В Лондоне представили 52-й по счету календарь Pirelli. Проект, ставший культовым, в 2016 году кардинально изменил свой формат. От публикации обнаженных девушек и экзотических пейзажей отказались, и в календаре появились провокационные портреты женщин, оказывающих влияние на общество и мир. Автором снимков стала известный американский фотограф Энни Лейбовиц, а на страницах появились портреты вдовы Джона Леннона Йоко Оно, панк-рок поэтессы Пэтти Смит, модели Натальи Водяновой, теннисистки Серены Уильямс и других влиятельных женщин. Лейбовиц уже фотографировала для Pirelli 15 лет назад, но выбор моделей и стилистики был более традиционным. За многие годы на страницах календаря успели отметиться десятки обнаженных красоток, включая Кейт Мосс, Жизель Бюндхен и Наоми Кэмпбелл.

Что на самом деле обнажил новый календарь Pirelli и как сильные женщины оказались лучше красивых?

Выход в свет нового календаря Pirelli, снятого знаменитой Энни Лейбовиц, означает начало новой эпохи. Эпохи сильных, умных и независимых женщин – нравится вам это или нет.

Нам это понравилось. Впервые за 50 лет в самом дорогом в мире бесплатном рекламном календаре нет всемирно известных моделей в провокационных позах. Провокация при этом осталась: первое, что испытывает человек при виде фотографий из календаря, – шок. Кто эти женщины? И почему они одеты? Где, где хотя бы одна обнаженная красотка? Ах, вот же – стоило долистать до декабря. Эми Шумер — 34-летняя комедийная актриса, сценарист и звезда жанра стендап-камеди — все-таки разделась: на ее фото топлесс отчетливо видно, что она не обманывала, заявляя в Twitter, что носит одежду американского 6-го размера (аналог российского 48-го) и не собирается меняться. Обнаженная? Да, почти. Красотка? Согласится не каждый. Знаменитость? Безусловно.

Мы в шоке – а что почувствовали Фрэн Лебовиц (писательница и журналист, 65 лет), Агнес Ганд (филантроп, коллекционер предметов искусства, 77 лет), Кэтлин Кеннеди (американский кинопродюсер, президент Lucasfilm, 62 года), получив приглашение сняться для календаря, можно только догадываться. Скорее всего, оно показалось им как минимум странным. Меллоди Хобсон, 46-летний президент корпорации Ariel Investments, рассказала газете The New York Times, что когда она сообщила о предложении, от которого даже не знаешь, как отказаться, своему мужу режиссеру Джорджу Лукасу, тот удивленно вскинул брови: «Ты вообще знаешь, что это такое?»

Как же не знать: с 1962 года бизнесмены, политики и другие влиятельные личности получали календарь от всемирно известного производителя шин Pirelli в качестве новогоднего подарка. Самые сексуальные женщины мира, супермодели и красавицы, представали в нем в провокационных позах, почти или вовсе без одежды. Календарь не имел ничего общего с третьесортным эротическим журнальчиком: Ричард Аведон, Марио Тестино, Хельмут Ньютон и Питер Линдберг для таких не снимают. Кейт Мосс, Жизель Бундхен, Наоми Кэмпбелл, Наташа Поли, Адриана Лима – не снимаются. Каждый календарь Pirelli – произведение искусства. В этом году стараниями Энни Лейбовиц искусство перестало быть эротическим.

В этом году героини календаря Pirelli выбирались не за выдающуюся внешность, а за достижения. Больше не нужно быть стройной, красивой, желанной – нужно быть умной, остроумной, целеустремленной. Личностью.

Энни Лейбовиц выбирала женщин с характером – и старалась снять их так, чтобы характер был виден. Студия, фон, высокий стул – вот все, что ей было нужно. В центре внимания – героиня. Не модельной внешности. Не модельного возраста. Исключение – Наталья Водянова, но и она оказалась здесь не просто так: в последнее время модель известна не столько работой на подиумах, сколько борьбой за лучшую жизнь для детей с особенностями развития.

Для феминисток появление такого календаря – победа добра над злом: «Для меня важен сам факт появления феминистского высказывания на традиционно сексистском поле, — говорит Наталья Зайцева, феминистка, медиатор Центра имени Вс. Мейерхольда. — Pirelli — календарь, который объективирует женщин уже много десятилетий и, более того, делает из этого высокое искусство (которое традиционно воспринимает женщин как объекты). К тому же искусство элитарное. Современный феминизм борется и с объективацией, и с элитизмом, и в этом смысле, конечно, нет более далеких друг от друга вещей, чем феминистская оптика и календарь Pirelli. И тем не менее выходит вот такой календарь. Для меня это знак того, что очень традиционалистская структура в конце концов прогибается под нажимом современности. И, конечно, это свидетельствует о расширении влияния феминистских идей».

Появление календаря закрепило тенденцию, на которую мы уже обращали внимание в течение года. Великие актрисы в возрасте появляются на рекламных плакатах модных марок. Юные актрисы и модели бросают вызов модной индустрии и Голливуду и отказываются создавать сексуальные образы. Эксплуатировать в рекламе и массмедиа женскую сексуальность, демонстрировать тело женщины как объект желания – больше не модно.

Нам предлагают сместить фокус зрения: если вам до сих пор кажется, что лучшее в женщине – это грудь и ягодицы, вы унылый ретроград, и не зря так строго смотрят на вас Фрэн Лебовиц и Патти Смит.

Новаторский календарь, разумеется, вызвал разную реакцию, причем не только среди мужчин. «Возможно, это покажется странным, но новая идея календаря Pirelli мне не по вкусу, — комментирует Марина Родионова, главный редактор журнала Shape. — Очень уж в угоду времени выглядит. К работе Лейбовиц никаких нареканий — как всегда, безупречно и красиво. Но мастер фотографии могла представить свой проект и обособленно от ежегодного календарного чуда. Сейчас же эта история становится продуктом работы маркетинговых чудо-мальчиков поколения Z. И идея вроде бы благородная – уйти от навязывания стандартов, доказать, что духовное превалирует над физическим… Но в искренности посыла есть сомнения. Хочется верить, что Лейбовиц сложно навязать чуждые ей идеи (не все же в этом мире продается?), но уместна ли такая история в рамках этого проекта?»

Те, кто появление такого рода календаря приветствует, ничего плохого в пропаганде ухода от сексуальной объективации женщины не видят: «В этот раз календарь выполнен в духе времени, — говорит Аля Баданина, главный редактор Sncmedia. — Мы много говорили и спорили в 2015-м о том, что есть нестандартная красота, и активно пропагандировали позитивное отношение к собственному телу. Захочется ли мужчинам любоваться моделями Pirelli на этот раз так же, как они это делали раньше, – вопрос, но для меня (как для женщины и журналиста) это вполне себе арт, интересный и по-своему красивый, особенно если я представляю, что именно стоит за этими снимками».

И все же: можно ли сказать, что мир никогда не станет прежним? Что означает появление женщин с характером там, где раньше были девушки с формами? «До недавнего времени во всем медийно-глянцевом мире сохранялась еще викторианская модель женственности, — объясняет Анастасия Завозова, бьюти-редактор Allure Russia, специалист по викторианской культуре. — Она претерпела изменения, отрастила себе феминистические качества и наклонности, но костяк ее сохранился со времен викторианского поэта Ковентри Патмора, который написал в 1854 году поэму «Ангел в доме», посвященную, в целом, идеальной женщине. Ангел в доме – это уют, который жена должна поддерживать, радуя глаз, сердце и желудок мужа опрятным внешним видом, кроткой улыбкой, огнем в очаге. Девушки для календаря Pirelli отбирались по такому же принципу – глядя на них, мужчина должен был отдохнуть душой и телом. Для того, чтобы попасть на обложку Pirelli до 2016 года, нужно было радовать глаз.

Главный прорыв 2016 года – это даже не то, что календарь стал показателем того, насколько мир продвинулся в борьбе за разность и инаковость. Все проще.

Теперь можно говорить о пресыщении культурой красоты. На сцену вышла другая женщина, которой для того, чтобы попасть на страницы мужского календаря, нужно сделать что-то большее, чем просто быть красивой – и сделать это без оглядки на мужчин».

Анна Лозинская