Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как сделать рекламу эффективной? Только проверенные факты.


Информационный Канал Subscribe.Ru


ЧЕРНЫЙ PR

ВЫПУСК 7

В прошлом выпуске мы остановились на том, что нужно обсудить эффективность так
называемых "черных" PR-технологий. Мы рассмотрим применение этой технологии только
относительно корпоративного PR, личный и политический PR пока рассматривать не
будем.

Для начала попытаемся дать определение этому типу PR.
"Черный PR" звучит зловеще. Как "черная магия", например. Но PR –  это такая
же наука, эта часть социологических, социально-психологических и коммуникативных
технологий, разработанных на основе многолетних научных и практических исследований.
И вовсе это не разновидность шаманства.

Прежде чем дать, определение, скажу: "Не поддавайтесь обаянию "черных" PR-технологов,
черный PR вовсе не так эффективен, как хотелось бы".

Под определением "черный PR" обычно подразумевают попытку дискредитировать, опорочить
какую-то услугу, товар, компанию или человека (PR-объект). Методы и техники черного
PR направлены на снижение потребления товара конкурентов. 
Если "белый PR" направлен на создание позитивного имиджа собственной компании
и ее продуктов, то "черный PR" призван создать негативный имидж конкурентам.

Так что же выгоднее: создать себе хорошую репутацию методами PR или теми же методами
разрушить отличную репутацию конкурента? В общем и целом, создание собственного
позитивного имиджа гораздо выгоднее. По некоторым причинам. И среди этих причин
следующие.
1. Дешевле создать имя своей компании, чем разрушить репутацию конкурента. В
предыдущих выпусках мы обсуждали этот вопрос. Изменить общественное мнение труднее
и дороже, чем создать с нуля. Любая негативная информация о компании фильтруется
на основе предыдущих позитивных представлений о ней.
2. Откровенный компромат на компанию-конкурента могут напечатать только "желтые"
СМИ, доверие публики к которым почти нулевое. Любое нормальное издание, строящее
свою информационную политику на основе проверенной информации, не будет рисковать
получить иск от вашего конкурента.  А если нет доверия к источнику, то информацию
придется тиражировать снова и снова, настойчиво и долго, прежде чем она возымеет
некоторое действие. Это вам обойдется дороже, чем на те же деньги тиражировать
позитивную информацию о своей компании.
3. Писать в открытую, что компания "А" – плохая, не решатся многие издания. Даже
"желтые". Чаще всего компромат бывает завуалирован. В этой ситуации читатели
 могут плохо подумать не только о конкуренте, но о любой компании с этого рынка.
В том числе и о вашей. Дискредитируя отдельную компанию, вы параллельно снижаете
доверие к своему рынку в целом, т.е. тратите деньги и время на то, чтобы испортить
отношения с клиентами. А не на то, чтобы эти отношения наладить.
4. О компаниях-зачинщиках компромата пишут всегда плохо. Этот факт наблюдается
нами на протяжении многих лет работы в сфере рекламы и PR. Даже если ваш конкурент
не будет инициировать ответный компромат, те же СМИ, в которых вы размещаете
пасквили, будут при случае, писать о вас очень нелестно. Не знаю почему, но журналисты
очень не любят компании, поливающие грязью конкурентов, и при случае не преминут
написать о них плохо. 

В общем, при выборе между черным PR против конкурентов или белым PR в свою пользу,
выбирайте последнее. Это однозначно выгоднее.

РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ 12
_______________________________________
Компания, входящая в пятерку сильнейших на ИТ-рынке, занимается поставками офисного
оборудования, мебели. Ее позиции среди крупнейших компаний этого рынка – 3-4
место (с переменным успехом). Чем отличаются от нее компании, которые ее обошли?
Они моложе. Были созданы позже, но отхватили у "старушки" львиную долю рынка.
И это не предел. 2 молодых компании, обогнавшие "мастодонта", отличаются всего
лишь PR-политикой. Обе эти компании не используют в своей работе черный PR. Рекламные
бюджеты всех трех компаний сопоставимы (100-120 тыс. долл. в год). Эффект от
PR-деятельности – просто несопоставим. "Мастодонт" вкладывает все деньги в заказные
статьи о том, какие плохие у них конкуренты. Конкуренты в рекламе пишут, что
кресла у них эргономичные, "мастодонт" это опровергает. Конкуренты убеждают своих
клиентов, что их оборудование безвредно для здоровья, "мастодонт" не ленится
вложиться в исследования, которые доказывают, что это не совсем так. Результат
очень типичен: о "мастодонте" все журналисты пишут плохо. И техника у них плохая,
и гарантии не те, и обслуживание "хромает". В то же время, к первым двум лидерам
рынка пресса более лояльна. Из личных бесед с журналистами удалось узнать, почему
о "мастодонте" пишут плохо. "Ну, а что эта компания путевого выпустила за последнее
время? Только и знают, что гадости про других писать, у самих, видно, дело –
труба", - обобщенный вариант типичного ответа журналиста на наш вопрос, за что
не любят "мастодонта".
_______________________________________

Этот пример довольно типичен. К сожалению, ситуация, когда отношения с прессой
безнадежно испорчены, в том числе злоупотреблением техниками "черного PR", довольно
распространенная.  И это лишь один из многих примеров, иллюстрирующих невыгодность
компромата.

Предвижу реплики: "А может вы просто не умеете его (компромат) готовить?". Понимаю,
трудно поверить. Потому подчеркну. Черные PR-технологии не выгодны не сами по
себе. Какой-то эффект от них, безусловно, есть. Они не выгодны по сравнению с
другими методами. И особенно с методами белого PR. В приведенном примере с 3
компаниями-лидерами рынка это особенно заметно. По одной и той же группе товаров,
раскрутка которой началась во всех трех компаниях параллельно, уровень продаж
у них через полгода раскрутки отличался в сотни раз. Естественно, не в пользу
"мастодонта".

Раз уж мы затронули тему компромата и черного PR, было бы логично в следующем
выпуске рассмотреть извечную проблему. Проблему заказных статей. Наш постулат
простой: бесплатные статьи приводят к вам в сотни раз больше клиентов. Хотите
знать, почему? Дождитесь следующего выпуска. Благо, теперь они будут выходить
чуть чаще, чем раз в 2 месяца… 

Автор статьи: Исковских Людмила, консультант агентства PR Studio


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное