах «Неделя», «Комсомольская правда», «Современник». Его «крестными отцами» в литературе стали такие мастера пера, как Борис Полевой, Валентин Катаев и, прежде всего, Константин Симонов. В Москве с подачи Симонова вышла книга рассказов Львова «Большое солнце Одессы».

После издания первого сборника фантастических рассказов «Бульвар Целакантус» вошел в литературу как писатель-фантаст, позже стал писать реалистическую прозу. В Советском Союзе за десять лет издал шесть книг. Но когда А. Львова КГБ обвинил в «сионистской деятельности», его перестали публиковать.

В 1976 году он эмигрировал в США и с тех пор живет в Нью-Йорке. Преподавал в университетах, работал на телевидении, ведет авторскую программу на радио «Свобода». И продолжает писать книги.

В 2002 году писатель издал в Одессе шеститомное собрание своих сочинений. Дважды в год, весной и ранней осенью, обязательно приезжает в родной город. В нынешний свой приезд Аркадий Львович вместе с другими почетными гостями открывал памятник Исааку Бабелю, проводил встречи со школьниками.

Двор в Авчинниковском переулке — центр притяжения для Аркадия Львова на протяжении всей его долгой жизни. Это единственный его одесский адрес. Здесь он родился, здесь прошли его детские и юношеские годы, отсюда отбыл сначала в Москву, а потом в эмиграцию за океан. И наиболее известное произведение классика одесской литературы, как называют Аркадия Львова, книги которого переведены на многие европейские языки, — роман об Одессе «Двор».

— Мои предки по линии отца перебрались в Одессу еще в начале девятнадцатого века из немецкого города Регенсбург, ныне побратима Одессы, — рассказывает А. Львов. — Они приехали вместе с немцами, которых Екатерина Вторая пригласила осваивать земли Причерноморья. И первое время они жили все вместе в немецком поселении на севере Одесской области, которое по-нашему звучит как Цебриково, от немецкого «Цербрюк».

Другая ветвь моих предков родом из Австро-Венгрии. Один из них по фамилии Югер жил в Одессе еще в пушкинские времена.

Мой предок по материнской линии ребе Аарон Моисей Бенцеви Гирш Львов был даяном, еврейским религиозным судьей, улаживавшим различные споры. Он единственный в семье, кто обладал литературными способностями, остались его сочинения. Возможно, от него ко мне перешла страсть к сочинительству. Мамин дядя был преуспевающим коммерсантом, имел собственный магазин на улице Степовой и поддерживал еще торговые отношения с родственниками в Регенсбурге. Отец тоже работал в торговле, мама была модисткой.

Родители знали идиш, но говорили на нем, только если хотели что-то скрыть от нас, детей. Отец хорошо владел и немецким. Благодаря отцу и я знаю этот язык.

Мы жили в доме Котляревского в Авчинниковском переулке, 14. Соседи, пожилые люди, всегда очень по-доброму вспоминали о прежнем хозяине как о рачительном и заботливом человеке. А в школе нам рассказывали, как помещики и буржуи, владельцы заводов, фабрик и таких вот доходных домов, издевались над простыми людьми. Я уже тогда стал понимать: в том, чему нас учат, есть какая-то неправда.

В нашем дворе в Авчинниковском переулке находились склады и конюшни горпромторга. Поэтому там с утра уже вовсю кипела жизнь, центром которой были биндюжники. В детстве я наблюдал, как эти необычайно сильные люди с легкостью сгружали и выгружали тяжелые ящики, управляли лошадьми. В тридцатые годы в городе перевозки осуществляли в основном на лошадях. Но был уже и транспорт на резиновом ходу. С одним биндюжником по имени Шломо Баренгауз я даже дружил. Он часто со мной разговаривал на идише. Помню, как лихо он выпивал бутылку водки, не касаясь горлышка, и отбрасывал ее.

Вот как-то он меня, шестилетнего, взял с собой в порт, посадил на подводу и вместе с товарами повез. Так я впервые оказался в Одесском порту, увидев совершенно другой мир. Было холодное время года, в порту в то время стоял огромный сухогруз «Трансбалт», который на меня, ребенка, произвел неизгладимое впечатление. Обратно было очень трудно подниматься по скользкой дороге. Мой старший друг даже немного нервничал, все спрашивал: «Где гальмо?». Так называли тормозные колодки, которые обычно висели сбоку на цепях. Помню, лошади с трудом, но преодолели подъем.

Наш двор, как и вся Одесса, был многонациональным. У нас жили караимы, немцы, поляки, евреи, русские, молдаване, сербы. В доме за углом жила француженка. Моя мама-портниха часто брала у нее французские журналы мод. А рядом жили греки, итальянцы, болгары. Это была для меня естественная среда обитания, в которой привычным обращением к женщине было «мадам». Прощаясь, соседи говорили «адьё» вместо «до свидания», «мерси» вместо «спасибо». Не случайно улицы в Одессе носили и носят названия: Греческая, Болгарская, Польская, Армянский и Лютеранский переулки…

Мои самые ранние впечатления детства связаны с одесским базаром, нет, не с «Привозом», а со Старым базаром, первым в Одессе, называвшимся когда-то Вольным рынком. Сейчас на его месте Старобазарный сквер, или Кировский, как его еще недавно называли. Во времена моего детства там были многочисленные торговые ряды, лавки, магазины и склады. Особенно меня поражала башня в центре сквера, которую почему-то называли турецкой. На самом деле, это была пожарная каланча, стоявшая там с очень старых времен. В середине прошлого века она разрушилась.

Помню, как где-то за год до ликвидации базара, я, будучи пятилетним мальчиком, пошел туда один. Там в основном находились продуктовые ряды, но продавали и книги. Помню, как сейчас: какой-то человек в халате и чалме продает книги, я сижу на земле на коленях и рассматриваю большой том Александра Пушкина. А продавец меня похваливает: «Рыжий мальчик — умный мальчик». А я не был рыжим, просто у меня были выгоревшие от солнца волосы.

На Старом базаре находилась артель по производству барбарисок. И мы были счастливы, когда хозяин отрезал нам тягучую сладкую барбариску.

Предметом детского вожделения была кондитерская Маноли, хозяин которой был греком. Она находилась неподалеку от нашего дома, на Тираспольской площади. Там продавались вкусные пирожные, конфеты и какая-то особая газированная вода, за которой всегда были очереди. А мороженое в то время развозили по дворам.

Когда Старый базар уже был ликвидирован, помню, на этой площади в середине тридцатых годов снимали фильм «Юность Максима». И мы, школьники, увидев артистов, наряженных полицейскими, стали бросать в них камнями, чем сорвали съемки фильма. У меня даже есть рассказ об этом.

Любимым местом прогулок одесситов был Приморский бульвар, называвшийся до войны бульваром Фельдмана. А до революции это был Николаевский бульвар. Но так он звался не в честь императора Николая, а в честь великого князя Николая Николаевича. Любимым был для меня Археологический музей с его уникальными египетскими мумиями, которые я мог часами рассматривать. Такими экспонатами могли похвастать только Петербург и Одесса.

Дерибасовская была и тогда главной улицей города. А Троицкая — главной похоронной дорогой, по ней спускались похоронные процессии с улиц, расположенных выше: Торговой, Дворянской, Нежинской до Канатной улицы, и в сторону Второго еврейского и Второго христианского кладбищ.

Я хорошо это помню, потому что все похоронные процессии проходили мимо нашего дома. Звучала музыка. С тех пор розы для меня — цветы смерти.

Между тем на Преображенской, между Успенской и улицей Новосельского, находилась в те годы гарнизонная баня Исаковича, куда регулярно водили мыться солдат. И часто две группы люди встречались: вниз идет похоронная процессия, люди причитают. А навстречу, с противоположной стороны, маршируют военные, что-то запевая.

Хорошо запомнил старый Преображенский собор, взорванный в тридцать шестом году. На моих глазах взрывали Покровскую церковь, стоявшую на месте гимназии №1 на Александровском проспекте, совсем близко от нашего дома.

Я учился в девяносто второй школе, которая находилась на углу Александровского проспекта и Успенской улицы. Но читать я научился рано, еще до школы, лет в шесть, а в девять уже писал стихи. Что слышал, о том и писал. В 1936 году я написал:

Дорогой товарищ Сталин, за рабочих вы стояли.

Вы буржуев не боялись и рабочим счастье дали.

А в десять лет я написал стихотворение о советской Конституции:

Товарищ Сталин, великий закон

На радость людям создал ваш гений.

За это вам земной поклон

И наших, и грядущих поколений.

В одиннадцать лет под влиянием романа «Человек-невидимка» Герберта Уэллса я написал фантастический рассказ на сорок страниц. Тогда же я записался в кружок начинающих авторов во Дворце пионеров. В те годы я уже интересовался историей, много читал и уже тогда хотел стать писателем.

Но я не был домашним мальчиком, мы много времени проводили, играя во дворе. Самой распространенной обувью во времена моего детства и у мальчиков, и у девочек были сандалии, из одежды — безрукавки, морские шапочки, тюбетейки.

Наш дом был трехэтажным с высоким чердаком. У мальчишек нашего двора была такая опасная затея: выбраться из чердачного окна на крышу, встать у трубы и соревноваться между собой, кто раньше увидит Константинополь, мы никогда не говорили «Стамбул», только «Константинополь». Ждали, затаив дыхание. Неожиданно кто-то кричал: «Вижу! Вижу!». Безуспешность попыток других ребят увидеть далекую Турцию такие «счастливчики» объясняли дымкой, внезапно затянувшей горизонт. Конечно, ничего никто не мог увидеть, но как было захватывающе интересно!

Особый интерес для нас представляла Чумка, Чумная гора. Во времена моего детства это место было окутано легендами. Одесские мальчишки, я в том числе, ходили на Чумную гору в надежде найти там сокровища. Конечно, ничего, кроме обычных стеклышек, мы там не находили. Как-то я даже упал в яму, чудом ничего себе не сломав.

Впрочем, однажды, в одиннадцать лет, я все же серьезно разбил себе череп, съезжая по перилам с третьего этажа, была такая опасная шалость у моих сверстников. Спас меня тогда доктор Ланда, который был главврачом Слободской больницы.

А еще мы, мальчишки, искали… врагов. Для нас в этом деле была своя романтика. В те годы распускались слухи о шпионах, диверсантах — это же были тридцатые годы, всех призывали к бдительности. Помню, в нашем дворе жил человек, член партии с 1924 года, который, все об этом знали, писал доносы. Так, по его доносу однажды пришли за дворовым сапожником Котлерманом.

В те годы неподалеку от нашего двора жил Юдка по прозвищу «ненормальный», который невнятно изъяснялся, мычал. Он все время просиживал в парикмахерской на Тираспольской площади, где было много народу, велись всякие разговоры. Помню, в этой парикмахерской были необыкновенной красоты цветные витражи. А потом, прямо перед войной, Юдку вдруг арестовали. Был ли он действительно «враг», мог ли собирать какие-то сведения, или органы задержали больного человека, так и осталось неясным. Наш двор был отражением жизни в стране.

Первый поход в кино... Мне было семь лет. Отец отвел меня в кинотеатр имени Котовского. Первый фильм, который я посмотрел, был легендарный «Чапаев». Примерно в это же время я стал ходить в библиотеку. В библиотеку в Доме железнодорожников на Троицкой детей не пускали, но я был рослый, очень любознательный, производил впечатление серьезного мальчика, и для меня делали исключение. И разумеется, я ходил в детскую библиотеку имени Крупской на углу Троицкой и Преображенской. У меня там было даже свое постоянное место возле большого фикуса и рояля, оттуда через окно хорошо просматривались черепичные одесские крыши.

Прошли десятилетия, прошла почти жизнь. А я все курсирую между Нью-Йорком и Одессой, чтобы еще и еще раз увидеть старые одесские дома, пройти по одесской брусчатке, вдохнуть запах акаций и заглянуть во двор своего детства…

 Источник: http://od-news.com/index.php?option=com_content&task=view&id=22873&Itemid=

 

Захоронения русских воинов двухвековой давности продолжают находить

На прошлой неделе специалисты ГУП «Ритуал» и поисковики историко-патриотического объединения «Багратион» обнаружили в Москве останки подполковника Ивана Ругула — участника Оте чественной войны 1812 года. Древняя могила на Ваганьковском кладбище стала 106-й по счету из выявленных в столице захоронений русских солдат, павших в боях с армией Наполеона. По словам археологов и историков, останки воинов находят в основном на территории монастырей — Донского, Новодевичьего. 31 могила была найдена на территории московских кладбищ.

 — 106 захоронений — это статистика за все время поисков, — рассказал «Вечерке» гендиректор ГУП «Ритуал» Александр Егоров. — За последние же 2 года было найдено 3 могилы. Естественно, мы их не раскапываем. Их подлинность, а также личности погребенных мы выявляем, основываясь на архивных записях, где указаны имя, фамилия, воинское звание и причина смерти.

 В ближайшее время на Введенском кладбище начнутся работы по установке памятного обелиска на братской могиле 96 русских солдат и офицеров, чьи останки были найдены в прошлом году во время строительства на Кутузовском проспекте. Пока что там стоит небольшой обелиск, но его вскоре сменит большой монумент, который почти полностью повторяет известный памятник на Бородинском поле.

 Тогда же, в прошлом году, поисковикам удалось обнаружить останки представителя знатной военной династии — генерал-лейтенанта Евгения Егоровича Мандерштерна.

 16-летний прапорщик был тяжело ранен в Бородинском сражении, что не помешало ему сделать карьеру в армии после войны. Умер он только в 1866 году, но его могилу долго не могли найти.

 Источник: http://www.vmdaily.ru/article/128041.html

 

У Кудрина нашли латышские корни

До сих пор бывший вице- премьер и министр финансов России лишь мельком упоминал о том, что с Латвией у него "много связано". И лишь недавно дотошным журналистам удалось выяснить, какую же тайну скрывает Алексей Кудрин.

 Проживающие и ныне в Латвии родственники экс-министра рассказали наконец, что детство Кудрина прошло здесь, на родине его матери Зинты Миллере, чью девичью фамилию он так тщательно скрывает от общественности. В тайне держатся и визиты Кудрина в Добеле, где он регулярно посещает могилу бабушки, а также поездки в Россию его латвийских родственников.

Объяснение этому весьма простое: в 1941 году его бабушка Олга Миллере с мужем-айзсаргом и двумя маленькими детьми были репрессированы и вывезены в Сибирь. Будущей матери министра тогда было всего три года. Разумеется, российский политик счел, что деда-айзсарга лучше не афишировать. А семья в 1950 году вернулась в Латвию. Бабушка – бывшая учительница – найти работу в школе не смогла. А ее дочь стала бухгалтером, а затем вышла замуж за старшину советской армии Леонида Кудрина, пишет nasha.lv.

Тетя Кудрина Анита Витолиня искренне считает, что ее племянник Алексей сумел достичь таких жизненных высот благодаря тому, что провел детство в обществе бабушки Олги Миллере – мудрого, интеллигентного и доброжелательного человека. Хотя, конечно, помог и случай – следующим местом службы отца стал Санкт-Петербург (тогда – Ленинград), там семья и осела, и там Алексей и познакомился с Путиным, что определило его дальнейшую судьбу.

Но, несмотря на засекреченность воспоминаний о детстве и родных, Кудрин никогда о них не забывает, особенно чтя память некогда репрессированной бабушки.

 Источник: http://www.novonews.lv/index.php?mode=news&id=123320

 

Фамильный лохотрон

Дурят простого обывателя все, кому не лень. И в реальной жизни, и в виртуальной. В последней в большей степени, потому что сложно отследить мошенника в Интернете.

Как доят доверчивых

Если сайт, выбивающий деньги из лохов находится на зарубежном сервере, и там же зарегистрирован домен, отследить мошенника особенно трудно. Немалую роль в размножении лохотронов в сети играет возможность лёгкого получения в аренду короткого номера для сбора денег посредством отправки смс. Большинство сервисов, предоставляющих эти номера, даже не требуют для оформления договора обслуживания никаких документов. Достаточно у них на сайте указать любые данные и всё, можно доить доверчивых абонентов сотовой связи. А Интернет-дояры бывают разные. Кто-то действительно предоставляет полезные и качественные услуги, а кто-то откровенно дурит пользователей всемирной паутины, заманивая их громкими заголовками и «шокирующими» текстами. В качестве примера такого лохотрона хочу привести один из тысяч сайтов по предоставлению якобы рассекреченной информации из ФЕДЕРАЛЬНОЙ БАЗЫ ФАМИЛИЙ (!). Причём найти такой ресурс не составит труда. Почти на всех сайтах есть рекламные баннеры, призывающие посмотреть досье на любого человека. Достаточно только перейти по ссылке, указанной в таком объявлении, и можно запросто лишиться некоторой суммы денег.

Досье с потолка

Итак. Кликаю по баннеру с кричащим заголовком: «ШОК! Личные данные всех граждан РФ оказались в свободном доступе в Интернете!» и попадаю на страничку с названием «Национальный архив фамилий». В правом верхнем углу красуется российский герб и надпись: «Победитель конкурса «Лучший Проект России». Все элементы указанной веб-страницы уместились на одном экране, но вертикальная полоса прокрутки говорила о том, что до окончания странички ещё экрана два-три. Прокручиваю. Дальше ничего нет, только чёрный фон. И лишь в самом низу страницы мелким шрифтом, почти сливающимся с цветом фона (тёмно-синий текст на чёрном), указаны условия использозования сервиса. Из них я узнал, что одно смс стоит около 300 рублей. Естественно, я не собирался отправлять смс, вводить свою реальную фамилию, тоже. В качестве эксперимента ввёл набор символов: «ывапжваполржэ», справедливо полагая, что такая фамилия не существует, и сайт уведомит меня об ошибке. Однако сайт никак не отреагировал на эту чепуху и предложил ввести имя и отчество. Я ввёл те же самые символы. Оказывается, в России существовал или существует человек с ФИО «ывапжваполржэ ывапжваполржэ ывапжваполржэ»! Далее мне было предложено ввести дату рождения. Ввожу: 1 января 1001 года. Затем мне предложили ввести город. Набираю всё те же символы, зная точно, что такого города и в помине нет, и отправляю данные на обработку, всё еще продолжая надеяться, что после этого сайт уведомит меня о некорректных данных. Каково же было моё удивление, когда сервис выдал информацию о том, что у гражданина ывапжваполржэ ывапжваполржэ ывапжваполржэ, 1. 01. 1001 года рождения, имеются дворянские корни, что найдены письма и родственники, имеются сведения о его работе, номере мобильного телефона и задолженности... по кредитам. Любопытство меня подмывало, но прочитав, что нужно отправить не одну, а три смс стоимостью 300 рублей каждая, я не стал его удовлетворять.

Семь раз отмерь

Таких сервисов, как этот, в сети много, и необязательно они используют описанную в этой статье схему. Поэтому, чтобы не попасть впросак и не лишиться приличной суммы денег, используйте эти простые советы:

∙ Если сайт требует оплату по смс, условия предоставления услуг должны быть описаны чётко, без двусмысленных толкований и маскировки в глубине сайта. Обязательно должна быть указана контактная информация.

∙ Воспользуйтесь сервисом SmsCost (http://smscost.ru) для выяснения реальной стоимости смс на указанный короткий номер. Очень часто мошенники указывают заниженную цену, а реальную прячут так, что неподготовленному пользователю найти её практически невозможно. Основной признак подвоха – символ звёздочки над ценой.

∙ И, наконец, думайте, прежде чем совершить какое-либо действие.

Любознательность – очень хорошее качество, но иногда, особенно совместно с излишней доверчивостью, она может нанести серьёзный урон вашему кошельку. Будьте бдительны и не попадайтесь на уловки мошенников! Тем более, что благодаря нашему, далёкому от совершенства законодательству, поймать их практически невозможно.

Кстати

Практикуется ещё один способ отъёма денег. Сайт вместо отправки смс просит вас ввести номер своего мобильного совершенно бесплатно. На этот номер приходит смс, на которое нужно ответить. Вот тут-то  и кроется подвох. Ответив на полученное сообщение, вы становитесь подписчиком на предоставляемые сайтом услуги и с вашего счёта еженедельно будет списываться определённая сумма до тех пор, пока вы от подписки не откажетесь. Информация о том, как это сделать, на сайтах есть, но она замаскирована так, что её очень сложно увидеть. А пока вы разберётесь, что к чему, успеете выложить не одну тысячу рублей.

 Источник: http://www.kr74.ru/articles/10/971/1.html

 

Современным детям не нравятся их имена

В современном мире прогресс идет в самых различных направлениях. После сексуальной революции наступила революция семейных отношений, сейчас надвигается революция имен - так считают многие ученые во всем мире.

Ни для кого не является секретом, что современные регистрационные службы любой страны предоставляют своим гражданам возможность смены имени, фамилии, отчества по желанию самого гражданина. В последние десять лет во всем мире наблюдается неуклонный рост желающих сменить имя на новое и полностью отказаться от имени, которое им дали их родители. Современные имена мужские и женские кажутся подрастающему поколению куда более интересными, нежели то, что им дали его родители. Особенно угрожающая тенденция складывается в Великобритании, где количество желающих сменить свое имя по сравнению с началом двадцать первого века увеличилось в пятнадцать лет. В данной стране особенно уделяется внимание именам кумиров, таких как Майкл Джексон или Стив Джобс, имя которого взяли себе уже многие жители мира.

Статистика смены имен среди населения развитых и развивающихся стран показывает, что еще в начале двадцатого века было около пяти тысяч заявок на смену имени, а уже за неполный 2011 год их количество приблизилось к шестидесяти тысячам. Если в начале двадцать первого века менялись лишь глупые имена, которые сопровождались насмешками и шутками в обществе, то уже сегодня это делается для выигрыша на каком-либо конкурсе или в результате неудачного спора.

 Источник: http://megaobzor.com/sovremennym-detyam-ne-nravyatsya-ih-imena.htm

 

Герои не нашего времени

В Ливии повстанцы выставили в мечети труп полковника КАДДАФИ. Толпы народа сбегались поглазеть на павшее величие. А в Москве по вторникам, четвергам и субботам (и еще в среду) с 10.00 до 13.00 очередь любопытных извивается от Александровского сада к мавзолею — посмотреть на мертвого Ленина.

Бррр… и чего смотреть на мертвое тело? Какой бы он ни был — в этом есть что-то мелкое и отвратительное. Какое-то неуважение к смерти.

О символах и знаках

Всем известно, что памятники, символы, названия городов и кораблей — не просто истуканы, раскрашенные значки и набор букв. Это знаки, которыми общество оформляет свои чувства, надежды и стремления. Коды устремлений народа, влияющие на его будущее. «Как вы судно назовете, так оно и поплывет». «Победа» или «Беда»? Всего-то две буквы разница, а между ними — пропасть судьбы.

Помню, моя питерская тетушка, блокадница, с маленьким сыном пережившая всю блокаду от начала и до конца, говорила, что «блокады Санкт-Петербурга не могло быть». В городе Святого Петра не могло произойти ни революции, ни блокады. Революция случилась в «Камень-городе» (в 1914 г. Санкт-Петербург был переименован в Петроград — «Петр» по-древнегречески — камень), блокада — в городе ЛЕНИНА. СССР был образован 22 декабря — в дни древнеримских сатурналий, когда мировой порядок временно переворачивался и на земле воцарялась власть Сатурна — бога подземного мира и смерти. И в гербе Союза солнце находилось под земным шаром («солнце полуночи»), а над землей сияла красная пятиконечная звезда — «звезда Люцифера» по представлениям мистической геральдики. Неудивительно, что судьба нашей страны была соответствующей.

В современной России с памятниками, символами и названиями полная неразбериха. В Москве удивляются, когда узнают, что у Саратова есть город-спутник Энгельс. «Да ну?! Может, у вас еще и Маркс есть?» — и удивляются еще больше, узнав, что Маркс — есть. Площадь Революции — главную площадь города — переименовали обратно в Театральную, но Ленина на ней оставили и не придумали ничего лучше, чем соорудить трибуну, с которой руководство губернии участвует в массовых мероприятиях, прямо напротив него. Ильич стоит и тычет пальцем в эту трибуну, а ведь еще из советских анекдотов известно, что он показывает — «Вот они, воры!» Перед вокзалом Дзержинский взгромоздился на постамент от памятника Александру II, а Столыпин, повернувшись задом к областной думе, меряется взглядами с первым русским революционером Радищевым. В других местах не лучше — царский орел и триколор соседствуют с советской мелодией гимна. На монетах вместо государственного герба — лишенный корон и державы орел временного правительства, Санкт-Петербург находится в Ленинградской области, а Екатеринбург — в Свердловской. Памятник Дзержинскому у Лубянки сняли, поставили у Исторического музея памятник Жукову, а под Москвой — Николаю II, который дважды взрывали. И жуткий в своей мистике памятник Петру Первому с посмертной маской вместо лица в Петропавловской крепости.

Московская улица в Саратове соседствует с проспектом Кирова, но памятник Кирову, за спиной которого мы собирались в клубе «Марксист» в 1987 году, стоит почему-то на улице Рахова. А одна из красивых улиц в центре все еще называется именем двух итальянских уголовников, казненных на электрическом стуле в США, — Сакко и Ванцетти. Кто они Саратову? Зачем они нам? Неизвестно.

Странное смешение. Чудное. Да, отражающее современное раздерганное состояние общественного мнения. И — положение страны на распутье. Но вряд ли такой эклектизм безобиден, и едва ли он продлится долго.

Мавзолейное

Существует поверье, что у России великое будущее, но не будет нам покоя, пока неупокоенный дух Ленина не обретет вечного пристанища. Хорошо ли — смотреть на вождя великой революции, как на мумию в музее? Хорошо ли — лишать покойника могилы? Мы что, как эти бешеные исламисты в Ливии? Но помимо человеческого у этой проблемы есть символическое измерение.

СССР был мистической структурой, построенной вокруг мертвого тела вождя. Ленин лежал в мавзолее, построенном по образцу вавилонских ступенчатых башен-зиккуратов и пирамид ацтеков, над его головой топтались вожди, принимавшие парады и демонстрации трудящихся. 1 мая все это обретало особенно странный вид. 30 апреля — Вальпургиева ночь, когда ведьмы собираются на Лысой горе для поклонения Люциферу. Мавзолей = пирамида = искусственная гора (лысая). А если вспомнить что на вершинах ацтекских пирамид совершались массовые человеческие жертвоприношения, то символизм становился совсем страшным. Особенно в некоторые годы (в 1937-м массовые репрессии начались в мае). Толпы «детей и внуков Ильича» шли мимо пирамиды, в которой лежало непохороненное тело, неся лозунги «Ленин — жив!», а с вершин кремлевских башен им сияли красные звезды Люцифера. Сюрреализм отдыхает.

Сейчас никто об этом не помнит и не задумывается. Для людей Ленин — просто один из символов ушедшей эпохи, где они были моложе, солнце — ярче, девушки — красивее, образование — бесплатное, страна — великая. Неудивительно, что КПРФ грудью встала на защиту мавзолея. «Руки прочь от Ленина!» В Саратовской области переименованию Энгельса и Маркса, которые к этим населенным пунктам не имели никакого отношения, тоже воспротивились простые жители, отказавшиеся поддержать возвращение к старым «Покровску» и «Екатериненштадту». И их мнение надо уважать. Но незнание закона не освобождает от ответственности, и за все придется платить (или расплачиваться). Не зря лидеры современной России перестали принимать парады, стоя на мавзолее. Нехорошо это — топтаться по трупам. И с человеческой, и с символической точек зрения.

Время от времени споры «Вынесем Ленина из мавзолея!» раскалывают наше общество. Одни за — другие против. Но я ни разу не слышал самого простого предложения, которое, возможно, примирит крайние точки зрения. Почему бы просто не превратить мавзолей в могилу? Замуровать входы и выходы из него, прекратить кощунственные экскурсии и глазение на мертвое тело и оставить в виде склепа? Под Кремлевской стеной давно уже кладбище. Мавзолей давно уже памятник истории. Так, может быть, оставить все как есть, закрыв навсегда доступ, похоронив Ленина в мавзолее, и пусть он там лежит, как фараон в пирамиде, похороненный как положено?

Новые памятники Саратова

Отдельный разговор — новые памятники новой России. В Саратове за последние 20 лет установлены:

памятник влюбленным на набережной — постмодернистская композиция в стиле «унисекс», изображающая целующиеся профили. Обвешанная выцветшими тряпками, она особенно выразительно подчеркивает бредовость современных отношений полов;

памятник «Сердце губернии» — еще более постмодернистское сооружение, похожее на инфаркт миокарда за решеткой дома правительства;

памятник Петру Столыпину в духе парадного соцреализма, только вместо радостных рабочих и колхозниц у подножия поп, пахарь и прочие старорежимные символы;

бюст первому секретарю обкома Алексею Шибаеву — выразительный образ партийного проконсула брежневской поры.

Все новые творения украсили город во времена Дмитрия Аяцкова и в общем отражают его эпоху или его вкусы (Шибаев и Столыпин — это его исторические герои, на которых он хотел бы быть похожим — или на самом деле похож). При Павле Ипатове величавых памятников не ставят, что тоже символично — в «деревне Гадюкино» не до монументальной пропаганды, она могла быть только в «столице Поволжья». Памятник святым Кириллу и Мефодию у СГУ — это больше заслуга РПЦ и университета. Зато при Ипатове частные фирмы поставили на проспекте Кирова памятник холостому парню или «золотым огням на улицах Саратова» — чугунного паренька под фонарем, недалеко — памятник саратовской гармошке, а на набережной — какую-то непонятную композицию парня и девушки на допотопной школьной парте, какие были в ходу при позднем Сталине. Что она означает — непонятно.

Вряд ли, когда ставили эти творения, кто-то думал о каком-то общем плане украшения города, но получилось вполне показательно: «какие времена — такие и песТни». Точнее, памятники. Сердце губернии, погибающее от ожирения за решеткой власти; бесполый поцелуй на набережной; герои не нашего времени. А самые красивые, монументальные и выразительные памятники — в граните и мраморе на кладбищах. Бандитам, павшим в разборках. Зайдите на любое — они бросаются в глаза. По-моему, новые памятники Саратова ярко отражают наше время.

Когда сменятся возглавья

Памятники, гербы, названия. Символический код, выражающий надежды страны и ее устремления. Судя по набору символов последних двадцати лет, мы сейчас находимся между будущим и прошлым. Пытаемся сесть на два стула сразу. Идем вперед, пятясь назад. Думаю, это ненадолго.

Постсоветская Россия все еще не поняла, к чему она стремится. Не решила, чего она хочет. Не определилась с целями и стратегией. Поэтому у нас и памятники разношерстные и разнонаправленные по смыслу, и у правящей партии — по словам Евгения Примакова — «нет идеологии». Такое состояние неустойчивое. На рынке тоже бывает, что цена скачет между спадом и подъемом, не зная, какое направление выбрать. Но потом побеждают «быки» или «медведи», устанавливается устойчивый тренд и подчиняет себе всех. Так и с символами. Как только страна выйдет на долгосрочную линию развития, закончится и нынешнее «межеумочное» положение с памятниками и знаками.

«Такое уже было в истории. Что менялось?

 Знаки и возглавья? Тот же ураган на всех путях.

 В комиссарах — дурь самодержавья.

 Взрывы революции — в царях».

Максимилиан ВОЛОШИН

Может быть, именно завершение эпохи «ураганов и дури» и переход к нормальному развитию и привели к временному пренебрежению символами и смешению возглавий?

Источник: http://www.saratovnews.ru/newspaper/article/2011/10/26/geroi-ne-nashego-vremeni/

 

Геном альпийской мумии расшифрован

На прошедшей 20-22 октября научной конференции в южнотирольском городе Бользано (Италия) ученые подвели промежуточные итоги многолетних исследований наиболее сохранившейся древней мумии человека, которая была обнаружена немецкими туристами в Тирольских Альпах в 1991 году.

Возраст вмороженной в лед мумии мужчины, прозванной Этци - в честь тирольской долины Этцталь - составляет около 5000 лет. Ученые пришли к согласию в вопросах, касающихся смерти этого человека, сообщает европейское агентство научных новостей AlphaGalileo во вторник.

Алберт Зинк, глава Института исследования мумий Европейской академии в Бользано (EURAC), поведал журналистам, что смерть ледяного человека была насильственной. Судя по всему, он умер от стрелы или от сильного удара. Это произошло, когда он отдыхал в безопасном, как ему, наверное, казалось, месте. "Он чувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы передохнуть, и незадолго до того принял обильную пищу", - цитирует агентство.

Меню древнего человека было традиционным

Исследования содержимого желудка мумии показали, что это была жирная пища - мясо горного козла - которую человек принял за 20-120 минут до смерти. Этци закусывал салатом, а на десерт отведал фруктов: обнаружены следы зерновых культур, листьев и яблок. Яблоки сейчас являются традиционной южнотирольской плодовой культурой, деревенские жители делают их запасы на всю зиму. Умер он весной, а не осенью, как считали раньше, о чем свидетельствуют новые данные палинологии.

Что тирольский человек делал в Этцтале, на высоте 3200 метров - не понятно. Ученые опровергли теорию, что Этци был пастухом, установив, что в медно-каменный век, когда жил этот человек, отгонного животноводства в Тироле еще не было.

Зинк и его команда изучают ДНК, выделенную из фрагмента бедренной кости Этци. Уже удалось восстановить последовательность около 90 процентов ДНК ледяного человека - до 3 млрд нуклеотидных пар генома, сообщает Nature. Делается это для изучения артросклероза, которым болел Этци, и для установления его генеалогии.

Данные генетического анализа позволяют заключить, что у него были темные волосы и карие глаза. Его ДНК обладала мутациями, которые свойственны многим жителям южной Европы. Ученые собираются проверить, насколько близок Этци в генетическом плане современным и древним тирольцам. Для этого исследуются останки других жителей Центральной Европы. По одной из версий, предки Этци могли прийти в Тироль из Ближнего Востока или же являлись коренным населением.

Этци является наиболее изученной мумией в мире. Исследования ведутся главным образом столице Южного Тироля и в Мюнхене, Бавария (Германия).

 Источник: http://www.rg.ru/2011/10/26/genom-site.html

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное