Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Андрей Клочков: "Тех, кто интересуется прошлым, становится больше"

Как найти знаменитого предка

Кто-то по жизни не идёт, а плетётся «нога за ногу», изнывая от скуки. Сотрудник новомосковского института Андрей Клочков сумел сделать свою жизнь интересной и насыщенной. Он стал бывалым путешественником, знатоком тульского краеведения и одним из отцов-основателей интернет-клуба любителей генеалогии.

Приключений хватало

- Почему вы пустились в путешествия, да ещё на велосипеде? С детства спортом увлекались?

- Нет, в детстве я играл на пианино, ходил в балетный кружок, потом в ансамбль песни и пляски «Дружба» во Дворце пионеров. Зато мой дед Иван, по семейному преданию, на рубеже 19-20-х годов прошлого века увлекался велосипедом, отец тоже. По их примеру и я лет в тридцать занялся велотуризмом. Сначала катался по области, потом отправился на Волгу.

Интерес к путешествиям у меня начался с романа-эссе Владимира Чивилихина «Память». Это, наверное, была первая при советской власти книга, которая пробуждала гордость за наше историческое прошлое. Из неё я узнал о жизни кочевников и полюбил их. Захотелось понять, как они жили, самому пройти по пути войск монголо-татар. Лошади у меня не было, только её механическое подобие - велосипед…

- Прочувствовали кочевую жизнь?

- Во всяком случае приключений хватало. Однажды мы с товарищем отправились по этому маршруту, но к своей конечной цели - в Ашхабад - не попали. Во-первых, я плохо переносил жару. Во-вторых, заканчивался отпуск. А когда услышали по местному радио о случаях чумы на пути, то с чистой совестью повернули в Астрахань.

На следующий год я ехал по намеченному маршруту один. За год тренировок научился бороться с жарой в 50 градусов. Научился прислушиваться к своему организму. Чувствую: сердце сильно бьётся - встану в тенёчке, немного отдохну - и всё хорошо. А в первом походе мы ломились вперёд, как ненормальные… Недаром англичане говорят: к сорока годам человек либо сам себе доктор, либо дурак.

- Всё прошло благополучно?

- Если не считать, что в Мангистауской области Казахстана, между посёлками Кульсары и Бейнеу, чуть не стал жертвой орды подростков на лошадях. Откупиться открытками с видами Тулы не удалось. Им очень понравились мои вещи, они хватали то кепку, то очки, то фотоаппарат. В отчаянии закричал, что лезу в рюкзак за револьвером, которого у меня, конечно же, не было. И... вся орда моментально отскочила на полсотни метров с воплями, что я бандит и они едут жаловаться в милицию...

Бешено мчусь от этого страшного места по песчаной дороге, попадаю в яму, ломаю переднее колесо и с ужасом думаю, что это конец… К счастью, погони не было. Отремонтировав велосипед, продолжил маршрут. После многочисленных событий и приключений достиг Ашхабада...

Похоже  на разведдеятельность

- Это единственный «масштабный» поход?

- Собирался в Индию. А в 1991 году, перед поездкой, совершил, так сказать, «тренировочный» памирский поход. Но сейчас нет средств, чтобы устраивать грандиозные путешествия. Хочется проехаться по старым трактам Тульской губернии, отыскать, где проходил древний Муравский шлях. Объездить прежние дворянские усадьбы. Интересно узнать, как путешествовали в старину, окунуться в быт путешественников.

Я коллекционирую фото старинных писем, открыток. Оригиналы - слишком дорогое удовольствие. Потом пытаюсь прочитать - кто писал, где он жил. Недавно в инете нашёл старинное письмо из Крапивны. Провожу расследование относительно его адресата. Выявляю новые связи между городами, где жили мои предки: Тулой, Крапивной, Епифанью…

- Когда и как вы пришли к увлечению генеалогией?

- Составлением своей родословной занялся лет пять назад. Меня всегда волновала та информационная пустота, которая лежала дальше дедушек и бабушек. Все мои родственники - люди простые, и было обидно, что некем гордиться. Теперь же, когда есть больше информации, я увереннее себя чувствую. Горжусь всеми своими предками, поскольку знаю, что они много сделали в жизни рода, а не просто «коптили небо».

- А откуда возник интерес к краеведениию?

- Во время поисков своих предков приходилось применять системный подход: в историю в основном входили знатные люди, а мещане редко. Так затрагивались вопросы краеведения - узнавал фамилии священников, помещиков…

Кстати, я понял, что гордиться можно не только предками, но и своими бывшими помещиками. Так, например, дедово село Селезнёво Тульского уезда было вотчиной князя Григория Ивановича Волконского, «министра вооружений» Петровского времени, строителем Тульского оружейного завода. Недавно мне удалось разыскать в Америке его прямого потомка, Олега Волконского. Мы с ним обменялись письмами.

Я узнал, что внучка Григория Ивановича вышла замуж за калужского помещика Ардалиона Лопухина. И один из её потомков, калужский губернатор, послужил прототипом героя гоголевского «Ревизора». Кстати, недавно выяснилось, что известный врач и публицист XIX века Константин Константинович Толстой был внебрачным сыном одной из девиц Лопухиных, которая считалась незамужней.

Неимоверно интересно, когда связываются совершенно независимые материалы из разных источников! Похоже на разведывательную деятельность…

Например, недавно узнал, что знаменитый герой анекдотов поручик Ржевский произошёл из нашего Венёвского уезда. В книге «Правда о поручике Ржевском» описывается совершенно реальный случай. Бравый поручик пришёл на бал в костюме печки, под которым он был «а-ля натюрель». Любопытствующие стали открывать у печки дверцы, и получился конфуз. Поручик был невероятно доволен…

- Где вы находите материалы для ваших изысканий?

- В Интернете есть сайт клуба «Генеалогия в Туле», который объединяет краеведов. Началось со встречи пожилого краеведа Александра Зайцева и молодого - Дмитрия Чигинского, потомка знаменитого тульского самоварного фабриканта. «Я уже стар. Помру, и все мои материалы пропадут!» - сказал Александр Германович. С его подачи Дмитрий сделал в Интернете площадку, куда мы стали выкладывать свои материалы. Нас, учредителей, восемь человек, и мы каждую субботу проводим собрание по скайпу. Клуб ещё молод, но буквально с нового года в нём набралось уже под

30 участников. Разной информации накидали много. Но и я поднабрал материала и сейчас могу составить родословную любого жителя Крапивны от XVIII века и до наших дней…

Одухотворённая история

- Новомосковск, в котором вы живёте, - молодой город. Уж о нём-то, наверное, ничего интересного вам не удалось узнать?..

- Зря вы так думаете! Близ Новомосковска есть село Иван-озеро, в котором стоял домик Петра I. Само строение не уцелело, но сохранился чертёж, по которому его можно восстановить. Жители Новомосковска просто не знают, какой интересный исторический объект у них под боком. Ничего удивительного - там мало местных обитателей, в основном все съезжались из разных мест. Поэтому генеалогией занимаются единицы. Меня вообще называют единственным краеведом Новомосковска.

- Ещё Пушкин писал: «Мы ленивы и нелюбопытны». А наши современники не то что в архив не полезут - лишний раз вокруг себя не оглядятся…

 - Надо срочно смотреть. Например, старинные дворянские поместья на территории нашей области брошены на произвол судьбы и скоро совсем исчезнут с лица земли. Для сохранности памятников не хватает политической воли властей - местных и федеральных. Хорошо, заведующий краеведческим отделом областного центра детско-юношеского туризма Юрий Кузнецов каждые два года проводит конференции «Тульские усадьбы» и для этого рассылает запросы учителям, чтобы они описывали ближайшие к их школам усадьбы. Очень хорошо на это откликаются в Ленинском районе. А особенно - в Венёвском, благодаря председателю клуба «Венёвский уезд» Денису Махелю.

- Жаль, в Туле такого клуба нет…

- А сюда почти все жители съехались относительно недавно. Есть, конечно, коренные туляки - например, Евгений Сабинин, бывший директор ТОЗа. Он мне, кстати, приходится родственником. Каждый при желании может найти знаменитого предка. В процессе изучения своей родословной и родословной бывших помещиков история становится более одухотворённой, наглядной.

- У вас есть ученики, последователи?

- Есть последователи - те, кому я помог найти кого-то из предков и тем самым побудил продолжить поиски самостоятельно. Сначала мне много помогали на форумах и сайтах, теперь я помогаю. Мои последователи тоже кому-то помогут. Тех, кто интересуется прошлым, становится всё больше.

 Источник: http://www.tsntv.ru/mod_fullnews_ndrey_lochkov__quoteh_kto_interesuetsya_proshlym_stanovitsya_bolshequot.html

 

Древо у дороги

Династия Историных послужила Транссибу 210 лет.

Фёдор Историн из сельца с домашним названием Собачонки, которое затерялось в мордовских лесах, в 1903 году ушёл на Великую Сибирскую дорогу не от хорошей жизни. На малой родине было холодно и голодно.

В те годы начала века на слуху был Иркутск. Здесь дорога бурно развивалась, энергично прирастала, как нынче принято говорить, инфрастуктурой. Крестьянину Фёдору Историну из глухого села железнодорожное начальство определило быть кочегаром на паровозе в локомотивном депо станции Иннокентьевская (ныне Иркутск-Сортировочный). Всю свою трудовую жизнь он оставался верен нелёгкой профессии, перекидав в паровозные топки тысячи тонн уголька. Именно здесь, в Ново-Ленино, Фёдор разжился деньжатами и срубил знатный пятистенок, который более чем на сто лет стал родовым гнездом для многочисленного семейства Историных.

Шестеро ребят уродились у Фёдора и Зиновии – пятеро сыновей и дочка. Один из них, Миша, по хворости умер в юности, а вот Григорий, Леонид, Иван, Александр выдались на редкость крепкими и жилистыми. Все они пошли по стопам отца, на железную дорогу. Только дочь Евдокия выбрала иную стезю. Перед войной окончила Иркутский финансовый техникум и всю жизнь трудилась, как считали братья, в сторонних организациях. Для них-то дорога осталась зарубкой на всю жизнь, их гордостью и славой.

Разветвлённое генеалогическое древо Историных дочь Александра Татьяна кропотливо воссоздавала не один год. Теперь этот рисунок, аккуратно раскрашенный карандашами, занимает почётное место в первом томе двух увесистых альбомов истории династии. Вся трудовая деятельность выпускницы Иркутского института народного хозяйства прошла в отделении госбанка, но до сих пор она свято верит в то, что почтенное семейство Историных сформировала и поставила на ноги многие десятилетия назад именно железная дорога.

Со станцией Иркутск-Сортировочный связана вся жизнь второго железнодорожного поколения Историных. В здешнем локомотивном депо работал машинистом Григорий, а потом, перед пенсией и далее, пока здоровье позволяло, – нормировщиком. Его сын Владимир трудился здесь же слесарем подвижного состава. Иван стал кондуктором при товарных поездах, уходящих с этой станции. Лёня, окончив училище ФЗО при сортировке, осел в Новосибирске, став со временем на этой ключевой сибирской станции начальником восстановительного поезда. У Леонида сын Геннадий всю жизнь трудился инженером-связистом на Западно-Сибирской дороге.

Пожалуй, наиболее замысловато сложилась судьба Александра, который в рефрижераторном цехе вагонного депо Иркутск-Сортировочный проработал более тридцати лет. После школы он окончил Иркутский ветеринарный техникум. Когда настала война, Александра взяли на фронт. Целых семь лет он служил в Красной Армии кавалеристом. Имел боевые награды, в том числе самую почитаемую солдатскую медаль «За отвагу».

После демобилизации бравый фронтовик работал ветеринарным техником в Тулуне, а потом трудоустроился в заготконтору Усолья-Сибирского. Здесь он встретил Марту. У неё была своя трудная судьба, которую тоже не обошла стороной война.

В девичестве Марта носила фамилию Вяхинен. Родилась она в семье представителей финского национального меньшинства – ингерманландцев в селе Мартышкино, что в нескольких километрах от Ораниенбаума (ныне город Ломоносов Ленинградской области). Эта небольшая народность веками обживала ижорскую землицу и Карелию. Жила семья справно, имела корову, поросят и другую живность. Марта окончила семилетку ровно за месяц до начала войны. Когда фашисты вплотную подошли к Ленинграду, посыпались нещадные бомбёжки. Рядом был Ораниенбаум с аэродромом и Кронштадт с его стратегическими фортами. Пряталась семья Вяхинен на собственном огороде, вырыв окоп. В один из авиационных налётов в их дом угодила бомба.

Во время относительного затишья Марта и её родные рыли противотанковые рвы. Корову пришлось отдать Красной Армии, а от истощения и голода выручал 125-граммовый фронтовой паёк с мякиной пополам, которым делились с землекопами красноармейцы. Когда холода прижали, пришлось семье перебираться к знакомым в соседнюю деревушку Куккозы.

За несколько дней до начала нового, 1943 года, дав сутки на сборы, их посадили на грузовики и повезли по Дороге жизни через Ладогу. Тогда несколько «полуторок» из страшной бомбёжки ушло под лёд вместе с людьми. От греха подальше Советская власть решила депортировать около трёх тысяч ингерманландцев в глубь страны, опасаясь их перехода на сторону врга. Но предателей со стороны представитей небольшой народности не нашлось.

Их посадили в теплушки и повезли неизвестно куда. Многие умирали от антисанитарии и голода. К месту назначения, на станцию Усолье-Сибирское, из 36 изнемождённых пассажиров одного из товарных вагонов, где ехала семья Вяхинен, в живых осталась только половина. Марту в приказном порядке отправили зарабатывать скудную пайку на один из ближних к Усолю-Сибирскому лесоповалов. Тогда они даже не отдавали себе отчёта в том, что стали репрессированными. Назад, на малую родину, по правительственному распоряжению путь им был заказан.

...После войны судьба свела Марту с Александром, а в 1950 году они сыграли скромную свадебку.

– В том же году они решили перебраться в родовое гнездо дедушки, – вспоминает дочь Марты Ивановны Историной Татьяна Александровна. – Тогда в доме жили девять родственников, четверо из которых работали на Восточно-Сибирской дороге. По сложившейся семейной традиции мои родители хотели во что бы то ни стало трудоустроиться на ВСЖД. В 50-е годы это был верный способ заработать на хлеб с маслом. Да и профессия железнодорожника была очень почитаема в Ново-Ленино. До сих пор помню, с каким размахом отмечали День железнодорожника в те далеко не благополучные с материальной точки зрения годы.

Марта Ивановна прошла в локомотивном депо Иркутск-Сортировочный все ступени бухгалтерского карьерного роста. Начинала рядовой служащей, а под занавес трудового пути стала главным бухгалтером этого славного орденоносного предприятия.

– Мама частенько брала работу на дом, светового дня ей не хватало, чтобы справиться со служебными делами. Видя такое дело, я не решилась связать свою судьбу с железной дорогой, – честно признаётся Татьяна Александровна. – Но я знаю, что люди на ВСЖД крепкие, будто из железа они. Такого терпения и кропотливости, как у них, ещё в этом мире надо поискать. Зато мамин портрет не сходил с деповской доски почёта, а все её здесь ласково звали Марией Ивановной. Был окружён почётом и уважением в своём рефрижераторном цехе ВЧД и папа, который, к сожалению, мало пожил на заслуженном отдыхе. Оба они отдали железной дороге по тридцать лет.

Немало горя и страданий выпало на долю этого почтенного железнодорожного семейства, многие из которого связали свою жизнь с Транссибом. Трудную и достойную жизнь прожили на нём три поколения династии Историных.

 Источник: http://zdr-gazeta.ru/?newsid=64900

 

В наследство потомкам

«Наш род Кучинских из деревни Гончары Лидского района. Расскажите, пожалуйста, о происхождении фамилии. Старшая дочь к тому же занялась составлением фамильного древа. Очень хочется оставить в наследство потомкам историю нашего рода.

Татьяна Васюто (в девичестве Кучинская), Минск».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Фамилия Кучинский образована от названия населенного пункта с основой Куч-. Таких названий на территории Беларуси несколько: село Кучин (упоминается в старобелорусских письменных памятниках под 1567 годом; теперь это Кучицы Мостовского района), Кучино (ударение на первом слоге) Слуцкого и Кормянского районов, Кучин (ударение на втором слоге) Быховского района, Кучинск (ударение на втором слоге) Буда–Кошелевского района, Кучино (ударение на первом слоге) Оршанского и Толочинского районов. Все это производные от древнего имени–прозвания Куча. В восточнославянских письменных памятниках оно отмечается с конца XV века. Позднее на его основе возникли такие восточнославянские фамилии, как Куча, Кучин, к этому же ряду относится и литовская фамилия Кучас. От уменьшительной формы этого имени образованы белорусские фамилии Кучка, Кучко. Древний смысл имени очень туманен в связи с развитием множества более поздних значений, которые в основном сводятся к обозначению массы, множества, груды, вороха чего–либо. В «Словаре древнерусского языка» И.И.Срезневского куча — хижина, шалаш. В составе имени и фамилии эти значения едва ли могли найти свое отражение. Наиболее вероятно, что имя и фамилия Куча образованы по действию диалектного глагола «кучити» — «докучать разговорами, приставать с просьбами, клянчить». Это значение отмечено в диалектах русского, белорусского, украинского и польского языков. Отсюда Куча — человек докучливый, надоедливый. Так что начало белорусским фамилиям и названиям поселений дало древнее мирское (а не церковное) имя–прозвание Куча. В Лиозненском районе есть деревни под названием Кучинщина, основу которого составляет не имя–прозвание Куча, а фамилия Кучинский. Это поселения, основанные Кучинскими.

«Род нашего отца — Героя Советского Союза — Лавриновича Эдуарда Викторовича происходит из деревни Кулаково Верхнедвинского района. Хотелось бы узнать, что означает фамилия.

Г.Э.Русецкая, Солигорск».

— Основу фамилии Лавринович составляет личное имя Лаврен — сокращенный вариант имени Лаврентий (в переводе с латинского «житель города Лаврента, лаврентиец»). Суффикс —ович обозначает родственные отношения по мужской линии: сын или иной потомок Лаврена.

«Объясните, пожалуйста, откуда пошла фамилия Карамышева.

Ольга Яковлева, Волковыск».

— В основе фамилии Карамышев тюркское слово «карамыш» — «защитивший, пощадивший». Слово это встречается в крымско–татарском, турецком и в других тюркских языках. Многие из Карамышевых служили государству Российскому, за что награждались поместьями.

«Буду благодарна за разъяснение фамилий Блоцкая и Илинич.

Екатерина Блоцкая, Минск».

— Фамилия Блоцкий — производная от древнего имени–прозвания Болото. По сведениям Н.В.Бирилы, в старобелорусских письменных памятниках оно отмечается с XVII века. От этого имени образованы белорусские фамилии Болотин, Болотевич, Болотский (в польской огласовке — Блоцкий). Фамилия также соотносится с названием населенного пункта Блотковщина Ошмянского района. Основателями или владельцами этой деревни были Блоцкие (возможно, ваши дальние родичи).

Илинич — сын или иной потомок Ильи. Имя Илья заимствовано славянами из древнееврейского языка в значении «бог мой Яхве».

«Интересует происхождение фамилии Калнаш. Кроме своих родственников, никого с такой фамилией не встречал.

Николай Калнаш, Мостовский район».

— У фамилии Калнаш литовские корни. Она образована от основы литовского слова «колнишкис» («житель гористой местности; горец»).

Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

 Источник: http://www.sb.by/post/117268/

 

Праздник в старой усадьбе

Возвращение доброго имени старинного рода — дело чести учителя истории

День сирени — так назывался праздник, прошедший в бывшем имении Демидовых — селе Быковка (ударение на втором слоге) Воротынского района. Начался он литургией в сельском храме, построенном в 1830 году на средства Демидовых, и продолжился торжественным митингом, посвященным возвращению в семейный некрополь надгробной плиты Аркадия Васильевича Демидова. Надгробие было украдено и вывезено в Нижний Новгород в советское время. Большое мраморное основание отпилили, а узкую оставшуюся часть с выбитыми фамилией и датами жизни за ненадобностью бросили на Бугровском кладбище «лицом» вниз. Так бы никто и не заметил её, если б не внимательный сторож. Он рассказал о находке Татьяне Львовне Грачёвой — председателю Союза возрождения дворянских родов. Она-то и нашла краеведов, занимающихся сбором материалов о нижегородской ветке Демидовых.

После освящения вновь обретённого и положенного на место надгробия силами школьного экскурсионного бюро для всех гостей была проведена экскурсия по усадьбе. Юные экскурсоводы познакомили всех, кто интересуется историей рода и русским усадебным искусством, с музеем, мемориальными местами и парками Быковки, а завершился праздник обедом и концертом на свежем воздухе, напоенном ароматом душистой сирени.

Сложилось так, что два больших родовых гнезда знаменитых уральских заводчиков находились именно на нижегородской земле. В 1720 году Никита Демидов купил в землю «в Барминской волости у графа Николая Головина с пашнями и лесами, сенными покосы и со всеми угодьями и что есть за ним крестьянами». Именно эта покупка дала возможность крупнейшим промышленникам получить дворянство. Об этом напомнил всем собравшимся на митинге перед храмом Рождества Христова краевед и организатор праздника, заслуженный учитель России, финалист прошлогоднего конкурса «Учитель года» Александр Дюжаков. Именно он в течение многих лет занимался историей могучей нижегородской ветви Демидовых, собирал документы, архивные записи и фото, переписывался с потомками. Эти изыскания не пропали даром: в единственно уцелевшем (благодаря тому, что после революции в здании в течение 80 лет размещалась школа) из трёх усадебных зданий сегодня размещается музейная экспозиция, посвящённая Демидовым и их роли в общественной и культурной жизни края. Её трудно переоценить.

Говоря о Демидовых в присутствии жителей Быковки и многочисленных гостей праздника, Александр Михайлович подчеркнул, что к своему дворянскому титулу Демидовы относились очень ответственно — строили не только металлургические заводы (всего их было создано 55 по всей России), но и храмы, дворцы, школы, больницы, собирали художественные коллекции — словом, распространяли культуру, поощряли науки, украшали жизнь. Стараниями Демидовых созданы парки, плотины, пруды, многие из которых сохранились до сих пор, несмотря на почти век бесхозяйственности. Кроме того, семья Демидовых — и об этом красноречиво свидетельствуют найденные документы — заботилась о крепостных крестьянах. Они бесплатно предоставляли лес для постройки домов, не скупясь, отводили земельные покосы и пашню. По их инициативе в Быковке был создан общественный хлебный магазин-склад, средства от которого шли на поддержку крестьян, в 1863 году быковцы первыми в губернии стали свободными крестьянами-собственниками. Все представители рода занимались земской деятельностью и благотворительностью. Александр Васильевич Демидов был первым председателем земской управы. Аркадий Васильевич Демидов, получив высшее образование в столице и вернувшись в Быковку, несколько лет подряд избирался членом Нижегородского губернского присутствия по крестьянским делам, так как лучше других дворян знал проблемы и чаяния крестьянства. Платон Александрович Демидов за свою справедливость и образованность удостаивался звания почётного мирового судьи, избирался председателем губернского съезда мировых судей. Кстати, он был женат на дочери Владимира Даля, история семьи которого тоже тесно связана с Нижегородской землей. Игорь Платонович был активным членом партии конституционных демократов, депутатом Четвертой Государственной Думы. Александр Александрович занимался музыкой, был в дружеских отношениях с Мусоргским, Балакиревым и Ляпуновым. Николай Александрович увлекался историей, он автор первого исследования по краеведению, его «Исторический очерк Васильсурского уезда Нижегородской губернии» до сих пор считается самым надежным источником. Павел Аркадьевич, исполнявший обязанности председателя Нижегородской земской управы, немало потрудился над благоустройством губернии и просвещением её населения. При нём выросла сеть земских школ и народных библиотек, был организован земский музей, началось изучение и пропаганда кустарных промыслов.

В советское время роль Демидовых в развитии края всячески старались замолчать, а то и вовсе исказить, поэтому то, что сделал Александр Дюжаков, педагог, историк, энтузиаст и патриот, трудно переоценить. Его вклад в восстановление справедливости и, соответственно, в воспитание подрастающего поколения целого района огромен. Благодаря профессионализму и энергии ему удалось привлечь к возрождению исторического наследия Демидовых педагогов и чиновников. Его авторитет сыграл огромную роль в том, что усадьба к нынешнему празднику была полностью вычищена от мусора и старых деревьев. Большой вклад в благоустройство территории Быковки внесли школьники и педагоги Воротынского района. (Кстати, школы в самом селе больше нет — 12 быковских школьников учатся в соседней Красной Горке. Всего же в Воротынском районе в прошлом году закрыто восемь школ).

Александр Дюжаков и его помощники, взрослые и юные краеведы, не собираются останавливаться на достигнутом. Теперь их главная цель — привлечь в Быковку туристов, расширить масштаб традиционных Демидовских чтений, в которых пока принимают участие школьники ближайших к Воротынскому районов, сделать Быковку активной исследовательской площадкой для всех краеведов России, занимающихся историей рода Демидовых.

С одной стороны, здорово, с другой — жаль, что возвращение к истокам, возрождение исторической памяти сегодня интересует только педагогов?энтузиастов, таких, как Александр Михайлович Дюжаков. Во всяком случае они реально этим нелёгким делом занимаются. Все остальные — политики, чиновники и общественные деятели — ограничиваются только словами и декларациями.

 Источник: http://novayagazeta-nn.ru/2011/189/prazdnik-v-staroi-usadbe.html

 

Свастика — проклятый символ счастья

Свастика (санскр.) — крест с загнутыми под прямым углом (реже — дугой) концами. Возможно, древний символ плодородия, солнца, скрещенных молний, молота Тора и тому подобного. Как орнаментальный мотив встречается в искусстве древних культур, а также в античном, европейском средневековом и народном искусстве. В фашистской Германии использовалась как государственная эмблема, отличительный знак нацистской партии, стала символом варварства и насилия.

В наши дни изображение свастики у многих вызывает отвращение, поскольку воспринимается как эквивалент нацистской идеологии. Использование этого знака в ряде государств вообще запрещено. А ведь на протяжении тысячелетий для многих народов свастика была олицетворением Солнца, благодатного огня и света.

Древнейшая свастика найдена в Швеции, ее выбили на скале около 14 тысяч лет назад. Считается, что это был нордический символ Солнца. Немного «моложе» наскальные рисунки в армянской части Араратской равнины — их относят к X тысячелетию до н.э.

Терракотовые печати и таблички с надломленным крестом, символизирующим Солнце, обнаружены в долине Инда, на территории современных Индии и Пакистана, при раскопках древнейших городов Хараппа и Мохенджо-Даро, существовавших с середины III тысячелетия до н.э. Из той же эпохи — свастики, нарисованные на черепах, выкопанных археологами в Древней Месопотамии, в провинции Хузистан современного Ирана.

В Европе самые ранние изображения свастики (конец V тысячелетия до н.э.) нашлись на Балканах, в бассейне рек Морава и Вардар, среди знаков неолитической культуры Винча.Украшения в виде дисков с изображениями Солнца, стилизованными под свастику, ученые достали из женского погребения времен Кобанской культуры на территории Северной Осетии (I тысячелетие до н.э.).

Известны аналогичные рисунки на керамике, относящейся к Андроновской культуре бронзового века (II тысячелетие до н.э., территория Западной Сибири, Казахстана и Южного Приуралья).

Свастика была также популярна у скифов и сарматов, этот символ знали во всей Европе и Азии, на всем Американском континенте, в Африке и даже в Австралии, Новой Зеландии и Океании.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЗВАНИЕ

Согласно древним мифам, свастику людям даровали боги. Принято считать, что ее современное название происходит от санскритского слова «свасти» — «успех». Самый древний из известных текстов, где упоминается свастика, — та часть индийского эпоса «Махабхарата», где описывается детство и юность бога Кришны.

Но есть и иная версия, весьма популярная среди русских, украинцев и белорусов. По этой версии, слово свастика относится к древнему праславянскому языку, выделившемуся из индоевропейского языкового семейства еще во II тысячелетии до н.э. Тогда слово «сва» означало «небо», а «свастика» — «дар», «послание» или «посланец неба». Отсюда происходит и имя Сварога — бога неба и небесного огня у древних славян.

Однако результаты новейших исследований позволяют утверждать, что распространителями этого древнейшего символа по всей Индии, Ирану и другим государствам Ближнего и Дальнего Востока были арии — представители одной из ветвей праславянских народов, принадлежащих к индоевропейской (прежде всего индоиранской) языковой общности. Именно от них восприняли свастику кочевые народы Сибири, которые, мигрируя через перешеек, соединявший Азию и Северную Америку и существовавший 20-25 тысяч лет назад на месте Берингова пролива, «занесли» ее на Американский континент.

А жители Тибета и индусы до сих пор говорят, что свастикой их наделили Белые Наставники, прибывшие из-за северных гор.

СТАЛА УКРАШЕНИЕМ

На протяжении тысячелетий свастика повсеместно использовалась как религиозный символ, знак величия богов и их почитания людьми. Однако начиная с I тысячелетия до н.э. в государствах Средиземноморья этот знак постепенно превращается в светский, декоративный элемент.

Изображение надломленного креста становится частью архитектурного декора, используется в узорах на тканях, свастику начинают чеканить на монетах, украшают ею оружие и посуду, а также драгоценности. Свастика встречается на предметах, найденных на территории почти всех государств, входивших в состав Римской империи, и не только на европейском континенте, но и на Британских островах, а также в Северной Африке.

Славяне (точнее, праславяне) и прибалты почитали свастику («солнцеворот», «коловрат») как священный символ бога Сварога. Самые древние изделия с этим символом — глиняная посуда, найденная при раскопках захоронений под городком Борки, примерно в 50 километрах к юго-западу от Харькова. Возраст захоронений — рубеж III — II тысячелетий до н.э.

К сожалению, все эти артефакты погибли во время Второй мировой войны и сохранились только их изображения, в частности, в краеведческом музее польского городка Ренбково.

На Руси свастика служила воинским символом вплоть до X века. Обычно ее рисовали желтым цветом на красном фоне. Согласно древним летописям, изображение свастики было и на щите Вещего Олега — том самом щите, который князь якобы прибил «на врата Царьграда» (Константинополя).

С распространением христианства свастика постепенно утрачивает свое первоначальное значение. Однако на протяжении еще нескольких столетий она продолжает упоминаться в фольклоре разных народов как символ благополучия и счастья. Встречается свастика и в средневековой геральдике, особенно на гербах знатных германцев и западных славян.

В наши дни свастику можно увидеть в церквях и костелах, построенных в эпоху раннего Средневековья, а также на старинных иконах, где она символизировала божественную силу, исходящую из сердца Иисуса. Этот древнейший знак божьей благодати имеется и внутри киевского Софийского собора XI века, и «вплетен» в орнамент, украшающий усыпальницу базилики Святого Амброзия в Милане, и служит элементом мозаики на полу собора Нотр-Дам в Амьене (Франция), построенного около 1200 года на месте языческой святыни.

В последующие столетия свастика лишается не только своего религиозного смысла, но и перестает служить оберегом и даже декоративным элементом. Ее место в сознании людей и в быту занял христианский крест.

ВОЗРОЖДЕНИЕ И КРАХ

В XVIII веке, с началом эпохи европейского Просвещения, свастика становится знаком тайных, «герметичных» знаний и соответствующих тайных сообществ, а также религиозно-этического движения масонов — знаком, символизирующим Бога, почитаемого как Великого творца Вселенной.

Популярность свастики стала вновь расти после того, как в 1870-х годах Генрих Шлиман при раскопках древнего города-государства Трои обнаружил различные изделия, украшенные изображениями надломленного креста. Причем они были практически идентичны тем, что археологи находили на территории Германии.

Вскоре после этого свастика возрождается как символ успеха и благополучия, ею украшают поздравительные открытки, бижутерию, брелоки, ковры и покрывала, используют как эмблему спортивной одежды и снаряжения, применяют в архитектурном декоре.

В начале XX века свастику можно было увидеть на знаменах и вымпелах, на технике разных родов войск. Так, например, на финских танках, военных автомобилях и самолетах свастика как государственный знак появилась в 1918 году.

А еще вот такой курьез: в 1912 году в Ирландии образовалась фирма под названием Swastika Laundry (прачечная «Свастика»). Что стало логотипом этой фирмы, думаю, пояснять не надо.

Известна реклама американской фирмы Coca-Cola 1925 года: «Пейте кока-колу по пять центов за бутылку». Эта надпись была сделана на объемном изображении свастики.

В России свастика в виде водяного знака возникает на банкнотах уже в XIX веке — либо за двуглавым орлом, либо по бокам купюры. А на радиаторе парадного лимузина «Мерседес» императора Николая II вместо привычной трехлучевой звезды сверкала все та же свастика.

 После Октябрьской революции, до тех пор, пока символом Рабоче-крестьянской Красной армии не стала пятиконечная звезда, на воинских эмблемах и на обложках военных билетов красовалась свастика.

В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, свастика практически во всем мире воспринималась уже не в качестве знака бога (богов) и небесного света и огня, а как народный символ благополучия, удачи, радости.

Ну а как немецкие нацисты под предводительством «бесноватого фюрера» обесчестили, испоганили свастику, уничтожили все связанные с ней светлые и радостные моменты — об этом, несомненно, знают и помнят все ныне живущие поколения большинства народов Земли.

 Источник: http://www.ufolog.ru/publication/3533

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное