Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


«ДЕВУШКА С ВЕСЛОМ»: легенда и реальность

Биография Веры Волошиной, героини Великой Отечественной войны, день рождения которой отмечается завтра, изрядно обросла мифами и легендами, особенно за последние 20-30 лет. И эти мифы и легенды очень импонируют нынешней непритязательной публике, охочей до глянцевых картинок на «исторические» темы. Ярким примером может служить история о том, как В. Волошина превратилась в «девушку с веслом», т.е. послужила якобы натурщицей для знаменитой одноименной скульптуры (кстати, недавно восстановленной) замечательного советского скульптора И.Д. Шадра (1887-1941).

В полной мере эта легенда расцвела в постсоветские десятилетия, но основы ее были заложены еще в 1980-е гг. Причем советские авторы, как правило, ссылались на свидетельство А.В. Грубе, тоже скульптора и близкого друга И.Д. Шадра.

Жизни и творчеству Ивана Дмитриевича Шадра посвящены, по меньшей мере, два десятка альбомов, монографий и брошюр, изданных в нашем отечестве еще в советское время. По ним можно довольно точно восстановить творческую историю этой знаменитой статуи. Как писал советский исследователь А.А. Дудко, «Шадр был страстным поклонником спорта. Он считал, что наши парки, стадионы, Дворцы спорта должны украшать великолепные образцы скульптуры. И (…) Иван Дмитриевич создает замечательную монументальную статую «Девушка с веслом». В ней скульптор пытается воплотить образ советской молодой женщины-физкультурницы. Она молода, полна сил, энергии.

К работе над скульптурой Шадр отнесся со всей страстностью художника. Он идет на стадион, на водные станции, наблюдает за движениями спортсменок, даже некоторое время сам увлекается греблей. Им собран альбом фотографий, посвященных спорту».

Работа над задуманной скульптурой началась в 1934 г. А.А. Дудко считает, что «вначале скульптор сделал модель головы «Девушки с веслом». Она вылеплена с натуры». Правда, кто был натурщицей у Шадра, Дудко не сообщает. Нет таких сведений и у других советских авторов, писавших в разное время о И.Д. Шадре, что, конечно же, характерно. (За исключением воспоминаний А.В. Грубе, но об этом чуть ниже).

Первый вариант «Девушки с веслом» был закончен в 1935 г. и тогда же установлен в Центральном парке культуры и отдыха имени А.М. Горького. Не останавливаясь на достигнутом (и с учетом критических замечаний), И.Д. Шадр создает второй вариант скульптуры. В 1936 г. новая статуя «Девушки с веслом» была установлена в том же Московском парке им. Горького, а первоначальный вариант перемещен в Луганск (Ворошиловград) в местный парк культуры и отдыха. Сохранились воспоминания современника, сопровождавшего знаменитого скульптора во время визита в этот город: «В день нашего приезда в Луганск нас прежде всего повезли в парк. Встретивший нас на вокзале товарищ сказал: «Иван Дмитриевич, прежде чем ехать в гостиницу, мы заедем к вашей «Девушке с веслом». Иван Дмитриевич недовольно поморщился, но ему возразили: «У нас так принято… Мы не только Вас, автора, но и многих других почетных гостей везем прежде всего к ней». В Москве эта фигура, поставленная в огромном партере Парка культуры и отдыха, в центре несоразмерного фонтана, отлитая из цемента, а не из бронзы, да еще на фоне неба, была явно не на месте. Но в Луганске она доставляла подлинное эстетическое наслаждение. Тоненькая, стройная, исполненная под бронзу «Девушка с веслом» стояла около ивы, у водоема, и выглядела превосходно. Ее любил весь город». (К сожалению, до наших дней эта скульптура не сохранилась).

Что касается судьбы второго варианта статуи, установленного в Москве, то здесь мнения различных авторов разнятся. По одной версии, во время очередной реконструкции парка им. М.Горького знаменитая статуя была утрачена (кое-кто даже предполагает, что она была похищена). По другой версии, «Девушка с веслом» была разрушена прямым попаданием немецкой бомбы осенью 1941 г.

Как бы там ни было, сохранились фотографии, эскизы, этюды этого творения И.Д. Шадра (часть из них представлена здесь в качестве иллюстраций). И самое главное, огромное количество копий «Девушки» хлынуло во все концы нашей необъятной родины. (Правда, в те же самые годы еще один советский скульптор – Р.Р. Иодко – изваял свою «Девушку с веслом», производство которой впоследствии также было «поставлено на поток». Но между двумя «дамами» было одно существенное различие: «девушка» у Шадра была полностью обнаженной, а у Иодко целомудренно одетой в трусики и маечку).

И все-таки, кто же позировал И.Д. Шадру? Кем была эта смелая советская девушка, послужившая прообразом знаменитой скульптуры? Как мы уже отмечали, советские авторы данную тему предпочитали не затрагивать. Но в одном из последних капитальных изданий советской эпохи, посвященных И.Д. Шадру, «фигура умолчания» была нарушена.

В 1978 г. известная советская исследовательница творчества Шадра О.П. Воронова подготовила и издала солидный сборник новых материалов о скульпторе. Издание включало богатое литературное наследие И.Д. Шадра, в том числе его переписку, а также воспоминания современников о скульпторе. Среди последних внимание читателей привлек яркий рассказ А.В. Грубе, близкого друга Шадра и по профессии тоже ваятеля. (Сразу же заметим, что это была первая публикация воспоминаний Грубе; причем в примечании указывалось, что О.П. Воронова записала их еще в 1974 г. Кстати, в том же году умерла вдова И.Д. Шадра, и может быть, это совпадение не случайное). Подводя итог своим раздумьям о друге, А.В. Грубе, в частности, вспоминал: «Еще одна у меня была встреча с Шадром, но уже заочная – в искусстве. Когда Шадр лепил «Девушку с веслом», ему позировала студентка Института физкультуры Вера Волошина, очень красивая, сильная, гибкая девушка. Институт физкультуры она не окончила, на одном из соревнований получила травму, перешла в Кооперативный. Была активной комсомолкой, во время войны ушла в партизаны, это в ее отряд прислали Зою Космодемьянскую. Зою и Веру повесили в один день – Зою схватили в Петрищеве, Веру – в поле, после сражения. Так и стояли в разных местах две виселицы. Немцы не велели трогать ее труп, но крестьяне ночью сняли его, похоронили. Я сделал потом ее скульптурный портрет (к сожалению, по фотографии) для памятника партизанам, сражавшимся и погибшим возле Наро-Фоминска. И когда делал его, опять думал об Иване Дмитриевиче Шадре».

Итак, перед нами первоисточник позднейшей легенды о «девушке с веслом». Все слухи о том, что В.Волошина была натурщицей у И.Д. Шадра, пошли именно от этой публикации.

Увы, с высоты сегодняшнего дня мы можем совершенно точно сказать, что А.В. Грубе заблуждался. Причины заблуждения мы уже никогда не узнаем; тем более, что через два года после опубликования воспоминаний, в 1980 г., этот престарелый скульптор скончался: шел ему, как-никак, девятый десяток. Неизвестно, когда Грубе впервые услышал о Волошиной и кто послужил ему источником информации. Зато достоверно известно, что гипсовый бюст казненной партизанки, ныне хранящийся в Третьяковской галерее, он действительно исполнил в 1966 г. На тот момент скульптуру было 72 года. (За год до этого увидело свет первое всесоюзное издание популярной книги Г.Н. Фролова о Волошиной, и имя Веры прочно обрело известность в масштабах страны). Может быть, возраст сыграл злую шутку со старым человеком. Может быть, стечение обстоятельств и память каким-то образом подвели его…

Так вышло, что сразу после смерти А.В. Грубе, во второй половине 1980 г., появилась еще одна замечательная повесть о В.Волошиной, автор ее, Овидий Горчаков, был однополчанином Веры, военным разведчиком, чекистом (а впоследствии стал и популярным писателем). Правда, он пришел в разведчасть, где служила Волошина, через несколько месяцев после ее гибели, но был, конечно же, хорошо знаком со многими людьми, лично знавшими героиню. Любопытно, что в конце своей книги О.Горчаков приводит рассказ одной из боевых подруг Волошиной – Д.Манучаровой о том, «как Вера стала «девушкой с веслом». Однажды, – пишет О.Горчаков, – известный московский скульптор получил заказ: вылепить советскую спортсменку в целях массовой монументальной агитации за спорт и физкультуру. Скульптор пошел в институт спорта и из всех возможных кандидатур выбрал Веру Волошину, упросил ее позировать ему. Так у Веры появилось множество гипсовых близнецов в парках культуры и отдыха, на водных станциях, на стадионах. Так Вере еще при жизни всюду в стране поставили памятники…». От себя добавим, что именно так начинала складываться легенда о «девушке с веслом» по фамилии Волошина, и сложилась она, в основных чертах, в последнее советское десятилетие. Причем, как видим, руку к этому приложили и бывшие военные разведчики, однополчане Веры (и, вероятно, из наилучших побуждений). Да и в самом деле, откуда им было знать о разных деталях и перипетиях московской жизни студентки Волошиной?

В постсоветские времена, когда свобода слова в российских СМИ достигла невиданных доселе высот, легенда о «девушке с веслом» стала обрастать некоторыми «интимными» подробностями. А в начале 2000-х гг. и вовсе разразился скандал, связанный с использованием имени Веры Волошиной (опять же в образе «девушки с веслом») в разухабистой рекламе пива! Подобное кощунство вызвало возмущение кузбасских ветеранов.

А теперь по существу вопроса. Весьма информированный М.Золотоносов в своей книге, посвященной садово-парковому искусству сталинского времени (и написанной в довольно скабрезной манере), приводит исключительно интересные сведения о прототипах «Девушки с веслом». Он прямо указывает, что «различным вариантам «Девушки» соответствовали две натурщицы, о которых точно известно, что они позировали Шадру: Вера Волошина и Зоя Бедринская. Вероятнее всего, что с Волошиной были сделаны тяжелоногие «майолевские» этюды или «первый парковый вариант» /…/, а второй /вариант/ Шадр лепил с романтически прелестной Бедринской». И чуточку ниже этот автор делает очень важное уточнение: Зоя Бедринская, по его словам, «созналась, что позировала, лишь спустя 60 лет после того, как стояла обнаженной перед /…/ скульптором» (!). Вот, пожалуй, и весь ответ на поставленный нами вопрос. Вот с кого И.Д.Шадр делал свою «Девушку с веслом»!

Что касается Веры Волошиной, то натурщицей у Шадра она быть просто не могла, и теперь пришло время рассмотреть основные доказательства этого тезиса.

В середине 1990-х гг. в одной из газетных статей упомянутый выше Золотоносов написал следующее: «В 1934-1935 гг. Иван Шадр создал знаменитую «Девушку с веслом», для которой ему позировала студентка Вера Волошина, отобранная за роскошные формы». Московскому автору ответил наш журналист Б.Антонов, достаточно известный в то время в Кузбассе (ныне, к сожалению, покойный). Б.Антонов хорошо знал многих одноклассников Волошиной, был знаком с ее мамой Клавдией Лукьяновной, проштудировал почти всю переписку Веры с матерью. Возражая столичному оппоненту, он писал: «Оставив в стороне «формы», попытаемся выяснить достоверность этой информации. Я встречался со многими одноклассниками, разговаривал с мамой Веры Клавдией Лукьяновной, но никто из них ничего не слышал о скульпторе. Нет упоминаний о позировании для художника и в письмах, где Вера подробно сообщала о своей московской жизни и всех своих приключениях. К тому же в 1934 году Вере было всего 16 лет, она училась в 8–м классе и, естественно, студенткой быть не могла. Москву она увидела лишь в печально известном 1937 году, когда приехала поступать в институт». Согласитесь, доводы нашего кузбасского журналиста, специалиста по «волошинской» теме, убийственны. Жаль, что эта коротенькая заметка, опубликованная в местной прессе, осталась практически незамеченной.

Итак, главное противоречие налицо: И.Д. Шадр завершил работу над «Девушкой с веслом» в 1936 г. и больше к ней не возвращался; а Вера Волошина, окончив десятилетку, приехала в Москву для поступления в физкультурный институт только в начале октября 1937 г. До этого она никогда в столице не бывала. К тому же ее письма к матери, с которыми автору этих строк довелось познакомиться практически полностью, не содержат никакой информации о том, что Волошина была натурщицей или позировала кому-либо из столичных художников. А уж своей матери (от которой у Веры почти не было секретов) она бы обязательно сообщила о таком примечательном событии. Свою жизнь в Москве Вера описывала очень подробно.

Отсюда вывод: легенда о «девушке с веслом» по фамилии Волошина не имеет под собой никаких исторических оснований. Это всего лишь легенда.

P. S. Тему «девушки с веслом» автор этих строк затрагивал (в числе прочих) в своем выступлении на недавних «Балибаловских чтениях». После чего в газете «Кузбасс» был опубликован отклик Ю. Юдина, который ознакомился с тезисами этого выступления. Что ответить многоуважаемому рецензенту?

Г-н Юдин утверждает, что я «попытался» опровергнуть миф о В. Волошиной как натурщице Шадра всего лишь «с помощью единственной газетной заметки», принадлежавшей перу Б. Антонова (и процитированной нами выше). Вполне справедливо рецензент замечает, что «единственной заметки все-таки недостаточно, чтобы опровергнуть устойчивый миф». В самом деле, можно предположить, что существовали вещи, о которых Вера могла и не рассказывать матери при встречах, тем более писать об этом в письмах, или же сообщать подругам и одноклассникам. В числе подобных тем мог быть и эпизод с позированием нагишом в мастерской столичного скульптора. В конце концов, всё это можно допустить, и в таком случае становится понятным полное неведение на этот счет родных и близких Веры, ее одноклассников, а в конечном итоге – и покойного Б. Антонова.

Но г-н Юдин лукаво утверждает, что заметка Б. Антонова, дескать, была моим единственным аргументом, и в упор не видит другого приведенного в тезисах аргумента, решающего: хронологической нестыковки. Разница между завершением Шадром работы над своей «Девушкой» и приездом Веры в Москву, по меньшей мере, в год! Правда, г-н Юдин замечает, что «документы той эпохи часто бывали неисправными: многие мемуаристы пишут, как прибавляли или убавляли себе год-два». Это он, наверно, намекает на то, что Вера Волошина родилась, мол, не в 1919 г. – метрики могут врать, и что кемеровскую школу № 12 она кончала не в 1937 г. – всем известный аттестат зрелости может быть поддельным (или же у современников память поотшибало)…

Ну что ж, не будем разубеждать г-на рецензента в этой его счастливой уверенности. Ведь главное, чтобы разукрашенные исторические картинки ласкали взор российского обывателя, чтобы всё в историческом образе (цитируем) «гармонично сочеталось», пусть даже этой самой гармонии в истории рода человеческого не было ни на грош – ни в прошлом, ни, тем более, в настоящем…

 Источник: http://www.kuzbass85.ru/2011/09/29/devushka-s-veslom-legenda-i-realnost/

 

Родословие и семь историй Дмитрия Школьного

Важная наука – генеалогия

Позволю себе дать небольшую справку по материалам И. В. Купцова – историка, герольдмейстера о науке генеалогии: «Забыли уже давно об этой исторической дисциплине, изучающей возникновение и развитие родственных отношений (с греческого genealogia – родословная). Слово это появилось на Руси ещё в XI веке, но существуют и наиболее ранние сведения о происхождении народов, племён, отдельных родов. Встречаются они и в эпических произведениях, преданиях, мифах, в Библии.

Расцвет генеалогии отмечался в конце XV – XVI веков, когда на практике вырабатывались законы наследования титулов, званий, имущества, земли.

В 1682 году на Руси был издан Разрядный приказ, а при нём создана палата родословных дел, которая составила «Бархатную книгу» – свод дворянских родословий.

В XVIII веке материалами генеалогии широко пользовались историки и учёные. Лекции по генеалогии начали читать в конце XIX – начале XX веков в Петербургском и Московском археологическом институтах.

По представлениям дореволюционных исследователей высокий смысл и значение генеалогии кроется в задаче всякого познать форму своего рода, закон его роста и т. д., а на фоне этого познать своё собственное место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную, поставленную себе, а свою – как члена рода.

Все исследования в данной области резко оборвал 1917 год. В плачевном состоянии оказалась эта отрасль знаний после революции и в весьма неблагоприятном положении в сталинские времена.

Новые власти представили науку чуждой интересам строителей коммунизма, бесполезной, излишней. Генеалогические общества были распущены, почти все ведущие генеаологи были расстреляны, посажены в тюрьмы, сосланы в концлагеря, в сибирские ссылки или вынуждены были бежать за границу.

Зато советские историки всё своё внимание сосредоточили на вопросах, касающихся роли партии, на преимуществах одного политического строя над другим. Генеалогия превратилась в нелюбимую «падчерицу» советской исторической науки, по выражению одного немецкого историка.

Но ведь генеалогия – это не только наука, не только печатные труды, это багаж знаний, конкретные знания о людях в их родственном окружении, о семье, о родах семейных. Поэтому очень важным фактором в генеалогии являются не только труды учёных, исследователей, но и те ближайшие родственники, которые бережно и с интересом хранят или сохранили память о своих собственных предках, и стремятся обогатить эту память и передать её своим потомкам.

После 1917 года в стране была совершенно утрачена семейная (народная) генеалогическая память. Во время гражданской войны пролилось море крови, миллионы людей бежали за границу. В 1920–1930 годах, в самые голодные годы коллективизации и репрессий, миллионы крестьян умерли от голода. В годы Великой Отечественной войны тоже произошло массовое истребление семейной памяти, разорваны были родственные связи.

Нельзя не сказать, но после 1917 года стало опасным даже память иметь о своих предках – дедах, родителях. А вдруг они были офицерами царской армии или солдатами в белой армии? Нельзя было говорить, что кто-то в семье был чиновником, церковнослужителем, торговцем, домовладельцем. Всё подлежало забвению. Сколько семейных альбомов, документов, писем, портретов и фотографий было уничтожено! Не счесть, сколько людей ушло из жизни, унеся с собой память о прошлом своей семьи. Тайну, скрытую от собственных детей и внуков! Это невосполнимо! А внуки палачей ещё доживают. Что же удивляться, что выросло поколение, не знающее своих родовых корней – выросли Иваны, не помнящие родства.

Совсем недавно, на днях, вручили мне подарок от Георгия Гаврилова – его новенькую книгу «Записки Крохобора».

И строчки в одной из глав прочитала, абсолютно точно раскрывающие сегодняшнее положение с нашей генеалогической памятью: «Для нас, бывших советских людей с памятью, короче собачьей, родословная – это фантомная тревога, и болит она как отсутствующая конечность. Мы и своего вчерашнего-то толком не помним, всё – будто во сне. Дайте, дайте нам поскорее какой-нибудь докУмент!..»

Отрадно, что сейчас начал проявляться интерес к составлению родословных, выяснению происхождения отдельных родов, семей, лиц, выявлению их родственных связей в тесном единстве с установлением данных о деятельности, социальном статусе этих лиц.

Вновь возник интерес к жизни, к биографиям, к деятельности наших предков. Открылись архивы, т. е. появилась возможность найти и прочитать те документы, которые были до сих пор засекречены и недоступны. Старшее поколение почувствовало себя раскрепощённым – стало говорить о прошлом, естественно в пределах того, что им было известно о своих предках. А этот временной период оказался самым «замороженным».

Шаг в будущее

Сейчас у людей всё чаще пробуждается интерес к истории своей семьи. Замечательно уже то, что создана Российская научно-социальная программа для молодёжи и школьников «Шаг в будущее».

Передо мною две программы, в составлении которых приняли участие школьники Иркутска, Шелехова, Заларинского, Боханского, Усть-Удинского и других районов. Круг вопросов, предлагаемых к обсуждению, осмысливанию, выработке своего собственного мнения и, наконец, их решений, внесён в программы различных секций (их более двадцати). Тут тебе и математика, биология, информатика, электроника и ещё много других.

Более всего меня заинтересовали секции «краеведение» и «история». И вопросы, предложенные юным интеллектуалам, касались непосредственно почти погибшей науки генеалогии. Назову некоторые из тем: «История моей семьи в истории моей страны», «Откуда мои корни», «Экскурсия для моих будущих детей», «Моя родословная по материнской линии», «Имя как отражение исторической эпохи» и т. д.

Пробудился интерес к генеалогии! И это отрадно. Своими предками стали интересоваться внуки и правнуки.

Я обратила внимание на работы одного из учеников муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы (МОУ СОШ) № 12 Дмитрия Школьного.

На IV городской научно-практической конференции «Эврика» для учащихся 5–8 классов по секции «История», которая проходила в 2009 году в школе № 12, Дима представил свой исследовательский (будем считать генеалогический) «опус» с весьма интригующим названием «Экскурсия для моих будущих детей».

Не думаю, что Дима ставил себе цель – построить предельно точное генеалогическое древо своего рода. Конечно, не было у него достаточного количества сведений, но того, что знали его близкие родственники (бабушки, дедушки, родители), чудом сохранившиеся фотографии, документы, этого вполне хватило, чтобы смог он двигаться в своих поисках не совсем уж вслепую, а от известного к неизвестному.

«Экскурсия для моих будущих детей» – это семь историй. Некоторые из них уложились всего в несколько десятков строк, другие заняли страницы. Всё, конечно, зависело от объёма материала, фактов, которыми располагал автор. Главное, что изложение подкупает теплотой и трепетной любовью к своим родным, и это настроение проступает во всём содержании рассказа.

Лишь в небольшой редакции предлагаю читателям эту «экскурсию». Итак!..

Экскурсия для моих будущих детей

Иркутск – мой родной город. И не только потому, что я в нём родился. Он родной потому, что многое в нём связано с историей моей семьи. Кажется, что особенного в зданиях, названиях улиц? Но рассказы родителей делают их близкими и родными. Когда-нибудь и я буду гулять по этим знакомым улицам со своими детьми и рассказывать им запомнившиеся истории. Вот некоторые из них.

История первая. Алекторовы

В центре города, недалеко от пересечения улиц Свердлова и Марата находится гостиница «Русь». Когда-то на этом месте стоял дом, в котором жила семья моих предков Алекторовых.

О них известно очень немногое. Первый Алекторов оказался в Сибири в середине XIX века. Происходил он из богатой, титулованной семьи. Но родственники от него отказались в силу его убеждений. Его имя было Николай, в Иркутске он работал часовщиком.

В семье у нас сохранилась старинная фотография. Мальчик, на ней изображенный, и есть мой прапрадед – Николай Николаевич Алекторов. Это был мягкий, спокойный человек. Умел он хорошо класть печи, и славился этим. В годы революции со своим соседом и другом ушёл к Каландаришвили, но когда в отряде начались «бандитские настроения», ушёл из него. Детей у Николая Николаевича не было, и в 1915 году он с женой Любовью Григорьевной удочерил девочку, дочь морского офицера Панина и цыганки Таисьи – Антонину.

Моя прабабушка, Антонина Николаевна, рассказывала как во время Гражданской войны через их дом при бомбежке летали снаряды белых и красных. Мама прятала дочку под печкой, а той всё хотелось посмотреть, что там грохочет.

Потом в городе начался голод. Спасая семью, отец отправил всех в бурятский улус. По одному раньше не ездили: было опасно. Обычно собирались обозы. По дороге в улус на обоз не раз нападали. Сначала искали белогвардейцев, но был случай, когда спустя какое-то время уже белогвардейцы забрали из обоза раненого человека и увели его.

Однажды в этот дом приехал за прабабушкой её родной отец, но приёмные родители её не отдали. В 17 лет Антонина Николаевна вышла замуж за Швецова Михаила Михайловича. Вместе они прожили 50 лет, воспитали троих детей.

История вторая. Авиационный техникум

В годы Великой Отечественной войны в этом здании размещался патронный завод, на котором работала прабабушка. Несмотря на то, что дома у неё оставались дети, выйти с завода иногда не удавалось по нескольку суток. Однажды на заводе устроили соревнование – отбирали стрелков в охрану. Стрелять прабабушка не умела и боялась так, что во время испытаний зажмурила глаза, но попала! Выбила 40 из 40! Ей даже звание сержанта присвоили и отправили охранять Иркутский водозабор. Только к концу войны выяснилось, что стрелок она никакой. Тогда её отправили работать библиотекарем в Иркутскую тюрьму.

В авиационном техникуме училась и другая моя бабушка, Швецова Людмила Валентиновна.

История третья. Улица Карла Маркса

Мои родители, Школьные Наталья Игоревна и Константин Анатольевич, познакомились у кинотеатра «Гигант» 18 лет назад. Теперь это ночной клуб «Стратосфера». И вот уже 18 лет родители в день своей первой встречи приезжают сюда на свидания. Они и нас с братом всегда брали с собой, когда мы были маленькими, а сейчас на свидания ездит наша младшая любимая сестрёнка – Прасковья Константиновна. С братом Мишей мы придумали для неё песенку:

Прасковьюшка – папино солнышко,

Прасковьюшка – мамина скворушка,

А для братиков ты – крошка,

Называем тебя Прошка.

В начале XX века недалеко от центра города располагалась немецкая пивоварня, на которой работал мой прапрадед Вахрушев Андрей Андреевич. А в богатом купеческом доме на этой же улице воспитывалась Победина Клавдия Назаровна. Может быть, прапрадед познакомился с ней на этой же Большой улице (так раньше называлась улица Карла Маркса)?

После свадьбы Андрей Андреевич увёз жену в деревню Ключи Черемховского района. На заработанные у немца-пивовара деньги он построил дом и обзавёлся хозяйством.

История четвертая. Улица Пролетарская

Мы с братом раньше никак не могли понять, кто такой знаменитый пролетал над этой улицей. Почему её так назвали? Теперь-то мы знаем значение слова «пролетарий»: В Древнем Риме пролетариями называли городских бездельников. (Б. Васильев «Отрицание отрицания», 2011 г.)

На этой улице стоял дом, в котором жил священник Тихвинского собора. Дом был очень крепкий: толстые стены, половицы – распиленные вдоль брёвна лиственницы. Когда взрывали Собор, а взрывов было несколько, толстые стены не выдержали – трещины пошли.

В 30-е годы, когда религию запрещали, служителей церкви из дома выселили, а туда въехало несколько семей. Среди них и семья Швецовых (это уже по маминой линии).

Михаил Михайлович Швецов родился в селе Новосёлово Казачинско-Ленского района. Происходил он из казачьего рода, прозвище у него было Швец. Этот Швец дошёл до тунгусских земель. Об этом казаке упоминается в книге «Карнауховский смутьян».

Мой прапрадед, Михаил Степанович Швецов, – охотник, глава большой семьи, в которой было 8 детей. Сегодня его могли бы назвать геологом: каждый год он уходил в тайгу, искал места возможных залежей золота и столбил эти участки, показывая, что они принадлежат теперь государству. Этот труд щедро вознаграждался: за сезон он приносил в семью 500 рублей. Корова в те времена стоила 5 рублей.

Его жена, Анастасия Прокопьевна, слыла в округе шаманкой: находила пропавший скот, могла предсказать будущее. Её дети все были атеистами, комсомольцами, большевиками, но не забывали то, чему научились у матери, считая это обычным делом. После четвёртого или пятого незаконного раскулачивания и очередного неполного возврата имущества Анастасия Прокопьевна собралась и с младшими детьми переехала в Иркутск, к старшему сыну Михаилу.

Мой прадед, Михаил Михайлович Швецов, был офицером, устанавливал Советскую власть на севере области (дважды капитан – до 1938 года и с 1944 года), прошел все войны. Воевал он у озера Хасан. В 1928 году 29 июля территориальные претензии и желание проверить боеготовность Красной Армии до начала большой войны на северных границах побудили Японию захватить часть советской территории у дальневосточного озера Хасан. Сформированный армейский корпус под командованием В. К. Блюхера освободил захваченные высоты, а 9 августа 1938 года правительство Японии предложило прекратить конфликт.

До Великой Отечественной войны прадед окончил курсы военных водителей. Это был второй набор. Но была у него ещё одна специальность – военного топографа.

На офицерских курсах он учился с таким же молодым офицером Коневым, ставшим впоследствии маршалом.

Во время войны прадед приезжал в Иркутск в командировку – доставил на машиностроительный завод им. Куйбышева искорёженные на полях сражений танки, а назад сопровождал на фронт новые. Теперь на месте завода расположилась во всей красе торговая площадь «Фортуна».

После демобилизации прадед работал в Сосновгеологии, Жилстрое города Иркутска.

Михаил Михайлович не любил рассказывать о себе, но вспоминал, как жило богатое сибирское село. На севере Иркутской области ещё в начале прошлого века выращивали в теплицах помидоры, а семена присылали из Петербурга. Кстати, помидоры ели с сахаром, как ягоду (да мы с братом и сейчас не прочь так полакомиться). Преподавать своим детям сельские мужики нанимали ссыльных, среди них было много людей с университетским образованием. Вот поэтому наш прадед – деревенский мальчишка – знал латынь, основы французского и английского языков, алгебру, геометрию, грамотно писал и любил читать.

История пятая. Улица Бограда

В роддоме (городском перинатальном центре) на улице Бограда родились, наверное, уже сотни тысяч человек, а может, и миллион. Там родилась моя мама, мой старший брат и младшая сестра.

На этой улице была раньше чаепрессовочная фабрика. В книге Е. А. Авдеевой «Записки и замечания о Сибири» написано: «Иркутск можно почесть средоточием и складочным местом сибирской торговли… От китайцев получают чай различных сортов: байховый, чёрный, сквозник, цветочный разных сортов, зелёный и кирпичный». Чай на фабрике прессовали, смешивали, фасовали и везли продавать его дальше – в Россию.

После революции, в 20-е годы, на чаепрессовочной фабрике был организован один из первых пионерских отрядов. Одной из пионерок была моя прабабушка – Антонина Николаевна. Она рассказывала, какой смелостью считалось промаршировать летом под дробь барабана по улице, тем более что мальчишки и девчонки были одеты только в маечки и трусики.

Там же на фабрике, только позднее, прабабушка вступила в комсомол.

История шестая. Железная дорога

С железной дорогой связано в семье многое.

Мой папа, Школьный Константин Анатольевич, – инженер путей сообщения. Сейчас он отвечает за безопасность движения.

А вот мой прапрадед, Скрябиков Дмитрий Иннокентьевич, был участником похода в Китай в 1900–1901 годах и обеспечивал безопасность при строительстве железной дороги в Манчьжурии (КВЖД). Весной 1899 года отряды ихэтуаней (в переводе – «кулак во имя справедливости и согласия»), обученных искусству кулачного боя, стали нападать на иностранных специалистов, разрушать уже построенные участки дороги.

Прапрадед за этот поход получил медаль, которую мы до сих пор храним.

История седьмая. Иркутск-2

Это самый лучший район города, где живёт наша семья. На Иркутском авиационном заводе работал когда-то заливщиком металла мой прадед Вахрушев Валентин Андреевич. За свой труд был награждён медалью «Ветеран труда». Родился он в деревне Ключи Черемховского района. Работал шахтёром. Во время Великой Отечественной войны был наводчиком реактивных снарядов (знаменитая «Катюша»), участвовал в прорыве Ленинградской блокады, освобождении Варшавы, взятии Берлина. После войны вернулся в родной колхоз имени Калинина. В 1969 году перебрался со всей семьёй в Иркутск.

Его жена, Скрябикова Лидия Дмитриевна, работала в Иркутске-2 на мебельной фабрике. У неё была трудная судьба. Шестнадцатилетней девушкой её арестовали и осудили на 5 лет. О жизни в лагере она не любила вспоминать. Говорила, что выжить помогло то, что её зачислили в пожарную команду, где выдавали ложку творога в день. Только я думаю, что всё перенести ей помогла сила духа. Бабуля была очень трудолюбивой, у неё всё получалось. У нас и сейчас хранятся вырезки из областных газет, где о ней писали как о лучшей доярке Ключинской фермы. И на мебельной фабрике она была лучшей.

На авиазаводе работал сварщиком и мой дед, Швецов Игорь Михайлович. Я помню, что очень долго на крыше проходной завода стоял сваренный из металла портрет Ленина. Этот портрет делал мой дед.

Мы с братом учились в школе № 12. Двадцать три года тому назад её окончила наша мама, Школьная Наталья Игоревна. Училась в ней и бабушка, Людмила Валентиновна Швецова, а сейчас уроки географии уже 38 лет ведёт в этой школе, которую, к слову, строил её отец, ещё одна наша бабушка – Китаева Тамара Григорьевна.

Заключение

Несомненно, история моей семьи неразрывно связана с Иркутском. Город становится красивее, растёт. Появятся и новые, важные «семейные достопримечательности». Мне хочется, чтобы мои дети знали о том, каким был город раньше, как жили в нём их прапрадеды и деды, что они сделали для него. Тогда они смогут сказать, как говорю сейчас я: «Иркутск – это мой город».

Источник: http://moi-goda.ru/sudbi-liudskie/rodoslovie-i-sem-istoriy-dmitriya-shkolnogo

 

Семейные архивы подтвердили существование эволюции человека

Человек продолжает эволюционировать как вид, несмотря на «противодействие» общественного отбора, заявляют канадские ученые в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences

Эммануэль Мило (Emmanuel Milot) из Университета провинции Квебек в Монреале (Канада) и его коллеги пришли к такому выводу, проследив за средним возрастом женщины, родившей первого ребенка, в относительно замкнутой франко-канадской общине острова Иль-о-Кудре.

Считается, что естественный отбор прекратил играть ведущую роль в развитии человечества после того, как люди начали осваивать азы технологий и жить в организованном обществе. Некоторые ученые считают, что это далеко не так — основным двигателем развития человека стала так называемая микроэволюция, накопление небольших мутаций в геноме человека.

Иль-о-Кудре крайне удобен для микроэволюционных исследований из-за относительной изолированности популяции и архивов местной церкви, в которых были записаны все важнейшие демографические показатели — даты рождения, смерти и свадеб местных жителей.

Мило и его коллеги проанализировали изменения в семейной жизни женщин, вышедших замуж в промежутке между 1799 и 1940 годами. Ученые проследили за тем, как быстро женщины рожали первого ребенка после свадьбы, и сколько времени составляли «перерывы» между последующими родами.

Оказалось, что средний возраст женщины, родившей первенца, сокращался с каждым поколением — с 26 лет в 1799 году до 22 лет в начале 20 века. Как отмечается в статье, успешность продолжения рода зависела именно от этого фактора — шансы на выживание у всех детей были выше, если их мать рожала своего первенца довольно рано.

С другой стороны, чем раньше женщина рожала первого ребенка, тем меньше была ее семья. Таким образом, общая репродуктивная успешность, то есть количество детей, которых успела родить женщина за всю свою жизнь, была тем меньше, чем раньше женщина рожала своего первого ребенка.

Первая закономерность была ярче выражена, чем вторая, и поэтому общая тенденция — увеличение количества детей и уменьшение возраста молодых матерей — не прерывалась. Таким образом, сокращение среднего возраста сопровождалось одновременным разрастанием семьи с пяти до восьми детей в начале XX века.

Авторы статьи построили специальную статистическую модель, при помощи которой они отсекли все негенетические факторы, влияющие на продолжение рода. Возраст рождения первенца не потерял своего значения, в отличие от общей репродуктивной успешности.

«Наше исследование наглядно демонстрирует то, что человек как вид продолжает эволюционировать. Оно также показывает то, что последствия микроэволюции можно заметить даже через несколько поколений таких долгоживущих видов, как человек», — заключают авторы статьи.

 Источник: http://news.mail.ru/society/6973806/?frommail=1


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное