Люди покорили космическое пространство, разобрались с природными стихиями и научились получать многое, не сходя с места, благодаря Интернету. Единственное, что пока еще им противится — это чувства. Необузданная, разрушающая, роковая любовь — это совсем не красивая метафора. Человек — это звучит гордо. Пока не влюбится.

Бурные проявления чувств, необдуманные поступки, красивые ухаживания, патетика в признаниях и комплиментах — с одной стороны, а с другой — гнев обвинений, жестокость претензий и ссоры, ссоры, ссоры… Наверное, все это назвали итальянской любовью, потому что темперамент южной нации предполагает страсти-мордасти и различные веселые приключения в отношениях у соотечественников Феллини и Софи Лорен: дело житейское. Все бы упростилось, если бы дело было только в географии. В наших суровых краях любовь становится резко континентальной тоже довольно часто. Но дается нам это трудно, и результаты не впечатляют.

Самое обидное в историях, где милые постоянно бранятся и тем самым только тешатся, то, что безрассудная любовь всегда взаимна. Он ее любит и жизни без нее не представляет (как бы высокопарно это ни звучало, приходится признать, что выражающийся подобным образом мужчина именно так себя и чувствует). Она… Ну с ней вообще все яснее ясного. Казалось бы, чего время даром терять? Отчего регулярно им просто необходимо делать этот опасный шаг в сторону ненависти, даже при полном понимании того, что придется все-таки вернуться обратно?

Диван на двоих

«Подожди, подожди. Ничего не понимаю. Тамара бросила Костю и теперь живет с Виталиком. А Костя, узнав об этом, взял топор и порубил в щепки диван, на котором они спали вместе с Тамарой. Погоди секундочку, где-то у меня был коньяк».

Коньяк ситуацию не прояснил абсолютно, поскольку речь шла не о героях мыльной оперы и не о чьих-то не вполне адекватных соседях из категории постоянных клиентов районного отделения полиции. Это были мои хорошие знакомые, пара молодых людей, проживших вместе к тому времени добрых лет семь. Не стану лукавить, они всегда выясняли отношения бурно: иногда Тома хлопала дверью и ночевала у подруги, порой Костя выходил из себя, пропадал на увеселительных мероприятиях без «второй половины» и не отвечал на звонки. Но чтобы диван и топор — такого я и представить не могла!

И кстати, Виталик. Лучший друг Кости со студенческих времен, пользовавшийся абсолютным доверием семьи и частенько миривший влюбленных. Позднее я узнала еще много занимательных подробностей, не укладывающихся в рамки. Уходя, Тамара посчитала нужным проинформировать Костю обо всех своих параллельных амурных историях, которых оказалось немало. Еще несколько лет она продолжала жить на два дома, перемещаясь от Виталика к Косте и обратно и не торопясь сделать окончательный выбор. Ну и так далее. В какой-то момент я просто устала следить за событиями. Никакого коньяка и здоровья не хватит.

Говорят, что разногласия — повод сблизиться и научиться понимать другую точку зрения, а ссоры — возможность передать, насколько сильны твои чувства и как важно, чтобы любимый человек тебя услышал. То ли Тома с Костей так и не смогли достучаться друг до друга, то ли все предшествующие годы что-то друг другу не договаривали, унося это что-то в романы на стороне, запивая горькой и открывая душу друзьям и подругам. Так что появление Виталика в роли жестокого разлучника в этой истории вполне логично. А то, что близкие друг другу люди не захотели найти общий язык, отдав предпочтение личным конфликтным привычкам, странно и действительно печально.

Театр эстрады

Он утонул в ее красивых печальных глазах, а она подумала, что наконец нашелся отзывчивый и чувствительный мужчина. Не то, что те эгоисты, которые раз за разом разбивали ей сердце и добавляли той самой грусти в глазах. Почти, как у поэта: один полюбил другого за муки, а другой за состраданье к ним. Не спешите возмущаться, эта история вовсе не о трепетной любви и тихой нежности, пронесенной через годы. Скорее о тихом омуте, в котором не сразу разглядишь всех его обитателей. Какое-то время робкие возлюбленные еще продолжали представлять друг перед другом театральное действо, но неоправданные ожидания чего-то большего уже накапливались и потихоньку давали о себе знать. Красивая печаль дамы иногда становилась похожей на плохо скрываемую злость, поскольку и кавалер уставал быть галантным и периодически становился обыкновенным парнем. Не прочь был похрустеть чипсами под пиво, рассказать дурацкий анекдот и начать грубовато заигрывать со своей принцессой, как с миленькой официанткой спортбара.

В конце концов все расслабились и окончательно превратились из Анны Керн и Александра Пушкина в просто Аню и просто Сашу. Обычное дело, если люди хорошо понимают, что конфеты с букетами не могут длиться вечно. Но у этих двоих в этом месте началась вторая часть спектакля. Свидетелями, зрителями и слушателями драматических истерик Анны становились все, кто попадался под руку: родственники, друзья, соседи и случайные прохожие, оказавшиеся, что называется, в нужное время в нужном месте. Люди, сидящие за соседним столиком в ресторане, испуганно оглядывались на звон разбитых ею в сердцах бокалов. Кассирши и покупатели супермаркетов пытались разобраться в том, что не поделили разъяренные супруги и как-то загладить конфликт, чтобы продолжить работу. Она не стеснялась устроить скандал прямо на улице, в транспорте и общественном месте, цепляясь и придираясь ко всему. А он мечтал только об одном: чтобы кто-нибудь теперь полюбил ее печальные глаза так же, как он сам когда-то. Потому что угодить ей было невозможно, жить с этим дальше — тоже. А уходить было жалко. Все-таки для него это была настоящая любовь.

Что тут скажешь? Темперамент темпераментом, но надо же и честь знать. Потребность в сильных эмоциях и не отпускающая жажда большой и чистой любви не всегда объясняется генетическими особенностями и неуравновешенным нравом. Частенько это глубокие личные проблемы, неумение строить отношения, страх столкнуться с суровой действительностью, инфантильность и многое другое. Смириться с такой ситуацией не способен даже крайне сдержанный мужчина, не говоря уж об амбициозном или обычном — со своими недостатками и нормальным самолюбием.

Плата за счастье

Возможно, такие истории — редкость. А может, и нет. Век технологий позволяет жить своей жизнью, до поры до времени скрывая, что происходит за стенами вашего жилища, и даже лучшие подруги годами могут не догадываться, что происходит у вас на душе. На то, чтобы поделиться расстройством, послушать совет или хотя бы выплакаться, элементарно не хватает времени. Вот что недавно рассказала мне моя довольно близкая приятельница Алена, которую я потеряла из виду всего на месяц. «Ну ты помнишь моего начальника — все время задерживал зарплату, никогда не мог внятно объяснить, когда будут деньги и прочее. В общем, поиздержалась я сильно. Занимать у подруг было неудобно — у всех свои проблемы, да и как-то странно при живом бойфренде. Мне и в голову не приходило, что он откажет. Это меня просто подкосило. Такая была любовь, с родителями познакомил, я уже почти замуж собралась. Не знаю, может, я была не права. Может, слишком надавила, все-таки было очень туго, и я, наверное, ждала, что он сам догадается. Поссорились мы сильно, он меня истеричкой назвал и ушел, я в слезы. Не знаю, что на меня нашло, но я написала ему записку прощальную, выпила бутылку водки и собиралась выброситься в окно. Вот так. Но в итоге опомнилась. Вспомнила про маму. А с ним мы помирились потом, но уже как отрезало. Теперь просто приятели».

Жить без любви, поется в песне, совсем непросто. Но когда любовь становится дороже жизни, стоит не просто задуматься, а бить тревогу. Немало примеров, когда шантаж и угрозы на какое-то время восстанавливают контакт, поскольку потребность в них — прямое свидетельство того, что душевное расстояние между любящими друг друга людьми стало пугающе огромным. Но когда вы нуждаетесь в другом человеке до такой степени, что одиночество становится непереносимым, это — не про любовь. А про ту самую чашку, разбив и склеив которую, уже никогда не будешь наливать в нее напиток любви и страсти с прежним удовольствием. Конечно, полноценные отношения невозможны без накала, волнений, ожиданий, обид и разочарований. Но они включают в себя еще и заботу, тепло и простые житейские радости. А на классические роковые страсти все-таки лучше посмотреть в итальянском кино.

Валерия Львова