Курсантка Наталья попросила у меня дополнительную консультацию по интересной теме: "Я себя ненавижу. Почему во мне нет личности"
Ее история многим может показаться жуткой и не имеющей к ним никакого отношения. Но это только на первый взгляд. Если присмотреться – почти каждый заметит, что проблема отсутствия собственного мнения, самоуважения, умения ставить перед собой цели и уверенно их достигать касается и его лично. История Натальи описана мною с ее слов, личные данные изменены в целях конфиденциальности.
В семнадцать лет ее пригласили на день рождения жениха подруги. Подарок покупать было не обязательно, единственное условие – взять с собой бутылку водки (по ее мнению, это вполне нормальное условие для голодных девяностых). Надо, так надо... Вечером за ней заехали, и с бутылкой под мышкой она отправилась навстречу приключениям.
Почему-то в квартире не было шумной компании – всего-то она, подруга с женихом, и его друг – тип не очень приятной внешности. На самом деле с внешностью у него все было в порядке, просто сама Наташа для себя решила, что он ей не очень приятен...
Познакомившись и обменявшись любезностями, молодежь села за стол, где красовалось четыре бутылки водки. "По фляну на рыло" – как и требовали условия данного празднества. Все бы ничего, но Наташа всегда была слаба на алкоголь и подумала: "Главное поменьше выпивать"! Но думы не помогли, и через несколько тостов за прекрасных дам она отключилась...
А включилась уже тогда, когда этот "друг неприятной наружности" использовал ее в сексуальном плане. "Вот сволочь, изнасиловал! – мелькнуло в голове девушки, и от возмущения она закричала: "Отвали!"
Пока кричала, в голове как слайды стали возникать мысли, что если мужчина воспользовался ей "в отключке" – значит с моральными принципами у него совсем туго. А если туго – значит Козел!
Но "козел" продолжил на ней лежать и что-то говорить. А возникший еще один слайд констатировал, что парень даже хуже, чем она о нем подумала в первый раз. Завязался какой-то диалог, абсолютно не отложившийся в памяти Натальи. Но через несколько минут в голове девушки возник еще один слайд со странной надписью: "Это парень, и с ним можно иметь отношения – а ты хочешь иметь парня". Наташа почему-то сразу решила, что надо – так надо...
Борясь с отвращением, она сказала, что на самом деле очень сексуальна. А потом начала его целовать и продолжила мерзкое соитие...
Почему она так поступила? К сожалению, этот вопрос у Наташи даже не возникал. Будучи лучшей ученицей по литературе и умеющей прекрасно анализировать произведения классиков – свою жизнь она как-то не особо анализировала. То, что у нее нет личности – она поняла гораздо позже. А тогда для нее было нормальным спать с мужчиной не потому, что он ей нравится, а потому что хочет иметь парня...
Окружающих людей Наташа всегда считала лучше себя. Только сейчас она поняла, что даже изнасиловавшего ее типа она считала лучше себя. Ведь кто она? Никто... У нее тупые никчемные подруги, она плохо выглядит... А у него все круто, он уверенно себя ведет, у него хорошие друзья... Почему?
Она просто была в этом уверена. Вопреки логике и здравому смыслу...
"...Я себя ненавижу, считаю глупой, без собственного мнения и хоть капли самоуважения. Во мне столько дерьма, что иногда противно на себя смотреть... Мне хочется жить и чего-то добиваться, но все это дается с такой болью..."
Отсутствие собственного мнения и неумение действовать, следуя своим желаниям, сопровождало Наташу во всех сферах жизни. Будучи гуманитарием, она поступила учиться на экономиста за компанию с подружкой. Подруга предложила, а Наташа решила: "Надо – так надо". Естественно, когда подруга бросила институт – бросила и она. Потом устроилась за компанию с другой подружкой работать на лепке пельменей...
"...Если бы не мое желание (даже не понимаю, откуда оно) добиться в этой жизни чего-то большего – я бы, наверное, стала алкоголичкой, так как многие девчонки из моего окружения оказались в этой канаве..."
Но Наташе повезло. Она случайно завела подругу, не переносящую спиртное, и вместе с ней пошла учиться на парикмахера...
Она так хорошо подстригала и делала прически, что педагоги помогли ей найти работу. А через несколько лет она стала работать в парикмахерских по контракту, так как у нее серьезно выросла клиентская база. Наташа понимала, что может достичь большего, даже открыть свой салон красоты, но как трудно ей все это давалось! Ей хватало даже мелкой и глупой критики, чтобы впасть в депрессию. Ее постоянно одолевали сомнения, тем ли она занимается? Или заняться чем-то другим? Эти сомнения не давали ей возможности работать в полную силу и достигать новых вершин.
Она не верила в свои силы и от этого испытывала к себе огромное отвращение... А еще она имела дурацкую привычку вспоминать какие-то неудачные моменты своей жизни и постоянно ругать себя за них. Страдать. Мучиться... Это, конечно же, не улучшало ее эмоциональное состояние.
Наталья рассказывала, что вполне могла стать проституткой, и в периоды эмоционального спада задумывалась заняться этой профессией. Ее подруги неплохо зарабатывали в этой сфере деятельности. Почему бы и нет? Пересилить себя и заняться сексом с мужчиной – для нее была пара пустяков, хотя за эти пустяки она себя ненавидела...
Свою жизнь она сравнивала с американскими горками. Сначала взлет – она себя ценит и уважает, стремится учиться и работать, достигая целей. Потом стремительное падение – самобичевание и пребывание месяцами в состоянии депрессии...
Эмоционально незрелый человек легко поддается на провокации внешнего мира. Стоит его слегка обидеть – и он сразу же впадает в отчаяние. В эти периоды он забывает о прошлых достижениях и полностью перестает себя ценить. Ему уже не хочется работать над собой и достигать большего. Именно поэтому Наталья считала, что может многого достичь, но ей постоянно что-то мешало действовать.
* * *
Любой психоаналитик знает – если у человека нет личности, значит, его так воспитали. И причины нужно искать в прошлом, а не заниматься самобичеванием. Что я и посоветовала сделать Наталье. Но она мне сразу же ответила, что у нее было хорошее детство.
Человеку свойственно забывать неприятные моменты прошлого, чтобы не страдать и не мучиться. Страданий в жизни Натальи и так хватало, поэтому она предпочитала считать свое детство хорошим.
Самое трудное – это научить человека самостоятельно думать и анализировать поступки прошлого. Наталья все-таки стала описывать свою биографию, и постепенно смогла многое перебрать в памяти.
Ее отцу нравилось периодически доводить дочь до слез. Она вспомнила, что он редко, но метко ее критиковал – и не просто критиковал, а унижал. Если ей что-то не удавалось сделать – он кричал, что она тупая, ленивая и ни к чему не годная. В дальнейшем он часто вспоминал ее промахи и продолжал унижать по второму, третьему и десятому кругу. Мать Натальи никогда за нее не заступалась, она считала вполне нормальным такое поведение отца. Родители часто ставили ей в пример других детей, делающих что-то лучше ее. Наташу же при этом называли неряхой, ленивой, глупой и т.д.
"...Я не злюсь на родителей, стараюсь понять их поведение, работаю с практикой прощения. Моя мать была нелюбимым ребенком, считающим нормой любое унизительное поведение (отец к ней относился так же, как и ко мне). Отца часто унижал отчим – видимо, это серьезно его травмировало. Именно поэтому папа стремился так же воспитывать и меня. В принципе, мои родители хорошие люди. И я всегда считала, что у меня было хорошее детство. Только сейчас вспомнила, что, по сути, была глубоко несчастным ребенком..."
Маленький ребенок еще не способен как-то оценивать и критиковать реальность. Любое поведение родителей он считает нормой. И если ребенку постоянно указывают на ВСЕ его недостатки и унижают – значит это правильно, и он действительно достоин такого отношения. Так он лишается возможности критически оценивать реальность. А недостойное поведение других людей воспринимает как норму. Себя он будет считать хуже других.
Желание добиться большего – откуда оно?
В жизни Наташи были и положительные стороны. Учитель по литературе считал ее лучшей ученицей и постоянно хвалил за успехи. Также она часто выигрывала школьные конкурсы по декоративно-прикладному творчеству, так как бабушка научила ее красиво вязать салфетки и плести макраме. Получив первую премию, Наташа поняла, что, повышая уровень своего профессионализма, она сможет получать награды еще много раз. Это ей понравилось. Так у нее сформировалась заниженная и высокая самооценка одновременно.
Отсюда и странности в поведении. Когда ее критиковали (даже по мелочи или неадекватно ситуации), она начинала заниматься самобичеванием, унижая себя еще больше – тем самым повторяя поведение отца.
Но иногда у нее что-то получалось. Работая парикмахером, она стремилась проявить инициативу, изучить что-то новое, порадовать клиента своей работой. Она стремилась, как когда-то в школе, получить новую премию. И жизнь ее вознаградила! Так, постепенно, у нее появилась своя клиентская база. Но даже мелкая неурядица в жизни заставляла ее скатываться к деструктивному мышлению и самоуничижению, и полностью обесценивать прошлые достижения.
Странное поведение Натальи происходит не по ее вине и не потому, что она глупая или непутевая, а потому что ее такой воспитали.
Поэтому первой ее задачей было перестать себя винить и унижать, когда у нее случался очередной откат. Важно суметь себя принять такой, какая ты есть, даже со странным поведением. Даже со слайдами в голове, которые периодически включаясь, начинают выдавать мысли: "Я хуже других, я ничего не достойна, я ничтожество".
Когда человек считает себя плохим, неправильным – он начинает заниматься самобичеванием. Он вгоняет себя в депрессивное состояние. Если же он сможет вовремя спохватиться и проанализировать, что это не он плохой и неправильный – его просто таким воспитали – то внутренний деструктив может прекратиться. А значит, можно спокойно включить здравый смысл и перестать себя мучить.
Прощая родителей, стремясь понять их поведение и обнаружив ошибки в воспитании, человек учится лучше понимать себя и свои промахи в жизни. Он учится не винить и не ругать себя попусту, а спокойно анализировать ситуацию.
Таким образом, Наталья перестала необоснованно себя критиковать, а периоды депрессии стали протекать не так остро и быстрее заканчиваться. "Американские горки" постепенно перестали быть такими крутыми – и однажды стали "ровной дорогой". Наталья постепенно научилась анализировать свое душевное состояние и начала обретать эмоциональную зрелость.
Помните знаменитое выражение из письма Чехова:
"Напишите-ка рассказ, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям... выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая".
То, как вас воспитали, не имеет значения. Это все в прошлом. А ваши эмоции, возникающие благодаря родительским моделям поведения, к реальности не имеют никакого отношения. Эмоции – это всего лишь эмоции. Включите здравый смысл и избавьтесь от них – тем самым вы начнете новый этап жизни.
Оксана Дуплякина
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Мир женщины
- →
- Психология
- →
- Я себя ненавижу! Почему во мне нет личности?
Психология
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат
Я себя ненавижу! Почему во мне нет личности?
Комментарии временно отключены
Реклама