Одна женщина по доброте душевной приглашала в дом другую, бедную-несчастную. Одинокую, с трудной судьбой. Приглашала в свой милый семейный дом на праздники и так просто - чаю с вареньем попить.
Жалела; родители у знакомой были плохими жестокими людьми, по её рассказам. Образование получить не удалось. Работы приходится менять, все время плохие люди попадаются. Здоровье плохое. И материальное положение плохое. И комната в общежитии плохая, очень злые соседи!
И не думала добрая хозяйка, что её родители тоже были не слишком добрыми и богатыми. Что она в 17 лет уехала в большой город учиться, жила на свои: стипендия и подработка уборщицей.
Что всего добилась сама. С огромными трудностями. Что растила детей, работала, с мужем моталась по гарнизонам… Что своими руками делала ремонт во временном жалком жилье; а своя квартира появилась не так давно. Жили и в мерзлом бараке, и в общежитии…
Что здоровье тоже так себе. Две операции.
Не думала. Жалела. Вот ведь не повезло человеку в жизни! Надо отогреть и помочь…
А потом добрая женщина сначала с недоумением, а потом с ужасом обнаружила покражи. Сначала думала, потерялись вещи. Или муж куда-то положил. Или дети запрятали случайно.
Странные кражи: белье. Бабушкина ещё пудреница. Галстук мужа. Серебряное кольцо старинное, памятное.
А некоторые странные вещи, наоборот, появились. Земля в пакетике в ящике с бельем. Ржавые иголки, воткнутые в обои. Веревочки с узлами. Бред какой-то!
И цветок на окне оказался сломанным. А на новом платье прорезана дыра во всю спину…
А потом женщине рассказали, что про нее говорит бедная-несчастная дама. Пересказывать не стоит. Женщина не поверила; хотела поговорить, подошла в магазине, где знакомая полы мыла… Но та ожгла злобным взглядом и прошипела: «Да когда уже вы все лопнете, а дом ваш сгорит?!», - вот и весь разговор.
Почему такое случилось? За что? Чай, пирожки, варенье, подарки, деньги в долг без отдачи, сочувствие, помощь… За что?
Пожалели человека, пустили в дом, душу раскрыли, приняли в объятия дружбы и чаю налили в красивую чашечку?
А человек взял и напакостил. За что? В чем смысл его деяния?
У Чуковского есть горькое воспоминание о том, как он приехал на дачу. Давно не был. После революции не до дачи было. Надо было выживать.
И обнаружил он ужасный разгром. Что могли украсть - украли. Что не смогли, испачкали, мягко говоря. Осквернили нечистотами.
Зачем? Ну что за необходимость была? Пожили бы в уюте. Ну, забрали бы ценное. Пачкать-то зачем?
А это зависть и ненависть к чужому уютному дому. К книжным шкафам, мягким креслам, полированным столикам. К посуде красивой, к статуэткам, к портьерам…
Вот это желание украсть, а оставшееся разгромить - ненависть к чужой уютной и светлой жизни.
Чуковский богачом-эксплуататором не был. Он был внебрачным ребенком, его из гимназии за «низкое происхождение» выгнали. И он потом сам учился; английский по самоучителю изучил, переводчиком стал. Лекции читал, писал статьи о свободе и о благе народа…
Это была не классовая ненависть. А зависть к чужой уютной жизни, созданной своими руками, своим трудом. Вот что испытывают иные люди, попав в чужой дом. Где все прибрано, расставлено, вымыто, где благость и умиротворение. Пахнет выпечкой. На столе конфетки и варенье. В шкафу книжки. А на окнах белые кружевные занавески…
Даже если по доброте душевной вы позвали завистливого и темного душой человека, он варенье-то съест. И чай выпьет. И пирожки по карманам распихает. И про бытие свое скорбное расскажет многократно. Как ему не повезло в жизни; хотя кто ему мешал учить английский? Или ремонт делать? Или работать на двух работах, а вечерами лекции слушать?
Так вот. Непременно такой человек «скрадёт» что-то вроде ему и ненужное. Нет, ценное он тоже скрадёт, как Аверченко писал. Но и ненужное вроде бы непременно утащит: фотографию ваших родителей в рамке. Чашечку из костяного фарфора. Игрушку вашего ребёнка…
Это вред. Это месть за ваш уют и тепло. Озлобленный человек ваше добро и ваш уют вам же в вину и ставит.
И непременно напачкает такой человек. Найдет способ напакостить; нагадить в переносном смысле, если в прямом нельзя. Для этого и покража. И для этого злые пожелания, тайные черные мысли, а потом клевета и отвратительные о вас выдумки.
Чтобы все испортить - в народном смысле слова.
Это проявление озлобленности - смеси зависти и злобы по отношению к «благополучным». К тем, кто дает добро и помогает, к тем, кто любит жизнь и улучшает её. Есть название такого состояния - ресентимент. Месть «счастливчикам», «господам» от «раба», которого осыпали милостями. Позвали в дом и наделили благом. Вот это благо и вызывает ресентимент. Это месть за добро.
Потому осторожнее надо привечать великовозрастных сироток и «жертв злой судьбы». И оставлять свой дом настежь открытым не следует.
И душу, ясное дело, тоже. Потому что жертва злой судьбы может оказаться «злобной жертвой». Завистливой и агрессивной, всех винящей в своих проблемах.
Сначала надо узнать человека получше. Помогать можно, не приглашая в дом. И не распахивая сразу свою добрую душу.
«Приходите ко мне, мои двери открыты!», - приглашал певец. Кончилось всё очень плохо; пришли. И не стало певца, хотя это была метафора!
Но многое в жизни - метафора и символ. Как старинная чашечка из костяного фарфора, которая ничего не стоит вроде бы. Но в ней наше сердце и память…
Анна Кирьянова
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Мир женщины
- →
- Отношения
- →
- Зависть к благодетелю
Отношения
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат