Количество интернет-услуг в сфере «правильного» питания сегодня впечатляет. Насколько они могут быть полезны тем, кто стремится похудеть? Наш корреспондент провела несколько недель в сети, чтобы расстаться с лишними килограммами… или иллюзией, что там их можно потерять.

«Теряем килограммы в режиме онлайн!»; «Ваш личный коуч-диетолог ответит вам на вопросы по скайпу!»… Лично у меня за прошедшие годы уже накопился далеко не виртуальный опыт в подобных вопросах – начиная с месяцев, проведенных мною в Институте питания, и заканчивая лечебными «голодными» походами. Но времена меняются, и я решила выяснить, где и как худеют «по интернету».

Онлайн-калькуляторы и счетчики

Самые популярные и простые инструменты для худеющих, «счетчики» и «калькуляторы», – это программы для вычисления индекса массы тела и справочники калорийности тех или иных продуктов и готовых блюд. А также варианты диет и рационов при разных нагрузках. Счетчики и таблицы калорийности разных продуктов есть практически на всех сайтах, посвященных похудению или фитнесу. Там же заодно можно выяснить гликемический индекс того или иного продукта (то есть его способность повышать уровень сахара в крови).

Еще можно воспользоваться разными формулами вычисления идеального веса, например просчитать индекс Кетле или проверить себя по формуле Поля Брока (по росту и типу телосложения). Неутешительно: оказывается, мой нынешний вес чуть ли не вдвое превышает «допустимую норму».

Попробуем посчитать полученные и потраченные за день калории: может быть, я без помощи диетолога смогу составить себе рацион? О, да я молодец – ела сегодня морскую капусту, всего 5 ккал на 100 г продукта. Но потом все испортили суши с угрем (почти 400 ккал), ну и сыр швейцарский был явно лишним (380 ккал). А сколько же энергии я потратила? В графе «Домашнее хозяйство, сон, отдых» есть самые разные пункты, в том числе, «активный/пассивный секс; уборка комнаты; выгуливание собаки большой/маленькой; поливание цветов; чтение сидя; стояние в очереди…» Посчитала: при моем образе жизни фрилансера, чтобы сжечь все съеденное за день, надо было прыгнуть с парашютом. Ни больше ни меньше.

Блоги худеющих

Найти в тематических блогах для худеющих компанию по интересам, которая бы мотивировала и поддерживала, совсем легко. В профайле онлайн-дневника можно указать свой исходный вес, а в специальном поле в форме для записи – текущий; можно выразить поддержку записям «коллег» («мне это нравится» и т. п.); существует рейтинговая система (самые популярные записи, самые лучшие результаты, выраженные в килограммах, самые активные участники).

Что хорошо: к новичкам все «бывалые» относятся дружелюбно и неравнодушно, с готовностью и без агрессии откликаются на их робкие реплики. Что плохо: можно утонуть в массе справочных материалов, которыми с радостью делятся «бывалые»: это варианты различных диет, статьи и ссылки на статьи, сборники советов начинающим, отчаявшимся, сомневающимся… Что может раздражать: специфический сленг и повышенная эмоциональность, вызванная постоянной необходимостью взаимной поддержки: «Обнимаю сердцем!!!»; «Детка, ты лучше всех, у тебя получится!!!» Я вела дневник две недели, выбрав себе скромный ник Баобабочка, и за это время обрела нескольких френдов, стартовавших одновременно со мной или чуть позже. Мы тщательно следили, чтобы никто из нашей «команды» не нарушал свою диету, делились секретами удачного похудения, страшно переживали, если кто-то «срывался», гордились каждой сотней сброшенных граммов. Оказалось, что «командное похудение» – это даже весело. Но только до тех пор, пока вас не вызывает на самое настоящее соревнование другая такая же «команда»: это уже выходит за рамки простого желания сбросить вес.

Можно ли доверять тому, что пишет каждый худеющий блогер у себя в дневнике? Трудно сказать: сама я, признаться, нередко преувеличивала свои «достижения», чтобы не ударить в грязь лицом перед ветеранами и бодро настроенными новичками. Блоги худеющих – полезная вещь, но только в том случае, если быть в состоянии самостоятельно регулировать свой рацион.

Персональные консультации

На некоторых ресурсах свои услуги предлагают «гуру-диетологи» или «онлайн-консультанты». В подавляющем большинстве случаев это сайты, принадлежащие крупным предприятиям пищевой индустрии, реже – косметической или спортивной. Пока подобные консультации – это всего лишь тиражирование не отличающихся индивидуальным подходом рекомендаций. Консультантов, не ориентированных на рекламу, очень мало. В основном своими советами, пусть и не в открытую, эти «гуру» продвигают услуги тех клиник, в которых работают (и на сайте которых предусмотрены такие виды консультаций).

Я написала «онлайн-консультантам» на трех сайтах, которые активно рекламируют коктейли для сжигания жиров. Ответ на одно мое письмо, несмотря на заявленный «онлайн», пришел через два дня, на два других – через пять. И все три ответа заключались в том, что для получения консультации мне предлагалось перевести определенную сумму на виртуальный кошелек. Либо же прийти в клинику и пройти полное обследование – но это уже к «похудению по интернету» едва ли имеет отношение.

Я также решила выяснить, что из себя представляют скайп-консультанты (иначе говоря, диетологи, консультирующие по программе IP-телефонии Skype). Эти специалисты всегда «привязаны» к какой-либо частной клинике, а цены на их услуги варьируются от 10 до 100 тысяч рублей в зависимости от количества требуемых консультаций.

Что предусматривает такая программа? От одной до десяти персональных консультаций врача-диетолога, столько же персональных консультаций психолога, а также составление индивидуального рациона питания на основе веса, роста, объема талии и бедер пациента, его состояния здоровья, уровня содержания глюкозы, холестерина в крови и показателей артериального давления, образа жизни пациента и его пристрастий. Звучит очень солидно.

Я перевела тысячу рублей за «разовую консультацию», в ходе которой выяснилось, что у моего «персонального коуча» не работают веб-камера и микрофон. Письменные ответы этого «доктора Евгения» были настолько штампованными («Вам надо больше двигаться», «Следует снизить количество углеводов») и приходили они настолько невпопад с моими вопросами, что возникло ощущение разговора с роботом, а не врачом. Вторую «консультацию» я уже оплачивать не стала.

Попросту жулики

Заплатив деньги, можно получить некачественную услугу – а можно и не получить никакой вовсе. Повсюду в интернете можно наткнуться на рекламу, обещающую стремительный сброс лишнего веса. Типичный пример текста: «Как превратить похудение в удовольствие? При помощи нашей программы вы сможете за месяц сбросить до 15 кг и даже бросить курить! Заполните анкету и получите тщательно разработанную диету, учитывающую все ваши особенности». Ну что же, попробую.

Заполняю подробнейшую анкету из 40 вопросов (о, пожалуй, это не шарлатаны). Здесь помимо стандартных сведений о моем возрасте, росте, весе, стаже курильщика и группе крови разработчики интересуются количеством детей, набранным во время каждой беременности весом, частотой запоров, наличием в семье больных диабетом и шизофренией, образом жизни, наличием машины… Налицо личностный подход к клиенту. Анкета заполнена, остается только нажать кнопку «получите собственную диету». Жму, мне предлагается послать sms на некий номер, что я и делаю – и снова получаю предложение отправить sms, в этот раз для получения необходимого мне кода, и снова требуется послать sms, в этот раз для антиспамовой проверки…

Через 10 секунд я получаю такую «тщательно разработанную диету с учетом индивидуальных особенностей»: «Основные причины вашего лишнего веса: сидячий образ жизни, «перекусы» вместо полноценных приемов пищи и нерегулярный метаболизм. Для того чтобы достичь желаемого результата и похудеть за месяц на 15 кг, вам следует: 1) не есть после 18.00, 2) больше двигаться, 3) принимать йодные препараты, посещать сауну и пользоваться услугами массажиста».

Как, и это – все?! А где же план питания, специальные рекомендации? Этого нет, зато мобильный телефон сообщает, что за три отосланных sms-сообщения с моего счета списаны 1700 рублей. Стоит ли говорить, что нигде на сайте я не нашла ни слова о «стоимости одного сообщения без НДС»…

Автор - Наталия Ким