Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Взятки к расходам не относить!



Взятки к расходам не относить!
2012-09-04 11:48 Евгений

Минфин РФРоссийский бизнес (а также бизнес в некоторых иностранных государствах) явление специфическое — как признают многие эксперты его невозможно вести не прибегая к «маленьким хитростям» в виде взяток и коммерческого подкупа. Если не будешь использовать эти инструменты, то во-первых, будешь выглядеть «белой вороной», а во-вторых, как же тогда будет передана чиновничья рента ее выгодоприобретателям?

В такой ситуации вполне разумным с экономической точки зрения выглядит отнесение этой дани на себестоимость продукции, а также на расходы в налоговом учете по налогу на прибыль. Однако не тут то было — Минфин РФ нанес упреждающий удар и разъяснил, что отнести взятки и суммы коммерческого подкупа на расходы в налоговом учете не позволяет налоговое законодательств. Правда, судя по заголовку, минфиновцы разъясняли ситуацию со взятками должностным лицам иностранных государств, однако, на мой взгляд, это, к сожалению, применимо и ко взяткам отечественным взяткополучателям.

Чтобы было понятнее процитирую упомянутое минфиновское разъяснение:

Об учете для целей налогообложения сумм взяток должностным лицам иностранных государств

Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Следовательно, регулирование налогообложения в Российской Федерации основывается на признании того, что налогоплательщики осуществляют деятельность и расходы, не противоречащие законодательству.

Пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Кроме того, 13.02.2012 вступил в силу Федеральный закон от 01.02.2012 № 3-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок», а соответствующая Конвенция вступила в силу для России 17.04.2012.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если расходы соответствуют критериям, установленным статьей 252 НК РФ, а именно, обоснованы и документально подтверждены, то они могут учитываться в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций.

Запреты (ограничения) на совершение определенных действий, установленные законодательством, являются обязательными, в том числе и для целей налогообложения.

Затраты, понесенные при совершении правонарушений (в том числе дача взятки, коммерческий подкуп), для целей налогообложения не признаются.

Публикации по этой теме:

  1. Налоговый учет расходов на кремацию собаки
  2. Организация выдала беспроцентный заем физическому лицу, не состоящему с нею в трудовых отношениях и не получающему от нее иных доходов…
  3. Налоговое резидентство физических лиц в Российской Федерации: критерии определения
  4. На Украине предлагают декларировать взятки




Регулирование рынка Форекс. Что ожидать?
2012-09-04 16:54 Евгений

Регулирование Форекс

Перед тем, как разбираться в регулировании рынка Форекс в Российской Федерации, необходимо обратиться к вопросу, а что же вообще понимается под данным термином (имеется в виду «Форекс»). Изначально этот термин происходит от слов “Foreign Exchange” (ForEx), то есть данным термином обозначают международный обмен валюты — это рынок, сформировавшийся в середине 70-х годов прошлого столетия после отказа от Бреттон-Вудских соглашений и золотого стандарта.

Сейчас на этом рынке в день могут проходить сделки общей суммой, измеряемой триллионам долларов США, а его активными участниками являются коммерческие банки, игроки рынка ценных бумаг, национальные центральные банки и иные финансовые институты. В целом, благодаря данному международному финансовому рынку поддерживается мировой баланс валютных курсов.

В России же исторически сложилось так, что под термином «Форекс» понимается сфера, в которой осуществляют деятельность мелкие и средние спекулянты, обслуживаемые дилинговыми центрами. Безусловно, в зарубежных странах на рынке также присутствуют такие участники, однако сфера их деятельности там не мыслится в общественном сознании как та, которая и является тем самым Форексом, на котором складывается глобальное соотношение спроса и предложения иностранных валют и, соответственно, формируются обменные курсы.

Тем не менее, возвращаясь к термину «Форекс», необходимо сказать, что именно о сфере спекулятивной маржинальной торговли черед дилинговые центры идет речь в многочисленной рекламе, заполонившей в России Интернет, радиоэфир и прочие средства донесения информации до потенциальных участников такой «торговли-рулетки». И надо сказать, что многие в поисках заработка внемлют рекламе, ходят на тренинги и, в итоге, становятся клиентами какого-либо дилингового центра, который позволяет начать спекулятивную торговлю на Форексе.

Схема такой торговли достаточно проста: (1) клиент (спекулянт) вносит на специальный счет, который ведет дилинговый центр, определенную сумму (маржу), (2) дилинговый центр предоставляет кредитное плечо, (3) клиент (спекулянт) начинает проводить операции по покупке, продаже валюты, пытаясь заработать на изменениях курсов, (4) дилинговый центр за каждую операцию берет с клиента (спекулянта) комиссию, (5) по итогу, первоначально внесенная сумма (маржа) либо увеличивается (прибыль), либо уменьшается (получен убыток).

При этом при большом количестве клиентов (спекулянтов) может сложиться ситуация, я даже уверен, что зачастую такая ситуация и складывается, когда фактического движения валюты не происходит. То есть множество разнонаправленных операций купли-продажи, совершенных клиентами (спекулянтами), закрывают друг друга (проводится внутренний клиринг), и не возникает ситуации, когда дилинговому центру необходимо выходить на внешний рынок, чтобы докупать какую-либо валюту, а между тем, свою денежку и немалую данный дилер зарабатывает!

Схема вполне понятна, однако лично для меня тайной за семью печатями остается вопрос правового регулирования этого спекулятивного рынка: например, как определяются взаимные права и обязанности клиента и дилингового центра, какова ответственность данных субъектов друг перед другом, каков правовой статус регламента проведения операций и что делать, если регламент нарушается, какие правовые гарантии есть у граждан, которые принесли свои кровные, чтобы поучаствовать в торгах, как осуществляется арбитраж и т.п.

А надо сказать, что злоупотребления вплоть до мошенничества на данном рынке присутствуют: от банального отказа выплачивать деньги до игры с котировками и создания искусственных проблем в работе терминала, что ведет к потере клиентами (спекулянтами) маржи. Учитывая, что за некоторыми дилинговыми центрами стоят недобросовестные граждане, а сами эти центры капиталами уходят в офшоры,- в случае чего “концов не найти”.

Возвращаясь к правовому регулированию, первое, на что можно обратить внимание, — у нас нет отдельного федерального закона, посвященного Форексу, а ФСФР официально сообщает, что законодательство о рынке ценных бумаг и профессиональных участниках этого рынка на участников Форекса не распространяется.

Так, в Письме от 16.07.2009 № 09-ВМ-02/16341 данный орган пишет: “Отношения, связанные с деятельностью на валютном рынке, в том числе деятельностью по привлечению денежных средств для осуществления операций на валютном рынке Форекс (Forex), не регулируются нормативными правовыми актами ФСФР России, лицензии, выдаваемые ФСФР России, не предоставляют права на осуществление указанных видов деятельности”.

Тему подхватывает Минэкономразвития России, который в Письме от 18.04.2011 № Д06-2098 сообщает следующее:“...сообщаем, что в настоящее время деятельность по предоставлению услуг дилинговыми компаниями по доступу на международный рынок FOREX не относится к лицензируемым видам деятельности и не регулируется законодательством Российской Федерации”.

Однако природа не терпит пустоты: в отсутствие регулирования нормативными актами, принятыми на государственном уровне, регулирование начинают осуществлять сами участники рынка — появляется саморегулирование. В данном направлении уже успела поработать целая плеяда организаций: (1) Комиссия по регулированию отношений участников финансовых рынков (КРОУФР), (2) НОУФОР, (3) ЦРФИН и другие.

Причины недостатков в работе всех этих организаций на данном поприще вполне очевидны: с одной стороны, у них не было масштабной государственной поддержки, с другой – они все время представляли интересы не рынка, а конкретной группы лиц. Понятно, что единственный путь регулирования – это создание саморегулируемой организации, что соответствует самой природе валютных рынков, которые в соответствии с Ямайскими соглашениями 70-х годов представляют собой систему плавающих курсов, которыми «стихийно» руководят силы рынка.

И судя по всему, государство обратило внимание на данную проблему, поскольку на портале госзакупок появился открытый конкурс на разработку рекомендаций по государственному надзору на рынке Форекс. Если внимательно проанализировать требования конкурсной документации, то можно предположить, что решение уже известно: потенциальным окологосударственным регулятором будет ЦРФИН и именно под него сейчас готовится почва.

В принципе, идея неплохая, все делается в лучших традициях теории саморегулирования: имеется саморегулируемая организация, участники рынка предлагают и внедряют правила, контролируют их исполнение и все прочее. Однако можно предположить, что в российских реалиях это ничем нормальным не закончится.

Можно вспомнить лопнувший пузырь МММ, который в свое время был куда более резонансным событием, чем крах многих форекс-дилеров (хотя, банкротство того же Роялмаксброкера и привлекло интерес СМИ), но государство так и не «собралось с мыслями», чтобы принять нормативные акты, эффективно противодействующие созданию и работе «пирамид», поэтому вполне логичным было бы предположить, что в данном случае инициатива по введению регулирования на рынке Форекс идет снизу – от самого рынка, от его участников.

Исходя из этого, давайте посмотрим, кому сегодня выгоден государственный надзор? Безусловно, только крупным игрокам, собранным в ЦРФИНе. Что в принципе может дать надзор? Ужесточение требований к новым игрокам и контроль за деятельностью текущих участников. Контроль текущих игроков ЦРФИН уже ведет – правда, это не мешает тому же Альпари «продавать» клиентам сомнительные фонды с регистрацией на Виргинских островах. А вот ограничить приток новых игроков – это членам ЦРФИН было бы очень выгодно.

Что же мы имеем в «сухом остатке»? В итоге, рынок Форекс сейчас выглядит крайне варварски, вот только вместо решения существующих проблем, государство рискует создать очередного монстра-монополиста, который будет действовать исключительно в своих интересах (для справки – стоимость взноса за членство в ЦРФИН после принятия регулирующих законов может составить до миллиона долларов).

Публикации по этой теме:

  1. Налог на доходы с Форекс
  2. Развод на деньги – Форекс
  3. Схема российского бизнеса на Forex
  4. Что-что, говорите, спрашивали?




В избранное