«Смерть не страшна – страшен страх смерти» – так гласит русский афоризм. По мнению психологов, страх относится к базовым эмоциям человека, он присущ всем здоровым людям и одинаково проявляется у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах.

Помимо страха, к базовым эмоциям относят радость, интерес, удивление, гнев, презрение. Страх может выражаться по-разному: испуг, ужас, паника.

Существует несколько видов страха:

• страх биологической смерти;

• страх социальной смерти;

• страх духовной смерти.

Такой концепции придерживались древние даосы и философские школы древнего Китая (рукописи «Трактат об изменениях» и «Книга истории»). Такую же классификацию страхов дал русский профессор Ю.В. Щербатых, доктор биологических наук, который с 1991 года исследует психические состояния человека и способы управления ими.

Страх биологической смерти впервые проявляется у детей в возрасте около 9 лет, когда они впервые начинают осознавать, что могут умереть. Что стоит за чертой смерти, они не знают, и это их пугает. Здесь основная роль родителей - уберечь детей от этого страха, не дать ему развиться и перерасти во взрослую жизнь, так как этот вид страха рождает все последующие. Ведь умирание начинается с неясности в жизни.

«Все хотят на небо, но никто не хочет умирать!» – гласит старая пословица.

Человеку свойственно бояться опасных животных, ситуаций и явлений природы. Страх, возникающий по этому поводу, носит генетический или рефлекторный характер. В первом случае реакция на опасность записана на генетическом уровне, во втором (основанная на собственном негативном опыте) – записывается на уровне нервных клеток.

Страхи, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию и поэтому полезны. В любых случаях есть смысл проконтролировать полезность подобных реакций при помощи разума и логики.

Страх социальной смерти начинает проявляться у детей также в довольно раннем возрасте, еще до половозрелости, когда они начинают сопоставлять, оценивать и сравнивать окружающих их людей друг с другом, со своими родственниками и с собой. Этот страх, как правило, начинается с родителей, которые сравнивают своих детей с другими детьми, и выражается в таких словах: «Почему ты не такой, как соседский мальчик. Вот видишь, какой Петя хороший, а ты хулиган. Ну почему у таких ужасных родителей такие прекрасные дети, а у нас… Если ты будешь делать так, то завтра попадешь в дурную компанию, а это может привести тебя к очень печальным последствиям. Зачем ты так оделась (накрасилась), что о тебе скажут окружающие?».

Чаще всего, этот родительский страх исходит из их собственных страхов: «А что скажут люди? А как про меня подумают? А как посмотрят на то, что я делаю?» А это и рождает тот социальный слой общества, который живет «как все», боясь выделиться из толпы. «До смерти еще нужно дожить…», – собственный вывод.

Страх социальной смерти, возникающий в нашей среде, полезен до определенного момента, когда человек начинает адаптироваться в незнакомой обстановке (особенно если попал туда, где совершенно другая культура и необходимо подстраиваться под существующие порядки). Но когда этот страх не адаптирован долгие годы, это уже может приводить к различным психическим расстройствам.

Здесь очень хорошо подходит практика: «Что будет, если…?»

Например, вы очень боитесь публичных выступлений. Наговорите свою речь перед камерой и отдайте посмотреть человеку, мнения которого вы больше всего боитесь (даже если это очень едкая соседка). Если же вы не хотите давать это другому человеку из чувства ненависти, стыда, обиды и прочего, то это просто ваш собственный эгоизм, к страху не имеющий никакого отношения.

Страх духовной смерти – это страх одиночества. Он, чаще всего, начинает проявляться после половозрелости и в первую очередь у девочек. И это также может идти от родителей, которые боятся того, что дитя засидится дома у компьютера, это с одной стороны, а с другой стороны, боятся, что «принесет в подоле» или окажется в плохой компании. А это рождает у несформировавшихся личностей чувство противоречия, которое также приводит к страху. Это страх остаться в одиночестве, поэтому «хоть с кем, лишь бы не одной», «лучше быть в плохой компании, чем быть «ботаником» или «белой вороной».

Также это страх перед временем (не хватает времени, ничего не успеваю, некогда жить и т.д.), перед бессмысленностью человеческого существования (зачем мы родились, зачем мы живем, за что мне все это), перед необъяснимыми явлениями природы, перед загадочными явлениями в жизни (чудес не существует, это выдумки).

Этот страх также необходим человеку, чтобы развиваться, развивать свое мировоззрение, повышать свой интеллектуальный уровень. Есть такая присказка: «Ни за что бы не поверил, если бы не увидел. Ни за что бы не увидел, если бы не поверил».

Чтобы преодолеть страхи, идите и учитесь, познавайте новое и необычное, прислушивайтесь к голосу своего разума, голосу своего сердца. Изучайте историю, там тоже было очень много необычного, но люди это исследовали и объясняли.

Нет ни одного явления, которое нельзя было бы объяснить с помощью законов физики и природы, потому что природные законы создают физические. А если вы одиноки, идите и опять учитесь.

Не оставайтесь в одиночестве среди стен и близких родственников, идите в люди. Найдите группы по интересам, ориентируйтесь только на свои собственные эмоции радости и удовольствия от общения, которые будете получать.

Татьяна Панюшкина