Молодая мама Таня Огнева спорит с подругами, которые выступают за раннее развитие
Мы с подругой на днях поспорили. У нас малыши примерно одного возраста - 8 месяцев, только у нее девочка - Снежана, а у меня мальчик - Саша. Она считает, что уже сейчас, не теряя и лишней секунды, необходимо впихнуть в ребенкину голову как можно больше информации. Девочке было 3-4 месяца, а Лариска уже вовсю рассказывала ей, как мычат коровы, мяукают кошки и так далее. Заставляла показывать зверей в книжках, «мучила» пальчиковыми играми, рекомендованными вообще-то с года, и накачала из интернета кучу каких-то супергиперметодик по выращиванию гениальной малышки.
В соответствии с инструкциями, над кроватью у ребенка уже висит весь алфавит, стены детской оклеены географическими картами, а день начинается с «уроков». Лара показывает дочке карточки и рассказывает, что это такое и где оно находится.
И все бы ничего - это личное дело каждой отдельной мамы, что она делает со своим малышом. Но тут Лариса пришла к нам в гости и первое, что сделала, начала проверять Сашину грамотность. Разложила перед ним кубики с буквами, и давай просить показать «А». Саша обрадовался кубикам, схватил самый зеленый и потащил в рот, исследовать. Меньше всего его интересовали символы. Подруга посмотрела на меня со строгостью, на ребенка с жалостью и выдавила что-то типа «упускаешь время, а зря».
- Ты не понимаешь, - начала она меня убеждать, - В раннем возрасте у ребенка способность к обучению намного выше! Мозг все воспринимает лучше. А после трех лет уже поздно учить, надо сейчас успеть.
- Слушай, но вот меня же никто в младенчестве читать не заставлял, но как-то научилась. Даже два высших как-то умудрилась получить.
- Вот-вот, а ума не нажила! Ребенка надо развивать...
Я почувствовала себя нерадивой мамашей, подумала: гм-м, а может есть в ее словах правда какая. И полезла в интернет читать доклады детских психологов, педагогов и прочих профессионалов.
До сих пор я считала, самое главное, что нужно ребенку от мамы - это забота, любовь, искренность и здравый смысл. А все эти гонки за сверхинтеллектом очень похожи на способ компенсировать за счет ребенка свои комплексы. Мол, посмотрите, он у меня в 4 года бегло читает и умножает в уме! Вот я какой хороший родитель! И потом, честно говоря, у любой мамы помимо вырезания карточек и развешивания букв над колыбелью еще столько дел по дому. Лариса, к слову, попросила мужа нанять домработницу, потому как ей надо заниматься развитием ребенка.
- Ой, ха-ха! У Снежаны недавно случился когнитивный диссонанс! - рассказывала она как-то по телефону. - Я ее всегда учила, что корова мычит, а тут мы поехали в деревню, и она увидела корову. Но та вместо мычания лишь звенела колокольчиком. Девочка не поняла и расстроилась: а где же обещанное «му»?
- Так может не надо ее долбить? Пожалей малышку...
Оказалось, что наш мамашкин спор отражает похожие споры и в научной среде.
«Игрушки для детей придумали взрослые, чтобы отвлечь своих любознательных чад!» - прочла я в предисловии к одной методике по выращиванию гения. И дальше автор начинает оперировать компьютерными терминами, прямо говорит, что нужно загрузить в ребенка побольше «бит» информации.
Но вот что о последствиях пишут психологи:«Дети, которых рано обучали, действительно рано начинают читать и легко жонглируют цифрами, но совершенно не способны к общению и творчеству. Их с раннего детства лишили возможности самостоятельно играть в ролевые игры. А чтобы стать выдающимся математиком, музыкантом, ученым, требуется не только получить объем информации, но и уметь ее анализировать. ...Чтобы ребенок превратился из пассивного потребителя информации в активную созидающую Личность, необходимо еще нечто, для чего требуется как раз то загадочное и иррациональное, то непостижимое, что зовется интуицией, та искра вдохновения, разжечь которую в человеке может лишь спонтанная творческая игра».
В общем, я решила, что самое главное не бросаться в крайности. Вечером во время банных процедур я стала, показывая на резиновую уточку, изображать как она крякает. Ребенок засмеялся, ради приличия подержал уточку три секунды в руках и опять потянулся к душевому шлангу. Устройство металлических конструкций отчего-то в принципе влечет его больше. Резиновые белочки-зайчики и плюшевый животный мир нужны лишь затем, чтобы было чем бросаться с кормительного стульчика. А вот пульт от телевизора, а еще лучше те-ле-фооон! О! Дайте, подайте его сюда, ах, какие кнопочки! И я не протестую, даю ему изучить телефоны и пульты. Да и неважно, по-моему, будет ли он знать, сколько метров над уровнем моря Джомолунгма, лишь бы вырос счастливым и хорошим человеком.
Татьяна ОГНЕВА
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Мир женщины
- →
- Психология
- →
- Не хочу делать вундеркинда!
Психология
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат