Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"

__________________________________________________________

Думан


Думан – фамилия, содержащая в себе мысль и творчество.


Фамилия Думан произошла от мирского имени или прозвания предка-основателя родовой фамилии – Думан.

Слово «думан» появилось непосредственно от слова «дума», то есть так могли назвать человека мыслящего, любившего размышлять, думать, обдумывать каждый свой поступок.

Но думой, скажем, у украинцев называлась речитативная песнь, в основном исторического содержания, то есть человек, названный Думаном мог иметь непосредственное отношение к песням – был автором или исполнителем их. Также думой называется весь жанр, к которому относятся произведения такого рода, то есть лирико-эпический жанр украинского народного фольклора. В русской поэзии XIX-XX веков думой называлось стихотворение на гражданские, политические темы.

Также собрание бояр, земских выборщиков, законодательный или административный орган на Руси IX-XVI века также назывался думой. В этом случае человек по имени Думан, мог принадлежать к собранию данного рода, быть секретарем, писцом, входить в состав собрания и так далее.

Следует, однако, отметить отсутствие каких-либо суффиксов - фамилия полностью совпадает с корневым словом, явившимся для нее основанием – Думан. Это может указывать нам на прямое происхождение от предка, без ответвлений и разделений рода. Но прозвище Думан явилось корнем и для других фамилий, существующих в России. В соответствии с этим можно заключить, что фамилии, имеющие в своем составе корень Думан – Думанов, Думанин, Думанев, Думанич, Думанский, Думанко, Думаненко, Думаневич, Думаничин, Думаничев, Думаний,
Думачев другие, подобные им, будут являться по происхождению родственными по отношению к фамилии Думан.

Если мы предположим иностранное происхождение фамилии, мы увидим, что фамилия по своему звучанию похожа на немецкий фамильный вариант. При этом каждый слог фамилии ранее имел и имеет собственное значение в немецком языке: первый слог «ду» («du») с немецкого переводится как «ты», слог «ман» в таком случае является суффиксом, словом, обозначающим род, мужчину, мужа, человека вообще («mann»), либо просто словообразовательной единицей, выделяющейся в именах существительных со значением лица, которое характеризуется.
Таким образом, в случае немецкого (либо иностранного вообще) происхождения фамилии мы можем дословно перевести ее, к примеру, как «ты – человек».

Впоследствии, с течением времени, представители фамилии Думан расселились по разным местам Великороссии, Малороссии, Белоруссии и Польши и другим сторонам Российского государства, приобретя новое место жительства, а с ним и новые окончания фамилий. Яков Думан проживал в конце XIX века в Радомской губернии – одной из южных губерний Царства Польского, с давних времен в Киевской, Гродненской, Минской и Подольской губерниях проживали Думанские, в Воронежской губернии встречаем упоминание о Думановых и Думанских.

В российской истории мы встречаем представителей фамилии Думан с XVIII века в Подольской, Московской, Гродненской, Санкт-Петербургской, Воронежской, Киевской, Эриванской, Полтавской, Оренбургской, Минской, Нижегородской, Орловской, Николаевской и других губерниях Российской империи.

Источники: Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка, Ефремова; Толковый словарь великорусского живого языка, Даль; Этимологический словарь русского языка, Фасмер; Большой энциклопедический словарь; Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона; Толковый словарь русского языка, Ушаков. МИГИ Программа "Российские Династии" WWW. GENO.RU. Бурцев О.Г.




Потомок Романовых — на троне Виндзоров

Совсем недавно, минувшим мартом, на одном из московских антикварных аукционов была выставлена фотография увеличенного кабинетного размера великой княгини Александры Иосифовны, матери королевы Эллинской Ольги Константиновны. Снимок дивной красоты нигде прежде не всплывал и увлек экспертов к изысканиям высокородных корней и связей пришелицы из прошлого.

Результаты этих поисков, быть может, и известные давно узким специалистам в сфере генеалогии царствовавших в Европе семей, непросвещенную публику привели в восторженное состояние. Ведь выяснилось, что родство Романовых и Виндзоров, установленное прежде через датский королевский дом (откуда была родом мать Николая II императрица Мария Федоровна, которой английский король Георг приходился племянником), вовсе не обрывается с гибелью замученной в Екатеринбурге семьи последнего российского царя, а продолжается поныне.
Более того, со всей очевидностью выходит, что у следующего британского монарха, кто бы им ни стал - хоть принц Чарльз, хоть какой-то из сыновей его и Дианы, в жилах течет русская кровь, причем по основной - мужской линии!

Очевидность же следует из краткого экскурса в семейную историю венценосных особ. Итак, упомянутая Александра Иосифовна - в девичестве Фредерика-Генриетта-Паулина-Марианна-Елизавета, принцесса Сакcен-Альтенбургская. В 1848 году приняла православие и вышла замуж за второго сына императора Николая I - великого князя Константина Николаевича, которому в пору женитьбы исполнился 21 год. Князь Константин служил по морскому ведомству, был наместником в Польше и даже пережил покушение в период польских волнений 1860-
1863 годов. Более 20 лет занимал пост председателя Государственного совета, который оставил после злодейского убийства террористами старшего брата - императора Александра II. Уйдя в отставку, Константин окончил дни частным человеком в 1892 году. В браке с Александрой Иосифовной он оставил шесть детей. Ольга Константиновна, королева Эллинская, - из их числа, родная внучка Николая I по отцу. Судьба короля Греции Георга I, супругой которого она стала, была трагична: он погиб при покушении в 1913 году. Но память
о нем осталась в детях - старший сын Константин взошел после гибели отца на греческий престол, а третий сын Георга и Ольги, Андрей, женился на принцессе Алисе Маунтбаттен. Именно в этом браке в 1921 году родился сын Филипп, прямой праправнук Николая I, женившийся в 1942 году на принцессе Елизавете Уэльской, известной ныне миру как королева Великобритании Елизавета II.

Собственно, вот что мы имеем в «сухом остатке»: все нынешние прямые наследники британской короны - принц Чарльз и его сыновья Уильям и Гарри - являются прямыми потомками русского царя Николая I по отцовской линии. Как откликнется русская кровь в Виндзорах, покажет время. Хочется верить, что откликнется непременно.

Источник: http://www.d-pils.lv/news/2/301904


Германия празднует шабаш

В ночь на 1 мая возле самой высокой горы на севере Германии будут праздновать шабаш ведьм. Ожидается, что у подножия Брокена соберутся десятки тысяч ведьм, кикимор и другой нечистой силы. В среду до полуночи там пройдут действа в честь Вальпургиевой ночи – одного из самых оригинальных весенних праздников Европы, который с каждым годом становится всё более популярным.

В горах Гарц на севере Германии к этому празднику готовятся заранее. Населенные пункты вокруг Брокена украшают фигурами ведьм, на двери вывешивают пучки трав, которые, по немецким поверьям, отгоняют злых духов.

«В XX веке Вальпургиева ночь утратила мистический ореол, сделавшись главным образом светским праздником»

Стоит отметить, что дурной славой Брокен пользуется не зря – вершина горы (высота 1142 метра) почти всегда спрятана в тумане. Ученые сравнивают тамошний климат с исландским.

В ночь на 1 мая в этих местах запланировано более 30 концертов, шествий и спектаклей. Как обычно, центром празднеств станет городок Тале, где в последний апрельский вечер этого года устраивается театрализованное представление по мотивам «Фауста» Гете.

Организаторы отмечают, что это не столько спектакль, сколько театрализованное представление с иллюминацией и лазерным шоу. В Тале сегодня ожидается около 10 тыс. человек, ряженных ведьмами, колдунами и чертями.

Ученые едины во мнении, что именно благодаря Гете Вальпургиева ночь приобрела мировую известность. Шабаш ведьм красочно описан в первой части великой немецкой трагедии и с того времени люди стали довольно отчетливо представлять, что же творится на горе Брокен.

До конца XVIII века единого мнения на сей счет не было. Известно, что колдовскому действу было дано имя святой Вальпургии, английской монахини, канонизированной в VIII веке. Знатоки фольклора объясняют это совпадением: Вальпургия была причислена к лику святых 1 мая, и позднее ее образ соединился с образом языческой майской королевы, которая появляется в полночь, в первые минуты последнего весеннего месяца.

Таким образом, отмечается победа добра над злом. По мнению культурологов, Вальпургиева ночь – это своеобразная смесь языческих и христианских традиций, а также новейшей моды, начало которой положил Гете. Знатоки мифологии отмечают, что праздники в последний день апреля устраивались в знак наступления тепла – шествиями и фейерверками люди встречали лето.

Вальпургиеву ночь отмечали и во времена ГДР: на шествия собиралось до 500 человек. Кстати, по горам Гарца пролегала граница, разделявшая две Германии, а недалеко от Брокена располагался радиопункт советских военных, свернутый лишь в 1994 году.

Вообще, праздники проходят сегодня по всей Германии. Крупные торжества запланированы в университетском городе Марбурге. В саксонском Майссене устраивают мистерии по средневековым образцам. В городке Госларе на центральной площади пройдет симфонический концерт. В музее природы восточногерманского города Гота в канун «вальпургиевой ночи» пройдут специальные экскурсии, посвященные «охоте на ведьм»: с конца XV до начала XVII века тысячи женщин, заподозренных в колдовстве, были сожжены на кострах.

Власти гессенского Корбаха заверяют, что празднества в последний апрельский день с каждым годом становятся всё многолюдней. Популярность Вальпургиевой ночи, вероятно, объясняется тем, что в XX веке она утратила мистический ореол, сделавшись главным образом светским праздником. Одной из примет этого можно назвать популярность детской сказки Отфрида Пройслера о «маленькой ведьмочке» (в русском переводе «Маленькая Баба-Яга»).

Кстати, в школе деревни Хоенгайс близ Брокена «Вальпургиева ночь» включена в школьную программу: за две недели до праздника ученики младших классов рисуют и лепят ведьм. Директор школы отмечает, что у каждого ребенка обязательно есть костюм для «колдовского» праздника, который считается в тех местах семейным.

Между тем опросы показывают, что большинство немцев затрудняются сказать, что и почему празднуют в эту ночь.

Источник: http://www.vz.ru/society/2008/4/30/164251.html


Архивы лондонского суда выложили в интернет


Архивы дел лондонского Центрального уголовного суда Old Bailey в понедельник, 28 апреля, появились в интернете, пишет британская The Telegraph.

По информации издания, на сайт www.oldbaileyonline.org были выложены документы из более чем 210 тысяч уголовных дел, рассмотренных судом в период с 1674 по 1913 год. Доступ к судебным архивам предоставляется всем пользователям совершенно бесплатно.

Представленные на сайте документы относятся к широкому спектру уголовных дел - от простого воровства до похищения людей и убийства. В частности, как отмечает издание, все желающие могут ознакомиться с подробностями суда над Оскаром Уайлдом. Кроме того, сайт может быть полезен для людей, занимающихся генеалогическими исследованиями.

Сайт www.oldbaileyonline.org является совместным проектом университета Шеффилда, университета Хартфордшира и Открытого университета.

Источник: http://lenta.ru/news/2008/04/28/bailey/



1818 - родился Александр II, российский император (1855-1881)

190 лет назад родился Александр II, российский император (1855-1881). Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 императорской четы Николая I и Александры Федоровны (дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III). Родился 29 апреля 1818 года. Получил хорошее образование. Наставником его был В.А.Жуковский, воспитателем - К.К.Мердер, среди учителей - М.М.Сперанский (законодательство), К.И.Арсеньев (статистика и история), Е.Ф.Канкрин (финансы), Ф.И.Брунов (внешняя политика).

Личность наследника престола формировалась под влиянием отца, который хотел видеть в сыне «военного в душе», и одновременно под руководством Жуковского, который стремился воспитать в будущем монархе человека просвещенного, дарующего своему народу разумные законы, монарха-законодателя. Оба эти влияния оставили глубокий след в характере, склонностях, мировосприятии наследника и отразились в делах его царствования. Вступив на престол в 1855 году, он получил тяжелое наследие. Ни один из кардинальных вопросов 30-летнего
царствования его отца (крестьянский, восточный, польский и др.) решен не был, в Крымской войне Россия потерпела поражение. Не будучи реформатором по призванию и темпераменту, Александр стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли. Первым из его важных решений было заключение Парижского мира в марте 1856 года. С воцарением Александра наступила «оттепель» в общественно-политической жизни России. По случаю коронации в августе 1856 года он объявил амнистию декабристам, петрашевцам,
участникам Польского восстания 1830-1831 годов, приостановил на три года рекрутские наборы, в 1857 году ликвидировал военные поселения.

Осознав первоочередную важность решения крестьянского вопроса, он в течение четырех лет (от учреждения Секретного комитета до принятия Манифеста 3 марта 1861 года) проявлял неуклонную волю в стремлении отменить крепостное право. Придерживаясь в 1857-1858 годах «остзейского варианта» безземельного освобождения крестьян, он в конце 1858 согласился на выкуп крестьянами надельной земли в собственность, то есть на программу реформы, разработанную либеральной бюрократией, совместно с единомышленниками из среды
общественных деятелей (Н.А.Милютин, Я.И.Ростовцев, Ю.Ф.Самарин, В.А.Черкасский и др.). При его поддержке были приняты Земское положение (1864) и Городовое положение (1870), Судебные уставы (1864), военные реформы 1860-1870-х годов, реформы народного образования, цензуры, отмена телесных наказаний.

Александр II не в силах был противостоять традиционной имперской политике. Решительные победы в Кавказской войне были одержаны в первые годы его царствования. Он уступил требованиям продвижения в Среднюю Азию (в 1865-1881 годах в состав Империи вошла большая часть Туркестана). После долгого сопротивления он решился на войну с Турцией (1877-1878). После подавления Польского восстания 1863-1864 годов и покушения Д.В.Каракозова на его жизнь в апреле 1866 года Александр II пошел на уступки охранительному курсу,
выразившиеся в назначении на высшие государственные посты Д.А.Толстого, Ф.Ф.Трепова, П.А.Шувалова. Реформы продолжались, но вяло и непоследовательно, почти все деятели реформ за редким исключением (например, военного министра Д.А.Милютина, считавшего, что «только последовательные реформы могут остановить в России революционное движение»), получили отставку. В конце своего царствования Александр склонился к введению в России ограниченного общественного представительства при Государственном совете.

На Александра II было совершено несколько покушений: Д.В.Каракозовым, польским эмигрантом А.Березовским в 1867 году в Париже, А.К.Соловьевым в 1879 году в Петербурге. Исполнительный комитет «Народной воли» в августе 1879 года принял решение об убийстве Александра (попытка взрыва императорского поезда под Москвой в ноябре 1879 года, взрыв в Зимнем дворце, произведенный С.Н. Халтуриным в феврале 1880 года). Для охраны государственного порядка и борьбы с революционным движением была создана Верховная распорядительная
комиссия. Но ничто не смогло предотвратить его насильственной смерти. 13 марта 1881 Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем И.Гриневицким. Он погиб как раз в тот день, когда решился дать ход конституционному проекту М.Т.Лорис-Меликова, сказав своим сыновьям Александру (будущему императору) и Владимиру: «Я не скрываю от себя, что мы идем по пути конституции». Великие реформы остались незавершенными. Император Александр II вошел в историю
России как Освободитель и Реформатор. Бомба, брошенная народовольцем, оборвала его жизнь в один из самых значительных моментов в судьбе царя и всей страны.

Источник: http://www.rian.ru/history/20080429/106119767.html



Госархив литературы и искусства выложили в Интернет


У Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) появился сайт, задуманный как информационное пространство, в котором представлена репликация единой базы данных крупнейшего архивохранилища России на уровне архивных фондов и коллекций, единиц хранения, отдельных документов.

Презентация сайта пройдет 28 апреля в здании РГАЛИ в Москве, но уже сейчас на нем доступны описания около 3000 фондов, 250 описей, более 17 тысяч единиц хранения и 15 тысяч наиболее ценных и востребованных пользователями документов. Правда, найти хоть один полный материал корреспонденту "Вебпланеты" так и не удалось. Кроме того, что сайт поддерживает не все популярные браузеры.

Онлайн-ресурс РГАЛИ разрабатывался компанией "Альт-Софт" при финансовой поддержке Фонда Форда. Он создан на базе технологии КАИСА-Архив и работает под управлением СУБД Oracle. Основным достоинством системы КАИСА-Архив является возможность доступа к уникальным изобразительным материалам архива литературы и искусства — электронным копиям единиц хранения в формате jpg, отмечается в пресс-релизе.

Кроме того, сайт включен в единое поисковое пространство информационных ресурсов учреждений культуры России через единую точку доступа RUSART (Russian United Space of Art Resources and Technologies). Все разделы сайта в режиме реального времени ведутся сотрудниками архива.

Следующие этапы в развитии сайта — это дальнейшее пополнение электронного ресурса архива, внедрение системы удаленного заказа электронных копий документов, создание англоязычной версии сайта, а также представление на сайте электронных публикаций, выставок, компакт-дисков.

Кроме интерфейса сайта и основных принципов его работы, на презентации гостям будут продемонстрированы возможности оцифровки уникальных документов с целью сохранения информации и компьютерной реставрации для дальнейшего многоаспектного использования.

Источник: http://webplanet.ru/news/service/2008/04/23/rgali.html



день памяти Царя Бориса Федоровича Годунова…


Царь и великий князь всея Руси Борис Федорович Годунов родился около 1551 г. и происходил по родословцам от татарского мурзы Чета, в крещении Захарии, который выехал из Орды к великому князю московскому Ивану Даниловичу Калите и построил Костромской-Ипатьевскй монастырь.

В 1560-х годах Борис начал службу при дворе Государя Ивана Грозного и вскоре сумел выделиться своим умом и сообразительностью. Около 1571 г. он упрочил свое положение при дворе женитьбой на дочери соратника Грозного Царя Малюты Скуратова-Бельского Марье Григорьевне. В 1578 г. Борис Годунов был уже кравчим, а когда в 1580 г. Иван IV выбрал сестру Бориса, Ирину, в супруги царевичу Федору, он был пожалован в бояре.

После смерти Ивана Грозного и восшествия на русский престол Государя Федора Иоанновича, боярин Годунов стал первым помощником Царя и фактически ведал всеми государственными делами. Деятельность правительства Годунова при этом была нацелена на всестороннее укрепление государственности. В области внутренней политики он уверенно опирался на массу мелкого служилого люда, составлявшего административный каркас государства, всемерно поддерживал взгляд на сословные и гражданские обязанности своих подданных как на религиозное
служение и безусловно придерживался идеалов "симфонии властей" в отношениях с Русской Церковью. Благодаря его стараниям в 1589 году был избран на Руси первый русский Патриарх, которым стал митрополит Иов. В области внешней – он предпочитал войне средства мирные и ненасильственные, подняв тем не менее мощь России на невиданную высоту.

Продолжая политику Иоанна Грозного, Борис стремился на западе дать Руси выход к Балтийскому морю, на востоке и юго-востоке – укреплял границы, закреплял за державой недавно обретенные сибирские пространства.

Весьма примечательно восхождение на русский престол этого Государя. Когда в девятый день после кончины Царя Феодора Иоанновича (умер 7 января 1598 г.) было объявлено, что вдова его Ирина отказывается от царства и удаляется в монастырь, Россия оказалась перед труднейшим выбором. "Сия весть, – пишет Карамзин, – поразила Москву: святители, дума, сановники, дворяне, граждане собором пали пред венценосною вдовою, плакали неутешно, называли ее материю и заклинали не оставлять их в ужасном сиротстве; но царица, дотоле
всегда мягко-сердая, не тронулась молением слезным".

Годунов же в это время заключился в монастыре с сестрою, плакал и молился с нею. Казалось, что он, подобно ей, отвергнул мир, величие и власть. Неоднократно он отказывался от Русского престола, и только после многочисленных молений и увещеваний дворянства и всего русского священства во главе с Патриархом Иовом Борис внял просьбам и дал согласие взойти на престол.

Царствование Бориса начиналось успешно. Однако вскоре разразились поистине страшные события. В 1601 шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы, что привело к неурожаю. В следующем году история повторилась. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Чтобы поправить положение, Борис запрещал продавать хлеб дороже определенного предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко
раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных.

Люди начали думать, что это кара Божья, в народе возникло убеждение, что царствование Бориса не благословлено Богом, ему стали приписывать убийство царевича Дмитрия, свершившееся в 1591 году в Угличе. Русские люди с удивительной быстротой забыли все труды и старания Бориса. В стране начались народные бунты, ходили слухи, что настоящий царевич Дмитрий жив.

В начале 1604 было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья. Розыск показал, что самозванец бежавший в 1602 в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян.

16 октября 1604 Лжедмитрий с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия Патриарха Иова не остудили обезумевшую народную толпу. В январе 1605 правительственные войска, тем не менее, разбили самозванца, который вынужден был уйти в Путивль. Но к Лжедмитрию стали стекаться казаки со всех окраин России.

В это время, 13 апреля 1605 г., Борис Годунов находился в Москве и был совершенно здоров. Однако, вскоре он почувствовал дурноту, ему стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер, похоронили его в Кремлевском Архангельском соборе. Злые языки поносили Государя, говоря, что он якобы покончил с собой.

Судьба семьи оклеветанного Царя была очень печальна. Неблагодарные русские люди, поддавшиеся на обман Лжедмитрия, заживо растерзали сына Бориса молодого Царя Федора и убили его мать. В живых осталась лишь дочь Бориса Годунова Ксения – ее ждала безотрадная участь наложницы самозванца. Официально было объявлено, что Царь Федор и его мать отравились. Тела их выставили напоказ. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью
– без отпевания, как самоубийц.


Источник: http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=176616

________________________________________________________________________

О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Наталья Рыбалкина


В избранное