Донести до коллег свои идеи, внимательно выслушать (и услышать) другого, быть готовым нейтрализовать агрессию, не бояться высказывать свое мнение и настаивать на своем… Как говорить о деле? Рекомендации экспертов.
В конкурентном мире больших корпораций общение скорее нацелено на доминирование, чем на информирование. Коллегам в такой обстановке нелегко услышать друг друга: они испытывают стресс и неудовлетворенность от необходимости участвовать в этой имитации диалога. «Основная проблема большинства компаний в том, что они проводят свои совещания только в двух форматах, – уверен коуч Евгений Креславский. – Первый – отчетное собрание, когда участники докладывают о том, что сделано. Второй – «коммунальная кухня», когда все высказывают свои взгляды, совещания длятся часами, а решения не принимаются. Если же мы хотим построить сотрудничество, необходимо свести к минимуму разговоры о прошлом, которые рискуют превратиться в обсуждение чьих-то неудач и просчетов или спровоцировать взаимные обвинения и всплеск негативных эмоций. Напротив, хорошо структурированное обсуждение будущих проектов создает атмосферу совместного творчества, открытого высказывания идей, а значит – доверия и благожелательности». В такой обстановке каждый чувствует, что его слышат и уважают его мнение. Если такое обсуждение ограничено во времени, а его участники искренни и играют по правилам, каждый сможет найти свое место в общем деле, не приспосабливаясь, не рискуя быть отвергнутым и не прибегая к маскам.
Выступить на собрании
Тот, кто решил взять слово, должен четко представлять, зачем он это делает и чего хочет добиться, считает Евгений Креславский: «Полезно спросить себя об истинных мотивах своего выступления: хочу ли я принести пользу делу или показать другим, что способен генерировать идеи, быть лидером?» Подготовьте ваше выступление в позитивном ключе, исходя из того, насколько ваши предложения отвечают интересам компании. И помните: если каждый хочет донести свою правду, споры неизбежны.
«Внимательно слушайте выступления коллег: будьте приветливы, сосредоточенны, смотрите говорящему в глаза, не перебивайте, показывайте кивком головы или мимикой, что понимаете мысль докладчика и заинтересованы тем, что слышите», – советует бизнес-тренер Стив Накамото (Steve Nakamoto)*. Лучше избегать суетливых движений, не отстраняться и не скрещивать руки на груди – эти телесные сигналы могут быть восприняты как закрытость, нежелание услышать коллегу, неприятие сказанного. Когда наступит ваша очередь говорить, начните с благодарности предыдущим выступавшим за пищу для размышлений. Ясно выражайте свои мысли и говорите по существу. Тому, кто нервничает, желательно взять слово в числе первых. Не стоит говорить слишком громко – это может быть воспринято как признак неуверенности и раздражения.
«Чтобы идея нашла отклик, необходимо подготовить к ней аудиторию, – продолжает Евгений Креславский. – Россияне особенно склонны к отрицанию. В исследовании «Один речевой день», проведенном под руководством филолога Александра Асиновского, второй по частоте употребления после местоимения «я» оказалась частица «не». Поэтому, прежде чем предложить свою идею на собрании большого коллектива, стоит сначала рассказать о ней тем, кого она непосредственно касается. Тогда она станет «своей» для многих, и впоследствии ее не воспримут в штыки». А если с вами все-таки не согласны? Дайте понять, что вы услышали возражения. Так вы нейтрализуете конфликт и сможете перейти к аргументации.
Критиковать коллегу
Главное правило: хвалить публично, упрекать наедине. Причем комплименты должны быть искренними, заслуженными и конкретными, иначе собеседник поймет, что им просто манипулируют. Если же нужно сделать замечание, поставьте себя на место коллеги. Как бы вы предпочли услышать критику? Зная его личные качества, предположите, как он воспримет упреки. Когда предстоит критиковать подчиненного, следует быть еще более деликатным. «Начните разговор с обсуждения того, что получается хорошо, – сотрудник должен знать, что его ценят, замечают его вклад в общее дело, – советует Евгений Креславский. – Затем, также опираясь на факты, покажите, в чем его действия были ошибочными». Говорите о своих ощущениях, используя нейтральное «я», а не обвиняющее «вы». Например, вместо резкого «Вы не справились» лучше выразить свое субъективное мнение: «У меня создалось впечатление, что нужно было сделать иначе». Если уместно, добавьте: «Я могу ошибаться» – и выслушайте объяснения. Критикуя, не надо упускать из виду смягчающие обстоятельства, о которых говорит коллега, а закончить хорошо выражением надежды, что критика будет учтена.
Живая речь всегда свободна
Кто такие хорошо говорящие люди и как научиться говорить публично хорошо и со вкусом?
Своим опытом и наблюдениями делится Екатерина Михайлова: "Во-первых, хорошо говорящих людей все слушают, даже если не собирались: они овладевают вниманием аудитории, используя самые разные ресурсы – от продуманной композиции, где чередуются контрастные фрагменты, до собственных выразительных возможностей. Кроме того, у них есть контакт со слушателями: они не только учитывают их как носителей определенных идей и интересов, но еще и видят, чувствуют их, общаются с ними.
Это значит, что даже в самых неблагоприятных условиях они дают почувствовать аудитории, что работают для нее – по максимуму, насколько это возможно. Сохраняя достоинство, не впадая в агрессивный или подобострастный тон, помня о своих целях – и все-таки надеясь быть услышанными.
Во-вторых, хорошо говорящий человек свободен. При сколь угодно жесткой структуре выступления, связанный регламентом, официальной, обязывающей ситуацией, схемами, графиками и слайдами, он вольно пользуется собственной речью – и в ней появляется маленькая искорка творчества, речевой игры. Которая, если это уместно, может порождать и новые формулировки (вот только что в голову пришло!). И даже формальные определения и цифры в такой речи чуть окрашены: если нельзя играть с сутью выступления, остается немало простора для оттенков и подтекстов в форме его подачи. Структура остается структурой, но сквозь нее у хорошо говорящих людей всегда проглядывает спонтанность, импровизация – и именно в оттенках. Как будто им важно использовать больше возможностей, которые дает живое, звучащее слово: можно сказать так, а можно и иначе – как сейчас точнее, короче, «вкуснее»?
Естественно, разные мастера речи выбирают разные краски, инструменты, любимые жанры. Просто или сложно, ярко или сдержанно – это будет зависеть от целей, ситуации, аудитории и их собственных предпочтений. Но когда мы говорим, что у человека речь живая, это означает, что она может быть разной, меняться, она словно рождается прямо на наших глазах".
Поговорить с начальником
Не стоит появляться в его кабинете или начинать разговор внезапно и без предупреждения: есть большой риск, что это будет сделано не вовремя. Как правило, в небольших компаниях можно неформально попросить о встрече. Задача – сформулировать свой запрос так, чтобы вас захотели принять и выслушать, поэтому темой разговора должны быть возможности более эффективной работы, а не ваша личная неудовлетворенность положением дел. Убедите начальника, что вы предлагаете решения, а не усложняете ему жизнь.
«Поблагодарив его за то, что он уделил вам время, четко определите цель своего визита, – говорит Евгений Креславский. – Изложите факты и предложите свой план. Выслушайте его доводы, возражения или критику». Если вы просите о повышении по службе или об увеличении зарплаты, напомните о предыдущих успехах и попросите определить ваши новые задачи. А если вам неловко говорить о деньгах и карьере? Искренне скажите об этом: уязвимость в таком вопросе понятна и вряд ли вызовет удивление.
Признать ошибку
Не делайте из своей оплошности драму. Ошибиться не страшно, но из ошибки важно извлечь урок. Признайте свои просчеты, а критику воспринимайте конструктивно: если нами недовольны, это еще не значит, что мы вообще некомпетентны. Евгений Креславский считает, что в первую очередь нужно извиниться перед теми, кто пострадал от наших действий. Можно также упомянуть об обстоятельствах, которые помешали сделать работу качественно. Если же накалившаяся атмосфера не дает возможности говорить по существу, мы вправе сказать, что предпочли бы вести дискуссию в более спокойной обстановке. «Чтобы избежать разрушающего чувства вины, оставляйте другим, начальству и коллегам, их долю ответственности», – подводит итог Евгений Креславский. Ведь работа – дело обычно коллективное, и за ее результат отвечают все.
Автор - Анастасия Аскоченская
- Главная
- →
- Выпуски
- →
- Мир женщины
- →
- Карьера
- →
- Прошу слова!
Карьера
Группы по теме:
Популярные группы
- Рукоделие
- Мир искусства, творчества и красоты
- Учимся работать в компьютерных программах
- Учимся дома делать все сами
- Методы привлечения денег и удачи и реализации желаний
- Здоровье без врачей и лекарств
- 1000 идей со всего мира
- Полезные сервисы и программы для начинающих пользователей
- Хобби
- Подарки, сувениры, антиквариат