Если мы будем здороваться с посетителями, обменяемся с ними парой слов и приготовим им кофе по их вкусу, они обязательно захотят вернуться.
Говард Шульц, член совета директоров Starbucks
В Starbucks схема общения с клиентом не слишком сложна. Как и говорил Говард Шульц, в Starbucks просто дружелюбно общаются с покупателями и готовят им кофе по вкусу.
Серьезно, это та схема, по которой Starbucks удалось привлечь столь лояльную клиентуру, 20% которой посещают кафе 8 раз в месяц и делают 80% своих покупок кофе именно в Starbucks.
В Starbucks каждому посетителю уделяют особое внимание. Это проявляется во всем: от того, как людей приветствует барриста и до того, как принимается заказ на кофе. Для каждого человека поход в Starbucks - это что-то свое.
Чтобы обеспечить близкий контакт с покупателями, Starbucks хочет, чтобы сотрудники оставались собой, общаясь с ними. К сожалению, очень мало компаний способны предоставить столько личной свободы и ответственности своим сотрудникам.
Вместо того, чтобы позволить своим сотрудникам быть людьми, многие компании вообще стараются свести человеческий фактор к минимуму, заменяя его автоматикой вроде киосков самообслуживания, автоответчиков и прочими устройствами для повышения производительности и эффективности работы.
Не надо думать, что в Starbucks не пытались сделать то же самое. Пытались, конечно.
Один эксперимент был призван увеличить скорость обслуживания - очень важный фактор для высокого качества предлагаемого сервиса. Это осуществлялось путем введения высокотехнологичной ручной системы заказов, призванной снизить загруженность стойки покупателями. Специально обученный человек с пультом в руке, принимал заказы от покупателей на расстоянии и отправлял их баристе. Скорость обслуживания увеличилась, но отрицательная реакция покупателей свела положительный эффект на нет. Они требовали, чтобы
с ними снова обращались по-человечески.
Starbucks отказалась от этой системы и снова вернулась к прежней концепции работы с посетителями. Она дала своим сотрудникам право на самобытность, раз и навсегда избавив их от сценария 'Как правильно общаться с покупателями'. Starbucks считает, что нанимает достаточно адекватных людей, способных построить нормальный контакт с клиентом.
Близкий контакт с клиентурой позволяет Starbucks иметь человеческое лицо, а не логотип, за которым скрываются жадные торговцы кофе.
Интересный ход
Hitachiиспользует журналы для поиска новых идей. В журнале 'Wired' к одной из страниц была приклеена подставка под кружку. На оборотной стороне поставки было написано:
1)Попросите ручку у официанта/вашего вдохновителя
2)Нарисуйте чертеж нового клевого устройства, использующего жесткий диск Hitachi
3)Заполните заявку на патент на обратной стороне страницы