Ожидания - это то, чего мы ждем, это то, что мы хотим получить.

Источники происхождения наших ожиданий разные, но здесь речь пойдет о самых сильных и болезненных - детских ожиданиях. О таких ожиданиях, реализации которых мы все еще ждем, уповая на удачу, на счастливые обстоятельства, на правильных людей.

Эти ожидания имеют огромную силу, они заряжены - болью, обидой, гневом, нетерпимостью - тем сильнее, чем меньше они были реализованы, и чем меньше они признаны сейчас, во взрослом возрасте.

"Только сейчас я начинаю осознавать, что со мной произошло... Я не знала здоровой материнской заботы, мне не довелось познать счастья быть маленькой, ни за что не отвечающей, не за все на свете ответственной.

Я никогда не слышала вопросов: "Как ты", "Как себя чувствуешь"?, "Что тебе хочется"? Такие вопросы могли быть адресованы только матери; она была главным ребенком в семье, и забота могла быть предназначена только ей.

Я все время беспокоилась о ее состоянии, вот как случилось, что я оказалась взрослой, пока она оставалась маленькой. Сейчас я осознаю весь чудовищный масштаб недополученного, в том числе и то, как сильно я обижаюсь на других людей за их незаботу обо мне. Кажется, что я снова и снова должна входить в их положение, как когда-то в материнское, это меня даже уже не раздражает, я пребываю в постоянной горечи и отчаянии с единственным вопросом:"А кто же позаботится обо мне"

"Мне очень больно... от того, что я не чувствую себя привлекательной женщиной... Я не сразу поняла, как ждала я этого признания от отца, потом - от мужа первого, и мужа второго. Я не могу этого почувствовать сама, мне непременно нужен кто-то авторитетный для меня, кто подарит мне счастье быть привлекательной. У меня есть надежда, что если я получу это признание, я смогу почувствовать себя любимой"

"Мне кажется, будто моя жизнь закончилась, и в ней никогда не будет ни-че-го интересного.. Я много чего успела попробовать в свои 24 - играла в театре, танцевала в балете, рисовала... Но я не могу признать ни свои способности, ни право заниматься тем, что нравится; родители не обращали внимания на мои успехи, вскоре и я привыкла ценить себя только за способность работать в любых условиях, и терпеть. Мне по сию пору требуется разрешение от кого-то на право выбирать работу по душе."

Ожидания как феномен возникают там, где мы не в состоянии обеспечить себе желаемое, и где мы не в состоянии примириться с тем, что время ушло, и нам не вернут то, что причитается...

Как уже говорилось, эти ожидания исходят из травмированной детской части. Я редко пишу об ожиданиях, чаще - о тирании против себя.

Однако оба феномена находятся в комплементарном взаимодействии: если не согласиться, не принять тот факт, что уже никто и никогда не позаботится о тебе - так, как это должна была сделать мать, что уже не найдется такой человек, который защитит и признает тебя ценным и достойным - так, как должен был сделать отец, тогда адаптивная программа подстройки под окружающих (символичных родителей, от которых по-прежнему ожидается получение дефицита), и ее обязательный элемент - внутренняя тирания, сохраняет свои позиции.

Работает давно усвоенная логика: если я хочу получить что-то от других, нужно постараться, заслужить. Еще раз: ожидания от других и внутренняя тирания находятся в прямой взаимосвязи: чем сильнее ожидания, тем больше нападки на себя, чем яростней нападки на себя, тем сильнее ожидания; ожидания создают определенный жизненный фокус; и то, что попадает в этот фокус, признается единственно значимым, обесценивая другие жизненные события, явления...

Другими словами, если мы ценим людей только за то, что они нам могут додать, вернуть (заботу, защиту, признание), то мы не в состоянии оценить - то, что они могут нам дать сейчас, в настоящем времени, и чем они могут обогатить нашу жизнь.

Если мы ждем от других людей того, что диктует травма, то эти другие не смогут, а мы - не получим... Они никогда не смогут дать столько, сколько необходимо для того чтобы травму "закрыть" : Не смогут - заботиться (признавать, защищать, принимать) так, как нужно, а будут - и недостаточно, и не вовремя, и говорить не теми словами, и не той интонацией, по сути, создавая почву для ре-травмы.

Надо сказать, что и окружающие, чувствуя сверх-ожидания, поступают в соответствии с тем, как научились обходиться с ожиданиями своих родителей - они усиленно служат за не-отвержение, или же убегают, сопротивляются, не желая быть поглощенными.

Есть и такие окружающие, которые отказываются участвовать в сценарии, такие, кто явно обозначает границы - это люди с присвоенными правами на свою отдельность. Такие могут ранить больше других, ибо, обозначая свои границы, "попадают" лишенцу в травму отвержения.

Мне очень важно было быть услышанной и понятой, но в до-рефлексивный период эта потребность появлялась только в форме разной степени раздражения - на тех людей, кто по разным причинам не мог меня понять.

Легче всего было спрятаться за защитой-обесцениванием; легче всего было объявить непонимающих тупыми и недалекими.

Но в терапии стало понятно, что эта тема отнюдь не поверхностная, раздражением реагировала старая травма, а именно непринятие родителями моих детских переживаний, и моего собственного взгляда на мир вообще.

Со временем удалось "обнаружить", отследить мечту, ожидание - что когда-нибудь найдется человек, понимающий тебя настолько, что ему не нужно будет ничего объяснять, и он поймет тебя с полуслова и полувзгляда. Раньше, и потом... я пережила несколько глубоких разочарований, в том числе - в терапевте, - про то, что эта мечта когда-нибудь могла реализоваться.

Потом пришел болезненный кризис, я погрузилась в отчаяние... Отчаяние сменялось яростью, ярость - бессилием, бессилие - обидой, обида - горем, потом все повторялось сначала... Труднее всего было согласиться с тем, что время ушло, и справедливость никогда не может быть восстановлена.

Но все-таки все заканчивается; и горе - тоже. Когда исчерпывается злость, когда выражено сожаление; когда сказаны все слова, которые не могли быть высказаны вовремя, горе успокаивается.

Происходит то, ради чего мы столько пашем в терапии - взгляд на небо, которое виделось с овчинку, расширяется. Привязанность к дефициту и человеку, который его восполнит, слабеет, зависимость тает.

Ты покидаешь детский взгляд на мир, фокус меняется, и ты видишь больше возможностей, чем ограничений. И именно в этот момент ты осознаешь - то, что ты хотела получить - ничто по сравнению с тем, что ты можешь получить от других людей.

Пусть не совсем того, чего не хватало в детстве, но много чего другого - важного, ценного, интересного. Не ожидая, ты получаешь неизмеримо больше.

Есть люди, которые находят новые или нужные идеи, и с удовольствием делятся ими, есть такие, которые набили руку в чем-то земном и практичном, есть такие, которые могут помочь словом, поддержать теплом...

И, главное, что могут дать нам другие - это подлинное сближение, подлинное тепло и подлинный интерес.

Восприятие без ожиданий непритязательно: "Как здорово у него получается"... "Как замечательно она может".. "Вот что я могу получать, когда я рядом"... "Быть может, и я так смогу"

Взаимодействие наполняется глубиной, содержанием и смыслом.

Прощание с детскими ожиданиями - это не одномоментный процесс, нам предстоит обнаружить и проститься с множеством таких ожиданий...

Как уже говорилось, перво-наперво их надо извлечь на поверхность, из темных теневых закоулков, куда они были спрятаны - когда была потеряна вера, что нам смогут обеспечить их реализацию. Потом мы учимся отслеживать различные способы трансляции этих ожиданий своим близким, а также то, как злимся и обижаемся на них за их некомпетентность в восполнении дефицита; Мы множество раз переживаем разочарование в связи с этим, переживаем глубинный кризис и потерю надежды, после чего нам открываются новые измерения, новые пространства - где мы становимся свободны от ожиданий возмещения былых недостач.

Даже сам терапевтический процесс перегружен ожиданиями, и, как следствие, разочарованиями...

От него мы ждем избавления от мук, с ним связываем начало новой счастливой жизни, которая вот-вот наступит. Ожидая такого исхода, мы опять же обесцениваем те достижения, которые появляются в процессе, главное из которых - все большее знакомство с собой, своей неповторимостью, уникальностью....

Мы умудряемся обесценить свое постепенное взросление, а именно - способность отслеживать свои чувства, отзывать проекции, умение распознавать взаимосвязи, брать свою ответственность, отдавать чужую, обесцениваем новые способы взаимодействия, искренность, появляющееся доверие, пробуждение своей значимости...

Много, много чего происходит, но пока в фокусе - избавление от мук, все эти бесценные достижения останутся малозначимыми...

Пожалуй, главное, что я обрела, когда успокоились некоторые из моих детских ожиданий, - это способность наполнять смыслом и ценностью собственные достоинства и таланты, а также ценить то же самое в окружающих меня людях.

Автор - Вероника Хлебова