ЗАКАЗНЫЕ СТАТЬИ: "ЗА" И "ПРОТИВ"
ВЫПУСК 8
В прошлом выпуске мы обсудили сравнительную эффективность черного и белого PR.
И как-то так логически из этой темы вытекает тема "заказных статей" (еще их называют
"джинсой"). Почему логически вытекает? По очень простой причине. Одна из закономерностей
российского рынка СМИ: чем больше вы увлекаетесь компроматом, тем меньше у вас
шансов публиковаться бесплатно.
Во-первых, публикация компромата для СМИ – всегда риск нажить себе проблемы.
И как бы в качестве компенсации этого риска большинство газет или журналов возьмут
с вас какую-то денежку.
Во-вторых, имидж компании в глазах журналистов можно считать испорченным, если
компания оплатила хотя бы ряд материалов. Почему это так, мы обсудим в следующем
выпуске.
По большому счету, заказные статьи немало портят имидж и репутацию компании,
создавая ей ряд сложностей для самопродвижения. Как минимум, они не дают той
отдачи, какой ждут от них руководители компаний, использующие "джинсу".
Есть такой растиражированный многими СМИ постулат: вложенные в PR 10 рублей дают
столько же отдачи, сколько вложенные 100 рублей в рекламу. Проще говоря: эффективность
PR примерно в 10 раз выше при тех же затратах, чем эффективность рекламы. Но:
"заказные" статьи относятся к числу рекламных, а не PR-технологий. Именно поэтому
они имеют сравнительно невысокую эффективность.
РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ 13
_______________________________________
Компания-производитель сложного телекоммуникационного оборудования. Желает наладить
свои отношения со СМИ. Руководитель отдела PR настаивает на том, что о компании
должно выходить не менее 30 (!) публикаций в месяц, в т.ч. в деловых СМИ. Объемы
продаж, на которые они "настроены" – $0,5 млн. в месяц (компания работает только
в Москве). Компанию ранее продвигали только через заказные статьи. Понять руководителя
можно: статьи о компании пишутся, а продажи не идут. Еще и конкурент выступил
с сильным аналогичным предложением на рынке. Потому и хочется как можно больше
публикаций.
Но "страшная правда" состоит в том, что для того, чтобы продажи такого типа товара
составляли в месяц 0,5 млн. долларов, нужно… 3-4 редакционных статьи в месяц.
У специалиста компании нет опыта публикации редакционных статей, и она выдает
себя на первых же переговорах….
_______________________________________
Почему редакционные статьи столь эффективны?
1. Доверие читателей к ним выше. Многие журналы и газеты выделают заказные материалы
особой рамочкой или цветом. Но даже если они этого не делают, читатели, как правило,
не дочитывают такую статью даже до середины: хвалебные оды, перечисление всех
мнимых и реальных побед компании, сделанное протокольным конторским языком, оттолкнут
кого угодно.
2. Журналист знает своего читателя. Только сам журналист знает, каким языком
и как написать статью, чтобы читатель его понял. К сожалению, многие заказные
статьи "грешат" таким сложным и заумным языком, пересыпанным восторженными отзывами
о самих себе, что читатель просто пропускает эти статьи.
3. Журналисты пишут в заказных статьях "гадости". Это дело чести для любого
нормального журналиста. Попробуйте пообщаться не эту тему с 2-3 журналистами,
они вам любезно объяснят, зачем они это делают. Нам удалось выделить 2 типа журналистской
мотивации писать плохо о компании в "заказанной" статье. Этот вопрос подробнее
рассмотрим также в следующем выпуске.
4. Влиятельность и авторитет журналиста очень заметно способствуют экономической
эффективности статьи, которую он самостоятельно напишет о вашей компании. Иногда
достаточно авторитетного мнения одного журналиста, чтобы существенно повлиять
на читателей и на их потребительскую мотивацию. Парадокс в том, что журналисты,
которые умеют влиять, и при этом соглашающиеся писать "заказуху" – почти не существуют
в природе. Наиболее авторитетные журналисты – те, которые пишут так, как думают.
А не так, как хотят "заказчики".
5. Соотношение аргументации в тексте статьи, принцип "60*40". Очень важно, чтобы
в статье анализировались и позитивные и негативные стороны какого-то явления.
Это гарантия успеха статьи у читателя. Заказные статьи отличаются тем, что в
них почти 100% аргументов – "за" компанию. А это сразу снижает доверие к тексту.
Это вкратце ответ на вопрос: почему редакционные статьи эффективнее заказных.
Но заказные статьи не просто неэффективны, они способны существенно испортить
имидж компании. Сначала в глазах журналистов. Потом в глазах общественности.
Как именно это происходит, и какие социально-психологические механизмы лежат
в основе этого, рассмотрим в следующем выпуске.
Автор статьи: Исковских Людмила, консультант агентства PRStudio