Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"

__________________________________________________________

Деговцов


Деговцов – фамилия, происходящая от мирского имени предка.


Фамилия Деговцов происходит от мирского некрестильного имени предка-основателя рода – Деговец.

В давние времена, имя, даваемое человеку при крещении, не афишировалось и сохранялось в тайне от посторонних людей по причине бытовавших в народе суеверий. Якобы колдун, ведьмак, имеющий способность нанести человеку вред, посредством ворожбы, сотрудничества с темными силами, обязательно должен произнести при заклятии его имя. Поэтому наряду с именем крестильным, чаще всего давалось и второе – мирское, некрестильное имя, прозвище. По народным верованиям, оно не связано с духовным миром человека и его использование
не сможет каким-либо образом навредить его носителю. Мирское имя носило характер прозвища и его происхождение связывалось с теми или иными качествами человека, как физическими, так и духовными, полученными при рождении, либо заработанными в процессе жизни.

У отчества Деговец, Дековец может быть несколько вариантов происхождения. Прежде всего мы можем предположить становление родовой фамилии через несколько языков – преимущественно польского и русского, рассматривая суффиксы –ов и – ец в качестве образующих отчество. В этом случае имя предка – Дека, Деко, Дега – слово могло менять свое звучание с ходом времени. Словом «дек» называли палубу корабля – от английского и немецкого «deck». Слово «дека»
означает «резонансная доска музыкального инструмента». Это слово берет свое начало в немецком языке и происходит от понятия «decke» - «крышка, покрытие». Аналогичное разговорное понятие имеется и в польском языке – «dekowa, dekować» - «укрывать, прятать», от чего могло произойти непосредственно слово «деговец».

Таким образом, будучи выходцем из польских, либо, как вариант, германских земель, человек по имени Дека мог иметь какую-либо связь с корабельным делом, возможно корабельный мастер или матрос. Мог также заниматься изготовлением музыкальных инструментов или игрой на них. Но наиболее вероятное его занятие – кровельщик, либо человек, занимающийся покрытием чего-то вообще – покрытие дорог, покрытие стен и так далее. В этом случае имя Деко от немецкого «decke» будет сопоставлено с польским
Дековац («dekować»), имеющим тот же корень и значение.

Патронимический суффикс –ев, находящийся в составе фамилии является великорусской образующей частицей и указывает нам на окончательное происхождение отчества Деговцов на территории России, не ранее XVI века.

Таким образом, фамилии, образованные от слов «дека, декова» и различных производных от них, такие как Деков, Дегов, Декаев, Декаин, Декин, Дековцев, Деговцин, Деговцев, Деговченко, Деговский и другие, подобные им, будут являться родственными по происхождению фамилии Деговцов.

Упоминания о представителях фамилии Деговцов содержатся в памятных книгах Варшавской, Санкт-Петербургской, Петроковской, Эстляндской, Таврической, Подольской, Кюлецкой, Полоцкой, Ставропольской, Нижегородской, Уральской, Енисейской и других губерний Российской империи, а также в книгах Области войска Донского.

Источники: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, 1999 г.; Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 2003 г.; Сиротина Т. А. Современный немецко-русский словарь. М., 2005 г.; Стыпула Р. Новый польско-русский словарь. М., 2004 г.; Большой энциклопедический словарь. М., 1998 г. МИГИ Программа "Российские Династии" www.geno.ru, совместно с сайтом www.analizfamilii.ru, исследователь Бурцев О.Г.



Волшебный голос за 15 миллионов евро

Самая дорогая скрипка в мире будет храниться в Петербурге!

В Петербурге сделана сенсационная находка — обнаружена уникальная скрипка работы немецкого мастера Якоба Штайнера, который жил раньше Страдивари и котировался гораздо выше, чем итальянские изготовители скрипок. Эксперты схватились за сердце — ведь во всем мире подлинных штайнеровских скрипок сохранилось не более десятка! Но самое поразительное — это судьба находки: сто лет она пролежала завернутая в тряпочку в бабушкином сундуке, а вокруг шли революция, Гражданская война, потом Вторая мировая,
появилось и исчезло целое государство…

Страдивари «отдыхает»

Якоб Штайнер — самый загадочный скрипичный мастер. Годы его жизни известны очень приблизительно — примерно с 1618-го по 1683-й. Он родился в семье горняков в глухой немецкой деревушке под Инсбруком и получил только начальное музыкальное образование. Как и почему он начал делать скрипки — неизвестно. Вообще изобретателем этого инструмента считается итальянец Андреа Амати. Есть сведения, что Штайнер получил первые навыки изготовления скрипок у его внука Николо. Если эти данные верны, то Штайнер
был первым прославленным учеником мастера. Вторым был Андреа Гварнери (1626–1698) и только третьим — Антонио Страдивари (1644–1737). Так что Страдивари еще пешком под стол ходил, когда имя Штайнера уже гремело по всей Европе.

За свою жизнь Якоб Штайнер создал всего около 50 скрипок. Он не стал копировать инструменты Амати, а изобрел свою собственную форму скрипки — с высокими стенками и необычным строением корпуса: он выпуклый, а середина деки более толстая, чем края. Кроме того, у скрипок Штайнера внутри есть особая пружинка — для усиления резонанса. Поэтому и звук штайнеровских скрипок особый — низкий, обволакивающий и идущий со всех сторон, как при стереоэффекте. А у итальянских скрипок другой голос — высокий
и такой пронзительный, что перекрывает даже симфонический оркестр.

Скрипки немецкого мастера были невероятно популярны. Именно для них Вивальди писал свои скрипичные произведения — так что услышать подлинного Вивальди можно только на инструменте Штайнера! Но беда в том, что немец не оставил учеников и никому не передал свои секреты. Конечно, после его смерти подражатели наштамповали сотни копий «штайнеровских» скрипок, но они звучат беднее, чем подлинники.

Именно поэтому петербургская находка стала сенсацией. Эксперты долго и дотошно ее проверяли, пока, наконец, не отпали все сомнения: скрипку действительно сделал сам мастер в 1673 году. Как говорят специалисты, ее стоимость на антикварном рынке может достигать 15 миллионов евро! А ведь самый дорогой Гварнери ушел с торгов «всего» за 6 миллионов долларов…

На ней играла княжна Юсупова?

История находки — почти детектив. Пять лет назад саратовский бизнесмен Дмитрий Дунин узнал о старинной семейной скрипке от своей матери.

— Я и подумать не мог, что у нас в семье хранится что-то бесценное! — до сих пор не может опомниться Дунин. — Пять лет назад умерла бабушка — перед смертью она передала скрипку моей маме и сказала, что инструмент принадлежал прабабушке, которая до революции жила в Петербурге и была дворянкой. Я не придал этому значения — ну, лежит скрипка и лежит. Потом рассказал питерским друзьям, а они посоветовали ради любопытства показать скрипку какому-нибудь сотруднику Музея музыкальных инструментов.

Дунину повезло: первым попавшимся сотрудником музея оказался Владимир Кошелев, эксперт Минкультуры РФ по музыкальным инструментам. Он вцепился в скрипку обеими руками и начал с пристрастием допрашивать Дунина и его маму, а потом окопался в городских архивах. И не зря.

Прабабушка Дунина действительно была дворянкой, да не простой — а из очень богатой и влиятельной семьи.

— Скрипки Штайнера еще в XVIII веке ходили по Петербургу и стоили баснословных денег! — поведал нам Владимир Кошелев. — Если итальянский инструмент оценивался максимум в 250 рублей, то цена штайнеровской работы зашкаливала за 800 рублей!

Когда началась Октябрьская революция, родители прабабушки Дунина успели переправить ее в деревню Плаксино Новгородской губернии, где насильно выдали замуж за крестьянина — чтобы сохранить девушке жизнь. Все, что осталось ей от дворянства, — сундук с драгоценностями и старинная скрипка.

— Прабабушка ничего о старой жизни и сундуке не рассказывала, — говорит Дунин. — Мы даже не знаем, как ее на самом деле звали. Когда она умерла в 1960 году, ее дочь с семьей решила переехать в Саратов. Дом в Плаксино продали, а когда стали вывозить вещи, обнаружили клад со скрипкой. По семейной легенде, там даже бриллианты были! Прабабушка, как видите, своим детям о них не рассказала…

Как дворянка ухитрилась сохранить в крестьянском доме сундук с драгоценностями, когда деревня пережила и Гражданскую войну, и коллективизацию, и оккупацию во время Второй мировой, наверное, Дунины уже никогда не узнают. А вот кем была их прабабушка — выяснить можно. Она как-то упоминала, что в царские времена жила на набережной Мойки недалеко от Невского проспекта. Владимира Кошелева этот адрес наводит на мысли:

— Там недалеко стоит дворец Юсуповых, которые были большими любителями музыки и коллекционерами смычковых инструментов. Это, конечно, очень смелое предположение — но, может быть, прабабушка Дунина была из рода Юсуповых?

Дмитрий Дунин заверил нас, что собирается всерьез заняться генеалогией своей семьи. И, если предположение Кошелева окажется правдой, это будет не меньшей сенсацией, чем его скрипка Штайнера — ведь считается, что после революции все Юсуповы, ведущие свой род от Абубекира (тестя пророка Мухамеда!), уехали в эмиграцию.

Скрипка молчала 100 лет

До сих пор в России была известна только одна подлинная скрипка Штайнера — она находится в Москве, в Музее имени Глинки. В мае 1996 года ее выкрали из музея вместе с другим ценным экспонатом — скрипкой Страдивари. К счастью, преступников удалось поймать до того, как они продали похищенное. Неудивительно, что Дунин уже ведет переговоры со страховой компанией. Подробности пока не разглашаются, но храниться скрипка будет, скорее всего, в банке. Перевозить раритетный инструмент станут в бронированной
машине, а во время концертов на сцене будут дежурить несколько охранников. Они уже охраняют скрипку: как оказалось, во время презентации находки в зале Шереметьевского дворца невидимыми для глаз посетителей находились пятеро секьюрити!

— Я хочу, чтобы скрипка играла, — говорит Дунин. — Играют же старинные скрипки Страдивари и Гварнери — чем она хуже?

Реставратор Владимир Акименко, получив скрипку в руки, чуть не заплакал от радости: инструмент в прекрасном состоянии. Он сделал еще одно открытие.

— Я уверен, что последней на скрипке играла девушка! — утверждает Владимир Акименко. — Понимаете, женщина и мужчина оставляют на инструменте разные следы. Молоденькие скрипачки недостаточно коротко стригут ноготки, поэтому на деке в определенных местах после их игры остаются маленькие косые царапинки под углом 30–40 градусов. Так вот на этой скрипке я такие следы нашел! Возможно, на ней играла та самая прабабушка Дунина.

Так что вполне логично, первым музыкантом, которому доверили скрипку Штайнера в наши дни, стала девушка — студентка консерватории, лауреат международных конкурсов Екатерина Фролова.

— Мне не говорили, что это работа Штайнера, — призналась Катя. — Но я сразу поняла, что скрипка очень долго молчала. Она как будто сопротивлялась смычку, капризничала. Когда я впервые попыталась что-то исполнить на ней, было такое ощущение, что я вообще разучилась играть! Целую неделю я искала со скрипкой общий язык: как к ней надо прикасаться, с какой силой нажимать на струны…

Владимир Кошелев говорит, что Кате было тяжело: каждый день она садилась со скрипкой в музейном зале в полдень и вставала в полседьмого вечера — репетировала без перерывов и без обеда. Но результат превзошел все ожидания: скрипка в руках Катерины играла божественно!

Источник: http://mk-piter.ru/2008/04/15/022/



В Ростовской области проводится исследование генетической истории донских казаков


С 14 по 18 апреля в Ростовской области в рамках международного проекта «Генографика» проводится исследование генетической истории донских казаков. Об этом сообщили в отделе информационной службе Всевеликого Войска Донского.

По словам представителя информационной службы, экспедиция, организованная исследовательским центром «Северная Евразия» при медико-генетическом центре Российской академии медицинских наук, проводит исследования на Верхнем Дону, в Шолоховском, Боковском и Верхне-Донском районах. Участники экспедиции берут пробы ДНК у местных жителей, предки которых были донскими казаками. По итогам анализа проб планируется составить генеалогические древа участников исследования. Кроме того, предполагается, что результаты
исследования будут способствовать определению путей расселения казачества.

Источник: http://www.yugmedia.ru/ne_3925761



Плакида - Плахтий - Плахов


С.П. Плахова (Орел): Интересуюсь происхождением фамилии Плахов

Суперанская: Первая ассоциация с этой фамилией - слово плаха, "расколотое пополам небольшое бревно". Из плах делали заборы, плахи шли на дрова. Второе значение слова плаха - "место казни". В стране, изобиловавшей лесом, какой была Древняя Русь, существовало дохристианское имя Плаха, от которого образована фамилия Плахин, например Иван Плахин, крестьянин, Белоозеро, 1526 г. И это естественно, потому что от имен, оканчивающихся на -а, фамилии образовывались с суффиксом -ин, а нам надо определить происхождение
фамилии Плахов, в основе которого было имя или прозвище Плах. Правда, иногда встречаются "нерегулярные" фамилии, имеющие суффикс -ов там, где ожидалось бы -ин (Пальмов), но в Москве в конце IX века было 40 семей с фамилией Плахов и лишь 15 семей с фамилией Плахин. Значит, ни о какой "нерегулярности" здесь речь идти не может.

Существовало имя Плах, от которого фамилия Плахов была бы регулярной, но имя это было особенное. Это производное от имени Плакида, через Плаксий, Плахтей, Плах. Имя Плакида значилось в церковных книгах, но не как основное, крестильное, а как дохристианское имя римского полководца, жившего во II веке н.э. и получившего при крещении имя Евстафий. Имя Плакида, по-видимому, восходит к латинскому слову плацидус/плакидус - "спокойный, миролюбивый, послушный", что соответствует характеру Евстафия, как его описывают
в Святцах, но почему-то его имя Плакида соответствует женскому роду латинского прилагательного плацида/плакида.

Поскольку в церковных книгах оба имени часто употреблялись вместе: Евстафий Плакида, именем Плакида иногда крестили, причем практика эта началась достаточно рано: Плакида Темирязев, стрелецкий голова, 1623 г., ср. Плака Дмитров, крестьянин, 1500 г. - по-видимому, сокращенная форма того же имени. Фамилия Плахов фиксируется историческими документами в 1605 г.: Пудка Плахов, крестьянин пусторжевский. Пудка - от православного имени Пуд.

А.И. Просвиров (Московская область): Моя фамилия говорит о том, что в моем роду были священники. Действительно, мой прапрадед был сельским батюшкой. То есть фамилию ему дали в семинарии. А что означает эта фамилия?

Суперанская: Фамилия Просвиров образована от названия церковного хлебца просвира, иначе просфора, просфорка, проскура. О размерах просвир часто шутили в быту и в фольклоре, откуда поговорка "Не худо, что просвира в полпуда". Но между названием церковного хлебца и фамилией должно быть непременно промежуточное звено: имя или прозвище. Имя Просфира в доступных нам словарях не отмечено, зато часто встречается имя Проскура, преимущественно на Украине, а также фамилии Проскурин и Проскуренко.

Недоумение вызывает то, что во всех славянских языках слово просвира (проскура) - женского рода. Так что по нормам русской грамматики фамилия от слова женского рода должна быть с суффиксом -ин: Проскурин, Просвирин. Но есть области и страны, в которых признается только суффикс -ов. В Болгарии мы находим только фамилии Просвиров. С суффиксом -ов образовывались также фамилии в находящейся в России области Войска Донского. Возможно, предки нашего заявителя - выходцы из Болгарии или с Дона. В Москве в конце XX века
жили 30 семей с фамилией Просвирины и только четыре семьи Просвировых.

Источник: http://www.rg.ru/2008/04/17/superanskaya.html




18.04.08 День охраны памятников и исторических мест

День охраны памятников и исторических мест отмечается сегодня во всем мире. В России для бесплатных посещений распахнуты двери музеев и достопримечательностей, закрытых для публики в другие дни. В Иркутске сегодня объявлено о решении воссоздать Триумфальные Московские ворота, установленные в честь победы в войне 1812 года.

Три коллекции русского искусства, вывезенные из России в первую волну эмиграции, вернуться в страну в этом году. Об этом сообщил министр культуры Александр Соколов на церемонии награждения реставраторов и архитекторов. Кропотливый труд сотен тысяч «волшебников», возвращающих раритетам первозданный облик, – залог сохранения многовекового культурного наследия страны. Рассказывают «Новости культуры».

Рукописи, может быть, и не горят, зато быстро ветшают. Если бы не реставраторы, сейчас нельзя было бы разобрать ни строчки в рукописях Пушкина или разглядеть родного прадеда на старинной фотографии. Реставраторы не только восстанавливают прошлое. Они берегут настоящее для будущего. «У нас была разработана вместе с подразделениями Гознака долговечная бумага. Тысячу лет она практически сохраняла свое первозданное состояние. Часть тиража, которая идет в государственные библиотеки, она как раз печатается на
этой бумаге», – рассказывает реставратор документов Архива Российской академии наук Дмитрий Павлович Эрастов.

Главное желание старых мастеров – передать свой огромный опыт следующему поколению. Сегодня, после длительного перерыва в 90-е годы, в реставрационную отрасль начался приток молодых кадров. «Мы, в принципе, готовим реставраторов по четырем основным направлениям: это реставраторы покраски, реставраторы штукатурки и лепки, реставраторы произведений из дерева и реставраторы металлического декора.
Практически на каждом объекте, который сдавался к трехсотлетию города, работали наши выпускники», – замечает директор Санкт-Петербургского реставрационного профессионального лицея Антонина Глебовна Гирко.

Не исключено, что скоро у реставраторов появится свой цеховой символ – наградной знак. Тогда профессия волшебника сделается почетной, в буквальном смысле слова.

Источник: http://www.tvkultura.ru/news.html?id=222156&cid=178



Между Украиной, Арменией, Латвией и...: Юлия Тимошенко скрывает своё происхождение

Об этнических корнях одного из главных действующих лиц украинского политического поля - премьер-министра Юлии Тимошенко, которая всячески подчеркивает свою "украинскость" (хотя и признаётся, что выучила украинский язык только в 1999 году), написано и сказано много. Сегодня, когда претензии Тимошенко на высший пост украинского государства практически ни у кого не вызывают сомнений, следует ожидать активизации дискуссии вокруг этой темы. В свое время один из украинских источников так предварил свою статью о Юлии
Тимошенко:

"Уроженка Днепропетровска Юлия Тимошенко - смешанного русско-армянского происхождения. Фамилии ее родителей - Телегина и Григян. Как и у многих будущих сильных мира сего, у Тимошенко было довольно трудное детство. Ее отец бросил семью, когда дочери было всего два года. Впрочем, отличавшаяся уже в юности сильным характером, девушка смогла быстро решить свои личные проблемы. Юлия женила на себе сына днепропетровского босса областного масштаба Геннадия Тимошенко Александра и почти сразу стала реальным главой семейства..."

В более острой форме тема этнической принадлежности украинского премьера была поднята тогдашним министром транспорта и связи Украины Евгением Червоненко. Комментируя избиение в Киеве еврейского юноши, он высказал мысль, что Тимошенко могла быть порасторопнее в осуждении антисемитизма, так как сама "имеет мать-еврейку и отца-армянина": "Я очень удивлен, что подобной реакции не было от самого правительства и премьер-министра. Тем более, что мать Юлии Тимошенко - еврейка, а отец - армянин. Именно армяне и евреи
исторически подвергались геноциду", - заявил Червоненко.

Действительно, долгое время считалось, что в жилах Тимошенко течет армянская кровь, ведь ее девичья фамилия - Григян. Однако сама лидер БЮТ опровергла эти слухи. "У меня по линии отца все латыши до десятого колена, а по линии мамы - все украинцы", - заявила она. По словам Тимошенко, "из-за ошибки сотрудников паспортного стола Владимир Григянис и превратился в Григяна".

Между тем найти истоки фамилии Григянис в Латвии оказалось делом многосложным. Как удалось выяснить, в Латвии есть фамилия Grigjanis, в данном случае по-русски произносится как "Григьянис". Но и такая фамилия в Латвии встречается крайне редко. Прямых аналогий с "Григянис" в Латвии просто нет. С другой стороны, если верны слова премьера о том, что у нее по линии отца - все латыши до десятого колена, то такая фамилия в маленькой Латвии была бы достаточно распространена. В противном случае можно предположить, что
в роду Григьянис (Григянис) все десять поколений рождались исключительно девочки. Чаще в Латвии встречается вариант Grigjans - "Григьянс", но в таком случае на русский переводится как опять-таки "Григян", то есть, если не типично армянская, то, во всяком случае, точно не латвийская фамилия, но латышизированная.

В свое время украинский ресурс "Фраза" в статье, посвященной этническим корням Тимошенко, писал: "Как выяснилось, отца Тимошенко, выдаваемого ею за латыша, зовут Владимир Абрамович Григян. Мы готовы спорить на 5 кило сала, что можно обойти всю Латвию (да и вообще всю Прибалтику) и не найти ни одного прибалта по имени Абрам Григян (имя дедушки Тимошенко)... " И действительно, латышские филологи, занимающиеся изучением фамилий, в один голос твердят, что эта форма фамилии не самостоятельная, а производная от армянской
фамилии Григян. Если деда украинского премьера звали Абрамом, то на ориентировочный период жизни деда Юлии Тимошенко, то есть в предвоенной Латвии, пришлась политика тотальной латышизации населения, когда практически всем давали латышские имена и фамилии. Тем более, если эти люди были "коренными латышами в десятом колене". Таким образом, Абрамом дед Тимошенко называться просто не мог: он либо не был латышом, либо сам по себе является выдумкой.

Поиски этнических корней украинского премьера в Армении также не дали ощутимых результатов. Как удалось выяснить, на сегодняшний день в столице республики Ереване зарегистрирована всего одна семья с фамилией Григян. Однако важно, что в данном случае мы имеем абсолютно четкое совпадение с фигурирующей в официальных документах девичьей фамилией Юлии Владимировны. Сюрпризы поджидают нас в процессе выяснения истоков фамилии Григян в Нагорном Карабахе. Местный этнограф Лев Азатян рассказывает, что Григяны - известный
"гердастан" (род) в Карабахе, который имеет аристократическое происхождение. "Представители рода Григянов, в основном расселенного в Аскеранском районе, доблестно участвовали в борьбе с османами, вложили свою лепту в оборону Карабаха в 1918 - 1921 годах, принимали участие в политическом сопротивлении подчинению Карабаха Азербайджану в 1923 году и были репрессированы за это в период сталинизма", - рассказал Азатян. На сегодняшний день в Нагорном Карабахе насчитывается несколько десятков семей Григянов.

Вместе с тем некоторые источники в научных кругах Армении утверждают, что фамилия Григян часто встречается у бессарабских евреев или цыган, точно так же, как и фамилии Копелян, Мунтян, Померлян. Так что здесь не исключают, что начинатели фамилии Григян могут быть бессарабскими цыганами. Справедливости ради, стоит отметить, что в Молдавии найти современников Тимошенко по фамилии Григян также не удалось.

Оригинальную версию выдвигает тот же украинский ресурс "Фраза". Развивая мысль об этнических корнях отца Тимошенко - Владимира Абрамовича Григяна, издание пишет: "Такое имя вполне характерно для армянских евреев. Армянские евреи (как и грузинские, как и горские) - люди очень приверженные традиции, и вряд ли он (отец Юлии Тимошенко) женился бы на матери Тимошенко, если бы она не была еврейкой". Между тем попытки проверить бабушку - то есть мать матери Тимошенко - не увенчались успехом: "Какова настоящая фамилия
Марии Иосифовны - так, по нашей (и не только нашей) информации, зовут бабушку Тимошенко, технолога конфетного завода, - покрыто мраком неизвестности... Зато, кажется, удалось установить фамилию Марии Иосифовны по мужу. Фамилия эта звучит странно - Нелепова... видимо, девичья фамилия Марии Иосифовны звучала настолько, говоря мягко, странно, что ей-таки пришлось сменить ее".

Источник: http://www.regnum.ru/news/989417.html




Свидетельство о браке Достоевского обнаружили в архивах Новокузнецка

Брачное свидетельство Федора Достоевского и его жены Марии Исаевой, было обнаружено в архивах ЗАГСа Новокузнецка.

Сенсационную находку удалось обнаружить в метрической книге одного из церковных приходов города Кузнецка за 1857 год.

Долгое время, документ из-за того, что метрическая книга переходила из одного архива в другой, считался утерянным. Сейчас его удалось обнаружить.

Было установлено, что знакомство с женой Федора Достоевского состоялось в Сибири, весной 1854 года. Будучи замужем за алкоголиком, 28-летняя Мария очаровала писателя и впоследствии вышла за него замуж.

Отмечается, что в произведениях "Преступление и наказание", и "Идиот", Достоевский использовал образ своей жены.

Источник: http://www.mediactivist.ru/news/46573/




ФСБ открывает доступ к архивам времен ВОВ во избежание фальсификаций



МОСКВА, 22 апр - РИА Новости. ФСБ России готова предоставлять архивные документы периода Великой Отечественной войны, как историкам так и журналистам, заявил во вторник начальник Центра общественных связей ФСБ РФ полковник Сергей Игнатченко на заседании "круглого стола" по теме "Проблемы публикации источников о Великой Отечественной войне. Критика попыток фальсификации истории".

"Любые обращения, которые к нам поступали, в том числе из-за рубежа, мы рассматриваем. Не было исследователей-историков и журналистов, которым бы мы отказали. Если это не касалось государственной тайны", - сказал Игнатченко.

При этом он отметил, что большинство производителей как художественных, так и документальных фильмов потеряли интерес к исследовательской работе.

"То, что мы видим на большом экране, это по большей части фальсификация в чистом виде", - отметил полковник.

По его словам, нет серьезных исторических исследований, касающихся периода Великой Отечественной войны в документалистике, "за редким исключением".

Обращаясь к участникам "круглого стола" Игнатченко отметил: "Вы знаете ту программу, которая разрабатывалась нашими западными противниками для того, чтобы фальсифицировать нашу историю, и под это даже выделяются деньги".

"Получается, что сегодняшние наши производители кино фактически льют воду на мельницу противника", - отметил Игнатченко.

По его словам, в беседах с производителями на эту тему, на вопрос, зачем вам надо фальсифицировать историю, мы слышим ответ; "Чтобы повысить рейтинг передач".

"Они не думают, что несут в массы, как они искажают историю, а думают о рейтингах и высоких зарплатах", - сказал представитель ФСБ.

По его мнению, этим самым наносится урон нашим будущим поколениям.

"Мы, безусловно, должны быть ответственны за то, что мы несем в массы", - сказал Игнатченко.

В свою очередь, начальник управления регистрации и архивных фондов ФСБ России Василий Христофоров отметил, что в начале 90-х годов в СМИ и среди историков считалось, что произошла архивная революция - "открытие архивов".

"В последнее время стали чаще говорить, что архивы закрылись. Это не так и любой исследователь сейчас имеет возможность работать в российских архивах", - сказал он.

Христофоров напомнил, что в минувшем году приказом министра обороны России были открыты для исследователей практически все архивы Минобороны периода Великой Отечественной войны.

Источник: http://www.rian.ru/society/20080422/105607947.html




РГАЛИ - архив, открытый миру


В 15.00 в Российском государственном архиве литературы и искусства состоится презентация сайта архива (www.rgali.ru). С самого начала сайт задумывался как уникальное по своим объемам и тематическому охвату информационное пространство, в котором представлена репликация единой базы данных крупнейшего архивохранилища России на уровне архивных фондов и коллекций, единиц хранения, отдельных документов. Сайт РГАЛИ спроектирован с учетом потребностей и возможностей различных категорий пользователей. Для их удобства
работает многоаспектный поиск, при котором одновременно активируется несколько электронных указателей (именной, систематический, географический) и осуществляет контекстный поиск по наименованиям документов. В настоящее время на сайте размещены описания около 3000 фондов, 250 описей, более 17 тыс. единиц хранения и 15 тыс. наиболее ценных и востребованных пользователями документов. Информационный ресурс включает такие темы, как «Серебряный век», «Русская литература», «Изобразительные
источники», «Рисунки С. М. Эйзенштейна», «Аудиовизуальные искусства. Радиоискусство. Кинематограф», «Русская философия». Посетителям сайта доступны материалы из фондов М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, С. М. Эйзенштейна, отдельные уникальные документы, например, автографы общественных и политических деятелей России XVIII — XIX, в т.ч. императрицы Екатерины II, Павла I, Николая I, а также автографы выдающихся литераторов «золотого века»
русской литературы — Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского,А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Ф. М. Достоевского. Сайт РГАЛИ разрабатывался компанией ОАО «Альт-Софт» — Информационные и Коммуникационные технологии при финансовой поддержке Фонда Форда. Он создан на базе технологии КАИСА-Архив и работает под управлением СУБД Oracle. Основным достоинством системы КАИСА-Архив является возможность доступа к уникальным изобразительным материалам РГАЛИ — электронным
копиям единиц хранения в формате jpg. Сайт включен в единое поисковое пространство информационных ресурсов учреждений культуры России через единую точку доступа RUSART (Russian United Space of Art Resources and Technologies). Все разделы сайта в режиме реального времени ведутся сотрудниками архива.

Следующие этапы в развитии веб-сайта — это дальнейшее пополнение электронного ресурса архива, внедрение системы удаленного заказа электронных копий документов, создание англоязычной версии сайта, а также представление на сайте электронных публикаций, выставок, компакт-дисков. Кроме интерфейса сайта и основных принципов его работы, на презентации гостям будут продемонстрированы возможности оцифровки уникальных документов с целью сохранения информации и компьютерной реставрации для дальнейшего многоаспектного
использования.

Контактное лицо: Лариса Иванова; Тел./факс (495) 159-73-86, e-mail: pr_rgali@mail.ru

www.museum.ru/N33729

»» Российский государственный архив литературы и искусств

Адрес: город Москва, Выборгская ул., д.3, к.2
Телефоны: (495) 159-7381

________________________________________________________________________

О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Наталья Рыбалкина


В избранное