Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


МАЛАНИЧЕВЫ

 

Фамилия Маланичевых звучит загадочно. Она  не обнаруживает сходства ни с одной из знакомых русских морфем. Однако эта фамилия  исконно русская, образована от  географического названия Маланичи. В России есть только одна деревня с таким именем  - в Чернушинском районе Пермского края, на берегах реки Сульмаш. В письменных источниках деревня Маланичи  упоминается с начала XVIII века, однако возникла она гораздо раньше – в XIII- XIV веках, когда в этих краях появились первые русские поселенцы. Местные предания связывают  название деревни с именами первых жителей.

 

Согласно легенде, основателями  Маланичей были братья Маланичи. Сколько их было, как их звали, из какой земли пришли братья – сведений об этом нет. История сохранила только отчество – Маланичи. Это отчество образовано от архаической формы старинного русского имени, которое в прежние времена было популярным, любимым в народе. 

В глубокой древности жил на Руси человек, получивший в крещении имя Эмилиан. 

 

Возможно, он жил ещё до монгольского нашествия, но не раньше X века. В русских землях  греческое имя Эмилиан (в дословном переводе означающее «ласковый») появилось после крещения, когда славянский именослов пополнился именами раннехристианских праведников, проповедников, мучеников. Иноязычные имена, непривычные для славянского слуха, слегка изменялись в разговорной речи. Имя Эмилиан  в народных говорах приобрело удобную, легко произносимую форму – Емельян. Его греческое происхождение постепенно забылось. Имя стало считаться своим, русским, обросло многочисленными уменьшительными именами: Амеля, Емеля, Мелёша, Малаша, Маланя. Каждый Емельян в  своём домашнем кругу именовался по-своему. Нередко ласковое детское имя  закреплялось за человеком на всю жизнь. Емельян вырос, женился, обзавёлся детьми, но для  близких людей по-прежнему оставался Маланей. От  уменьшительного имени было образовано отчество сыновей – Маланичи.

 

В далёкие времена, ещё до установления крепостного права, среди русских крестьян  существовал обычай: молодые парни, желавшие начать самостоятельную жизнь, уходили из родной деревни в  необжитые места. Осенью, после сбора урожая, они получали родительское напутствие, а вместе с ним - всё необходимое для обзаведения хозяйством, и отправлялись в путь. Где встречалась им «ничейная» земля, пригодная для житья – там останавливались, строили себе избы – и появлялись на Руси новые селения.  Вероятно, вот так же несколько столетий назад братья Маланичи ушли из родительского дома и основали новую деревню на речке Сульмаш. Деревня разрослась, наполнилась жителями. Для своих соседей обитатели  Маланичей были «маланичевы крестьяне» или просто «маланичевы».  Прозвище, образованное от названия «малой родины», потомки «маланичевых крестьян» разнесли по другим сёлам и деревням, по большим и малым городам России.

 

Фамилия Маланичевых, в целом редкая, имеет «фамильные гнёзда» - места, где она встречается часто. Неудивительно, что в Пермском крае фамилия считается своей, привычной. Самый знаменитый обладатель этой фамилии, русский художник-геральдист Роберт Маланичев – пермяк по происхождению: родился в 1936 году в Соликамске. Этому замечательному художнику Россия обязана возрождением отечественной геральдики. Роберт Иванович создал гербы многих городов, районов, областей России, но самая известная его работа – проект герба РФ.

 

Фамилия Маланичевых встречается и на Вологодчине, и это тоже неудивительно: в прошлом Вологодская и Пермская губерния граничили между собой. Одно из фамильных гнёзд» Маланичевых – старинное село Шуйское недалеко от Вологды. Когда-то оно было самым большим, красивым и богатым селом в своей округе. Так, например, в «Списках населённых мест Вологодской губернии» за 1866 год Шуйское отмечено как «село казённое при реках Сухоне и Шуе, 136 вёрст от уездного города Тотьмы, дворов 189, проживают 417 душ мужского пола и 335 женского, церквей православных две, ярмарки две, сельское правление, училище, базар».

 

 

Литература:Никонов В.А. География фамилий. М., 1988. Петровский А.Н. Словарь русских личных имён. М., 2000. Унбегаун Б. Русские фамилии. М., 1989.

 

Источничники: «Список населённых мест Российской империи». СПб., 1859-1866.

 

© Программа "Российские Династии" МИГИ www.geno.ru

 

 

Кого ловит Ловчиков?

 



Александра Суперанская , профессор

 

 

Ловчиков А.С. (Вологда): Уважаемая Александра Васильевна, моя фамилия - Ловчиков, по моим наблюдениям эта фамилия ни в каких источниках информации не была обнаружена. Она только присуща жителям нескольких поселений одного или двух районов Вологодской области - Кадуйского и Бабаевского. Если встречается в других регионах России - это выходцы из указанных районов. Расскажите, пожалуйста, откуда и когда моя фамилия произошла.

 

Суперанская: Фамилия происходит от древнерусского имени Ловчик. Она редко попадала в актовые записи, поскольку имела уменьшительную форму (с суффиксом -чик). Но одна запись дает нам прямой ответ на вопрос, откуда такая фамилия: Дмитрий Петрович Ловчиков, московский дворянин, сын ловчего великого князя Ивана III, 1528 г. Его сын Григорий Дмитриевич Ловчиков, опричник, казнен в 1570 г.

 

Итак, Ловчик - сын Ловчего.

 

Слово "ловчий" - старший охотник и старший псарь, который управляет всей псовой охотой в поле, - было не только названием должности, но и именем: Илья Олександров сын Ловчаго, отчинник, северо-восток России, 1477 г.

 

В записи 1549 года попали Гавриил Ловчиков и его сын Григорий. В Угличе в 1609 г. упоминается Матвей Ловчиков.

 

В прошлом на Руси не только цари, но и бояре, и дворяне увлекались псовой охотой, и должность ловчего была в большом почете. Ловчий действует в "Русалке" А.С. Пушкина и в басне И.А. Крылова "Волк па псарне".

 

В наше время ловчие вместе с псовой охотой ушли в историю. Но слово это сохранилось в фамилиях. В Москве в конце ХХ века было шесть семей с фамилией Ловчев и шесть с фамилией Ловчиков.

 

Хаблова О.А. (Воронежская область): Профессор, мне было бы интересно узнать о происхождении моей фамилии. У моего дедушки фамилия была - Хабло, расскажите, пожалуйста, о ее происхождении.

 

Суперанская: Естественно, что вторая фамилия произошла от первой, но слова "хабло" русские словари не отмечают. Фамилии Хабло и Хабловский встретились у поляков. Они связывают их со старой польской основой хаб "слабый, плохой", со словами хаб и хаба "сухая ветка". Возможно, имена, от которых образованы эти фамилии, давались в старину "от сглаза", чтобы не привлекать к ребенку злых духов.

 

Стукалова Г.Н. (Волгоград): Уважаемый профессор, прошу вас объяснить происхождение двух фамилий: Оника и Поганова.

 

Суперанская: Фамилия Оника образована от имени Оника без каких-либо суффиксов. Оника - это народная разговорная форма таких православных имен, как Иоанникий, Аникита, Онисий, Онисим, Онисифор. В акающих говорах Оника превращается в Аника. Имя Аникита в переводе с греческого значит "непобедимый". Бытует выражение Аника-воин при разговоре о слабосильном задире и хвастуне, терпящем поражение. В окающих говорах это Оника-воин. Фамилию Оника могли дать и как прозвище задире и хвастуну.

 

Фамилия Поганов происходит от древнерусского имени или прозвища Поганой, т.е. "поганый". Слово было многозначным, но всегда несло отрицательное значение. Имя Поганой или Поганец, Поганок в значении "грязный, измаравшийся" могли дать малышу "от сглаза", чтобы уберечь его от многочисленных детских болезней. Прозвище Поганой мог получить человек другой, нехристианской веры или некрещеный, язычник.

 

Фамилия Поганцев фиксируется в боярской семье в 1609 году. В имеющихся у меня материалах фамилии Поганов нет. В Москве в конце ХХ века жила одна семья с фамилией Поганец и одна с фамилией Поганкин. Полагаю, что многие люди с подобными фамилиями сменили их в 20-е годы ХХ века, когда широко практиковалась перемена неблагозвучных фамилий.

 

Источник: http://www.rg.ru/2009/08/27/family.html

 

 

Фамильное имя

 



"Спасибо газете и лично Валентине Лемтюговой за возможность глубже узнать свою историю, свои корни. Вместе с тем у меня вопрос: как образовалась фамилия Красовский. Поскольку она довольно распространенная, думаю, многим будет интересно о ней почитать.

 

Евгений Красовский, Минск".

 

 

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

 

 

- Фамилия Красовский восходит к древнему имени Крас. До принятия христианства именослов восточных славян состоял из обычных нарицательных слов. Довольно часто использовались древние имена-характеристики, которые отражали какие-либо индивидуальные черты ребенка: внешний вид (Белозор, Вислоух, Головач); физическое состояние (Сила, Немога); умственные качества (Мудрец, Дурняга); особенности характера (Добрыня, Злоб, Тюхтя); привычки, склонности (Молчан, Зевака, Шипила). Многие свойственные человеку черты в личном имени передавались через ассоциации с бытовыми предметами (Молот, Безмен, Кочерга); с животными, растениями (Выдра, Лис, Бурак, Кочан). Того, кто признавался красивым, звали Крас, некрасивого - Некрас. В эпоху христианства древние имена отошли на задний план, стали выполнять функцию вторых имен, а затем перешли в разряд фамилий в исходной форме или в оформлении различных суффиксов. Отсюда белорусские, русские и украинские фамилии с основой Крас-, Некрас-: Красов, Красин, Красик, Красиков, Красевич, Красинский, Красицкий, Красовский, Краско, Красько; Некрас, Некрасов, Некраш, Некрашевич и т.д.

 

 

"Расскажите, пожалуйста, о фамилии Палий. Мы живем в Беларуси, но отец родом с Украины, из Волынской области.

 

 

Наталья Палий, Гродно".

 

 

- В основе фамилии Палий - личное имя Палий (Палей), которое является одним из разговорных вариантов церковного имени Пантелеймон (в переводе с греческого - "наимилостивейший, наиласковейший"). От этого же имени образованы белорусские и украинские фамилии Палей, Палеев, Палеенка, Палейко, Палийко, Полийчук, Палиевский.

 

 

"Интересует происхождение фамилии Березняк. Буду очень благодарен.

 

 

Василий Березняк, Пинск".

 

 

- Фамилия Березняк означает, что человек является выходцем из населенного пункта, название которого имеет основу Берез-, Березн- (Береза, Березняки, Березовка, Березная), или "сын, потомок человека по прозванию Береза". Восточные славяне с древнейших времен почитали березу как символ растительной силы, как охранное дерево и нередко (особенно до принятия христианства) ее название служило личным именем человека. Если же первый носитель фамилии был по национальности украинцем, то образование фамилии возможно также от названия украинского месяца березень. Тогда Березняк - это тот, кто родился в березне (марте).

 

 

"Очень рада, что в моей любимой газете появилась такая рубрика. В роду моих родителей есть такие фамилии, как Пупко, Мальчевские, Каразеи и Барковские. Все они проживали в Дзержинском районе, по вероисповеданию преимущественно католики. Хотелось бы узнать, что обозначают их фамилии.

 

 

Л.Граблюк, Пуховичский район, п. Марьино".

 

 

- Пуп, Пупа, Пупка, Пупко, Пуплик, Пупок, Пупейко, Пупель - разговорно-бытовые варианты русского церковного имени Пуплий, что означает "народный" (от латинского "популюс" - "народ"). Все они нашли отражение в фамилиях белорусских и русских: Пуп, Пупа, Пупко, Пуплин, Пупинский, Пупкевич, Пуплик, Пупков и т.д.

 

 

В основе фамилии Мальчевский - личное имя Малька (Малько) или Малец, которые являются разговорно-бытовыми вариантами редкого официального имени Малей (возможно, от латинского "маллеус" - молоток). Образование с помощью суффикса -ск сопровождалось чередованием к-ч или ц-ч.

 

 

Фамилия Каразей восходит к древнему слову "каразея" - "простое толстое сукно". Его фиксируют русские и украинские словари. Каразей - тот, кто изготовлял и торговал такой тканью.

 

 

В основе фамилии Барковский - личное имя Борко, которое является одним из многочисленных вариантов имени Борис или древнеславянских имен Борислав, Боримир. Ему обязаны появлением фамилии Борко, Борков, Борковский. Некоторые носители фамилии Борковский и по-русски пишут ее через а (Барковский). Здесь сказалось акающее произношение. В документах XV - XVII веков, когда связь с именем еще не была утрачена, писали Борко, Борков.

 

 

Жду ваших писем. До встречи!

 

Автор публикации: Валентина ЛЕМТЮГОВА

 

Источник: http://www.sb.by/post/90291/

 

 

Раскрыта еще одна тайна Ахматовой?

 



После публикации на сайте статьи «Любовный треугольник Анны Ахматовой» теперь на экране» нам позвонил питерский журналист Валерий Томилин и сообщил, что местные литературоведы Наталья и Владимир Вин раскопали неизвестные ранее факты жизни великой поэтессы

 

Наш разговор начался с довольно смелого заявления Натальи Вин: " У нас есть все основания считать, что Анна Андреевна состояла в тайной любовной связи с Николаем Вторым."

 

«СП»: - С императором?! Да он со своей Санни (домашнее имя императрицы Александры Федоровны — прим. ред.) глаз не сводил, так сильно и трепетно был в нее влюблен!

 

Наталья: - Даже самая большая любовь не исключает романтическую интрижку на стороне.

 

"СП": - Очень интересно... А с чего все началось?

 

 

Владимир: - Началось все издалека. Известно, что большой любовью юного цесаревича Николая была балерина Матильда Кшесинская. Судьба этой дамы вызывала бурную реакцию в обществе. Еще бы — из безвестных балерин стать не только примадонной императорского театра, но и фавориткой будущего императора, а затем и супругой члена императорской фамилии великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата императора Николая Второго и внука императора Александра Второго. Завидная судьба! Словом, Матильда Кшесинская стала определенным идолом для молодых девиц того времени и их родителей. Ей старались подражать. Кто же не стремился попасть в узкий круг царской семьи! Несомненно, о судьбе Матильды Кшесинской грезила и молодая Анна Горенко, будущая Анна Ахматова.

 

"СП" - Почему вы так решили?

 

Владимир: - Уже в юности у Анны Горенко были огромные, практически царские амбиции. Из четырех фамилий, принадлежащих ей от рождения — Мотовилова (фамилия ее бабушки), Воронина (другой бабушки), Стогова (под этой фамилией родилась ее мать) и Горенко (фамилия отца), а также четырех фамилий своих мужей — Гумилева, Шилейко, Лурье и Пунина, она выбрала фамилию своей прабабки — Ахматовой. Фамилия это царская — истоки идут от чингизида Ахмата. Не случайно ведь, согласитесь? Словом, она подняла знамя известного ханского рода борджигинов, которому принадлежал Чингисхан. Далекий предок Ахмат давал ей предвкушение господства, чего не могли дать ни мужья, ни родственники с их простыми, обычными фамилиями. Для Ахматовой всегда была важна борьба за гегемонию, именно поэтому она и стала великим поэтом.

 

"СП": - Но давайте вернемся к возможной связи Анны Андреевны и цесаревича Николая...

 

Наталья: - Роман Николая с Матильдой Кшесинской продолжался три года — с 1890 по 1893 гг. Он его разорвал накануне своей помолвки с урождённой принцессой Алисой Викторией Еленой Луизой Беатрис Гессен-Дармштадтской, проще говоря - Аликс, последней российской императрицей Александрой Федоровной. Николаю тогда было всего 19 лет. В те же годы - с 1890 по 1906 гг. - в Царском селе, в Безымянном переулке жила и Анна Горенко. Семь лет она отказывала Николаю Гумилеву в руке и сердце.

 

"СП": - И почему?

 

Наталья: - Потому что, по воспоминаниям Юрия Павловича Анненкова, известного художника, портретиста и иллюстратора, большого, кстати, друга Анны Андреевны, - она просто сохла по цесаревичу, говоря сегодняшним языком. А потом и по императору Николаю Второму. Ее не останавливало даже то, что она, по воспоминаниям того же Анненкова, была на 15 см выше буду щего царя. Ее рост был около 180 см. Если внимательно почитать все воспоминания людей из окружения Ахматовой в конце Х1Х-начале ХХ века, изданные за рубежом, то можно найти немало намеков на то, что у нее все-таки был роман с Николаем.

 

 

Владимир: - Они оба жили в Царском селе, пригороде Санкт-Петербурга. Любая поездка императора проходила на глазах Анны. Кроме того, в те годы царскосельский парк был открыт для всех желающих, Анна там часто гуляла, встречаясь на тенистых аллеях с прогуливающимся там же императором. Некоторые знакомые молодой Анны Горенко считают, что ее первый литературный сборник вышел в свет не без помощи Николая.

 

"СП": - Каким же образом?

 

Владимир: - Ее первый сборник «Вечер» вышел в 1912 году, когда ей было 23 года. Она уже 2 года была замужем за Николаем Гумилевым. Надо сказать, что поначалу ее литературные опыты были довольно слабые. Задумав издать свою первую книжку, она обратилась к Блоку за рецензией. Александр Александрович прочитал, дал ознакомиться с рукописью своей матери и тетке — обе были очень хорошие переводчицы, которые за свою жизнь напереводили раз в 10 больше стихов и прозы, чем написал Блок. Так вот все трое дали ее стихам очень жесткую оценку. Тогда за подготовку сборника взялся муж — из 300 беспомощных стихотворений он выбрал лишь 46 листов для первой книжки.

 

Наталья: Лучшими стихами были те, которые были навеяны ее любовью к императору Николаю, его богоизбранностью, предвкушением его трагической и великой судьбы. Эти стихи, по мнению некоторых представителей белой эмиграции, проникнуты своего рода имперской лирикой. Тот же Николай Недоброво, литературный критик, филолог, знакомый с большинством поэтов Серебряного века, писал, что тайна стихов Ахматовой в ее «лирической душе, скорее жесткой, чем слишком мягкой, скорее жестокой, чем слезливой, и уж явно господствующей, а не угнетенной». Именно так, на фоне ее любви, интереса, страсти к русскому царю проявились большие творческие амбиции Анны Андреевны. Но возвратимся к воспоминаниям Юрия Анненкова, который, кстати, написал один из лучших портретов Ахматовой... Он считал, что не Блок и не Гумилев помогли ей сделать первую книжку.

 

"СП": - То есть Его Императорское Величество позвонил издателям и приказал напечатать сборник? Так что ли?

 

Наталья: - Нет, конечно, не упрощайте. Ее любовь к императору вдохновляла молодую поэтессу на создание поистине замечательных стихов. Качество стихов было следствием близости Анны Ахматовой к Николаю. Во всяком случае, ее стремления к этой близости, а значит и собственной богоизбранности.

 

"СП": - Но мне по-прежнему непонятно, из чего вы делаете вывод о романе Ахматовой с императором?

 

Владимир: - Опять же исходя из воспоминаний ее знакомых. Например, Вера Булыгина — когда-то она была дружна с Анной Ахматовой. Вера - представитель первой эмигрантской волны, осевшей во Франции после революции - рассказывала нам во время наших встреч в Провансе, что Ахматова при своем высоком росте мечтала быть похожей на малютку Матильду Кшесинскую, завидовала ее судьбе. И не скрывала этого в разговорах со знакомыми. Ахматова сходила с ума по Николаю, как любая современная фанатка по своему кумиру. Нет-нет, она непременно бы стала любовницей Николая...

 

"СП": - Так любовницей она все-таки не была?!

 

 

Наталья: - Ну, точно, основываясь на воспоминаниях, мы может сказать только одно: она к этому стремилась. Но дело даже не в этом. Возможно, это был роман в мыслях, в мечтах… Но даже если это было только в мечтах, этот роман дал русской литературе великие стихи. Вся ее порода, ее кровь, ее амбиции требовали лидерства, гегемонии. Видимо, сказались гены ее дальнего предка Чингисхана. В конце концов, она своего добилась!

 

"СП": - То есть...

 

Владимир: - Она присвоила себе абсолютную власть над русской литературой. Приватизировала даже Пушкина, де-факто объявила себя его наследницей. А уж как ненавидела Наталью Николаевну Гончарову или Анну Керн, называя их «дурами, неспособными соизмерить свои плотские притязания и утехи с ослепительным пушкинским гением». Ведь Пушкин — тоже император в литературе. Отнюдь не камер-юнкер при императоре, а именно император! И ее далекий предок Чингисхан — император. Она взяла себе императорское имя, и стала императрицей русской литературы. А чему вы удивляетесь? Ведь достоверно известно, что легкий роман с императрицей Александрой Федоровной был у Сергея Есенина. Он почти всю войну проработал с ней бок о бок, довольно часто встречался с царицей, посвящал ей стихи. Поэты и сильные мира сего всегда тянутся друг к другу.

 

Источник: http://svpressa.ru/issue/news.php?id=13358

 

 

Три самых популярных цвета в геральдике

 



Вопрос, между прочим, вовсе не праздный. Как утверждают специалисты, бело-сине-красное сочетание - самое нарядное и распространенное в геральдике! Возможно, именно поэтому Алексей Михайлович - второй царь династии Романовых - избрал его, когда зашла речь о флаге для первого русского военного корабля "Орел". Шел далекий 1668 год.

Этим тогда дело и ограничилось, а следующий шаг сделал уже сын Алексея Михайловича - великий реформатор Петр I. В 1705 году он повелел поднимать бело-сине-красный флаг на всех кораблях российского флота, но уже не военного, а торгового. При этом нельзя утверждать, что императора вдохновил исключительно пример отца. Скорее, он ориентировался на флаг весьма уважаемой им Голландии, который был тех же цветов, только алая полоса красовалась не снизу, а сверху.

 

Однако до официального признания нынешнего флага государственным символом России было еще далеко. Это произошло лишь в 1883 году, при Александре III. Кстати, не все знают, что утвержденному им триколору довелось немного прослужить и при большевиках. Конкретно - до апреля 1918 года, когда новые хозяева страны избрали собственный символ - "цвета крови, пролитой в борьбе с царизмом".

 

Но не зря же мы говорили про историю, развивающуюся по спирали! Очередной ее виток пришелся на период распада Советского Союза и становления новой России. 22 августа 1991 года, на следующий день после провала печально известного путча, бело-сине-красное знамя взвилось над Белым домом в Москве. Правда, Положение о Государственном флаге РФ было утверждено президентом страны лишь 11 декабря 1993 года. А с 1994-го перечень всенародных праздников пополнился еще одним - Днем Государственного флага, отмечаемым как раз 22 августа.

 

Все эти исторические факты интересны сами по себе. Но не менее любопытно было бы узнать, что же все-таки означают цвета российского триколора. И означают ли вообще?

Вопрос этот, надо сказать, отнюдь не из простых. Какие только "исследователи" не изощрялись в толкованиях, стараясь выдать свое "озарение" за непреложную истину! Одни утверждали, что таким образом "зашифровано" единство Белой, Малой и Великой Руси (Белоруссии, Украины и России). Другие считали, что белый цвет символизирует свободу, синий - Богородицу, красный - державность. Третьи - что православную веру, царскую власть и русский народ. Четвертые настаивали на употребляемой к месту и не к месту "классической" формулировке - Вера, Надежда, Любовь. Доходило даже до того, что кому-то виделись три стихии - воздух, вода и огонь...

 

Можно привести еще немало вариантов, в том числе довольно экзотических. Но мы ограничимся лишь самым распространенным в наше время толкованием: белый цвет - чистота, синий - благородство, красный - мужество.

 

Впрочем, не исключено, что оно так же искусственно, надуманно, как и предыдущие. Вот, к примеру, мнение по этому поводу государственного герольдмейстера РФ Георгия Вилинбахова:

 

- Геральдический знак - в том числе флаг - это в первую очередь знак различия, который позволял отличить своих от чужих, одну социальную группу от другой, одно государство от соседнего. Он изначально не должен был нести какую-то идеологическую и политическую нагрузку. Потом, конечно, появлялись легенды, объясняющие выбор цветов и символов. Но не случайно ни в одном официальном документе они не присутствуют. Даже самые красивые и напыщенные толкования цветов государственного флага имеют слабое отношение к истине.

 

Георгий Вадимович, конечно, знает, что говорит. Напомним, кстати, что именно с его подачи официальные символы Марий Эл - герб и флаг - были недавно внесены в Государственный геральдический регистр РФ. Так что лучше не строить новые догадки, а просто радоваться празднику да почаще вспоминать богатую и поучительную историю родной страны.

 

Источник: http://www.marpravda.ru/news/other/2009/08/22/tri-samih-popyljarnih/

 

 

Генетики разрушили братство народов

 



Тюркские народы различаются между собой на генетическим уровне так сильно, что объединять их в одну семью можно только по культурному, но не биологическому признаку. Такой вывод сделали биологи, изучив ДНК у представителей различных азиатских народов.

 

Работа ученых из Великобритании, Киргизстана, Узбекистана и Франции посвящена оценке обоснованности выделения различных этнических групп. Исследователи хотели выяснить, можно ли на генетическом уровне выделить отдельные этнические группы в Средней Азии – регионе с богатой и сложной историей заселения.

Условные границы

 

Антропологов и генетиков, в частности, интересовало то, какие различия окажутся заметнее между различными народами (например, киргизами и таджиками) или же между представителями одного народа из двух разных регионов страны. Учитывая, что в Киргизстане есть как равнинная, так и гористая области, предположение о генетических различиях у жителей вовсе не беспочвенно. А если таковые различия есть, то насколько они велики, и есть ли смысл говорить о генетическом единстве народа? Кроме того, есть еще термин «этническая группа», который объединяет несколько разных национальностей в одну большую семью народов. Ученые пытались понять: не слишком ли он условный?

 

Как выяснилось после сопоставления образцов ДНК 24 разных групп шести разных народов, это предположение оказалось близким к истине. Согласно выводам ученых, выделение этнических групп скорее обусловлено культурными, а не биологическими причинами: разнообразие генов между народами одной группы (тюркской) оказалось слишком велико, и по биологическому признаку объединить их нельзя. Иными словами, разница между узбеками и киргизами не позволяет говорить о том, что они имеют общего предка в обозримом историческом прошлом.

Возраст народов

 

Высокая степень различия между народами привела к тому, что ученые смогли грубо оценить возможный возраст каждого из них. А отслеживание генетических изменений позволило сделать выводы о том, каков минимальный возраст казахов, каракалпакцев, киргизов, таджиков, туркмен и узбеков.

 

Молекулярные биологи пришли к выводу, что более молодыми являются узбеки (им не менее 220 лет), а старшими – таджики, которым никак не меньше тысячи лет. При этом авторы статьи в журнале BMC Biology говорят об отсутствии сколько-нибудь точных исторических оценок относительно возраста последних.

Что же тогда есть?

 

Разделение народов на тюркские и индоевропейские, впрочем, никуда не делось – исчезла лишь его биологическая основа. Лингвисты по-прежнему выделяют индоевропейскую семью языков и отличную от нее тюркскую – с этим спорить коллектив молекулярных биологов не намерен.

 

А вот с тем, что у всех тюркских народов есть общий предок – пратюрки, которые отличались от общего предка индоевропейцев или семитских народов, – с этим теперь можно и поспорить.

 

 

Кавказская национальность

 

 

Распространенный ныне термин «лицо кавказской национальности» с научной точки зрения абсурден. На Кавказе обитают представители четырех групп народов, языки которых различаются столь же сильно, как, к примеру, турецкий язык отличается от норвежского. Наряду с грузинами, язык которых входит в кавказскую группу языков, на Кавказе живут русские и армяне (индоевропейцы), а также тюркоязычные азербайджанцы. В англоязычной же литературе термин Caucasians и вовсе обозначает просто европеоидов.

 

Источник: http://www.gzt.ru/topnews/science/257760.html

 

 

Европейцев породил авитаминоз

 

 



По меркам эволюции белая кожа появилась у людей недавно – всего 5,5 тыс. лет назад. Исследователи считают, что светлая кожа европейцев вырабатывает больше витамина D.

 

Группа исследователей из Норвегии и США проанализировала связь питания и ультрафиолетового облучения с цветом кожи. Свои выводы ученые изложили в августовском номере журнала Journal of Photochemistry and Photobiology.

От светлого к темному

 

Установлено, что темный цвет кожи обусловлен большим количеством меланоцитов – клеток, вырабатывающих темный пигмент меланин. Темная поверхность лучше задерживает ультрафиолетовое излучение, не давая возможности ультрафиолету добраться до клеток, расположенных в глубине кожи. А чем меньше этого излучения попадает на клетки, тем меньше вероятность мутаций, способных привести к раку кожи. То, что при этом страдает самый верхний слой, не столь важно: эпидермис все равно отшелушивается.

 

Те, кто изначально обладал смуглой кожей, имел большие шансы не заболеть раком кожи. В результате тропические широты и горные плато, где насыщение ультрафиолетом максимальное, заселили отнюдь не белокожие люди. А вот европейцы, несмотря на то, что их далекие предки пришли из Африки, почему-то имеют светлую кожу. Более того, на самом севере, в странах Скандинавии, преобладают как раз блондины с очень светлой кожей.

От темного к светлому

 

Как выяснили ученые, способность темной кожи задерживать ультрафиолет отнюдь не бесспорное достоинство. Медикам и ранее было известно то, что недостаток солнечного света приводит к дефициту витамина D: это необходимое для организма вещество синтезируется как раз под действием ультрафиолета.

 

 

Впрочем, как и все остальные витамины, кальциферолы (так называется группа веществ, которую медики обозначают как «витамин D»), в обычных условиях поступают в организм прежде всего извне. Молочные продукты, яичные желтки, рыбий жир, крапива и петрушка – вот основные поставщики витамина D в организм европейцев. Основные, но недостаточные, особенно зимой. К тому же молоко в Европе начали пить сравнительно недавно – около 7,5 тыс. лет назад.

 

А значит, организм сам восполнит недостаток витамина D, поступающий с пищей, и произведет его в … коже. Если она оказывается слишком темной и хорошо защищающей от ультрафиолета, естественный отбор пойдет уже в обратном направлении. Больший риск рака кожи оказывается уже не столь существенным, как развитие рахита, следовательно. чем дальше на север, тем сильнее со временем осветляется кожа человека.

 

 

Не только пища, но и блондинки

 

Команда исследователей рассмотрела не только гипотезу о влиянии на цвет кожи рациона и потребности организма в витамине D. По мнению ученых, стоит учитывать и другие факторы, вплоть до полового отбора. Если, к примеру, мужчины несколько тысячелетий назад предпочитали блондинок, то светловолосые и светлокожие опять-таки получали эволюционное преимущество. Такое предположение не столь голословно, как может показаться. Светлая кожа и волосы могли быть признаком того, что их обладательница с меньшей вероятностью будет страдать от авитаминоза, А это в свою очередь залог того, что рожденные блондинкой дети с меньшей вероятностью заболеют рахитом из-за нехватки витамина D.

 

Источник: http://gzt.ru/topnews/science/257745.html

 

Почему родные люди не видятся годами, хотя живут в одном городе?

 



Теплые посиделки большой семьей, поездки в гости к родне, большие сборы семей под Новый год, поздравительные открытки к праздникам – эти традиции уходят в прошлое. Тети и дяди, племянники, братья становятся чужими. Они могут не видеться годами, живя в одном городе. Почему мы теряем родственные связи – рассуждают петербуржцы на страницах «МР».

 

 

Закрылись как в раковинах

 

«Три месяца назад у племянницы родилась дочка», - с печалью в голосе говорит 40-летняя Светлана Железнякова. Тете даже не сообщили о радостном событии в семье, не то, чтоб пригласили, как водится, «обмыть пяточки». Светлана не в обиде, вряд ли молодая мама даже помнит, кто она такая - ее родная тетя.

 

Светлана не видела своих троих двоюродных сестер и их детей уже три года. Хотя они живут в двух часах езды на машине. Молчит телефон, когда-то разрывавшийся от звонков родни. А ведь раньше они собирались все вместе на семейных праздниках с подарками и шумным весельем, вели теплые и задушевные беседы.

 

«Ушла из жизни мама, и общение развалилось, - признается Светлана. - Как-то все отстранились, закрылись как в раковинах. Мы не хотим делиться своими проблемами, впускать друг друга в свою жизнь, боимся открыться». Светлана долго молчит, видно, что ей тяжело дается разговор. «А может все это нам только кажется? Возможно, мне бы и хотелось возобновить общение, но решиться на звонок не могу», - говорит она.

 

Нацелены на личное счастье

 

«Нам просто не хватает времени, сил, эмоциональности, все это съедает большой город», - считает Вера Иванникова. В Петербурге, кроме мамы, у нее родни нет. «Помню, в детстве с тетушкой и ее детьми мы составили генеалогическое древо - огромный лист с кучей имен! Тетушка всех-всех помнила. А мы забыли». Вера помнит, как семьями они приезжали к родственникам в Москву «за дефицитом». Корыстный, казалось бы, повод, но он сближал. «Людей разобщают проблемы. Кому-то не досталась квартира, кто-то зарабатывает больше. Один неудачник, другой развелся, у третьего болезнь, о которой не хочется говорить. Срабатывает психологическая защита своего «Я»», - считает Вера.

 

С ней согласна Елена Шустрова, у которой родственники «растерялись» по всей России. «Мы живем в эпоху перемен, а у нее свои законы. По всему миру люди стали более нацелены на личное счастье, свой внутренний рост, чем на роль в каком-либо сообществе, даже если это семья.

 

Верить в силу рода

 

У Юрия и Елены Мироновых 10 взрослых детей, у шести из них свои дети. Всего в семье 30 человек. Тесные, добрые родственные отношения – закон. Многие годы Юрий Миронов увлекается генеалогией. Он верит в «силу рода». «Я раньше думал, что это какой-то поэтический образ. Но много лет замечаю, что у людей, которые воссоединяются с родней, жизнь становится лучше, словно что-то помогает», - говорит он.

 

По его мнению, общение нужно специально планировать и строить, иначе все развалится. Родственников должны объединять общие дела и праздники. «Можно строить дом за городом, вместе ремонтировать квартиры. Так мы сделали ремонт всей родне за год!» - рассказывает Юрий.

 

Обсуждают в интернете:

 

Разобщение с родными люди обсуждают на семейных форумах moya-semya и littleone, многие склоняются, что это становится типичной ситуацией:

 

«Мы с мамой не узнали на улице ее двоюродную сестру. Было неловко» - пишет Тришка.

 

«У меня сестра живет через дорогу, а видимся все реже. Вроде и любим друг друга...» - пишет Барба.

 

«А мне непонятно, зачем поддерживать отношения? Ну, встретились, поговорили, а дальше? Абсолютно чужие люди…» Традесканция.

 

Как вы думаете, нужно ли сохранять родственные связи?

 

Источник: http://www.mr7.ru/life/family/family_17214.html

 

 

В Калязине установили памятник князю-освободителю Михаилу Скопину-Шуйскому.

 



400 лет назад Жабня была небольшой речкой с болотистыми берегами. Это, а также фактор неожиданности сыграли решающую роль в битве с интервентами. Михаил Скопин-Шуйский полностью оправдал свою фамилию. Внезапные удары его армии, как нападения речного орла-скопы, всегда достигали цели.

 

Главный противник – гетман Ян Сапега рассчитывал взять городок с налета. Но его, до этого непобедимые крылатые гусары каждый раз отступали, встреченные мушкетным огнем и стройными рядами пехоты. Неудачей закончилась и попытка застать русское войско врасплох.

 

Та, историческая битва длилась почти сутки. Бойцы-реконструкторы управились меньше чем за час. Но победа была не менее убедительной.

 

У поляков была возможность отомстить за поражение. Они собрали войско и заняли Москву. Но знамя освобождения подхватили два других героя Минин и Пожарский. Михаил Скопин-Шуйский к тому времени уже был мертв.

 

Теперь в Калязине есть памятник князю-герою. В победе над польскими интервентами - не только талант военачальника, говорили на церемонии открытия, но и заслуга всего русского народа, который поднялся на борьбу с захватчиками.

 

Михаил Зайцев, первый заместитель губернатора Тверской области: Это была одна из первых битв, где нашему замечательному князю Скопину-Шуйскому удалось объединить войска совершенно разных земель, совершенно разных городов наших русских.

 

Источник: http://tver.rfn.ru/rnews.html?id=35047&cid=7

 

 

В поисках идентичности: в Азербайджане определят формат национальной фамилии

 



Специальная комиссия, созданная при Национальной Академии Наук Азербайджана, проводит исследования по определению формата национальной фамилии у граждан страны, сообщает агентство Trend News. «Комиссия изучит исторические формы существовавших фамилий, традиций давать имена в Азербайджане и предложит формат национальной фамилии», — сообщил председатель комитета по культуре азербайджанского парламента Низами Джафаров.

 

По его словам, предполагается, что исследования комиссии завершатся через пару месяцев, после чего лица всех возрастных категорий смогут изменить окончания своих фамилий, а в первую очередь, это будет касаться фамилий новорожденных детей. По закону, граждане страны могут в документах, имеющих юридическое значение, использовать новую форму выражения фамилий до тех пор, пока окончание фамилии будет заменено в официальных документах.

 

Отметим, что согласно принятому в 1993 году Закону о приведении фамилий граждан Азербайджана в соответствие с государственным языком, граждане страны могут изменить окончания «-ов», «-ев» в своих фамилиях на «-лы» («-ли», «-лу», «-лю», в зависимости от корня слова), «-заде», «-оглу», «-гызы» или же полностью убрать окончания.

 

Данный процесс в Азербайджане целиком укладывается в стремление населяющего эту страну тюркско-татарского элемента наконец обрести свою идентичность. В рамках того же процесса в Азербайджане периодически меняется алфавит — с кириллицы на латиницу и наоборот.

 

Источник: http://news.am/ru/news/3418.html

 

 

каждая азербайджанская семья знает и передает из поколения в поколение историю своего рода

 



«Ты из какого рода будешь?» В Азербайджане такой вопрос можно услышать довольно часто. В республике нет организаций, которые занимались бы исследованием истории старинных фамилий, но простые люди хорошо знают свои корни. Семейные реликвии и предания передаются по наследству от отца к сыну. Наш корреспондент Елена Петревска побывала в гостях у представителя одного из старейших азербайджанских родов.

 

О своем происхождении азербайджанцы узнают, как только начинают складывать буквы в слова. Все дело в том, что история семьи заключена в фамилии. Если фамилия заканчивается на «беков» (например, Ширалибеков) - это свидетельствует о том, что человек принадлежит к дворянскому роду. Окончание «ханов» (Мамедханов) означает, что в роду были князья. А приставка «мир» перед фамилией говорит о том, что данный род прославился святыми людьми.

 

Старинные рояль, часы, швейная машинка. В доме известного азербайджанского кинорежиссера Октая Миркасимова эти вещи напоминают о тех, кому они принадлежали раньше.

 

«Это пояс моего отца, - показывает Октай. - Я его сохранил и одеваю как талисман».

 

Предки его семьи - миссионеры из Саудовской Аравии, они пришли на территорию современного Азербайджана на заре распространения ислама. На протяжении веков бережно хранили духовные традиции. Даже отец Октая - выдающийся хирург и первый президент Академии наук республики Мирасадулла Миркасимов - в юности закончил медресе.

 

«Это человек, который построил мост между временами и культурами», - отмечает Октай Миркасимов.

 

Что же касается рояля - это подарок одной из родственниц Миркасимовых. Она была ученицей самого Шостаковича.

 

А это фотография великого азербайджанского драматурга Гусейн Джавида. «Это друг моего отца. На обратной стороне фотографии его письмо папе, написанное арабским шрифтом», - показывает режиссер.

 

Составить генеалогическое древо - дело чести каждой семьи, считает дочь Октая - Аян Миркасимова. Ведь если человек помнит о своих предках, то и его наверняка не забудут потомки.

 

«Когда у меня родилась дочь, я ни минуты не сомневалась, как ее назвать. Я дала ей имя нашей бабушки. Имена в нашем роду не исчезают - они возвращаются», - рассказывает Аян Миркасимова, заслуженная артистка Азербайджана.

 

Маленькая внучка Октая Миркасимова - Джейран - пока не задумывается над историей своего рода. Но уже знает имена всех, кто изображен на фотографиях и картинах в их доме. Так, постепенно, во многом еще на подсознательном уровне, ей прививают уважение к предкам.

 

Источник: http://mirtv.ru/content/view/73535

 

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное