Взваливая на себя миллион дел, мы облегчаем жизнь другим, не замечая собственную усталость и, в конечном итоге, — выгорание.

Ощущение «дня сурка» часто возникает из-за чрезмерной зарегулированности жизни человека, когда большинство действий, которые он совершает каждый день, доходят до автоматизма, не принося по большому счету уже никаких позитивных эмоций и лишь вытягивая энергию.

В особенности это актуально для дел, которые связаны с заботой о других людях, рабочих задач и домашних хлопот — человек бесконечно «закрывает» чужие потребности, а на свои времени не остается. Как научиться не забывать о себе, если у вас настолько плотный график? Объясняет психолог Михаил Лабковский.

В ЧЕМ ПРИЧИНА ЗАГРУЖЕННОСТИ

За столь рьяным выполнением обязанностей может стоять перфекционизм — стремление стать идеальной матерью, лучшим работником месяца, самой послушной дочерью.

В итоге человек взваливает на себя все больше обязанностей, чтобы доказать всем, какой он классный, — заработать себе «социальные очки»

Коварство такой стратегии в том, что нам все время будет казаться, что мы делаем недостаточно и бежим не так быстро, как нужно. Что нас вот-вот обставит более предприимчивый коллега на работе, а родственники затаят обиду. А значит — нужно делать еще больше!

КАК НАУЧИТЬСЯ СТАВИТЬ СВОИ ПОТРЕБНОСТИ НА ПЕРВОЕ МЕСТО

1. Остановитесь

Михаил Лабковский уверен: если вы уже чувствуете себя загнанной лошадью, просто остановитесь. И пусть весь мир подождет — поверьте, он не рухнет, если вы позволите себе передохнуть и перезагрузиться. Выкроите для себя время, чтобы посмотреть на ситуацию, в которой вы оказались, со стороны, и разрешите себе ничего не делать.

2. Прислушайтесь к своим желаниям

Посмотрите на себя: чего вам сейчас хочется больше всего? Ведь вам тоже нужны забота, добрые слова, поддержка и отдых. То, чем вы одариваете других, требуется и вам — так почему вы раз разом отодвигаете себя на задний план?

3. Составьте новое расписание

Психолог советует обратить внимание на свою самооценку и постараться сформировать для себя новое расписание. Распланируйте свои дела заранее на неделю и обязательно включайте в график время на себя. Закладывайте 2-3 часа на прогулку в парке, чтение книги, посещение косметолога или бассейна.

Воспринимайте эту активность как важную задачу, которой пренебрегать ни в коем случае нельзя

Важно помнить о том, что новые привычки прививаются небыстро: первое время вы будете чувствовать себя так же потерянно, как человек в первые дни отпуска, который то и дело порывается проверить рабочий чат и чувствует себя бездельником. Возможно, вам даже захочется саботировать свой отдых и резко начать генеральную уборку дома, чтобы не прохлаждаться. Но Михаил Лабковский призывает не потакать своему внутреннему трудоголику — просто расслабьтесь на какое-то время. И расставьте приоритеты иначе.

4. Делегируйте дела

Нет ничего плохого в том, чтобы ребенок брал на себя ответственность в каких-то вещах (собственноручно собирал рюкзак в школу или делал домашнее задание), или в том, чтобы сказать работодателю, какие задачи угнетают вас сильнее всего и от чего вы бы с радостью отказались, взяв взамен что-то другое.

5. Просите помощи и поддержки

Не пытайтесь справиться со всем в одиночку. Если чувствуете, что не справляетесь, обратитесь к близким или психологу.