На Западе финансовый кризис ощутимо ударил по рынку рекламы.
Британские
компании сократили свои маркетинговые бюджеты до минимального за
последние девять лет уровня.
В США реклама на кабельном ТВ снизилась за полгода на 20%, а
издательские компании уже повысили цены на свою продукцию из-за
уменьшения объёмов рекламы. По мнению экспертов, с похожими проблемами
может столкнуться и Россия.
Пока в нашем отечестве ситуация спокойная. Стабильный рост прибыли
медиакомпаний от рекламы подтверждают данные Ассоциации
коммуникационных агентств России (АКАР). Так за первое полугодие 2008
года её объём в СМИ составил 126 млрд руб., а прирост рынка - 20,4% по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольшую его долю
занимает сегмент телевидения, на него приходится около 49%. Реклама в
прессе занимает 24% рынка, а так называемая "наружка" - 17%. Наиболее
быстрыми темпами развивается реклама в интернете, рост этого сегмента
составляет в среднем более 50%, сообщает bsmarket.ru.
Пессимистичные сценарии
Эксперты же ждут, что рынок всё же может потерять тех рекламодателей,
которые ориентированы на сектор товаров повседневного спроса. Меньше
денег станут выделять банки, девелоперы, а также западные компании,
прогнозирует dpmoney.ru. О том, что темпы роста рекламного сектора
замедлились уже сейчас, говорит гендиректор Ассоциации рекламодателей
России Фёдор Борисов. "Наиболее пессимистичный сценарий дальнейшего
развития событий может подразумевать существенное - на 15-20% -
сокращение количества рекламодателей на период один-три года", -
говорит аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин, сообщает
dpmoney.ru. Кстати, международное агентство ZenithOptimedia уже
понизило прогноз темпов развития российского рекламного рынка на
ближайшие два года с 25% до 22% из-за финансового кризиса.
Интернет в плюсе
По информации экспертов Центра экономических исследований ИГСО,
дальнейшее развитие кризиса скажется на снижении объёмов продаж
бумажных изданий. Причина проста - россияне перестанут покупать газеты,
интересоваться скандалами.
С наибольшим оттоком читателей столкнутся глянцевые издания. По словам
сотрудника центра Алексея Козлова, уровень критического восприятия
информации поднимется. Люди будут чаще сопоставлять получаемые сведения
с собственным опытом, сообщает ИА Росбалт.
Сегмент интернет-рекламы на всеобщем фоне выглядит наиболее
привлекательно. Сегодня всё больше изданий и компаний, существовавших
согласно модели, когда потребитель платил за доступ к содержанию,
переходят на рекламную модель, при бесплатном доступе к контенту. По
мнению генерального директора агентства контекстной рекламы iConText
Марии Черницкой, можно ожидать перераспределения рекламных бюджетов в
пользу контекстной рекламы - здесь тратятся деньги только в том случае,
если пользователь добровольно кликнул по объявлению.
Кто выиграет от кризиса?
Среди экспертов есть и оптимисты. К примеру, гендиректор рекламного
агентства "Маньяко" Кирилл Готовцев не верит в серьёзное падение
рекламного рынка: "Мне кажется, что люди, разочаровавшись в торговле
фантиками, понесут деньги в реальный сектор. А реальный сектор живёт
рекламой", - сообщает TelNews.
По мнению секретаря Союза журналистов России, руководителя Центра
развития СМИ и гражданского общества Игоря Яковенко, кризис может и
положительно сказаться на развитии СМИ. "Есть надежда, что в ходе
кризиса в борьбе за выживание конкурентными преимуществами СМИ будут
качество журналистики и менеджмента", - отметил он, сообщает
dpmoney.ru.
В выигрыше окажутся те рекламные агентства, которые работают на
комплексные заказы и могут позволить себе оплатить порядка 58%
первоначальных затрат, уверяют аналитики bsmarket.ru. Характерна в
связи с этим ситуация с наружной рекламой в Москве. Так совсем недавно,
по информации
издания "Бизнес" от владельцев рекламных щитов в Москве
потребовали заплатить за семь лет вперёд, увеличив при этом суммы
выплат в несколько раз. От такого предложения "взвыли" даже серьёзные
игроки рынка. Как бы там ни было, дальнейшее развитие рынка рекламы в
России, покажет время.