Когда думаешь об итогах года, то шокирует, сколько событий произошло. Оказывается, все было так интересно, и волнительно, хоть и сложно, и местами даже страшно. 2015 год был необычным — и сладким, и гадким, и сенсационным. Произошли перемены, о которых раньше все только говорили, но они пришли именно в этом, уже почти прошлом, году.

1. Женщины стали главными героями

С переменами всегда так странно: пару лет ничего не происходит, нечто новое отрицают или высмеивают, а потом как-то внезапно все случается — и ты уже находишься в совершенно другой реальности.

До последнего мгновения казалось, что кино или сериалы, где женщина — главная героиня, это все о любви, о том, как она ищет-ищет, а потом находит, и к голове у нее уже прибита фата, и «мама тихо плачет от радости», и все ее проблемы решены, потому что у нее теперь есть Мужчина.

И вдруг — «Измены». Елена Лядова играет Асю, у которой три любовника и муж. Ася работает, Ася не красавица, муж — нормальный парень, совсем не демонический и не отвратительный персонаж. Ася прекрасна тем, что, во-первых, так или иначе управляет своей жизнью, а во-вторых, не стыдится ее.

Это сенсация и для русского телевидения, и для какого угодно. Раньше самой прогрессивной женской героиней была Керри Бредшоу из «Секса в большом городе», которая уже давно кажется глупой курицей, помешанной на туфлях и на собственных женских комплексах.

Еще одна сенсация — «Джессика Джонс» про супергероиню, которую играет чудесная Кристен Риттерс. Мне сериал кажется занудным и невнятным, но народ сходит от него с ума, плюс тут все о женщине со сверхсилой.

Но главное — это, конечно, «Звездные войны: Пробуждение Силы». Теперь Люк Скайуокер — женщина. То есть... ладно, без спойлеров. В общем, главная героиня — девушка Рей.

«Звездные войны» прекрасны тем, что, когда их смотришь, становишься ребенком. С 1977 года они стали частью детства очень многих. И вот, когда ты погружаешься в этот мир и видишь, что спасти Вселенную предстоит женщине, то даже у взрослого человека возникает другая ролевая модель. Ты хочешь быть как она. А не как принцесса Лея, которая вроде бы всегда была важной персоной, но при этом главные герои всегда ее спасали, а она лишь отражала их величие.

Мораль в том, что с этого мгновения девочки уже не захотят быть спасенными, они захотят сами управлять миром. Такая новая реальность.

2. Конец общества потребления

В этой новой реальности женщины уже не мечтают стать машинами для покупок. Помните серию книг и даже один ужасный фильм про «Шопоголиков»? Это же карикатура на женщин!

Сейчас все так быстро меняется, что даже идеалы прошлого десятилетия кажутся чудовищно устаревшими.

Что героиня «Шопоголиков», что та же Керри — казалось, что они работают только для того, чтобы покупать себе туфли. И чтобы иметь долги перед банком. Они выглядели как азартные игроки, только почему-то со знаком плюс. Спускать деньги в казино — плохо, на тряпки — хорошо. Всегда можно выкрутиться — и купить себе потом еще больше тряпок.

В советской школе нам твердили, что в ужасных буржуазных странах чудовищное перепроизводство и что там все из-за этого разваливается. Занятно, что иногда в этом пропагандистском бреду мелькала правда. Вещей на самом деле выпускают столько, что их некуда девать. И можно лишь «стимулировать спрос».

Но это как будто тебя постоянно бьют током. В какой-то момент ты точно почувствуешь себя дурно.

В начале года к нам пришел нормкор — и он был не только о минимализме или псевдопростоте («купите самую обычную белую футболку, Марк Джейкобс, двести долларов»), а скорее о том, что люди рехнулись на стиле, на самосозерцании и что вещи уже подавляют человека.

Нормкор склеился с прозрением: мы живем, чтобы покупать.

И ведь не зря же именно в 2015-м всех так шокировал старт продаж коллаборации кутюрного дома «Бальмен» с народной маркой H&M. Люди сходили с ума, вели себя как животные, а потом эти вещи перепродавали почти по кутюрным ценам, и даже вешалки и чехлы уходили мгновенно и задорого.

Теперь ты только и слышишь «Я больше не покупаю». Мы вдруг увидели свои шкафы, забитые десятками платьев, которые не помним в лицо. Не шкафы даже, а дома для одежды. Раньше у нас, и правда, был шкаф, а теперь у всех есть комнаты для шмоток. Они теснят нас из нашей же жизни.

3. Отмена возрастной цензуры

Последние два-три года было два важных женских движения — за позитивное отношение к своему телу и возрасту. С телом до сих пор не очень понятно: никто до конца не уверен, что быть толстой — это красиво (хотя и тут есть подвижки). Но возраст вдруг стал хитом года — все помешались на пожилых и старых моделях, актрисах, просто женщинах. Джонни Митчелл, Айрис Апфель, Кармен Делль Орефайс, Дафна Селф, Джейн Фонда, Инесс Де ла Фресанж и очень многие другие — им от 60 до 90 лет, и они великолепны. Не потому, что они «хорошо выглядят» (в смысле — моложе своих лет), а потому, что по ним видно: красота меняется, покрывается кракелюром, увядает, блекнет, но остается красотой. Это вопрос стиля и отношения к себе. А ведь женщины ничего не боялись так, как старости. Причем уже лет с двадцати пяти. Страх старости полностью заменил им страх смерти: немощь и беззащитность — это когда мужчины тебя не хотят.

В 2015-м было много успешных рекламных кампаний с женщинами от 50 и до 90 лет. В рекламе от косметики (которую традиционно преподносят на совсем юных девушках) до нижнего белья. В конце года марка The Other Stories (бренд H&M) сделала потрясающий каталог, для которого пригласила не моделей, не знаменитостей, а просто интересных женщин — музыкантов, писательниц, дизайнеров самого разного возраста (но не меньше сорока пяти). Эта история в направлении последних «Звездных войн»: теперь супергероини, те, на кого мы хотим быть похожи, — женщины, занятые своим делом, красивые в своем уникальном стиле.

4. Несовершенство как признак идеала

Женская красота как ухоженность, как драматическое отсутствие недостатков перестала быть интересной.

Забавно, что, с одной стороны, есть такие популярные героини, как все Кардашьян разом, и выглядят они настолько неестественно, что это уже как бы пародия. Вряд ли у них есть идея высмеять отношение к женщинам как к куклам, но при этом так и выходит: они сделали сами себя настолько карикатурными, что это невозможно воспринимать всерьез.

При этом в параллельном мире происходит нечто противоположное: для рекламы и для показов приглашают моделей с косоглазием, с витилиго. И это очень красивые девушки — просто незаурядные.

Это манифест «нам надоело быть идеальными».

Ведь еще недавно женщина ни за что не вышла бы из дома со сломанным ногтем или даже просто с облупившимся лаком на ногтях.

А сейчас как модный тренд обозначают именно несовершенство — начиная с того же лака, который уже никто не покрывает идеально ровно и аккуратно по кромке кутикулы. Даже в рекламе используют неровно покрашенные ногти.

То же касается и прически, и одежды, которая чем более небрежная и даже мятая.

Наши матери с ума бы сошли, если бы им пришлось разгуливать в порванных колготках. А мы и следующее поколение сделали это модой. Порвались колготки — сделай вид, что это твой стиль.

5. Секс — это больше не личное

Та же Ким Кардашьян сделала очень важную вещь: она отменила стыд за секс. Слава к ней пришла после сексуального видео, которое она записала вместе с бывшим бойфрендом и которое попало в сеть. Не она первая, конечно, но ее видео было куда более откровенным и качественным.

Так совпало, что в это время запустился новый и довольно гнусный тренд — порноместь. Брошенные мужчины выкладывали в интернет фотографии и видео со своими голыми подругами. Есть отдельные ресурсы для этого, есть просто частные блоги.

Мужчина уверен, что нет для женщины более неприятного чувства, чем стыд. Особенно стыд за секс. Я знаю нескольких обычных мужчин, которые в тех или иных обстоятельствах снимались в порнофильмах. Не для денег. Для удовольствия.

Но я не знаю ни одной такой женщины.

Женщина всегда немного стесняется даже самого обычного секса — у нее всегда есть вопросы, не считают ли ее легкомысленной, не рано ли она позволила, не выглядит ли она шлюхой.

Человека с таким менталитетом порнуха со своим участием может раздавить.

Но именно в 2015 году женщины начали кампанию против стыда. Началось с известной датской журналистки, чей бывший бойфренд опубликовал ее интимные снимки. И тогда она сама сделала фотографии, выложила их в сеть и записала ролик, где сказала, что она и только она распоряжается своим телом, и никто не может ее пристыдить ни за секс, ни за наготу.

«Интимная жизнь» явно стала более публичной, и это немного избавило всех и от лицемерия, и от комплексов: если твоя задница появляется в сети даже против твоей воли, то ты уже больше не трясешься от ужаса, что все увидят твой целлюлит. Потому что выбор такой: либо спрятаться в пещере где-нибудь на Фарерских островах на ближайшие двадцать лет, либо пережить это — и научиться уважать и себя, и свою задницу, и понимать, что секс — это не стыдно.

В общем, это был прекрасный год. Мы стали разумнее, добрее к себе, сильнее и увереннее. А кризис (из которого цивилизация, кажется, не выходит последние лет тридцать) — это хороший повод заняться чем-то еще, кроме шопинга, поиска мужчины и уколов красоты.

Мы стали старше, но каждый прожитый год — это не утраченное время, а приобретенный опыт, впечатления и знания. Это год прекрасной жизни, даже если все было непросто. А будет еще лучше, ведь так хорошо, если у тебя есть будущее. Каким бы оно ни было.

Арина Холина