Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


Информационный Канал Subscribe.Ru

 ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ   N  38
АДРЕС ПОДПИСКИ: http://subscribe.ru/catalog/archive.fhpevfyjd

29.06.2004
                                       
                                         


                              ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ

                                     Метров посрамив…
        (о книге В.С. Мартышина "Твоя родословная")

Можно ли говорить о существовании какой-либо науки, когда нет систематического
ее курса, учебника, излагающего хотя бы ее основы? Полагаю, что пока такой книги
нет, можно говорить лишь о том, что та или иная науки находится в процессе становления.
Наука ли генеалогия? Думаю, что у читающих этот журнал сомнений на этот счет
не возникает. Ведь генеалогия существует не одну сотню лет, имеются учебники
за рубежом, да и в России немало сделано в этом направлении М.С. Гостевым, Л.М..
Савельевым, В.С. Арсеньевым, А.Н. Онучиным, Н.Д. Можаровым и другими. И все же
до последнего времени учебника по генеалогии в полном смысле этого слова в России
не существовало. Тем более - учебного пособия для школы. Теперь этот серьезный
пробел ликвидирован. И, самое удивительно, что удалось сделать не кому-либо из
метров генеалогии (от которых мы долго тщетно ждали подобного подвига), и даже
вообще не генеалогу, а сельскому учителю из российской глубинки Владимиру Сергеевичу
Мартышину. Он работает в Ивановской сельской школе Борисоглебовского района Ярославской
области, где в течение ряда лет ведет курс "Твоя родословная", являющийся составной
частью предмета "Духовные традиции русской семьи".
Школа эта основана в 1877 г. В ней имеется музей, хотя учится здесь всего лишь
около 90 учащихся из 12 деревень (по 6-15 учеников в классе). Книга В.С. Мартышина
является "учебным пособием по изучению истории семьи и составлении родословной"
и предназначена для старшеклассников (VII-XI классы). Она построена форме уроков-бесед
учителя с учениками, причем предполагается привлечение к выполнению домашних
заданий и их родителей.
В школе разработана 11-летняя программа по краеведению. Малыши знакомятся с историей
своей семьи, деревни, соседних поселений. В 3-м классе - с историей Борисоглебского
края, его настоящим и будущим. В 4-м изучают историю в лицах, в 5-6 классах историю
Ростовской земли Ярославской губернии. 7-й год отведен для знакомства с народным
календарем, фенологией, 8-й посвящен изучению мира русской деревни, 9-й "сеятелям
и хранителям". В 10-м учащиеся знакомятся с прошлым и современным местной экономики
и промышленности. Наконец, в 11-м темой программы является русский народ.
Курс "Твоя родословная" органично сочетается с изложенной выше программой. В
курсе предусмотрено проведение 32 уроков. Первый урок (он же 1-я глава книги)
называется "Зачем это надо". На нем учитель объясняет важность и необходимость
для современников изучения истории своих семей. Автор убежден, что "не знать
историю своего рода - это ненормально". Несколько позднее (с. 1) В.С. Мартышин
справедливо замечает: "После революции перед школой была поставлена задача оправдать
необходимость совершенного большевиками переворота… И поэтому историки в книгах
писали, в основном, о том, как плохо все было до революции и как стало хорошо
после нее… Молодое поколение должно было не гордиться предками, а показать ничтожность
их устремлений, их жизненных интересов… Было ослаблено и родовое чувство, т.е.
нарушен фундамент семьи, которая искала опору в традиции, в истории".
Автор указывает, что "изучением истории своей семьи в той или иной мере обязаны
заниматься дети всех возрастов. Другое дело, что работа эта должна быть посильной".
Он считает также, что изучение истории в школе начинать "нужно с познания своей
малой родины, своей семьи".
В следующей главе - "Ответственность перед родом" - Мартышин формулирует мысль
о том, что нравственное падение людей, человечества начинается "с потери уважения
к предкам, их делам, достижениям. Недаром таких людей называют "Иванами, не помнящими
родства". Он приводит цитаты из "Наставления" Владимира Мономаха, из "Домостроя",
широко использует и фольклор, и мировую литературу от Библии до современных поэтов.
В частности, он вспоминает такие строки из стихотворения С. Викулова "Память
рода": 
        Почувствуй стык времен плечами.
        Ведь ты всего лишь знак кольца
        В цепи, которой нет начала
        И не предвидится конца!
Автор подробно рассказывает о древней русской традиции поминовения предков. Он
отмечает, что в "поминальниках часто сохранялось до нескольких  сот[ен] имен
предков, живших в предшествующие 100-150 лет. В некоторых благочестивых семьях
эти имена читались каждодневно на общих утренних молитвах".
В.С. Мартышин пишет с горечью, что мы "с отречением от старого мира - отреклись
и от отцов, от дедовских заветов. Евангельские заповеди, которые соединяли сотни
поколений, были объявлены опиумом для народа". Необходимо преодолеть последствия
такого забвения.
Третий урок курса посвящен основным понятиям родословной науки: о роде, о родословной
таблице, о родословном древе и т.п. Автор отмечает, что "работа по изучению истории
рода очень скрупулезна: она по сути дела бесконечна и может продлиться не только
всю жизнь, но еще и несколько жизней последующих поколений (ваших детей и внуков)".
В четвертой главе ("Пишем родословную") содержится призыв к школьникам деятельно
включиться в изучение своей родословной и подключить к работе всех членов семьи.
Здесь автор дает рекомендации по методике проведения опроса родственников и записи
сведений, полученных от них, систематизации материала, при этом подчеркивается,
что "работу над историей семьи нельзя откладывать ни на месяц, ни на неделю".
Главной задачей этой работы он считает установление имен предков.
В следующей главе - "Наука генеалогия" - даются определение генеалогии (по Л.М.
Савелову), сведения из ее истории. Свой рассказ о генеалогии в России автор начинает
с возникновения в русском языке самого слова "родословная" (т.е. с XV века).
Он цитирует несколько важнейших для дворянской генеалогии исторических документов.
К сожалению, при изложении истории генеалогии В.С. Мартышин допускает ряд серьезных
ошибок. Так, например, М.Г. Спиридова он называет М.Г. Спиридоновым и сообщает,
что организаторами первых историко-родословных обществ Москвы и Санкт-Петербург
были М.П. Лихачев (sic!), л.м. Савелов, Н.А. Зимин (sic!), С.Б. Веселовский.
Но подобные ляпсусы - досадное исключение.
Переходя в шестой главе к изложению традиций родознавства в русских семьях, автор
подробно останавливается на традициях поминовения предков, на правилах и канонах,
существующих на этот счет в православной церкви.
В следующий главе В.С. Мартышин останавливается на таком важном моменте, как
необходимость текущей фиксации семейных событий для потомков, и в связи с этим
говорит о значении дневников, мемуаров, семейных летописцев, дает советы по их
ведению.
Глава восьмая посвящена генеалогическим источникам, их классификации и отдельным
видам. В этой же главе сообщаются сведения о системе архивов в России, адреса
важнейших из них, даются рекомендации о том, как писать запрос. Здесь же идет
речь о библиотеках как хранилищах генеалогической информации, сообщается о некоторых
справочных изданиях (правда, слишком бегло), в которых следует искать материалы
генеалогического характера.
В главе "особенности некоторых семей" речь идет о различных сословиях: дворянах,
мещанах, крестьянах, священниках и т.д., при этом приводятся образцы важнейших
источников по генеалогии соответствующих сословий. На мой взгляд, эта глава является
довольно удачной как по широте охвата основных источников, так и по раскрытию
их содержания для школьников. Сообщаются сведения о порядке причисления людей
в дореволюционной России к тому или иному сословию. В частности, даются перечни
доказательств, принимавшихся при утверждении в дворянстве, а также доказательства
состояния в других сословиях. Приводятся сведения о структуре, форме и содержании
дворянских родословных, метрических и городских обывательских книг, ревизских
сказок, книг брачных обысков, формулярных списков, исповедных росписей и т.п.
Глава "Люблю это таинство рода" посвящена иконографии, ее значению
Для генеалогических исследований. В главе "Память рода" дается представление
о статистико-демографическом анализе истории рода с выделением в ней ряда критических
точек, а в следующей - сведения о традициях старшинства в России и, в частности,
о местничестве.
14-я глава книги посвящена кладбищам. В ней говорится об их духовном значении
для живущих. Автор высказывает мысль, что "отнесение кладбищенского  хозяйствования
к сфере бытовых услуг - мера, оскорбляющая человеческое достоинство". В 15-й
главе рассказывается о православных традициях погребения, даются советы юным
генеалогам по описанию кладбищ и использованию информации некрополей, кладбищенских
архивов.
Отдельная глава посвящена терминологии родства и свойства. В ней приводятся не
только общеупотребительные термины, но и такие экзотические, как пасерб, внуки
стрыйные, трехродное свойство и др.
В главе 17-й - "Родословная вглубь и вширь" - даются указания о необходимости
соблюдения определенных правил в работе генеалога (при этом широко используются
труд автора "первого ученого родословия" в России И. Римского-Корсакова), а также
сообщается о самых больших родословных.
Интересной и полезной представляется глава "Работа с церковными документами"
(метрическими книгами, исповедными росписями, причастными ведомостями и т.д.).
В следующей, 19-й главе ("Еще об источниках") речь идет о письмах, их значении
и использовании при изучении истории семьи, а 20-я посвящается анализу связи
истории рода с историей страны, ее хронологией, возможностям использования общеисторических
материалов для изучения семейной истории.
В главе "Поиск продолжается" вновь речь идет о библиотеках, об использовании
информации из местных газет, журналов, краеведческой литературы в генеалогическом
поиске.
"Фамилия - флаг семьи" - так названа в книге глава, в которой речь идет о фамилиях,
времени и способе их образования, их информационном содержании, о проблеме перемены
фамилии, о патронимах.
В главе "За семейным кругом" В.С. Мартышин обращает внимание юных генеалогов
на необходимость собирать сведения не только у членов семьи, но и выявлять круг
общения предков, т.к. изучение материалов, относящихся к людям, общавшимся с
членами изучаемого рода, часто дает богатый материал о нем.
В главе 24-й ("География рода") показано, как важно изучать миграции членов рода
в течение жизни, что позволяет определить пространственно-временные границы для
отбора материалов местного характера, потенциально могущих содержать важную для
семейной истории информацию.
Урок 25-й посвящен методике исследования семейно-исторических загадок, легенд
и предположений, а в 16-м даются советы по работе с накапливающимися сведениями
различного характера, которые до поры до времени нельзя отнести к определенным
лицам рода.
Следующая глава содержит рекомендации по созданию домашнего музея (еще бы автор
дал совет, где взять место для его размещения! - впрочем, в деревне это проще),
а 28-ой призывает выявлять имевшиеся в семье хорошие традиции и восстанавливать
их. 29-я глава посвящена родовой геральдике и даже предлагает ребятам самим составить
семейный герб.
Далее следует глава "Философия рода", которая освещает такие понятия как "идея
рода", "жизненная энергия рода", "родовое самосознание", "циклы развития" и т.п.,
в основном, заимствованные из трудов О.П. Флоренского.
Наконец, 31-я глава посвящена составлению поколенной росписи, а 32-я, последняя,
- написанию истории семьи как определенному итогу деятельности генеалога.
Книга насыщена советами начинающим генеалогам. Например, важными представляются
даваемые в книге рекомендации по сбору биографической информации. Автор предлагает,
в частности, собирать сведения о характере человека, его привычках, увлечениях,
профессиональных традициях семьи, творческих проявлениях и достижениях, чудачествах,
благочестии и т.п. В книге приводится большое количество пословиц и поговорок
о родстве и его значении в жизни человека, афоризмов знаменитых людей, цитат
из поэм и стихотворений. Например, на с. 87 приводится такое малоизвестное высказывание
выдающегося русского философа В.С. Соловьева: "Нравственная связь поколений и
безусловное, сверхвременное единство человека поддерживается через почитание
предков в одну сторону и через воспитание детей - в другую". А на с. 82 автор
сам высказывает любопытное наблюдение: "Каждое известие из истории семьи  мы
воспринимаем как потрясающее открытие", в справедливости которого каждый из любителей
генеалогии, наверное, убедился сам.
Каждая глава сопровождается контрольными вопросами и домашними заданиями, а в
конце книги приводится довольно обширный список рекомендуемой литературы (70
названий).
Книга пронизана убеждением в огромной нравственной значимости генеаологического
знания. Она не только дает сельскому школьнику практические рекомендации как
и где искать сведения о своих  предках, как оформить и систематизировать собранные
материалы, но и позволяет ему необычайно расширить кругозор за счет сведений,
которые очень важный для духовно-нравственного развития и которые он не может
почерпнуть из других школьных предметов.
Конечно, не все одинаково хорошо в пособии. Не всегда автор точно и полно освещает
те или иные вопросы, порой, возможно, делает излишне сильный (в учебнике для
светской школы) акцент на связи генеалогии с православным мировосприятием. Очень
раздражает встречающееся несколько раз слово "генеОлог". Но выход в свет рецензируемой
книги, на мой взгляд, является неординарным событием. Создан не только первый
в России современный школьный учебник по генеалогии, но и найдена весьма удачная
форма подачи материала, вызывающая желание усвоить содержание курса и пойти дальше,
что свидетельствует о несомненном педагогическом таланте автора.
Возможно, теперь генеалоги-профессионалы, обладающие научными степенями и разнообразным
опытом генеалогических исследований, смогут создать учебник генеалогии для широких
слоев нашего многонационального общества, а также учебные пособия для высших
учебных заведений и для преподавателей генеалогии в учебных заведениях разного
типа. А пока книгу В.С. Мартышина можно рекомендовать в качестве пособия начинающим
генеалогам любого возраста.


Источник: "Генеалогический вестник" N 4. Санкт-Петербург. 2001. Автор-В. Рыхляков

Материал подготовил Алексей Арзуманов





Новое учебное пособие по отечественной генеалогии

Усков И.Ю. Отечественная генеалогия: Учебное пособие. В 4-х частях. - Кемерово,
2002. - 50 экз. - Часть. 1. 48 с. Часть 2. 48 с. Части 3 и 4 в печати.
Существенной чертой отечественной генеалогии последнего времени стало составление
учебных пособий. Начатая такими светилами генеалогической науки, как Л.М. Савелов
и В.Б. Кобрин, она была продолжена в 1990-х гг. М.М. Кромом, В.С. Мартышиным,
П.А. Свищевым, А.Н. Онучиным и другими. В нынешнем году этот ряд пополнился учебным
пособием кандидата исторических наук, доцента кафедры отечественной истории Кемеровского
государственного университета, заведующего отделом информации Государственного
архива Кемеровской области Игоря Юрьевича Ускова.
Необходимо сразу признать, что учебных пособий для высшей школы не может быть
много, они никогда не перенасытят рынок. В условиях, когда вузы имеют возможность
корректировать не только объем выделяемых для курса часов, но и саму программу
обучения, появляется необходимость выпуска пособий для нужд конкретных учебных
заведений - с учетом объема учебного времени, профиля специальности, формы обучения
и имеющейся под рукой научной базы (литература, специалисты). Поэтому, в идеале,
количество наименований учебных пособий по конкретным дисциплинам должно быть
не менее числа вузов, в которых они преподаются. В этом смысле кемеровских историков
можно только поздравить.
Автор пособия стремится избежать двух крайностей, часто встречающихся в преподавании
подобного курса. С одной стороны, это излишнее углубление в теоретические вопросы
(роль генеалогии как исторической дисциплины, ее источники и методы исследования),
с другой - перегрузки курса конкретным материалом. Отсюда И.Ю. Усковым была определена
и структура работы. В первом выпуске пособия помещены два раздела: "Учебно-методические
основы спецкурса "Отечественная генеалогия" (включающие рабочую программу и план
курса со списком литературы) и блок, посвященный теоретическим основам генеалогической
науки. Второй выпуск представляет собой хрестоматию для семинарских и практических
занятий. Третий  посвящен современным правящим династиям Европы, титулованному
дворянству России и генеральным секретарям ЦК КПСС. Четвертый выпуск должен включить
в себя материалы по истории генеалогии в России. В работе присутствует необходимый
для профессионального педагога теоретический базис. Подготовленный И.Ю. Усковым
методический материал может быть использован для чтения курса по отечественной
генеалогии практически в любом вузе. Заявленный автором учебный объем составляет
30 академических часов (I, 9), хотя при желании может быть увеличен в несколько
раз.
Структура курса учитывает сословное деление общества дореволюционной России.
После вводной части (в которой теме "Источниковедение генеалогии" отведен 1 час)
автор по отдельности рассматривает формирование, генеалогические особенности
и основные этапы изучения дворянского, купеческого и крестьянского сословий.
Подобный подход не нов и может быть применен также для составления высокопрофессионального
курса по истории сословий в России. Что же касается собственно генеалогии, то
разделение источниковедческого и историографического блоков по сословному принципу
и включение их в разные части курса представляется громоздким и мозаичным, хотя
это - право автора.
Безусловно, автор пособия не претендует на исчерпывающую информацию по отечественной
генеалогии. Видимо, этим можно объяснить отсутствие в издании анализа таких источников,
как послужные списки, различного рода анкеты, паспорта и т.д. Если учебный курс
И.Ю. Ускова в целом преследует цель показать все стороны генеалогической науки,
то опубликованное пособие ориентировано в основном на изучение крестьянских родословных
- наименее изученной сферы генеалогических исследований.
Рецензируемое издание имеет и ряд недостатков. Например, некоторые темы семинарских
занятий по-разному формулируются в плане курса (I, 21) и в материалах к ним (II,
9). Некоторые претензии можно высказать в отношении используемой терминологии,
например, к словосочетанию "титулированное дворянство России» и к советской традиции
употребления термина "феодал" применительно к российскому дворянству конца XVIII-XIX
в. Кроме того, возникает вопрос о принципе подбора генеалогических росписей (которые
на самом деле являются схемами) в конце второй части издания: они посвящены И.В.
Сталину, А.П. Гайдару, В.И. Сурикову и… Г.Р. Державину.
Необходимо отдельно затронуть и проблему цитирования произведений. Она характерна
для многих учебных пособий, выпускаемых у нас в стране. Прежде всего, вызывает
сомнение целесообразность репринтного воспроизведения работ (если это, конечно,
не хрестоматия по палеографии). Например, приведенный во второй части пособия
комплекс уставов С. Синода о супружестве 1765 г. вполне мог бы быть пересказан,
что позволило бы поместить в издание дополнительный материал. Кроме того, в первой
части издания (по замыслу автора, не являющейся хрестоматией) приводятся значительные
куски текста других исследователей, занимающие значительный объем пособия. Например,
цитируются материалы лекций Л.М. Савелова с подстрочными поправками И.Ю. Ускова.
Не целесообразнее было бы автору самому написать этот раздел, тем более что текст
Савелова действительно нуждается в поправках? Наконец, автор активно привлекает
источниковедческие тексты С.Н. Романовой и И.Н. Глуховской из "Вестника архивиста",
а также составленную Н.М. Меньковой нисходящую (а не восходящую, как сказано
в учебном пособии) кольцевую схему без ссылок на источник. Указанные авторы,
безусловно, упоминаются в списках литературы, но в имеющихся подстрочных примечаниях
отсутствуют.
Тем не менее, учебное пособие будет весьма полезно для студентов, изучающих курс
отечественной генеалогии. Хочется надеяться, что в готовящемся переиздании этой
работы указанные недочеты будут устранены.


Источник: "Генеалогический вестник" N11. Санкт-Петербург.2002. Автор - И.Савицкий

Материал подготовил Алексей Арзуманов






ВЕДУЩИЙ РАССЫЛКИ: АЛЕКСЕЙ АРЗУМАНОВ  
РЕДАКТОР: ВАЛЕРИЙ ПЕТРОВ


ОПИСАНИЕ РАССЫЛКИ
Московские генеалогические новости и занимательная генеалогия.

НАШИ КООРДИНАТЫ
ИНСТИТУТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Адрес: 119048, Москва, а/я 567, Телефон: (095) 248 19 90, 512 6458 секр.
Сайты: www.rpri.ru; www.geno.ru; www.famclan.ru
E-mail:likvesty@yandex.ru, lbg@hotbox.ru 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться

В избранное