Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Региональный подтекст

«Моя фамилия Шарупич. Отец говорил, что в мире только один род Шарупичей и все люди с такой фамилией — наши родственники. Похоже, что это правда. Еще он говорил, что мы православные шляхтичи с юга Гомельской области. Я пробовала самостоятельно искать информацию о происхождении фамилии, но безуспешно. Помогите, пожалуйста.

Татьяна Шарупич, преподаватель БГУ, Минск».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Шарупич — сын или иной потомок человека по прозванию Шарупа. Отсюда белорусские фамилии Шарупа и Шарупич. Прозвание Шарупа могло быть образовано от белорусского регионального прилагательного «шарупаты» — «шершавый, с потрескавшейся кожей (рук, ног, лица)». Шарупатым называют и грубое, шерстистое полотно. Поэтому не исключено, что Шарупой могли прозвать также человека, который носил одежду из такого полотна.

«Надеюсь на вашу помощь в объяснении фамилии Замана. Моя семья живет в Бешенковичском районе. Однофамильцев больше нет. От отца знаю, что мой прадед переехал в Беларусь в начале XX века из Польши.

Сергей Замана, Бешенковичский район».

— Замана — прозвание человека, возникшее на основе регионального слова «заманi» (ударение на последнем слоге). Вот как толкует это слово одна из жительниц Лоевского района: «Заманi — што заманiла жонка. Хто ж заманi? — Наш Iван заманi» (Дыялектны слоўнiк Лоеўшчыны). В составе фамилии форма «заманi» заменена на более понятное «замана», что означает «примак».

«Хотелось бы узнать происхождение фамилии Крахин. Корень «крах–» явно нерусского происхождения. Интересно узнать ваше мнение.

Наталья Крахина, по электронной почте».

— В основе фамилии Крахин прозвание Крах — «самец утки краховки». Название «крах», «крахаўка» (бел.) утка получила по действию регионального глагола «крахаць» — «издавать звуки «крах–крах»; кракать». Человеку прозвание Крах присвоено за какую–то схожесть с уткой (возможно, за походку — ходил вперевалку — или за дефект речи).

«В одной из деревень в Пинском районе многие сельчане носят фамилию Бурван. Какой смысл в ней скрыт? Также меня интересует происхождение фамилии Манукало.

Ирина Сенкевич, Пинск».

— Бурван — прозвание человека по действию регионального глагола «бурванiць» — «бурчаць ў жываце», бурванiна — «бурчание в животе».

Фамилия Манукало образована от личного имени Мануко(а) с присоединением суффикса —л(о). Мануко(а) — разговорный вариант имени Мануил, которое является сокращенной формой церковного имени Иммануил (традиционное литературное Эммануил). В переводе с древнееврейского Иммануил означает «с нами Бог». У имени Мануил есть и другой вариант с суффиксом —л(о): Мануйло, который также закрепился в белорусском и украинском именослове в качестве фамилии.

«Расскажите, пожалуйста, о фамилии Шваркова — это девичья фамилия моей мамы. Мама родом из деревни Селявщина Россонского района. Хочу узнать и о своей фамилии — Киселева.

Ольга Киселева, Минск».

— Основой для фамилии Шварков послужило прозвание Шварка(о) от слова «шварка» — «полупальто из домотканого сукна до колен (на вате)». Такое прозвание мог получить человек, который носил шварки или изготовлял их и продавал.

В основе фамилии Киселев прозвание Кисель. Так прозывают человека, имеющего особое пристрастие к киселю, а также по ассоциации с какими–то свойствами этого кушанья. Настоящий кисель на вкус кислый, внешне напоминает холодец. Отсюда в переносном смысле Кисель — это человек пассивный, вялый, всегда чем–то недовольный (кислый) или человек тучный с обильными жировыми отложениями. Ф.Богушевич в стихотворении «Бог не роўна дзеле» так изображал внешний вид пана: «Рукi яго, як падушкi, як кiсель дрыжыць жывот». Суффикс —ев обозначает родственные отношения: Киселев — сын или иной потомок Киселя.

Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

Источник: http://www.sb.by/post/118111/

 

«Золотое кольцо» России

Более тридцати лет хранится в моей геральдической коллекции серия «Золотое кольцо», в которую входит 21 значок с изображением гербов древних русских городов. Выполнены они в металле и цвете. Помню, мы, геральдисты, тщательно следили за выпуском очередного значка серии, а потом находили этот город на карте, обращались к «Гербовнику Российской империи», чтобы узнать, чем же примечателен был этот город и что легло в основу его геральдического изображения.

«Золотое кольцо» - так называется и маршрут по древнерусским городам Центральной России, в которых сосредоточены замечательные историко-архитектурные памятники древнего зодчества, гордость и слава нашего национального искусства.

В 1975 году вышла книга В. Попадейкина и В. Струкова «Золотое кольцо», в которой авторы собрали интереснейшие сведения о древнерусских городах. В данной статье мне придется не раз обращаться к этому познавательному источнику.

Путешествие по «Золотому кольцу» начинается в столице страны. Перед нами герб Москвы. Вот как описывает его «Гербовик Российской империи», составленный в 1899 году П. П. фон Винклером: «В червленом щите Святой Георгий Победоносец в серебряном вооружении и в лазуревой мантии на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона, золотым с восьмиконечным крестом наверху копьем».

На 70-м километре от Москвы Ярославское шоссе подходит к Загорску. До 1930 года город назывался Сергиев Посад. Далекое его прошлое связано с историей Троице-Сергиева монастыря, основанного в XIV веке Сергием Радонежским. Эта история ярко отражена в гербе города. В лазуревом щите серебряная монастырская стена с лазуревыми швами и закрытыми черными воротами, за которой возникает серебряная башня с золотым чешуйчатым куполом, увенчанным русским крестом, и сопровождаемая двумя золотыми бердышами в столбе на таких же древках. В вольной части помещен герб Московский, поясняющий, что город входил в Московскую губернию.

Многие события в истории Московского княжества связаны с этим монастырем. Здесь русские князья во главе с великим князем Московским Дмитрием Донским получили напутствие на битву с татарами. Три тысячи защитников монастыря выдержали длительную осаду польско-литовских интервентов. За стенами монастыря укрывался от восставших стрельцов Петр Первый.

Следующая губерния на маршруте «Золотого кольца» - Ярославская. Здесь мы познакомимся еще с четырьмя древними российскими городами. Время рождения Ярославля относится к началу XI века, когда на берегу Волги князь Ярослав основал небольшую крепость, как форпост обороны Ростова Великого. Древняя легенда повествует, что в здешних местах находилось поселение язычников, поклонявшихся Медведице. Когда князь с дружиной прибыл в Медвежий уголок, как называлось тогда это место, жители выпустили из клетки Медведицу. Ярослав зарубил ее секирой, и на том месте поставили крепость. Поэтическая легенда отразилась и в гербе города: «В серебряном щите медведь держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке». Добавим, что медведь означает в геральдике предусмотрительность и силу.

Город входил в состав Ростово-Суздальского княжества, а с 1218 года он становится столицей Ярославского удельного княжества. Жители Ярославля под знаменем Александра Невского участвовали в Ледовом побоище, а под предводительством Дмитрия Донского – в битве на Куликовом поле. Разорение городу принесла польская интервенция. В апреле 1612 года в город вступило народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским. Оно вышло в поход для освобождения от интервентов Москвы. В 1777 году – это год основания нашего Ставрополя – Ярославль получает статус губернского города.

Второй город в Ярославской губернии – Ростов Великий. В его гербе, в червленом поле – олень серебряный, а рога, грива и копыта – золотые. В своей книге «Старинные гербы российских городов» Н. А. Соболева, известный специалист, изучающий проблемы геральдики, описывает появление ростовского герба на печати Ростовской воеводской канцелярии. Его сотрудник Петр Андронов купил на ярмарке у приезжего продавца печатный лист, «на котором показана персона государыни императрицы Анны Иоановны и около той персоны разных городов гербы, в том числе герб города Ростова с изображением оленя».

Первым независимым ростовским князем был Юрий Долгорукий. При нем княжество расширилось, а Ростов получил звание – Великий. Однако Юрий, видимо, опасаясь козней бояр, избрал себе местожительство Суздаль, почему княжество именовалось Ростово-Суздальским. После Юрия княжил Андрей Боголюбский, сделавший столицей город Владимир. В период княжеских междоусобец Ростов и Владимир боролись за первенство. Лишь в 1216 году Ростов стал великокняжеским городом, которому подчинялись Владимир, Ярославль, Тверь, Углич и даже Москва. В Ярославскую губернию входил и уездный город Рыбинск. Известен он с XII века, как рыбацкая слобода на Волге. А с XVI века это один из крупных торгово-транспортных центров России. В 1777 году – как часто встречается эта дата – слобода становится городом. Гербом был определен червленый щит, на верхней половине которого изображался выходящий из воды медведь, как символ Ярославской губернии, а на нижней – две рыбы и две лестницы, как принадлежность пристани.

В состав Ростово-Суздальского княжества входил и город Углич. При Иване Калите к началу XIV века он вошел в состав Московского княжества. Последним удельным князем Углича повелением Ивана Грозного стал его сын Дмитрий. В период царствования Федора Ивановича царевич с матерью выслан был в Углич под надзор людей Бориса Годунова. 15 мая 1591 года в Угличском Кремле раздался набат. Сбежавшемуся народу объявили, что возле дворца зарезан царевич. В городе пронесся слух, что это дело рук людей Бориса Годунова. Народ бросился избивать представителей власти Годунова. В Углич прибыла следственная комиссия, которая объявила, что царевич зарезался сам, упав на нож во время припадка.

В начале XVII века в русские земли вторглись интервенты. По городам пошли слухи, что в Угличе убит не Дмитрий, что царевичу удалось скрыться, появились самозванцы. В 1606 году царь Василий Шуйский, желая доказать, что в Угличе умер настоящий Дмитрий, послал тута верных людей во главе с митрополитом Филаретом. Останки царевича торжественно, под колокольный звон и пение молитв перенесли в столицу и похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Славна древними городами, входящими в «Золотое кольцо», и Владимирская губерния. В 1108 году киевский князь Владимир Мономах на месте славянского поселения на берегу Клязьмы основал город, получивший его имя и ставший одним из укрепленных пунктов Ростово-Суздальского княжества. После смерти Мономаха князем стал его сын Юрий Долгорукий, построивший во Владимире каменный храм и новый княжеский двор. Владимир стал столицей обширных владений. Андрей Боголюбский, сменивший на престоле Юрия Долгорукого, принял титул великого князя, и с тех пор все владимирские князья носили это звание.

В начале XIV века город Владимир теряет политическое значение, уступив первенство Москве. Но он остается крупным губернским городом. В 1781 году он получил герб, на щите которого в красном поле – стоящий на задних лапах лев, с железной короной на голове, в передней правой лапе он держит длинный серебряный крест. Здесь полностью соблюдена символика: лев – символ власти, силы, храбрости и отваги, милости и великодушия. Все это есть во многовековой истории города Владимира.

Авторы книги «Золотое кольцо» представляют еще один древнейший город Руси, находившийся во Владимирской губернии, - Суздаль. В гербе его – на синем поле сверху, на красном внизу – птица сокол в княжеской короне с поднятыми крыльями, как символ красоты, храбрости и ума.

В конце XI века суздальские земли стали уделом Владимира Мономаха. Сын его Юрий Долгорукий, напомним, был первым самостоятельным князем Ростово-Суздальской земли со столицей в Суздале. В 1796 году была образована Владимирская губерния, и Суздаль стал ее уездным городом. Он утратил и значение религиозного центра, так как епархия была переведена во Владимир.

В Суздале богата событиями история Покровского монастыря, расположенного на берегу реки Каменки. Иван Грозный сослал в монастырь одну из своих жен, Анну Васильчикову. Сюда была заточена дочь Бориса Годунова Ксения. Сослали в монастырь и жену царя Василия Шуйского. Последней узницей Покровского монастыря была Евдокия Лопухина, первая жена Петра Первого.

Интересен герб города Александрова, тоже из Владимирской губернии. В нижней части его, как говорится в «гербовнике», - «в красном поле слесарные тиски и две по сторонам наковальни в знак того, что в сем городе производят весьма изрядные слесарные работы». Первое письменное упоминание об Александрове, тогдашней Новой Александровской слободе, находим в завещании Дмитрия Донского от 1389 года. Эта вотчина в окружении глухих лесов становилась местопребыванием московских князей во время охотничьих потех. Александровская слобода была любима Иваном Грозным, при нем она достигла наивысшего расцвета, особенно когда в 1565 году царь переехал сюда вместе со своими приближенными. В эти годы она, по сути дела, стала столицей Русского государства.

Вблизи Александрова расположен старейший русский город Переславль-Залесский, основанный в XII в. великим князем Юрием Долгоруким. Построенный, как твердыня, защищавшая Ростово-Суздальское княжество, он вскоре стал центром самостоятельного удельного княжества. Здесь родился герой русского народа Александр Невский, отсюда отправился он с дружиной защищать русские земли от немецких крестоносцев. В конце XVII века Плещеево озеро, на берегу которого стоит Переславль-Залесский, стало колыбелью русского флота. Здесь Петром Первым была построена Переславская флотилия, о чем напоминает установленный памятник первому российскому императору.

Интересно название еще одного города Владимирской губернии – Юрьева-Польского, который всего на пять лет моложе Москвы. Основал его, как можно догадаться, Юрий Долгорукий в 1152 году, как форпост обороны Владимиро-Суздальского княжества. Название «Польской» идет от раскинувшихся вокруг широких полей и безлесья. Город неоднократно становился ареной междоусобной борьбы удельных князей, подвергался набегам монголо-татар. В начале XV века, при Иване Калите, включен в состав Московского княжества.

Утверждение, что герб отражает историю города, ярко подтверждает герб Костромы. В его голубом поле плывет по волнам галера под Императорским штандартом. А появилась она в гербе не случайно. В 1767 году Ее Императорское Величество Екатерина Вторая предприняла путешествие по Волге от Твери до Казани на построенной специально для этого галере. В память посещения императрицы Костромы и был утвержден в том же году герб с бегущей по волнам галерой.

И снова мы упоминаем имя Юрия Долгорукова, который и заложил в 1152 году на берегу Волги у впадения в нее реки Костромы крепость. Войдя в состав Московского княжества Кострома стала одной из крепостей русского государства на Волге. В 1778 году Кострома получила статус губернского города. С Костромой связано имя славного русского патриота Ивана Сусанина. Отряд польских интервентов заставил старого крестьянина быть проводником. Зимой 1613 года Сусанин завел врагов в непроходимое лесное болото, откуда невозможно было выбраться. Ни угрозы, ни пытки шляхтичей не смогли заставить Сусанина изменить Родине.

Мы завершаем путешествие по «Золотому кольцу» еще в одном городе Костромской губернии – Галиче. Это одно из древних мест русского заселения. Галич Мерьский, как его называли в старину, впервые упоминается в летописи в связи с разорением Ярославля и других городов полчищами Батыя. К этому времени Галич был уже крупным городом. Воинская доблесть Галича отражена в его гербе, утвержденном 20 марта 1779 года. На щите, в червленом поле – воинская арматура с выходящим из нее крестом Иоанна Крестителя.

 Источник: http://www.vechorka.ru/gazeta/?b=view&articleID=20567

 

Суровое лето 1941 года

70 лет назад, 22 июня 1941 года фашистская Германия и ее сателлиты напали на Советский Союз. Утром этого страшного дня взрывы бомб и снарядов опередили первые лучи восходящего солнца. Уже когда враг бомбил советские города (Севастополь, Одессу, Минск, Ровно, Каунас), немецкий посол граф Фридрих фон дер Шуленбург зачитал наркому иностранных дел СССР Вячеславу Молотову декларацию об объявлении войны, которая, по справедливой оценке историка Анатолия Уткина, превзошла "даже прежние лживые немецкие документы".

"ПРЕВЕНТИВНАЯ" ВОЙНА

Именно эта декларация дала жизнь мифу о "превентивной" войне, которую Третий рейх якобы был вынужден начать в целях упреждения нападения СССР. И хотя ложь разоблачили уже на Нюрнбергском процессе (см. "Солидарность" № 43, 2010), а все попытки Резуна-Суворова и его последователей придать мифу правдоподобность с треском провалились, некоторые СМИ не оставляют попыток реанимировать сей продукт геббельсовской пропаганды. Делают это вопреки фактам.

А факты таковы. В 1924 году в книге "Майн кампф" ("Моя борьба") Адольф Гитлер провозгласил "дранг нах остен" к "необъятным просторам России" с целью обеспечить Германии "жизненное пространство" и природные ресурсы. Планы нападения на СССР с последующим расчленением страны на части ("чтобы они ни при каких обстоятельствах не ориентировались на Москву"), истреблением ее народов и освоением "освободившихся" территорий в Берлине фашисты разработали и утвердили заранее. Был прописан сценарий не только якобы "превентивной" войны, но и определена участь советских военнопленных, населения оккупированных территорий, имущества предприятий и общественных организаций, природных богатств страны.

В своей декларации Берлин обвинил Москву в подрыве попыток Германии "установить стабильный порядок в Европе". Ответ на вопрос, какой порядок Гитлер собрался установить на территории СССР, дал "Генеральный план Ост". Он был разработан в 1940 году и не оставлял места для иллюзий: "Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Достижение этой исторической цели никогда не означало бы полного решения проблемы. Дело заключается скорей всего в том, чтобы разгромить русских как народ, разобщить их... Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе". В целях ослабления и сокращения численности русских планировалось довести до нищеты, лишить социальных гарантий, лекарств, медобслуживания, возможности получения образования. Советскую интеллигенцию предполагалось уничтожить, а значительную часть населения переселить за Урал. Активную помощь в осуществлении людоедских планов должны были сыграть коллаборационисты - предатели, пошедшие на службу Третьему рейху. Идея уничтожения одних "недочеловеков" руками других "недочеловеков" очень нравилась нацистских бонзам.

Принятый в 1940 году план "Барбаросса" предполагал внезапное нападение и быстрый разгром Красной Армии. Он нашел свое продолжение и конкретизацию в целом "букете" документов. В их числе - указ Гитлера "О применении военной юрисдикции и об особых мероприятиях войск" от 13 мая 1941 года. Документ освободил военнослужащих вермахта от судебной ответственности за любое убийство или насилие против советских граждан в оперативной зоне. Инициативу фюрера подхватило Объединенное командование вермахта (ОКВ). 4 июня оно выпустило "Инструкцию о поведении войск в России", а два дня спустя - печально знаменитую "Инструкцию по обхождению с политическими комиссарами" (над ней работали с начала года). "Обхождение" предполагало истребление. Первые расстрелы политработников имели место уже 22 июня.

В апреле началась организационная подготовка к созданию системы лагерей для советских военнопленных. Загодя оповестили сателлитов. К примеру, румынский лидер Ион Антонеску дал согласие на участие в войне еще в январе. С немецкой педантичностью заранее подготовили и пропагандистское обеспечение предстоящей кампании. К июню были отпечатаны тонны листовок, обращений, плакатов, приказов, распоряжений, сформированы 17 рот пропаганды (штатный состав роты - 115 человек). Еще 15 февраля была принята директива по дезинформации в период развертывания вермахта, где подчеркивалось, что "дезинформация должна иметь форму мозаичной картины". "Все должно служить тому, чтобы замаскировать акцию на Востоке", - резюмировал 11 июня в дневнике министр пропаганды Йозеф Геббельс.

Разоблачая миф о "превентивной" войне, Михаил Мельтюхов подчеркивает: "Германское командование знало о переброске дополнительных сил в западные округа СССР, но расценивало эти действия как оборонительную реакцию на обнаруженное развертывание вермахта... Поэтому сторонники тезиса о "превентивной" войне Германии против СССР попадают в глупое положение, пытаясь доказать, что Гитлер решил сорвать советское нападение, о подготовке которого он на деле ничего не знал". С российским историком согласен француз Раймонд Картье, констатировавший, что "ни одна победа не была так хорошо продумана, как та, которую Гитлеру не удалось одержать: его победа над Россией".

КРОВАВЫЕ БУДНИ ФАШИСТСКИХ "ВИКИНГОВ"

Претворение планов в жизнь началось с первых минут войны. Через неделю после ее начала общий настрой захватчиков в письме домой выразил рядовой дивизии СС "Мертвая голова" Вальтер Траве: "Германцы на Востоке должны быть подлинными викингами, и все низшие расы должны быть уничтожены. Мы не имеем права на мягкость и малодушие".

Следуя такой установке, фашистские "викинги" превратили в кошмар жизнь десятков миллионов советских людей от Балтики до Черного моря. Вот только некоторые их "подвиги". Под Могилевом они разбомбили состав с эвакуировавшимися детьми. Уцелевших после бомбежки малышей передавили танкисты генерала Хайнца Гудериана. А неподалеку в деревне Холмы "викинги" изнасиловали шестерых девушек. Потом им выкололи глаза и отрезали груди. Одну из девушек привязали за ноги к верхушкам деревьев и разорвали.

Под Калинином (ныне Тверь) "викинги" из 9-й армии генерала Адольфа Штрауса изнасиловали Ольгу Тихонову - мать троих детей, находившуюся на последнем месяце беременности. А затем они перерезали ей горло. Сержант-связистка Нина Бубнова навсегда запомнила, как "девушек наших, семь или восемь человек, фашисты на колы сажали". В Волоколамске 8 повешенных висели 52 дня - до освобождения города.

О зверствах, учиненных украинскими националистами в первые дни войны во Львове и окрестностях, "Солидарность" писала три года назад (см. № 26, 2008). В июле 1941 года эстафетную палочку от вояк Шухевича приняли эсесовцы. Ворвавшись в общежитие швейной фабрики, они изнасиловали и убили 32 женщины. Под дулами автоматов два десятка представителей львовской интеллигенции (профессора, врачи, адвокаты) сначала языками вылизали лестницы в семи подъездах 4-этажного дома, а затем губами собрали мусор во дворе. Не меньшую изобретательность в выборе развлечений демонстрировал комендант Яновского лагеря оберштурмфюрер СС Вильгауз. Он веселил свою 9-летнюю дочь стрельбой по подброшенным в воздух 2-4-летним детям. Дочка радостно аплодировала, крича: "Папа, еще!". А гестаповец Вепке на спор одним ударом секиры разрубил вдоль туловища 10-летнего мальчика. Это преступление садиста вызвало восторг у гитлеровцев. Удивительно, но украинским националистам, которые в том же Львове 9 мая 2011 года глумились над престарелыми ветеранами, не пришла на ум мысль, что в числе жертв Вильгауза и Вепке мог оказаться кто-то из их предков.

Провалами памяти страдают и в Латвии. С 1994 года ежегодно по центру Риги торжественным маршем идут ветераны Латышского легиона СС. А ведь при их активном участии на территории республики было истреблено 313 798 мирных жителей (в том числе 39 835 детей), 330 032 советских военнопленных, а на принудительные работы в Германию угнано 279 615 человек. В Даугавпилсском гетто на глазах матерей фашисты разрывали пополам их детей. В мае 1942 года из 30 тысяч евреев живыми в гетто остались 400 человек...

ЖЕРТВЫ ПЛЕНА

В вышедшей в этом году книге "Русский должен умереть!" От чего спасла нас Красная Армия" Александр Дюков пишет: "Без понимания того, что происходило на оккупированной территории, мы никогда не сможем понять события самой страшной и самой важной в нашей истории войны, не поймем, что ожидало наших предков в случае поражения. Только помня о воплощавшейся на оккупированной территории жестокой истребительной политике, мы сможем адекватно понять явления партизанского движения и коллаборационизма".

1 июня 1941 года были изданы "12 заповедей" для администраторов на оккупированных территориях. Заповедь № 11 гласила: "Нищета, голод и непритязательность - удел русского человека вот уже многие века. Его желудок переварит все, а потому - никакого ложного сострадания".

Сострадания не было и в помине. Захваченная земля быстро покрылась виселицами и рвами с трупами красноармейцев и мирных жителей. Своим жертвам фашистские изверги и их подручные-предатели выбивали зубы, выкалывали глаза, вспарывали животы, выворачивали руки и ноги. Женщин (от 10-летних девочек до 80-летних старух) насиловали, стариков и детей живыми закапывали в землю, сжигали, сажали на кол. Головы детей разбивали о деревья и стены домов. Людей морили голодом и жаждой, уничтожали в газовых камерах, сбрасывали в шахты.

Трагичной оказалась и судьба военнопленных. Если в начале 20-х годов из польских лагерей смерти части красноармейцев удалось вернуться живыми (см. "Солидарность" № 27, 2010), то в 1941 году советские военнопленные быстро поняли, что для них слова "плен" и "смерть" - синонимы. Хотя Германия, подписав Женевскую конвенцию о военнопленных, обязалась нормально обращаться с военнопленными вне зависимости от того, подписали ли их государства этот документ. Но немцы следовали конвенции только на Западном фронте.

На востоке они вели другую войну - истребительную. Здесь представители "цивилизованной Европы" загоняли "русских варваров" в стоявшие вдоль дорог подбитые советские танки, поливали горючим и поджигали. Анатолий Кузнецов описал происходившее с пленными в Дарницком лагере на окраине Киева: "Они перепахали всю землю и съели все, что можно. На пятый-шестой день они грызли свои ремни и обувь. К восьмому-девятому дню часть их умерла, а остальные были как помешанные. Дню к двенадцатому оставались единицы, безумные с мутными глазами, они обгрызли и жевали ногти, искали в рубашках вшей и клали их в рот". Попытки населения передать пленным еду пресекали автоматные очереди. Чтобы прекратить мучения, красноармейцы просили их расстрелять.

СМИ регулярно тиражируют картину длинных колонн пленных красноармейцев, которых гонит немногочисленная охрана. Эта сцена оставляет тяжелое впечатление. Только за первые полгода войны в плену погибло более 2 млн человек. Но в 1941 году было и другое. Вот сцена расстрела семерых офицеров Красной Армии под Владимиром-Волынским: "Раненые, жутко избитые, они стояли, поддерживая друг друга. Унтер пытался завязать им глаза, но они срывали черные повязки. Тогда им было приказано повернуться лицом к стене, но опять ничего не вышло. Офицер крикнул солдатам: "На колени их!" Но, цепляясь за стену, они поднимались опять и опять. И тогда присутствовавший генерал почти крикнул в лицо унтеру: "Я хотел бы, чтобы так встретили смерть наши солдаты".

В суровом 1941 многие солдаты и офицеры проявляли стойкость и массовый героизм. Начальник штаба наступавшей на Минск 4-й немецкой армии генерал Гюнтер Блюментрит с удивлением писал: "Поведение русских войск даже в этой первой битве являло собой поразительный контраст с поведением поляков и западных союзников, когда те терпели поражение. Даже будучи окруженными, русские держались за свои позиции и сражались".

ПОД ПЯТОЙ ОККУПАНТОВ

Дав волю ненависти, фашисты приступили к установлению на захваченных территориях своего порядка, предполагавшего безжалостный террор и ограбление страны. Его итог отражают сухие цифры: из 70 миллионов оставшихся на оккупированных территориях советских граждан умер или погиб каждый пятый.

5 августа 1941 года рейхсминистр восточных областей Альфред Розенберг издал приказ об обязательной трудовой повинности. Начались мобилизации населения в возрасте от 14 лет для выполнения работ по расчистке и постройке дорог, строительству укреплений, мостов и т.п. Неподчинение каралось расстрелом. К примеру, за отказ выйти на лесоразработки были уничтожены 207 жителей краснодарского рабочего поселка Михизеева Поляна.

Продолжительность рабочего дня доходила до 14 часов. Тех, кто работал медленно или неаккуратно, подвергали наказаниям, вплоть до расстрела. Расстреливали прилюдно - в назидание остальным. Кормежка была символической. Так, работавшие с рассвета до заката на торфоразработках и лесозаготовках жители Тосненского и Оредежского районов Ленинградской области получали по 200 граммов хлеба в день.

Система принудительного труда стала выстраиваться с первых дней оккупации. Историк Борис Ковалев пишет, что "в каждом населенном пункте проводился тщательный учет рабочей силы по профессиям, стажу, возрастам и т.д. В сельских местностях учет проводили волостные старшины, старосты и писари, а в городах - биржи труда. Они, как и различные "отделы по трудоустройству" и "управления труда", занимались отнюдь не свободным наймом на работу... При регистрации на бирже труда каждому явившемуся выдавалась трудовая книжка. Не имеющие трудовой книжки лишались права на получение продовольственных карточек".

Наряду с организацией работ на оккупированной территории биржи труда производили отбор и отправку рабочих в Германию. Экономика Третьего рейха испытывала хронический дефицит рабочих рук. Мобилизация в вермахт сопровождалась расширением использования иностранной рабочей силы, численность которой возросла с 1 154 тысяч в мае 1940 года до 3 033 тысяч человек в мае 1941 года. Но и это не позволило перевести многие предприятия на двухсменную работу. Затянувшаяся война с СССР требовала новых рабочих рук. В Третий рейх за годы войны были угнаны 5 млн советских граждан. Не пуля, а рабский труд стал причиной смерти многих из них.

О защите рабочими своих интересов и создании профсоюзов не могло быть и речи. Трудящиеся были лишены не только прав, но и имен. На предприятиях Орла, Смоленска и Брянска рабочим присваивались номера, что избавляло немецких мастеров от необходимости запоминать русские имена и фамилии. Работать же требовалось много и интенсивно. Нацистские документы предупреждали: "Акты саботажа или намерение к этому будут караться смертью".

Оккупационная политика претерпевала некоторые изменения в зависимости от ситуации на фронте. После поражения под Москвой руководство рейха приняло постановление "о восстановлении промышленного хозяйства занятых восточных областей". В первую очередь нацистов интересовали энергетическое и угольно-рудное хозяйство, добыча марганцевой руды, сталелитейные и железопрокатные заводы, транспортные предприятия. В 1942 году заработал завод по производству мотоциклов (выпускал по 15 - 20 машин в день) и лесопильные заводы в Лисино, Луге (Ленинградская область) и в Карачеве (Орловская область). А когда Красная Армия погнала фашистских изуверов на запад, разъяренные таким поворотом войны захватчики приступили к реализации стратегии "выжженной земли". При отступлении немцы вывозили с собой все, что могли: оборудование фабрик и заводов, трамвайные рельсы, электрические и телефонные провода, металлические ограды. Все то, что фашисты не успевали вывезти, подлежало уничтожению. Бойцы стремительно наступавшей Красной Армии часто натыкались на сожженные деревни и трупы коров, убитых фашистами перед отступлением. Но самой страшной находкой были колодцы, доверху забитые изуродованными телами людей.

Примечательно и то, что с целью привлечения к войне против СССР стран-сателлитов нацистская пропаганда объявила природные богатства СССР общеевропейским достоянием. Сегодня эта идея будоражит умы некоторых европейских и американских политиков, предлагающих передать сибирские нефть и газ под контроль пресловутого "мирового сообщества". Что, правда, не удивляет. Мельтюхов прав, напомнив о том, что "антикоммунистическая и антисоветская основы национал-социалистической идеологии отражали более фундаментальное противостояние "Западной" и "Российской" цивилизаций и являлись очередным этапом в борьбе "Запада" с любой социально-экономической альтернативой его господству над миром". События, происходившие в разных уголках мира после распада СССР (Югославия, Ирак, Ливия и т.д.), свидетельствуют о том, что свою борьбу Запад продолжает вести с нарастающим ожесточением.

ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

Творившие зверства фашистские нелюди без стеснения фотографировались на месте своих преступлений. Гитлеровские молодчики искренне считали наших дедов и прадедов недочеловеками, которых надо уничтожать. Фашисты лишили жизни более 26 млн наших сограждан. Хотя их планы были куда амбициознее.

Поколения, родившиеся после окончания самой кровопролитной из войн, обязаны помнить о цене, заплаченной за нашу возможность жить, работать, любить, растить детей. Ведь фашистские сценарии такой возможности для нас не предусматривали. Не можем мы и равнодушно взирать на бессовестные попытки фальсификаторов истории перевести Россию из статуса государства-победителя и освободителя в статус агрессора. Изменения сознания неотвратимо приведет к изменению границ. И опять - не в нашу пользу.

Олег НАЗАРОВ, д.и.н.

При написании статьи использованы материалы Нюрнбергского процесса, работы Н.Волковского, В.Дашичева, А.Дюкова, Б.Ковалева, М.Мельтюхова, Н.Нарочницкой, П.Поляна, А.Уткина, В.Шишкина и др.

 Источник: http://solidarnost.org/thems/uroki-istorii/uroki-istorii_8071.html

 

Потомок донских казаков из Франции в Ростовской области нашел не только свою Родину, но и любовь

Удивительная история произошла в Ростовской области. В Донецке отгремела свадьба, объединившая представителей одного большого казачьего рода. Одна его ветка - абсолютно донская, а вот вторая после Октябрьской революции дала корни в Европе.

Французу Фредерику Аникину, потомку донских казаков, приснился старый храм в станице Гундоровской, что под Донецком задолго до того, как он первый раз приехал в Россию. Генетическая память - не иначе, уверен иностранец. Он начал искать свою Россию 15 лет назад. Это был нелегкий путь - в старинных документах допустили ошибку, неправильно записали практически непроизносимое для французов название станицы - Гундоровская. Помог Интернет, бесчисленные переписки с друзьями, анализ исторических документов. И вот в 2009 году он впервые ступил на землю своих предков.

"Я приехал сюда, что бы найти своих родственников. И я счастлив, что смог найти тех людей, которые знали моих предков. К тому же я нашел здесь даже нечто большее - свою любовь", - говорит французский потомок донских казаков Фредерик Аникин.

История, похожая на сказку. Фреда два года назад на исторической родине встречал старый казак, атаман Игорь Аникин. Может быть однофамилец француза, а скорее всего дальний-дальний родственник. Был под Гундоровкой целый хутор, который так и назывался Аникин. Гостя россиянин возил, показывал, рассказывал. А потом и говорит - поехали дочку встретим в аэропорт, из Москвы прилетает. Поехали. Уже через три дня Фредерик Аникин сделал предложение Анне Аникиной. Окончательное решение созревало два года, и вот теперь Фред приехал в Россию, что бы жениться на красавице-казачке.

"В душе он настоящий казак. Но полюбила я его за доброту и большую любовь к России и к нашей семье", - говорит жена французского потомка донских казаков Анна Аникина.

И завертелась в Донецке предпраздничная круговерть, приятные свадебные хлопоты. Из Франции прилетели три кузины - родные тетки Фредерика - Доминик, Надина и Мари-Теодора, все, кстати, тоже по фамилии Аникины. Хранительницы семейной истории привезли с собой старинные фотографии.

Их дед Михаил, прадед Фредерика - драгун казачьего полка личной охраны его императорского величества Николая Второго. Двое братьев их было - Михаил да Данила. Служили исправно, держали в Гундоровке конюшню. Пришла революция, Гражданская война. В 1920 году взяли братья четырех лошадей и ушли в Одессу, попрощались с родной землей, сели на пароход и причалили в Ницце, как оказалось - навсегда. Есть семейная легенда, что перед тем, как покинуть свою станицу, братья зашли помолиться в гундоровский Свято-Успенский храм. Может быть поэтому он и снился правнуку Фредерику, и наверняка поэтому он решил обвенчаться именно в этом храме.

Насколько серьезен был этот шаг для французского казака, можно судить хотя бы по одному факту. Фредерик Аникин осознанно пришел к тому, что бы поменять веру. Теперь он православный, причем настоящий, с крещением, ежедневной молитвой. В святцах имени Фредерик нет, поэтому повенчались раба Божья Анна и раб Божий Иоанн.

Родня и со стороны жениха, и со стороны невесты такому перевоплощению Фредерика и объединению старинного рода, пожалуй, только рады.

"Я не капли не сомневалась, я знала, что он такой. Фредерик еще 15 лет назад сказал - я поеду в Россию, и не исключено, что женюсь. Так и вышло", - улыбается тетя французского потомка донских казаков Мари-Теодора Аникина.

Отец невесты по казачьему сдержан, но видно, что доволен. Есть у него, правда, один суровый наказ для французского зятя - в казачьем роду есть негласное правило семейное, традиция - разводы не приняты. И не будет - у молодых, по крайней мере, в этом нет никаких сомнений. Потому что это не дань традициям, не фольклор, а настоящая любовь. Впереди праздник бракосочетания во Франции - приглашено около 400 гостей, говорит Фред. Жить будут в Тулоне, но обязательно купят дом в Гундоровской. Чтобы возвращаться сюда время от времени - именно домой.

 Источник: http://www.dontr.ru/Environ/WebObjects/dontr.woa/wa/Main?textid=46265


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное