← Октябрь 2011 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
15
|
16
|
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
30
|
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
08-05-2003
Адрес
автора: archive.fhpevfyjd-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Генеалогия для всех
рассылка Программы "Российские династии"
Изменение климата стало причиной мирового кризиса в 17-м веке Начало малого ледникового периода в 1550-1650 годах стало причиной ряда сельскохозяйственных, экономических и социальных проблем, которые в конечном итоге вызвали общеевропейский и мировой кризис 17-го столетия, сообщают авторы статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Согласно официальному определению НАСА, малый ледниковый период продлился, с короткими теплыми «перерывами», с 1550 по 1850 годы. По оценкам Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), в эти годы средняя температура во всем Северном полушарии снизилась менее чем на один градус, однако в отдельных регионах похолодание было достаточно сильным. Группа ученых под руководством Дэвида Чжана (David Zhang) из Гонконгского университета собрала в архивах данные по 14 экологическим, сельскохозяйственным, социально-экономическим и демографическим параметрам за 1500-1800 годы. Ученые проверили причинно-следственные связи между этими параметрами и колебаниями температуры и заключили, что первая треть малого ледникового периода могла стать одной из фундаментальных причин так называемого общего кризиса XVII века — череды войн, восстаний, экономической нестабильности и сокращения численности населения в Европе и в мире в целом. «Мы представили внутренний механизм причинно-следственных связей между изменением климата и кризисом человечества в масштабах континентов и полушарий. По нашему мнению, именно изменение климата в конечном счете было причиной кризисов в доиндустриальных обществах», — пишут авторы статьи. Оказалось, что такие параметры, как урожайность и обеспеченность продуктами питания на душу населения реагировали на колебания температуры практически мгновенно, тогда как в данных, например, о социальной нестабильности, войнах, миграции, эпидемиях и структуре населения влияние «климатического фактора» проявлялось с опозданием на 5-30 лет. В частности, исследователи установили, что в первую фазу малого ледникового периода в 1560-1660 годах сократились посевной период и площадь сельскохозяйственных угодий. Объем производства в сельском хозяйстве стагнировал или даже снижался, в то время как численность населения продолжала расти — это привело к снижению доступности продуктов питания, недоеданию и в конечном итоге сказалось на демографических параметрах населения. По подсчетам исследователей, описанная цепочка событий привела к тому, что средний рост европейца к концу XVI века снизился примерно на два сантиметра. Чжан и его коллеги в своей статье предлагают схему связи климата и социально-экономических процессов доиндустриальной эпохи, которую они построили по результатам анализа данных. Согласно этой схеме, колебания температуры «передаются» в первую очередь в сельское хозяйство и влияют на обеспеченность продуктами питания, которая, в свою очередь, через миграцию, голод и социальную напряженность оказывает влияние на демографические, экономические и политические процессы в обществе. Авторы считают, что их исследование имеет большое значение и для современной постиндустриальной цивилизации. «Любой природный или социальный фактор, который приводит к масштабному истощению ресурса, например, изменение климата, перенаселение, излишнее потребление или несправедливое его распределение, может стать причиной общего системного кризиса», — подчеркивается в статье. Ранее ученые связывали с экстремальными изменениями климата гибель цивилизаций прошлого или коренные изменения в устройстве общества. Кроме того, группа американских ученых под руководством Соломона Сяна (Solomon Hsiang) в августе 2011 года опубликовала в журнале Nature статью, в которой показала, что и в современном мире климатические процессы напрямую влияют на социальные конфликты и могут провоцировать вспышки насилия. Источник: http://news.mail.ru/society/6973777/?frommail=1 Крымский краевед ищет ключи к таинственным письменам Крымское краеведение имеет богатую историю и традиции, заложенные еще в XVIII веке, ведь, как уверяют специалисты, однажды начав изучать полуостров, остановиться уже невозможно, а количество материала поистине неисчерпаемо. И вообще, жить в Крыму, любить историю и не быть при этом краеведом даже как-то странно, считает Олег Дмитриевич, почитатель этого занятия со стажем, посвящающий все свободное время (а его теперь много, ведь полгода уже как пенсионер) изучению местных особенностей, загадок и изюминок. Чары истории Каждое утро в своем неприметном домике на западной окраине Симферополя Олег Дмитриевич, краевед-любитель (по профессии учитель истории, много лет отдавший одной из школ Бахчисарайского района) и кладезь всевозможной интересной информации, собранной им в многочисленных походах и поездках по Крыму, начинает с традиционного кофе, без которого, признается, не может жить уже треть века. "Учился очень хорошо, но более всего любил историю, — вспоминает он, наливая горячий напиток в потрескавшуюся старую чашку. — Особенно историю Крыма, ведь чего в ней только нет! Поступил с первого раза (а конкурс был сумасшедший!) в Киевский университет на факультет философии, уже на втором курсе выступил с докладом на Всесоюзной научной конференции в Москве и стал специальным корреспондентом газеты "Киевский комсомолец". Одаренный парень буквально на лету схватывал знания, и, казалось, жизнь расписана: интересная работа, хорошая научная карьера. Но случилась автокатастрофа, после которой Олег Дмитриевич почти утратил зрение. "Сколько потом средств и способов лечения перепробовали, не счесть, — продолжает мужчина, доставая из ящиков записные книжки, блокноты и готовясь показывать свои "краеведческие сокровища". — Я и за границу ездил лечиться, к счастью, довольно успешно. До сих пор еще могу сносно читать, даже без очков". Но долгие годы вынужденного существования "во тьме" сыграли свою роль: с высокой наукой пришлось попрощаться, хорошо хоть в сельской школе место для него нашлось. Зато ничто не могло ограничить тягу к познанию своей родной земли. Чары истории оказались сильнее физической немощи. Любимый конек У каждого краеведа есть свой конек, уверяет наш герой. Главной темой его краеведческих интересов стал поиск ключей к тайнам прошлого — расшифровка древнейших надписей, кое-где еще сохранившихся в горах и музеях полуострова, а порой просто укрытых на частных подворьях, особенно в глухих селах. "Наши люди так воспитаны, наверное, — рассказывает Олег Дмитриевич, показывая фотографии одной из своих любительских экспедиций за крымскими артефактами. — Ежели чего интересное найдут, то обязательно тащат в дом. Даже если это стокилограммовый камень с непонятным полустершимся узором. Если бы вы знали, сколько уникальных экспонатов хранится сегодня в "частных коллекциях" в сараях да подвалах". Каждая такая находка — настоящий подарок для исследователя. Пусть даже придется работать с предметом на условиях анонимности. "К примеру, видел у бабки одной в Соколином часть стелы, — говорит, оживляясь, краевед. — Возраст — две тысячи лет, не меньше, как попала к ней в сарай — неизвестно, хранит как оберег. По виду объект — энциклопедия неизвестной письменности, похожая на знаменитую "сарматскую азбуку", исчезнувшую лет двадцать назад в закромах Керченского музея-заповедника. Срисовал несколько знаков, отправил ученым в Киев и Россию (думал, что таврские, и рассчитывал на сенсацию), но вот уже пять лет прошло, и пока есть только версии, довольно смелые, об их индоарийском происхождении". Впрочем, любая загадочность в данном случае только на руку, потому что стимулирует двигаться дальше, захватывая на пути изучения предмета "смежные области". Кстати, чтобы даже приблизительно расшифровать хотя бы один знак на камне, нужно "уверенно стоять на стыке истории, лингвистики, пиктографии и геральдики", уверяет краевед. А кроме того, уметь обобщать информацию, разбросанную от Эрмитажа до Керчи. "И применять принцип бритвы Оккама, — улыбается он, показывая рисунки очередных закорючек, посредством которых можно узнать прошлое. — То есть не множить сущее без необходимости". Дело в том, что Олегу Дмитриевичу приходилось сталкиваться с современными "охотниками за сенсациями", использующими в своих целях и старинные надписи, якобы скрывающие указания о том, где хранятся, например, несметные сокровища предков. "В прошлом году приезжали ко мне журналисты из Подмосковья с кинокамерами, горным оборудованием и магнитометрами всякими, — говорит краевед и раскрывает специальную карту, сплошь исчерканную особыми пометками. — Хотели, чтобы я им показал место, где в 1925 году ученые нашли скалу с загадочными знаками, ведущими чуть ли не в тайник атлантов. Причем, информация у них действительно правильная была и редкая: мало кто знает о найденных близ деревни Абузлар под Симферополем трех десятках загадочных символов. Однако той скалы уже полвека нет (исчезла под Симферопольским водохранилищем), и тайна ее, похоже, навсегда останется нераскрытой". Судьба Таврического очевидца Именно Таврическим очевидцем называли друзья Шарля Жильбера Ромма, французского путешественника и энциклопедиста XVIII века. Ведь он побывал в тогда еще таинственном для Европы Крыму и едва ли не первым из европейцев составил многогранное описание полуострова (в том числе подробно указав древние памятники, которые в наши дни оказались разрушены). При этом ученый-путешественник твердо рассчитывал на дальнейший труд по составлению энциклопедии Тавриды, благо одобрение императрицы Екатерины II было на это получено. Однако Шарля Ромма внезапно увлекла политика, вернее, события Великой французской революции. Вернувшись на родину, энциклопедист стал членом Якобинского клуба и принял активное участие в борьбе с представителями старого режима. Правда, вскоре он на собственном опыте узнал, как революция "пожирает своих детей": в результате очередного правительственного переворота Ромм и пятеро его товарищей были арестованы. Не надеясь на пощаду, они дали клятву не сдаваться живыми палачам и достали через сторожей тюрьмы кинжалы. И, когда был зачитан смертный приговор, Шарль Ромм пронзил свое сердце. Источник: http://www.sobytiya.com.ua/public/11/14933 По образу и подобию «Огромное вам спасибо за кропотливую просветительскую деятельность! Я провела собственные изыскания о происхождении фамилий Сурта, Пырх, Рудницкий, но сомневаюсь. Сурт — языческий идол кривичей, змея. Рудницкий — характеризует цвет — рудый, рыжий или профессию, связанную с добычей руды, Пырх — нечто птичье, летающее. Так ли это?» Л.Рудницкая, Речица. Отвечает ведущая рубрики доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА: — Фамилия Сурт образована путем сокращения тюркского личного имени Суртек (Сюртек), которое восходит к тюркскому слову «сура» и согласно Н.А.Баскакову у всех тюркских народов означает «сын богатыря, княжеский отрок; дружинник». От этого слова образована русская фамилия Суртин (с суффиксом —ин). Рудницкий — уроженец или владелец населенного пункта, в названии которого есть основа Рудн–: Рудня, Рудница. На территории Беларуси таких названий множество, особенно в Гомельской и Могилевской областях. Пырх — прозвание человека по действию белорусского глагола «пырхаць» («бегать быстренько, словно летать на крыльях»). Отсюда Пырх — «человек подвижный, энергичный». В некоторых местностях Пырхом называют человека беззаботного, беспроблемного. «Моя фамилия Дембицкий по отцу и Картовицкий по матери. Также меня интересует происхождение фамилии Савицкий». Василий Дембицкий. — Дембицкий — уроженец или владелец деревни Дембина от польского слова «дэмбiна» («дубовый лес»). Картовицкий — уроженец или владелец деревни Картавые (Миорский район Витебской области) или Картавёнки (Россонский район Витебской области). Основу этих названий составляет прозвание или фамилия Картавый («человек, неправильно, нечисто произносящий звуки»). Картавый и по–белорусски, и по–русски в первом слоге пишется через «а». Савицкий — уроженец или владелец населенного пункта, название которого имеет основу Сав–. На территории Беларуси их несколько: Савицкие (деревня и хутор в Шарковщинском и Глубокском районах Витебской области), Савичи (деревни в Браславском и Поставском районах Витебской области, в Дятловском и Зельвенском районах Гродненской области, в Копыльском и Воложинском районах Минской области), Савищино (деревня в Оршанском районе Витебской области). Основу для этих названий составляет личное имя Савва (усеченная форма личного имени Савватий, в переводе с греческого — «субботний, рожденный в субботу»). Исходной основой некоторых названий могло послужить и личное имя Савик — уменьшительная форма имени Савва. «Пожалуйста, помогите узнать происхождение фамилий Бакштаев (мой отец), Неговская (мать)». Алла Бакштаева, г. Мосты. — Бакштаев — потомок человека по прозванию Бакшта — «человек высокого роста», от слова «бакшта» — «башня» (Словарь И.Носовича). Слово это заимствовано из литовского языка, где в период фольварочного хозяйства бакштами назывались высотные панские водонапорные вежи. Не исключено также, что белорусская фамилия Бакштаев является результатом освоения литовской фамилии Бакштас. В основе фамилии Неговский личное имя Нега, которое является сокращенным вариантом сложного древнего славянского имени Негослав («славящий негу») или Милонег («милый, нежный»). Образование фамилии происходило в два приема: Нега+суффикс —ов — Негов+суффикс —ск — Неговский. «Моя девичья фамилия Чирко, на белорусском — Чырка. Возможна ли связь с болотной птичкой?» Д.Кичкина. — Чирко, Чирков, Чирок — все это фамилии, которые восходят к названию небольшой водяной птички чирок (разновидность дикой утки). В русском и украинском языках она называется чирка. Человеку дано прозвание Чирок или Чирк (а,о) за какие–то сходства с внешностью, криком или повадками этой птички. Дорогие читатели! Наплыв писем в рубрику огромный — прошу вас набраться терпения в ожидании разъяснений. До встречи! Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА Источник: http://www.sb.by/post/121941/ Искатель отеческих гробов Подполковник полиции Сергей Баев вернул нижегородцам тысячу забытых имен У заместителя начальника отдела участковых уполномоченных Ленинского района Сергея Баева — необычное хобби. Некрополистом (так называют людей, изучающих кладбища) движет «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Цель 42-летнего Баева, который скромно именует себя историком-краеведом — вернуть нижегородцам имена забытых земляков, некогда сделавших для нашего края нечто полезное или значительное. На сегодня Сергей разыскал могилы тысячи известных артистов, ученых, военных, спортсменов и разместил информацию о них на своем сайте «Нижегородский некрополь». «Табу одно - бандиты» - Сергей, откуда растут ноги у столь необычного хобби? - Я с детства любил историю. Закончил истфак педагогического института. Но по специальности работать не пришлось. Устроился в милицию участковым, потом закончил заочную юридическую академию МВД. Последние семь лет — заместитель начальника отдела участковых уполномоченных Ленинского района. Года два назад узнал через Интернет про московских краеведов-некрополистов, которые ищут могилы известных людей. Заинтересовался. Решил возделать нижегородское «поле». У нашего города — интереснейшая история. А сколько неординарных личностей! И вот однажды взял фотоаппарат и поехал на Бугровское кладбище. Сделал тридцать фото могил известных людей: народных артистов, Героев Советского Союза, академиков... Создал свой сайт «Нижегородский некрополь» (niznov-nekropol.ucoz.ru). Помогли жена и дочь,они программисты. - У каждого некрополиста своя специализация. А у вас какая? - Действительно, у московских коллег четкое разделение по тематикам. Одни ищут захоронения космонавтов, вторые - артистов, третьи - Героев Советского Союза. И мне предлагали взять какую-то тему — например, «Космос России», «Врачи России». Говорили: «Ну, наберешь ты человек сто по Нижнему — а дальше что?» А у меня уже сейчас к тысяче подходит. И я вижу, что работы непочатый край. Предстоит вернуть нижегородцам как минимум 10 тысяч имен людей, которые не были широко известны, но много сделали для нашего города. Например, недавно я случайно сфотографировал на Бугровском могилу Иосифа Михайловича Коданева. Не зная, кто это такой. А поискал в Интернете и выяснил, что это был проректор сельхозакадемии, профессор. - Известные личности со знаком минус тоже интересуют? - Если речь о бандитах, то это для меня табу. Трепетное отношение к памяти криминальных элементов противоречило бы моей профессии. «Обидно за Гаугеля» - Сергей, вы ходите по кладбищам с определенным списком или наудачу? - Возможно, вы удивитесь, но большую часть времени некрополист проводит за компьютером и в читальном зале. На кладбища я езжу 1-2 раза в месяц. Работаю так. Если вижу, что на памятнике написано «профессор» - фотографирую. А потом пытаюсь найти о нем информацию. Чаще всего это очень скудные сведения: известны лишь годы жизни человека и то, что он был, например, заслуженным учителем или строителем. За неимением большего выкладываю на сайт в таком виде. Потом, если приходят письма от родственников покойного, вношу исправления, уточнения. - Кстати, со стороны родственников покойных бывали претензии? - В основном, родственники только помогают. С их помощью я подготовил около 40 страниц. Например, был у нас такой писатель и журналист Владимир Жильцов, который скончался в прошлом году. Человек интересной судьбы, был репрессирован. После того, как я опубликовал на сайте фото его могилы, мне написала его дочь Анна и прислала множество интересных снимков. Профессор Сенюткина подготовила материал про своего мужа Сергея Борисовича Сенюткина. Но, не скрою, бывали и претензии. Однажды в поле моего зрения попала свежая — двухнедельной давности - могила известного человека. Я сфотографировал ее и выложил на сайт. Но, видимо, боль утраты у родственников была еще очень острой, и они попросили меня убрать фото. И несмотря на то, что посетители сайта поддержали мою позицию, я выполнил пожелание родных покойного. Мы договорились, что когда они установят памятник, я пересниму могилу и размещу фото. - Что вы делаете, если о человеке совсем нет информации? - Вот это проблема. У меня накопилось около двух тысяч фотографий — артистов, журналистов, писателей, о которых я пока не могу найти никаких сведений. Но думаю, что рано или поздно я что-то о них узнаю. Понимаете, тут еще многое упирается в нехватку времени. Например, меня приглашают поискать нужную информацию в архиве. Но я заканчиваю работу в 6-7 вечера, а в это время архивы уже закрыты. - Самые интересные могилы, которые вы нашли? - Одна из них — могила генерала Зимина, именем которого названа улица в Канавинском районе. Константин Зимин был одним из первых комсомольцев Канавина, участвовал в финской и Великой Отечественной войне. Но даже в военкомате не знали, где он похоронен. Я чисто случайно наткнулся на скромный памятник на Бугровском кладбище. Неприятный осадок оставила могила Ивана Гаугеля, чье имя носит улица в Сормове. Он был одним из организаторов строительства первого танка в СССР, а место захоронения на Старосормовском кладбище — в запустении... Тут, наверно, претензии надо предъявлять к районной администрации. Не надо ставить памятник за миллион, достаточно скромного, с указанием дат жизни. А недавно на кладбище «Копосово-Высоково» в Сормове я нашел могилу, которую искал очень долго — нашего поэта Александра Люкина, в честь которого названа улица в Московском районе. В ночь на 12 февраля 1968 года Люкин, которого еще при жизни называли лучшим поэтом Волги, трагически погиб. Убийц его так и не нашли, как потом, в 90-х годах, также не нашли убийцу его сына Евгения, найденного у подъезда своего дома на куче песка с проломленным черепом. Сыграл в «квест» с полковником из Москвы - Случайные находки были? - Самая яркая находка — могила Веры Жаковой. Это была молодая писательница, ученица Горького, которая умерла в 22 года от сердечного приступа. О ней мне рассказали профессор Николай Морохин и доцент Дмитрий Павлов. Мы подготовили о Жаковой интересный материал, но вот могилу найти никак не могли. И вот я совершенно случайно натыкаюсь на нее на Бугровском! Обычный металлический крест, ржавая табличка... Сейчас на деньги энтузиастов на могиле поставили гранитный памятник с портретом девушки и пояснением, кем она была. На Старосормовском кладбище случайно нашел могилу генерал-майора Клементьева. Он был членом военного совета Северо-Западного фронта, имел множество боевых орденов. И хотя на обнаруженном памятнике не было фамилий и дат, я установил то, что это памятник Клементьеву, по могиле его сына. Этот генерал есть во всех справочниках, но вот как он оказался в Нижнем — загадка. - Есть у некрополистов своя этика? - Стараюсь соблюдать обычные нормы вежливости и деликатности. Если вижу, что на могиле сидит женщина в черном платке — естественно, подходить не буду. Приду в другой раз. И еще есть у меня один принцип — не давать к биографиям никаких комментариев. Даже если человек был доносчиком или пьяницей, я не буду этого писать. - Сергей, а с мистикой приходилось сталкиваться? - Один коллега из Жуковского, который занимается летчиками, однажды прислал мне список из 70 человек — погибших летчиков-испытателей Горьковского авиазавода. В этом списке было семь фамилий пилотов, погибших в 50-е годы при испытании истребителей и похороненных на Старосормовском кладбище. У меня возник азарт: найти все могилы. И вот нашел я шестерых. А седьмого — никак. Разместил то, что есть, на сайте. И приходит мне письмо от полковника из Москвы, внука одного из погибших летчиков. Он спрашивает, почему я не поставил информацию о друге его деда, который погиб спустя год после него. Я честно признался, что не нашел его могилы. И вот ровно в полночь приходит сообщение из Москвы, в котором полковник дает мне подробнейшие указания, где искать могилу. Все, как в квестах: подойти к могиле дела, встать к ней спиной, пройти вперед пять шагов, упереться в крест, отклониться на 50 градусов на северо-запад... Разложил все буквально по метрам. Я уснуть не мог! Еле дождался утра. Четко выполнил инструкции и нашел могилу. Один к одному все совпало! Интересно, что этот военный был на кладбище много лет назад, еще подростком, и так прекрасно все запомнил. - Какие могилы вам хочется найти? - Меня интересует захоронение начальника нижегородского НКВД генерала Погребинского, комиссара госбезопасности третьего ранга, приятеля Горького и прототипа одного из героев книги Макаренко «Педагогическая поэма». Его именем в свое время даже хотели назвать город Саров. А в 1937 году, в самом начале волны репрессий, Погребинский взял и застрелился. Его похоронили в Горьком. Поскольку он не был разжалован, то, по идее, его могилу нужно искать на Бугровском. Но там архив до 1952 года сгорел, поэтому остается лишь методично обходить кладбище. А вот если Погребинский был захоронен на каком-то снесенном погосте, то его могила, скорее всего, утрачена. Большой удачей было бы найти захоронение американской разведчицы Катрин (Китти) Харрис. С 1954 года Харрис жила в нашем городе, здесь же в 1966 году и окончила свои дни. Хоронить ветерана КПСС приезжали даже представители КГБ из Москвы. У ее гроба стоял почетный караул, а на венке было написано: «Славному патриоту Родины от товарищей по работе». Но где могила Китти — тоже пока неизвестно. А еще через год-два хочу собрать информацию обо всех наших ребятах, погибших в Афганистане и в Чечне. У меня уже сейчас собраны сведения о 30 «афганцах» и «чеченцах». А вообще, моя конечная цель — в электронном виде создать сборник умерших нижегородцев, которые внесли вклад в развитие области и страны. Президент Медведев на встрече с историками во Владимире говорил, что надо изучать свои корни, поднимать генеалогию как науку. Я с ним полностью согласен. Источник: http://nn.mk.ru/article/2011/10/04/629451-iskatel-otecheskih-grobov.html Легенды Одессы Одесса, как и любой большой город, может похвастаться целым ворохом своих легенд и мифов. Многие из них берут свое начало с дореволюционных времен (например, о призраке Павла I в Воронцовском дворце), однако большинство возникло в 1980—1990-х годах прошлого века. Кто из одесситов не слышал о страшном «человеке-свинье», который охотился на школьниц, или же о секретном метрополитене для верхушки городской власти? А, пожалуй, самая свежая легенда — о чупакабре, страшном звере, убивающем домашнюю птицу. «Сегодня» собрала самые резонансные легенды Причерноморской Пальмиры. ЖРЕЦЫ В КРЕПОСТИ И ЧЕЛОВЕК-СВИНЬЯ В перестроечные годы Одессу то и дело будоражили подогреваемые прессой слухи о различных монстрах. Самая известная легенда — о «человеке-свинье», наводившем ужас на население городских окраин. По преданию, крупный мужчина со свиным рылом вместо лица жил в поселке Большевик, откуда совершал кровавые набеги на Пересыпь и Лузановку. Легенда сформировалась в конце 1980-х на фоне разгула преступности и имела под собой, как рассказал нам одесский журналист и собиратель такого рода историй Дмитрий Бакаев, вполне реальную основу. «В городе тогда орудовал маньяк, насиловавший и убивавший женщин, но никакой официальной информации о нем милиция не давала. Это и породило панику», — вспоминает он. Целая плеяда подобных чудовищ «засветилась» в начале 1990-х. Так, в 1992-м московская бульварная газета опубликовала «расследование» по поводу плотоядных гигантских бабочек, якобы обитающих в плавнях Днестра и поедающих домашний скот. В номере газеты было даже фальшивое фото крылатой версии «чупакабры». Примерно тогда же пережила второе рождение послевоенная легенда о «рогатых людях» из подвалов Аккерманской крепости, которые частенько являются на зубчатой стене сооружения и нападают на случайных прохожих. По одной из версий, «рогатые» — это недобитые румынские оккупанты, по другой — потомки египетских жрецов, переселившихся в Бессарабию на заре нашей эры. В КАТАКОМБАХ — КАРЛИК И ЗОЛОТОЙ «ТИТАНИК» Значительный пласт одесских легенд касается наших катакомб. Излюбленным героем подземных баек является катакомбник — покрытый шерстью маленький (1,2 метра ростом) человечек, живущий в каменоломнях под Нерубайским, питающийся крысами и летучими мышами. Еще одна популярная катакомбная легенда — о золотом корабле. Якобы в 1930-1940-х годах прошлого столетия один из жителей все того же Нерубайского, капитан сухогруза, спас у побережья Испании терпящее бедствие португальское судно. Португальское правительство отблагодарило его ценным подарком — макетом корабля из чистого золота, т. н. «Золотой Бригантиной». С началом Великой Отечественной капитану пришлось спрятать кораблик в нерубайских катакомбах. Но забрать клад он не смог — погиб на фронте. У этой истории есть и второй вариант, авторство которого приписывают знаменитому подземщику Александру Стахурскому. По его словам, некий одесский купец был спасшимся пассажиром последнего рейса «Титаника». В память об этом событии он заказал модель парохода из чистого золота. Во время революции купец эмигрировал из страны, припрятав до лучших времен золотой «Титаник» в катакомбах под парком Шевченко. В ОПЕРНОМ — «ПАЯЦЫ» И ЯПОНЧИК Значительное количество различных мистических историй связано с одесскими театрами и музеями. Самый известный фантом водится в бывшем дворце Гагариных на ул. Ланжероновской, где в 1977-м обосновался Литмузей. По словам ученого секретаря последнего Елены Каракиной, якобы в 1983-м, поздно вечером, сотрудница музея своими глазами видела девушку в розовом, которая, не замечая свидетеля, исполняла в одиночку какой-то танец — то ли вальс, то ли полонез. А потом растворилась в воздухе. С тех пор Розовая Дама (так назвали призрак) являлся музейщикам неоднократно. Кстати, в в 70-х годах XIX века во дворце располагались танцевальные классы, тогда, видимо, и появилось привидение. Обитают духи и в нашем Оперном театре. Как рассказали нам старожилы Оперы, иногда по ночам в здании раздается из ниоткуда знаменитая ария Канио «Смейся, паяц» на итальянском, переходящая в душераздирающий хохот. Говорят, что это отзвуки голоса некоего итальянского тенора, который, гастролируя в Одессе, прямо на сцене зарезал свою партнершу и был отправлен на каторгу. Еще театр иногда посещает призрак знаменитого бандита Мишки Япончика (он был настоящим фанатом оперного искусства). Третий же известный фантом Оперы — привидение незрячей певицы, которая, по легенде, выступала в театре до войны, причем никто не догадывался о ее болезни. Полупрозрачная девушка появляется на сцене, в своей бывшей гримерке, в коридорах. А в Воронцовском дворце вахтерш и уборщиц с середины прошлого века пугает привидение самого императора Павла I, убитого заговорщиками в 1801 году. Августейшую особу можно видеть только в ночь на 12 марта (очередную годовщину убийства) в большой гостиной дворца. Кстати, по словам специалистов, это единственный известный призрак царя-мученика. А все потому, что межкомнатные двери, ставни и камин в этой комнате привезены из Михайловского дворца в Питере, где скончался Павел Петрович. Очевидно, венценосный дух обитает в камине. ТАЙНЫЕ КАМЕРЫ В ТЮРЬМЕ И "МЕТРО-2" Отдельное место в городской мифологии занимают рассказы о тайных объектах и местах. Так, бывшие заключенные одесского централа рассказывают о секретных камерах в подвалах тюремного замка на Водопроводной (по другой версии — под СБУ на Еврейской), где якобы сидят иностранные шпионы. По их словам, один провалившийся разведчик – американец или британец - находится там с 60-х годов прошлого столетия! У работников «Одесгорэлектротранса» есть легенда о метрополитене, который, оказывается, функционирует в Одессе. Только это метро не для всех, а для руководства города и области. Головная станция системы – «Горсовет» - расположена под мэрией. Ореолом тайны окутана Жевахова гора. Местные жители, к примеру, утверждают, что при Союзе в ее недрах размещался подземный военный завод, клепавший ядерные ракеты. А уфологи считают гору настоящим «космодромом»: именно оттуда, мол, поступает больше всего сигналов о визитах НЛО. Самым таинственным зданием Одессы по праву считается т.н. «масонский дом» — 1-й номер по ул. Княжеской, - получивший такое название из-за характерного лепного декора на фасаде. Народная молва твердит, что в этом дворце собирались для проведения ритуалов одесские «вольные каменщики». Историки, правда, возражают: ни о каких масонах и речи быть не может, на фасаде — эмблема Русского технического общества, которому принадлежало здание до революции. СВЕЖИЕ МИФЫ: ЧУПАКАБРА И ПРИЗРАК ВЕРЫ ХОЛОДНОЙ Одна из последних легенд — о страшном животном непонятного происхождения чупакабре, которая умерщвляет домашний скот то в Болградском, то в Беляевском, то в Коминтерновском районах области. Ученые неоднократно объясняли, что кроликов и кур душат обычные дикие собаки или лисы, но селяне им не верят. Ежегодно к началу курортного сезона в СМИ всплывает информация о ядовитых змеях, замеченных кем-то на одном из одесских пляжей (потом оказывается, что речь идет о безобидном уже или полозе). Похожая байка касается одесских чумных захоронений — Чумки на Водопроводной и Карантинного кладбища в парке Шевченко. Масс-медиа время от времени вспоминают о них, предсказывая рецидив эпидемии, если могилы потревожат, скажем, строители. Якобы чумная палочка все еще опасна (хотя это не так). А совсем недавно по Одессе поползли слухи о призраке знаменитой киноактрисы Веры Холодной. Фантом бродит вечерами в Преображенском парке, разбитом в 1930-х на месте Первого христианского кладбища, и умоляет прохожих разыскать ее склеп. Как известно, местоположение могилы актрисы не установлено до сих пор. Источник: http://www.segodnya.ua/news/14298934.html Как познакомить ребенка с историей семьи «Семья сильна, когда над ней крыша одна» - говорит старая пословица. А ведь появление малыша - новый шаг в личной истории родителей. Им и решать: воспитывать ли в ребенке с младенчества гордость за семью и род, желание быть таким «как деды». Может быть, став взрослым, малыш легко освоит трудности генеалогии и составит музей истории семьи до самого Адама, а может, не проявит никакого интереса к предкам. Но уже сейчас родители могут помочь ему понять родственные связи и окунуться в богатый мир прошлого. Кстати, и взрослым совместное увлечение генеалогией может пойти на пользу. Изучение прошлого может подсказать, какие склонности и таланты заложены в детях. В поход за экспонатами Если малыш еще не выбрался из колыбели, о привлечении его к поиску генеалогической информации и речи быть не может. Придется молодым родителям взять все трудности на себя. А вот с дошколенком постарше уже вполне можно отправляться на поиски экспонатов музея семьи. Чаще всего детей привлекают к сбору информации и оформлению, и будет даже лучше, если способ придумает малыш. Юному исследователю важен сам процесс. Ребенок, конечно, не может работать в архивах, но он может фотографировать и сканировать, работать с компьютерными программами, опрашивать родственников и записывать результаты, с ним можно ездить на родину предков, сидеть за столом и разбирать найденные сокровища и тому подобное. С чего начать? Опытные генеологи советуют начинать создание музея семьи с... закупки канцтоваров. Компьютерные технологии - это, конечно, хорошо, но неплохо бы иметь и «живые» версии найденных сокровищ. Вам потребуются папки и конверты для документов, диктофон или магнитофон, блокнот для записи, фотоаппарат. Неплохо бы также найти возможность ксерокопировать или сканировать документы. Начинать знакомить малыша с историей семьи можно по фотоальбомам - расскажите о людях, которые запечатлены на фотографиях рядом с вами, обратите внимание на то, как вы и ваши родители одевались, какая в те времена была техника, транспорт. Возможно, ребенок искренне удивится тому, что в детстве у вас не было мобильного телефона и игровой приставки. А просмотр альбомов бабушек и дедушек будет лишним поводом с радостью сходить к ним в гости. На таких семейных вечерах истории вы с ребенком сможете пополнить семейный архив. Информацию по каждому новому родственнику складывайте в отдельный конверт. Неплохо, если у вас будут фотография, данные человека, информация о месте жительства, образовании, работе. Сюда же постарайтесь поместить сведения о родителях и детях вашего родственника. Если вы воспитываете чадо в духе православной традиции - ищите также и сведения о восприемниках (крестных родителях) своего предка. Происхождение фамилии Увлекающийся генеалогией малыш просто обязан знать о происхождении своей фамилии. Если у родителей нет такой информации - срочно на поиски. Здесь вам поможет Интернет и специализированные издания. В Сети можно найти различные каталоги фамилий, например на портале www.genway.ru или на сайте «Всероссийское генеалогическое древо» www.vgd.ru Заказать анализ происхождения именно вашего семейного имени можно и за деньги. В Интернете есть компании, предлагающие такую услугу. В работе над семейным музеем можно использовать не только документы и фотографии, хранящиеся дома у вас или ваших родителей. Искать родственников можно через архивы и телефонные базы данных. Различные генеалогические каталоги в Интернете содержат информацию о людях, также увлеченных поиском родственников. Можно находить их адреса и писать письма, вероятно, именно они помогут пролить свет на пока еще не познанные места вашего генеалогического древа. Оформляем результаты Когда информации в вашем новом семейном архиве наберется достаточно много, переходите к систематизации и оформлению. Генеологи советуют составить таблицу из нескольких столбцов: фамилия, имя, отчество, год рождения, место рождения, год смерти, дополнительная информация, источник. Программа, в которой вы работаете, должна уметь, если надо, выстраивать всю информацию по алфавиту по месту рождения, или, допустим, по порядку возрастания годов рождения, или по отчеству, если вы ищете чьего-то сына или дочь. Еще вам понадобится какая-нибудь генеалогическая программа, чтобы вносить туда сформировавшиеся ветви древа. Впрочем, с этим заданием можно справиться и по-другому - купить лист ватмана и постараться нарисовать и наклеить древо самим. Мнение специалиста Каждому возрасту - свое дело Екатерина ВАШАКИДЗЕ, мурманский психолог: Заниматься подобной исследовательской деятельностью лучше начинать с младшего школьного возраста. Для таких ребят информация о предках и родственниках может иметь ценность, они сами будут заинтересованы в ее поиске. Кстати, первоклашки могли бы даже начать составлять «Летопись класса» - тогда к выпускному году она вырастет до целой книжки. А вот воспринимать родственные связи, осознавать, что прабабушка - это мама деда, и так далее, дети готовы уже примерно с 3 лет. Источник: http://kp.ru/daily/25767.5/2752329/ О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
|
В избранное | ||